Конспект лекции 4 Тема: "инфраструктура информационного рынка"




Скачать 193.79 Kb.
НазваниеКонспект лекции 4 Тема: "инфраструктура информационного рынка"
Дата публикации28.01.2014
Размер193.79 Kb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Информатика > Конспект


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 4
Тема: "ИНФРАСТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА"
Вопросы, рассматриваемые в лекции:
1. Понятие "инфраструктура информационного рынка". Основные составляющие инфраструктуры информационного рынка.

2. Техническая и технологическая составляющая инфраструктуры (информационная индустрия), ее характеристика

3. Нормативно-правовая составляющая инфраструктуры, ее характеристика

4. Институциональная (информационная) составляющая инфраструктуры информационного рынка, ее характеристика

5. Организационная составляющая инфраструктуры информационного рынка, ее характеристика
1. Понятие "инфраструктура информационного рынка".

Основные составляющие инфраструктуры информационного рынка.
Наряду с первичными структурными элементами рынка (объект, субъект, отношение), существует подструктура рынка – вспомогательная, но необходимая составная часть рынка, создающая условия для его функционирования – его инфраструктура.

Под "инфраструктурой информационного рынка" мы будем понимать – систему, обес­печивающую поддержку упорядоченных взаимоотношений между всеми участниками информационного рынка.

Основные требования к инфраструктуре информационного рынка заключаются:

– в обеспечении единства и взаимосвязи всех элементов информационного рынка;

– в возможности беспрепятственного и оперативного использования имеющихся информационных ресурсов в любой точке страны;

– в наличии конкурирующих звеньев в системе единого рынка.

Создание развитой инфраструктуры информационного рынка связано с решением ряда глобальных проблем, среди которых выделяются:

– необходимость значительных инвестиций;

– современное техническое оснащение;

– формирование информационной среды, в которой пользователь будет восприимчив к предлагаемым продуктам и услугам.

Можно выделить следующие составляющие инфраструктуры информационного рынка:

– техническая и технологическая составляющие;

– нормативно-правовая составляющая;

– информационная составляющая;

– организационная составляющая (элементы госрегули­рования взаимодействия производителей и распростра­нителей информационных продуктов и услуг).
^ 2. Техническая и технологическая составляющая инфраструктуры (информационная индустрия), ее характеристика
Здесь основная и определяющая сила – производители техники, программного обеспе­чения, информационных технологий.

Данная составляющая предполагает оснащение рынка:

Во-первых, автоматизированными информационными, телекоммуникационными системами, сетями, волоконно-оптическими линиями связи и т.д. Их назначение – транспортировки информации, для создания единого информационного и единого социально-экономического пространства

Во-вторых , информационными и телекоммуникационными технологиями.

Современные информационные и телекоммуникационные технологии представляют собой совокупность программных, технических и организационных средств, объединенных в единую функциональную структуру для решения определенных задач обработки информации, и включают:

технологии компьютерной обработки и передачи информации,

технологии связи и коммутации,

технологии построения и эксплуатации информационных систем и сетей,

технологии интеграции различных видов информации, технических устройств и технологий в единый функциональный комплекс,

технические средства их реализации (реализации данных технологий).

Разработка и производство информационных и телекоммуникационных технологий, представляет собой один из наи­более динамично развивающихся и высокорента­бельных секторов общественного производства, в котором период обновления продукции на сегодня составляет 3 – 5 лет с тенденцией уменьшения до 2 – 3 лет. Этот сектор общественного производства многие рассматривают как самостоятельную отрасль экономики – как информационную индустрию, которая составляет технико-экономическую базу информационного пространства.

Информационная индустрия объединяет следующие сектора экономики:

сектор по производству компьютеров, по производству электронных ком­понентов,

– сектор коммуникационной техники,

– сектор программного обес­печения,

сектор сервисного обслуживания и др.

Информационная индустрия выступает в роли предпосылки формирования информационного рынка.

^ 3. Нормативно-правовая составляющая инфраструктуры информационного рынка,

ее характеристика
Нормативно-правовая составляющая инфраструктуры информационного рынка представляет собой совокупность норм и нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере обращения информационных товаров и услуг.

Законодательная база отношений на рынке: правовая база формирования информационных ресурсов, а также систем, технологий и средств обеспечения их функционирования; правовая база ис­пользования информационных ресурсов; правовая база защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации; законодательное признание информационных ресурсов как материаль­ного продукта с возможностью его покупать и прода­вать и признание их как объекта интеллектуальной собственности.
Правоотношения, возникающие в процессе функционирования информационного рынка, регулируются:

– законодательством об интеллектуальной собствен­ности, включающее законодательство об авторском праве и смежных правах, патентное законодательство, законодательство о «ноу-хау»;

– законодательством о средствах массовой инфор­мации и о масс-медиа;

– законодательством о формировании информаци­онных ресурсов, предостав­лении информационных услуг, подразделяющееся, в свою очередь, на: законодательство о правовой информации; законодательство о персональных данных; законодатель­ство о библиотечном деле; законодательство об архивах; законодательство о статистической информации; зако­нодательство о международном обмене информацией;

– законодательством о реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации;

– законодательством о создании и применении ин­формационных систем, сетей, информационных технологий и средств их обеспечения;

– законодательством об информационной безопас­ности.
Основными нормативными правовыми актами, создающими правовую базу для функционирования информационного рынка, являются:

Гражданский кодекс Республики Беларусьпо праву считается экономической конституцией страны. Здесь, среди прочих, содержатся правовые нормы, касающиеся объектов информа­ционных технологий (глава 61 "Авторское право и смежные права").

Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Здесь интересен раздел VIII "Преступления против собственно­сти и порядка осуществления экономической деятельности" – он o6ecпечивает защиту от последствий преступного применения современ­ных информационных технологий.

В кодексе нашли свое отражение меры защиты от:

– неправомерного доступа к компьютерной системе или сети с использованием специальных программных или аппаратных средств, а также

– от разработки, использования или распространения вредоносных программ (в том числе программ-вирусов).
^ Закон Республики Беларусь "Об информации, информа­тизации и защите информации". Настоящим Законом регулируются общественные отношения, возникающие при:

– поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией;

– создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов;

– организации и обеспечении защиты информации (ст. 2, закона).

Закон Республики Беларусь "О научно-техниче­ской информации". Законом определены основы регулирования пра­воотношений, связанных с созданием, накоплением, поиском, получе­нием, хранением, обработкой, распространением и использованием на­учно-технической информации в Республике Беларусь.

Закон Республики Беларусь "Об электрон­ном документе". Настоящий Закон устанавливает правовые основы применения электронных документов, определяет основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов.
^ 4. [Институциональная] (информационная) составляющая инфраструктуры информационного рынка, ее характеристика
Информационная составляющая инфраструктуры подразумевает наличие справочно-навигационных средств, атакже структур, помогающих находить нужную информацию.

В РБ оказывают услуги в информационной сфере некоммерческие, и коммерческие информационные службы и учреждения, структуры государственной и частной форм собственности

Наиболее развита в РБ государственная система научно-технической информации, функционирующая на трех уровнях:

– на республиканском (где действуют крупные межотраслевые и отраслевые центры);

– региональном (где функ­ционируют областные центры ин­формации,

– низовом (данный уровень представлен отделами информации предприятий и организаций).
На республиканском уровне сформированы



межот­раслевые центры информации, являющиеся одновре­менно крупнейшими информационно-аналитическими центрами Беларуси


● центры отраслевой информации

– по неопубликованным документам – Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы (БелИСА);

– Бело­русский центр научной медицинской информации (БелЦНМИ),


– по нормативно-технической информации – Бе­лорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС);

– Республиканский центр правовой информа­ции (РЦПИ),


– по патентной информации – Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС);

– Институт экономики и организации АПК,


– по правовой информации – Национальный центр правовой информации Администрации Прези­дента (НЦПИ);

– Белстройинформцентр и др.


– по картографической информации — Государ­ственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии (Картфонд).

– при Министер­стве строительства и архитектуры существуют подраз­деления, занимающиеся научно-техническим инфор­мированием отрасли.





– Белстройинформцентр занимается информацион­ным обеспечением строительной индустрии, форми­рует автоматизированный банк данных производите­лей и поставщиков строительной продукции Белару­си и стран СНГ.



Государственные структуры предоставляют также деловую и коммерческую инфор­мации:
В частности, Торгово-промышленная палата Беларуси является лидером в предо­ставлении коммерческой информа­ции. Она осуществляет поиск и предос­тавление данных о потенциальных партнерах по бизнесу, адресной ин­формации о белорусских и зарубеж­ных производителях товаров и услуг.


Государственные информационные агентства (службы) предоставляют и социально-политическую информацию.

Например, Белорусское телеграфное агентство (БЕЛТА) – крупнейшее государственное информационное агентство Республики Беларусь. Является источником оперативной информации о деятельности высших органов власти Беларуси.
Имеются государственные организации, занимающиеся предоставлением аналитической информации, это:

Национальный пресс-центр, занимается аналитикой и мониторингом по различным направлениям деятельности

Институт социально-политических исследований (ИСПИ) – он исследует общественное мнение и предоставляет социально-политическую информацию;

– и др.
В целом, как правило, тематика запросов, выполняе­мых государственными службами информации, соот­ветствует отраслевой направленно­сти деятельности данного предприятия, организации, учреждения и т.д.
На региональном уровне
– функционируют областные центры научно-техни­ческой и деловой информации, которые работают во взаимодействии с национальными информационными центрами, информационными службами предприятий и организаций и призваны удовлетворять информационные потребности специали­стов научно-технической сферы своего региона.
Коммерческие информационные струк­туры
Они постепенно завоевывают информационное пространство республики и предла­гают широкий спектр информаци­онных услуг.

Среди них можно выделить:

компании, которые сочетают предо­ставление информационных услуг с услугами в сфере компьютерных информационных технологий:

это:

□ БелХард (сфера их деятельности программное обеспечение, компьютеры + информационные услуги образовательного характера [обучающие программы]);

□ Белсофт (– // –);

Компания «СофтИнформ» (основана в 1995 году) – работает в сфере информационных технологий, специализируется на технологиях поиска, хранения и обработки информации.

Спектр ее разработок включает в себя как тиражные программные продукты, ориентированные на обычного пользователя, так и готовые решения для интеграции в корпоративные системы. Оказывает услуги по разработке под заказ информационных систем любой сложности.

□ Информационное агентство "Интерфакс-Запад" (компания в структуре международной информационной группы Interfax Information Services - работает на белорусском информационном рынке с 1994 года). Направления деятельности – создание информационных продуктов, средств и методов коммуникации, разработка и реализация интернет-проектов.
компании, исследующие общественное мнение и предоставляющие аналитическую информацию;

агентства, предоставляющие финансовую и банковскую информацию:

□ Например, Информационное агентство «ЭКОПРЕСС» – действует в области предоставления оперативной информации о ситуации на белорусском валютном и фондовом рынках. Подготавливает цифровые таблицы, аналитические обзоры и т.д.

консалтинговые и PR – агентства.

Например,

□ PR-агентства – Крынь, Salmon DDB, МОD.by, PR квадрат, Forte Grey, EFECTA, Astronim*DIVA.BY и Артстайлер.

□ PR-агентство «APRель».

□ PR-агентство "Агентство Деловых Связей" ООО – одно из ведущих консалтинговых и PR-агентств Беларуси, является официальным представителем Системы консалтинговых фирм «ТРИЗ-ШАНС» в Беларуси.

Основные виды деятельности:

^ Консультации по связям с общественностью и рекламе.

- Разработка рекламной тактики и стратегии фирмы.

- Решение конкретных задач по продвижению товаров и услуг фирмы на рынке (разработка рекламной кампании, позиционирование, возвышение имиджа, отстройка от конкурентов, контрреклама и т.д. ).

^ Практический PR.

- Организация и проведение пресс-конференций, презентаций, выставок, конгрессов, фестивалей и т.п.

- Разработка бизнес-планов (в том числе инвестиционных).

– Практический GR.

- Разработка проектов нормативных правовых актов и обоснования необходимости их принятия, отмены или изменения действующих актов.

- Сопровождение разработанных документов в органах государственного управления.

^ Маркетинговые исследования.

- Исследования конъюнктуры конкретных региональных рынков в интересах заказчиков (текущее состояние рынка: потенциальная емкость, насыщенность, рекомендации в области ценовой, сервисной, рекламной политики для успешного продвижения конкретного товара, услуг, тенденции развития отраслей).

- Страноведческие и региональные обзоры.

- Сравнительная оценка объемов присутствия и сумм затрат на рекламу потенциальных конкурентов на рекламном пространстве РФ, РБ, Украины.

- Оценка целесообразности и расчет сроков окупаемости строительства торговых и промышленных объектов в различных регионах республики.

- Выявление стереотипов потенциальных Клиентов методом «Фокус-группа», личное глубинное интервью.

^ Выставочный маркетинг.

Мониторинг СМИ (пресс-клипинг).

Разработка, наполнение и сопровождение работы web-сайтов. и т.д.


□ XXI ВЕК-КОНСАЛТ - это первая консалтинговая компания в республике Беларусь, которая оказывает услуги по:

- организационному и управленческому консалтингу

- бизнес-обучению

- рекрутингу,
– непосредственно информационные агенства:

□ «Агентство Владимира Гревцова» – предлагает информа­ционные, рекламные и консалтин­говые услуги для участников фи­нансового рынка, с помощью привлеченных экспертов готовит и издает информационно-аналити­ческие издания. Распространяет, прежде всего, оперативную экономическую и финансовую информацию.

– др.
Услуги предоставляемые коммерческими структурами складываются из

– финан­сово-биржевой,

– рекламной,

– адрес­но-справочной,

– коммерческой

– рейтинговой и

– социально-политической информации.

^ В целом, основны­ми задачами информационных ор­ганов (независимо от того государственные они или коммерческие) являются

– ана­литическая работа,

– отбор из всего мирового информационного потока релевантной информации, т. е. информации, со­ответствующей потребностям отрас­ли, отдельного предприятия, любо­го заказчика.

^ 5. Организационная составляющая инфраструктуры информационного рынка,

ее характеристика
Организационная составляющая предполагает создание базовых, организационных условий для развития информационного рынка.

Организационная составляющая в инфраструктуре информационного рын­ка предусматривает, прежде всего, наличие элементов регулирования.

Выделяются следующие виды регулирования рыночных процессов:

монополистическое (осуществляется посредством захвата ресурсов и установления монопольной цены);

олигополистическое1 (при олигополии регуляторами выступают масштаб капитала, принципы ценообразования и сбыта)

государственное регулирование (здесь можно выделить три типа регулирования:

▪ традиционный тип характеризуется политикой с использованием традиционных инструментов воздействия (налоговые, кредитно-денежные, административные методы);

▪ инновационный тип формируется на основе инновационной политики государства, приоритетное направление которой – осуществление прямых инвестиций и инноваций, разработка новых технологий и продуктов на базе научных открытий, в т.ч. и фундаментальных, и их внедрение в производство.

▪ глобальное регулирование позволяет формировать информационный рынок, адекватный требованиям развития глобальной экономики. Средства регулирования здесь включают:

– стимулирование различных форм многостороннего внешнего сотрудничества:

– привлечение прямых иностранных инвестиций в информационную индустрию;

– меры внешней и внешнеторговой политики по поддержке отечественных товаропроизводителей на мировом информационном рынке.

общественное регулирование информационного рынка осуществляется косвенно, посредством создания системы социально-этических ценностей, норм и установок предпринимательства, поддерживаемых общественными институтами и пропагандируемых средствами массовой информации.
В РБ важнейшая роль принадлежит гос. регулированию. И значимое место здесь отводится государственной политике, в частности, государственной политике в сфере информатизацци которая сформулирована в "Концепции государственной политики в области информатизации" (утв. указом Президента РБ "О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь" от 6 апреля 1999 г. № 195)

Сфера интересов государства в информационной сфере следующая:

– организация формирова­ния и использования информационных ресурсов,

– содействие развитию процессов информатизации

– повышение качества документированной информации и информационных услуг;

– стимулирование создания современных информационных технологий, систем и сетей,

– создание условий для открытости, общедоступности и сохранности информационных ресурсов;

– регулирование отношений в сфере информатизации через инвестиционную, налоговую и бюджетную политику. (частично на основе "Концепции государственной политики в области информатизации" )

Государственная политика по созданию информационных ресур­сов предполагает создание единого информационного простран­ства республики, построение информационного общества и вступление республики в мировое информационное сообщество.

Основные направления реализации гос. политики:

– интеграция информационных ресурсов различных сфер жизне­деятельности общества;

– обеспечение полноты, точности, достоверности и своевремен­ности представления информации органам власти и управления всех уровней, юридическим и физическим лицам;

– обеспечение возможности взаимодействия с информационны­ми ресурсами других государств и международных организаций.

Государственная политика Беларуси в информационной сфере строится и реализуется с учетом мировых и отечественных тенденций развития информа­ционно-коммуникационной среды.

Основными задачами государственной политики в области информатизации на данном этапе развития общества являются:

– разработка и реализация единой государственной программы информатизации, обеспечивающей устойчивое развитие информационной инфраструктуры и телекоммуникационных сетей;

– создание нормативной правовой базы построения информационного общества;

– эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, обеспечение доступа к ним;

– освоение современных информационных и телекоммуникационных технологий;

– совершенствование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

– обеспечение государственных органов, юридических и физических лиц общественно значимой информацией и развитие средств массовой информации;

– поддержка необходимых политических, социальных, экономических и культурных преобразований, связанных с движением к информационному обществу и ускоряющих это движение;

– принятие мер по созданию и эффективному использованию информационных ресурсов на всех уровнях.2

1 Олигополия – ситуация, когда несколько крупных конкурирующих фирм на основе неофициальных договоренностей монополизирую производство и сбыт основной массы продукции в отрасли.

2 КОНЦЕПЦИЯ государственной политики в области информатизации (утв. указом Президента РБ "О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь" от 6 апреля 1999 г. № 195)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекции 4 Тема: \"инфраструктура информационного рынка\" iconКонспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ
Этапы становления информационного рынка в странах СНГ. Характеристика этапов. Общая характеристика современного состояния информационного...

Конспект лекции 4 Тема: \"инфраструктура информационного рынка\" iconКонспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления
Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие "информационный рынок". Функционирование данного рынка...

Конспект лекции 4 Тема: \"инфраструктура информационного рынка\" iconКонспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка
Объектами рынка в его экономическом смысле являются разнообразные товары. Это материальные блага, соз­данные не для собственного...

Конспект лекции 4 Тема: \"инфраструктура информационного рынка\" icon2. Сущность, понятие и элементы инфраструктуры товарного рынка Инфраструктура...
Инфраструктура по отношению к определенному объекту пред­ставляет собой некоторую «совокупность», которая призвана создавать должные...

Конспект лекции 4 Тема: \"инфраструктура информационного рынка\" iconКонспект лекции №15. (паразитология 4). Тема. Основное медицинское значение хордовых
Чума, туляремия, клещевые сыпнотифозные лихорадки, таёжный энцефалит, кожный лейшманиоз, альвеококкоз

Конспект лекции 4 Тема: \"инфраструктура информационного рынка\" iconКонспект лекции № Тема. Теории возникновения жизни (биогенез). основные этапы развития биологии
Каждая из них, в определенное историческое время, считалась доказанной гипотезой и получала статус "теории"

Конспект лекции 4 Тема: \"инфраструктура информационного рынка\" iconФинансовый рынок: понятие и структура. Рынок ценных бумаг
Инфраструктура финансового рынка. Банковская система центрально звено этой инфраструктуры

Конспект лекции 4 Тема: \"инфраструктура информационного рынка\" iconКонспект лекций Содержание Введение 4 Тема Экономическая теория:...
Предлагаемый читателям конспект лекций разработан в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы экономических теорий» для...

Конспект лекции 4 Тема: \"инфраструктура информационного рынка\" iconТема: Виды обеспечения и инфраструктура единой автоматизированной информационной системы
Лекция №7 Дисциплина: Автоматизированная деятельность в таможенных органах России

Конспект лекции 4 Тема: \"инфраструктура информационного рынка\" iconМетодические указания к курсовому проекту по предмету “Судовые автоматизированные...
Транспорт и транспортная инфраструктура” по специальности 07010407 “Эксплуатация электрооборудования и автоматики судов” преподаватель...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов