Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления




Скачать 270.19 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления
страница1/3
Дата публикации20.07.2013
Размер270.19 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Физика > Методические рекомендации
  1   2   3
РГУ НЕФТИ И ГАЗА им. И.М. ГУБКИНА

Кафедра физики

В.Г. Бекетов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТОВ И ИЗМЕРЕНИЙ

ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ И ВЫПОЛНЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПО ФИЗИКЕ

Для студентов факультета экономики и управления

Москва, 2009

ВВЕДЕНИЕ

Данное пособие представляет собой краткое руководство по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и при выполнении лабораторных работ по физике. Также оно содержит конкретные рекомендации по оформлению лабораторных работ.

Особенное внимание уделено понятию о числе в физике, то есть о числе как результате измерений. Многолетняя практика преподавания физики показала, что это понятие является одним из самых трудных понятий для многих студентов.

Понятие числа в физике принципиально отличается от понятия числа в математике. В математике все числа, с какими мы встречаемся, абсолютно точные. Они как бы «падают с неба», и никто не сомневается в их точности. Например, дробь = 0,42857142… – бесконечная дробь с периодом, равным 428571. В физике же дробь – это приблизительное число, равное 0,4 0,1. В чем же дело? Физика, в отличие от математики, является отраслью естествознания. Физика – наука о природе, пронизанная количественными отношениями между различными физическими величинами. Поэтому, изучая физику, нужно отчетливо представлять себе, откуда берутся те или иные числа. Любое число в физике – это результат измерения или счета предметов. И в том и в другом случае, в принципе, возможны ошибки. Поэтому любое число в физике всегда приблизительное.

В этом пособии кратко изложены самые необходимые сведения из математики.

Данное пособие предназначено для студентов факультета экономики и управления.

^ ЧИСЛА И ЦИФРЫ

Число – это одно из основных понятий математики, служащее для определения количества чего-то. Результаты измерений и расчетов записываются с помощью чисел. Все физические величины выражаются числами с соответствующими единицами измерения. Числа состоят из цифр.

Цифрами называются знаки для обозначения числа. Цифр всего десять: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9.

В разговорной речи слова «цифра» и «цифры» часто используются вместо слова «число». ^ В математике и физике такая подмена недопустима.

Числа состоят из целой и дробной частей. Дробную часть числа принято записывать в виде десятичной дроби. Каждая цифра в числе стоит на определенном месте, которое называется разрядом. Разряды с их наименованиями изображены ниже на схеме.



Любое число можно записать в стандартном виде с помощью степени с основанием 10. В стандартном виде целая часть числа содержит только разряд единиц, а остальные цифры числа находятся в его дробной части. Для сохранения разряда исходного числа используется множитель , где показатель n равен максимальному номеру разряда исходного числа.

Например, число 5237 в стандартном виде должно быть записано так: 5,237∙103.
^ ТОЧНОСТЬ ЧИСЛА. ПОГРЕШНОСТИ

Источником числовых данных о различных физических величинах могут быть только измерения. Подсчет предметов, в результате которого мы получаем некоторое натуральное число, также будем считать измерением. Любой результат измерения не может быть абсолютно точным и обязательно содержит в себе некоторую погрешность. Чем меньше эта погрешность, тем точнее само число.

Измерения физических величин осуществляются с помощью соответствующих измерительных приборов. При этом, как правило, производится отсчет измеряемой величины по шкале прибора: измерения линейных размеров по шкале линейки, штангенциркуля или микрометра; измерения температуры по шкале термометра, измерения силы тока по шкале амперметра и т.д. Во всех случаях результат измерения может быть записан в виде числа с конечным набором цифр. Число цифр определяется числом разрядов, имеющихся на шкале измерительного прибора. Покажем это на следующем примере.

Пусть мы измеряем длину отрезка с помощью обычной школьной линейки, кусочек которой показан на рис. 1.

2 3



Рис. 1.
Шкала линейки разделена на равные отрезки, длина каждого из которых равна 1 см. Каждый из этих отрезков в свою очередь разделен на десять равных отрезков длиной в 1 мм. Таким образом, шкала этой линейки является двухразрядной. Измеренная с помощью такой линейки длина отрезка может быть записана в виде числа, содержащего только две верные цифры: число сантиметров и число миллиметров. Если длина отрезка не составляет целое число миллиметров, то цифра, записанная в следующем разряде десятых долей миллиметра, будет приблизительной. Следовательно, сама длина отрезка будет выражена приблизительным числом.

В отличие от шкалы школьной линейки шкала микрометра, предназначенного для измерения небольших диаметров круглых отверстий и цилиндров, является четырехразрядной. С помощью специального механизма каждый миллиметр в микрометре разделен на 100 равных частей. Измеренный микрометром диаметр должен быть записан в виде числа, содержащего четыре верные цифры: число сантиметров, число миллиметров, число десятых долей миллиметра и число сотых долей миллиметра. Если диаметр, измеренный микрометром, составил, например, ровно 12 миллиметров, то результат измерения должен быть записан так:

R = 12,00 мм.

Кстати заметим, что четырехразрядные шкалы в измерительных приборах встречаются очень редко. Как правило, мы имеем дело с двухразрядными шкалами.

Итак, все числа, с которыми мы имеем дело при решении задач, являются приближенными. Они записываются с помощью конечного количества цифр, которое зависит от разрядности шкалы приборов, с помощью которых эти числа были получены. Количество цифр связано с точностью этого числа. Сказанное относится и к числовым данным задачи, и к результатам расчетов. Следовательно, численный результат решения задачи всегда будет приблизительным. Причем, как будет показано дальше, точность результата, полученного при решении задачи, всегда будет меньше точности исходных данных.

Как правило, числовые данные задачи и результаты расчетов записываются без указания погрешностей. Принято считать, что все цифры записанного конкретного числа являются точными за исключением последней. Последняя цифра числа содержит некоторую погрешность. Модуль погрешности этой последней записанной цифры принимают равным 1. При этом погрешность последней цифры считается абсолютной погрешностью самого числа, причем в том разряде, в котором и находится эта последняя цифра.

Например, в числе 4,53 верными считаются цифры 4 и 5, а цифра 3 имеет погрешность ±1. При этом погрешность самого числа равна ± 0,01. С указанием погрешности это число должно быть записано так:

4,53 ± 0,01.

Сама по себе абсолютная погрешность числа не свидетельствует о точности этого числа. Например, одна и та же абсолютная погрешность в 1 мм для отрезка, сама длина которого составляет 1 мм, очень велика, а для отрезка с длиной в 1 метр вполне приемлема.

^ Точность числа определяется его относительной погрешностью. Относительная погрешность – это отношение абсолютной погрешности к самому числу. Относительную погрешность принято выражать в процентах, то есть, умножать полученное отношение на 100 %. (Напомним, что один процент от какой-то величины – это просто одна сотая этой величины, а 100 % = 1).

Рассмотрим два числа с одинаковым набором цифр: 1,23 и 123. Какое из них точнее? Точность числа 1,23 равна 0,01/1,23 = 1/123, точность числа 123 равна 1/123. Значит, точности разных по величине (разряду) чисел с одинаковым набором цифр одинаковы. Например, число 123 г и число 123 кг имеют одинаковую точность, хотя само первое число в 1000 раз меньше второго. Как видим, точность числа никак не связана с разрядами этого числа, а зависит только от количества так называемых значащих цифр.

Цифры, составляющие число могут играть двойную роль. Во-первых, они нужны для обозначения разряда числа. Во-вторых, они указывают на точность этого числа. Цифры, указывающие на точность числа, называются значащими цифрами. За каждой значащей цифрой стоит соответствующий разряд шкалы измерительного прибора, с помощью которого это число получено. Напомним, что в случае двухразрядной шкалы число значащих цифр равно двум.

Все цифры числа, отличные от нуля, являются значащими. Если нули находятся внутри числа, а само число начинается и заканчивается цифрами, отличными от нуля, то все цифры этого числа являются значащими.

Особую трудность в понимании смысла точности числа представляют нули, стоящие в начале и в конце числа. Сравним, например, два числа: 2 см и 2,0 см. С точки зрения арифметики эти числа равны. Цифра «0» во втором числе для обозначения разряда не нужна. Следовательно, она указывает на точность и является значащей. Теперь сравним два числа: 2 см и 0,02 м. Опять-таки с точки зрения арифметики эти числа равны. Нули в записи второго числа необходимы только для обозначения разряда и, следовательно, не являются значащими.

Если число содержит дробную часть, то все первые нули, если они есть, не являются значащими цифрами, а все последние нули, если они есть, являются значащими цифрами.

Например, в числе 0, 00250 первые три нуля не являются значащими цифрами, а последний ноль является значащим, поскольку для обозначения разряда он не нужен. Он указывает на точность числа.

Если число заканчивается нулями и не содержит дробную часть, то последние нули в целой части числа необходимы для обозначения его разряда, но они ничего не говорят о точности самого числа. Чтобы выяснить точность такого числа, его нужно записать в стандартном виде. Если нули окажутся последними в дробной части числа, то единственным их назначением будет указание на точность этого числа, и они будут значащими цифрами.

Например, в записи числа 2000 нельзя обойтись без трех нулей, иначе это число превратится в 2. А если это число записать в стандартном виде 2,000∙103, то без этих трех нулей можно было бы обойтись Ведь числа 2; 2,0; 2,00 и 2,000 по величине совершенно одинаковы. Значит, эти нули необходимы для обозначения точности числа:

2 – это 2 ± 1,

2,0 – это 2,0 ± 0,1,

2,00 – это 2,00 ± 0,01,

2,000 – это 2,000 ± 0,001.

Так точность числа 2 равна 1/2 = 50 %, точность числа 2,0 равна 1/20 = 5 %, точность числа 2,00 равна 0,5 %, а точность числа 2,000 равна 0,05 %. Мы видим, что с ростом количества значащих цифр относительная погрешность уменьшается, и точность числа растет.

Теперь сформулируем правила подсчета значащих цифр:

1) если число содержит дробную часть, то значащими цифрами являются все цифры числа, считая слева направо, начиная с первой, отличной от нуля;

2) если число не содержит дробную часть, то его нужно представить в стандартном виде и применить первое правило.

Так в числе 2357, например, четыре значащие цифры, в числе 2,357 тоже четыре значащие цифры, в числе 2000 количество значащих цифр определить невозможно. В числе 2000,0 – пять значащих цифр. В числе 0, 00012300 значащими являются последние пять цифр: 1, 2, 3, 0, 0. Первые четыре нуля нужны только для обозначения разряда и пропадут при записи числа в стандартном виде: 1,2300∙10-4.

В заключение отметим, что чем больше значащих цифр в записи числа, тем меньше его относительная погрешность, и тем точнее это число. То есть, точность числа определяется количеством значащих цифр.

^ ОЦЕНКА ПОГРЕШНОСТИ РЕЗУЛЬТАТА РАСЧЕТА

Все расчеты мы производим с числами, имеющими определенные погрешности. В ходе любого расчета погрешность всегда возрастает. ^ Никакой расчет не в состоянии уменьшить погрешность исходных данных. Покажем это на примитивном примере. Пусть нужно сложить два числа a и b, погрешности которых соответственно равны Δa и Δb. Имеем

.

Мы получили некоторое число



с абсолютной погрешностью

.

При сложении или вычитании двух чисел, как мы видим, складываются их абсолютные погрешности. Но при расчетах по физическим формулам мы имеем дело, как правило, с умножением и делением. Покажем, что при умножении или делении двух чисел или двух степеней складываются их относительные погрешности.

Пусть расчетная формула выглядит следующим образом:

,

где A = const, а m и n – целые числа, положительные или отрицательные. Если какое-то из этих чисел отрицательно, то соответствующая степень с противоположным показателем является делителем. Относительные погрешности величин x, y, и z будут соответственно равны:



Прологарифмируем исходную формулу:



Найдем дифференциал левой и правой частей:



Три дифференциала dz, dx, и dy примем за соответствующие абсолютные погрешности: dz = ∆z, dx = ∆x, dy = ∆y. Получим соотношение между относительными погрешностями:

(1)

то есть относительные погрешности множителей и делителей складываются, что и требовалось доказать. Притом складываются столько раз, сколько раз каждый из них входит в формулу множителем (делителем): m раз x и n раз y.

Полученная формула связи относительных погрешностей справедлива только в том случае, если величины x и y или обе завышены или обе занижены. Но на практике погрешности величин, входящих в формулу, как правило, компенсируют друг друга, и относительная погрешность результата расчета оказывается меньше той, что дает формула (1). Поэтому погрешность результата произведения принято вычислять как среднюю квадратичную из относительных погрешностей множителей или делителей:

(2)

Как видно из формулы (2), погрешность результата вычисления по формуле всегда будет больше погрешности самого неточного числа из исходных данных.

Предлагаем Вам доказать, что при и .

Итак, в результате любых вычислений (расчетов) погрешность всегда возрастает. Если исходные данные, использованные для расчетов, содержали не более двух значащих цифр, то результат расчета будет содержать только одну верную цифру – первую, вторая цифра уже будет содержать ошибку.

Поэтому при решении расчетных задач ответ не может содержать больше значащих цифр, чем их содержится в исходных данных. Остальные цифры должны быть отброшены с выполнением правила округления: если первая отбрасываемая цифра меньше 5, то последняя оставленная цифра не меняется, а если первая отбрасываемая цифра равна или больше 5, то последняя оставленная цифра увеличивается на 1.

Рассмотрим еще один наглядный пример, предложенный Л.М. Фабелинской. Пусть нужно перемножить два числа: 24,2 и 3. Во втором числе только одна значащая цифра. Число десятых во втором числе не известно. Каждую неизвестную цифру будем обозначать рисунком .

Перемножим эти два числа столбиком. При этом результат умножения известной цифры на неизвестную и результат сложения известной цифры с неизвестной будем считать неизвестной цифрой и также обозначать рисунком .

2 4, 2

3,



7 2 6

7 ,

Мы видим, что результат умножения содержит только одну известную, то есть верную, цифру.

^ ИЗМЕРЕНИЯ. ВИДЫ ПОГРЕШНОСТЕЙ
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения факультета экономики и управления, приступающих к выполнению...

Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления iconМетодические указания по курсу "Информатика" для лабораторных и контрольных...
...

Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления iconМетодические рекомендации по выполнению электротехнических расчетов...
Методические рекомендации по выполнению электротехнических расчетов с примерами решения типовых задач для студентов неэлектротехнических...

Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления iconМетодические рекомендации по выполнению электротехнических расчетов...
Методические рекомендации по выполнению электротехнических расчетов с примерами решения типовых задач для студентов неэлектротехнических...

Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления iconМетодические рекомендации по выполнению электротехнических расчетов...
Методические рекомендации по выполнению электротехнических расчетов с примерами решения типовых задач для студентов неэлектротехнических...

Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления iconМетодические рекомендации по выполнению дипломной работы для студентов...
Методические рекомендации предназначены для оказания помощи студентам в подготовке и написании дипломной работы. Даются рекомендации...

Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления iconМетодические рекомендации по подготовке курсовых работ для студентов...
Курсовая работа (КР) – первая важная ступень самостоятельной образовательной деятельности студента, имеющая целью применение полученных...

Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов...
При выполнении контрольных работ студенты теоретически и практически исследуют психологические явления

Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления iconМетодические указания к комплексу лабораторных работ по физике для...
Физика. Методические указания к комплексу лабораторных работ по физике для студентов-заочников (механика, молекулярная физика, электричество...

Методические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и выполнении лабораторных работ по физике для студентов факультета экономики и управления iconМетодические рекомендации для обеспечения контролируемой самостоятельной...
Методические рекомендации предназначены для студентов 1 курса факультета славянских и германских языков при организации кср по теме...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов