Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия»




Скачать 243.62 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия»
Дата публикации10.08.2013
Размер243.62 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Химия > Методические рекомендации
Барышский колледж – филиал Ульяновского государственного технического университета

Методические рекомендации по выполнению

лабораторных работ по дисциплине

«Химия»

для специальностей

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования технического профиля.

Барыш

2011
Рассмотрено и одобрено Методические рекомендации

цикловой методической составлены в соответствии с

комиссией рабочей программой по

общих естественных дисциплине «Химия»

и общепрофессиональных

дисциплин

Председатель.______ Зам. директора по учебной работе

Протокол №__ от_________ ______________ И.И.Шмелькова


Руководство по проведению лабораторных работ по химии

/ Разработала Н.А. Золина. – Барыш, 2011, - 18с.

Работа подготовлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом и учебными планами Барышского колледжа-филиала УлГТУ


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………….4

Правила техники безопасности при подготовке и проведении

лабораторных работ по химии ………………………………………… 4

Первая помощь при несчастных случаях в лаборатории…………… 6

Правила оформления лабораторных работ………………………… 6

Работа 1. Испытание растворов кислот, оснований, солей индикато-

рами. Химические свойства кислот, оснований, солей….. 8

Работа 2. Химические реакции. Скорость химических реакций.…… 9

Работа 3. Получение и распознавание газов. Решение эксперимен-

тальных задач. …………………………………………………10

Работа 4. Свойства кислородосодержащих органических веществ…..11

Работа 5. Свойства белков. Распознавание белков, пластмасс и

волокон…………………………………………………………13
Приложение 1.Таблица растворимости………………………………...15

Приложение 2. Электрохимический ряд напряжения металлов…….. 15

Приложение 3. рН растворов………………………………………….. 15

Приложение 4. Определение катионов и анионов……………………..16

Литература………………………………………………………………. 18



ВВЕДЕНИЕ
Данное руководство по проведению лабораторных работ по химии предназначено для обучающихся Барышского колледжа – филиала Ульяновского государственного технического университета, изучающих общеобразовательные дисциплины.

По программе предусмотрено 5 обязательных лабораторных работ, которые выполняются полумикрометодом. Этот метод широко распространен, безопасен, приучает обучающихся к аккуратности, экономии реактивов.

Работы могут выполняться в пробирках для центрифугирования, в конических пробирках. Количество вещества, необходимого для проведения опыта, указано в каждой работе.

Прежде чем приступить к выполнению лабораторных работ, необходимо повторить соответствующие разделы учебника, познакомиться с содержанием лабораторных работ, правилами техники безопасности и правилами оказания первой помощи. При проведении опытов следует внимательно наблюдать за происходящими изменениями, результаты наблюдений заносить в лабораторный журнал, записи вести кратко, четко, а приборы зарисовывать.

На первом занятии преподаватель даёт указания по оформлению лабораторных работ. Обучающиеся знакомятся с правилами техники безопасности и расписываются в журнале.

^ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ХИМИИ.
Работа с небольшим количеством веществ снижает возможность несчастных случаев до минимума, но не исключает их полностью. Поэтому каждому работающему в химической лаборатории нужно знать и строго выполнять все правила техники безопасности.

  1. Работая в химической лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность. Помнить, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами химических веществ могут повлечь за собой несчастный случай.

  2. Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя.

  3. Химические реакции выполнять с такими количествами и



концентрациями веществ, в такой посуде и приборах, как это указано.

  1. Производить опыты в чистой посуде.

  2. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.

  3. Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (например, выпаривание, кипячение растворов кислот, а также растворов, содержащих галогены, аммиак, сероводород и т.д.), проводить в вытяжном шкафу.

  4. Выполняя опыты с взрывчатыми, легко воспламеняющимися веществами или кислотами и щелочами, помимо соблюдения всех других мер предосторожности, работать стоя. Поджигать выделяющиеся газы и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь горючего газа с воздухом взрывается.

  5. Наливая или нагревая реактивы, не наклоняться над сосудом, так как возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.

  6. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.

  7. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.

  8. При работе с газоотводной трубкой убирать горелку из-под пробирки с реакционной смесью можно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удалён из неё. Если убрать горелку преждевременно, то жидкость засосёт в реакционную пробирку и может произойти разбрызгивание её.

  9. Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если воспламеняется бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.

  10. Осторожно пользоваться газовыми горелками или спиртовками. Спиртовку не зажигать, наклоняя её к другой горящей спиртовке. Гасить спиртовку необходимо, накрывая её сверху колпачком.

  11. В лаборатории находятся огнетушители, ящик с песком, аптечка с медикаментами.

  12. В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01 (по мобильному- 112).

  13. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему первую помощь.

После ознакомления с правилами техники безопасности каждый обучающийся должен расписаться в специальном журнале.

С первого же занятия в лаборатории обучающиеся, преподава-

тель и лаборант должны работать в халатах.

^ ПЕРВАЯ ПОМОШЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ В

ЛАБОРАТОРИИ.


  1. При ранении стеклом убедиться, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ваткой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать.

  2. При горячих (термических) ожогах на обожённое место наложить повязку из марли, смоченной концентрированным раствором перманганата калия, или смазать это место мазью от ожогов. Если нет перманганата калия и мази, рекомендуется присыпать обожённое место гидрокарбонатом натрия (питьевой содой) и приложить бинт, смоченный холодной водой.

  3. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью немедленно обмыть поражённое место большим количеством воды (мыть под краном минут пять), а затем:

    • при ожоге кислотами обмыть 2%-ным раствором питьевой соды или слабым раствором нашатырного спирта,

    • при ожоге щелочами обмыть 1%-ным раствором уксусной или лимонной кислоты. В обоих случаях после этого наложить повязку из бинта, смоченного спиртом,

    • при попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды, а затем:

    • при попадании кислоты промыть разбавленным раствором питьевой соды,

    • при попадании щелочи -1%-ным раствором борной кислоты.

  1. Если необходимо, то пострадавшего, после оказания первой помощи, немедленно доставить в медпункт или в поликлинику.


^ ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
1. Отчеты по лабораторным работам оформляются на листах формата А4, подшитых в скоросшиватель.

2. Листы для отчетов должны иметь рамку.

3. Каждая лабораторная работа должна иметь свой титульный лист, оформленный согласно требованиям стандарта колледжа.

Образец

Барышский колледж-филиал УлГТУ
Лабораторная работа 1

по дисциплине

«Химия»

140448 ДО. 01.00.00. ЛР.

Обучающийся 1 курса А.И.Иванова

Проверил Н.А.Золина
2011- 12




4. Описание работы должно проводиться в следующей последовательности:

- тема;

- цель занятия;

- приборы и реактивы;

- ход выполнения работы.

5. Ход выполнения оформляется в виде таблицы (если к работе нет дополнительных указаний)

Выполняли

Наблюдали







В графе « Выполняли» описывается последовательность действий при выполнении работы, зарисовываются приборы, составляются уравнения реакций.

В графе «Наблюдали» описываются результаты проведенных опытов.

^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1
Тема: Испытание растворов кислот, оснований, солей индикаторами. Химические свойства кислот, оснований, солей.
Цель занятия: научиться определять реакцию среды с помощью индикаторов, проводить реакции взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов, гидроксидов с кислотами, солей со щелочами, металлами и солями.

Приборы и реактивы: штатив с пробирками, индикаторная бумага, стеклянная палочка, вода, цинк, магний (порошок), оксид магния, растворы лакмуса, фенолфталеина, серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия, сульфата меди, хлорида железа (III), фосфата кальция, нитрата серебра.
Время выполнения работы: 2 часа.
Ход выполнения работы:


  1. Налейте в 3 пробирки по несколько капель воды и прибавьте в каждую раствор лакмуса до хорошо заметной окраски. Какой цвет имеет лакмус в водной среде?

В одну из пробирок добавьте 2-3 капли серной кислоты, а в другую- 2-3 капли гидроксида натрия. Третью пробирку оставьте без изменения для сравнения полученных результатов. Как изменилась окраска растворов?

Наблюдения за изменением окраски занесите в таблицу.

  1. Повторите опыт, используя вместо лакмуса фенолфталеин.

  2. На индикаторную бумагу стеклянной палочкой нанесите по капле растворов карбоната натрия, сульфата меди, хлорида железа (III). Сравните изменения окраски с индикаторной шкалой на баночке с индикаторной бумагой. Запишите наблюдения.

  3. Налейте в 2 пробирки по 2-3 капли соляной кислоты. В одну пробирку добавьте немного порошка магния, а в другую- оксида магния. Как взаимодействуют кислоты с металлами и оксидами металлов? Запишите наблюдения. Составьте уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты с магнием и оксидом магния.

  4. Налейте в пробирку 2-3 капли гидроксида натрия и добавьте 1 каплю фенолфталеина. Как изменилась окраска раствора? Добавьте в пробирку 2-3 капли раствора соляной кислоты. Запишите наблюдения. Составьте уравнение реакции взаимодействия гидроксида натрия с соляной кислотой.

  5. В пробирку к 2-3 каплям раствора сульфата меди прилейте столько же раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете? Взаимодействуют ли соли с гидроксидами?

  6. В пробирку с 2-3 каплями раствора сульфата меди опустите кусочек цинка. Запишите наблюдения. Составьте уравнение реакции взаимодействия сульфата меди с цинком

  7. В пробирку к 2-3 каплям раствора фосфата кальция прилейте столько же раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Составьте уравнение реакции взаимодействия фосфата кальция с нитратом серебра.

^

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2



Тема: Химические реакции. Скорость химических реакций.
Цель занятия: научиться проводить различные типы реакций, опытным путем определять зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ.
Приборы и реактивы: щтатив с пробирками, железный гвоздик, порошок магния, гранулы цинка, растворы сульфата меди, сульфата магния, карбоната натрия, соляной кислоты.
Время выполнения: 1 час.
^ Ход выполнения работы:

1.В пробирку прилейте несколько капель сульфата меди и опустите туда железный гвоздик. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции взаимодействия сульфата меди с железом.

2. К 2-3 каплям раствора сульфата магния прилейте столько же раствора карбоната натрия. Наблюдения запишите. Составьте уравнение реакции взаимодействия этих веществ.

3.К 2-3 каплям раствора карбоната натрия прилейте столько же соляной кислоты. Запишите наблюдение. Составьте уравнение реакции.

4.В 2 пробирки налейте по 2-3 капли соляной кислоты. В одну пробирку добавьте немного порошка магния, в другую положите кусочек цинка. В какой из пробирок реакция протекает быстрее? От чего зависит скорость химической реакции?

^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3
Тема: Получение и распознавание газов. Решение экспериментальных задач.
Цель занятия: научиться получать и распознавать газы, распознавать предложенные вещества, использую качественные реакции на соответствующие анионы.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, лучинка, зажим, спиртовка, газоотводная трубка, известковая вода, перманганат калия, цинк, мел, вода, хлорид цинка, карбонат натрия, растворы соляной кислоты, сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты, хлорида бария.
Время выполнения: 2 часа.
Ход выполнения работы:
1.Поместите в пробирку 2-3 кристалла перманганата калия. Нагрейте пробирку над пламенем спиртовки и внесите в нее тлеющую лучинку. Воспламеняемся ли лучинка? Какой газ образуется в результате термического разложения перманганата калия?

2. В пробирку поместите кусочек мела. Прилейте 2-3 капли соляной кислоты и быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опустите в заранее подготовленную пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Какой газ образуется в результате реакции?

Составьте уравнение реакции взаимодействия карбоната кальция и соляной кислоты.

3. В двух пробирках под номерами 1,2 даны кристаллические вещества: хлорид цинка и карбонат натрия. Опытным путем определите, какие вещества находятся в пробирках №1 и№2.

На основании выполненных опытов сделайте вывод о том, что является качественной реакцией на карбонат- анион. Составьте уравнение реакции.

4. Даны три пробирки под номерами 1,2,3 с растворами: сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ.

Составьте уравнения протекающих реакций.


^ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4
Тема: Свойства кислородосодержащих органических веществ.
Цель занятия: опытным путем познакомиться со свойствами многоатомных спиртов, карбоновых кислот, углеводов.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, зажим, вода, глицерин, порошок магния, гранулы цинка, крахмал, растворы гидроксида натрия, сульфата меди, уксусной кислоты, лакмуса, фенолфталеина, глюкозы, сахарозы, йода.
Время выполнения: 2 часа.

.

^ Ход выполнения работы:
1.К 2-3 каплям воды в пробирке прилейте равный объем глицерина и взболтайте смесь. Затем добавьте еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде?

2. В пробирку прилейте 2-3 капли раствора гидроксида натрия и добавьте туда столько же раствора сульфата меди (II).K образовавше-

муся гидроксиду меди (II) прилейте глицерин и смесь взболтайте. Какие изменения произошли? Составьтe уравнение реакции взаимодействия глицерина с гидроксидом меди.

3. В пробирку с 3-4 каплями раствора уксусной кислоты добавьте 1 каплю раствора лакмуса. Что наблюдаете? Влейте в пробирку 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Как изменилась окраска раствора?

4.В две пробирки влейте по 1-2 капли раствора уксусной кислоты. В одну пробирку всыпьте немного порошка магния, а в другую опустите 1 гранулу цинка. Что наблюдаете?

Составьте уравнения реакций взаимодействия уксусной кислоты с магнием и цинком.

5.Влейте в пробирку 2-3 капли раствора гидроксида натрия и добавьте 1 каплю раствора фенолфталеина. К полученному раствору добавьте 2-3 капли раствора уксусной кислоты. Что наблюдаете?

6. В пробирку к 2-3 каплям раствора сульфата меди (II) прилейте 4-5 капель раствора гидроксида натрия. К полученному осадку прилейте равный объем глюкозы и взболтайте. Нагрейте содержимое пробирки над пламенем горелки. Какие изменения окраски раствора наблюдаете при проведении опыта?

7. Повторите опыт, взяв вместо раствора глюкозы раствор сахарозы.

8. Насыпьте в пробирку немного крахмала, прилейте воды и хорошенько взболтайте. В это время в другой пробирке нагрейте воды. Вылейте раствор крахмала в пробирку с горячей водой и пробирку с полученным раствором прокипятите. Остудите полученный клейстер и добавьте в пробирку 1 каплю спиртового раствора йода. Какие изменения наблюдаются?

^

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5



Тема: Свойства белков. Распознавание белков, пластмасс и волокон.
Цель занятия: опытным путем познакомиться со свойствами белков, пластмасс и волокон. Научиться распознавать белки, различные виды пластмасс и волокон.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, зажим, вода, тигельные щипцы, этиловый спирт, белок, молоко, азотная кислота (конц.), полиэтилен, хлопчатобумажные нити, стеклянная и (или) деревянная палочка, капрон, растворы куриного белка, аммиака, серной кислоты, гидроксида натрия.
Время выполнения: 1 час.

.
Ход выполнения работы:
1.Поместите в пробирку немного белка, добавьте несколько капель воды и встряхните. Растворяется ли белок в воде?

2.К 2-3 каплям раствора куриного белка в пробирке добавьте 3-4 капли этилового спирта. Что наблюдаете?

3. Налейте в пробирку 2-3 капли раствора куриного белка и нагрейте пробирку над пламенем спиртовки до кипения. Обратите внимание на образование хлопьев в пробирке.

4. Налейте в пробирку 2-3 капли молока и добавьте столько же концентрированной азотной кислоты (очень осторожно!). Смесь нагрейте. После охлаждения смеси прибавьте к ней раствор аммиака. Какие признаки указывают на присутствие белка в молоке?

5. Держа тигельными щипцами, осторожно нагрейте над пламенем спиртовки образец полиэтилена. Наблюдайте постепенное размягчение полиэтилена, а затем его плавление. Стеклянной или деревянной палочкой измените форму размягченного полиэтилена и дайте ему остыть. Попытайтесь изменить форму образца при обычной температуре. Какое свойство полиэтилена лежит в основе наблюдаемых явлений? Какое практическое значение оно имеет?

6.Подожгите образец полиэтилена. Обратите внимание, горит ли он вне пламени? Какого цвета пламя? Образуется ли при горении копоть? Обладают ли продукты горения запахом?

7. Подожгите хлопчатобумажную нить, держа ее тигельными щипцами. Обратите внимание на скорость горения. Есть ли при горении нити характерный запах?

8. Кусочек капрона поместите в пробирку с серной кислотой. Другой кусочек капрона поместите в пробирку с раствором гидроксида натрия. Какой из реактивов действует на полимер?

Приложение 1

^ РАСТВОРИМОСТЬ КИСЛОТ, ОСНОВАНИЙ И СОЛЕЙ В ВОДЕ.
Р - растворяется,

Н - не растворяется,

М – мало растворяется, - не существует или в водной среде разлагается.


Ионы


H

NH+

К

Na

Ag

Ba2+

Ca2+

Mg2+

Zn2+

Cu2+

Hg2+

Pb2+

Fe2+

Fe3+

A

OH-




Р

Р

Р

-

Р

М

М

Н

Н

-

Н

Н

Н

Н

NO-3

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

CI-

Р

Р

Р

Р

Н

Р

Р

Р

Р

Р

Р

М

Р

Р

Р

S2-

Р

Р

Р

Р

Н

-

-

-

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

SO32-

Р

Р

Р

Р

М

М

М

М

М

-

-

Н

М

-

-

SO42-

Р

Р

Р

Р

М

Н

М

Р

Р

Р

Р

Н

Р

Р

Р

CO32-

Р

Р

Р

Р

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

Н

Н

-

-

SiO32-

Н

-

Р

Р

Н

Н

Н

Н

Н

-

-

Н

Н

-

-

PO43-

Р

Р

Р

Р

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

CH3COO-

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р

Р


Приложение2

^ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ РЯД НАПРЯЖЕНИЙ МЕТАЛЛОВ.
Li…Rb…K…Ba…Sr…Ca…Na…Mg…Al…Mn…Zn…Cr…Fe…Cd…Co…Ni…

Sn…Rb…H…Sb…Bi…Cu…Hg…Ag…Pd…Pt…Au


Приложение 3
рН раствора

В кислых растворах рН меньше 7.

В нейтральных растворах рН равно 7.

В щелочных растворах рН больше 7.

Приложение 4

^ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТИОНОВ И АНИОНОВ


Определяемый ион

Реактив

Результат реакции

Н+

Индикаторы

Изменение окраски

Ag+

Cl

Белый осадок

Cu2+

OH

S2 –

Синий осадок

Черный осадок

Окрашивание пламени в сине-зеленый цвет.

Fe2+

OH

Белый хлопьевидный осадок, на воздухе зеленеет

Fe3+

OH

Осадок бурого цвета

Zn2+

OH
S2 –

Белый осадок, при избытке ОН- растворяется

Белый осадок

Al3+

OH

Осадок серого цвета, при избытке ОН- растворяется

NH+4

OH

Запах аммиака

Ba2+

SO2 –4

Белый осадок

Окрашивание пламени в желто-зеленый цвет

Ca2+

CO2 –3

Белый осадок

Окрашивание пламени в кирпично- красный цвет

Na+



Цвет пламени желтый(через кобальтовое стекло)

K+




Цвет пламени фиолетовый(через кобальтовое стекло)

Cl

Ag+

H2SO4

Белый осадок

Выделение бесцветного газа с резким запахом(HCI)

Br -

Ag+

H2SO4

Желтоватый осадок

Выделение SO2 и Br2 (бурый цвет)

I-

Ag+

H2SO4

Жёлтый осадок

Выделение H2S и I2 (фиолетовый цвет)

SO2-3

H+

Выделение SO2 –газа с резким запахом, обесцвечивающим раствор фуксина




CO2-3

H+

Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой воды

CH3COO-

H2SO4

Появление запаха уксусной кислоты

NO-3

H2SO4 (конц.)

и Cu

Выделение бурого газа

SO2-4

Ba2+

Белый осадок

PO3-4

Ag+

Жёлтый осадок

OH-

Индикаторы

Изменение окраски индикаторов


Литература
основная

1. О.С.Габриелян.Химия 10-11 кл.-М.Дрофа,2009

  1. Ю.М. Ерохин. Химия. –М., Academa, 2000.

  2. Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Основы общей химии. – М., Просвещение, 1989.

  3. Л.А. Цветков. Органическая химия. – М., Просвещение, 1988.


дополнительная

  1. В.Е. Липатников, В.А. Скоробогатов. Лабораторные работы по неорганической и органической химии. – М., Высшая школа, 1981.

  2. Справочник по химии. Пособие для учащихся. – М., Просвещение, 1981.

  3. А.В. Суворов, А.Б. Никольский. Общая химия. – С-Пб., Химия, 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине...
Методические рекомендации разработаны старшим преподавателем кафедры судовождения и энергетики судов иф онма мазур Т. Н. в соответствии...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» iconМетодические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биология»
Монтаж и техническая эксплуатация промыш-ленного оборудования технического профиля

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» iconФизическая и коллоидная химия сборник лабораторных работ Санкт-Петербург...
Физическая и коллоидная химия. Сборник лабораторных работ. Составители: Д. Э. Чиркст, О. В. Черемисина

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» iconПояснительная записка Методические рекомендации предназначены для...
Целью проведения лабораторных работ является подтверждение, закрепление теоретического материала и приобретение навыков по сборке...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» iconКоллоидная химия сборник лабораторных работ удк 541 076 (075. 83)...
Физическая и коллоидная химия. Сборник лабораторных работ. Составители: Д. Э. Чиркст, О. В. Черемисина

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ
...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работы по дисциплине «Гидравлика»
Методические указания к выполнению лабораторных работы по дисциплине «Гидравлика» /Салова Т. Ю., Гнездилова Е. Н. Сп.: Изд-во спбгау,...

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ для студентов...
Методические указания по выполнению лабораторных работ для студентов Октябрьского нефтяного колледжа

Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Химия» iconМетодические рекомендации по обработке результатов расчетов и измерений...
Данное пособие представляет собой краткое руководство по обработке результатов расчетов и измерений при решении задач и при выполнении...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов