Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы




НазваниеДействий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы
страница1/5
Дата публикации19.06.2013
Размер0.89 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5


СТРАТЕГИЯ

ДЕЙСТВИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

I. Здоровье и безопасность детей:

I.1. Семейная политика детствосбережения и организация развивающей среды

I.2. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни

I.3. Внедрение примирительных технологий через досудебное разрешение конфликтов

II. Развитие детей:

II.1. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей

II.2. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства

II.3. Участие детей в реализации региональной стратегии детства

III. Эффективное сопровождение детства и семьи:

III.1. Развитие компетенций специалистов

III.2. Создание новых технологий сопровождения детей и семей

III.3. Организация общественного сопровождения детей и семей

^ IV. Механизм реализации региональной стратегии:

ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В соответствии с принципами Декларации прав ребенка дети должны при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получает защиту и помощь. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году и рассчитан на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны Указом Президента Российской Федерации N 761 от 1 июня 2012 года была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В Красноярском крае, начиная с 2009 года, ежегодно проходят общественные слушания по Докладу о положении детей. Проблематика слушаний: «Здоровье и безопасность детей в Красноярском крае», «Дети России – инвестиции в будущее», «Положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» - демонстрирует наиболее актуальные вопросы государственной региональной политики в интересах детей. За последние пять лет в крае сформирована система институтов защиты детства, сопровождения детей группы риска и неблагополучных семей, трехуровневая система акушерско-гинекологической и педиатрической помощи.

Государственная политика Красноярского края в области защиты прав ребенка (в ред. Закона Красноярского края от 10.12.2009 N 9-4174) основывается на следующих приоритетах:

1) создание экономических, правовых, социальных и экологических условий для развития физически, психически и нравственно здорового ребенка, формирования и реализации личности;

2) воспитание у ребенка патриотизма, гражданственности; приобщение к отечественной и мировой культуре;

3) обеспечение права детей на воспитание в семье, оказание родителям, усыновителям и опекунам надлежащей помощи;

4) выделение из краевого бюджета средств, необходимых для социальной поддержки детей;

5) защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства на территории Красноярского края стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ, а также долгосрочных целевых программ Красноярского края: "Дети" на 2010 -  2012 годы, «Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодёжи» на 2011-2013 годы», «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае» на 2010-2012 годы, "Улучшение демографической ситуации в Красноярском крае" на 2010-2012годы, «Одаренные дети Красноярья» на 2011-2013 годы, "Развитие сети дошкольных образовательных учреждений" на 2012–2015 годы", «Доступная среда для инвалидов» на 2012-2013 годы», а также Закон «О государственной молодежной политике Красноярского края» и др. В результате был принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. В крае созданы новые государственные и общественные институты - институт уполномоченного по правам ребенка и уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса, Детская общественная приемная, краевой общественный совет по защите прав ребенка, с 2011 года проводится широкомасштабная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

Реализация основных направлений в области сохранения и профилактики здоровья детей в крае проводится в соответствии с поручением Президента Российской Федерации: в рамках модернизации здравоохранения Красноярского края на 2011-2013 годы 26% объема финансирования предусмотрено для «детской медицины», что составляет 3,5 млрд. рублей. В крае поддержаны инициативы Президента Российской Федерации, направленные на стимулирование рождаемости - принят закон края по предоставлению многодетным гражданам бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для ведения дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства; принят закон края о выплате регионального материнского капитала при рождении третьего и последующего ребенка. В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Так, показатель рождаемости в 2011 году обеспечил положительный естественный прирост населения. Младенческая смертность в крае существенно сократилась и приблизилась к общероссийскому уровню. Показатель материнской смертности в крае за 4 года также существенно сократился: с 29,8 на 100 тысяч родившихся живыми в 2008 году до 26,3 в 2011 году. В крае в полном объеме осуществляются неонатальный и аудиологический скрининги новорожденных, охват ими составляет 99,6%. Общая заболеваемость детей первого года жизни снизилась в 2011 году на 9%. Несмотря на дефицит укомплектованности врачами-специалистами за 3 года отмечается рост числа посещений на всех уровнях оказания педиатрической помощи – в среднем на 110%.

В целях развития дошкольного образования реализуются программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов; осуществляется поддержка развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов; в общеобразовательных школах создаются дошкольные группы для детей, не посещающих детские сады. К 2016 году в крае будет обеспечена 100% доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья на 2011-2013 годы» только за 2011 год 64 237 школьников и учащейся молодежи приняли участие в мероприятиях, позволивших им продемонстрировать свои таланты, а родителям оценить возможности своих детей. В работу с родителями включено одно из самых важных средств массовых информаций – телевидение, радио, печать. В период с 10.01.2011 по 27.12.2011 в краевых средствах массовой информации вышло в эфир более 70 материалов, видео и радио-сюжетов по теме «Работа с одаренными детьми».

В крае около 20 000 детей с ограниченными возможностями здоровья. Для их обучения существует вариативная сеть образовательных учреждений, в том числе специальные (коррекционные) образовательные учреждения, санаторные школы-интернаты, Центр дистанционного образования детей-инвалидов, 10 205 детей с ограниченными возможностями здоровья включены в процесс общего образования в рамках общеобразовательных школ.

В тоже время в крае есть устоявшееся социальное градирование детей на «нормальное большинство» и остальное «меньшинство», что в дальнейшем ведет к изоляции детей друг от друга и лишения их полноценного общения. В сфере образования данное неравенство выражается в разделении массовой и специально образовательной системах. Хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Подобная практика разделения всецело поддерживается системой здравоохранения, но врачи и педагоги должны соединиться в единую систему на благо ребенка.

При реализации государственной программы «Доступная среда» в крае 16 053 ребенка с ограниченными возможностями здоровья получают образование в образовательных учреждения, открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов.

В 2010-2011 годах за счет средств краевого бюджета реализованы меры по дополнительной поддержке семей c детьми на сумму около 2 млрд. рублей, что составляет 15% от средств, заложенных в бюджет края на социальную поддержку отдельных категорий граждан. В Красноярском крае на протяжении десяти лет действуют программы, предусматривающие социальную поддержку населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. За 2008-2010 годы более 120 тыс. человек, в том числе семьям с детьми, оказана материальная поддержка для выхода из трудной жизненной ситуации.

В последние годы в крае существенно сократилось число детских домов. Почти 70% детей этой категории находятся под опекой и в приемных семьях. С 2001 года в краевом Центре развития семейных форм воспитания с его 6 филиалами на территории края реализуется программа подбора и подготовки кандидатов в приемные родители. С 2008 года отмечается устойчивый рост количества опекунов и попечителей в крае, активно развивается институт приемной семьи. В 2011 году на 10 810 таких несовершеннолетних бюджет края выплатил 1 миллиард 180 миллионов рублей.

В Красноярском крае действует 2685 краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры. Все они в той или иной степени осуществляют деятельность по приобщению детей к культурной деятельности и культурным ценностям. Из них 230 специализируются на работе с детьми: 127 детских школ искусств, 97 детских библиотек, 3 детских театра, 2 детских клуба, 1 детский кинотеатр.

В рамках ведомственной целевой программы «Развитие культуры Красноярского края» вышеуказанным учреждениям оказывается государственная поддержка в различных формах.

В 2011 году театрально-зрелищными учреждениями проведено 2774 спектаклей и концертов для детей, которые посетили 442 700 человек. В учреждениях клубного типа действуют 5731 клубное формирование для детей, в которых занимаются 74 763 ребёнка, 30 707 детей получают дополнительное образование в детских школах искусств. Музеями проведены экскурсии для 345 000 детей, 439 900 детей являются пользователями библиотек.

В 2011 году в крае действовало 54 учреждения по работе с молодежью, где было задействовано 20627 школьников, работали 114 учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, которые посещали 62100 детей. В 2011 году трудоустроено 27,8 тыс. подростков (2010 год – 27,1 тыс. человек, 2009 год – 28,4 тыс. человек, 2008 год – 26,6 тыс. человек), в том числе 11,7 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (41,6% от общего числа трудоустроенных подростков (2010 год – 11,5 тыс. человек, 2009 год – 10,7 тыс. человек, 2008 год – 13,5 тыс. человек), 480 детей, находящихся в социально опасном положении.

В рамках акции «Трудовое лето» заняты в среднем около 27 000 подростков. В 2011 году в крае уменьшилось число преступлений против семьи и несовершеннолетних, на треть сократилось число преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми и с умышленным причинением тяжкого вреда их здоровью. Оперативное реагирование, корректное вмешательство и контроль специалистов социальных учреждений за изменением ситуации в семьях «группы риска» позволили предотвратить кризис в 533 неблагополучных семьях, выявленных в 2011году, снять с профилактического учета в связи с улучшением положения 1137 семей. В краевом центре психолого-медико-социального сопровождения создан кабинет оказания экстренной психологической помощи детям, подвергшимся жестокому обращению и насилию. Специалисты Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Ястребовский» обеспечили адаптацию и профориентацию 94 подростков, совершивших правонарушения. Из них 65 трудоустроено, а 28 возвращены в образовательные учреждения. В крае активно внедряются технологии школьной медиации.

В 2011 году сохраняется положительная тенденция снижения преступности с участием несовершеннолетних, в 2010 году таких преступлений было меньше, по сравнению с 2009 годом, на 5%. Преступления совершили 2550 (-6,0%) несовершеннолетних, из них 819 (+7,8%) - в возрасте 14-15 лет, 1731 (-11,4%) – в возрасте 16-17 лет. На 3,3% сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних, на 87,5% - хулиганств, на 2,7% - в сфере незаконного оборота наркотических средств. Зафиксировано снижение количества общественно опасных деяний несовершеннолетних – на 6%. Меньше на 2,1% зарегистрировано преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми (-32%), умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (-33%), изнасилований несовершеннолетних (-25%).

В результате реализации программы «Постинтернатное сопровождение выпускников детских домов на 2011-2013 годы» планируется снижение количества детей, не окончивших учреждения профессионального образования, с 14% до 10%, предоставление жилых помещений детям-сиротам (в 2011 году – 390 человек; в 2012 году – 206 человек; в 2013 году – 202 человека).

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. В 2011 году показатель общей заболеваемости детей по отношению к 2010 году увеличился на 4,8%. Его рост связан прежде всего с проведенной в прошлом году углубленной диспансеризацией детей в возрасте 14 лет в рамках исследования репродуктивного здоровья нового поколения. 46 медицинских учреждений проводили в прошлом году диспансеризацию детей-сирот, по ее результатам 6760 детей-сирот, или 98% имеют хронические заболевания и нуждаются в наблюдении и лечении. В структуре заболеваний наибольшую долю составили психические расстройства и расстройства поведения – до 25%, второе место занимают заболевания нервной системы – 13,9%. Это связано прежде всего с тем, что в эту категорию входят воспитанники домов-интернатов для умственно-отсталых детей и коррекционных школ-интернатов. В структуре причин детской инвалидности первое место принадлежит психическим расстройствам – 26,4%, второе – болезням нервной системы(24,9%), на третьем – врожденные аномалии (22,3%). В Красноярском крае зарегистрировано 9228 детей-инвалидов, нуждающихся в реабилитационных мероприятиях, 2,6 тыс. детей-инвалидов воспитываются и обучаются на дому, что требует создание системы непрерывного междведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, внедрение современных технологий работы с семьей, в том числе информационных.

Одной из основных проблем в крае является нехватка мест в детских садах. Количество детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, составляет около 60%.

В органах социальной защиты населения края сегодня состоят на учете 325 тысяч семей, имеющих детей, среди которых доля малоимущих составляет 30,6%. В крае из 16 тысяч детей-сирот 78,2% являются сиротами при живых родителях. По-прежнему острой проблемой остается обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья.

Проблема профилактики жестокого отношения к детям в Красноярском крае остается крайне актуальной – в 2011 году от преступных деяний погибли 54 ребенка, 92 несовершеннолетних получили тяжкие увечья. В прошлом году было зарегистрировано 911 уходов детей и подростков из семей. Одна из главных причин роста уходов - ощущение своей ненужности, непосильный домашний труд, неблагополучие, связанное с алкоголизмом родителей. Алкогольное опьянение – это в нашем крае один из базовых факторов преступности подростков. Рост его в прошлом году составил 12%. Другой провокационный фактор –доступность алкоголя для детей и подростков. В ходе прошлогодней 5-месячной акции по пресечению незаконной реализации подросткам алкоголя в торговых точках выявлено более 700 правонарушений. Сегодня 5863 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении стоят в крае на учете. Стало нормой, что более 30% потерпевших по фактам жестокого обращения - дети в возрасте 4-7 лет, более 20% - малыши до 3-х лет. Из 420 тысяч семей, проживающих в крае, ежегодно выявляется до 8 тысяч родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей. 30% из них - повторно. В течение 2011 года детский телефон доверия принял 18 718 обращений от несовершеннолетних жителей края и 4 372 – от родителей. Из 2 120 кризисных обращений 95 – от суицидальных абонентов. По данным государственной статистики, число совершенных суицидов среди подростков в крае превышает средний показатель по России почти в два раза. Раннее выявление признаков детского неблагополучия позволяет постепенно переориентировать ресурсы на работу в условиях, когда еще есть значительный реабилитационный потенциал семьи и мотивация на сотрудничество со специалистами учреждений. Необходимо постоянно иметь в виду главный ориентир государственной краевой политики в отношении детей - переход от ликвидации последствий семейных кризисов к ранней и компетентной профилактике трудных жизненных ситуаций в семье и детского неблагополучия.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Красноярского края, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
1. Основные проблемы в сфере детства
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Низкая обеспеченность детей дошкольного возраста местами в детских садах.

Не развитость системы сопровождения и оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении, дети, проживающие на особых территориях).

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Неподготовленность детей и подростков к самостоятельной жизни, отсутствие благоприятных эмоциональных связей с близкими людьми, привлекательность ухода от реальных проблем, от необходимости выстраивать диалог с окружающими в виртуальное пространство социальных сетей или в суицидальные попытки.

Несформированность социально направленной активной жизненной позиции юного поколения, отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной и повседневной жизни, особенно в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
2. Ключевые принципы Региональной стратегии
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы iconАнализ проекта стратегии действий в интересах детей на 2012 2017 год
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Павел Астахов в интервью агентству Интерфакс 13 декабря 2012...

Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы iconПоложение о Всероссийской ярмарке моделей ученического самоуправления «Наш ученический совет»
«Наш ученический совет» (далее – Ярмарка) проводится в рамках реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,...

Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы icon«Родительское Всероссийское Сопротивление» Анализ рисков внедрения...
Й семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 2-х частях (далее – Концепция), взаимосвязанной...

Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы iconДоклад о положении молодёжи Красноярского края в 2011 г
Численность детей с овз, обучающихся в образовательных учреждениях Красноярского края

Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы iconКраевое агентство детских общественных инициатив красноярского краевого...
Красноярского края в рамках долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства...

Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы iconОбщие положения
Фестиваль молодежного эстрадного творчества «14/25. Поколение next» (далее также – Фестиваль) проводится в рамках Стратегии государственной...

Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы iconЗаконодательное собрание красноярского края закон красноярского края
Настоящий Закон регулирует отношения по использованию и охране земель в Красноярском крае в пределах полномочий, предоставленных...

Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы iconСсылки на поисковый запрос
«Обеспечение сохранности и развитие автомобильных дорог общего пользования» краевой целевой программы «Дороги края (2007 2017 годы)»...

Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы iconКонцепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года
Республики Карелия. Данный документ определяет цели и приоритеты социально-экономической политики Правительства Республики Карелия...

Действий красноярского края в интересах детей на 2012 2017 годы iconПриказ от 21 сентября 2011 г. N 777 о внесении изменений в список...
В целях актуализации Списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Красноярского края, оказывающих негативное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов