Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования




НазваниеИсследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования
страница1/5
Дата публикации20.06.2013
Размер0.65 Mb.
ТипИсследование
zadocs.ru > География > Исследование
  1   2   3   4   5
1.«Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Функции и задачи эколого-экономических исследований и учебного курса «ОЭ и ЭП»

Курс «Основы экологии и экономика природопользования» рассматривается как межотраслевая учебная дисциплина, которая синтезирует знания двух научных систем — естественной и общественной. При таком подходе избран единый объект изучения — природопользование.

Экономика природопользования формируется как отраслевое направление экономической науки, исследующее социально-экономические закономерности использования человечеством природных богатств и регулирования отношений природы и общества. Она изучает особенности хозяйственного механизма природопользования и методы наиболее эффективного взаимодействия общества и природной среды в целях предотвращения ее дальнейшего загрязнения и истощения, поддержания нормальных условий воспроизводства и жизнедеятельности человека.

Исследование единого объекта — природопользования — привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования.

В связи с этим эколого-экономические исследования призваны реализовывать в обществе следующие основные функции: 1. направляющую — обоснование экологических целей и выбор главных путей их реализации; 2. координирующую — обеспечение баланса важнейших пропорций в потреблении природных ресурсов и согласование производственных интересов природопользователей с экологическими интересами общества; 3. стимулирующую — активизация природоохранной деятельности субъектов хозяйствования и общества в целом.

Выполнение этих функций в свою очередь выдвигает перед эколого-экономическим научным направлением задачи, ключевыми из которых являются: 1. разработка стратегий ресурсосберегающего развития экономики и экологической политики государства; 2. формирование системы государственного регулирования, прогнозирования и контроля природоохранной деятельности; 3. исследование и научное обоснование хозяйственного механизма природопользования в условиях становления рыночных отношений; 4. совершенствование организационных основ управления природопользванием; 5. разработка экономического механизма охраны окружающей среды и эффективного природопользования с применением рыночных рычагов; 6. теоретическое обоснование и выработка методических подходов к определению экономических показателей природоохранной деятельности производственных объектов и степени их воздействия на окружающую среду; 7. установление путей и методов повышения эффективности использования природных ресурсов, их воспроизводства, усиления режима экономии, комплексной переработки сырья и вторичных ресурсов производства, снижения материало- и энергоемкости производства в целях сокращения вредного воздействия на окружающую среду.

Главной задачей курса «Основы экологии и экономика природопользования» является формирование системы знаний о рациональном природопользовании, путях достижения устойчивого эколого-экономического развития, функционировании и совершенствовании хозяйственного механизма природопользования, адекватного рыночной экономике.
2. Природопользование как объект изучения курса. Эколого-экономические системыосновополагающая категория учебной дисциплины.

Понятие «природопользование» в современной науке применяется как в широком, так и в узком смысле слова. В первом случае под природопользованием понимается совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер по ее сохранению (изучение, выявление запасов, использование, охрана и воспроизводство природных ресурсов), во втором – деятельность конкретных заинтересованных ведомств, субъектов хозяйствования, относящихся к природоэксплуатирующим и природовоспроизводящим отраслям.

Под природопользованием в широком смысле этого понятия подразумевают как непосредственное, так и косвенное воздействие человека на окружающую природную среду в результате всей его антропогенной деятельности, которое может быть как сознательным, так и стихийным, как целенаправленным, так и случайным.

Выделяют 2 вида природопользования: 1. рациональное — это разумное освоение природы, предотвращающее возможных вредных последствий человеческой деят-ти в окруж.среде, 2. нерациональное — не обеспечивает сохранности природно-ресурсного потенциала, ведет к ухудшению окруж.среды, сопровождающее загрязнением и истощением.

4. Основополагающие понятия экологии: уровни организации живого вещества, экологические факторы, трофические цепи и трофические уровни, биогеохимические циклы веществ.

Уровни организации живого веществаиерархически соподчиненные уровни организации биосистем, отражающие уровни их усложнения. Чаще всего выделяют шесть основных структурных уровней жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. В типичном случае каждый из этих уровней является системой из подсистем нижележащего уровня и подсистемой системы более высокого уровня.

Экологи́ческие фа́кторысвойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Индифферентные элементы среды, например, инертные газы, экологическими факторами не являются.

Экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве. Например, температура сильно варьирует на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глубине пещер.

ТРОФИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ - пищевая цепь, цепь питания, взаимоотношения между организмами, через к-рые в экосистеме происходит трансформация вещества и энергии; группы особей (бактерии, грибы, растения и животные), связанные друг с другом отношением пищапотребитель.

Первая трофическая цепь объединяет следующие свободно живущие организмы: 1. растительноядные животные; 2. хищники - плотоядные животные; 3. всеядные, включая человека.

Вторая трофическая цепь объединяет живые существа, которые метаболизируют все и всех. Эту задачу выполняют редуценты. Они доводят сложные вещества погибших организмов до простых веществ. Биологическая задача редуцентов - разлагать умерших.

Третья трофическая цепь объединяет живые существа, которые нашли более удобный способ существования, - они проникают в другой организм и питаются за счет другого живого существа. Это паразиты.

Трофический уровеньусловная единица, обозначающая удалённость от продуцентов в трофической цепи данной экосистемы.

В некоторых случаях в трофической сети можно сгруппировать отдельные звенья по уровням таким образом, что звенья одного уровня выступают для следующего уровня только в качестве пищи. Такая группировка называется трофическим уровнем.

БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ - биогеохимический круговорот веществ, обмен веществом и энергией между разл. компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятель ностью организмов и носящий циклич. характер.

5. Учение В.И.Вернадского о биосфере

Экосистемой высшего ранга на Земле является биосфераоболочка планеты, населенная живым веществом.

Понятие биосферы появилось в биологии в ХУIII веке. В настоящее время для обозначения этой оболочки используются понятия «биота», «биос», «живое вещество», а понятие «биосфера» трактуется так, как его толковал академик В.И.Вернадский (18631945 гг.).

Целостное учение о биосфере представлено в его ставшей классической работе «Биосфера» (1926 г.). В.И.Вернадский определил биосферу как особую охваченную жизнью оболочку Земли. В физико-химическом составе биосферы Вернадский выделяет следующие компоненты: 1.живое веществосовокупность всех живых организмов; 2. косное веществонеживые тела или явления (газы атмосферы, горные породы магматического, неорганического происхождения и т.п.); 3. биокосное веществоразнородные природные тела (почвы, поверхностные воды и т.п.); 4. биогенное веществопродукты жизнедеятельности живых организмов (гумус почвы, каменный уголь, торф, нефть, сланцы и т. п.).

Согласно воззрениям Вернадского весь облик Земли, все ее ландшафты, атмосфера, химический состав вод, толща осадочных пород обязаны своим происхождением живому веществу.

Вернадский не занимался проблемой возникновения жизни, он понимал ее как естественный этап самоорганизации материи в любой части космоса, приводящий к возникновению все новых форм ее существования.

Учение Вернадского нацеливало на изучение живых, косных и биокосных тел в их неразрывном единстве, что сыграло значительную роль в подготовке естествоиспытателей к целостному восприятию природных систем.

С учетом современных представлений, биосфера включает оболочку Земли, которая содержит всю совокупность живых организмов и часть вещества планеты, находящуюся в непрерывном обмене с этими организмами. Иными словами, биосфераэто область активной жизни, которая охватывает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхние горизонты литосферы.

6. Основные законы и принципы экологии

Значение законов состоит в регламентации характера и направленности человеческой деятельности в пределах экосистем различного уровня. Среди законов экологии, сформулированных разными авторами, наибольшую известность благодаря ярким формулировкам получили четыре закона-афоризма (закона-поговорки) американского ученого-эколога Б. Ком-монера (1974): 1. все связано со всем всеобщей связи вещей и явлений в природе); 2. все должно куда-то деваться (закон сохранения); 3. ничто не дается даром цене развития); 4. природа знает лучше главном критерии эволюционного отбора).

Свою обобщенную классификацию экологических законов представил известный российский ученый Н.Ф. Реймерс3. Им даны следующие формулировки: 1. закон социально-экологического равновесия (необходимости сохранения равновесия между давлением на среду и восстановлением этой среды, как природным, так и искусственным); 2. принцип культурного управления развитием (наложение ограничений на экстенсивное развитие, учет экологических ограничений); 3. правило социально-экологического замещения (необходимость выявления путей замещения человеческих потребностей); 4. закон социально-экологической необратимости (невозможность поворота эволюционного движения вспять, от сложных форм к более простым); 5. закон ноосферы В.И. Вернадского (неизбежность трансформации биосферы под влиянием мысли и человеческого труда в ноосферугеосферу, в которой разум становится доминирующим в развитии системы человекприрода).
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования iconВопросы к экзамену (зачету) по дисциплине «основы экологии и экономика природопользования»
«Основы экологии и экономика природопользования» как межотраслевая учебная дисциплина. Функции и задачи эколого-экономических исследований...

Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования iconУчебно-методическое пособие для студентов Туризм в системе экологии и природопользования
Охватывает все стороны жизни, куда входят: мир животных, растения, разнообразие жизненных форм, стабильные виды экономики, охрана...

Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования iconМетодические рекомендации по выполнению реферата по дисциплине «Экологические...
Кузнецова Н. И., преподаватель дисциплины «Экологические основы природопользования»

Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования iconКурсовая работа по дисциплине «методы стратегического менеджмента»
Рецензенты: д-р экон наук, проф. В. Н. Кабанов (зав кафедрой экономики и управления Волгоградского института бизнеса) д-р экон наук,...

Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования iconПрограмма круглого стола «Планета Океан»
Ведущий: Никифоров Андрей Игоревич, преподаватель кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии

Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования icon1 рейтинговая точка
Расположение: \\172. 16 64\asts\test\биологический факультет\кафедра общей биологии, экологии и природопользования\дзуев р р\биология...

Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования iconПредмет и задачи курса «основы экологии и экономика природопользования»
Совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению

Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования iconПояснительная записка представленные тестовые задания составлены...
«Экологические основы природопользования» и подготовлены для зачетной работы студентов второго (специальности «Экономика и бухучет»,...

Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования iconПриказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18. 01. 2011 №14
Российской Федерации, предусмотренного пунктом 3 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере...

Исследование единого объекта природопользования привело постепенно к синтезу двух научных направлений: экологии и экономики природопользования iconВопросы для самостоятельной подготовки по дисциплине «Основы экологии...
Экология как наука и научное мировоззрение, общенаучный подход к решению проблем взаимодействия природы и общества

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов