Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия»




НазваниеРуководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия»
страница1/40
Дата публикации18.08.2013
Размер4.46 Mb.
ТипРуководство
zadocs.ru > Химия > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Руководство к самостоятельной работе студентов




Уфа – 2010

УДК 577 (…

ББК 28.072…..

Р 85
Биологическая химия: руководство к самостоятельной работе студентов / Авторский коллектив: Ф.Х. Камилов, Ш.Н. Галимов, Н.Т. Карягина, Г.М. Абдуллина, Ф.А. Сагидуллин, А.А. Байгильдина. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «Башгосмедуниверситет Росздрава». – 2010. – 283 с.
Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» (М., 2004), на основании рабочей программы (2009 г.), действующего учебного плана и в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 060101 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия и 060104 – Медико-профилактическое дело (Москва, 2000).

Издание является методическим руководством к усвоению и закреплению знаний студентов по общим разделам биологической химии во внеаудиторное и аудиторное время. Содержит модули, темы, цели и содержание занятий, задания к самоподготовке и методические указания к их выполнению, образцы тестового контроля разных уровней, примеры си-туационных задач и тем реферативных сообщений, описание лабораторных работ, некоторые биохимические показатели жидких сред организма детей и взрослых, а также список основной и дополнительной учебной литературы.

Руководство предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 060101 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия и 060104 – Медико-профилактическое дело.

Рекомендовано в печать по решению Координационного учебно-методического совета и утверждено на заседании Редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава».

Ответственный за выпуск – доцент Н.Т. Карягина.
Рецензенты: ^ В.Е. Высокогорский, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой биохимии и лабораторной медицины с курсом клинической диагностики ПДО ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Росздрава».

^ В.Э. Цейликман, доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой биологической химии ГОУ ВПО «Челябинская государственная медицинская академия Росздрава».

© Коллектив авторов, 2010

© ГОУ ВПО «Башкирский государственный

Медицинский университет Росздрава», 2010

Введение

Биологическая химия изучает химическую природу, химические процессы и явления в живых организмах. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям лечебное дело, педиатрия и медико-профилактическое дело преподавание биохимии ориентировано на конечные цели обучения, а именно на создание прочной теоретической базы, необходимой для усвоения других медико-биологических, клинических и гигиенических дисциплин, путем формирования у обучающихся системных знаний о молекулярных механизмах функционирования живых организмов, основы для понимания химических закономерностей этиологии и патогенеза основных патологических процессов и общих заболеваний организма человека.

Основная цель руководства – помочь студенту освоить теоретический материал, самостоятельно выполнить лабораторные работы, развить творческое отношение к аудиторной и внеаудиторной учебной работе, привить навыки критического анализа наблюдаемых фактов и явлений, систематически осуществлять самостоятельный контроль усвоения учебного материала. Проведение лабораторных занятий ставит такие задачи, как привитие навыков выполнения биохимических исследований и определения некоторых биохимических констант в биологических жидкостях и других биосубстратах, исследовательской работы и критического анализа данных литературных источников, умения оценить результаты лабораторного анализа на базе теоретических основ биохимии и использования их для усвоения клинических и гигиенических дисциплин.

При составлении руководства авторы уделили внимание применению наиболее распространенных и доступных методов биохимического анализа, большинство из которых используются в повседневной практике биохимических лабораторий лечебно-профилактических учреждений. Для облегчения усвоения теоретической части модуля предмета, успешного выполнения лабораторных работ и осмысления их результатов к каждому занятию предлагаются тема, цель и план его проведения, разработанные задания и методические указания к выполнению каждого из них. Приведены также образцы тестов контроля усвоения темы, вопросы и упражнения, рассматриваемые на занятии, ситуационные задачи, предложены темы реферативных сообщений, описана техника выполнения лабораторных работ. Порядок изложения заданий способствует логическому анализу и восприятию учебного материала.

По завершению каждого модуля (раздела) предмета предусмотрено проведение итогового контроля знаний студентов с помощью компьютерного тестирования, путем написания контрольного задания или коллоквиума – собеседования преподавателя с каждым студентом индивидуально. Это позволяет определить степень и качество усвоения студентами учебного материала, а также выработать у будущего специалиста осмысление связи между фактическими данными, полученными в результате проведения лабораторных работ, и установившимися теоретическими положениями. Достижению целей и задач обучения способствует и учебно-исследовательская работа студентов.

При подготовке к занятиям рекомендуется использовать следующую основную учебную литературу:

  1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003 и 2008.

  2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – М.: Медицина, 2004 и 2007.

  3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.: МИА, 2004.

  4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006.

Студентам рекомендуется вести запись в отдельной тетради для выполнения заданий при самостоятельной подготовке к занятию, оформления протоколов лабораторных работ. К концу каждого занятия, кроме контрольного, студент обязан представить преподавателю протокол занятий, включающий следующие разделы: тема занятия; цель занятия; результаты выполнения заданий при самостоятельной подготовке к занятию; принцип метода, порядок выполнения (кратко) лабораторного анализа, качественного или количественного, результат анализа и вывод, объясняющий полученный результат.

На каждом занятии студенты будут выполнять тестовые задания. Тестовый контроль исходного уровня знаний включает 4 типа тестовых заданий, на которые необходимо давать ответы, соблюдая определенные правила.

Правила работы с тестами

Вид 1. Для каждого вопроса надо выбрать наиболее правильный ответ или ответы.

Вид 2. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой (или буквой), необходимо подобрать соответствующий ответ, обозначенный буквой (или цифрой). Один и тот же ответ может быть использован несколько раз.

Вид 3. Для каждого вопроса необходимо подобрать сочетание или последовательность правильных ответов.

Вид 4. Для ответа на тест вы должны определить:

1) верно или неверно каждое из приведенных утверждений;

2) имеется ли между утверждениями причинная зависимость.

Выбирая ответ, используйте таблицу:

Индекс ответа

Утверждение 1

Утверждение 2

Причинная

зависимость

А

Верно (+)

Верно (+)

Имеется (+)

В

Верно (+)

Верно (+)

Отсутствует (-)

С

Верно (+)

Неверно (-)

Отсутствует (-)

Д

Неверно (-)

Верно (+)

Отсутствует (-)

Е

Неверно (-)

Неверно (-)

Отсутствует (-)


Модуль 1 «Белки. Ферменты»

Почти все свойства, отличающие живую материю от неживой, связаны с белками. Способность к движению, постоянному самообновлению, самовоспроизведению, высокая скорость химических превращений – все эти свойства обусловлены функционированием различных классов высокоспециализированных белков. Медицинские аспекты биохимии белков и белковых катализаторов непосредственно касаются вопросов патогенеза, лечения, диагностики заболеваний. Детальное знание студентами-медиками химического строения и свойств протеинов совершенно необходимо для формирования их профессиональных компетенций.
Модуль включает следующие темы занятий:

1. Строение и функции белков. Методы качественного и количественного анализа белков.

2. Физико-химические свойства белков.

3. Методы выделения и очистки белков.

4. Особенности строения сложных белков.

5. Общие свойства ферментов. Коферменты.

6. Регуляция активности ферментов. Активаторы. Ингибиторы.

7. Методы количественного определения ферментов. Основные принципы энзимодиагностики и энзимотерапии.

8. Зачетное занятие по модулю «Белки. Ферменты».
Рекомендуемые темы реферативных сообщений

1. Протеомика – новое направление в биохимии и молекулярной биологии. Протеом человека.

2. Методы установления первичной структуры белков.

3. Современные методы количественного определения белка в биологических жидкостях.

4.Супервторичная структура белков. Основные типы надвторичных структур - структурные мотивы.

5. Фолдинг белков: роль шаперонов в формировании и поддержании нативной конформации белковых молекул.

6.Нарушения белковой конформации - амилоидозы. Прионовые болезни. Болезнь Альцгеймера.

7. Методы установления молекулярной массы белков.

8. Электрофоретические методы разделения белков в диагностике заболеваний.

9. Генно-инженерные методы получения белков.

10. Роль гликопротеинов в специфическом связывании лигандов. Белки-рецепторы.

11. Молекулярные дефекты гемоглобина - гемоглобинопатии.

12. Роль белков гистонов в структурной организации и функционировании хроматина.

13. История развития учения о ферментах.

14. Рибозимы – биологические катализаторы небелковой природы.

15. Кофакторы ферментов класса трансфераз.

16. Кофакторы ферментов класса оксидоредуктаз.

17.Особенности строения, кинетики и регуляции активности аллостерических ферментов.

18. Сериновые протеазы. Применение ингибиторов протеолиза в медицине.

19. Термостабильные ДНК-полимеразы (Taq-полимераза) и их использование в методе полимеразной цепной реакции (ПЦР).

20. Теории ферментативного катализа

21. Твердофазный иммуноферментный анализ (ELISA) и его использование в клинической и экспериментальной биохимии.

22. Изоферменты в диагностике заболеваний.

23. Иммобилизованые ферменты.
Занятие № 1. Строение и функции белков. Методы качественного и количественного анализа белков.

Цель занятия. Овладеть некоторыми методами качественного и количественного анализа белков, освоить правила работы с биологическим материалом, научиться производить измерения оптической плотности на фотоэлектроколориметре (ФЭК).


Студент должен

знать:

уметь:

-строение и свойства протеиногенных аминокислот;

-уровни организации белковой молекулы;

-качественные реакции на белки;

-методы установления первичной структуры белков;

-принцип работы и устройство ФЭК.

-писать формулы пептидов заданного состава;

-определять количество белка в сыворотке крови биуретовым методом.



^ Содержание занятия. В ходе занятия студентам предстоит:

-ознакомиться с требованиями кафедры к студентам;

-ознакомиться с правилами работы в биохимической лаборатории;

-ответить на вопросы тест-контроля;

-ответить на вопросы преподавателя и обсудить основные вопросы темы;

- произвести количественное определение содержания белка в сыворотке крови биуретовым методом.
УИРС. Решение ситуационных задач, исследование некоторых особенностей аминокислотного состава яичного, соевого белков и белка соединительной ткани – коллагена.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Настоящие методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом впо и примерной...

Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Идентификация и фальсификация...
Перышкина Н. А. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. Учебно-методический комплекс. – Уфа: уи (ф) ргтэу, 2009....

Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» iconОбщие методические указания по выполнению и защите курсовых работ...
Методическое руководство к выполнению курсовой работы выполнено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта...

Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» iconОдобрено учебно-методическим советом юридического факультета финансовое...
Учебно-методический комплекс по финансовому праву составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...

Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» iconУчебное пособие. М.: Право и Закон, 1997. 320 с. Isbn
Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии...

Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» iconУчебное пособие для студентов высших учебных заведений подготовлено...
...

Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» iconЮридическая психология. Учебное пособие
Учебное пособие подготовлено выдающимся российским психологом-правоведом профессором Юрием Валентиновичем Чуфаровским в соответствии...

Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» iconРабочая программа по истории россии, XX
Рабочая программа курса истории России для 11-х классов составлена в соответствии с Федеральной примерной программой в рамках нового...

Руководство подготовлено в соответствии с примерной программой по дисциплине «Биологическая химия» iconУчебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с программой...
Утверждено редакционно-издательским советом академии в качестве учебного пособия для студентов 3-го курса факультета заочного обучения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов