1. Регион и его место в региональной экономике




Скачать 148.28 Kb.
Название1. Регион и его место в региональной экономике
Дата публикации26.08.2013
Размер148.28 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > География > Документы

1. Регион и его место в региональной экономике


Предмет региональной экономики в широком смысле сложен и многогранен, а его главными составляющими являются:

  • экономика отдельного региона;

  • экономические связи между регионами;

  • региональные системы (национальная экономика как система взаимодействующих регионов);

  • размещение производительных сил;

  • региональные аспекты экономической жизни.

В соответствии со статьей 5 п. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ…» и далее п. 4: «Во взаимоотношениях с федеративными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны».

Последовательное воплощение принципов федерализма и местного самоуправления, лежащих в основе российской государственности, подразумевает, что принятие решений федеральной властью будет происходить на основе детального согласования экономических интересов отдельных регионов и страны в целом. Регион с его проблемами становится главным субъектом экономических и политических отношений в России.

Регион – это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов.

Регионы выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами.

Регион, как территория в административных границах субъ­екта Федерации, характеризуется следующими основопола­гающими чертами:

  • комплексностью;

  • целостностью (т.е. рацио­нальным использованием природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональным сочетанием различных отраслей на­родного хозяйства, формированием устойчивых внутрирегио­нальных и межрегиональных производственных и технологичес­ких связей, наличием особого сообщества людей с определенными традициями, определенным образом жизни);

  • специализа­цией;

  • управляемостью, т.е. наличием политико-административ­ных органов управления.

Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные в 1996 г., содержат следующие определения региона: это «…часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации» [Собрание законодательства РФ, 1996, № 23, Ст. 2756].

Регион это не только хозяйственное образование, порожденное развитием территориального разделения труда, он представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемой социально-экономического комплекса страны. Важнейшие его признаки таковы:

  • историческое прошлое каждой территориальной общности, определяющее трудовые навыки населения, традиции, особенности взглядов и взаимоотношений людей;

  • природно-ресурсный потенциал, оказывающий влияние на общую направленность производственной деятельности людей, на характер их материальных потребностей, особенности быта и расселения;

  • комплекс экономических, социальных, политических и межнациональных отношений, сложившийся исторически и имеющий многообразные связи с внешней средой;

  • наличие территориальных границ;

  • наличие территориальных органов власти.

Итак, регион это сложная социально-экономическая система, сформированная исторически, имеющая территориальные границы и органы власти, обладающая правом на саморазвитие, являющаяся неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства.

Важнейшей характеристикой региона является его полиструктурность, т.е. множественность его структурной организации. В соответствии с предложенным определением региона в его структуре можно выделить следующие основные подсистемы:

  1. ^ Природная среда, включая природно-климатические условия, флору и фауну, а также ресурсный потенциал региона.

  2. Вторичная материальная среда, в том числе:

а) производство как результат общего развития и территориального размещения производительных сил с учетом:

  • отраслевой локализации производства и специализации региона;

  • степени самообеспечения и базовой активности региона (участия в межрегиональных и международных связях);

  • развития местного производства и обеспечения населения продовольственными и непродовольственными товарами;

  • развития производственной, инновационной, кредитно-финансовой и коммуникационной инфраструктурами

б) расселение и организация обслуживания населения, сложившиеся в регионе под влиянием:

  • межрегиональной и внутрирегиональной миграции и расселения;

  • урбанизации и урбанизационной структуры;

  • сформировавшейся социальной инфраструктуры.

  1. Население, характеризующееся:

  • демографической и семейной структурой, ее воспроизводством;

  • трудовой активностью населения, ее отраслевой и профессионально-квалификационной структурой, уровнем безработицы;

  • доходами населения, их дифференциацией и динамикой;

  • уровнем жизни;

  • жилищно-коммунальной обеспеченностью;

  • уровнем услуг здравоохранения, просвещения и культуры;

  • отклоняющимся поведением.

  1. Экология:

  • атмосферы;

  • гидросферы;

  • земли и переработки твердых отходов;

  • лесов, парков, заповедников;

  • рекультивации почв;

  • последствий природных катастроф.

Данная схема является достаточно полной и охватывает все стороны жизни региона.

Для заметок
^

2. Территориальное районирование


Деление территории на регионы принято называть районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным.

Для одной территории может быть построено множество видов районирования:

  1. Административно-территориальное деление.

На территории России Указом Президента РФ (с мая 2000 года) образовано семь федеральных округов: Северо-Западный; Центральный; Приволжский; Южный; Уральский; Сибирский; Дальновосточный. В 2010 году выделен еще один округ - Северо-Кавказкий.

Федеральные округа, не затрагивая основное (конституционное) административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти и объектом централи­зованного управления в современной России. В отличие от экономических районов и ассоциаций федеральные округа и их руководящие органы законодательно наделены определенными полномочиями и функциями, делегированными им Президентом РФ. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента РФ.

Российская Федерация включает 83 региона – субъекта Федерации, среди которых республики, края, области, автономные округа, автономная область (одна – Еврейская), города федерального значения (два – г. Москва, г. Санкт-Петербург).

Наиболее острые экономические проблемы административно-территориального районирования:

    • Регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу, но, тем не менее, принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый политико-административный статус субъекта Федерации.

    • Спецификой России является районирование на основе двух критериев: административно-территориальное деление (города федерального значения, области, края) и национально-территориальное деление (автономные округа, республики). Такой смешанный принцип построения является причиной различных конфликтов и противоречий.

    • Другой важной особенностью территориального деления страны является совпадение территорий субъектов, т.е. одни субъекты Федерации входят в состав других. Все автономные округа за исключением Чукотского входят в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и территориальная часть (автономный округ), и целая территория (край или область) являются равноправными субъектами Федерации. Однако в экономическом планировании автономные округа самостоятельно не рассматриваются, а входят в состав краев и областей.

  1. Общее экономическое районирование.

Общее экономическое районирование должно содействовать совершенствованию территориального разделения труда, эффективности наци­о­нального рынка и не соотносится с механическим делением территории.

В настоящее время территория России разделена на 11 экономических районов, каждый их который включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская область.

Выделяемые регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации.


  1. Проблемное экономическое районирование

Для целей государственного регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов.

Например, в социально-экономической политике Правительства РФ предусматриваются специальные мероприятия по таким проблемным регионам, как отсталые (слаборазвитые), депрессивные, кризисные; особо выделяются приграничные регионы. Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Указанные регионы могут не совпадать с административно-территориальными единицами.

К регионам проблемного типа относятся также те части территории страны, на которых осуществляются общегосударственные целевые программы. Другим примером проблемного экономического районирования является выделение зоны Севера.

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

  • особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности;

  • наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики;

  • особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны;

  • недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

К категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:

  • состояние длительного застоя;

  • низкая интенсивность хозяйственной деятельности;

  • малодиверсифицированная отраслевая структура экономики;

  • слабый научно-технический потенциал;

  • низко развитая социальная сфера.

Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а оп некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

Отличительными признаками депрессивных регионов являются:

  • высокий уровень накопленного научно-технического потенциала;

  • значительная доля промышленности в структуре экономики;

  • относительно высокий уровень квалификации кадров.

Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин:

  • снижение конкурентоспособности основной продукции;

  • отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса;

  • истощение минерально-сырьевой базы;

  • структурные сдвиги в экономике страны.

Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

К категории приграничных относятся регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной границы. Государственная граница выполняет барьерную, фильтрующую и контактную функцию. Для того, чтобы более четко оценить воздействие государственной границы на региональное развитие, выделяется три уровня приграничья.

К макроуровню приграничья относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Это 51субъект Федерации, площадь которых составляет около 73% от общей площади территории страны, а численность населения - около 50% от общероссийской величины.

К мезоуровню приграничья относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.

К микроуровню приграничья относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Ширина приграничной полосы по российским нормам составляет 5 км, по нормам ВТО - полоса приграничной торговли составляет 15 км.

Особенностью рассматриваемого вида экономического районирования состоит в том, что оно не является сплошным, непрерывным, т.е. выделяемые проблемные регионы не покрывают всю территорию страны.
^

3. Валовой региональный продукт и региональный экономический кругооборот


Результат экономической деятельности региона оценивается показателем вало­вой региональный продукт (ВРП), который представляет собой сум­му валовой добавленной стоимости, произведенной во всех отраслях экономики региона.

Подсчет этого важнейшего экономического по­казателя системы национальных счетов на региональном уровне осу­ществляется с 1993 г. Вследствие весьма значительных региональ­ных особенностей существуют большие различия значений ВРП на душу населения по территории страны.

Объем валового внутреннего продукта не равен сумме ВРП всех субъектов Российской Федерации, поскольку валовой внутренний про­дукт включает в себя элементы, которые невозможно распределить по регионам, а именно:

  • расходы федерального бюджета в части затрат на оборону, на содержание федеральных органов исполнительной власти;

  • услуги банков, которые осуществляют финансовое посредни­чество на территории всей страны (вследствие чего трудно учесть его величину в отдельном регионе);

  • объем экспорта и импорта товаров;

  • сумму налогов на импорт и субсидии на импорт;

  • субсидии на продукты, выплачиваемые из федерального бюд­жета и передаваемые по каналам отраслевых министерств и ведомств.

Совокупный региональный спрос – это сумма расходов на регио­нальном рынке товаров и услуг всех субъектов экономики:

  • домаш­них хозяйств;

  • фирм, включая иностранные;

  • федеральных, регио­нальных органов власти и органов местного самоуправления.

Он включает также:

  • потребительские расходы населения региона;

  • инвестиционные расходы региональ­ных фирм;

  • потребительские расходы населения других регионов на приобретение товаров и услуг, произведенных в данном регио­не;

  • инвестиционные расходы фирм других регионов, осуществлен­ные на территории данного региона;

  • поступления от экспорта.

Совокупное предложение в регионе обеспечивается реальным ва­ловым региональным продуктом, представленным для продажи. Совокупное предложение означает доходы тех экономических субъектов, которые принимали участие в создании ВРП. Совокупный спрос в стране представляет собой суммарный сово­купный региональный спрос, увеличенный на объем расходов на товары и услуги, которые не имеют территориальной локализации (банковские услуги, оборона и пр.). Совокупное предложение – это суммарное сово­купное региональное предложение, увеличенное на объем валового про­дукта, производство которого также не локализовано территориально.

Таким образом, ВРП, совокупный региональный спрос и сово­купное региональное предложение можно определить как составные части соответственно ВВП, совокупного спроса и совокупного пред­ложения. Поэтому региональные особенности, воздействуя на регио­нальные параметры совокупного спроса и совокупного предложения, влияют и на величины совокупного спроса и со­вокупного предложения национальной экономики в целом.

Анализ регионального экономического кругооборота дает воз­можность определить элементы саморегулирования и самораз­вития региональной экономики.

Региональный экономический кругооборот находится в равно­весии при следующих условиях:

  1. Суммарная величина доходов, полученных домашни­ми хозяйствами региона в качестве платы за экономические ресур­сы, должна быть равна валовому региональному продукту, так как в данном случае достигается его полная реализация. Поскольку ре­гиональная экономика представляет более открытую систему, чем национальная экономика, постольку это условие в регионе трудно достижимо.

  2. На региональном рынке товаров и услуг совокупный спрос должен быть равен совокупному предложению. Совокупный спрос в регионе представляет собой сумму расходов, произведенных всеми субъектами: домашними хозяйствами, фирмами, федеральными и региональными органами власти, другими регионами и зарубежны­ми участниками рынка. Совокупное предложение означает совокупный региональный продукт, представленный территориальными фирмами, после реализации которого формируется поток доходов.

  3. Сбережения, осуществляемые населением региона, долж­ны быть равны инвестициям. Это условие трудно достижимо на прак­тике, поскольку часть сбережений уходит на покрытие дефицита госу­дарственного, федерального и регионального бюджетов. Кроме того, возможен отток капитала из региона в другие, более привлекательные с точки зрения прибыльности и надежности регионы или за границу. В любом случае успешная реализация этого требования зависит от сле­дующих факторов: степени доходности реального сектора экономики по сравнению с доходностью финансового рынка; общего состояния финансового рынка и его равномерного размещения по территории страны; степени инвестиционной привлекательности региона; уровня заимствований на региональном финансовом рынке со стороны регио­нальных и местных органов власти; величины инвестиционных влива­ний со стороны регионального и федерального бюджета.

  4. Денежные изъятия из регионального экономического кругооборота, неизбежные в ходе экономической деятельности, долж­ны быть уравновешены денежными инъекциями, увеличивающими совокупный спрос на региональном товарном рынке, что способствует реализации ВРП. В случае их несовпадения образуются регионы, где изъятия из регионального кругооборота больше, чем инъекции. По мере нарастания этой тенденции они превращаются в депрессивные регио­ны, которые требуют дополнительной поддержки совокупного регио­нального спроса для стимулирования региональной экономики. Тер­риториальные образования, где инъекции больше изъятий, наоборот, характеризуются более привлекательной экономической картиной, поскольку в регионе стимулируется производство и занятость на осно­ве повышенного совокупного спроса.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Регион и его место в региональной экономике icon2: Регион как объект исследования в региональной экономике Приложение:...
Приложение 4: Региональный потребительский рынок. Анализ рынка потребительского товара (на выбор) по схеме: Особенности формирования...

1. Регион и его место в региональной экономике iconПрограмма IV региональной молодежной научно-практической конференции...
Гудинова Жанна Владимировна, начальник отдела инновационных проектов Омгма, профессор, д м н

1. Регион и его место в региональной экономике iconСтатья Общие положения
Настоящий регламент является руководящим документом для проведения соревнований по дрэг рейсингу на Международном автофестивале «Регион...

1. Регион и его место в региональной экономике iconСтатья Общие положения
Настоящий регламент является руководящим документом для проведения соревнований по дрэг рейсингу на Международном автофестивале «Регион...

1. Регион и его место в региональной экономике iconВопросы к экзамену по региональной экологии введение. Структура и...
...

1. Регион и его место в региональной экономике iconАмериканский футбол. Правила игры Регион-pro. Санкт-Петербург. 2007
Американский футбол [Текст]/ Пер с англ. – А61 спб.: «Регион-Про», 2007. – 428 с. – 5000 экз

1. Регион и его место в региональной экономике iconВопросы экзамена по дисциплине
История возникновения предпринимательства. Роль и место предпринимательства в инновационной экономике

1. Регион и его место в региональной экономике iconО судейском комитете региональной футбольной лиги
Настоящее Положение регламентирует порядок деятельности Судейского комитета Региональной Футбольной Лиги (далее – Комитет)

1. Регион и его место в региональной экономике iconМетодические рекомендации по организации практических работ по дисциплине...
«Региональная экономика» состоит в комплексном изучении возможных путей формирования экономического механизма функционирования хозяйственного...

1. Регион и его место в региональной экономике iconВопросы к зачету по курсу «Экономика проектирования и строительства»
Строительство как вид экономической деятельности: значение и место строительства в экономике страны

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов