Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений




НазваниеЛандшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений
страница1/8
Дата публикации03.08.2013
Размер1.44 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > География > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тольяттинский государственный университет




Кафедра «Дизайн»


Н.П. Котельников



ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ

Учебно-методическое пособие


для высших учебных заведений

Тольятти 2010

УДК 658.512.23

ББК 30.18

Рецензенты:

Е.В. Сперк, директор ООО «АС-Проект», доцент кафедры дизайна Тольяттинского государственного университета, член Союза архитекторов России.


А. В. Медведков, архитектор ПФ «АРХИП», член Союза архитекторов России, член Союза дизайнеров России.

^ Котельников Н.П. Ландшафтное проектирование среды: Учебно-методическое пособие. – Тольятти: ТГУ, 2010. – 129 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения специальности 070601 «Дизайн».

Главной целью пособия является усвоение теоретических знаний по основам ландшафтного проектирования, направленных на практическое применение этих знаний к тем проектным задачам, которые возникают в процессе формирования современной ландшафтной среды. Пособие знакомит студентов с основными объектами ландшафтной архитектуры и дизайна, с историческим опытом садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования. В данном пособии содержатся сведения по типологии, классификации, основным тенденциям формирования специализированных садов и парков, при этом раскрывается роль и место современных элементов ландшафтной композиции в совершенствовании эстетики средовой композиции. На базе приобретенных знаний о системе современного городского ландшафта пособие знакомит студентов с основами проектирования ландшафтных комплексов, способами формирования и фиксации проектных идей и замыслов. В пособии изложены художественные особенности проектирования систем ландшафтных территорий различного назначения, которые рассмотрены с точки зрения функциональных, технологических и экологических требований объектам ландшафтной среды.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………...5

Глава 1. Исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования.

    1. Характерные черты садово-паркового искусства Древнего мира……………….......................................................................................7

    2. Садово-парковое искусство античности ……………....................10

    3. Ближний и дальний Восток……………..........................................14

    4. Сады эпохи Средневековья ……..………………………………...25

    5. Сады и парки итальянского Возрождения и барокко……………27

    6. Классицизм и романтизм…………………………………………..31

    7. Садово-парковое искусство России……………………………….38

    8. Современные направления садово-паркового искусства………..48

Тематика контрольных вопросов ……………………………………….50

^ Глава 2. Экологические и эстетические основы градостроительного проектирования ландшафтной среды.

    1. Ландшафтно-экологическое и функционально-планировочное зонирование территорий..………………………….…......................52

    2. Освоение нарушенных и неудобных ландшафтных территорий...53

    3. Особенности планировки территорий в экстремальных природно-климатических условиях…………………………………………….55

    4. Эстетические факторы организации ландшафтной среды………..62

    5. Организация проектирования и строительства …………………...69

Тематика контрольных вопросов ………………………………………..73

^ Глава 3. Основные объекты ландшафтного проектирования среды.

    1. Городские многофункциональные парки.…...................................74

    2. Типология специализированных садов и парков………………...77

    3. Лесопарки и заповедные зоны…………………………………….80

Тематика контрольных вопросов ……………............................................84

^ Глава 4. Специальные объекты ландшафтного проектирования среды.

    1. Сады общегородского значения ……………………………………84

    2. Сады жилой застройки…………………….………………………...87

    3. Сады на крышах, зимние сады………………………………...........96

    4. Скверы, бульвары, набережные…………………………………...100

Тематика контрольных вопросов ……………………………..………..106

^ Глава 5. Элементы ландшафтной композиции.

    1. Рельеф и геопластика......................................................................108

    2. Вода и водные устройства ……………………………………….113

    3. Элементы озеленения…………..……………................................116

    4. Архитектурно-художественные и инженерные элементы…..…120

Тематика контрольных вопросов.............................................................123
Тематика для практической и самостоятельной работы ......................125

Темы курсовых работ……………………………………………………127

Учебно-методические материалы по дисциплине…………………….128


^ Распределение часов дисциплины по семестрам


Вид занятий

семестров, число учебных недель в семестрах

4

5

6

7

8

9

10




Итого

РУП

РПД

РУП

РПД

РУП

РПД

РУП

РПД

РУП

РПД

РУП

РПД

РУП

РПД

РУП

РПД

Лекции

















































Лаборат.

















































Практич.

























30




36










66




КСР

















































Ауд. занятия

















































Самост. работа

























35




35










70




Итого
























65




71










136






ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой курса «Ландшафтное проектирование среды». Главная цель дисциплины ландшафтное проектирование среды – ознакомление студентов со спецификой и особенностями проектирования и строительства, как исторических, так и современных ландшафтных комплексов с учетом их функционального разнообразия. Основная задача настоящего курса заключается в том, чтобы вооружить будущих проектировщиков среды необходимыми знаниями по основам садово-паркового искусства, как на базе искусственно созданного ландшафта, так и на естественных территориях.

Другие, не менее важные задачи данной учебной дисциплины, предполагают:

- изучение классификации объектов ландшафтной среды и номенклатуру их элементов, методы функционального зонирования и планировочной организации садов и парков различных функциональных типов;

- выявление особенностей проектирования и строительства специализированных объектов ландшафтной архитектуры и дизайна;

- определение роли элементов ландшафтной среды: рельефа, воды, растительности, садово-парковых сооружений и малых архитектурных форм в планировочной структуре и эстетике ландшафтных комплексов;

- анализ исторического опыта и современных тенденций садово-паркового искусства.

В задачи данного курса входит применение теоретических знаний на практике в виде самостоятельных работ.

Требования к уровню усвоения содержания данной дисциплины включают:

- умение студента ориентироваться во всем многообразии объектов ландшафтного проектирования среды;

- формирование высокого профессионального вкуса;

- способность использования современных разработок отечественной и зарубежной практики в области ландшафтного проектирования.

Вместе с тем проектировщик должен в необходимом объеме знать основы строительства и эксплуатации ландшафтных комплексов, поскольку проектирование, строительство и эксплуатация неразрывно связаны между собой и объединены единым творческим процессом.

Учебное пособие состоит пяти содержательных глав. В первой главе рассматривается исторический опыт садово-паркового искусства и ландшафтного проектирования. Во второй главе даны сведения по экологическим основам градостроительного проектирования. Третья глава раскрывает содержание основных объектов ландшафтного проектирования среды. Четвертая глава посвящена формированию специальных объектов ландшафтного проектирования. В пятой главе рассматриваются основные элементы ландшафтной композиции.

Обучение основам ландшафтного проектирования среды практически связано с подготовкой студента по смежным дисциплинам, таким как проектирование, инженерно-технологические основы дизайна среды, оборудование и благоустройство средовых объектов и систем, организация средовых комплексов и планировка городской среды.


^ Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА И ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

На разных этапах своего исторического развития, в различных климатических условиях народы земли вырабатывали свои особые приемы и способы садоводства, своеобразные типы садов и парков. Богатый опыт садово-паркового искусства, начиная с Древнего мира, оказывает большое влияние на современное паркостроение.

^ 1.1. Характерные черты садово-паркового искусства Древнего мира.

Египет считается одной из первых стран, где возникло искусство создания садов и парков. Дошедшие до нас сведения о садах и парках Египта относятся к 2780—2550 и 2160—1788 гг. до н.э. Наиболее древними являются сады при храмах Ментухотепов (2160—2000 гг. до н. э.) и парк царицы Хатшепсут (1520— 1500 гг. до н.э.).

Из-за наводнений в долине р. Нил можно было выращивать только сельскохозяйственные культуры. На возвышенных местах, куда Нил не доносил своих вод во время разливов, в Древнем Египте устраивали прихрамовые террасные сады. Растения высаживались на террасах храмов в грунт, доставленный с берегов Нила, или привозили деревья в отдельных кадках и расставляли по заранее намеченному плану. С древнейших времен дерево для египтян было священным, и каждый храм имел такое дерево. Египетские сады были садами равнин, в которых в силу природно-климатических условий видное место занимали бассейны, пруды, каналы, которые служили центром всей ландшафтной композиции.

Представление о садах Древнего Егип­та, в которых росли резеда, мирта, лотос, дает изображение, найденное в Фивах в гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III. На плане сада видны: симметрия, сочетание изящества и утилитарности — требования, которые впоследствии считались обязательными в садовом искусстве.

Ведущее место в садах принадлежало архитектуре, которая характеризовалась своей грандиозностью. Главное здание размещалось на оси сада, и вся территория обносилась высокой стеной. Сам сад, как правило, устраивался во дворе дома и имел прямоугольную форму. Пальмы, смоковницы, гранаты высаживались линейно, двумя-тремя рядами вдоль границ сада, причем высокие деревья размеща­лись по периферии, низкие — в середине сада. В центре оставалось открытое пространство, занимаемое бассейном прямоугольной формы.

Подобным образом планировались и священные сады, расположенные у храмов и гробниц. Отдельные части сада разделялись невысокими каменными оградами и каналами. Вдоль каналов тянулись аллеи из тенистых деревьев. Часто внутри сада устраивались прямоугольные бассейны и цветочные клумбы, на которых росли розы, ландыши, левкои, нарциссы, маки, васильки и другие цветы. По периферии сады окружали массивы древесных растений.

Особой славой пользовались пышные сады египетской царицы Клеопатры. Здесь высаживались финиковые пальмы, инжир, гранат, акация, плодовые деревья. Рядом с садами разводили виноградники, а недостаток лесов возмещали большим количеством рощ.

^ Ассирия и Вавилон, его садово-парковое искусство развивалось несколько позднее, чем в Египте, на территории нынешнего Ирака в междуречье Тигра и Евфрата. Природа этой зоны, богатая растительностью, позволяла создавать пышные сады при дворцах, храмах и виллах знати, а также использовать леса под увеселительные и охотничьи парки.

Парки были лучшим украшением страны, поэтому они первыми подвергались уничтожению со стороны врагов. Сады были небольшими по размеру и охранялись высокими неприступными сте­нами, украшались произведениями искусства в виде бассейнов, скульптур, беседок, пергол, куртин. В садах высажи­вались цветы, разводились красивые птицы. Примерно около 2340 г. до н.э. шумерский царь Гудеа создает виноградники и пруды для разведения рыбы.

В VIII в. до н.э. был создан прекрасный парк вокруг дворца Саргона II в Дур-Шаррукине (711-707 гг. до н.э.). В VII в. до н.э. сын Саргона II Синахериб отстроил новую столицу Ниневию. В ней большой дворец окружался обширным парком с искусственными водоемами, павильонами, беседками, с разнообразными диковинными растениями, привезенными из военных походов. Террасы ступенчатой пирамиды-зиккурата прототипа висячих садов, построенного на территории дворца, были озеленены декоративными кустарниками и цветами, а на вершине был сооружен храм с видовой площадкой. Фауна парка была обогащена редкостными видами зверей, птиц и рыб. В Ниневии был создан прототип ботанического сада.

Лучшим украшением Вавилона, расположенного на берегах Евфрата были «висячие сады». Это сооружение связано с именем ас­сирийской царицы Семирамиды (VII-VI в. до н.э.). Длина сторон основания террас «висячих садов» составляла 48 м, террасы были четырехугольной формы, кверху они сужались. Главный сад был разбит на верхней террасе. Террасы сообщались между собой винтовыми лестницами. Внешние части террас служили галереями, внутренние — гротами, украшенными цветным кафелем и фресками. Для удержания влаги плоская крыша состояла из пластов камыша и асфальта, затем кирпича, смешанного с гипсом, далее следовал свинцо­вый ковер, который должен был выдержать тяжесть плодородной зем­ли, на которой разбивали сад с высо­кими деревьями. Этот способ уст­ройства основания при сооружении садов на крышах дошел до наших дней.

В государствах Месопотамии было создано несколько крупных охотничьих заповедников и садов. Расположенные на террасах, они соединялись между собой лестницами и пандусами.

Вывод: в культуре Древнего мира парки считались лучшим украшением страны, а дерево было символическим отображением Жизни. Правители Египта, Ассирии и Вавилона привозили из завоеванных земель диковинные растения и животных, которые составляли первые коллекции флоры и фауны – прообразы ботанических садов и зоопарков. Там же существовали обширные озелененные территории, предназначавшиеся для охоты и верховых прогулок на лошадях. Такого рода ландшафты считаются родоначальниками современных лесопарков.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений iconУчебно-методическое пособие предназначено для, студентов высших учебных...

Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений iconУчебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений
Бронзовый и ранний железный век Ближнего Востока, Египта, Китая, Индии и Средиземноморья, культуры субсахарской Африки 40

Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений iconУчреждение образования «гомельский государственный медицинский университет»...
Учебно-методическое пособие для студентов 4 и 5 курса высших медицинских учебных заведений медико-диагностического факультета

Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений iconБелорусский национальный технический университет
Учебно-методическое пособие подготовлено согласно типовой программе для высших учебных заведений. В нем рассмотрен блок тем «Ресурсы...

Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений iconУчебное пособие частично основано на изданных в 1992 г. «Методических...
Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому...

Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений iconУчебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального...
Учебное пособие предназначено для аспирантов и студентов высших учебных заведений, а также психологов, социологов, педагогов и всех,...

Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений iconУчебное пособие Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического...
Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного...

Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений iconУчебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой...
Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов 3-го курса факультета заочного обучения...

Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений iconУчебное пособие написано в соответствии с действующей программой...
Рецензент: профессор кафедры физики имени А. М. Фабриканта Московского энергетического института (технического университета) В. А....

Ландшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений iconУчебно-методическuм объединением по образованию в области коммерции...
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов