Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год




Скачать 150.63 Kb.
НазваниеПрограмма междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год
Дата публикации28.06.2013
Размер150.63 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > География > Программа
ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Введение

Объект и предмет физической географии.

Система физико-географических наук: отраслевые и комплексные (землеведение и региональная физическая география). Место физической географии среди других наук о Земле. Значение физической географии.

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Форма и размеры 3емли. Географическое значение фигуры и размеров 3емли.

Движения Земли и их географические следствия. Осевое вращение Земли, его доказательства. Географические полюсы. Географическая сеть: экватор, параллели, меридианы. Смена дня и ночи. Суточная ритмика природы.

Движение Земли вокруг Солнца, его доказательства. Особенности движения Земли по орбите. Смена времён года. Годовая ритмика природы.

^ ЛИТОСФЕРА. РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Внутреннее строение и происхождение Земли. Земная кора, мантия, ядро и их характеристика. Соотношение понятий земная кора и литосфера. Источники энергии в недрах Земли.

Эндогенные процессы рельефообразования. Типы тектонических движений земной коры и их отражение в рельефе. Роль новейших и современных тектонических движений при рельефообразовании. Магматизм и вулканизм и их роль в рельефообразовании.

Экзогенные процессы рельефообразования. Выветривание, как условие, необходимое для развития экзогенных процессов.

Факторы рельефообразования. Генезис и возраст рельефа.

Планетарный рельеф Земли (геотектуры). Основные формы планетарного рельефа.

Морфоструктура. Основные типы морфоструктур. Равнины.

Классификация равнин по высоте, морфологические типы. Их генетические типы. Горы. Горы тектонические, вулканические и эрозионные. Классификация тектонических гор. Классификация гор по высоте.

Морфоскульптура. Классификация морфоскульптур суши по ведущему экзогенному рельефообразующему процессу.

Рельеф, созданный склоновыми процессами.

Флювиальный рельеф. Эрозия плоскостная (почвенная) и линейная, глубинная и боковая. Рельеф, созданный временными водотоками. Рельеф, созданный постоянными водотоками. Речная долина, ее элементы. Пойма, ее формирование и рельеф. Надпойменные террасы и их элементы.

Гляциальный рельеф. Формы рельефа, созданные разрушительной деятельностью льда (экзарацией). Формы рельефа, созданные ледниковой аккумуляцией.

Мерзлотный рельеф. Процессы рельефообразования в условиях многолетней мерзлоты.

Карстовый рельеф. Типы карста. Поверхностные и подземные карстовые формы рельефа.

Суффозионный рельеф. Формы суффозионного рельефа.

Эоловый рельеф. Процессы рельефообразования в условиях аридного климата. Эоловые формы рельефа во внеаридных областях.

Рельеф берегов. Процессы, формирующие берега. Типы берегов и закономерности их распространения.

Биогенный рельеф.

Геотектуры дна океана: подводная окраина материка, переходная зона, ложе океана, срединно-океанические хребты. Морфоструктуры дна океана: подводных окраин материка (шельф, материковый склон, материковое подножье); переходных зон (котловины окраинных морей, островные дуги, глубоководные желоба); срединно-океанических хребтов (рифты и разломы) и ложа океана (котловины, горы, поднятия дна).

Влияние рельефа на глобальный, региональный и местный процессы перераспределения тепла и влаги.

АТМОСФЕРА

Атмосфера, ее состав и строение. Границы атмосферы. Состав воздуха. Значение атмосферы. Процессы, происходящие в атмосфере: распределение радиации, температуры, влажности, давления.

Солнечная радиация - основной источник энергии в географической оболочке. Прямая и рассеянная радиация на земной поверхности. Суммарная радиация. Отражённая радиация от земной поверхности. Альбедо. Поглощённая радиация. Длинноволновое излучение земной поверхности и атмосферы. Эффективное излучение.

Радиационный баланс (остаточная радиация) и его составляющие. Географическое распределение радиационного баланса земной поверхности.

Суточный ход температуры воздуха и суточная амплитуда температуры. Годовой ход температуры воздуха и годовая амплитуда температуры.

Вода в атмосфере. Формы воды в атмосфере. Влагооборот. Испарение и испаряемость.

Характеристики влажности воздуха. Конденсация и сублимация водяного пара на поверхности. Конденсация и сублимация водяного пара в атмосфере. Туманы, их типы и распространение. Облака, условия их образования.

Атмосферные осадки. Их виды. Типы осадков по условиям образования. Типы осадков по продолжительности и характеру выпадения. Основные типы годового режима осадков. Снежный покров.

Атмосферное увлажнение. Коэффициент увлажнения.

Атмосферное давление и ветер. Единицы измерения давления. Нормальное атмосферное давление. Центры действия атмосферы.

Ветер и его характеристики.

Воздушные массы и атмосферные фронты.

Циклоны и антициклоны.

Погода. Элементы погоды. Прогноз погоды.

Общая циркуляция атмосферы.

Климат. Факторы климатообразования. Воздействие человека на климат.

ГИДРОСФЕРА

Гидросфера и ее строение. Круговорот воды на Земле и его звенья.

Мировой океан, его особенности. Составные части Мирового океана.

Химические и физические свойства океанской воды

Термический режим океанов и морей. Особенности замерзания солёной воды. Типы ледовых образований.

Виды движения воды в Мировом океане. Циркуляция вод в Мировом океане. Течения. Происхождение течений и их генетическая классификация.

Океан как среда жизни. Природные ресурсы Мирового океана. Охрана вод Мирового океана.

Подземные воды. Типы подземных вод по характеру залегания. Грунтовые воды. Межпластовые воды.

Реки. Гидрографическая сеть и ее элементы. Питание и водный режим рек.

Речной сток. Классификация рек по источникам питания и водному режиму. Работа рек. Химический состав речных вод. Термический режим рек. Охрана рек от истощения и загрязнения и их рациональное использование.

Озёра. Озёрные котловины и их морфометрические характеристики. Генетические типы озёрных котловин. Классификация озёр по условиям питания. Водохранилища.

Ледники. Размеры современного оледенения Земли и его распространение.

Болота. Классификация болот.

Современные проблемы пресной воды на Земле.

Физико-географическая характеристика океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, Северного-Ледовитого.

Моря, омывающие территорию России.

БИОСФЕРА

Биосфера, её границы, состав и строение.

Формы организации живого вещества. Жизненные сообщества организмов: фитоценозы, зооценозы, биоценозы, биогеоценозы.

Человек и биосфера. Важнейшая глобальная проблема современности - охрана биосферы от негативного антропогенного воздействия.

^ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Географическая оболочка, её границы, строение и качественное своеобразие.

Закономерности географической оболочки.

Дифференциация географической оболочки на природные комплексы (геосистемы) планетарного, регионального и локального уровней.

Природные комплексы как системы. Роль разных компонентов в формировании природных комплексов

Формы изменения геосистем: функционирование, динамика, эволюция.

Понятие о ландшафтах. Современная трактовка понятия "ландшафт".

Систематика природных комплексов. Природные комплексы различных топологических уровней: фация, урочище, местность, ландшафт, и принципы их выявления.

Физико-географическое районирование.

Физико-географические страны материков.

^ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА И ОБЩЕСТВО

Географическая среда и географическая оболочка, единство природы и общества. Роль географической среды в развитии общества.

Антропогенные природные комплексы и их классификации. Понятие о культурном ландшафте.

Процессы, свойственные научно-технической революции и определяющие основные направления в изменении природы.

Понятие о природных условиях и ресурсах. Классификация природных ресурсов.

Экологические проблемы человечества в эпоху НТР. Охрана природы как важнейшая глобальная проблема человечества, её современное содержание.

Сущность проблемы рационального природопользования и значение географических наук в её решении. Понятие о ноосфере.

^ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Основные этапы развития географической науки.

Зачатки географических знаний у первобытных народов. Основные достижения географии в античный период. География в средние века. Великие географические открытия.

Географические открытия в ХVII-ХVIII вв. Дифференциация географии. Становление научной физической географии.

Основные достижения географии в XIX и начале XX вв.

Современное состояние физической географии.

Методы физико-географических исследований.

Организация географических исследований в нашей стране и за рубежом.

Фундаментальные труды по географии. Основные географические журналы в нашей стране и за рубежом.

Перспективы развития физической географии.

^ Экономическая география

Общая социально-экономическая география

Политическая карта мира. История формирования политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира. Главные элементы политической карты: территория и государственные границы стран. Международные отношения и география региональных конфликтов.

Классификация и типология стран. Группировка стран по размерам, географическому положению численности населения. Социально-экономическая типология стран современного мира. Формы правления и государственного устройства стран мира.

^ География мировых природных ресурсов. Понятие о природных условиях и ресурсах, о ресурсообеспеченности. Классификация природных ресурсов: по происхождению, по степени исчерпаемости и возобновимости, по хозяйственному назначению.

География мировых природных ресурсов и обеспеченность ими мира и крупных регионов. Минеральные, земельные, водные, биологические ресурсы: запасы и основные закономерности размещения, обеспеченность мира, отдельных регионов и стран. Космические и климатические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана и их освоенность.

Концепция территориального сочетания природных ресурсов. Понятие об общем природном и природно-ресурсном потенциалах.

Проблемы природопользования. Учения о географической среде, о природопользовании. Основные аспекты, проблемы и характер природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование. Необходимость международного сотрудничества.

^ География населения мира. Численность и размещение населения мира. Воспроизводство населения. Половозрастная структура населения мира. Расовый, этнический и религиозный состав населения мира. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Миграция. География миграций. Расселение населения и его формы. Урбанизация.

^ Мировое хозяйство и география его отраслей. НТР: характерные черты и составные части НТР. Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру хозяйства.

Мировое хозяйство. Географическая модель современного мирового хозяйства. Концепция и «центр – периферия». Отраслевая структура мировой экономики (макро - , мезо - , микроструктура). Три стадии развития мировой экономики (аграрная, индустриальная, постиндустриальная), их основные черты.

Понятие о территориальной структуре хозяйства. Районы старого и нового освоения и их проблемы. Региональная политика.

Географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Главные интеграционные группировки стран современного мира.

Основные факторы размещения производительных сил.

География отраслей мирового хозяйства. Формы организации промышленного производства. Основные межотраслевые производственные комплексы: ТЭК, машиностроительный, металлургический, химико-лесной, АПК, инфраструктурный. Состав, значение, сырьевая база, факторы размещения, основные центры, проблемы и перспективы развития комплекса.

^ Экономическая и социальная география России

Современное географическое геополитическое, геоэкономическое и эколого-географическое положение РФ.

Природные условия России, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Экстремальность природных условий значительной части российских регионов. Российская зона Севера.

Природно-ресурсный потенциал России. Обеспеченность природными ресурсами и их размещение. Удельный вес России в мировых запасах важнейших видов ресурсов.

География и экономическая оценка минеральных, земельных, водных, биологических, агроклиматических, рекреационных ресурсов.

Основные ресурсные базы страны. Группировка экономических районов по структуре и значимости природных ресурсов.

География населения. Численность. Воспроизводство, половозрастная структура населения, этнический и конфессиональный состав. Межнациональные отношения. Расселения и миграция. Занятость и безработица. Трудовые ресурсы и экономически активное население.

Хозяйство России: структурно-территориальные особенности. Межотраслевые комплексы, их состав, место в экономике страны, факторы размещения предприятий, основные производственные базы и центры, роль во внешней торговле.

Внешние экономические связи. Место и роль России в мире. Региональное развитие и районирование. Региональная политика. Экономико-географическая характеристика регионов России.
^

Экономическая и социальная география зарубежных стран


Теоретические подходы к регионализации мира: регион (культурный регион), субрегион, страна. Географическое страноведение.

Зарубежная Европа. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Интеграционные процессы в регионе. Субрегионы и страны: Средняя Европа (ФРГ, Франция, Великобритания), Южная Европа (Италия, Испания), Северная Европа, Центрально-Восточная Европа (Польша).

Зарубежная Азия. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Новые индустриальные страны Азии. Субрегионы и страны: Восточная Азия (Китай, Япония), Юго-Восточная Азия, Южная Азия (Индия), Юго-Западная Азия.

Африка. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Африка – континент конфликтов. Различия между Северной и Тропической Африкой. Страны: Египет, Нигерия, ЮАР.

Северная Америка. Экономико- и социально-географическая характеристика США как мировой сверхдержавы. Основные сведения о Канаде. Интеграционные группировки в регионе.

Латинская Америка. Общая характеристика географического положения, политической карты, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Историко-географические и этнокультурные особенности региона. Страны: Мексика, Бразилия. Австралия и Океания: общая характеристика. Австралийский Союз.
^ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Предмет теории и методики обучения географии.

Теория и методика обучения географии (ТиМОГ) как частная дидактика. Предмет и задачи ТиМОГ, ее связь с другими науками. Методы и этапы научного исследования. Теоретические и эмпирические методы. Значение ТиМОГ.

^ Основные этапы развития школьной географии и методики ее обучения в России.

Методика обучения географии в начальный период. Факторы, которые обусловили введение преподавания географии в школах России в 18 веке. Первые учебники географии. Роль К.Д. Ушинского в формировании отечественной методики обучения географии. Труды Д.Д. Семенова. Вклад в развитие методики Л. Весина. Открытие кафедры географии в Московском университете. Первый съезд преподавателей географии России.

Методика обучения географии в советской школе. Программы ГУСа. Положительные изменения в преподавании географии в школе. Труды Н.Н.Баранского. Периоды в развитии методики в советской школе (с 1934 г. до середины 50-х годов; с середины 50-х – к концу 60-х годов; 70 - 90 годы). Труды А.С.Баркова, А.А.Половинкина, В.Г. Эрдели, А.Е. Бибик, А.В. Даринского, Т.П. Герасимовой, В.А. Коринской, И.С. Матрусова, Л.М. Панчешниковой и др. Вклад В.П. Максаковского в развитие школьной географии и методики ее обучения.

Современный этап развития методической науки. Перестройка учебных планов, программ, учебников. Гуманистическое и культурологическое направления в школьной географии. Государственный образовательный стандарт общего образования по географии. Социально-политические, экологические и экономические аспекты географического образования учащихся. Учет национальных и региональных факторов в содержании географического образования. Использование новых и новейших средств обучения. Разработка профильных программ для специализированных школ. Дифференцированный подход к обучению географии.

^ Цели обучения географии.

Изменение целей общего среднего образования. Вклад школьной географии в развитие личности. Уникальность географического образования. Цели обучения географии. Основные задачи, которые служат реализации целей обучения.

^ Содержание школьной географии.

Место географии в учебных планах общеобразовательных учреждений. Три компонента базисного учебного плана: федеральный, региональный и школьный. Традиционное содержание и структура школьной географии. Сквозные направления в содержании школьной географии: гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация. Компоненты содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру). Степень их раскрытия и способы отражения в программах по географии.

^ Усвоение содержания школьной географии.

Формирование и усвоение географических понятий. Общие и единичные понятия. Два пути формирования географических понятий - индуктивный и дедуктивный. Усвоение причинно-следственных связей. Этапы формирования знаний о географических закономерностях. Приемы формирования географических представлений. Изучение географических фактов. Этапы формирования умений. Формирование опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

^ Методы обучения географии.

Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения географии. Методы обучения, различающиеся по источникам знаний (словесные, наглядные, практические). Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод, исследовательский метод). Методы и методические приемы. Уровни усвоения знаний и умений учащихся и их соотношение с методами обучения. Проблемный подход в обучении географии.

^ Средства обучения географии и работа с ними.

Система средств обучения географии (вербально-информационные, наглядные, технические).

Работа с учебником географии. Виды работ с текстом и внетекстовыми компонентами учебника. Географическая карта и работа с ней. Классификация учебных географических карт. Позиции обученности школьников работе с картой: понимать карту, читать карту, знать карту. Формирование умений работы с картами. Наглядные средства обучения и работа с ними. Аудиовизуальные средства и электронно-вычислительная техника в обучении географии. Работа со статистическими показателями.

Кабинет географии и его роль в организации учебно-воспитательной работы. Географическая площадка.

^ Формы организации обучения географии.

Урок географии. Требования к современному уроку географии. Типы уроков и особенности их структуры. Комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, вводные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки и учета знаний и умений, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки.

Лекционно-семинарско-зачетная система обучения. Требования к школьной лекции. Типы семинаров по дидактическим целям и методика их проведения. Методика проведения зачета.

Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование. Анализ и самоанализ урока.

Внеурочные формы обучения предмету (учебные экскурсии, практические работы на местности, наблюдения, консультации, экзамены, домашняя работа учащихся и т.д.)

^ Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии.

Формы организации учебной деятельности на уроках географии. Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Коллективная форма работы школьников. Виды коллективной работы: работа в парах, в малых группах, ролевая игра, дискуссия.

^ Проверка и оценка результатов обучения.

Значение проверки и оценки уровня усвоения содержания образования в учебном процессе. Подходы к интерпретации результатов обучения. Характеристика и анализ основных видов проверки. Типология проверочных вопросов и заданий в соответствии с уровнем усвоения учебного материала. Объективность отметки. Тестовый контроль результатов обучения.

Внеклассная работа по географии.

Цели и содержание внеклассной работы по географии. Основные направления в содержании внеклассной работы: научно-познавательное, историко-географическое, экологическое, экономическое, эстетическое, туристско-краеведческое, страноведческое. Организационные формы внеклассной работы: географический кружок, работа на экологической тропе, экскурсионно-краеведческая работа, тематические вечера, конференции и т.д.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год iconУчебной дисциплины
Для студентов 3 курса заочного отделения факультета управления на 2012/2013 учебный год

Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена
...

Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год icon080105 «Финансы и Кредит»
«Финансы и Кредит» для студентов очного, заочного обучения и заочного обучения с применением дистанционных образовательных технологий...

Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год iconМетодические указания для студентов 1 курса заочного отделения по...
Методические указания для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2 семестр). – Казань: Издательство Института...

Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год iconВопросы для государственного междисциплинарного экзамена для бакалавров...
Модуль, состоящий из вопросов по дисциплинам базовой части профессионального цикла ооп

Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год iconУчебный курс «Отечественная история»
Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям...

Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год iconУчебный курс «Отечественная история»
Артюх Е. А., Бондаренко С. И. Отечественная история, ix–xxi вв.: учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям...

Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год iconРасписание занятий летней экзаменационной сессии 2012-2013 учебного...

Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год iconЭкзаменационные вопросы по терапевтической стоматологии для студентов...
Экзаменационные вопросы по терапевтической стоматологии для студентов 3 курса (2012-13 учебный год)

Программа междисциплинарного экзамена по географии для студентов заочного отделения на 2012-2013 учебный год iconРабочая учебная программа для проведения итогового междисциплинарного...
Рабочая учебная программа для проведения итогового междисциплинарного экзамена подготовлена в соответствии с Государственным образовательным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов