Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике»




НазваниеВопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике»
Дата публикации03.09.2013
Размер65.1 Kb.
ТипВопросы к экзамену
zadocs.ru > Информатика > Вопросы к экзамену
Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике»

1) Основные понятия курса «Информационные технологии в лингвистике»: информационные технологии, лингвистика. Понятие теоретической и прикладной лингвистики. Направления и задачи прикладной лингвистики

2) Понятие и свойства информации. Понятие информатики. Информационные процессы в современном обществе

3) Понятие модели и моделирования. Свойства моделей. Виды моделей. Примеры моделей в компьютерной лингвистике

4) Общее понятие об алгоритме. Свойства алгоритмов. Способы представления алгоритмов

5) Естественный и искусственный язык. Виды искусственных языков  

6) Аппаратное и программное обеспечение информационных технологий. Понятие операционной системы, программы-драйвера, прикладной программы

7) Основные прикладные программы компьютерной лингвистики

8) Этапы решения задач при моделировании языковой деятельности. Приведите примеры простейших моделей в компьютерной лингвистике

9) Понятие словоформы, слова, леммы, словоупотребления, предложения, текста с компьютерной точки зрения. Роль этих понятий в языковом моделировании

10) ИТ и обработка текстов. Автоматическое распознавание текста

11) Автоматическое реферирование и аннотирование текста. Понятие ключевого слова. Методы извлечения ключевых слов

12) Машинный перевод: понятие, этапы развития, виды

13) Машинный перевод: системы машинного перевода, проблемы, критерии оценки систем МП

14) Понятие машинной основы, машинного окончания, типовой парадигмы. Понятие флективного и агглютинативного языка, их влияние на тип входного и выходного автоматического словаря машинного перевода

15) Понятие компьютерной лексикографии, компьютерного словаря. Виды словарей

16) Строение словаря. Строение словарной статьи. Сравнение зон словарной статьи в электронном и печатном словаре.

17) Понятие термина. Проблема многозначности термина. Терминография. Требования к специальным словарям

18) ИТ в обучении языкам: общие принципы и теоретические основы

19) Способы использования компьютеров для обучения языкам. Этапы создания мультимедийных обучающих ресурсов

20) Дистанционное обучение: понятие, виды. Протекание дистанционного обучения. Трудности дистанционного обучения

21) Способы использования Интернета для общения и обучения: электронная почта, подкасты, веб-квесты, крауд-сорсинг и т.п.

22) Понятие данных, базы данных. Формат записи в базе данных. Способы организации баз данных

23) Понятие корпуса, корпусной лингвистики. Виды корпусов. Примеры корпусов. Понятие и примеры разметки корпуса

24) Основные понятия информационного поиска: запрос, документ, поисковый образ документа, релевантность, информационный шум, пертинентность, полнота и точность

25) Типы информационно-поисковых систем, информационно-поисковые языки. Фасет и фасетная классификация

26) Распознавание устной речи: принципы, примеры систем распознавания устной речи

27) Системы генерации речи: понятие, принципы, примеры

28) Характеристика текстовых процессоров

^ Литература для подготовки к экзамену

1) Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 360 с. (эл.)

2) Всеволодова А.В. Компьютерная обработка лингвистических данных: учеб. пособие для студ., аспир., препод.-филологов. 2-е изд., испр. М.: Флинта; М.: Наука, 2007. 96 с. (эл.)

3) Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2004. 208 с. (библ., эл.)

4) Марчук Ю.Н. Компьютерная лингвистика: учебное пособие для студ. вузов. М.: АСТ; М.: Восток-Запад, 2007. 317 с. (эл.)

5) Степанов А.Н. Информатика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 684 с. (эл.)

6) Фролов А.В., Фролов Г.В. Синтез и распознавание речи. Современные решения: электронный учебник. http://frolov-lib.ru/books/hi/ch00.html

7) Хроленко А.Т., Денисов А. В. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство : для студ., аспирантов, препод.-филологов. М.: Флинта; М.: Наука, 2007. 128 с. (эл.)
Экзамен проводится в устной форме и включает два теоретических вопроса и практическое задание. Студент должен раскрыть содержание теоретических вопросов и привести необходимые примеры для иллюстрации теоретических положений. Время подготовки к устному ответу: 45 минут, время ответа – 20 минут (по двум теоретическим вопросам). Практическое задание выполняется после устного ответа (время на выполнение – 5-20 минут), результат выполнения предъявляется экзаменатору. Оценка за экзамен выводится по итогам устного ответа и выполнения практического задания.
Примеры практических заданий

  1. Встречается ли в тексте заданное слово? Если да, то в каких контекстах оно употребляется?

  2. Встречается ли в тексте заданная словоформа?

  3. Сколько всего раз встречается в тексте заданное слово?

  4. Отформатируйте текст в MS Word согласно инструкции (владение функциями выравнивание, тип и размер шрифта, отступ в начале абзаца, интервал, поля страницы, разрыв).

  5. Найдите в тексте все слова с дефисами.

  6. Замените все слова текста, состоящие из 8 букв, на заданное слово.

Программа для сдачи экзамена «ИТЛ»

1) Основные понятия курса «Информационные технологии в лингвистике»: информационные технологии, лингвистика. Понятие теоретической и прикладной лингвистики. Направления и задачи прикладной лингвистики

Литература

1) Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 6–8.

2) Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. С. 5–9.
2) Понятие и свойства информации. Понятие информатики. Информационные процессы в современном обществе

Литература

1) Всеволодова А.В. Компьютерная обработка лингвистических данных: учеб. пособие. 2-е изд., испр. М.: Флинта; М.: Наука, 2007. 96 с. (эл.)

3) Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2004. 208 с. (библ., эл.)

4) Марчук Ю.Н. Компьютерная лингвистика: учебное пособие для студ. вузов. М.: АСТ; М.: Восток-Запад, 2007. 317 с. (эл.)

5) Степанов А.Н. Информатика: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2006. 684 с. (эл.)

6) Фролов А.В., Фролов Г.В. Синтез и распознавание речи. Современные решения: электронный учебник. http://frolov-lib.ru/books/hi/ch00.html

7) Хроленко А.Т., Денисов А. В. Современные информационные технологии для гуманитария: практ. руководство : для студ., аспирантов, препод.-филологов. М.: Флинта; М.: Наука, 2007. 128 с. (эл.)
3) Понятие модели и моделирования. Свойства моделей. Виды моделей. Примеры моделей в компьютерной лингвистике

4) Общее понятие об алгоритме. Свойства алгоритмов. Способы представления алгоритмов

5) Естественный и искусственный язык. Виды искусственных языков  

6) Аппаратное и программное обеспечение информационных технологий. Понятие операционной системы, программы-драйвера, прикладной программы

7) Основные прикладные программы компьютерной лингвистики

8) Этапы решения задач при моделировании языковой деятельности. Приведите примеры простейших моделей в компьютерной лингвистике

9) Понятие словоформы, слова, леммы, словоупотребления, предложения, текста с компьютерной точки зрения. Роль этих понятий в языковом моделировании

10) ИТ и обработка текстов. Автоматическое распознавание текста

11) Автоматическое реферирование и аннотирование текста. Понятие ключевого слова. Методы извлечения ключевых слов

12) Машинный перевод: понятие, этапы развития, виды

13) Машинный перевод: системы машинного перевода, проблемы, критерии оценки систем МП

14) Понятие машинной основы, машинного окончания, типовой парадигмы. Понятие флективного и агглютинативного языка, их влияние на тип входного и выходного автоматического словаря машинного перевода

15) Понятие компьютерной лексикографии, компьютерного словаря. Виды словарей

16) Строение словаря. Строение словарной статьи. Сравнение зон словарной статьи в электронном и печатном словаре.

17) Понятие термина. Проблема многозначности термина. Терминография. Требования к специальным словарям

18) ИТ в обучении языкам: общие принципы и теоретические основы

19) Способы использования компьютеров для обучения языкам. Этапы создания мультимедийных обучающих ресурсов

20) Дистанционное обучение: понятие, виды. Протекание дистанционного обучения. Трудности дистанционного обучения

21) Способы использования Интернета для общения и обучения: электронная почта, подкасты, веб-квесты, крауд-сорсинг и т.п.

22) Понятие данных, базы данных. Формат записи в базе данных. Способы организации баз данных

23) Понятие корпуса, корпусной лингвистики. Виды корпусов. Примеры корпусов. Понятие и примеры разметки корпуса

24) Основные понятия информационного поиска: запрос, документ, поисковый образ документа, релевантность, информационный шум, пертинентность, полнота и точность

25) Типы информационно-поисковых систем, информационно-поисковые языки. Фасет и фасетная классификация

26) Распознавание устной речи: принципы, примеры систем распознавания устной речи

27) Системы генерации речи: понятие, принципы, примеры

28) Характеристика текстовых процессоров

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Информационные технологии»
Определение информационной технологии. Особенности современных ит; Базовые информационные технологии, их характеристики

Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
«Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов группы №247 специальности

Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике» iconВопросы к экзамену по дисциплине «информационные технологии»
Этапы развития информационных технологий (точки зрения на развитие, развитие по видам инструментария технологии)

Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике» iconВопросы к экзамену 2013уч г. для студентов i-го курса ф-та лхф (спец....
Понятие информации. Свойства информации. Количество информации. Единицы измерения компьютерной информации. Информационные процессы...

Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике» iconЭкзаменационные вопросы
Информационное общество. Информационная культура. Информационные революции. Информационные технологии

Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике» iconКонтрольная работа №1 по дисциплине «Компьютерные информационные технологии»
Дисциплина читается кафедрой «Интеллектуальные информационные технологии», ауд. 2\413

Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Информационные системы в экономике»
Вопросы к экзамену по дисциплине «Информационные системы в экономике» для студентов 3 курса всех специальностей

Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Фгос впо по направлениям 010300. 62 «Фундаментальные информатика и информационные технологии», 100100. 62 «Сервис», 210700. 62 «Инфокоммуникационные...

Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике» iconВопросы к экзамену по курсу «Информационные технологии в юридической...
Технические средства правовой информатики. Персональный компьютер, его архитектура, назначение, функции и характеристики основных...

Вопросы к экзамену «Информационные технологии в лингвистике» iconВопросы к экзамену по курсу «Информационные технологии в юридической...
Технические средства правовой информатики. Персональный компьютер, его архитектура, назначение, функции и характеристики основных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов