Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального




НазваниеРабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального
страница1/9
Дата публикации19.12.2013
Размер1.18 Mb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт права, социального управления и безопасности

Кафедра философии и социологии права
УТВЕРЖДАЮ
––––––––––––––––––––––––––––––––––
«________»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
Направление подготовки

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И АРХИВОВЕДЕНИЕ (034700)
Профиль подготовки

^ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ (034710)
Степень выпускника

БАКАЛАВР
Форма обучения

ОЧНАЯ, ЗАОЧНАЯ НОРМАТИВНАЯ, ЗАОЧНАЯ СОКРАЩЕННАЯ

Ижевск 2012

^ 1. Цель и задачи освоения дисциплины

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034700 Документоведение и архивоведение (квалификация (степень) «бакалавр»). При ее составлении использована примерная программа по дисциплине «Регионоведение», разработанная авторским коллективом профессорско-преподавательского состава Историко-архивного института РГГУ (Э. Г. Истомина и др.) и рекомендованная для направления подготовки 034700 Документоведение и архивоведение (квалификация (степень) «бакалавр»).

Курс имеет научно-познавательную значимость и широкий выход на практику современного государственного развития Российской Федерации и ее субъектов.

Цель освоения дисциплины «Регионоведение» – теоретическое освоение последовательного хода социоэкономического и социокультурного формирования определенной пространственной структуры России, основных закономерностей ее развития в связи с конкретными историческими условиями.

Задачи освоения дисциплины:

– формирование конкретного представления о регионах России, которые, имея определенную специфику, обладают единством и целостностью составляющих ее элементов;

– приобретение навыков регионоведческого анализа и приемов владения картами.
^ 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата

Дисциплина «Регионоведение» входит в гуманитарный, социальный и экономический циклООП бакалавриата, базовая часть (Б.1).

Дисциплина адресована студентам 1 курса бакалавриата по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», профиль «Документоведение и документационное обеспечение управления» (034710).

Студентам, обучающимся по данному курсу, желательно знать основы отечественной и всеобщей истории, философии, экономики, источниковедения, истории архивов России, истории государственных учреждений.

Изучение дисциплины начинается в 1 семестре 1 курса одновременно с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части «История», «Иностранный язык»; вариативной части «Основы теории права и государства», «История государственных учреждений России», «История мировых цивилизаций», «Социология», «История отечественного делопроизводства».

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции на пороговом уровне.

Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла базовой части «Философия», «Русский язык и культура речи»; вариативной части «История национальной государственности Удмуртии», «Источниковедение»; дисциплин профессионального цикла.

Программа дисциплины построена блочно-модульно, в ней выделены разделы:

  1. Теоретико-методологические аспекты регионоведения.

  2. Исторический аспект регионального развития России.

  3. Региональная структура Российской Федерации.

  4. Современный российский регионализм.

  5. Локальный аспект российского регионализма.

  6. Геополитическое пространство и национальные интересы Российской Федерации.


^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Программа учебной дисциплины «Регионоведение» определяет совокупность необходимых для профессиональной подготовки знаний, навыков и умений, которые должен приобрести студент в соответствии с требованиями ФГОС.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК-2, 3, 5, 11, 12, 13) и профессиональные (ПК-7) компетенции при освоении ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО.

^ 1. Общекультурные компетенции (ОК):

– способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);

– способен и готов понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);

– способен к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готов нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений, к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ОК-5);

– владеет гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации; готов принимать нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-11);

– способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-12);

– способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13).

^ 2. Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные:

– способен понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию (ПК-7);

^ В результате изучения дисциплины «Регионоведение» обучающийся должен:

знать:

– региональную структуру России;

– этапы, особенности и результаты социоэкономического и социокультурного развития регионов России и сопредельных государств;

– систему органов государственной и муниципальной власти;

– основные регионоведческие и историко-краеведческие центры региона;

– теоретические основы регионоведения;

уметь:

– понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию;

– ориентироваться в регионоведческой источниковой базе и историографии;

– применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности;

– анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

– анализировать труды по отечественной регионалистике с точки зрения не только конкретного содержания, но и концептуальных установок;

владеть:

– способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

– способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества;

– способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь;

– способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

– владеть гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации;

– готовностью принимать нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

– способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

– способностью использовать теоретические знания и методы исследования на практике;

– владеть знаниями в области всеобщей и отечественной истории;

– основами информационно-аналитической деятельности и способностью их применить в профессиональной сфере;

– навыками регионоведческого анализа;

– навыками использования карт, компьютерной техники и информационных технологий.

^ 4. Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем и формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины для всех форм обучения составляет четыре зачетных единицы, 144 часа.
^ Тематический план для очной формы обучения (4 года)

(по учебному плану 2012 г.)

Курс…………………………………………….........

1

Семестр……………………………………………...

1

Всего часов по курсу………………………….........

144

Всего аудиторных занятий (часов)………………..

64 (в т.ч. контроль самостоятельной работы 2 часа)

Лекции, час………………………………………….

28

Практические (семинарские) занятия, час………..

34

Внеаудиторная (самостоятельная) работа, час…...

44

Контрольная работа (семестр)………..……………

1 (2 контроля)

Экзамен (семестр)………………………….……….

1 (36 часов)




№ п/п

Разделы, темы дисциплины

Неделя семестра

Виды учебной работы (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Формируемые компетенции (код)

Всего компетенций

Л.

Пр.

Сам. раб.

ОК-2

ОК-3

ОК-5

ОК-11

ОК-12

ОК-

13

ПК-

7

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Семестр 1

Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты регионоведения

1.1

Тема 1. Регионоведение» как учебная дисциплина и наука

1

2




2

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы













+

+

+

3

1.2

Тема 2. Теоретические основы регионоведения

1




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы













+

+

+

3

1.3

Тема 3. Подходы и методы региональных исследований

2




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы













+

+

+

3

Раздел 2. Исторический аспект регионального развития России

2.1

Тема 1. История формирования экономических районов России

2

2




2

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы




+







+




+

3

2.2

Тема 2. Становление и развитие регионального управления Древней, удельной и царской Руси

3




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+













+

3

2.3

Тема 3. Эволюция регионального управления Российской империи

3




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+













+

3

2.4

Тема 4. Проблема государственного единства российских республик

4




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+










+

+

4

Раздел 3. Региональная структура Российской Федерации

3.1

Тема 1. Центральная Россия

4

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.2

Тема 2. Северо-Запад России

5

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.3

Тема 3. Русский Север

5

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.4

Тема 4. Центральное Черноземье

6

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.5

Тема 5. Поволжье

6

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+













+

+

3

3.6

Тема 6. Северный Кавказ

7

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.7

Тема 7. Урал

7

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+




+

+




+

+

5

3.8

Тема 8. Сибирь

8

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.9

Тема 9. Забайкалье и Дальний Восток

8

2







Лекция, консультация по вопросам контрольной работы

+
















+

2

3.10

Тема 10. Территориальная организация хозяйства России в условиях становления рыночных отношений

9




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы













+

+

+

3

3.11

Тема 11. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил России

9




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы













+

+

+

3

3.12

Тема 12. Население, трудовые ресурсы, демографические проблемы России

10




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

1 рубежный контроль







+

+

+

+

+

5

Раздел 4. Современный российский регионализм

4.1

Тема 1. Политико-правовой статус субъектов Российской Федерации

10

2




2

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+




+

+

+

+

6

4.2

Тема 2. История формирования и функционирование федеральных округов

11




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+




+

+

+

+

6

4.3

Тема 3. Региональные политические элиты России

11




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+

+

+

+

+

+

7

4.4

Тема 4. Приграничное сотрудничество РФ

12




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы



















+

1

Раздел 5. Локальный аспект российского регионализма

5.1

Тема 1. Эволюция политико-экономического и правового статуса Удмуртии как субъекта РФ

12

2




2

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы

+

+

+

+

+

+

+

7

5.2

Тема 2. Проблемы социального развития УР

13




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы







+

+

+

+

+

5

5.3

Тема 3. Проблемы экономического развития УР

13




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы







+

+

+

+

+

5

5.4

Тема 4. Стратегия социально-экономического развития УР на период до 2025 г.

14




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы







+

+

+

+

+

5

Раздел 6. Геополитическое пространство и национальные интересы Российской Федерации

6.1

Тема 1. Основные принципы взаимодействия акторов современной мировой политической системы

14

2




2

Лекция, консультация по вопросам самостоятельной работы




+




+







+

3

6.2

Тема 2. Современная политико-экономическая характеристика мировой политической системы

15




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

+










+




+

3

6.3

Тема 3. Глобальные проблемы современности и пути их решения

15




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы




+




+

+

+

+

5

6.4

Тема 4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

16




2

2

Семинар, консультация по вопросам самостоятельной работы

2 рубежный контроль




+

+

+

+

+

+

6

Всего часов




28

34

44




























Форма промежуточной аттестации – экзамен


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального  iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального  iconРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания психологии»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального  iconРабочая программа по дисциплине “Информатика и программирование
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального  iconРабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального...
Экономика (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от 21 декабря 2009 г. №747 и в соответствии...

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального  iconПрограммы модуля
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям...

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального  iconУчебно-методический комплекс по дисциплине хозяйственное право Для студентов специальностей
...

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального  iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 6 “Современные международные отношения”
Общие профессиональные дисциплины” государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения...

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального  iconРабочая программа дисциплины «Банковское дело»
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального  iconУчебно-методический комплекс москва 2010 Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Международное право» подготовлен на основе требований Государственного...

Рабочая программа по дисциплине «Регионоведение» подготовлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального  iconРабочая программа дисциплины уголовно-исполнительное право рекомендуется...
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов