Отчет по результатам социологического исследования




НазваниеОтчет по результатам социологического исследования
страница1/18
Дата публикации10.08.2013
Размер2.05 Mb.
ТипОтчет
zadocs.ru > География > Отчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
КОМИТЕТ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА -ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОЛОДЕЖЬ

КАК СОЦИАЛЬНЫЙ РЕСУРС ОКРУГА


ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Ханты-Мансийск – Сургут, 2007 г.

Данный отчет представлен по результатам социологического исследования, проведенного лабораторией социологических исследований Сургутского государственного университета по заказу Комитета по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в мае-июне 2007 г.

Руководитель исследования заведующий лабораторией социологических исследований СурГУ д.полит.н. М.Ю. Мартынов.

СОДЕРЖАНИЕ



РЕЗЮМЕ






с. 4

^ ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ






с. 21


ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ



^ МОЛОДЕЖЬ КАК РЕСУРС ПРОИЗВОДСТВЕН-НОЙ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ) СФЕРЫ ОКРУГА






с. 31

МОЛОДЕЖЬ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ОКРУГА






с. 61

^ МОЛОДЕЖЬ КАК РЕСУРС СФЕРЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ






с. 72

МОЛОДЕЖЬ КАК РЕСУРС ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ОКРУГА






с. 89


РЕЗЮМЕ
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре существуют объективные предпосылки для реализации молодежью своих возможностей в качестве ресурса социально-экономического, культурного и политического развития округа. Внимание к молодежным проблемам, уделяемое органами власти округа, и относительно стабильное экономическое положение региона создали условия для получения молодежью хорошего образования, трудоустройства, обеспечения высокого уровня социальной защиты и доступности сети учреждений досуга и культуры. Степень реализации этих благоприятных условий зависит от самой молодежи и определяет ее роль как социального ресурса округа.

Под молодежью как социальным ресурсом в ходе исследования понималось использование возможностей социальных действий молодежи, направленных на разрешение противоречий в экономической, социальной, политической, духовной сферах, в интересах, как собственной социальной группы, так и населения, проживающего на территории округа в целом.

Молодежь как ресурс производственной (профессиональной) сферы округа

Реализация потенциала молодежи как ресурса производственной сферы может происходить по следующим направлениям:

  • увеличение ее доли среди занятого населения, в том числе, снижение доли среди безработных;

  • увеличение ее вклада в совокупный производимый в округе продукт;

  • увеличение ее вклада в повышение производительности труда и рационализацию производства.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, что этот рост ресурса молодежи в производственной сфере, обеспечивается следующими факторами:

  • удовлетворенностью заработной платой (материальным стимулом);

  • отношением к труду как к главному средству социальной мобильности, продвижения по жизни, карьеры;

  • престижностью своего труда, своей профессии;

  • возможностью творческой самореализации в процессе труда;

  • качеством профессионального образования.


В целом можно сделать следующие выводы о ресурсах молодежи в производственной сфере в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
^ 1. Достигнута относительно высокая степень удовлетворенности заработной платы молодых работников в основных отраслях экономики.

Большая часть опрошенных – 61%, - хотя и не в полной мере, но в основном удовлетворены своей заработной платой. Полностью удовлетворены – 9%. Хотя, каждый четвертый опрошенный уровнем заработной платы совсем не удовлетворен. Причем, удовлетворенность заработной платой значительно колеблется в зависимости от отрасли, в которой работает респондент, что видно из следующей таблицы.

Наиболее высоко оценили свою заработную плату респонденты работающие в газовой промышленности и в торговле. В то же время, работники образования, сельского хозяйства, транспорта и государственного, муниципального управления удовлетворены своей заработной платой в наименьшей степени.

^ 2. Профессиональная деятельность превратилось в эффективное средство социально мобильности и достижения жизненного успеха молодежи.

Сравним результаты ответов респондентов на вопрос о том, что, по их мнению, определяет жизненный успех, поученные в ходе опроса молодежи округа в 1998 г1. и в данном исследовании 2007 г.:


1998 г.

2007 г.

  • «иметь природные задатки»,

  • «иметь знакомства, связи»,

  • «иметь высокопоставленных родителей

  • «иметь амбиции»,

  • «иметь хорошее образование»

  • «много работать».


Тенденция поразительного изменения картины за прошедшее десятилетие налицо. По крайней мере, сегодня, опрошенные молодые люди в нашем округе на первые три места поставили факторы, которые являются краеугольным камнем любой эффективной экономики: «иметь амбиции», «иметь хорошее образование» и «много работать». Если ранее, причины жизненных успехов, карьеры молодежь видела во внешних обстоятельствах, не зависящих от них самих – связях, родителях, природных задатках, - то теперь она рассчитывает на себя, на собственный труд. Ответы респондентов, полученные в ходе опроса, опровергают бытующее мнение о стремлении большинства молодых людей, якобы, к поиску легких путей продвижения по жизни. Основное средство социальной мобильности, продвижения по жизни сегодня для молодежи округа является личный труд и хорошее образование.

^ 3. Престижность трудовой, профессиональной деятельности в большинстве отраслей экономики в глазах молодежи весьма высока

Большая часть молодых людей гордится своей работой. Например, почти две трети респондентов – 62% - испытывают чувство гордости и удовлетворения, когда говорят с друзьями о своей работе. Лишь 16% в этом случае ощущают раздражение, 2% - стеснение и 4% - раздражение. В кругу молодежи любой труд уважается, пренебрежения к видам труда нет. Опрошенная молодежь считает, что престижной сегодня считается работа любого труда, если она востребована.

^ 4. В производственной сфере существуют возможности для творческой самореализации молодых работников.

Для значительной части опрошенных 57% - наиболее значимыми сторонами труда являются творческие, направленные на самореализацию: «полное использование своих знаний, квалификации» «возможность профессионального роста».
Вместе с тем, в производственной сфере существует ряд проблем, затрудняющих использование в ней молодежных ресурсов. Например, мнение большей части опрошенных молодых людей о недостаточном стимулировании творческого труда, личной инициативы на производстве.

Так, на вопрос: «Как изменится Ваш заработок, если Вы будете работать лучше и эффективней?» только каждый шестой респондент ответил, что его заработок при этом может повыситься. Но почти половина опрошенных – 49% - высказала мнение, что их зарплата, если они будут лучше и больше работать, при этом не изменится.

Основные трудности молодых работников в реализации своих профессиональных, трудовых ресурсов носят субъективный характер и связаны со сложностями включения в производственный коллектив.

Об этих сложностях можно судить по ответам самой молодежи в ходе проведения фокус-групп.

  • В ряде случаев участники фокус-группы отмечают недоверие руководства и сотрудников к молодым специалистам, к их уровню знаний, нежелание старших сотрудников обсуждать производственные вопросы наравне.

  • Серьезно затрудняет использование производственного ресурса молодежи прием на работу сотрудников не в соответствии со знанием и квалификацией, а «по блату», когда кто-то занимает рабочее место только из-за родственных связей, а не по заслугам, не соответственно образованию. В то же время, большим уважением среди ровесников, пользуется молодой сотрудник, который устроился на работу сам, без помощи родителей или других людей.

  • Особенное разочарование у молодых работников вызывают нарушения, с их точки зрения, принципов справедливости. В качестве примера такой несправедливости молодые специалисты приводят особенности распределения премиального фонда на предприятиях.

  • Очень существенной проблемой является механизм внедрения новаторства, рацпредложений. По мнению молодежи, для этого в большинстве случаев на производстве есть широкие возможности, с технологической точки зрения. Однако на практике сделать это кране сложно, поскольку эти инициативы тормозятся средним звеном управленцев, а в ряде случаев присваиваются ими. Молодые люди готовы отвечать за авторские нововведения, готовы их внедрять и использовать, но их смущает отсутствие возможности заявить на предприятии авторское право. Как рассказал один из участников фокус-группы: «Если специалист может ввести в работу какое-то новаторство, улучшить производственный процесс, то вариант первый – это причислят к заслугам начальника, и второй вариант – этого не заметят и примут как должное. Когда ты устраиваешься на предприятие, ты заключаешь договор, в котором сказано, любое программное обеспечение, написанное и созданное сотрудником, любые системы, которые были тобой отредактированы, являются интеллектуальной собственностью предприятия».

Безусловно, следует учесть субъективность этих мнений. Трудности, связанные с вхождение молодого работника в трудовой коллектив – это двухсторонняя проблема, связанная не только с консерватизмом на производстве и предубеждениях в отношении молодежи, но и с амбициозностью самих молодых специалистов, не всегда подкрепленной соответствующими знаниями, навыками, готовностью к систематическому труду. Один из молодых людей в интервью так отзывается о позиции некоторых своих сверстников:

«Молодежь хочет успеха, но успеха, во многом связанного с какими-то материальными вещами. При этом она хочет всего, ничего не делая. То есть, я хочу квартиру, машину, костюм за 3 тысячи долларов, каждый год отдыхать летом на Канарах. Но чтобы это само появилось».

Тем не менее, суждения об объективных трудностях, высказанные респондентами, имеют реальные основания, позволяя сделать вывод, что основные противоречия и, следовательно, ресурсы молодежи в округе находятся в производственной, профессиональной сфере, по сравнению с социальной, политической и духовной сферами. Причем в самой профессиональной деятельности молодежи фокус проблем лежит не в оплате труда или сомнений в его ценности, а в конкретном этапе трудовой социализации, в сложностях вхождения в трудовой коллектив, в часто возникающем именно в этот период у молодых людей чувстве незащищенности и несправедливости.

Существующий в условиях рыночной экономики принцип невмешательства государства и общества в бизнес затрудняет прямое влияние на данную ситуацию. Но и формы непрямого влияния могут быть достаточно эффективны.

Первым условием здесь выступает осознание сложности и важности самой проблемы. Пока что, судя по проведенному в ходе исследования контент-анализу средств массовой информации, ей уделяется недостаточно внимания. В проанализированных печатных изданиях округа публикации посвящены образованию, досугу, спорту молодежи, но, практически, отсутствуют публикации о ее положении на производстве

Аналогичным образом, слабо представлена тема молодежи на производстве и на сайтах администраций муниципалитетов.

Наибольшее количество сообщений (28) было размещено на официальном сайте администрации города Ханты-Мансийска. На всех веб-страницах информация публикуется в общем разделе «Лента новостей», только на сайте администрации города Сургута есть отдельная рубрика «Молодежь» в разделе «Новости», что значительно упрощает поиск необходимой информации.

Только на официальном сайте администрации города Нижневартовска имеется ссылка на богатый ресурс, посвященный жизни и проблемам нижневартовской молодежи.

Наибольшее внимание, авторы сообщений уделяют проблемам в сфере образования. Часто мелькают в глобальной сети материалы, посвященные досугу молодежи (некритические публикации о различных фестивалях КВН, слетах, других развлекательных мероприятиях для студентов и с участием студентов). Публикации носят в основном информационно-ознакомительный характер и рассказывают лишь о ходе реализации национального проекта «Доступное жилье».

Между тем, в рамках осуществляемой молодежной политики, средствам массовой информации можно найти немало позитивных примеров участия работающей молодежи в творческих, научных конкурсах, проводимых в округе, участия в спортивных и массовых мероприятиях, примеры работы молодежных организаций на самих предприятиях.

Что касается самой молодежной политики, то следует, сохраняя существующие формы работы с учащейся молодежью и студенчеством, особое внимание уделить молодежи на производстве.

Инструментом, способным обеспечить реализацию творческого ресурса молодых людей на производстве, повышение их статуса, совершенствования профессиональных навыков, повышение оплаты труда и т.д. может стать возрождение и развитие молодежного рационализаторского движения.

Главными союзниками здесь могут явиться первые руководители предприятий и организаций. Высший менеджмент, как правило, заинтересован в «свежей крови», в новых идеях, в кадровом обновлении (чего не всегда скажешь о «среднем звене» управления).

Другим важным направлением молодежной политики в производственной сфере является создание условий для профессиональной подготовки молодежи, совершенствование системы профессионального образования и сближение его с производством.

^ Система профессионального образования

Судя по результатам опроса, численность молодых людей, имеющих хорошее профессиональное образование достаточно высока. Можно считать, что к тридцати годам две трети молодых людей в округе получают высшее образование. Подавляющее большинство – 94% - имеют профессиональное образование.

Респонденты отмечают эффективность мер, осуществляемых правительством округа по активизации познавательной деятельности, творческого потенциала молодежи. Особенно хороших отзывов удостоился конкурс «Золотое будущее Югры». Вот мнение одного из участников углубленного интервьюирования:

«…С точки зрения недавно прошедшего окружного конкурса молодежных проектов «Золотое будущее Югры», то я очень спокойна за наш округ, за наш город, за страну в целом….

В то же время, следует ответить на вопрос, насколько удовлетворяет молодежь получаемое образование и насколько система профессиональной подготовки кадров соответствует производственным потребностям округа.

Достаточно большое число - ^ 38% опрошенных отметили, что работают не по специальности. Особенно велика доля работающих не специальности в таких отраслях как сельское хозяйство (85,7%), торговля (63,6%), транспорт (57,6%).

Более половины - 53% - респондентов заявили, что полностью или в основном удовлетворены уровнем своего образования, но для 44% этот уровень выглядит неудовлетворительным.

Наибольшее число респондентов не удовлетворенных уровнем своего образования приходится, на транспортную сферу, строительство, транспорт, сельское хозяйство, государственное и муниципальное управление, а также, газовую промышленность.

В то же время, достаточно высоко оценили полученные в образовательных учреждениях знания, работающие в сферах нефтяной промышленности, в энергетике, в образовании и здравоохранении.

Особое значение для оценки качества профессионального образования имеет мнение работодателей.

В качестве негативного фактора ими отмечено падение уровня высшего в силу его излишней доступности. Вот характерное мнение одного из руководителей предприятий:

«Но то, что образование все подряд практически – высшее, - это расстраивает. Есть такая статистика и понятие «качество обучения» и «качество неуспеваемости». До 10-11 класса по такой статистике доходит хорошо, если 20%, которые заканчивают на «4» и «5». Практически, как я понимаю, это люди способные получить высшее образование. Но, тем не менее, высшее образование получает 80%. Как может человек, не имеющий высоких результатов на ступени общего и среднего образования, получить хорошее высшее образование?»

В излишней легкости получения образования работодатели видят причины снижения уровня и качества профессионального образования, нежелание молодежи интеллектуально развиваться. В результате, приходя на работу, молодежь демонстрирует недостаточный уровень личной образованности, этикета и культуры («не умеет здороваться, прилично разговаривать, одеваться»).

Опрошенные руководители предприятий, особенно частного бизнеса утверждают, что появление молодых сотрудников на производстве приветствуется. Более того, работодатель готов тратить время дополнительное обучение и стажировку молодых специалистов, заниматься наставничеством. Частный бизнес, в котором доход предпринимателя зависит от качества работы персонала, готов вкладывать и дополнительные денежные средства в проведение тренингов, мастер-классов, обучения молодых специалистов.

Вопреки ожиданиям, работодатели отнюдь не считают, необходимым образовательным учреждениям сосредоточится на узко специализированной профессиональной подготовке. Наоборот, отмечается, значение общих, универсальных знаний. Как уже отмечалось, предприниматели, руководители готовы вкладывать средства и тратить время на дообучение конкретным знаниям и навыкам и адаптацию молодого специалиста. Беда в другом: в том, что эти общие знания недостаточно глубокие, чтобы стать основой такого дообучения, а главное, молодые специалисты часто не приучены к процессу обучения, психологически не готовы к нему.

Следовательно, возможности профессионального образования в актуализации производственных ресурсов молодежи Югры должны быть связаны не с количественным увеличением численности получающих высшее образование и, даже, не с корректировкой структуры подготовки кадров в соответствии с потребностями производства. Речь должна, судя по всему, идти о качестве обучения в них и сближения с производством. В проблемах подготовки кадров следует перенести акцент с «кого» и «сколько» на «как» готовить.

С этой проблемой связана другая – продолжение образования, повышение квалификации уже работающим специалистом. О стремлении к этому заявило подавляющее большинство – 77% - опрошенных. Однако мотивы получения дополнительного образования у самих молодых людей противоречивы. Также неоднозначно отношение к этому стремлению работодателя.

Большинство опрошенных молодых людей, желающих продолжать образование, сетуют на то, что работодатель не идет навстречу, не создает для этого необходимые условия. Однако, по мнению самих опрошенных, у молодых специалистов наблюдается скорее желание много учиться и работать не столько для повышения своей квалификации, продвижения по службе, карьеры, а скорее из желания «обеспечить себе тылы». Один из участников фокус-группы охарактеризовал эти мотивы следующим образом: «Большинство молодежи готово учиться и работать. Но не для карьеры только, а для того, чтобы обеспечить себе тылы. Потому что вдруг что-то с начальством не сложится, не факт, что ты по своей специальности найдешь где-то работу. Нужно быть как минимум на двое-трое рук мастер».

Очевидно, что такие мотивы не соответствуют интересам работодателей. Последние заинтересованы не в том, чтобы молодой специалисты просто получал дополнительное или другое образование и, возможно, после этого ушел бы с предприятия. («Многие, получив прекрасную стажировку за счет компании ,уходят в другие фирмы в поисках более высокооплачиваемых и интересных должностей»). Работодатель заинтересован в повышении такого образования своего сотрудника, которое конкретно ориентировано на его производство.

Молодежная политика в сфере профессионального самоопределения молодежи может быть направлена на решение тех проблем, которые не входят в прерогативы системы управления профессиональным образованием. Это не только организация стройотрядов на предприятиях или грантовая поддержка молодежного рационализаторского движения. В первую очередь, должна быть решена стратегическая задача создания «мостика» между ВУЗом, техникумом, училищем, с одной стороны, и конкретным предприятием. Таким «мостиком», по примеру некоторых стран, может стать организация частных профессиональных школ, принимающих выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптирующих их к целям конкретного предприятия. Зародыши этой системы сегодня имеются, например, в виде курсов, организуемых самими предприятиями или в виде «бизнес-инкубаторов» в ВУЗах. Но для создания эффективной системы связи профессионального образования с производством необходимы кардинальные решения. Тем более, что после введения бакалавриата, его выпускники будут в еще меньшей мере готовы к вхождению в производство. К этому моменту и должна быть готова к функционированию система дополнительного предпроизводственного обучения.

В ходе исследования было, также, обращено внимание на проблему рабочих профессий. Причину их непопулярности опрошенные сотрудники центров занятости и педагоги видят в искаженном представлении об этих профессиях у молодых людей и их родителей. Сами родители и молодые люди указывают на недостаточный престиж этих профессий. Вероятно, обе причины имеют место. Отметим, лишь, что правильнее говорить не о престиже, а об уважении к людям рабочих профессий. Так, многие из опрошенных подчеркивали, что диплом о высшем образовании им нужен именно как документ, позволяющий защищать свое человеческое достоинство.

Отдельно в ходе углубленного интервьюирования рассматривались проблемы труда и образования молодежи из числа коренных народов Севера. Здесь следует обратить внимание, что всем значении системы интернатов, детей в них следует направлять только в старшем возрасте и всемерно развивать «лесные» и малокомплектные школы.

Молодежь как ресурс социальной сферы округа.

Молодежь ресурс как в социальной сфере оценивались с точки зрения наличия как объективных, так и субъективных предпосылок ее участия в поддержании стабильности, устойчивости социальной структуры округа.

В качестве таких объективных условий оценивались степень удовлетворения молодежью своих социальных потребностей. К ним были отнесены:

  • доход на одного члена семьи;

  • жилищные условия;

  • возможность социальной мобильности, перспектива улучшения своего материального положения.

С точки зрения критерия дохода на одного члена семьи, социальная структура молодежи округа позволяет говорить о наличии пяти страт, условно именуемые в данном исследовании как:

  • «нуждающиеся и бедные» (17%),

  • «нижний средний уровень» (36%),

  • «среднеобеспеченные» (21%),

  • «обеспеченные» (13%),

  • «богатые» (13%).

Три средние страты при этом образуют, по нашей классификации, «средний слой» социальной группы молодежи в округе. Как видим из следующей таблицы, этот слой весьма существенен, составляя, судя по результатам исследования, более двух третей от общей численности.

Обратимся теперь к жилищным условиям молодежи. Как выяснилось, ситуация здесь не выглядит столь удручающей, как это часто выглядит в стереотипах общественного сознания. Большинство опрошенных – 73% - заявили, что их семьи имеют собственную квартиру или дом. Жилищные условия этой группы можно признать хорошими. Еще 14% имеют удовлетворительные жилищные условия, снимая квартиру или имея служебную. Пожалуй, лишь для 8%, имеющих только комнату в общежитии или проживающих в балках, ситуация в жилищном отношении выглядит крайне неудовлетворительной.

Важное условие социальной стабильности - возможности социальной мобильности.

Опрошенные в ходе исследования эксперты, отметили высокую субъективную, психологическую готовность молодежи к индивидуальной мобильности восходящего типа.

Тем не менее, объективные условия для такого типа мобильности складываются не всегда. Как выяснилось, в этом случае, как раз, достаточно велика зависимость от уже существующего уровня дохода. Более обеспеченные молодые люди, судя по всему, имеют и больший набор, «веер» возможностей, а, главное, эти возможности более реалистичны, поскольку больше зависят от них самих. Например: найти более высокооплачиваемую работу, занять более высокую должность, заняться предпринимательством. В то время как менее обеспеченные рассчитывают на повышение зарплаты или подработку.

Правда, все категории имеют надежду на улучшение образования и повышение квалификации. Похоже, что единственным реальным и безусловным средством, «лифтом» социальной мобильности для всех слоев молодежи, независимо от имущественного положения, остается образование.

Существенные трудности отмечены в возможностях заняться предпринимательством. В частности из-за сложности найти кредит на выгодных условиях из-за невнимания ТПП и банков и административных препонах.

Обратимся к субъективным оценкам молодежью своего социального положения молодежи.

В первую очередь, отметим относительно невысокий уровень социальной конфликтности. Судя ответам, где только каждый пятый респондент остро ощущает этот конфликт как противоречие между «богатыми и бедными». С чем это связано?

Во-первых, воспринимая неравенство как социальную данность, молодежь, тем не менее, отнюдь не считает это несправедливым. На вопрос о справедливости социального неравенства большинство опрошенных нами респондентов – 52% - признали «социальное неравенство справедливым, поскольку люди имеют разные способности, разное трудолюбие и поэтому разный доход?». Вот характерное рассуждение одного из опрошенных молодых людей:

«Все не могут быть равны, это принцип, который показал свою нежизнеспособность. И хорошо, что не может быть равного. Если все равны, общество неинтересно. Вот, например, все одинаковы, все хорошо живут. Идеальная ситуация. Все работают, поучат хорошую зарплату, у всех социальные гарантии, свои квартиры, машины, все ездят в отпуск. И куда дальше? Все на одной планке. В любом случае, должно быть разграничение. Тут нужно формировать позитивное отношение людей к определенным группам. Нельзя формировать зависть. Человек должен понимать, что если у кого-то получается лучше, то это его заслуга. Если ты ему завидуешь, приложи усилия, чтобы доказать, что ты не хуже его».

В то же случае, когда неравенство признается несправедливым, то это носит четкий адресный характер: несправедливо не вообще неравенство, а неравенство «стартовых» возможностей людей, молодежи. Так, оценивая стартовые возможности различных социальных групп молодежи, подавляющее большинство опрошенных – 65% - отметило, что «стартовые возможности обеспеченных семей намного выше, чем молодежи из бедных семей».

Во-вторых, несмотря на осознание наличия неравенства и существенные объективные различия разных групп молодежи (например, по доходу), сами эти группы субъективно отнюдь не относят себя к социально ущемленным слоям. Подавляющее большинство респондентов отнесли себя к «обеспеченным» (22%) и среднеобеспеченным (63%).

В третьих, достаточно высокий уровень социальной поддержки молодежи как социальной группы существенно блокирует риски нисходящей социальной мобильности.

Если оценивать возможности «нисходящей» мобильности, то ее возможности весьма ограничены. Молодые люди в округе ощущают себя весьма социально защищенными.

Рассмотрим, например, такой «бич» молодежи во всем мире, как безработица.

Почти треть респондентов опрошенных в округе заявили, что их вообще не беспокоит опасность лишиться работы. Очень беспокоит она только каждого четвертого опрошенного.

Причины такой уверенности в трудоустройстве мы обнаруживаем в достаточно высоком уровне профессиональной мобильности. Например, подавляющее большинство из них – 68% - в ответах на вопрос: «Готовы ли Вы сменить профессию, если возникнет угроза оказаться безработным?» не сомневается, что сумеет это сделать. Причем 46% ответило, что сделает это легко. Не случайно, в ходе качественных исследований многие респонденты указывали, что получают дополнительное образование «про запас».

При всех справедливых упреках к качеству профессионального образования, следует отметить ту важную роль в обеспечении гарантий трудоустройства, которую играет созданная в округе система этого образования.

Только каждый четвертый безработный, опрошенный в ходе исследования, указал на такую причину безработицы как «отсутствие вакантных мест». Почти половина - 45% - не трудоустраиваются потому, что их не устраивает предлагаемая работа.

Из опрошенных учащихся учреждений профессионального образования только каждый пятый из них считает, что работу после его окончания будет найти очень трудно. Большинство или уже работает, или уверено, что работу найдут.

Помимо хороших возможностей профессиональной мобильности, укажем на еще один фактор, препятствующий нисходящей социальной мобильности. Это государственная политика в самых болезненных молодежных проблем – жилищной.

Судя по результатам опроса, почти две трети молодых людей из числа живущих самостоятельно, вне родительской семьи, имеют собственную квартиру или дом. Такую ситуацию, хотя и указывающую на сохранение жилищной проблемы, никак нельзя назвать кризисной.

В четвертых, в округе, благодаря развивающейся инфраструктуре учреждений образования, досуга, культуры, спорта происходит формирование феномена, которое мы можем назвать становлением молодежного стиля жизни.

Судя по результатам исследования, независимо от принадлежности к той или ной страте, большинство молодых людей имеют возможность не только в равной мере пользоваться статусными предметами молодежной атрибутики, и одинаково проводить время, но, что особенно важно, проводить его вместе, независимо от имущественного положения проводить досуг. Это важный фактор снижения социальной конфликтности.

Большую роль здесь играет доступность учреждений культуры и досуга. Посещают учреждения культуры постоянно в настоящее время каждый четвертый опрошенный – 25%. Ближайший ресурс вовлечения молодежи в сферу культуры составляет еще почти половина опрошенных. В том числе, 15% молодых людей хотели бы посещать учреждения культуры, но не имеют на это денег. Еще 20% респондентов заявили, что таких учреждений в их населенном пункте нет. При этом 28% респондентов ответили, что, хотя и имеют возможность посещать учреждения культуры, но не хотят этого делать. Это, своего рода, дальний ресурс участия молодежи в сфере культуры.

Если говорить о территориальных особенностях роли учреждений культуры, то с точки зрения посещаемости, на первом месте здесь стоит г.Ханты-Мансийск. В то же время, одновременно в г.Ханты-Мансийск в наибольшей мере молодым людям недоступны учреждения культуры из-за дороговизны. Это же отмечают и респонденты в Березовском районе. Недостаток учреждений культуры в наибольшей мере отметили опрошенные в Мегионе, Пыть-Яхе и Октябрьском районе. Наименее востребованы учреждения культуры, судя по ответам респондентов в Сургуте, Сургутском районе и Пыть-Яхе

В заключение отметим, что социальные противоречия, как конфликт между «богатыми» и «бедными» в значительной мере снижается в силу перенесения его, трансформирования в другую сферу – сферу национальных отношений. Уровень межнациональной конфликтности в округе можно оценить как высокий. Так, на вопрос анкеты: «В какой мере, Вы ощущаете на себе конфликты между молодыми людьми разных национальностей в молодежной среде современной России?» треть респондентов указала на то, ощущают этот конфликт «очень большой мере». Вместе с теми, кто ощущает этот конфликт, пусть и «в незначительной мере», эти группы составляют подавляющее большинство – три четверти респондентов.

В целом стабилизирующие факторы в округе на сегодня значительно перевешивают последствия имущественной дифференциации и конфликтности. В качестве существующих в настоящее время эффективных ресурсов молодежи в социальной сфере можно назвать следующие.

  • В первую очередь отметим, что имущественная дифференциация молодежи стабилизировалась и существенно не растет. В социальной структуре молодежи объективно существует значительный средний класс, составляющий до двух третей от ее числа. Еще более важно, что субъективно подавляющее часть молодежи относит себя к обеспеченному или «среднему» слою населения.

  • Остается эффективно действующим, независимо от имущественно положения, «лифт» социальной мобильности в лице системы профессионального образования.

  • В округе формируется такой важный фактор снижения уровня социальной конфликтности как общий молодежный стиль жизни;

  • В округе существует система, обеспечивающая определенные гарантии молодежи как социальной группы. Во-первых, это относительно благополучная ситуация на рынке труда, во многом поддерживая хорошими возможностями профессиональной мобильности. Во-вторых, позитивные результаты реализации жилищной политики.

  • В общественном сознании молодежи все большее место занимают либеральные принципы.


Молодежь как ресурс сферы духовной культуры

Ресурсы молодежи как социальной группы в сфере культуры определяются через степень участия культурных, внутренних регуляторов, ограничений в общей системе социальной регуляции поведения.

Судя по ответам респондентов, можно утверждать, что уровень внутренней этической культуры сегодняшних молодых людей, проживающих в округе достаточно высок.

Даже небольшой тестовый замер позволяет сделать вывод о здоровом, в основном, моральном состоянии молодежи округа, наличии у большинства молодых людей, живущих в округе, устойчивых базовых морально-этических внутренних регуляторов поведения. Это главный ресурс молодежи в сфере культуры.

В то же время, нельзя и недооценивать, не видеть действительно серьезные проблемы. В ходе исследования они проявились, когда респондентам были заданы вопросы, характеризующие механизм перехода от базовых этических ценностей к «поведенческим», установочным, в частности в сфере правосознания.

Так, существенная часть молодежи – судя по опросу, 22% - одобряет стремление некоторых молодых людей в наше время «делать деньги» любой ценой, иногда, даже, в обход закона. Подавляющее число опрошенных – 87% - убеждены, что преступник всегда или почти всегда может избежать наказания. Большинство – 86% - сомневаются в том, что решения судов всегда справедливы.

Таким образом, можно зафиксировать следующее противоречие. С одной стороны у подавляющей части молодых людей округа сформированы устойчивые морально-этические базовые принципы личностной регуляции поведения, они обладают устойчивой внутренней культурой личности. В то же время, с другой стороны, превращение этих базовых принципов в непосредственные поведенческие установки у значительной части встречает существенные трудности.

Судя по результатам исследования, причинами этих трудностей являются следующие факторы.

В качестве первого фактора было названо отсутствие у современной молодежи моральных авторитетов, людей, личностей, поступки которых должны стать ориентиром в формировании собственных поведенческих установок.

Вторым фактором, затрудняющим процессы морально-этической социализации, вероятно, выступает достаточно высокая фрагментация общества в сознании молодых людей по принципу «свой - чужой».

Третье важное обстоятельство, затрудняющее формирование механизма морально-этической внутренней регуляции у части молодежи является недооценка общественным мнением этических ценностей вообще в продвижении по жизни. Так, отвечая на вопрос: «Что, на Ваш взгляд, важно для достижения успеха в жизни?», респонденты из числа молодежи только 11% опрошенных указали на значение здесь «иметь нравственные убеждения». Из тринадцати предложенных позиций в ответах на этот вопрос нравственные убеждения, как условие успеха в жизни заняли предпоследнее место.

Подчеркнем, что полученные ответы отнюдь не свидетельствуют о недооценке роли нравственности нашими респондентами вообще. Они просто фиксируют ту действительную ситуацию, что нравственный, культурный капитал сегодня не обозначен должным образом руководителями бизнеса, предприятий и учреждений, как составная часть профессиональной компетентности молодого специалиста.

Причем для самих руководителей, например бизнеса, нравственные качества сотрудников очень значимы. Так, в ходе углубленного интервью владелец крупного магазина, имеющий в штате значительное число молодежи, заявил, что после одного пережитого коллективом внутреннего конфликта личную честность специалиста он ставит выше его профессиональной подготовки. «Профессии я могу его научить, а вот порядочности – нет», - буквально заявил интервьюируемый.

При всей важности культуры внутренней, способности к морально-этическим ограничениям, внешняя культура, также, исключительно важная составная часть молодежного ресурса округа. Помимо того, что внешняя культура облегчает взаимодействие людей в процессе совместной деятельности, на производстве и в межличностном общении, эта культура выступает неотъемлемой частью имиджа Югры, о котором судят на основе, в первую очередь, поведения людей.

Большинство опрошенных экспертов 59% оценили уровень личной культуры молодежи в округе как средний. Только 8% считают его высоким, но 30% он выглядит как низкий. Наиболее низко оценили этот уровень городские эксперты, то есть, опрошенные в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Сургуте.

Между тем, значение соблюдений правил личной культуры для достижения успеха в жизни сами эксперты оценили весьма высоко: 31% из них отметили это качество как важное. В то время как оценка личной культуры респондентами из числа молодежи оказалась ниже: 13% отметили ее как важную.

В ходе исследования были проанализированы, также, каналы трансляции ценностей духовной культуры. Они оказались весьма эффективны, но, одновременно, каждый из имеет свои ресурсные ограничения.

Возможности семейного воспитания существенно снижаются кризисными явлениями, наблюдаемыми в данном институте, в частности, в межличностных отношениях между ее членами.

Духовное влияние религии ограничено относительно небольшим кругом действительно верующей молодежи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по результатам социологического исследования iconОтчет социологического исследования по изучению проблем по программе...
Основные проблемы, связанные с приобретением жилья, и предложения по их решению

Отчет по результатам социологического исследования iconВопросы к зачету по “Методам социологических исследований”
Понятие прикладного социологического исследования, его место в системе социологического знания

Отчет по результатам социологического исследования iconСоставление научного отчета по результатам социологического исследования
Научное назначение отчета состоит в том, что он фиксирует новые научные идеи, факты, подходы и пути решения проблем, открытия, изобретения,...

Отчет по результатам социологического исследования iconВ. И. Добреньков, А. И. Кравченко методы социологического исследования учебник
Д 55 Методы социологического исследования: Учебник. — М.: Инфра-м, 2004. — 768 с. — (Классический университетский учебник)

Отчет по результатам социологического исследования iconОтчет о результатах исследования потребительских предпочтений в отношении...
Общая характеристика исследования (объект исследования, обоснование выборки, методы исследования)

Отчет по результатам социологического исследования iconСоциальное взаимодействие
Существуют два основных уровня социологического исследования. Межличностная интеракция – это основной фокус исследования на микроуровне,...

Отчет по результатам социологического исследования iconСоциологические исследования в менеджменте
Структура социологического знания. Место социологических исследований в социологии

Отчет по результатам социологического исследования iconПлан-проект социологического исследования по теме: «Отношение современной...

Отчет по результатам социологического исследования iconАналитический отчет по результатам I вузовского тура Оглавление
Количественные показатели участия студентов в Открытой международной Интернет-олимпиаде по дисциплине «Экология» 6

Отчет по результатам социологического исследования iconОтчет о финансово-хозяйственной деятельности по результатам бухгалтерского...
Свидетельство о государственной регистрации фирмы: 78 №007153723 от 16. 06. 2009 года

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов