Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики




Скачать 257.31 Kb.
НазваниеДиалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики
страница1/2
Дата публикации24.08.2013
Размер257.31 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы
  1   2


Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики

4. Диалектика — учение о развитии
___Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов

Единство и борьба противоположностей

___Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. В марксистском варианте диалектики он получил статус закона (единства и борьбы противоположностей). Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.
___Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).
___Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

Взаимосвязь количества и качества

___Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) — взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова:
количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.
Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится — ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.
___Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость — в скупость, щедрость — в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет — почти что вечность, а для биосферы в целом — лишь мгновение.
___Диалектика количественных и качественных изменений подразумевает причинно-следственный характер их взаимосвязи. Определенный объем количественных изменений выступает причиной смены качества развивающегося объекта. Вместе с тем и качество существенно влияет на количественные характеристики. Так, постепенное накопление студентом знаний приводит в конечном счете к появлению нового качества его личности — он становится специалистом, профессионалом. А это, в свою очередь, предполагает, что продолжающийся процесс накопления знаний будет далее протекать более умело и рационально.

Отрицание отрицания

___Сброс развивающейся системой старого качества можно квалифицировать как его отрицание. Но поскольку оно должно обеспечивать продолжение развития, диалектическое отрицание не может быть простым отвержением или уничтожением прежних форм. Оно непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.
___Так, например, теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая. Как бы радикально ни менялись со временем исторические типы экономики, политики или морали, их главные достижения не уходят безвозвратно в прошлое, но сохраняются на всех последующих этапах исторического развития, пусть и в существенно измененном виде.
___Развитие любого объекта распадается на ряд фаз или стадий, каждая из которых характеризуется обретением нового качества и, следовательно, может рассматриваться как отрицание предыдущего состояния. Таких отрицаний у развивающегося объекта иногда набирается довольно много. Однако в цепи диалектических отрицаний особое значение получают два следующих друг за другом отрицания, формирующих относительно законченный цикл развития объекта. Специфичность именно двойного отрицания легче всего увидеть в чисто формальных преобразованиях: если мы имеем некое состояние объекта (а), то первое отрицание превратит его в свою противоположность (-а),а второе (-а) — вернет на исходную позицию (а). В реальных процессах развития такой безусловный возврат к начальной ступени, конечно же, невозможен в силу их необратимости. Однако частичный повтор на высших стадиях развития существенных характеристик первых его фаз обязательно имеет место. Эта особенность развития выражается в диалектическом принципе (законе) отрицания отрицания. Сформулируем его так: развитие осуществляется таким образом, что на высших его стадиях происходит как бы возврат к прошлому, повторение некоторых черт, свойств, моментов, имевших место на предшествующих стадиях, впоследствии утрачиваемых и вновь восстанавливаемых, но уже в измененном виде.
___Принцип двойного отрицания является констатацией определенного ритма, или цикличности процессов развития. Лучше других нам знакомы циклы биологические (семя — растение — семя, детство — зрелость — старость) и социальные (чередование спадов и подъемов экономики, состояний войны и мира в политике, эпох ренессанса и декаданса в искусстве и т.д.). В них совершенно очевидно просматривается не просто механическое повторение одних и тех же состояний, но именно развитие, т.е. нарастание (пусть и небольшое в каждом отдельном цикле) высоты организации и порядка развивающихся систем.
___Например, состояние социального мира — это не просто отсутствие конфликтов. Это состояние разрешенного конфликта, из которого стороны выходят обогащенные по крайней мере полученным опытом. Восстановившееся после болезни здоровье — это не буквальный возврат к прежнему, ведь организм хотя бы на некоторое время получает иммунитет к данной болезни.
___Иными словами, в завершенном цикле развития происходит как бы возврат к старому, но уже на иной качественной основе. В детстве мы вынуждены слушаться своих родителей. В юности мы начинаем против них бунтовать. В зрелом же возрасте приходит понимание, что бунтовали-то мы во многом зря, что в требованиях старших была своя логика и правда. (Сей феномен называется в психологии «поздним послушанием».) Мы снова, как и в детстве, «слушаемся» родителей, но совсем по-другому — уважительно, но критично. То есть налицо своеобразный диалектический синтез предшествующих противоположных (отрицающих друг друга) стадий развития.
___Все упомянутые выше принципы диалектики теснейшим образом связаны друг с другом, ведь они отражают разные стороны единого процесса развития. Но взаимосвязь эта иерархична: базовым, фундаментальным принципом является единство и борьба противоположностей. Его содержание «просвечивает» в действии двух других: взаимодействие количества и качества или отрицающих друг друга стадий развития объекта суть не что иное, как проявление исходного принципа противоречивости. Противоположности же в определенных условиях «сходятся», т.е. переходят, «переливаются» друг в друга. И во взаимоотношениях количества с качеством и последовательных отрицаний наблюдается та же картина: количественные изменения служат причиной изменений качественных, и наоборот; отрицающие друг друга стадии развития объекта «сливаются» в синтезе на следующей ступени и т.д.

Методологическое значение диалектики
___Становление системы принципов и категории диалектики имеет в философии долгую историю. На сегодняшний день самым, пожалуй, убедительным ее вариантом остается марксистский, где принципы и категории диалектики истолковываются с материалистических позиций, т.е. наполняются предметным и объективным содержанием. Иными словами, диалектические свойства (всеобщие изменчивость, противоречивость, отрицательность и пр.) приписывается самой объективной, т.е. материальной реальности. И только потому, что эти свойства присущи материи, они могут быть извлечены из нее, обобщены и представлены в виде идеальной системы принципов и категорий нашего мышления. То есть объективная диалектика материального мира воспроизводится субъективной диалектикой человеческого разума.
___Зафиксированные диалектикой принципы развития материальных и идеальных систем призваны выполнять прежде всего методологическую функцию. То есть служить методом, способом, средством анализа любой реальности. Диалектика в познании — та же логика. Только в отличие от формальной (аристотелевой) логики она пытается «ухватить» изменчивость, подвижность развивающихся объектов и тем самым сделать таким же наш процесс мышления. Ее сверхзадача — снять противоречие между непрерывностью реальности и дискретностью нашего понятийного мышления.
___Диалектический метод представляет собой определенный набор правил, приемов исследования реальности. Эти приемы суть не что иное, как все те же общие диалектические принципы, только сформулированные в императивной форме. Другими словами, если мы взялись за исследование какого-либо явления, то должны соблюдать следующие требования:
• подходить к предмету исследования исторически, т.е. брать его обязательно в развитии — с момента возникновения до сегодняшнего состояния;
• искать в эволюции нашего предмета способ его самодвижения, т.е. внутреннее противоречие, двойственность, борьбу противоположностей;
• уметь определять меру предмета, т.е. единство его количественных и качественных характеристик, а также их взаимодействие;
• в соотношении последовательных стадий развития объекта видеть не только отрицательность, негативность, но и единство, преемственность;
• пытаться квалифицировать различные характеристики объекта как общие или единичные, необходимые или случайные, формальные или содержательные и т.д., а также видеть их взаимопереходы и взаимопревращения, т.е. относительность, релятивность и т.п.
___Диалектика как метод исследования является весьма действенным инструментом познания во всех его областях. Явно или неявно она присутствует во многих философских и научных открытиях и достижениях современности. Ранее уже упоминались общая теория систем и принцип глобального эволюционизма как безусловное проявление и конкретизация диалектических принципов. Можно привести и массу других примеров: знаменитый принцип дополнительности Н. Бора, сформулированный им же принцип соответствия; даже принцип фальсификации ироничного критика диалектики К. Поппера можно рассматривать как одно из выражений противоречивости, т.е. диалектичности роста научного знания.
___В силу своей всеобщности диалектический метод применим не только в научном познании. Работает он и на обыденном, житейском уровне. Вспомним популярное изречение Гераклита: «Не лучше было бы людям, если бы все их желания исполнялись». И в самом деле, представьте себя на секунду на месте Незнайки в Солнечном городе с волшебной палочкой в руках. Долго ли бы мы на¬слаждались таким могуществом? Наверное, нет. А дальше нас непременно одолеет смертельная тоска — жить-то станет просто незачем, все желания и стремления потеряют всякий смысл. Жизнь есть только там, где есть напряжение противоречия между желаниями и возможностями их исполнения, т.е. все та же диалектика.
___Или другой пример. Как проверить степень оригинальности наших мыслей и речей: говорим ли мы на самом деле что-то умное или изрекаем банальности? С помощью диалектики очень просто: сформулируйте мысль, противоположную исходной. Если окажется, что обе они имеют смысл, тогда можно ожидать, что вы придумали нечто, достойное внимания. Если же противоположная мысль особого смысла не имеет, то и первая — скорее всего тривиальна.
___Таким образом, диалектика представляет собой глубокий и эвристичный способ описания и изучения реальности. Ее исходный постулат — признание саморазвития материального мира как следствия становления и разрешения противоречий — получил во второй половине XX века серьезное подкрепление и конкретизацию в идеях синергетики — теории самоорганизации сложных систем.
Законы диалектики
Закон – это связь, необходимая, существенная, общая, повторяющаяся связь между предметами и явлениями. (Следует иметь в виду, что бывают и случайные, единичные связи, которые законами не являются).
Закон единства и борьбы противоположностей
Этот закон – ядро диалектики, т.к. отражает источник, причину развития, отвечает на вопрос «почему происходит развитие?» Он указывает, что причина развития мира в нем самом, в его противоречивости, а не вне его, т.е. развитие – это всегда саморазвитие.

Противоположностей в мире бесконечно много и можно говорить о принципе разнообразия мира.

Закон раскрывается через понятия: тождество (т.е. на начальных стадиях развития стороны предмета уравновешивают друг друга, соответствуют друг другу, хотя и не абсолютно), различие (по мере развития нарастает различие между сторонами предмета, они разные и развиваются неодинаково), противоположности (различие сторон усиливается до противоположности), противоречия (отношения между противоположностями), конфликт (если противоре6чите вовремя не разрешается, оно обостряется и разрешается «взрывом», общим скачком).

Этапы развития противоречия: 1) возникновение и развитие противоречия (начиная от тождества, через различия к состоянию противоположностей сторон), 2) разрешение противоречий (в форме частных, постепенных скачков, или общих, «взрывных» скачков, когда рвутся, меняются все связи между элементами предмета).

^ Виды противоречий:

1)основные противоречия – те, которые определяют развитие предмета от его зарождения до гибели; неосновные – все остальные. В неживой природе основное противоречие - между притяжением и отталкиванием; в живой природе – между жизнью и смертью; в обществе – между производительными силами и производственными отношениями, между производством и потреблением.

2) внутренние и внешние. Внутренние противоречия – противоречия внутри системы, они являются ведущими в развитии. Внешние – противоречия между системами, они являются условиями для развития систем.

3) главные и неглавные. Главные – противоречия, которые выходят на передний план в данный момент времени. Неглавные – все остальные.

4) антагонистические и неантагонистические. Антагонистиченские – противоречия между классами, группами, людьми, основные интересы которых в корне несовместимы. Они имеют тенденцию к обострению, чаще всего разрешаются гибелью системы. Неантагонистические – противоречия, между классами, группами, людьми, основные интересы которых совпадают, а неосновные – нет. Они не имеют тенденции к обострению и разрешаются за счет укрепления общего между ними.

В развитии есть периоды, когда преобладает борьба над единством противоположностей (например, в обществе – революции и т.п.), но бывают и другие, когда преобладает единство над борьбой (эволюционные периоды)…

***
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
МЕРА – единство качественных и количественных сторон предмета

(нужное нам качество связано с определенным количеством и

со структурой предмета)
1качество- 2качество-количество 3качество-

количество количество
-----------------!--!-------------------------------------------------------------!--!---------------------
ГРАНИЦЫ МЕРЫ: здесь происходит СКАЧОК – изменение структуры.

К границам меры (т.е. к скачку) подводят количественные изменения

(нарушение пропорций, сбалансированности и т.п.)
^ Этот закон отражает механизм развития, отвечает на вопрос «как происходит развитие?» и отвечает: развитие идет путем изменения количества и структуры.

Закон раскрывается через категории:

КАЧЕСТВО- это определенность предмета, совокупность его свойств.

КОЛИЧЕСТВО – это степень выраженности качества.

МЕРА – это границы, в которых изменение количества не ведет качественным изменениям.

СКАЧОК – это переход от одного качества к другому (количество изменяется непрерывно, а качество изменяется скачкообразно).

Предметы многокачественны, но есть ведущее качество, сущность предмета. Например, я – человек, белорус, студент, покупатель и т.д.. Главное качество – человек. Любое качество проявляет себя через свойства. Приведите свои примеры.

Предметы и явления всегда представляют собой систему состоящую из элементов, связанных устойчивыми связями, т.е. структурой, поэтому переход к новому качеству (скачок) –это изменение связей между элементами системы (т.е. структуры). Это ведет к изменению и самих элементов и, в итоге, к новому предмету (возникает новое качество). Приведите примеры.

^ Формы скачков: 1) общие (или взрывные) – когда ломается вся структура, все связи системы; 2) частные (или постепенные), когда рвутся отдельные связи структуры. Форма скачка зависит: а) от внутренней природы предмета и б) от внешних условий.

«Все есть яд и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза»,- писал врач Парацельс. Проанализируйте это высказывании с точки зрения категорий данного закона. Приведите другие примеры.

Вопрос: Проиллюстрируйте примерами высказывание Гегеля: «Именно через «большее» и «меньшее» нарушается мера легкомыслия и проявляется нечто совершенно иное – преступление, именно через «большее» и «меньшее» справедливость переходит в несправедливость, добродетель в порок». (Гегель. Наука логики. Т.1. М., 1070. С.467).

Вопрос: Почему иногда наблюдается такое явлении. Преподаватель говорит студенту: «Я не могу поставить вам зачет – вы не знаете материала». Студент: «Да учил я! Учил! Десять раз читал!»

Вопрос: Вследствие чего может наступить преобразование качества? Что при этом происходит?
Закон отрицания отрицания
Сущность этого закона состоит в том, что он отражает направленность и форму развития (от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?»

Этот закон раскрывается через понятия «отрицание», «относительные (не замкнутые) круговороты», «спиралевидность».

Переход к новому связан частичным разрушением, отрицанием старого. Качественно новое выступает как противоположность старому и в этом его односторонность. А ведь было что-то хорошее и в старом. Поэтому Гегель говорил, что необходимо второе отрицание, т.е. нужен переход к третьей ступени. Но эта новая ступень должна включать в себя лучшее из того, что было на первой и на второй ступени, т.е. второе отрицание – это, по сути дела, синтез (например, маленький ребенок не умеет анализировать, у него неразвито абстрактное мышление, ему характерен целостный взгляд на мир на уровне чувственного отражения, без знания деталей; взрослый человек анализирует, дифференцирует мир вокруг себя и погружается в суету мира, в детали; при нормальной старости пожилому человеку характерна мудрость как целостный взгляд на мир, но на более высоком уровне, вобравшем с себя опыт всей жизни, т.е. синтетический взгляд на мир как дифференцированную целостность). Синтез завершает развитие. Поэтому закон формулируется как двойное отрицание.

Понять сущность предмета, направленность его развития можно только как минимум после двух отрицаний, ибо тогда предмет достигает своей целостности.

ОТРИЦАНИЕ – это: 1) уничтожение устаревшего; 2) сохранение лучшего (чтобы была преемственность в развитии); 3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия, хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит как саморазвитие. Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится и развития не будет (например, зерно размололи, получилось новое качество- мука, но зерно развиваться не будет. Другое дело, если зерно проросло. Росток как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь зерна продолжается). Внешние условия могут способствовать развитию, а могут ему препятствовать.

Отрицание - это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию.

За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются (расширяющаяся спираль, а не круговорот).

Черты развития: 1. поступательность; 2. наличие относительных круговоротов; 3. спиралевидный характер; 4. необратимость; 5. движение от низшего к высшему.

Метафизики рассматривают развитие как движение по замкнутому кругу, т.е. по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень.

Отрицание – это одновременно и скачок, и разрешение противоречий. Он всегда занимает какое-то время, т.е. отрицание – это тоже процесс, но более интенсивный.

Гегель развил диалектику, но считал, что развивается высший Дух и мышление человека, природа же у него не развивается. Этот закон он формулировал в терминах мыщления:
Отрицание-1 отрицание-2
Теза (высказывание) антитеза (противоположное высказ.) синтез

-----------------------------!--!------------------------------------------------------------!--!--------------------

мнение противоположное мнение всестор.взгляд
^ Вопрос: Какое место занимает закон отрицания отрицания среди других законов диалектики? С какой стороны он характеризует развитие?

Вопрос: Заполните таблицу:

Вопросы

диалектика

метафизика

1. в чем причина отрицания?







2. каково отношение между старым (отрицаемым) и новым

(отрицающим(?







3. зависит ли характер отрицания от природы явления и

внешних условий?







^ 4. какую роль играют элементы старого в новом?








Вопрос: Зная, что происходит в результате первого отрицания и зачем нужно второе отрицание, проанализируйте следующую схему и порассуждайте, что должна представлять собой общественная собственность на средства производства и почему?

^ Общая собственность

На средства произ-

водства в первобытном

обществе

Отрицание

1-е

(переход

в противо-

положность)

Частная собственность

на средства произ-

водства

в рабовладель-

ческом, феодальном и

капиталистическом

обществах

Отрицание

2-е

(по Гегелю – синтез)

Общественная

Собственность

на средства производства


Вопрос: Почему процесс развития приобретает определенную направленность? Почему развитие необратимо? Можно ли вернуться в детство? Можно ли предвидеть будущее и почему?

Вопрос: Каково соотношение прогресса и регресса? Возможен ли прогресс без регресса? Что представляет собой социальный прогресс? Стоит ли ввести понятие «цена прогресса» и что под ним понимать?

Вопрос: Элементы какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я – ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а отец мой – ничего; а когда мне стало 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»?
Категории диалектики
Категории – всеобщие понятия, которые отражают присущие всем предметам и явлениям стороны. Категории парные, выступают как единство противоположностей, одна без другой не существуют и, таким образом, их связь можно назвать законом. ( ЗАКОН – это существенная, необходимая, общая, повторяющаяся связь предметов и явлений). Это не основные законы диалектики: закон связи единичного и общего, причины и следствия и т.д.

Следует иметь в виду, что объективно существуют не категории, а предметы и явления, стороны, свойства которых и можно охарактеризовать как форму, содержание, случайность и т.п.

***
^ ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ

ЕДИНИЧНОЕ – категория, которая отражает отдельные предметы и явления, их изменчивость, разнообразие, отличие одного от другого…

ОБЩЕЕ – категория, которая отражает связь предметов, явлений, их сходство, устойчивость, непрерывность связей…

ОСОБЕННОЕ – это единство единичного и общего в самом предмете.

Ведущим в развитии является общее (например, много говорят о приоритете общечеловеческих интересов, их важности для существования и развития человечества, особенно в наш век глобализации; по этой же причине мы, изучая тот или другой предмет, науку, изучаем общее).

Общее и единичное всегда существуют вместе как особенное: так, гуманизм, демократия, как общее для разных стран, всегда несут черты культуры, уровня развития этих стран (единичное) и нигде не встречаются в «чистом виде».

Понятия общего и единичного относительные. То, что в одних отношениях является общим, в других может быть рассмотрено как единичное (демократия – общий для демократических стран режим и один из возможного разнообразия политических режимов, а политический режим, тот или иной, есть в любом государстве – общее).

Общее выражает сущность предметов на одной стадии развития (общее нечто есть у всех людей, а именно, способность мыслить и т.п. – это существенно). Но общее для качественно разного – это нечто поверхностное (человек и обезьяна - у них много общего, но в сущности – это разные виды), тут для выяснения сущности надо искать отличия.

В познании мы идем от единичного к общему, если перед нами предметы неизвестные нам, и от общего к выяснению единичного, деталей, если перед нами предметы из известного нам класса предметов (индукция и дедукция).
***

^ СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики icon39отв. Основные
Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть...

Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики iconЕ. С. Линьков «Наука логики» главное философское произведение великого...
Так как всеобщее развитие само дает себе свои законы, закон развития может быть только развивающимся законом. Диалектика Гегеля выступает...

Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики iconВыпуска: "Концепция нового общества"
Концепция нового общества — это манифест, основные принципы, которые мы хотим положить в основу возрождения Российского государства....

Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики iconКонцепция г осударственной молодежной политики Республики Казахстан...
Основные принципы и общие подходы развития государственной молодежной политики

Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики iconПроблема развития является одной из важнейших проблем, как в философии,...
Но если в биологии формируется частнонаучная теория развития применительно к биологическим процессам, то в философии разрабатывается...

Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики icon2 Форма слова в подчинительном соединении, в сочинительном соединении...
Основные современные концепции синтаксиса формы слова: концепция В. А. Белошапковой (синтаксические классы словоформ); концепция...

Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики iconМаркетинг социальная технология бизнеса. Маркетинг (по Котлеру) вид...
Билет 12. Потребительская концепция маркетинга. Содержание, основные принципы, функции

Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики iconКонцепция развития гражданского законодательства российской федерации I
Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (Концепция) подготовлена на основании Указа Президента Российской...

Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики iconДиалектика взаимоотношений человека и природы
Диалектика – тип философского мышления, предмет которого – противоречие мыслимого содержания этого мышления

Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики iconЭрих Фромм Оглавление Предисловие. Введение. Крах больших надежд и новые альтернативы
Принципы обладания и бытия в Ветхом и Новом заветах и в сочинениях Мейстера Экхарта

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов