Н. Н. Рощина педагогика




НазваниеН. Н. Рощина педагогика
страница1/10
Дата публикации21.08.2013
Размер1.44 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > Химия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева

Н.Н. Рощина
ПЕДАГОГИКА

Учебное пособие для студентов вузов в 2-х частях
ЧАСТЬ 1
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Утверждено Редакционным советом университета в качестве учебного пособия


Москва 2005
УДК 347.77 (075.8)

ББК 67.99(2)3

К65

Рецензенты:

Доцент кафедры педагогики Московского Педагогического Государственного университета

Левина И.И.

Кандидат психологических наук, доцент Российского химико-технологического университета им. Д.И.Менделеева

Ефимова Н.С.

Рощзина Н.Н.

Педагогика: Учебное пособие \РХТУ им. Д.И.Менделеева. – М., 2005. - с.

Учебное пособие для студентов вузов в 2-х частях.

Некоторые проблемы общих основ педагогики и проблемы дидактики раскрываются через учебные модули, позволяющие студентам усваивать теоретические аспекты педагогики и их практическую реализацию в единстве. Учебный модуль дает возможность студентам постоянно контролировать усвоение учебного материала.

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, педагогических отделений вузов и магистрантов.

УДК 347. 77 (075.8)

ББК 67. 99 (2) 3
ISBN 5-7357-0210-6
Российский химико-технологоический университет им. Д.И.Менделеева, 2005

МОДУЛЬ 1

^ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ
Вы приступаете к изучению науки педагогики. Наука – это система закономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки – это то, что она изучает. Предмет педагогики – воспитание. В переводе с греческого педагог означает «детоводитель». Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека, которые фиксируются в понятиях, категориях, закономерностях. Поэтому педагогика – наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция – познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Теория вооружает педагогов-практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. Предмет педагогики конкретен: это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно будет развиваться.

Чтобы постичь основы педагогики, следует хорошо разобраться в ее категориях и понятиях, в терминологии, уметь оперировать ими при анализе конкретных педагогических ситуаций. Это и есть цели данного учебного модуля.

Предлагается общая схема действий на пути достижения цели.

Основная задача

Усвоение основных педагогических категорий и понятий, овладение навыками использования теоретических знаний для анализа конкретных педагогических ситуаций




П3.1.1 Анализ основных педагогических категорий и понятий

.

П3.2. Овладение навыками использования теоретических знаний для анализа конкретных педагогических ситуаций



















ПЗ.1.1.2

ПЗ.1.2.

ПЗ.1.3.

ПЗ.1.4.




ПЗ.2.1.


Литература

Подласый И.П. Педагогика . 100 вопросов- 100 ответов .М., 2003.

Отрывки из указанной книги печатаются перед каждым заданием.

ФК3. С. 17.

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАТЕГОРИЯМИ. К основным педагогическим категориям относятся ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ. Педагогика широко оперирует также общенаучными категориями – такими, как РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ.

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком специальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы – словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей. политических ориентаций, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно – воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно – воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач.

Следующая основная категория педагогики – обучение. Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель – усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования, формирование ценностных ориентаций. Обучение имеет воспитывающий характер. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.

Образование – результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека. Образование – система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, ценностных ориентаций, которыми овладел обучаемый.

ПЗ 1.1. Дайте определение педагогике. Из предложенных ответов выберите правильный. Объясните ошибочность остальных.

  1. Педагогика – это наука об искусстве воздействия воспитателя на поведение воспитанника.

  2. Педагогика изучает закономерности развития ребенка и определяет направления его воспитания.

  3. Педагогика – это наука о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с потребностями общественно-экономического развития.

  4. Педагогика определяет общие закономерности становления личности человека.

В какую группу включены основные педагогические категории?

  1. Класс, учитель, воспитание.

  2. Развитие, воспитание, умения.

  3. Воспитание, образование, обучение.

  4. Знания, образование, воспитанник.

  5. Воспитание, наследственность, навыки.

Что такое воспитание? Из предложенных ответов выберите правильный. Докажите ошибочность остальных ответов.

  1. Воспитание - это изучение норм и правил поведения в обществе.

  2. Воспитание – это вооружение ребенка нормами поведения в обществе.

  3. Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс формирования личности человека в соответствии с потребностями общественно- экономического развития.

  4. Воспитание - это составная часть образования, в процессе которого человек готовится к жизни, к практической деятельности.

Что такое обучение? Из предложенных ответов выберите правильный. Докажите ошибочность остальных.

  1. Обучение - это процесс деятельности учителя, направленный на передачу знаний учащимся.

  2. Обучение - это организация самостоятельной учебной работы учащихся с целью овладения умениями и навыками.

  3. Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учащихся, направленный на сознательное и прочное овладение учащимися системой знаний, умений, навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся, формируется их мировоззрение.

  4. Обучение – это передача знаний от учителя к учащимся в соответствии с их интересами.

Выделите из предлагаемых определений понятия « образование» наиболее приемлемое.

  1. Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

  2. Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

  3. Образование – это процесс и результат не только обучения, но и самообразования, а также воздействия средств массовой информации, в результате чего человек усваивает систему научных знаний, у него формируются познавательные умения, складывается мировоззрение.

  4. Понятие «образование» включает прежде всего передачу и усвоение знаний, умений и навыков, формирование познавательных интересов и способностей, подготовку к специальной профессиональной деятельности.

ПЗ 1.2. Проанализируйте текст о системе педагогических наук.

ФК. С. 27-30.

Педагогика – многогранная наука, поэтому изучаемый ею предмет настолько сложен, что отдельная, даже очень широкая наука не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную педагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Развитие воспитания как общественного явления исследует история педагогики. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) общие основы, 2) дидактика ( теория обучения), 3) теория воспитания и 4) школоведение (управление школой). Дошкольная и школьная педагогики составляют подсистему возрастной педагогики. Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства. Военная педагогика исследует особенности воспитательных процессов в специфических условиях. Люди с разными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики (тифло -, сурдо-, олигофренопедагогика). В последнее время активно развиваются новые отрасли педагогики – профилактическая (лечебная), реабилитационная, коррекционная. Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин.

Определите , в какую группу включены науки, входящие в систему педагогических наук. Дополните содержание правильного ответа, исходя из содержания прочитанного текста.

  1. Общая педагогика, этика, эстетика, возрастная физиология, дошкольная педагогика, история школы.

  2. Дидактика, психология, история, теория воспитания, логопедия.

  3. Общая педагогика, возрастная педагогика, специальная педагогика, история педагогики, школоведение, методики изучения отдельных предметов.

  4. Педагогика дошкольных учреждений, педагогика школы, педагогика профтехобразования.

ПЗ 1.3. Внимательно прочитайте текст. ФК . С. 35- 38.

Пути (способы) познания объективной реальности принято называть МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

С их помощью каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему знаний. Поэтому так сильна зависимость темпов и уровня развития науки от применяемых методов исследования.

Основой для разработки педагогических идей является философия. Именно она определяет общий подход, направленность, методы познания педагогических явлений и поэтому называется МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ПЕДАГОГИКИ.

Опираясь на полученные в системе лекционно-семинарских занятий знания , определите, в какую группу полностью включены основные методы научно-педагогических исследований.

  1. Обобщение опыта, тестирование, анкетирование, моделирование, алгоритмирование, изучение уровня воспитанности учащихся.

  2. Наблюдение, эксперимент, беседа, изучение документации, тестирование, анкетирование, изучение результатов детского творчества, математические методы, интервьюирование.

  3. Анализ, синтез, дедукция, эксперимент, социометрические измерения, анкетирование.

  4. Беседы, лабораторные работы, упражнения, изучение документации, анкетирование, анализ.

Из приведенных видов бесед выберите те, которые относятся к методу научно-педагогических исследований.

  1. Беседа воспитателя с родителями о соблюдении режима дня.

  2. Беседа учителя с учеником с целью определения его отношения к учению.

  3. Беседа с учащимися на уроке о характере изменений в природе.

  4. Беседа классного руководителя с родителями об особенностях поведения школьника дома.

  5. Беседа с учащимися о просмотренном театральном спектакле.

ПЗ 1.4. Прочитайте текст. ФК. С. 50 - 55, 61.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «формирование» и «развитие». Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Процесс развития человека. В переводе с латинского «процесс» означает движение вперед, изменение.

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме. Его результат – физическое, интеллектуальное, социальное, духовное развитие человека. Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют ЛИЧНОСТЬЮ. Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс.

Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех основных факторов – наследственности, среды и воспитания.

Базу развития образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные общим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Активность человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

Что вы понимаете под формированием личности? Из приведенных ответов выберите правильный, доказав ошибочность остальных.

  1. Количественные изменения, происходящие в организме человека.

  2. Целенаправленный процесс формирования у детей желаемых качеств и взглядов.

  3. Становление человека как социальной личности, которое происходит в результате развития и воспитания.

  4. Качественные изменения организма, претерпеваемые в процессе его роста.

Какое значение имеет деятельность человека для его развития? Из приведенных ниже ответов выберите правильный, обосновав свой выбор.

  1. Человек – это продукт наследственности, среды и воспитания. Поэтому деятельность личности не играет существенной роли в ее развитии.

  2. Деятельность человека может быть направлена лишь на внешние факторы, вести к изменениям внешней среды. На собственное развитие она не оказывает влияния.

  3. Организованная и целенаправленная деятельность ребенка способствует развитию личности. Активная деятельность индивида в физической, психической, социальной сферах как нельзя лучше способствует развитию и формированию личности.

  4. Деятельность человека имеет лишь второстепенное значение для его развития. Ведь становление личности детерминировано наследственными факторами. Поэтому в деятельности лишь проявляются готовые свойства личности. Своей деятельностью человек изменяет окружающую действительность, но не самого себя.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Н. Рощина педагогика iconОбщее и специфическое в содержании родственных наук (дефектология,...
Кор пед можно рассм-ть как преемницу дефектологии в связи с заменой терминов, так и в кач-ве самостоятельной науки

Н. Н. Рощина педагогика iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2011 удк колмогорова Н. С., Сивцова...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений агау, изучающих курсы «Психология и педагогика»,...

Н. Н. Рощина педагогика iconПедагогика
Педагогика: методич рекомендации по подготовке к семинарским занятиям / В. Л. Лозицкий. – Пинск: ПолесГУ, 2010

Н. Н. Рощина педагогика iconРабочая программа дисциплины «Педагогика»
Педагогика (модуль «Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли»)

Н. Н. Рощина педагогика iconУчебно-методическое пособие Барнаул 2009 удк психология и педагогика. Раздел «Педагогика»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Н. Н. Рощина педагогика iconПедагогика
Социальная педагогика: Учеб для студ пед вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр и доп. М.: Издательский центр «Академия»,...

Н. Н. Рощина педагогика iconПедагогика
Социальная педагогика: Учеб для студ пед вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр и доп. М.: Издательский центр «Академия»,...

Н. Н. Рощина педагогика iconПедагогика детства
М 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.(Педагогика детства)

Н. Н. Рощина педагогика iconПедагогика детства
М 77 Дети другие /Пер с нем./ Вступ и закл статьи, коммент. К. Е. Сумнительный. М.: Карапуз, 2004. 336 с.(Педагогика детства)

Н. Н. Рощина педагогика iconМетодические рекомендации по организации учебно-исследовательской...
«Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов