Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии




Скачать 362.5 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии
страница1/2
Дата публикации25.07.2013
Размер362.5 Kb.
ТипВопросы к экзамену
zadocs.ru > География > Вопросы к экзамену
  1   2
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
1. Введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии.

2. Подходы, принципы и методы региональной экологии. Природно-социо-экономические единица, комплекс. Природный территориальный комплекс.

3. Региональное природопользование. Природно-ресурсный потенциал.

4. Региональные экосистемы, ландшафты (геосистемы).

5. Экологические проблемы, экологический кризис: понятие, причины, уровни проявления.

Экологические проблемы по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные, и требуют для своего решения неодинаковых средств и различных по характеру научных разработок.

Пример локальной экологической проблемы – завод, сбрасывающий без очистки в реку вредные промстоки. Органы охраны природы или общественность должны через суд оштрафовать такой завод и под угрозой закрытия заставить его строить очистные сооружения. При этом особой науки не требуется.

Примером региональных экологических проблем может служить Кузбасс – почти замкнутая в горах котловина, заполненная газами коксовых печей и дымами металлургического гиганта, или высыхающее Аральское море с резким ухудшением экологической обстановки на всей его периферии, или высокая радиоактивность почв в районах, прилегающих к Чернобылю. Для решения таких проблем уже нужны научные исследования.

Каждая территория (регион), подлежащая оценке, обладает определенным природным потенциалом, “природной емкостью”. Их нарушения характеризуют три группы экологических проблем:

1. Проблемы, связанные с изменением потенциала устойчивости природных экосистем, их способности сохранять структуру и функционирование, восстанавливаться после антропогенного воздействия.

2. Проблемы, обусловленные переэксплуатацией природно-ресурсного потенциала территории (региона), в результате чего возникает угроза способности природной среды обеспечивать общественное производство различными видами природных ресурсов.

3. Проблемы, отражающие уменьшение экологического потенциала территорий (регионов), т.е. способности природных систем удовлетворять потребности человека в средствах существования природного характера и в условиях трудовой деятельности и духовного развития.

6. Региональные экологические проблемы в условиях глобального экологического кризиса. Климатическая и озоновая проблема. Загрязнение окружающей среды.

7. Региональные экологические проблемы в условиях глобального экологического кризиса. Сокращение площади лесов и биоразнообразия. Опустынивание.

8. Региональные экологические проблемы в условиях глобального экологического кризиса. Демографическая и ресурсная проблемы.

9. Природные зоны мира. Зональные экологические проблемы.

10. Пути выхода из экологического кризиса на глобальном и региональном уровне. Экологическая политика.

Глобальный – Международная деятельность.

Региональный – Региональная экологическая политика (см. № 44).

11. Экологическое состояние гео- и экосистем. Оценка экологического состояния гео- и экосистем. Экологические критерии.

12. Экологические ситуации и их оценка. Классификации экологических ситуаций.

13. Источники экологической опасности (напряженности). Экологически неблагополучные регионы России.

14. Экологические проблемы регионов России: Центрального, Центрально-Черноземного, Северо-Западного, Северного, Поволжского, Северо-Кавказского.

15. Экологические проблемы регионов России: Уральского района, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальневосточного района.

16. Характеристика региона (области): географическое положение, природные зоны, геология, климат, рельеф.

17. Экологическая обстановка в Тульской области. Основные факторы и показатели экологического неблагополучия. Радиоактивное загрязнение. Проблема отходов.

+ Доклад об Экологической ситуации в Тульской обл. (2011).

18. Экологическое состояние атмосферы региона. Антропогенные источники загрязнения атмосферы региона.

19. Основные загрязнители атмосферы региона. Специфика эмиссионных выбросов предприятий, их распределение в регионе.

+ Доклад об Экологической ситуации в Тульской обл. (2011).

20. Наиболее загрязненные (атмосферное загрязнение) районы Тульской области. Мониторинг состояния атмосферы в регионе.

21. Экологическое состояние водоемов региона. Водоемы Тульской области: реки, озера, пруды и водохранилища, болота, подземные воды.

22. Проблема загрязнения водных объектов в регионе. Источники загрязнения водоемов. Основные вещества, загрязняющие поверхностные и подземные воды. Нормативная оценка состояния водных объектов региона.

+ Доклад об Экологической ситуации в Тульской обл. (2011).

23. Региональное водопользование. Проблема обеспечение населения питьевой водой. Структура водопроводно-канализационного хозяйства Тульской области и его проблемы. Особенности подземных вод региона.

24. Надзор за объектами водоснабжения в Тульской области. Региональные целевые программы, направленные на сохранение водных ресурсов и улучшение водоснабжения населения.

Надзор за объектами водоснабжения является важнейшим направлением в деятельности Управления Росприроднадзора по Тульской области, на которое приходится до 70% от общего объема всех надзорных мероприятий. Это плановые проверки объектов водоснабжения, а также проверки по обращению граждан в связи с перебоями поступления воды или ухудшением ее качества. Общее количество источников водоснабжения, не соответствующих санитарным нормам и правилам составляет 19,8%.

В результате исследований проб воды из источников централизованного питьевого водоснабжения на соответствие по микробиологическим показателям установлено в 2,1% проб, по санитарно-химическим в 41,5% проб.

Количество водопроводов из подземных источников не соответствующих санитарным нормам и правилам из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок в 2008 г. составило 8,9%.

Из водопроводной сети несоответствие по санитарно-химическим показателям выявлено в 22,8%, по микробиологическим показателям не отвечали гигиеническим нормативам 1,3% проб.

Областная целевая программа «Модернизация коммунальной инфраструктуры Тульской области на 2007-2010 годы» была направлена на доставку чистой питьевой воды населению – ее очистку, строительство очистных сооружений и мероприятия по предотвращению загрязнения поверхностных вод.

Целевой программой «Экология и природные ресурсы на 2007-2011 годы» осуществлялся поиск пресных подземных вод для водоснабжения населения и работы по тампонажу неэксплуатируемых водозаборных скважин с целью предотвращения загрязнения подземных водоносных горизонтов. На 70% снизился риск возникновения опасности загрязнения водоносных горизонтов, улучшено водоснабжение 32 населенных пунктов.

В настоящее время администрацией Тульской области реализуется областная целевая программа «Чистая вода на 2009-2012 годы», в рамках которой заложен большой объем работ по улучшению хозяйственно-питьевого водоснабжения жителей области.

Решение проблемы качества питьевой реализуется за счет производства и модернизации оборудования в г. Туле силами НПО «Экокультура». Это оборудование по обеззараживанию и очистке питьевой воды позволит обеспечить качественной питьевой водой как индивидуального потребителя, так и сложные комплексы промышленных предприятий.

+ Доклад об Экологической ситуации в Тульской обл. (2011).

25. Состояние недр региона. Горючие, металлические и неметаллические полезные ископаемые.

26. Региональное недропользование.

На территории Тульской области по состоянию на 11.01.2011 г. действуют 102 лицензии на право пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

На территории области осуществляется добыча различных видов полезных ископаемых 486 недропользователями на 632 объектах, в том числе добыча полезных ископаемых федерального значения ведется 401 недропользователем: твердых полезных ископаемых на 16 объектах: каменной соли, гипса, карбонатного сырья (известняков), глины огнеупорной и тугоплавких, лечебных грязей, добыча подземных пресных вод  на 505 объектах для водоснабжения населения и предприятий области; добыча минеральных подземных вод на 9 объектах для промышленного розлива с использованием в качестве лечебно-столовых.

Наряду с полезными ископаемыми федерального значения производится разработка общераспространенных полезных ископаемых местного значения 85 недропользователям на 102 объектах в том числе: карбонатного сырья (известняков) для строительной и сельскохозяйственной индустрии; глины для производства керамзитового гравия; суглинков для производства красного кирпича; песков строительных; песчано-гравийных смесей; торфа для сельскохозяйственного производства.

По состоянию на 1 января 2011 года на территории Тульской области разведано 92 месторождения пресных подземных вод (освоено 48), утверждены запасы минеральных вод на 17 участках. Большая часть эксплуатирующихся месторождений (порядка 37% от общего их числа) расположены в Тульском, Щекинском и Новомосковском промрайонах.  Наиболее сложная ситуация с ресурсами подземных вод сложилась в пределах Узловского административного района,  Щекинского района, Тульского промрайона, где отмечается изменение состояния эксплуатационных ресурсов подземных вод, обусловленное, прежде всего их интенсивной эксплуатацией. Ряд крупных месторождений в настоящее время имеют производительность значительно ниже, чем величина утвержденных эксплуатационных запасов.

+ Доклад об Экологической ситуации в Тульской обл. (2011).

27. Состояние почв и земельного фонда региона. Характер почвенного покрова Тульской области, типы почв.

28. Современное состояние почв региона (деградация, загрязнение).

Горнодобывающими предприятиями выведено из сельскохозяйственного использования 32 тыс. га земель, большая часть из них подлежит рекультивации. Ежегодное уменьшение пахотных земель в области составляет 5-6 тыс. га. Пестицидная нагрузка на 1 га посевов значительно превышает допустимые нормы. Биологические средства защиты растений используются лишь на 2 % площадей посевов.

Основные факторы загрязнения почв – промышленное загрязнение (см. Предприятия Тульской области), сельское хозяйство (пестициды и минеральные удобрения), транспорт, отходы, радиоактивное загрязнение.

Практически повсеместно земля загрязнена солями свинца. Самый «свинцовый» участок – в центре Тулы. Основной загрязнитель земли – автотранспорт.

Еще одна проблема – полигоны твердых бытовых отходов.

В связи с аварией на Чернобыльской АЭС радиактивному загрязнению подверглось 1737 населенных пунктов общей площадью около 14,5 тыс.км², что составило 56,3% ее территории (по другим данным - 11,8 тыс. км² - 46,8%). Основной «вклад» в радиоактивное загрязнение вносят изотопы цезия-137. Плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 составила в среднем от 1 до 15 Ки/км².

+ Доклад об Экологической ситуации в Тульской обл. (2011).

29. Региональное землепользование. Категории земельного фонда. Эрозия почвы. Мелиоративные мероприятия.

Тульский край – старый земледельческий район. Основной категорией земельного фонда области являются сельскохозяйственные земли - около 1 845 тыс. га, или 71,8 % от ее общей территории. Эти земли используются в основном сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.

В Тульской области около 88 % почв имеют кислую реакцию, из них 72 % - сельхозугодья. Все эти почвы крайне нуждаются в известковании, но за последние годы работы по повышению плодородия почв практически прекратились. В связи с резким уменьшением объемов внесения органических удобрений темпы снижения содержания гумуса в почве значительно возросли.

В последние годы в коллективных хозяйствах области выведено из оборота 133,4 тыс. га пашни (10,6 %), из них почти 46 тыс. га не используются для производства сельскохозяйственной продукции уже более трех лет. Бывшие поля постепенно зарастают сорняками и лесом. Большие площади пахотных земель не используются в Чернском, Куркинском, Арсеньевском, Суворовском и Одоевском районах.

В результате открытых разработок полезных ископаемых из сельскохозяйственного оборота изымаются огромные площади плодородных земель. Особое место в сбережении земельных богатств области занимает рекультивация, т. е. восстановление полей, находящихся под горными выработками.

Проведение рекультивационных работ в области осуществляется крайне медленно. В настоящее время насчитывается 27 брошенных карьеров, под которыми занято около 700 га.

В результате длительного освоения земель природные ландшафты в значительной степени нарушены и видоизменены. Неправильное использование пахотных земель приводит к разрушению самой основы производства – почвы. Почва формировалась в течение тысяч и миллионов лет, разрушить ее можно за год или два.

30. Растительный мир (флора) региона. Районы Тульской области по характеру распространения современной растительности. Редкие виды растений региона.

31. Животный мир (фауна) региона. Разнообразие зоологических таксонов (классов, отрядов, видов) в регионе. Характерные и редкие виды позвоночных и беспозвоночных Тульской области.

32. Охрана растительного и животного мира. «Красные книги» региона. Категории статуса видов растений и животных, включаемых в Красную книгу Тульской области.

Красная книга. Особо охраняемые природные территории Тульской области. 2007.

Красная книга Тульской области: растения и грибы. 2010; Животные. 2012.

+ Доклад об Экологической ситуации в Тульской обл. (2011).

33. Группы растений и животных, связанные с природными ландшафтами региона.

34. Экологический каркас и экологическое планирование региона. Природоохранная сеть. Природоохранный (экологический) каркас региона.

35. ^ Современное состояние ООПТ региона. Категории и наиболее крупные ООПТ Тульской области.

Большинство лесостепных природных комплексов в составе ООПТ подвержено в той или иной степени деградации. На степные сообщества негативно влияют перевыпас и весенние палы (выжигание сухих остатков растительности); при этом исчезают некоторые редкие виды растений и животных, особенно насекомых. Деградацию лесных сообществ ООПТ лесостепи в основном вызывают лесные пожары, развивающиеся при выжигании опушек. При этом гибнут молодые деревца, лесные кустарники и травы.

Многие памятники природы Тульской области находятся в удручающем состоянии. Прокурорская проверка обнаружила, что заповедная зона Комсомольского парка используется под складирование строительных и бытовых отходов, повсюду - следы кострищ. Многие посетители парка не знают, что здесь нельзя устраивать пикники: никаких табличек о том, что эта территория имеет статус особо охраняемой природной территории, в парке нет. Помимо этого, Тульской природоохранной прокуратурой установлено, что в парке незаконно возведены пристройки к зданиям двух кафе, хозяйственные постройки, открыта автопарковка. В «подвешенном» состоянии сейчас судьба уникальных природных памятников в Ефремовском районе – утеса «Галочник», Красной Горы, Конь-камня. Прежде их охрана была обязанностью различных сельскохозяйственных предприятий, на чьей земле находились памятники. Но решениями Арбитражного суда Тульской области в 2003-2004 гг. эти предприятия вследствие банкротства были исключены из Единого государственного реестра юридических лиц. Прошло уже несколько лет, а департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам пока никому так и не передал полномочия по обеспечению сохранности памятников.

По той же причине два озера - памятники природы «Карстовые озера “Бездонное” и “Бездонье», расположенные в Кимовском районе, превращаются в болото. На территории памятника природы Разуваев лес давно не проводилась санитарная рубка и уборка поваленных или поврежденных деревьев.

По объектам, для охраны которых они были созданы, ООПТ области можно условно разделить на несколько групп. Наибольшими по площади ООПТ являются ООПТ Щёкинского района, такие как Крапивенский заказник и Музей заповедник Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».

+ Доклад об Экологической ситуации в Тульской обл. (2011).

36. Распределение ООПТ региона по растительным сообществам.

^ Сообщества и виды хвойных лесов охраняются в ООПТ «Алексин Бор», «Сосновый бор на р. Восьма», «Музей-заповедник В. Д. Поленова».

Алексин Бор в конце XIX-начале XX вв. был уникальным природным уголком, местом произрастания редчайших для области растений: толокнянки, башмачка крапчатого, плаунов булавовидного и годичного, линнеи северной. Еще совсем недавно в нем собирали бруснику и чернику. Сейчас, в результате использования его в качестве места отдыха, большинство редких видов растений исчезли. В самых потаенных местах еще можно встретить такие охраняемые растения, как волчье лыко, плаун булавовидный, любка двулистная, ветреница лесная.

^ Сосновый бор на р. Восьма - единственное в области место, где обнаружено редкое растение хвойных лесов - одноцветка крупноцветковая; нередки здесь охраняемые виды растений - плаун годичный, любка двулистная.

Два памятника природы - зеленые зоны турбазы и Дома отдыха «Велегож» - содержат участки приокских широколиственных и смешанных лесов, обогащенных редкими лесостепными видами: черноголовкой крупноцветковой, льном желтым, бубенчиком лилиелистным, живокостью клиновидной и др.; на их территории находится часть самой крупной в области популяции венерина башмачка.

^ Сообщества и виды широколиственных лесов широко представлены в ООПТ «Крапивенский заказник» и «Прудковский участок лунника оживающего». Крапивенский заказник и Прудковский участок Лунника оживающего - наиболее сохранившиеся участки тульских засечных лесов.

Особенно ценен ^ Крапивенский заказник. Он относится к биологическим ООПТ, которые созданы для сохранения редких видов и сообществ. Это наиболее сохранившийся участок тульских засечных лесов. Он расположен на правобережье Упы, на территории бывшего заповедника «Тульские засеки», где разнообразие форм рельефа обусловливает и разнообразие растительных группировок, и богатство флоры и фауны. Из редких лесных видов растений на территории заказника отмечены многорядник Брауна, самая крупная в области популяция ветреницы дубравной. В переходных болотах на карстовых провалах встречаются подбел болотный, клюква, а по их краям - плаун годичный.

18 ООПТ представляют разнообразные лесостепные сообщества - остепененные дубравы и степные участки преимущественно в восточной части области, за исключением Захарьинского лесостепного комплекса, расположенного в северной ее половине на р. Беспуте. Все они связаны с крутыми склонами оврагов, балками и речными долинами, выходами известняка. Большинство из них имеют незначительную площадь (5-35 га) (большие площади имеют только лесные урочища - до 663 га). Расположены эти ООПТ изолированно друг от друга среди антропогенных ландшафтов. В таких условиях экосистемы становятся неустойчивыми и деградируют тем быстрее, чем меньше их площадь.

^ Степные участки в системе ООПТ занимают площадь 402,9 га. Экосистемы и популяции редких степных видов охраняются в ООПТ Куликова поля, долин рек Красивой Мечи, Осетра, Плавы. Сообщества представляют собой так называемый «северный вариант степей» (луговые степи), большая часть видов которых охраняется в Тульской области. Здесь обычны ковыли перистый и волосатик, горицвет весенний, ирис безлистный, спирея городчатая, качим высочайший и др. Из охраняемых животных встречается большой тушканчик, бабочки махаон, голубянка алькон и др.

На степных участках ООПТ востока области произрастает вид, занесенный в Красную книгу РФ, - кизильник алаунский. Особенно много редких степных видов растений и животных содержат ООПТ Красивой Мечи.

Среди охраняемых остепененных дубрав лесостепной части области наибольшую площадь и наилучшую сохранность лесных экосистем имеют урочища Красивой Мечи. Это проявляется в обилии редких видов растений и животных, зарегистрированных в этих урочищах (до 25 редких видов растений, в том числе два - из Красной книги РФ).

37. ^ Характеристика ООПТ отдельных районов региона.

СРС.

38. Региональное лесопользование. Состояние лесного фонда и управление лесопользованием в Тульской области. Ведение государственного лесного реестра, лесопользование и защита леса.

+ Доклад об Экологической ситуации в Тульской обл. (2011).

39. Социальные аспекты региональной экологии. Демографическая ситуация в регионе. Социально-экономические и экологические факторы показателей воспроизводства в Тульской области.

40. Региональная демографическая политика в рамках «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Реализация государственной семейной и демографической политики в Тульской области.

41. Здоровье населения Тульской области. Современные показатели здоровья населения региона и основные тенденции их изменения.

42. Экологические аспекты состояние здоровья населения региона. ^ Мониторинг состояния здоровья населения в регионе.

Изучение качества окружающей среды и состояния здоровья населения, использование для этого методов картографирования позволит провести зонирование территории всей Тульской области и выделить зоны благополучные или в различной степени опасные для жизни человека, определить в их контурах те экологические факторы природного или антропогенного происхождения, которые создают условия для возникновения ЧС и представляют наибольший риск для здоровья взрослых и детей. Такие сведения необходимы не только для решения экологических и медицинских проблем, но и ряда других, включая социальные и экономические.

Периодически проводится медосмотр.

Нацпроект “Здоровье”.

43. Региональное экологическое образование. ^ Формирование экологической культуры населения для решения региональных экологических проблем.

В условиях экологического кризиса одной из приоритетных является задача подготовки экологически грамотного населения с высоким уровнем экологической культуры, в том числе и на региональном уровне. Первоосновой этого процесса является экологическое образование и просвещение.

^ Экологическое просвещение – распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе основ экологической культуры.

^ Экологическое образование – непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому, а также на получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

^ Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования у человека эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

К основным принципам экологического образования относятся:

• междисциплинарный подход в формировании экологической культуры;

• системность и непрерывность изучения и экологического материала;

• единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности по изучению и улучшению окружающей среды;

• взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней экологических проблем.

Указанные принципы должны реализовываться при решении следующих задач экологического образования:

• усвоение ключевых научных идей, понятий о природе и обществе, законов природы и общества;

• понимание материальной и духовной ценности природы для общества и отдельного человека;

• овладение практическими знаниями и умениями изучать и оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах трудовой деятельности;

• развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями;

• сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда или ущерба, загрязнение или разрушение окружающей природной среды;

• активизация деятельности по улучшению окружающей природной и антропогенной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.

Повышение экологической культуры населения может быть обеспечено через систему непрерывного экологического образования и просвещения.

^ Система экологического образования – достаточная для реализации целей и задач непрерывного экологического образования совокупность необходимых и взаимодействующих организационных форм, включающая в себя инфраструктуру экологического образования, управление, кадровое обеспечение, нормативно-правовое регулирование, научно-методическое обеспечение и экономическую составляющую.

Уровни экологического образования:

• Дошкольное экологическое воспитание;

• Школьное и дополнительное экологическое образование;

• Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе;

• Экологическое образование в высших учебных заведениях;

• Экологическая подготовка руководящих работников и специалистов;

• Экологическое самообразование;

• Экологическое образование в Вооруженных силах и приравненных к ним образованиях;

• Экологическое просвещение.

Экологическое образование как наука и педагогическая проблема сформировалась относительно недавно и претерпевает ныне динамичное развитие. В первой половине 1970-х гг. цель экологического образования отечественными специалистами понималась как просвещение; во второй половине 1980-х гг. – как формирование экологической культуры и забота о защите природной среды. В начале 1990-х гг. на первый план выдвинулось формирование ответственного отношения к природе и становление экологического мышления.

После конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, получила широкое распространение концепция устойчивого развития. Логическим продолжением этого процесса становится разработка и реализация концептуальных основ образования для устойчивого развития. Коренное отличие экологического образования от образования для устойчивого развития – в понимании сущности современного глобального кризиса цивилизации не как экологического, а как кризиса управления. Предмет изучения образования для устойчивого развития составляют условия устойчивости социоприродных систем, сбалансированное планирование и устойчивое управление территориальными образованиями, ресурсами, хозяйством. Устойчивое развитие может рассматриваться как структурообразующий фактор системы образования в целом и в то же время как образовательная область, как отдельный предмет. Экологическое образование и образование для устойчивого развития способны и обязаны развиваться вместе.

Экологическое образование представляет собой межпредметную область знания, содержащую естественнонаучные, технические, социальные, экономические дисциплины, системные науки, что приближает его к философскому уровню познания. С другой стороны, экологическое образование – процесс обучения, ориентированный на содействие становлению критически мыслящих, духовно состоятельных, социально активных граждан, основывающихся в своих действиях на принципах экологической этики, стремящихся к получению знаний об окружающей среде, проявляющих заботу о ее состоянии, содействующих решению существующих и предупреждению новых социальных, экономических, экологических проблем.

В последнее время органы образования, средние общеобразовательные учреждения, дошкольные и внешкольные учреждения усилили внимание к вопросам экологического воспитания детей и молодежи. Введение усовершенствованных программ, интегративных курсов, факультативов и т.п. позволило значительно расширить знания и практические навыки в области экологического образования и воспитания учащихся. Проблемы охраны и улучшения окружающей среды, взаимодействия природы и общества, рационального использования природных богатств, ответственного отношения к охране природы рассматриваются в различных аспектах в курсах географии, биологии, химии, физики, основ государства и права, обществоведении и других предметов.

Педагоги всех учебных предметов должны более полно раскрывать систему экологических знаний, их межпредметный характер, ориентировать школьников на активную деятельность по охране окружающей природной среды.

Экологизация учебных дисциплин – привнесение в практику преподавания различных дисциплин элементов экологического подхода, ориентирующего в первую очередь на исследование и отражение отношений и взаимодействия организмов, в частности человека, с окружающей средой методами конкретной дисциплины.

Экологизация учебных дисциплин осуществляется за счет структурной перестройки материала, основанной на широком использовании жизненного опыта учащихся, методов активизации и индивидуализации обучения, на комплексном рассмотрении вопросов программы с учетом внутри- и межпредметных связей.

В последнее время значительно расширяется участие школьников в природоохранительной работе, в массовых мероприятиях по охране природы. Практическая деятельность в области охраны окружающей природной среды должна быть разнообразной по своему содержанию и определяться местными природно-экономическими условиями школы, особенностями микрорайона школы, сложившимся опытом, связями с производством и общественностью. Следует активнее развивать такие формы общественно полезной деятельности учащихся, как отряды “зеленых” и “голубых” патрулей, школьные лесничества, отряды по борьбе с эрозией почв, экспедиции по изучению природы. Работа этих организаций должна быть направлена на озеленение школ и населенных пунктов, на лесовосстановление и уход за лесами, на борьбу с деградацией почв, рекультивацию и уход за ландшафтами, на охрану животных и растений.

Вся практическая деятельность школьников во время трудовых месячников, субботников и других видов общественно полезного и производительного труда должна носить экологическую направленность.

Важное место в экологическом образовании и воспитании занимает региональный аспект. Последний позволяет использовать природные системы и объекты региона, региональные экологические проблемы, региональную природоохранную деятельность в качестве непосредственных примеров для реализации различных целей экологического образования и воспитания, формирования у подрастающего поколения любви и уважения к родной природе, формирование ответственности за состояние окружающей среды и живых организмов, состояние среды обитания человека.

+ Найти информацию по региональному экологическому образованию на примере Тульской области.

+ Доклад об Экологической ситуации в Тульской обл. (2011).

44. Экологическая политика. Задачи и инструменты экологической политики. Экологическая доктрина России. Экологическая безопасность. Региональная экологическая политика.

^ Экологическая политика может осуществляться с помощью различных политических инструментов:

социальное регулирование, в том числе передача информации (экологическое образование, экологическая маркировка), доклады о воздействии на ОС, саморегулирование (соглашения), самоконтроль и системы охраны ОС;

финансовая помощь – субсидии, льготные займы и налоговые стимулы (инвестиционные скидки, снижение налогов и освобождение от уплаты налогов);

планирование как в масштабах страны, так и региональное, а также по отдельным секторам экономики;

непосредственное регулирование – лицензии, запреты и ограничения и различные виды требований (к качеству продукции, выбросам, проектам, строительству и производству);

инструменты рыночного регулирования, такие как правила ответственности, страховые обязательства, реализуемые права на выбросы, система залогов и возмещений, обязательства по акцептам и возвратам, стимулы для приведения в исполнение и экологические сборы.

^ Основы государственной экологической политики России. Национальная экологическая политика является ключевым документом при разработке государственной стратегической программы эколого-экономического развития, при согласовании целей и интересов различных отраслей хозяйства и сфер общественной жизни.

Государственная экологическая политика РФ направлена на реализацию закрепленных в Конституции страны прав граждан на благоприятную окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого экономического развития, а также на решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением необходимых мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению естественных ресурсов. Ее стратегическая цель – обеспечение неистощимого рационального использования и охраны всего комплекса природных ресурсов, реализация права настоящего и будущих поколений на благоприятную среду обитания, создание основы перехода к устойчивому развитию и обеспечение экологической безопасности России.

Основополагающим документом, определяющим государственную экологическую политику, является ^ Экологическая доктрина РФ, одобренная распоряжением Президента РФ в августе 2002 г.

Экологическая доктрина РФ определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в РФ единой государственной экологической политики на долгосрочный период. Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния, необходимое условие национальной и общечеловеческой безопасности.

Экологическая доктрина базируется на Конституции РФ, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, международных договорах РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

^ Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Для этого необходимо:

• сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;

• обеспечение рационального устойчивого природопользования и равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущему и будущим поколениям;

• обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

Государственная экологическая политика базируется на следующих основных принципах:

• устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития человеческого общества при деградации природы;

• справедливое распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа к ним;

• упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет отдаленных экологических последствий;

• отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;

• платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;

• открытость экологической информации;

• участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

^ Основные направления экологической политики РФ: сохранение и восстановление природной среды, устойчивое природопользование, снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии iconВопросы к экзамену по прикладной экологии
Предмет, задачи, структура и методы прикладной экологии. Место прикладной экологии в системе наук. Экологизация

Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии icon«Предмет и задачи экологии. Становление экологии как науки» Предмет экологии
Невозможно охранять природу, пользоваться ею, не зная как она устроена, по каким законам существует и развивается, как реагирует...

Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии iconЛекция 1 Понятие и предмет экологии. Структура современной экологии....
Понятие и предмет экологии. Структура современной экологии. Компоненты биосферы, биогеоценоз

Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии iconОтветы к экзамену по экологии Что изучает экология? Охарактеризуйте...
Экология наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой

Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии iconВопросы к экзамену (зачету) по дисциплине «основы экологии и экономика природопользования»
«Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Функции и задачи эколого-экономических исследований...

Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии iconЗаконы экологии
Понятие экологии, предмет, объект исследования. Охрана окружающей природной среды

Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии iconИсследование единого объекта природопользования привело постепенно...
«Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Функции и задачи эколого-экономических исследований...

Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии icon1. Экология: объект и предмет исследований, история науки. Подразделения...
Биологическое разнообразие планеты. Типы биоразнообразия. Причины сокращения биоразнообразия на планете

Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Гигиена с основами экологии человека. Военная гигиена»
Гигиена: определение, предмет изучения, её значение, основные цели и задачи. Связь гигиены с другими науками

Вопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и задачи современной экологии. Предмет и задачи региональной экологии iconПредмет и задачи курса «основы экологии и экономика природопользования»
Совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов