Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»




НазваниеМетодические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»
страница1/7
Дата публикации06.03.2016
Размер0.8 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > География > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежская государственная лесотехническая академия»


УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
Методические указания к выполнению практических занятий

для студентов направления 080200.62 «Менеджмент»,

профиль «Производственный менеджмент»


Воронеж 2014

УДК 65.052.25

Морковина, С.С. Управление человеческими ресурсами [Текст].: методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200.62 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент» / C.С. Морковина, Б.А. Безруков, А.В. Иванова; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2014. – с.

Печатается по решению учебно-методического совета ФГБОУ ВПО

«ВГЛТА» (протокол № от г.)


Рецензент


Введение
Научная дисциплина «Управление человеческими ресурсами» является неотъемлемой частью подготовки специалиста по управлению персоналом. Она включает широкий спектр управленческих и организационных форм, методов и правил рационального использования трудовых ресурсов, позволяет изучить формирование и развитие системы социально-трудовых отношений, механизм становления и функционирования национального рынка труда.

^ Целью дисциплины является изучение и освоение теоретических, методологических и методических основ организации управления человеческими ресурсами.

Основной задачей дисциплины является получение студентами знаний о наиболее важной части управленческой деятельности менеджеров в процессе управления человеческими ресурсами. Задачи изучения дисциплины состоят в том, чтобы ознакомить студентов с научными достижениями и практикой организации управления человеческими ресурсами на предприятиях, новыми подходами к организации процесса управления человеческими ресурсами, показать направления и методы рациональной организации управления человеческими ресурсами и эффективной работы предприятий.

^ Предметом изучения данной дисциплины являются теоретические основы и практические подходы по управлению человеческими ресурсами организации, а также методы и инструменты кадровой деятельности. Объектами изучения выступает персонал организации, а также процесс управления человеческими ресурсами предприятия .

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений; отечественный и зарубежный опыт в области управления и рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики; основные составляющие системы управления человеческими ресурсами на предприятии; понимать роль, место менеджера в организации и содержание его деятельности; объяснять комплексный характер взаимодействия человека с организацией;

- уметь выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в сфере управления человеческими ресурсами, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; применять методы научного поведения и мотивирования деятельности в управлении человеческими ресурсами; применять основные формы и методы, принципы управления персоналом на предприятиях; систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по кадровым вопросам;

- иметь навыки анализа трудовых процессов и затрат рабочего времени; иметь навыки анализа факторов производительности труда и численности персонала.

Методические указания структурированы по разделам и содержат как вопросы для самопроверки по темам дисциплины, так и рекомендованную литературу. Их содержание соответствует учебной программе, разработанной на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 080200.62 «Менеджмент».

Изучение дисциплины «Управление человеческими ресурсами» предполагает усвоение учебного материала, для закрепления полученных знаний необходимо выполнить 9 практические работ.

Задания, составленные в форме практических задач и конкретных ситуаций, позволяют приобрести навыки аналитического исследования, творческого выбора управленческих решений, обеспечивают высокий уровень самостоятельного их выполнения.


^ Общие положения по проведению практических занятий и домашних заданий

Перед началом каждого практического занятия студенты должны получить допуск к нему. Допуск к занятию заключается в проведении входного контроля в форме проверки домашних заданий и проверочных вопросов по пройденному материалу.

После проверки готовности к практическому занятию, преподаватель объявляет тему практического занятия, объясняет цель данного занятия и методику выполнения заданий.

По результатам выполненных работ каждый студент делает вывод по данному практическому занятию в форме аналитической записки, в которой должны быть освещены все вопросы данной темы.

Тематика практических занятий курса «Управление человеческими ресурсами» определена наличием девяти практических работ.

Также студентам необходимо самостоятельно закрепить комплекс тем, уровень знаний которых предлагается оценить в форме вопросов для самопроверки.

^ Практическая работа №1

Трудовые ресурсы и трудовой потенциал


  1. Цель работы: овладеть навыками практических расчетов показателей, характеризующих состояние трудовых ресурсов, изучить формальное описание количественных характеристик трудовых ресурсов страны, региона или населенного пункта образуют показатели численности, состава и движения населения соответствующей территории.


2. Общие указания

Трудовые ресурсы — часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для трудовой деятельности. Трудовые ресурсы включают в себя как всех занятых, так и незанятых, но способных трудиться.

Данное определение очень важно для понимания изучаемого курса. Ресурс (фр. ressource) — средство, к которому обращаются в нужном случае. Общее свойство ресурсов — потенциальная возможность их участия в производстве.

Исходную базу для определения количественных характеристик трудовых ресурсов страны, региона или населенного пункта образуют показатели численности, состава и движения населения соответствующей территории. Конкретно имеются в виду следующие показатели:

  1. средняя численность населения за год ():

(1.1)



где Рм - численность населения на начало года;

Рк - численность населения на коней года;

  1. общий коэффициент рождаемости (n) за год:

(1.2)

  1. общий коэффициент смертности (m) за год:

(1.3)

  1. естественный прирост (убыль) населения за год (Е):

(1.4)



где Ni - число новорожденных за год;

Nj - число умерших за год;

  1. коэффициент естественного прироста населения (Кс):

(1.5)

  1. механический (миграционный) прирост (убыль) населения за год (С):

(1.6)



где Mi - число прибывшего населения за год;

Мj - число выбывшего населения за год;

  1. коэффициент механического прироста населения (Км):

(1.7)

  1. общий прирост населения за год ():

(1.8)

  1. коэффициент общего прироста населения (К0):

(1.9)

  1. перспективная (прогнозируемая) численность населения на конец анализируемого года или на начало следующего года ():

(1.10)

Трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих в народном хозяйстве граждан моложе и старше трудоспособного возраста.

Решающую роль в трудовых ресурсах играет трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Трудоспособность определяется по возрасту:

  • дети и подростки до 16 лет;

  • лица в трудоспособном возрасте (женщины - 16-54 лет, мужчины - 16-59 лет);

  • лица старше трудоспособного возраста.

Различается также трудоспособность общая (к неквалифицированному труду) и профессиональная (к конкретному виду труда).

Трудоспособное население разделяется на две категории: экономически активное и неактивное.

Экономически активное население (рабочая сила) — часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (занятые и безработные).

Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

а) среди населения в трудоспособном возрасте:

учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;

лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными и т.п.;

лица, прекратившие поиск работы в связи с исчерпанием всех возможностей ее получения, однако они могут и готовы работать;

лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода;

б) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:

лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по случаю потери кормильца) и не занятые никакой деятельностью;

инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.

Итак, численность трудовых ресурсов (Т) определяется следующим

образом:

(1.11)



- численность населения в трудоспособном возрасте;

- численность неработающего населения того же возраста, считающегося согласно установленным государством правовым нормам нетрудоспособным (инвалиды 1-11 групп и лица льготных пенсионных возрастов);

- работающие лица пенсионного возраста;

- работающие подростки до 16 лет.

Среднегодовая численность трудовых ресурсов за год ():

(1.12)



Естественный прирост трудовых ресурсов (Тс):

(1.13)

где - численность лиц, входящих в трудоспособный возраст, а также численность лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет, вовлекаемых в общественное производство;

- численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, а также численность лиц, умерших или получивших инвалидность в трудоспособном возрасте.

Миграционный прирост трудовых ресурсов, а также относительные показатели динамики численности трудовых ресурсов (коэффициенты общего, естественного и механического прироста) определяются аналогично расчету подобных показателей для всего населения.
^ 3. Содержание практической работы

Задание 1.1

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения трудоспособного возраста на конец 2012 и конец 2013 года, если имеются следующие данные:

Таблица 1.1

Показатель

Значение в предшествующем году

^ Значение в отчетном году

Изменение

Численность населения трудоспособного возраста

70 млн. человек

70,2 млн. человек




Численность молодежи, достигшей в данном году трудоспособного возраста

2,0 млн. человек

2,3 млн.человек




Численность умерших в трудоспособном возрасте в течение года

0,2 млн. человек

0,15 млн.человек




Численность лиц достигших пенсионного возраста в текущем году

1,6 млн. человек

1,75 млн.человек




Численность населения трудоспособного возраста











^ Постановка задачи. Сопоставьте полученные данные, рассчитав отклонение, сделайте выводы.

Задача 1.2

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения трудоспособного возраста на начало следующего года, если за текущий год имеются следующие данные: численность населения трудоспособного возраста на начало года — 70 млн. человек; численность умерших в трудоспособном возрасте в течение года — 0,2 млн. человек; численность молодежи, достигшей в данном году трудоспособного возраста, — 2,0 млн. человек; численность лиц, достигших пенсионного возраста в текущем году — 1,6 млн. человек.

Задача 1.3

Исходные данные. Население трудоспособного возраста составляет 80 млн. человек, в том числе неработающие инвалиды I и II групп — 1,2 млн. человек; работающие подростки — 0,1 млн. человек, работающие пенсионеры — 4,5 млн. человек.

^ Постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов.

Задача 1.4

Исходные данные. В городе численность населения составляет 120 тыс. человек, коэффициент прироста населения в базисном периоде — 100 промилле, доля трудовых ресурсов — 50%.

^ Постановка задачи. Определите перспективную численность населения и трудовых ресурсов на начало планируемого периода при условии неизменности доли трудовых ресурсов в населении города.

Задача 1.5

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов города, если численность населения в трудоспособном возрасте 750 тыс. человек, среди них инвалидов I и II группы трудоспособного возраста 10 тыс. человек.; численность работающих подростков до 16 лет — 15 тыс. человек, работающих лиц старше трудоспособного возраста — 55 тыс. человек.

Задача 1.6

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения в трудоспособном возрасте к концу планируемого года, если его численность на начало планируемого года составила 1 млн. человек; численность населения, вступающего в трудоспособный возраст, — 30 тыс. человек; численность населения, выходящего за пределы трудоспособного возраста, — 22 тыс. человек; число умерших в трудоспособном возрасте — 5 тыс. человек; механический прирост населения в трудоспособном возрасте — 3 тыс. человек.

Задача 1.7

Исходные данные. Численность трудоспособного населения области на начало года составила 1 млн. человек, работающих лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет — 40 тыс. человек.

В течение года в составе трудоспособного населения произошли следующие изменения: вступило в рабочий возраст 250 тыс. человек; прибыло из других областей 90 тыс. человек; вовлечено для работы в народном хозяйстве 20 тыс. человек пенсионного возраста; перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло 200 тыс. человек трудоспособного возраста; 15 тыс. пенсионеров перестали работать; выбыло в другие регионы 75 тыс. человек трудоспособного возраста.

^ Постановка задачи. Определите численность трудовых ресурсов на начало и конец года; общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов, а также соответствующие коэффициенты движения трудовых ресурсов.

Задача 1.8

Исходные данные и постановка задачи. Рассчитайте по региону перспективную численность трудовых ресурсов при условии, что коэффициент общего прироста населения составляет 10 промилле, доля трудовых ресурсов во всем населении будет ниже на 0,01 пункта по сравнению с базисным периодом. Численность населения на начало планируемого периода составляет 10 млн. человек, трудовых ресурсов — 6 млн. человек.

Задача 1.9

Исходные данные и постановка задачи. Определите численность населения в трудоспособном возрасте в регионе на конец года, если численность населения трудоспособного возраста на начало года составила 1 млн. человек; вступило в трудоспособный возраст 30 тыс. человек; умерло из лиц трудоспособного возраста 5 тыс. человек; выбыло из трудоспособного возраста 35 тыс. человек; прибыло из других районов 350 тыс. человек; убыло в другие районы — 100 тыс. человек.

Задача 1.10

Исходные данные и постановка задачи. Определите перспективную численность населения и трудовых ресурсов города при условии, что коэффициент естественного прироста составляет 20 промилле, коэффициент механического прироста 30 промилле. Доля трудовых ресурсов во всем населении будет выше на 0,01 пункта по сравнению с базисным периодом. Численность населения на начало планируемого периода составляет 1 млн. человек, трудовых ресурсов 500 тыс. человек.


        1. Вопросы для самопроверки:

          1. Понятие трудовых ресурсов. Соотношение понятий рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческий фактор, трудовой потенциал, кадры и персонал, человеческие ресурсы.

          2. Роль человеческих ресурсов в организации.

          3. Отличительные особенности человеческих ресурсов.

          4. Экономически активное население.


Практическая работа №2

Статус занятости, безработица


  1. Цель работы: овладеть навыками практических расчетов показателей, характеризующих состояние занятости населения, закрепить знания основных терминов и понятий по рассматриваемой теме.


2. Общие указания

Статус занятости определяется для трудовых ресурсов, участвующих в общественно полезной деятельности. К ним относятся две группы населения: члены первой группы предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг с целью получения дохода, второй - участвуют в общественно полезной деятельности, не приносящей прямого денежного дохода либо приносящей доход, непосредственно не связанный с производством товаров и услуг.

В первую группу входят граждане, занятые в государственном секторе экономики, кооперативах, частном секторе.

Во вторую группу входят учащиеся с отрывом от производства, военнослужащие.

Часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет экономически активное население (рабочую силу). Численность экономически активного населения устанавливается по состоянию на определенный период и включает как занятых, так и безработных.

К занятым в составе экономически активного населения относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение (на условиях полного либо неполного рабочего времени), а также иную приносящую доход работу (самостоятельно или у отдельных граждан);

  • временно отсутствовали на работе из-за болезни, травмы, отпуска, выходных дней, забастовки или других подобных причин;

  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в

рассматриваемый период:

  • не имели работы (доходного занятия);

  • и в то же время занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела;

  • и в то же время были готовы приступить к работе.

Следовательно, при отнесении к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленные выше. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению служб занятости или выполняющие оплачиваемые общественные работы, получаемые через службы занятости.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

В международной практике распространено понятие «гражданское экономически активное население», в состав которого не включают военнослужащих.

Экономически неактивное население - это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы. К ней относятся:

а) среди населения в трудоспособном возрасте:

• учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;

• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными и т.п.;

• лица, прекратившие поиск работы в связи с исчерпанием всех возможностей ее получения, однако они могут и готовы работать;

• лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода;

б) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:

• лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по случаю потери кормильца) и не занятые никакой деятельностью;

• инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.

Ситуация на рынке труда оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода. При этом принято отличать фактическую безработицу, рассчитанную по методологии МОТ (Международная организация труда) на основе выборочных обследований, от официально зарегистрированной в государственных органах службы занятости.

Фактический уровень безработицы (%) выражается следующим образом:

(2.1)

где Бф - численность безработных, определенная по методологии МОТ на основании выборочных обследований населения;

Эа - численность экономически активного населения.

Уровень официально зарегистрированной безработицы (%) определяется по формуле

(2.2)

где Бр - численность незанятых, официально зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.

При отсутствии величины численности экономически активного населения ее можно рассчитать следующим образом:

(2.3)

где ^ З - списочная численность занятых в народном хозяйстве или регионе;

Б - численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ (Бф), либо численность незанятых, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу (Б ).

Уровень занятости экономически активного населения (%) составит

(2.4)

Уровень занятости трудовых ресурсов (%) равен .

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть валового национального продукта.

Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном.

(2.5)

где ^ Y– фактический объем производства (валового внутреннего продукта);

Y* – потенциальный валовый внутренний продукт (при полной занятости);

U – фактический уровень безработицы;

U* – естественный уровень безработицы;

b – параметр Оукена, устанавливается эмпирическим путем (3 %).

^ Естественная безработица – безработица при полной занятости – норма безработицы при неускоряющейся инфляции.

Естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы, подобно тому как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала.

Разность между фактическим и естественным уровнями безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы.

Согласно закону Оукена превышение фактического уровня безработицы на один процент над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического валового внутреннего продукта по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3 %.

Так, если в данном году фактический валовой внутренний продукт составил 4500 руб., фактический уровень безработицы – 8 %, а естественный уровень – 6 %, то экономика недополучила продукции на 270 руб., что составляет 3 % х 2 % = 6 % фактически произведенного валового продукта. Потенциальный ВВП при полной занятости составил бы 4770 руб.

Закон Оукена действительно хорошо работает для американской экономики, однако в других странах такой плотной взаимосвязи не обнаруживается.

В силу этого многие экономисты оспаривают этот закон и пытаются сказать, что между безработицей и величиной производства продукта в стране не существует серьезной взаимосвязи.

^ 3. Содержание практической работы
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические указания к выполнению практических занятий для студентов...
Шошин, В. И., Прутской, А. В. Гидротехнические мелиорации (Часть III. Орошение и водоснабжение): методические указания к выполнению...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной...
Целью контрольной работы является закрепление теоретических знаний и практических навыков студентов по формированию ин­формации в...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Для студентов, обучающихся по направлению
Брякина, А. В. Институциональная экономика Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся по направлению...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические указания по выполнению практических занятий по дисциплине «Культурология»
Методические указания предназначены для студентов всех специальностей, обучающихся по заочной форме обучения

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Одобрены на заседании кафедры Гуманитарных и социокультурных дисциплин, протокол № от г

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплины
Методические указания по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Современные функциональные материалы" для студентов...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические указания для написания курсовой работы по дисциплине «Производственный менеджмент»
Методические указания предназначены для студентов очного отделения по специальности «Менеджмент». Они призваны к приобретению теоретических...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические указания к выполнению курсового проекта для студентов...
Целью курсового проектирования является расширение теоретических и закрепление практических знаний, полученных в ходе практических,...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» iconМетодические указания по выполнению практических работ по предмету...
Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Транспортные узлы», 1 часть (для студентов дневной и заочной...

Методические указания к выполнению практических занятий для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» iconИнформационные ресурсы и технологии в экономике для студентов бакалавриата,...
Информационные ресурсы и системы в управлении. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов, обучающихся...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов