Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении




Скачать 128.52 Kb.
НазваниеЭнергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении
Дата публикации19.08.2013
Размер128.52 Kb.
ТипАнализ
zadocs.ru > Физика > Анализ
А. Ю. Старичков1

Энергетические ресурсы

Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении
Развитие нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока является одной из основных задач, определяемых энергетической стратегией России. Наиболее реальные перспективы экономического развития этих регионов связаны именно с освоением энергетических ресурсов. Однако значительная удаленность основных российских потребителей, а также неразвитость инфраструктуры делает страны Северо – Восточной Азии (СВА) крупнейшим перспективным рынком восточносибирских и дальневосточных энергетических ресурсов. Спрос на них будет обусловлен тем, что современные проблемы обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами, проблемы энергетической безопасности являются одними из наиболее острых среди проблем устойчивого роста, как экономик стран СВА, в целом, так и экономики Республики Корея, в частности.

Анализируя энергетическую политику Республики Корея, можно выделить следующие основные приоритетные задачи. Это, прежде всего, обеспечение стабильности поставок энергоресурсов, расширение энергетической инфраструктуры; развитие энергетического сотрудничества со странами АТР; усиление рыночных механизмов при помощи приватизации; реорганизация налоговой системы в области энергетики, а также развитие энергосберегающих технологий. Решение этих задач возможно во многом лишь при условии диверсификации источников поступления в страну нефти и газа. Одним из приоритетных направлений такой диверсификации в Республике Корея видят Восточную Сибирь и Дальний Восток России.

Таким образом, нельзя не признать, что динамичное развитие энергетического сотрудничества отвечает интересам и России, и Кореи. К числу наиболее перспективных проектов можно отнести следующие:

1. строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан»;

2. освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения;

3. разработка нефтяных и газовых ресурсов о. Сахалин.
Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан»

31 декабря 2004 года Председатель Правительства РФ М. Е. Фрадков подписал постановление о проектировании и строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), заказчиком которого выступает ОАО АК «Транснефть».

Нефтепровод ВСТО рассчитан на перекачку 80 млн. т нефти в год, протяженность его составит более 4 тысяч км. Нефтепровод пройдет по маршруту Тайшет (Иркутская область) – Сковородино (Амурская область) – бухта Перевозная (Приморский край). Выбор конечного пункта объясняется тем, что бухта Перевозная не замерзает и способна принимать танкеры дедвейтом до 300 тыс. тонн.


Рис. 1. Транспортировка российской нефти в страны АТР
Предполагается, что в первую очередь будет построен участок нефтепровода Тайшет – Сковородино. Параллельно будет сооружен нефтяной терминал в бухте Перевозной, куда нефть из Сковородино будет поступать по железной дороге. Участок Сковородино – Перевозная начнет строиться тогда, когда нефтяники приступят к промышленной разработке месторождений Восточной Сибири и Якутии. Пока также точно не определено, будет ли ответвление на Китай. В ходе недавнего визита в Китай Президент РФ В. В. Путин заявил: «В России принято решение о строительстве нефтепроводной системы из Восточной Сибири к Тихоокеанскому побережью. Российские и китайские организации обсуждают вопрос о строительстве ответвления от этого нефтепровода на Китай».

Важнейший фактор, о котором сегодня много говорят эксперты, – это наполняемость трубы. Месторождения нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока рассматриваются как ресурсная база нефтепровода. Но на первых порах углеводороды в систему ВСТО планируется поставлять с месторождений Западной Сибири, где активно эксплуатируется 26 месторождений. Предполагается, что, в конечном счете, 24 млн. тонн нефти будут поступать из Западной Сибири и 56 млн. тонн – с месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Этот проект станет мощным стимулом к активному освоению недр Восточной Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время здесь открыты нефтегазоносные месторождения, из которых самыми крупными считаются Талаканское в Якутии, Юрубчено-Тохомское в Эвенкии, Верхнечонское в Иркутской области. При благоприятных условиях объем добычи нефти на этих и более мелких месторождениях может составить 50–51 млн. тонн. Параллельно со строительством основной ветки от Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений будут прокладываться трубы к нефтеперекачивающей станции (НПС) «Тайшет», а от Среднеботуобинского, Верхнечонского, Ярактинского месторождений – к НПС «Казачинское». Достаточность ресурсов будет напрямую зависеть от размера инвестиций в геологоразведку восточных регионов и результатов последней.

Суммарные инвестиционные затраты по проекту – порядка 11 млрд. долларов США. Предполагается, что часть тарифной ставки за перекачку сырья будет идти на финансирование строительства. Первоначально тариф составит 47 долларов США за тонну, затем, после погашения взятых под строительство кредитов, он может снизиться вдвое. Пока нет окончательного ответа на вопрос об инвесторах проекта.

Реализация проекта будет означать не только диверсификацию потребителей российской нефти и интенсивное экономическое освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, но также активизирует энергетическое сотрудничество России со странами СВА, в том числе и с Республикой Корея.

^ Строительство газопровода от Ковыктинского газоконденсатного месторождения в КНР и Республику Корея

Восточносибирский газовый проект базируется на вероятности вовлечения в эксплуатацию Ковыктинского газового месторождения, расположенного в 450 км к северу от Иркутска, с последующей трубопроводной транспортировкой газа в КНР и Республику Корея. По некоторым оценкам, разведанные в Иркутской области залежи природного газа составляют 26 % от общих запасов Восточной Сибири. Подтвержденные запасы газа на месторождении составляют 840 млн. т, общие же запасы оцениваются в 1,2 млрд. т.

Обсуждаются различные варианты прокладки трубопровода. По одному из них предполагается, что трубопровод пройдет от Ковыктинска через северо-восточную часть Монголии и Китая на Пекин, Шаньдунский полуостров и далее к западному побережью КНДР, а затем – на территорию Южной Кореи. Его протяженность составит почти 4100 км. Проектные затраты по этому варианту составят около 11 млрд. долл. США.

Соглашение о разработке Ковыктинского месторождения, подписанное тремя государствами – Россией, Республикой Корея и Китаем – в ноябре 2003 года предусматривает, что РК и КНР будут получать газ в объеме 30 млрд. куб. м в год (10 млрд. куб.м. РК и 20 млрд. куб.м. КНР соответственно) в течение 30 лет. Поставки газа планировалось начать в 2008 г., чтобы не позднее 2017 г. выйти на стабильный уровень поставок в 30 млрд. куб. м. Однако правительство РФ пока не дало разрешение на экспорт Ковыктинского газа. Проблема заключается в том, что лицензией на освоение месторождения обладает компания «Русиа Петролеум», основными акционерами которой являются компании «ТНК-ВР», «Интеррос», а также администраций Иркутской области. Однако в соответствии с российским законодательством «Русиа Петролеум» не может экспортировать газ. Для этого необходимо вхождение «Газпрома» в состав акционеров. В настоящий момент идет обсуждение этой проблемы заинтересованными сторонами.

Для России экономический эффект от прокладки трубопровода будет определяться еще и возможностью газификации регионов, через которые он будет проходить: Прибайкалье, Забайкалье, Амурская область, Хабаровский и Приморский края.

Более детальное рассмотрение исходных данных позволяет констатировать, что восточносибирский газовый проект обладает не только относительной привлекательностью, но и относительной проблематичностью. К числу проблемных можно отнести следующие (пока не решенные) вопросы.

Во-первых, проблематична возможность прокладки газопровода через территорию КНДР. Однако, поскольку Китай и Россия являются полноправными участниками многосторонних соглашений по реализации этого проекта, то можно надеяться, что они смогут оказать позитивное влияние на переговорный процесс и решение этой проблемы в целом.

Во-вторых, в контексте американо-северокорейских отношений получение согласия США на прокладку газопровода через Северную Корею представляется весьма проблематичным. Прокладке газопровода должна предшествовать работа по получению поддержки США и согласия на это строительство со стороны КНДР.

В-третьих, нельзя исключать возможность резкого увеличения потребностей Китая в природном газе, что может привести к сокращению запланированных объемов СПГ, намеченных к поставке в Республику Корея.

Для устранения фактора Северной Кореи некоторые специалисты предлагают проложить газопровод через Далянь (КНР) до порта Пхентэк (РК), а уже оттуда поставлять газ в Северную Корею. Нельзя не учитывать и японский фактор. Япония, как самый крупный потребитель газа в мире (в 2003 г. 59 млрд. т), предпринимает активные усилия по обеспечению своих потребностей энергетическими ресурсами, добиваясь того, чтобы сибирский газопровод проходил не через Монголию и Китай, а через Амурскую область, Хабаровский и Приморский края в бухты Находка или Перевозная – самые близкие к Японии точки на российском побережье. Если газопровод действительно будет проложен до Находки, то Корея сможет претендовать на лишь части иркутского газа по морю.

В том случае, если основным получателем газа будет Япония, то Республика Корея, с точки зрения надежности доступа к сибирским энергоресурсам окажется в невыгодном положении. Но поскольку возможен вариант строительства терминала не в бухте Находка, а в бухте Перевозная (против чего активно протестуют российские экологи), то этот вариант окажется для РК более благоприятным в экономическом отношении.

^ Освоение энергетических ресурсов шельфа острова Сахалин

Наиболее активно развивающимися проектами являются проекты Сахалин-1 и Сахалин-2. Их суть заключается в том, чтобы через трубопровод по дну моря поставлять природный газ, добываемый на Сахалине, в Японию, Китай и Республику Корея. Альтернативный вариант предполагает строительство в южной части Сахалина базы по переработке газа и перевозки его, уже в сжиженном виде, в те же Японию, Китай и Республику Корея.

С точки зрения инвестиций и прибыли, проект Сахалин-1 стал работать стабильно после того, как в июне 1995 г. было заключено соглашение о распределении продукции на основании разрешения правительства России. Добыча нефти по проекту Сахалин-1 началась в 2002 г., добычу газа планируется начать в 2007 г. Доставку газа планируется осуществлять по двум трубопроводам: первый газопровод производительностью 8,4 млн. тонн СПГ в год будет проложен по морскому дну в Японию, а второй трубопровод длиной 2300 км соединит о. Сахалин с Хабаровском, Приморским краем, Китаем, а также с КНДР и Республикой Корея. Количество поставляемого по нему газа должно увеличиться с 7 млн. тонн в первый год эксплуатации до 20 млн. тонн в последующие годы.

Суть проекта Сахалин-2 заключается в разработке шельфовых месторождений нефти и газа у восточной части полуострова и поставке газа на экспорт в сжиженном виде. Этот проект осуществляют компании Шелл (55 %), Мицуи (25 %) и Мицубиси (20 %), создавшие Сахалинскую инвестиционно-энергетическую компанию. С точки зрения инвестиций и прибыли данный проект стал работать стабильно, как и проект Сахалин-1, лишь с июня 1995 г., когда было заключено соглашение о распределении продукции на основании разрешения правительства Российской Федерации. Первая сахалинская нефть по этому проекту была добыта в июле 1999 г., а в 2000 г. добыча достигла уже 110 тысяч баррелей. Большая ее часть (76 %) была поставлена в Корею, 21% - в Китай и 3% - в Америку. Производство сжиженного газа планируется начать в 2006 г. с ориентиром на потребителей Японии, Китая и Кореи. Планируемые объемы производства за год составят 9,69 млн. тонн. Если данный проект (Сахалин-2) будет и дальше работать стабильно, а сеть потребителей будет расширяться за счет экспорта сжиженного газа, то он имеет возможность стать самым эффективным из всех проектов России, осуществляемых в восточных регионах.

Среди других шести сахалинских проектов наиболее привлекательным представляется Холмский. Холмское нефтегазовое месторождение находится в 120 км к северо-востоку от административного центра Сахалина – города Южно-Сахалинска. Как и в случае с проектом Сахалин-1, данное месторождение является нешельфовым и располагается рядом с незамерзающим портом, в чём, собственно, еще одно его преимущество. Оно находится в 14 км от порта Холмск (население 51200 человек), и для доставки газа и нефти в порт достаточно проложить трубопровод длиной всего 20 км. Расстояние от Холмска до порта Хакодате (Япония) – 600 км, а до порта Пусан (РК) – 1900 км, что значительно короче, чем от Ковыктинского месторождения. Корея, в случае участия в его разработке, имеет шанс стать основным потребителем энергоресурсов этого месторождения.

Поскольку о. Сахалин географически гораздо ближе к Корейскому полуострову, чем Ближний Восток, то у Республики Корея есть шанс существенно сэкономить на транспортировке газа. К тому же, если это будет совместный российско-корейский проект, то к нему можно будет привлечь северокорейскую рабочую силу и тем самым внести существенный вклад и в активизацию сотрудничества на уровне Северной и Южной Кореи.

Подводя итог обсуждению возможных вариантов поставки российских энергоресурсов в Корею, необходимо отметить, что в случае реализации сахалинских проектов возможно сокращение затрат на строительство трубопроводов, но остается труднопреодолимой проблема конкурентной борьбы с Японией и другими импортерами. Сахалинские варианты выигрывают по сравнению с сибирскими и в расстоянии, и в относительной простоте рельефа территории, где планируется прокладка трубопровода. Так проект Сахалин – 2 рассчитан, в первую очередь, на производство сжиженного газа и никак не связан с опасностями, вытекающими из транспортировки через третьи страны. По данному проекту уже добывается и продается нефть. Преимущество же этого проекта значительно возрастает, поскольку производство и экспорт не только нефти, но и сжиженного газа, обеспечит ему дополнительный экономический эффект. Кроме того, морской путь от Сахалина короче, чем из других азиатских стран, что не требует строительства большого количества газохранилищ. Однако этот проект не в полной мере учитывает потребности многих регионов Дальнего Востока России (Амурской, Читинской областей) в топливных ресурсах.

Ожидается, что с разработкой новых месторождений нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, включая Сахалин, экспорт нефти из России станет существенным фактором в региональных нефтяных балансах. Сахалинские проекты имеют больший потенциал изменить почти полную зависимость импорта Японии, Республики Корея и Китая от ближневосточной нефти. Нефтяные запасы Сахалинских проектов оцениваются в 1 937 млн.т. С другой стороны, инвестиционные параметры этих проектов также показывают их высокие затраты и долгое время реализации.

Наиболее разработанный из проектов – Сахалин-2. В его реализацию Шелл и ее партнеры инвестировали 10 млрд. долларов. Его запасы нефти оценены в 350 млн.т., при уровне добычи в 8,5 млн.т. нефти в год. В настоящее время экспортные отгрузки нефти с Сахалина-2 носят сезонный характер из-за зимних ограничений. Однако после того как будет построен нефтепровод на юг острова, поставки станут круглогодичными.

Другие два проекта включены в суперпроект Сахалин-3, включая больший Киринский блок, с приблизительно 687 млн. т запасов нефти и Восточно-Одоптинский с 160 млн. т запасов. Многие специальные параметры проекта Сахалин-3, включая инвестиционные требования, еще полностью не определены. Необходима обширная исследовательская работа, а ведь начало добычи ожидается около 2014 года. В конечном счете, Сахалин-3, как ожидается, произведет вдвое больше нефти, чем Сахалин-1 и Сахалин 2 вместе взятые. Однако добыча от всех этих проектов вряд ли превысит 40-50 млн.т в год. В этом контексте, и китайские и российские компании должны внести только долю инвестиционного пакета, необходимого для того, чтобы произвести и доставить соответствующее количество нефти с шельфа Сахалина.

В настоящее время газ в сжиженном виде поставляется в Республику Корея морским транспортом из Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Но если газ будет поставляться по трубопроводу прямо из иркутских месторождений, то производственные расходы и стоимость транспортировки сократятся на 20-30 %. Поскольку стоимость сжиженного газа за 1 тонну превышает 260 долл., то общая стоимость импорта за 30 лет составит 55 млрд. долл. США.

Из всех сибирских газовых проектов самым важным и привлекательным для Кореи является иркутский. Хотя по уровню подготовленности он уступает проектам Сахалин-1 и Сахалин-2, однако, с точки зрения веса на рынке газа в Северо-Восточной Азии – это самый нужный для Кореи проект. Иркутский проект охватывает трубопроводом большую часть Северо-Восточной Азии – основного потребителя газа, поэтому в дальнейшем он сможет эффективно влиять как на рынок газа вообще, так и на национальные рынки энергоресурсов в отдельности. Кроме того, огромные запасы газа Ковыктинского месторождения смогут внести свой вклад в создание основы, поддерживающей экономический рост стран Северо-Восточной Азии в течение последующих 10 – 20 лет.

КНДР сможет получать определенное количество (около 15 %) газа в качестве компенсации за прокладку трубопровода через её территорию и таким образом решить значительную часть своих энергетических проблем. Южная Корея получит новый источник энергии, на 15 – 20 % дешевле по сравнению с нефтью, завозимой сегодня из стран Ближнего Востока, или с индонезийским сжиженным газом.

Соединение восточносибирских и дальневосточных месторождений с Корейским полуостровом поможет обеспечить более высокий уровень энергообеспеченности Республики Кореи, а также поможет России в завоевании новых рынков энергоресурсов.
На современном этапе наиболее перспективным мы считаем сотрудничество в газовой отрасли вследствие того, что Республика Корея проводит политику по увеличению доли газа в энергетическом балансе, но собственные ресурсы газа в стране весьма незначительные. В условиях необходимости удовлетворения возрастающих потребностей в газовом топливе и обеспечения энергетической безопасности страны сотрудничество с Россией неизбежно. Однако в практическом плане вопрос насыщения южнокорейского рынка российским газом не может быть решен в короткие сроки. Республика Корея рассчитывает на сотрудничество, выражающееся в стабильных поставках нефти и газа по фиксированным ценам. Причем участники проектов должны быть наделены равными правами. Россия заинтересована в более крупном, чем Республика Корея, рынке сбыта своих энергоресурсов, поэтому концентрирует внимание на Китае и Японии, предпочитая сделать выбор одного партнера. В данной ситуации российское правительство отводит Корее второстепенную роль, что негативно сказывается на развитии российско-корейского энергетического сотрудничества. Тем не менее, Республика Корея продолжает сохранять значительный интерес к поставкам российских энергетических ресурсов. Прежде всего, это определяется стратегическими факторами, которые стимулируют развитие энергетического сотрудничества с Россией. Во-первых, южнокорейская экономика и впредь будет испытывать все большую потребность в импортных энергоресурсах вообще. Во-вторых, в геополитическом плане Сеул заинтересован в диверсификации источников энергоснабжения. В-третьих, неуклонный научно-технический прогресс и глобализация современного мира приведут к дальнейшему снижению стоимости транспортировки энергоресурсов, и это благоприятно скажется, в первую очередь, на корейском энергетическом сотрудничестве именно с Россией. Таким образом, можно сделать вывод о том, что перспективы российско-корейского сотрудничества в области совместного освоения энергетических ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, несомненно, существуют. Проблемы заключаются лишь в том, сколько времени потребуется России и Республике Корея, чтобы прийти к взаимопониманию и осуществлению взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочной основе.

1 Дальневосточный государственный университет, Владивосток





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении iconОстановим неоколониализм в Сибири и на Дальнем Востоке!
Мы, русские национал-демократы, основываясь на Конституции и законодательстве Российской Федерации, выражаем свою глубокую обеспокоенность...

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении iconРеструктуризация Газовой промышленности Республики Корея и перспективы...
Северо – Восточной Азии и мира в целом. Так, в 2006 г темпы роста южнокорейской экономики составили 4,8 %, а величина валового внутреннего...

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении iconВ книге приведены разнообразные сведения о таежных условиях Сибири...
Сибири и Дальнего Востока, даны советы по ориентированию, передвижению, преодолению естественных препятствий, самозащите и безопасности....

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении iconЕщё древнегреческий учёный
Атлантики, а Якутск — внутри-континентальный город, удалённый от океанов и защищенный от влияния Тихого океана горными хребтами Дальнего...

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении iconПрямые иностранные инвестиции республики корея в россии: проблемы и перспективы
Республики Кореи в Россию составили 227,8 млн долларов США (см. Таблицу 1) или 0,8%ii от общего притока прямых иностранных капиталовложений...

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении iconРеспублика Хакасия расположена в Юго-Западной части Восточной Сибири...
Удельный вес республики в составе России составляет 0,4% и по площади и по численности населения. Плотность населения 9,4 человека...

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении iconИнвестиционный потенциал Республики Корея и перспективы для расширения...
Пзи в мировом ввп. Это связано с процессами экономической интеграции, все более принимающей глобальный характер. Этот показатель...

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении iconТезисы присылать до: 2 июня 2013 г
«кнр – Республика Корея – Япония: проблемы взаимодействия и перспективы сотрудничества»

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении iconЦентр Европейского Союза в Сибири
В рамках конференции предполагается рассмотреть различные аспекты сотрудничества стран Европейского Союза, России и государств атр,...

Энергетические ресурсы Восточной Сибири и Дальнего Востока России и перспективы сотрудничества России и Республики Корея в их освоении iconДоклад (лекция) Директора ипрэк со ран, д г. м наук, профессора,...
В рамках мэск-2012 Новосибирским городским комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов проводится конкурс студенческих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов