Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление




НазваниеАвторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление
страница1/36
Дата публикации19.06.2013
Размер7.67 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36


Ставропольский государственный

университет

Институт социологии РАН

Отдел социально-
политических проблем


Центр

конфликтологии

Кавказа Южного научного центра РАН

Международная ассоциация конфликтологов

РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ МИРА

Москва- Ставрополь, 2006


Р 32 Региональные конфликты в контексте глобализации и становления культуры мира: Сборник научных материалов / Вст. ст. доктора социологических наук, профессора В. А. Шаповалова. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - 433 с.

ISBN 5-88648-508-2

Научные редакторы:

Г.М. Гогиберидзе, Э.Т. Майборода, Е.И. Степанов

Публикация подготовлена в рамках исследовательского проекта «Мониторинг и менеджмент региональных конфликтов: концепту- альное и инструментальное обеспечение» (грант РГНФ № 04-03- 00224а), проекта «Разработка теоретико-методологических основ региональной конфликтологии» Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе» и межакадемического российско-болгарского проекта «Социальные конфликты в посткоммунистических странах. Региональные и глобальные аспекты в контексте культуры мира и ненасильственной трансформации конфликтов».

Издается при финансовой поддержке РГНФ (грант № 04-03-00224а) и Ставропольского государственного университета

ISBN 5-88648-508-2 © Авторский коллектив, 2006

© Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление

УДК 316.48- ББК 60.54 Р 32 Е


В.А. Шаповалов

ректор Ставропольского государственного университета,

научный руководитель отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН

^ КОНФЛИКТОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Развитие современного обществознания в настоящее время неразрывно связано с процессами глобализации и регионализации, определившими новые векторы социальных противоречий, общемировых разломов и конфликтов. Новые глобальные разделы, противостояния и возможные конфликты обозначили новые вызовы, стоящие перед современным человечеством. Конфликтология столкнулась с новыми реалиями, мало известными в ту эпоху, когда шло становление этой отрасли и разрабатывались теоретические концепции, послужившие фундаментом этой научной отрасли.

Для отечественного обществознания важнейшей задачей становится изучение проблемы взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих в реальной социальной практике процессов глобализации, федерализма и регионализма. Глобализация, выступая в роли нового мирового порядка, приобретает определенную специфику в зависимости от того региона, страны, где она осуществляется, т.е. общемировые процессы регионализируются и социальные последствия глобализации для разных стран и народов имеют неодномерный и неоднозначный характер. Прямо или косвенно глобализация оказывает влияние на внутреннюю политику и экономику, а также на внешнеполитический курс всех стран. Регионализация как естественный, эффективный принцип территориальной организации всех аспектов жизнедеятельности человеческих сообществ неизменно присутствует во внутреннем обустройстве общественных отношений. Регионализм как отражение возможностей и потребностей конкретного социума, вытекающих из принципа пространственно-территориального распределения людских и материальных ресурсов, особенно важен для тех стран, которые пытаются создать сбалансированные федеративные отношения и обеспечить демократизм в условиях децентрализации властных полномочий. Федерализм в настоящее время рассматривается не только как правовая форма организации государства, но и как определенный тип общественных отношений, «особая территориальная форма демократии».

3




Модель управления конфликтным процессом на региональном уровне должна быть системной и включать в себя как минимум следующие базовые компоненты: научные принципы прогнозирования и ранней диагностики социально-политических, производственных, правовых, межнациональных и других социальных конфликтов; методы профилактики конфликтов путем упреждающего решения проблем; механизмы предотвращения эскалации конфликтов, блокирования деструктивного потенциала конфликта; технологии конструктивной деэскалации конфликтов и развития конструктивного потенциала конфликтов; способы урегулирования и разрешения конфликтов, мероприятия по общему снижению конфликтной напряжённости в регионе, стабилизации и гармонизации общественных процессов; формирование адекватной современным задачам культуры конфликта, направленной на конструктивное урегулирование и разрешение конфликтов.

Отечественная конфликтология как важнейшая отрасль социального знания ориентируется на современном этапе на перевод конфликтологических исследований с общесоциального на региональный уровень. Специфика региона определяет специфику региональной конфликтности, ее качественную определенность.

В ряду разнообразных общественных коллизий, развертывающихся в настоящее время на территории Северного Кавказа как части Российской Федерации, наибольшую остроту и размах приобрели этнические конфликты, далеко вышедшие за отведенные им в мировой научной литершуре рамки «межкоммунальных», «межобщинных» конфликтов. Не случайно в современной научной литершуре вместо понятия «этнический конфликт» всё чаще используется понятие «конфликт идентичностей». Другие исследователи рассматривают этнические конфликт в контексте международных кризисов, что также представляет собой новый подход в исследовании проблемы. В единый клубок завязываются экономические, политические, территориальные, конфессиональные, экологические, нравственные и другие проблемы и конфликты, при этом противостоящие стороны идентифицируют себя в этнических категориях. Некоторые из этих конфликтов переросли в региональные кризисы с очевидным геополитическим компонентом. Так, в настоящее время специалисты насчитывают свыше двухсот возможных форм межнациональных претензий и противоречий, и основная их часть имее т место на Северном Кавказе. Особую тревогу вызывает факты межэтнической напряжённости в молодёжной, в том числе студенческой среде.

Учитывая сложность и актуальность этнической проблематики на Северном Кавказе, Ставропольский государственный университет определил в качестве одного из важнейших научных направлений в области социально

4




политических наук изучение, прогнозирование и разработку мер по урегулированию региональных этнических конфликтов. Мы рассматриваем развитие региональной конфликтологии в качестве одного из наиболее значимых рычагов конструктивного участия отечественного обществознания в формировании условий устойчивого демократического развития в потенциально и актуально конфликтном регионе. Сосредоточение внимания на проблемах северокавказского региона как наиболее конфликтного в сфере межэтнических отношений позволяет нам сконцентрировать усилия и ресурсы на разработке актуальных проблем этнической конфликтологии.

На этапе формирования исследовательских приоритетов мы сразу же уделили внимание институционализации наших исследований: в 1997 году в университете была создана кафедра социальной философии и этнологии, на которой были сконцентрированы научные силы по новому направлению, а в 1999 году на основе договора между Институтом социологии РАН и СГУ была создана лаборатория этноконфликтологии Центра конфликтологии ИС РАН, которая постепенно обретала своё место в научном мире. Работа в содружестве с Центром конфликтологии ИС РАН оказалась исключительно продуктивной: осуществлён ряд совместных проектов, в том числе издано два выпуска научных сборников «Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения». Один из них впервые в российской практике посвящён ко 11 фл и ктол о г и ч с с ком у анализу ситуации в одном конкретном субъекте Российской Федерации - на Ставрополье. Таким образом, совместными усилиями были заложены основы активно развивающегося в последние годы научного направления в рамках конфликтологических исследований -- рег иональной конфликтологии. Эта дея тельность имеет заметный успех благодаря её широкой поддержке со стороны основателей отечественной конфликтологии и лидеров этой научной отрасли члена-корреспондента РАН А.В. Дмитриева и директора Центра конфликтологии Института социологии РАН Е.И. Степанова, являющихся почётными профессорами Ставропольского госуниверситета.

Формирование научного актива, расширение объёма исследований, их востребованность обусловили создание в конце 2004 года отдела социально-политических проблем Кавказа Южного научного центра РАН, который в соответствие с заключённым между Ставропольским госуниверситетом и ЮНЦ РАН договором функционирует на базе СГУ.

По нашей инициативе и при нашем активном участии были созданы лаборатории на базе вузов региона (Краснодарский край, Волгоградская область) прежде всего по той проблематике, которая получила наибольшее развит ие в этих университетах и во многом определяет их имидж в

5




области социально-гуманитарных наук. В созданном на базе СГУ отделе социально-политических проблем Кавказа первоначально были организованы три лаборатории: лаборатория региональной конфликтологии (заведующий-доктор философских наук В.А, Авксентьев, он же является заведующим отделом), лаборатория демографии и миграционных процессов (заведующий - доктор географических наук B.C. Белозёров), лаборатория политико-идеологических исследований (заведующая - доктор философских наук С.Ю. Иванова). Позднее в состав отдела вошли лаборатории, работающие в Краснодаре и Элисте.

На ближайший период времени нами определены следующие важнейшие направления исследовательской деятельности:

  • дальнейшая разработка теоретико-методологических основ региональной и этнической конфликтологии;

  • моделирование этноконфликтного процесса в северокавказском регионе;

  • создание региональной системы этноконфликтологической экспертизы;

сбор, анализ и распространение информации об опыте конструктивного разрешения локальных этнических конфликтов, создания климата доверия в отношениях между людьми разной национальности в конфликтных регионах;

  • исследование проблемы трансформации затяжных этнических конфликтов и восстановления управляемости неуправляемых конфликтов;

  • разработка принципов и механизмов постконфликтной реабилитации участников локальных этнических конфликтов;

  • разработка и апробация системы формирования этнической толерантности и навыков межкультурной коммуникации в средней общеобразовательной школе (создание эксперименшшных площадок в школах региона);

  • разработка принципов межкультурной коммуникации в полиэтничном регионе с высоким потенциалом конфликтности; разработка проблем педагогической конфликтологии;

  • учебная и просветительская работа (разработка учебных программ и учебных пособий по этнической конфликтологии, создание цикла передач и публикаций в средствах массовой информации по проблемам этнической конфликтологии).

Переход вузовской науки на академический уровень, конечно же, не одномоментный акт и не завершается созданием отделов и лабораторий и переходом в них вузовских специалистов. Мы отдаём себе отчёт в том, что это достаточно длительный период, результатом которого должен быть системный эффект - повышение качества и количества научных исследований за счёт ин теграции двух типов организации научных исследований, свойственных нашей стране, и одновременно повышение качества образования, прежде

6




всего на его высших ступенях - магистратуры, аспиран туры, докторантуры. По уже сейчас важно отметить, что наша работа востребована. Это показала серия встреч сотрудников ЮНЦ РАН с полномочным представителем Президента РФ в ЮФО Д.Н. Козаком. Власть проявляет заинтересованность в сотрудничестве, она испытывает потребность в новых идеях.

Не менее важным этапом дальнейшего развития в Ставропольском государственном университете конфликтологических школ и направлений является сотрудничество с исследовательскими, учебными и профессиональными объединениями Российской и Болгарской академии наук. В работе Международного «круглого стола» экспертов «Региональные конфликты в контексте глобализации и становления культуры мира», состоявшегося 7-8 октября 2005 г. на базе отдела социально-политических проблем Кавказа и ЮНЦ РАН и Ставропольского госуниверситета, приняли участие директор Института философских исследований Болгарской академии наук В. Проданов и старший научный сотрудник, координатор болгаро-рос- сийского проекта «Социальные конфликты в посткоммунистических странах. Региональные и глобальные аспекты в контексте культуры мира и ненасильственной трансформации конфликтов» А. Владова. Этот научный семинар явился важным звеном в той работе, который наш университет уже многие годы осуществляет в области социально-гуманитарных исследований. Мы считаем, что российско-болгарское сотрудничество в целом и в научной сфере в том числе имеет большую перспективу.

Наши регионы имеют немало общего в конфликтологическом аспекте. Особая острота этноконфликтного процесса в посткоммунистический период на Балканах и Северном Кавказе, затяжной характер конфликтов с выраженным этническим компонентом, системный этнополитический кризис в обоих регионах ставят вопрос о сравнительном анализе конфликтного процесса и выявлении общих черт, которые позволят дополнить теорию политического конфликта, уточнить методологию и методику прогностической деятельности, выявить эффективность используемых мер по урегулированию этнополити- ческих конфликтов. Термин «балканизация» широко применялся для определения ситуации как в целом на Кавказе, так и в отдельных его частях, аналогии с ситуацией в Косово использовались для описания динамики этнодемогра- фических процессов в Краснодарском и Ставропольском краях. Для обоих регионов характерно становление политического ислама, который становится одним из приоритетных обьектов исследования европейской политологии и фактором возрождения её ин тереса к Северному Кавказу.

Балканы во все исторические времена были особым местом Европы. Эта зона европейско-азиатских коммуникаций и крайне важных торговых

7




путей уже в силу своего географического положения оказывалась транзитом и, соответственно, местом «выяснения отношений» между возникавшими и уходившими в небытие историческими империями. Древняя Греция, Рим, Византия, империя Османов, империя Габсбургов - лишь часть тех исторических субъектов, которые в своей экспансии прокатывались военными, миграционными, этнокультурными, конфессиональными и другими волнами по региону, оставляя за собой неизгладимые следы в виде крайне сложного чересполосного этно-общинного и конфессиональнообщинного расселения и наслаивающихся друг на друга пластов взаимных исторических обид.

Кроме того, в результате указанных процессов Балканы оказались уникальным историческим стыком сразу трех цивилизаций - католической, православной, исламской, что даже в нынешнюю сравнительно секуляризованную эпоху имеет огромное значение и также является неотменяемым историческим «следом» в судьбах Балкан.

Те, кто в сегодняшнем глобализующемся и модернизированном мире склонны рассматривать подобные следы как книжную архаику, глубоко ошибаются. Историческая память народов, живущих в подобных местах, неизбежно хранит и воспроизводит огромный и сложно выстроенный комплекс исторических и мифоидеологических конструкций, которые обеспечивают самоидентификацию и самосохранение в бысгроменяющемся мире. Все это историческое и мифоисторическое наследство живет в памяти людей, дышит из прошлого в современность и оказывает огромное, иногда решающее влияние на полит ику.

Ситуация па Балканах имеет немало общего с положением дел на Кавказе, также являющимся перекрёстком культур и цивилизацией, а в последнее время - ареной серьёзного геополитического противоборства. Поэтому сравнительный анализ, определенные аналогии в развитии двух регионов не просто теоретически допустимы, но и эвристически ценны.

Системный баланс культур, сложившийся на Северном Кавказе, после распада СССР оказался разрушен, что привело к всеобщему кризису не только советской идентичности, но и российской. Магнетизм, притягательность русской культуры, ее доминантная, интегрирующая роль на Северном Кавказе стала утрачиваться, происходит её замещение, с одной стороны, западной массовой культурой, с другой - различными направлениями восточной культуры. Северный Кавказ постепенно меняет цивилизационно-культурную сущность, сложившуюся в последние два столетия.

Отношения между двумя ведущими конфессиями - православием и традиционным исламом - сохраняют толерантный характер, их приверженцы

8




давно отказались от прозелитизма. Однако в условиях глубокого системного кризиса на Северном Кавказе получили распространение нетрадиционные политизированные течения в исламе (т.н. неоваххабизм). Прессу всех субьектов РФ на Северном Кавказе захлестнул поток псевдонаучных и наукообразных публикаций по проблемам истории отдельных народов, которые, в принципе, проявляют между собой очевидное сходство в одном - в стремлении к удревнению истории своего народа, к преувеличению его роли в истории региона, что, независимо от устремлений их авторов, способствует росту этницизма, этноцентризма и, в конечном итоге, интолерантности.

В настоящее время перед российским обществом, перед российскими интеллектуалами стоит задача формирования нового позитивного образа России как страны-цивилизации. Российское общество изначально поли- этнично и поликультурно. Механизмы возникновения цивилизационного единства - не в сращивании и ассимиляции. Они гораздо сложней. В частности, не уничтожая особенностей отдельно входящих в ее состав этносов, цивилизация способна создать уровень единства, уровень общности, располагающийся над уровнем различий.

Особую роль в процессе укрепления цивилизационного единства России занимают классические университеты. Оставаясь основой единого образовательного пространства страны, классические университеты закладывают фундамент для нового технологического и цивилизационного прорыва нации. У классических университетов имеется и другая особенность: с момента своего возникновения они представляли собой космополитические сообщества, здесь закладывались основы диалога культур по разным направлениям - диалога естественнонаучной и гуманитарной культур, различных этнических культур, научных и теоретических концепций. Оставаясь основой единого образовательного пространства страны, университеты играли важнейшую роль в формировании подлинной толерантности представителей различных этнических групп, формировании культуры межнациональных отношений. Классический университет находился над планкой этнизации, он оставался и остаётся инструментом универсализации образования. Это не значит, что классические университеты могут существовать вне этнокультурного пространства, но это предполагает определенную расстановку акцентов в формировании образовательного пространства страны. Именно классические университеты должны стать центрами выработки единой объединительной общероссийской идеи. Гражданская, патриотическая идея должна стать стержнем всего образовательного процесса в высшем учебном заведении классического типа.

9




Главные составляющие идеи университета: образование, наука и культура - дополняются сегодня необходимым взаимодействием с социальными подсистемами. И здесь возникает проблема совмещения традиционных целей университета с задачами удовлетворения конкретных потребностей общества. Университету необходимо ориентироваться на запросы социального окружения, проявлять гибкость и оперативность, при этом сохраняя свою уникальность. Университеты должны научную и интеллектуальную рефлексию как свой первоначальный принцип связать с мобильным образованием, приспособляющимся к быстро изменяющейся среде. Только таким образом университет может способствовать взаимному проникновению культуры и повседневной общественной практики. Практическая работа университетов должна ориентироваться на культурные идеи, которые становятся составной частью убеждений различных групп и индивидов.

В настоящих условиях важно определить новые функции образования в обществе, ставящем перед собой задачу модернизации. По нашему мнению, в ходе модернизации необходимо: во-первых, осуществить меры, позволяющие реализовать новое наполнение содержания образования, в том числе обеспечить профилизацию школы; во-вторых, разработать и освоить новые способы получения знаний, умений, убеждений, идеалов; в-третьих, отработать новые механизмы взаимодействия образования как одной из подсистем общества с другими структурными уровнями общества; и наконец, в-четвертых, важно выявить новые функции образования, в том числе высшего.'Только в таком случае мы получим не насильственную, сопровождаемую многочисленными социальными конфликтами модернизацию, а органичную, в которой экономическое развитие гармонично сочетается с развитием других сторон жизни общества и человека, а университеты становятся ядром социума.

10


РАЗДЕЛ 1.

^ ГЛОБАЛЬНЫЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

В. Проданов (г. София, Болгария) ^ ЕВРОПА И СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Серия терактов исламских фундаменталистов в июле 2005 г. в Лондоне, до этого в Мадриде, вызвала ряд вопросов о том, что происходит в Европе, где предшествущая этническая
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление iconЗемельный Кодекс Российской Федерации
Фз от 17. 04. 2006; №73-фз от 03. 06. 2006; №92-фз от 30. 06. 2006; №93-фз от 30. 06. 2006; №154-фз от 27. 07. 2006; №160-фз от 16....

Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление iconПрограмма трезвое поколение психология формирования сознательной...
Авторский коллектив: Губочкин П. И. (руководитель), Аникин С. С., Губочкин И. П., Зайцев С. Н., Карпов А. М

Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление iconЗакон от 10 июля 2002 года №86-фз "о центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
З, от 29. 06. 2004 n 58-фз, от 29. 07. 2004 n 97-фз, от 18. 06. 2005 n 61-фз, от 18. 07. 2005 n 90-фз, от 03. 05. 2006 n 60-фз, от...

Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление iconРассказки Дэна
Харизма сентябрь 2006 (сессия), 41. Андрей Рыжков (сессия), октябрь 2006, февраль 2007, 42. Креолис (сессия), ноябрь 2006, 43. Stigmatic...

Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление iconПрактика: прохождение, подготовка, оформление и защита издательство...
Практика: прохождение, подготовка, оформление и защита: методическая разработка / сост. О. И. Аплеснина, А. А. Золотухина. – Екатеринбург:...

Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление iconМосква Издательство Политической литературы 1991 Авторский коллектив сборника: М. М. Иванов
В книге представлен и анализ опыта передовых предприятий ведущих фирм сша, Японии, фрг и других стран

Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление iconН. Н. Панюшкина оформление текстовых
А86 Артемова, Е. Н. Оформление текстовых документов: Учеб пособие / Е. Н. Артемова, Н. Н. Панюшкина. – Орел: Орелгту, 2006. – 55...

Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление iconУчебное пособие Издание второе расширенное москва 2006 ббк 81 06 39846 В23 29. 06. 2006 г
Симия. Прояснение смысла слов, поступков, явлений. Учебное пособие. Изд. 2-е расширенное. Серия «Системные языки мозга». М. Белые...

Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление iconСтатья Содержание права граждан на объединение
Фз от 10. 01. 2006; фз №19-фз от 02. 02. 2006; №160-фз от 23. 07. 2008; №88-фз от 19. 05. 2010

Авторский коллектив, 2006 © Издательство Ставропольского государственного университета, 2006, оформление iconИнструкция о порядке принудительной эвакуации транспортных средств...
Как защитить права при эвакуации автомобиля или практический комментарий к Постановлению Совмина от 26. 05. 2006 г. №666

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов