Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00




Скачать 298.58 Kb.
НазваниеПрограмма 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00
страница1/3
Дата публикации28.06.2013
Размер298.58 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Физика > Программа
  1   2   3
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ИНДИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ.

ВТОРАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ЭНЕРГЕТИКА И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНДИИ

ПРОГРАММА

15 мая.

Первое заседание – начало в 11. 00

Открытие конференции

Приветственные выступления (В. Я. Белокреницкий, Т. Л. Шаумян, представитель посольства Индии)

Ghoshal Baladas (ICCR/РГГУ)

Energy Security as a component of India's foreign policy

Баранов С. А. (МИД РФ)

Российско-индийское сотрудничество в области энергетики

Сотников В. И. (ИВ РАН)

Состояние, проблемы и перспективы российско-индийского ВТС (по итогам экспертного совещания в РСМД, Москва, октябрь – ноябрь 2012 г.). Сотрудничество между РФ и Индией в области мирного использования атомной энергии.

Перерыв на обед – 14. 00 – 15.00

Второе заседание – начало в 15.00

Юрлов Ф. Н. (ИВ РАН)

Индия: ядерная энергетика и политика

Лебедева Н. Б. (ИВ РАН)

Некоторые особенности формирования энергетической стратегии Индии

Каменев С.Н. (ИВ РАН)

^ Помощь зарубежных стран в развитии энергетики Индии

Семенова Н.К. (ИВ РАН)

Российско-индийско-китайское энергетическое сотрудничество в формате ШОС

16 мая

Третье заседание – начало в 11..00

Акимов А.В. (ИВ РАН)

ТЭК в XII-м пятилетнем плане Индии.

Алексеева Н.Н. (МГУ)

Роль альтернативной энергетики Индии в реализации

^ Национального Плана действий в области климатических изменений

Томберг И. Р.

Сланцевый бум и Индия

Рабей С. Л. (ИВ РАН)

Использование ВИЭ в Индии: перспективы развития отрасли

Дерюгина И. В. (ИВ РАН)

Энергетическая эффективность и энергоемкость сельского хозяйства Индии

Кашин В.П. (ИВ РАН)

Энергетика и энергетические ресурсы Гуджарата

Перерыв на обед – 14.00 – 15.00

Четвертое заседание – начало в 15.00

Бычкова А. А. (ВШЭ)

Энергоресурсы в экономике Нагаленда (проекты versus традиционные сообщества)

Иванов А. В. (РГГУ)

Строительство больших плотин и проблема переселения

Свинарчук Т. О. (ИВ РАН)

^ Политические проблемы использования водных ресурсов и проблемы гидроэнергетики Индии

Баклицкий А. А. (ИВ РАН)

Индия и Ближний Восток – сравнительный анализ новых рынков экспорта атомных технологий

Замараева Н. А. (ИВ РАН)

^ Пакистан  - Индия:  война портов за энергетические маршруты

ТЕЗИСЫ



Baladas Ghoshal (ICCR/RGGU)

Energy Security as a component of India's foreign policy

Energy security is emerging as a core concern in India’s foreign policy, as its economy grows at an unprecedented pace leading to rise in energy consumption. The quest for energy security has transformed its foreign policy. In fact, energy and, to an increasing extent, climate change, have become defining elements of India’s foreign policy as well as of the international context in which it finds itself. A new “energy foreign policy” which transforms the character of existing geopolitical rivalries is emerging. Energy security implies securing uninterrupted energy supplies at affordable prices and in an equitable manner for economic growth and household consumption. A substantial part of India’s energy needs are met from the import of crude oil, liquefied natural gas and uranium. These supplies are sensitive to geopolitical developments on which India may have no control. Having a proactive and nuanced foreign policy becomes a key to addressing energy security concerns. While ensuring energy security, India faces major challenges: reduce its widening demand-supply gap; mange the security of the sea lanes through which much of its energy imports pass; address the geopolitical risks to energy supplies; negotiate well its vital interests in highly complex negotiations on climate change; and finally, invest in renewable and unconventional sources of energy. These concerns need to be factored in India’s foreign policy.

India will require increasing its installed capacity of electricity generation from the present 1,60,000 MWe to 9,60,000 MWe by 2031. Coal is the most important fuel for India as it meets 53 per cent of the primary energy needs, followed by oil at 30 per cent and natural gas at 10 per cent. The rest is met by hydro, nuclear and renewable energy sources. India’s requirements of coal will increase from 420 MT to over 2 to 3 billion tonnes per annum by 2031-32. India is already importing coal from Australia and Indonesia. India imported coal worth $7 billion from Australia in 2011-’12. Investing in coal mines abroad has emerged as an important trend in India’s foreign policy. Import dependence on oil is expected to increase from 76 per cent from 2010-’11 to 80 per cent by the end of 12th plan; that of natural gas will increase from 19 per cent to 28 per cent; and that of coal from 19.8 per cent to 22.1 per cent. The continuing heavy dependence on import of primary energy has major implications for energy security, national security and foreign policy.

India has sought to increase investments in oil, gas and coal fields abroad to augment its energy resources. Oil public sector undertakings (PSUs) have invested over Rs 64,000 crore aboard. ONGC has 40 projects in 15 countries; IOCL has nine projects in six countries; OIL has 12 projects in eight countries, BPCL has 12 projects in seven countries; GAIL has four projects in two countries and HPCL has two projects in two countries. Petronet LNG Limited (PLL) imported 8.64 million metric tonnes of LNG at its Dahej terminal. It is also securing large contracts in Western Australia. Possibilities are also being explored to import shale gas from the United States.

With India sourcing its oil and gas supplies from the Middle East, Africa, Latin America, South East Asia and Oceania, the safety and security of energy transportation routes has emerged as a major challenge. Piracy in the Gulf of Aden has become a major global security issue. Nearly 25 per cent of attacks on ships passing through the region are oil tankers. The Indian Navy has been deployed in the region to provide security to Indian and foreign merchant fleets. So far it has safely escorted close to 2,000 ships. India will also have to manage the geopolitical risks to energy supplies. The geopolitical tensions lead to uncertainties in oil prices and raise apprehensions about disruptions in production and transportation. India will have to craft a strategy that works towards a climate deal which safeguards India’s interests and facilitates transfer of technology and investments in clean technologies. There has to be an all-out effort to increase energy efficiency through a combination of technological measures and policy reform.

А.В. Акимов (ИВ РАН)

^ ТЭК в XII-м пятилетнем плане Индии

ХII-й пятилетний план развития экономики Индии1 предусматривает рост ВВП на 9% в год с 2912 г. по 2017 г. Эти темпы экономического роста требуют адекватного роста потребления ТЭР. Они оценены в 6,5% в год с учетом сложившейся энергоемкости ВВП.

Планируемый рост потребностей потребует от правительства Индии и бизнеса ряда мер, среди которых наиболее важны увеличение импорта ископаемых видов топлива, рост производства, экономия ТЭР за счет изменения технологий, упорядочение ценообразования как составной части госрегулирования в этой сфере.

Увеличение импорта коснется не только нефти и газа, но и каменного угля. Рост производства не сможет покрыть растущие потребности как из-за быстрого их роста, так и по причине недостаточности ресурсной базы.

В технологическом блоке изменения коснутся как обогащения угля, которое необходимо из-за невысокого качества исходного топлива, интенсификации строительства тепловых электростанций с критическими и закритическими параметрами пара для повышения эффективности генерации. Планируется интенсификация использования возобновляемых источников энергии.

В сфере ценообразования планируется упорядочить субсидирование цен по социальным соображением, а также шире применять ценовой механизм для повышения эффективности производства и потребления энергии.

В целом, энергетический сектор страны в ближайшие годы не станет ограничителем экономического роста, но практически неизбежно удорожание топлива и электроэнергии. Кроме того, Индия будет еще сильнее зависеть от ситуации в мировой энергетике.

Н.Н. Алексеева (МГУ)

^ Роль альтернативной энергетики Индии в реализации

Национального Плана действий в области климатических изменений

Индия занимает 4-е место в мире по эмиссии углекислого газа, уступая только Китаю, США и странам ЕС. При этом свыше 70% мировых эмиссий связано с энергетическим сектором. Поскольку зависимость Индии от традиционных источников энергии сохранится в долгосрочной перспективе, объемы выбросов парниковых газов (ПГ) будут увеличиваться. По прогнозам, при сохранении существующей ситуации в энергетике к 2030 г. эмиссии ПГ Индии возрастут в абсолютном выражении в три раза (Müller, Kadakia, 2010).

Как известно, Киотский протокол (1997) не наложил на Индию обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. С 2013 г. вступил в силу второй период действия протокола, одновременно с ним осуществляется подготовка нового юридически обязывающего соглашения, которое должно быть принято в 2015 г. и начнет действовать после окончания второго периода действия Киотского протокола в 2020 г. Несмотря на отсутствие количественных ограничений на выбросы ПГ, Индия приняла амбициозный Национальный План действий в области климатических изменений (2008). Он включает в себя 8 целей, среди которых – развитие солнечной энергетики, повышение энергоэффективности, внедрение принципов устойчивого жилища, интегрированное управление водными ресурсами, восстановление и поддержание природных экосистем как резервуаров углерода, содействие фундаментальным исследованиям в области изменений климата и др. В соответствии с Национальным Планом действий в области климатических изменений Индия будет стремиться к сохранению в долгосрочной перспективе уровня подушевой эмиссий ПГ ниже показателей развитых стран. Ключевое место в этом отводится развитию альтернативной и возобновляемой энергетики.

В настоящее время доля атомной энергетики и энергетики на возобновляемых источниках составляет в глобальном энергобалансе 33%, по прогнозам Международного энергетического агентства к 2020 г. она составит 60%. Индия планирует достичь выработки 20% энергии на возобновляемых источниках к 2015 г. Имеющиеся успехи Индии в развитии альтернативной энергетики пока не достаточны для достижения экологических целей, что особенно видно на фоне успехов Китая. По данным ВР, темпы роста выработки энергии на возобновляемых источниках (ВИЭ) за 2011 г. в Китае составили 48%, в Индии – 21%; возобновляемая энергетика производит в Индии почти вдвое меньше энергии, чем в Китае.

Ключевое значение имеет поступательное развитие и усовершенствование технологий альтернативной и возобновляемой энергетики в Индии, что будет способствовать значительному увеличению доли безуглеродных технологий в энергобалансе страны. Дальнейшее развитие этого тренда имеет мультипликативный эффект, приводящий к последовательным качественным изменениям в смежных секторах экономики и науки (развитие физики, химии, науки о материалах, IT-технологий). Развитие «зеленой энергетики» способствует не только сокращению выбросов парниковых газов, но также ведет к снижению загрязнения воздуха (60% всех загрязнителей в Индии связано с тепловой энергетикой) и обусловленных с ним рисков для здоровья населения. Одновременно достигаются политические и социальные эффекты: в том числе в сфере энергетической безопасности и диверсификации источников энергии; обеспечения населению гарантированного доступа к энергоисточникам, роста занятости населения и др.

А. А. Баклицкий (ИВ РАН)

^ Индия и Ближний Восток – сравнительный анализ новых рынков экспорта атомных технологий

В апреле 2008 г. правительство Объединенных Арабских Эмиратов объявило, что планирует провести тендер на строительство в стране атомных электростанций. Спустя четыре месяца, в сентябре 2008 г. Группа ядерных поставщиков сняла ограничения на сотрудничество в области атомной энергетики с Индией. Эти два не связанных напрямую между собой события положили начало созданию двух новых рынков атомной энергетики.

После решения, во многом пролоббированного Вашингтоном, Индия, находившаяся в «атомной изоляции» с 1974 г., смогла начать привлекать на свой рынок зарубежные компании. Динамичная деятельность Абу-Даби, завершившаяся в 2009 г. заключением контракта с корейской KEPCO, показала, что развитие атомной энергетики на Ближнем Востоке перестает ассоциироваться только с рисками и угрозами ядерного распространения и становится еще одной (высокодоходной) отраслью промышленности. Авария на АЭС Фукусима I, которая случится в марте 2011 г., несколько замедлит, но уже не сможет развернуть ход событий.

Несмотря на параллельный старт, индийский и ближневосточный рынки достаточно сильно отличаются друг от друга. Если Индия находилась под международными санкциями и, при всем желании развивать атомную энергетику, была в этом ограничена (продолжая при этом строить АЭС собственной разработки), то на Ближнем Востоке атомная энергетика до конца 2000х не пользовалась значительной популярностью (пример Чернобыля, наличие значительных запасов углеводородов, отсутствие финансов у ряда стран).

Если каждый тендер на Ближнем Востоке вызывает ожесточенную конкуренцию между компаниями поставщиками, то значительный объем индийского рынка (7 строящихся и 18 запланированных реакторов на 2013 г.) и его локализация в пределах одного национального государства приводят к тому, что конкуренция между поставщиками практически отсутствует. Дели предоставляет всем заинтересованным компаниям площадки для строительства, правда выставляемые индийским правительством условия (в частности, о полной финансовой ответственности компании-поставщика в случае аварии) могут служить фильтром не хуже чем конкурсная система Анкары, Абу-Даби и Аммана.

Гарантии ядерного нераспространения, вопрос отработанного ядерного топлива, уровень и структура локализации производства, схемы финансирования – все эти вопросы решаются в Индии и на Ближнем Востоке по-разному. В тоже время, оба новых рынка являются «срезами» тех тенденций, которые станут преобладающими в мире в ближайшие десятилетия и в этом контексте заслуживают пристального, сравнительного анализа.

С.А Баранов (МИД РФ)

^ Российско-индийское сотрудничество в области энергетики

Взаимодействие в сфере энергетики остается одним из важнейших направлений российско-индийских торгово-экономических отношений. Оно регулярно обсуждается в процессе политического диалога на высшем и высоком уровне. Создана солидная нормативно-правовая база по различным аспектам двустороннего энергетического сотрудничества.

Главной его областью является атомная энергетика – одна из ключевых составляющих российско-индийского особо привилегированного стратегического партнерства. Основный объект в сфере «мирного атома» – строительство двух энергоблоков АЭС «Куданкулам» (штат Тамилнаду), которое ведется с 2002 г. Сооружение энергоблока № 1 полностью завершено. На завершающей стадии находится строительство энергоблока № 2. Продолжаются переговоры по согласованию двусторонних документов на сооружение второй очереди (блоков № 3 и № 4) АЭС «Куданкулам».

В нефтегазовой сфере осуществляется ряд масштабных проектов долгосрочного характера. С 2001 г. Индийская государственная нефтегазовая корпорация ONGC участвует как инвестор в нефтегазовом проекте «Сахалин-1».

В газовом секторе основным направлением сотрудничества с индийскими компаниями является работа по организации поставок ОАО «Газпром» сжиженного природного газа (СПГ). В 2012 г. компания «Газпром Маркетинг и Трейдинг» осуществила поставку 5-ти партий СПГ в Индию, общим объемом 0,29 млн т (0,39 млрд куб. м).

Важно, что сотрудничество в сфере энергетики включает в себя поставки оборудования, сооружение объектов энергетической инфраструктуры, и не сводиться только к поставкам в Индию энергоносителей.

А. А. Бычкова (ВШЭ)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00 iconОмский научный семинар
В субботу 25 мая 2013 г., в 11. 30 состоится очередное сорок первое заседание Омского научного семинара «Современные проблемы радиофизики...

Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00 iconПрограмма тура «Знакомство с Германией»
Даты выезда: 28 февраля / 20 марта / 16 апреля / 7 мая / 8 ноября- начало Карнавального марафона

Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00 iconЗаседание Научного совета ран по проблемам горных наук (начало 10:...
Совета Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области горного дела (начало в 10: 00, актовый...

Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00 icon4 заседание Максим Леонардович Шевченко
Ш: первое правило философии – выражение уважения к учителю. Это основа философского знания, без которого вы не сможете пойти дальше...

Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00 iconЗаседание умо: Расширенное заседание учебно-методического объединения...
Конференция «Государственно-правовая политика в сфере обеспечения национальной безопасности»

Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00 iconЗаседание в рамках проекта tempus IV. Рабочая группа методологии...
Пленарное заседание. Обучение медицине в XXI веке: глобальные тенденции развития медицинского образования

Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00 iconПрограмма фестиваля 23-27 мая, Москва, 2013 Основные площадки Фестиваля...
Торжественная церемония «Университи» и конкурса «Вместе радио» в цфо пройдут 25 мая в банкетном зале вц «Русское Зарубежье»

Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00 iconВ ятский государственн ы й гуманитарный университет
Программа конференции предусматривает пленарное заседание и работу секций по следующей проблематике

Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00 iconПрограмма конференции пленарное заседание
«Государственная политика и законодательство в сфере обеспечения транспортной безопасности, пути совершенствования»

Программа 15 мая. Первое заседание – начало в 11. 00 iconЗаседание 1: Скрещение взглядов Заседание 2: Путешествия реальные...
А. Б. Куделин, директор Института мировой литературы им. А. М. Горького ран, академик ран, д филол н., проф

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов