Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет




Скачать 124.11 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет
Дата публикации22.07.2013
Размер124.11 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Физика > Документы


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный технический университет

«Кафедра электротехники и электроники»
Лабораторная работа №1
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНЕЙНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

ПОСТОЯННОГО ТОКА

Выполнил: студент

САДИ гр. ТГС-22

Тимощук Максим

Саратов 2011
Цель работы: экспериментальное исследование линейной электрической цепи постоянного тока и изучение методов расчета такой цепи.

^ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Электрической цепью называют совокупность устройств, предназначенных для передачи, распределения и взаимного преобразования электрической и других видов энергии, если процессы, протекающие в устройствах, могут быть описаны при помощи понятий об электродвижущей силе (ЭДС), токе и напряжении.

Электрические цепи, в которых получение электрической энергии в источниках, ее передача и преобразование в приемниках происходит при неизменных во времени токах и напряжениях, называют цепями постоянного тока.

Электрические цепи постоянного тока, состоящие только из элементов с линейными вольт-амперными характеристиками, называются линейными.

Ветвью называется участок электрической цепи, который состоит только из последовательно включенных элементов и вдоль которого протекает один и тот же ток.

^ Узлом электрической цепи называется точка соединения трех и более ветвей.

Контур электрической цепи – это замкнутый путь, проходящий по нескольким ветвям; при этом каждый узел в рассматриваемом контуре встречается не более одного раза. Контур называют независимым, если он содержит хотя бы одну ветвь, не входящую в другие контуры.

Наиболее часто расчет электрической цепи состоит в определении токов, протекающих по ветвям, под действием заданных источников ЭДС при заданных значениях сопротивлений.

Для расчета линейных электрических цепей постоянного тока существует ряд методов, целесообразность применения которых определяется исходными данными.

Наиболее универсальным является метод применения законов Кирхгофа, которые формулируются следующим образом.

^ Первый закон Кирхгофа. Алгебраическая сумма токов в любом узле электрической цепи равна нулю:

,

то есть в любом узле электрической цепи сумма токов, направленных к узлу, равна сумме токов, направленных от узла.

^ Второй закон Кирхгофа. В любом контуре электрической цепи алгебраическая сумма напряжений на сопротивлениях, входящих в этот контур, равна алгебраической сумме ЭДС контура:

, (1)

где m – число резистивных элементов в контуре; n – число ЭДС.

В уравнении (1) со знаком плюс записываются токи и ЭДС, направления которых совпадают с произвольно выбранным направлением обхода контура.

Количество уравнений, составляемых по двум законам Кирхгофа, определяется числом ветвей В с неизвестными токами. Из них по первому закону Кирхгофа составляется (У–1) уравнений, где У – число узлов. Остальные (В–У+1) уравнений составляются по второму закону Кирхгофа.

Продемонстрируем порядок расчета на примере электрической цепи, представленной на рис. 1.

Рис. 1
Дано: E1, Е2, R1, R2, R3.

Необходимо определить токи в ветвях схемы. Для этого выполним следующие действия.

  1. Произвольно выберем и укажем на схеме положительные направления токов в ветвях и положительные направления обхода независимых контуров. Примем за положительное направление обхода этих контуров обход по часовой стрелке.

  2. Для (У–1) узлов составим уравнение по первому закону Кирхгофа, например, для узла «1»

. (2)

По второму закону Кирхгофа составим уравнения для независимых контуров:

; (3)

. (4)

  1. Решая систему уравнений (2) – (4) любым известным методом решения систем линейных алгебраических уравнений, можно определить искомые токи в ветвях.

Чтобы уменьшить число совместно решаемых уравнений по сравнению с числом уравнений, составляемых по закону Кирхгофа, расчет линейных электрических цепей проводят с использованием метода контурных токов или метода узловых потенциалов. Эти методы подробно изложены в литературе, список которой приведен ниже.

Существует метод расчета, который позволяет свести расчет разветвленной цепи с несколькими источниками ЭДС к расчету нескольких цепей, в каждой из которых действует только один источник ЭДС. Этот метод основан на принципе наложения, который формулируется следующим образом: если в электрической цепи действует несколько источников энергии, то ток любой ветви равен алгебраической сумме токов, вызванных действием каждого источника энергии схемы в отдельности.

Порядок расчета цепей методом наложения рассмотрим на примере схемы рис. 1.

  1. Исключим источник ЭДС Е2. Соответствующая расчетная схема показана на рис. 2. Обозначим токи, протекающие под действием ЭДС Е1, через I’1, I’2, I’3 и укажем на схеме их направление.




Рис. 2
Из рассмотрения полученной схемы видно, что для ее расчета достаточно использования закона Ома. При этом удобно предварительно определить эквивалентное сопротивление параллельно включенных сопротивлений R2 и R3:

.
Ток в первой ветви, обусловленный действием ЭДС Е1:

.

Токи I’2, I’3 найдем после расчета напряжения между узлами 1 и 2.

;

;

.


  1. Исключим теперь вместо источника ЭДС Е2 источник ЭДС Е1. Соответствующая расчетная схема показана на рис. 3.



Рис. 3
Обозначим токи, протекающие под действием ЭДС Е2, через I’’1, I’’2, I’’3 и найдем их:

;

;

;

;

.


  1. Определим искомые токи в ветвях исходной схемы (рис. 1) наложением токов схем на рис. 2 и на рис. 3, при этом соблюдается следующее правило знаков: если ток, обусловленный отдельным источником ЭДС совпадает по направлению с током исходной схемы, то он берется со знаком “+”, если не совпадает – то со знаком “–“. В нашем случае все токи в промежуточных схемах выбраны совпадающими с направлениями токов в исходной схеме:

;

;

.

Еще одним методом, облегчающим расчет простых цепей сводящихся к схеме с двумя узлами является частный случай метода узловых потенциалов – метод двух узлов.

Порядок расчета методом двух узлов также рассмотрим на примере схемы (рис. 1).

  1. Рассчитываются проводимости отдельных ветвей:

;

;

.

  1. Определяется напряжение между узлами 1 и 2 по формуле



В числителе формулы произведение берут со знаком «+» в том случае, когда ЭДС Еk напралена к узлу 1, и со знаком «–», когда от узла. В рассматриваемом примере обе ЭДС направлены к узлу 1.

  1. Теперь токи в ветвях могут быть определены с помощью обобщенного закона Ома:

;

;

.
Таким образом, расчет схем с использованием метода наложения или метода двух узлов не требует решения систем уравнений, а сами вычисления сводятся к решению простых уравнений, составленных с помощью закона Ома.

^ ТРАБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ


  1. Включать стенд можно только с разрешения преподавателя.

  2. Запрещается трогать выключатели, клеммы и приборы, не относящиеся к данной работе.

  3. Нельзя оставлять без присмотра работающую лабораторную установку. После окончания работы необходимо выключить стенд.



^ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Лабораторная работа выполняется на универсальном стенде. На панели размещены изображения исследуемых схем, индикаторы измерительных приборов, тумблеры управления.
^ Измерительная часть
1.Установить тумблер переключения работ в положение 1, как показано на рис. 4. Слева от тумблера расположены индикаторы измерительных приборов стенда. После переключения должен загореться индикатор в левом верхнем углу раздела стенда «Л1 – Изучение линейной электрической цепи постоянного тока» (рис. 5).

2. Тумблеры В1, В2 и В3 переключить влево, что соответствует включенному состоянию В1 и подключению к схеме ЭДС E1 и Е2 с помощью тумблеров В2 и В3.


Рис. 4


Рис. 5
3. Устанавливая переключатель в положения от R1 до A-B, записать показания вольтметра V1 (рис. 4) в табл. 1.

4. Записать показания амперметров А1, А2 и А3 (рис. 3) в столбцы I1, I2 и I3 табл. 2.

5. Переключить тумблер В2 в правое положение и повторно снять показания амперметров А1, А2 и А3 (рис. 4), но записать их в столбцы I’1, I’2 и I’3 табл. 2 .

6. Переключить тумблер В2 в левое положение, а тумблер В1 – в правое положение. Записать показания амперметров А1, А2 и А3 (рис. 4) в столбцы I’’1, I’’2 и I’’3 табл. 2 .
Таблица 1


Измеряемая
величина

E1

E2

UR1

UR1’

UR2

UR2’

UR3

UR3’

UAB

Результаты

измерений,





























Таблица 2


Измеряемая
величина

I1

I2

I3

I’1

I’2

I’3

I’’1

I’’2

I’’3

Результаты

измерений, A




























Расчет (принцип наложения), А














^ Расчетная часть
1. Составить систему уравнений по законам Кирхгофа для исследуемой схемы (рис. 5).

2. Проверить выполнение первого закона Кирхгофа для одной из узловых точек схемы. Перед проверкой необходимо правильно выбрать положительные направления токов в ветвях, после чего записать уравнения и подставить в них значения токов I1, I2 и I3 из табл. 2.

3. Проверить выполнение второго закона Кирхгофа. Перед проверкой необходимо правильно выбрать положительные направления напряжений на резистивных элементах и ЭДС, после чего составить уравнения для двух независимых контуров схемы и подставить в них данные из табл. 1.

4. Проверить выполнение принципа наложения. Согласно определению данного принципа, в ходе измерений должны выполниться следующие условия:

,

,

.

Рассчитанные по этим формулам значения токов I1, I2 и I3 занести в табл. 2 и сравнить с данными, полученными при проведении опыта.

5. На основании результатов табл. 1 и 2 рассчитать значения всех сопротивлений схемы. Для расчетов брать значения тока из графы «Результаты измерений». Результаты расчетов записать в табл. 3.

Таблица 3


Определяемая величина

R1

R2

R3

R’1

R’2

R’3

Рассчитанное значение, Ом



















6. Взяв значения ЭДС из табл. 1, а сопротивлений - из табл. 3, определить расчетным путем токи I1, I2, I3 и узловое напряжение UAB для схемы лабораторной установки (рис. 5).

^ СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО РАБОТЕ
Отчет по лабораторной работе нужно выполнять на листах формата А4, альбомной ориентации. Если для оформления работы используется компьютер, то к применяемому текстовому редактору предъявляется требование верной передачи формул и обозначений схем. При этом не допускается печать символов и их сочетаний, предполагающих двоякое толкование (например «IR1», вместо «IR1», «*», вместо «·» и т.п.).

Отчет о лабораторной работе должен содержать:

- титульный лист с названиями учебного заведения, кафедры, типа работы (лабораторная), темы работы, а также в нижнем правом углу – ФИО студента, выполнившего работу, и ФИО преподавателя, проверившего работу, внизу – название города и год оформления работы;

- формулировку цели работы;

- краткие теоретические сведения;

- схему установки;

- результаты измерений;

- результаты расчетов;

- выводы по работе.

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Какая электрическая цепь называется линейной?

  2. Что такое узел, ветвь и контур разветвленной цепи?

  3. Как сформулировать и записать законы Кирхгофа?

  4. Как рассчитать электрическую цепь при помощи законов Кирхгофа?

  5. В чем заключается принцип наложения? Как рассчитать электрическую цепь методом наложения?

  6. Как рассчитать электрическую цепь методом двух узлов?



ЛИТЕРАТУРА


  1. Основы теории цепей: учебник для вузов / Г.В. Зевеке, П.А. Ионкин, А.В. Нетушил, С.В. Страхов. – М.: Энергоатомиздат, 1989. – 528 с.

  2. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники: электрические цепи: учебник для вузов / Л.А. Бессонов –7-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая. школа, 1978. – 528 с.


ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНЕЙНОЙ ЭЛЕТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ

ПОСТОЯННОГО ТОКА
Методические указания

к выполнению лабораторной работы

Составил ГУРЬЯНОВ Алексей Анатольевич

Рецензент С.В. Осипова
Корректор Е.В. Григоренко


Подписано в печать Формат 60х84 1/16

Бум. тип. Усл. печ.л. 1,16(1,25) Уч.-изд.л. 1,1

Тираж 100 экз. Заказ Бесплатно

Саратовский государственный технический университет

410054 г. Саратов, ул. Политехническая, 77

Копипринтер СГТУ, 410054 г. Саратов, ул. Политехническая, 77



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский...
Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский...
Цель преподавания дисциплины заключается в обеспечении будущего инженера-строителя-технолога комплексом теоретических и практических...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский...
Кроме того, выполнение работ позволит студентам закрепить знания, полученные из теоретического курса дисциплины, изучить и на практике...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию южно российский...
М69 Логистика: учеб пособие/Юж. – Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2008. –284 с

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию южно российский...
М69 Системы реального времени. Синтез алгоритмов оценивания технологического параметра: учеб пособие/Юж. – Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск:...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет iconГр. 08-зхк-тхом страхова Евгения Леонидовна Проверил
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской Государственный Технологический...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет iconПоложение «Оценка качества документации. Нормоконтроль» м инистерство...
«восточно-сибирский государственный технологический университет» (гоу впо «всгту»)

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской...
Хохлова, Е. Е. Метрология: методические указания / Е. Е. Хохлова, Е. А. Ветошкина.– Кострома: Изд-во Костром гос технол ун-та, 2009.–...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский государственный технический университет iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию башкирский государственный университет
Трудовое право: Учебно-методический комплекс дисциплины. Для студентов юридических факультетов всех форм обучения. Изд. 2-е доп и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов