Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка




Скачать 183.54 Kb.
НазваниеКонспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка
Дата публикации02.02.2014
Размер183.54 Kb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Информатика > Конспект



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 3
Тема: "ОБЪЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО РЫНКА

ИЛИ ИНФОРМАЦИЯ КАК ТОВАР"
Вопросы, рассматриваемые в лекции:
1. Информация как товар. Специфика информации как товара

2. Информационные продукты и информационные услуги, их отличия

3. Классификация информационных продуктов и услуг

4. Качество информации как товара

5. Особенности установления цен на информационные товары

1. Информация как товар. Специфика информации как товара

Объектами рынка в его экономическом смысле являются разнообразные товары. Это материальные блага, соз­данные не для собственного потребления их производителями, а для обмена посредством купли-продажи.

Чтобы какой-либо продукт труда (в т.ч. информация) стал товаром, он должен удовлет­ворять следующим критериям:

– новизны – содержащиеся в информационном товаре сведения должны быть неизвестны ра­нее или вообще, или конкретному потребителю. Степень новизны явля­ется одним из главных факторов, определяющих полезность и цену информационного товара. Информационный товар, не обладающий, новизной, не сможет удовлетворять чью-либо потребность, и, следовательно, как товар будет бесполезным и не найдет сбыта;

– полезности – продукт должен удовлетворять какую-либо [информационную] потребность, но не самого производителя, а других потребителей.

Информация, чтобы стать това­ром, должна удовлетворять действительно существущую в ней потребность определенных потребителей. (Если же данный критерий не выполняется, то признать товаром информационный продукт нельзя, даже если он удовлетворяет критериям завершенности и новизны).

– завершенности – это должен быть полностью законченный продукт, подготовленный для непосредственного потребления.

– обмениваемости – продукт должен передаваться в руки того, чью потребность он удовлетворяет посредством обмена, то есть на основе товарно-денежных отношений.
Таким образом, чтобы превратиться в товар, информация должна:

С точки зрения НОВИЗНЫ:

– содержать новые, ранее не известные потребителю сведения;
С точки зрения ПОЛЕЗНОСТИ: информация должна

– быть систематизирована и упорядочена применительно к нуждам и запросам определенного потребителя; она должна решать конкретную проблему потребителя, удовлетворять его конкретную потребность;
С точки зрения ЗАВЕРШЕННОСТИ: информация должна

– быть представлена в форме, делающей возможность ее непосредст­венного применения без дополнительной обработки (таблиц, графиков, чертежей, технологической документации, отлаженных программ и т.п.);

– находиться на таком материальном носителе, который делал бы ее потребление максимально простым и удобным;
С точки зрения ОБМЕНИВАЕМОСТИ: информация должна

– передаваться потребителям на возмездной основе за деньги по определенной цене.
Информация как товар обладает рядом особенностей и отличий от традиционных товаров.

ОСОБЕННОСТИ информации как товара, прежде всего, связаны с ее интеллектуальной сущностью.

С одной стороны, она сама является результатом интеллектуального труда, с другой стороны, она способна влиять на создание нового интеллектуального продукта (решения, проекты, прогнозы, идеи, оценки и т. д.), и материального продукта (образцы техники, изделий, технологии и т. д.).
Как особый товар она характе­ризуется следующими основными ЧЕРТАМИ:

1. Распространенность. Информация не имеет свойства редкости, которым об­ладают почти все материальные блага. ОНА интернациональна по своей природе

Информация не убывает по мере ис­пользования, и может быть использована неограниченное число раз (ограничением на полезное использова­ние информации может быть только срок ее устаревания).

Приобретение какого-то объема знаний не уменьшает способности другого потребителя приобрести столько же. Многие члены общества могут синхронно применять для собственных целей одну и туже информацию, которая долговечна и сохраняет стоимость после использования.

Исполь­зование информации приводит к появлению новой информации и нового знания. Иначе говоря, информация может порождать качественно новую информацию.

Информация, благодаря стремительному развитию информационных технологий, стала наиболее легко тира­жируемым благом

2. Избирательность. Потенциально информация может быть доступна огромному количеству людей, но в то же время не быть реаль­но усвоена ими.

Информация приносит прибыль не всем, так как не каждый ее владелец способен выгодно продать имеющие­ся сведения. Лицо, владеющее информацией, зачастую может продать свои сведения так дешево, что цена продажи не покроет издержек на их получение. Даже когда за информацию дорого пла­тят, это не значит, что она становится источником прибыли для того, кто ее добыл, потому что не всякий продавец информации осведомлен об истинной ценности данных знаний для общества.

3. ^ Механизм старения информации иной по сравнению с мо­ральным износом (устареванием) основных фондов и со старением материальных потребительских благ. Информация не изнашивает­ся, полезность ее со временем может как уменьшаться, так и увели­чиваться «в среднем». Информация отличается большой длительностью жизненного цикла.

4. ^ Снижающаяся предельная полезность: т.е. большая часть заключен­ных в информационном товаре издержек приходится на подготовительный период. Это означает, что себестоимость изготовления первого экземпляра непропорциональ­но велика по отношению к себестоимости последующих. В книго­издательском деле, например, начальные капиталовложения, вклю­чающие гонорар автора, а также стоимость макета и набора, значительно выше, чем себестоимость бумаги, процесса печати и пере­плета тиража.

5. ^ Невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема информации. Информация изобильна, и в ее стоимости главная роль закрепляется за полезностными оценками, а не за издержками.

Но эта полезность субъективна и обу­словлена степенью необходимости информации, важности ее для получателя.

6. ^ Объективность, достоверность, актуальность и адекватность, характеризующие информацию с качественной стороны.

К КАЧЕСТВЕННЫМ (см. 4-ый вопрос данной лекции) характеристикам товара «информация» также можно отнести такие свойства, как объективность; достоверность; актуальность; адекватность.

Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мне­ния.

Информация достоверна, если она отражает истинное положе­ние дел.

Под актуальностью информации понимают важность и су­щественность информации для настоящего времени.

Адекватность информации означает определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа – реальному объекту, процессу, явлению.
Рассматривая проблемы информационного рынка, следует отметить, что информация получает реальную силу товара со всеми его признаками лишь в условиях рынка, когда она приобретает потребительную и меновую стоимость (подвергается колебаниям рынка, принимая все условия и процедуры маркетинга).

Важно отметить, информация – категория нематериальная, и продает­ся не сама информация, а право на ее использование.

Следует разделять и не смешивать понятие "информация"1 с Понтиями "информационные изда­ния, базы данных" и пр., т.е. с тем, что мы называем информа­ционной продукцией или услугами.
^ 2. Информационные продукты и информационные услуги, их отличия2

В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается новая ин­формация или информация в новой форме, иначе говоря – информационные продукты и услу­ги.

Относительно категории "информа­ционные продукты и услуги" существуют разные мнения. Дискуссия по поводу точности их определений продолжается.
Информационный продукт
Информационный продукт (Арский Ю.М., Гиляревский Р.С) – информация, закрепленная на материальном носителе (включая экран монитора), предназначенная для распространения, приобретения и использо­вания.

^ Информационный продукт (Пилко И.С.) результат создания или семан­тической переработки информации в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе удовлетворения информационных потребностей.

^ Примеры информационных продуктов:

– (1) статья, пол­нотекстовая база данных, аудио-диск, фотодокумент, видеофильм, программный продукт, рекламное объявление, перевод, обзо­р, дайджест, тематическая подборка и др.).

– (2) каталоги (карточных, печатных, машиночитаемых),

– (3) библиографические базы данных,

– (4) указатели, списки литературы, от­дельные библиографические записи.

– (1) + (2) + (3) содержат вторич­ную (библиографическую) информацию
Один и тот же информацион­ный продукт может служить основанием для реализации целого спек­тра информационных услуг.
Информационная услуга
Информационная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации (Закон РБ "Об информации, информатизации и защите информации").

Информационная услуга, в отличие от информационного продукта, имеет ряд специфи­ческих СВОЙСТВ. Среди них:

неосязаемость (вербальная, визуальная, виртуальная форма отдельных услуг, т.е. их невозможно увидеть, услышать до момен­та приобретения) (например, удаленный доступ к информационным ресурсам, презентация программного продукта, читательская конференция, рекламное радиообъявление);
неотделимость услуг от источника (от их производителя) (например, устная справка, консультация, лекция).

Услуга неотделима от своего производителя, тогда как продукт (товар) в материальном виде существу­ет независимо от присутствия или отсутствия производителя.
непостоянство качества (гетерогенность).

Качество услуги колеблется в зависимости от того, кто оказы­вает услугу, в какое время, в каком месте; каждый образец услуги отличается от другого, поскольку сохраняется не сама услуга, а лишь фиксация возможности ее предоставления.

В целом, качество зависит:

– от характеристик исходного «сырья» (например, информационный поиск, копирование, редактиро­вание рукописи).

– от квалификации испол­нителя услуги (например, экспертная оценка, научный доклад, синхрон­ный перевод).
несохраняемость (услуги невозможно хранить, они возникают там и тогда, когда в них есть потребность. Если услугу надо сохранить, то это невозможно сделать без дополнительных затрат на фик­сацию информации).

непревращаемость в собственность (свойство производно от несохраняемости). Именно это свойство отличает услугу от про­мышленного производства товаров и делает невозможным ее пере­продажу;

невозможность тиражирования.
Различие продуктов и услуг сохраняет свое значе­ние не только с теоретической точки зрения, но и с позиции требований к квалификации их производителей (информацион­ных работников).

  • Так, при подготовке услуг особого внимания заслуживают процессы поиска и распространения информации: а именно:

– момент контакта с потребителем на стадии приема запроса (т.е. выявле­ние информационной потребности),

– момент предоставления информации (т.е. вы­бор комфортных режимов и оптимальных коммуникационных кана­лов),

– организация «обратной связи» (т.е. установление мнения потребите­ля о качестве информационного обслуживания).


  • При производстве информационных продуктов внимание исполнителя сосредоточено главным образом на процессах сбора и обработки исходной инфор­мации, организации информационных массивов, а также обеспе­чения сохранности промежуточных и конечных результатов.


^ 3. Классификация информационных продуктов и услуг (ИПУ)
Единой научно обоснованной, рассчитанной на всеоб­щее признание классификации ИПУ на данный момент нет.

Среди возможных существенных оснований классифи­кации ИПУ выделяются следующие признаки:

– вид обслуживания (характер предоставляемой информа­ции),

– целевое назначение и сфера применения ИПУ,

– способ производства ИПУ,

– адресность распространения ИПУ.
1) Первый признак – вид обслуживания (характер предоставляемой информации).

Здесь разли­чают три вида информационного обслуживания:

• документальное (документное),

• фактографическое,

• концептографическое.
Соответственно, на этом основании мы можем различать

документальные,

фак­тографические и

концептографические информационные услуги.
Документальное обслуживание предполагает удовлетворение ин­формационных потребностей путем предоставления документов потре­бителям для постоянного или временного использования.

Яркий пример доку­ментального обслуживания – библиотечное обслуживание, например:

– выдача документов на абонементе, в читальном зале,

– заказ литературы по межбиблиотечно­му абонементу,

– организация книжных выставок, просмотров литерату­ры.

– услуги удаленного доступа к БД.

– библиографические услу­ги, осуществляемые на базе вторичных документов (библиографиче­ских записей, каталогов, списков, указателей литературы, библиогра­фических БД).

^ Фактографическое обслуживание предполагает предоставление пользователям конкретной интересующей их информации (данных, фактов, сведе­ний).

Выполнение фактографических запросов осуществляется на базе первичных документов или специ­ально созданных для этих целей информационных продуктов (спра­вочные издания, фактографические досье и БД, банки знаний и т.п.).

^ Концептографическое обслуживание предполагает предоставление специ­ально подготовленной по запросам пользователей обзорно-аналити­ческой, концептуальной, прогностической информации.

Данный вид обслуживания требует тщательного анализа большого количества источников, извлечения, интерпретации, оценки и обобщения отдельных фактов и данных, / син­тезирования на этой основе аналитических информационных продук­тов в виде научно-аналитических обзоров, экспертных заключений, докладов, прогнозов развития.

Это наиболее сложный, «наукоем­кий» вид информационного сервиса.
2) Второй признак – целевого назначения и сферы применения про­изводимых продуктов и услуг.

Здесь ИПУ сегментируются по секторам рынка.

– ИПУ сектора деловой информации;

– ИПУ сектора информации для специалистов;

– ИПУ сектора массовой и потребительской информации;

– ИПУ сектора социально-политической информации.
3) Третий признак способ про­изводства ИПУ.

Здесь выделяются ИПУ как результат:

– научно-информационной деятельности;

– патентно-лицензионной деятельности;

– переводческой деятельности;

– библиотечно-библиографического обслуживания;

– издательской и копировально-множительной деятельности;

– рекламной деятельности и т.п.
Идея классификации ИПУ в зависимости от способа их произ­водства одна из самых перспективных.
4) Четвертый признак – широта распространения информации (адресность, назначение информа­ции).

Здесь различают ИПУ:

индивидуального назначения, ориентированные на индиви­дуальные информационные потребности конкретного пользо­вателя;

группового назначения, ориентированные на близкие по со­держанию информационные потребности группы пользова­телей, объединенных общностью профессиональных, научных, учебных, досуговых или других интересов;

массового назначения, ориентированные на информационные потребности широкого круга пользователей.
5) В качестве возможных оснований классификации ИПУ могут выступать и другие признаки:

– режим обслуживания (напр., разовый, текущий; пакетный, диалоговый);

– форма представления информации (напр., печатная, электронная),

– вид носителя (напр., бумажный, карточный, машиночитаемый, пленочный);

– способ передачи информации (напр, непосредственно в инфор­мационной службе, через посредника, по каналам связи).
При необходимости, возможно создание классификаций на основе:

1 – качественных характеристик производимых продуктов и услуг (пол­нота, оперативность, поисковые возможности и др.),

2 – технологи­ческих особенностей производства ИПУ (традиционные, автоматизированные, гибридные технологии; централизованная обработка, распределенный ввод дан­ных и др.);

3 – стоимостных показателей (диапазон цен, условия оплаты, льготы).
Для создания многоаспектных классификаций ИПУ наиболее применим фасетный подход: каждый классификационный признак служит осно­ванием образования собственной фасеты.

Несомнен­ное достоинство фасетных классификаций (по сути, описательных моделей ИПУ) — их комплексность, обозримость, простота использования.

^ 4. Качество информации как товара
Качество информационного товара не всегда очевидно и часто определяется исключительно субъективно.

Основными критериями оценки качества информационных товаров, критериями которые определяют успех товара в конкуренции на информационном рынке, являются:

1 – релевантность информации == полное соответствие содержания спросу (искомому решению) конкретного потребителя (или категории потребителей)

2 – надежность (она характеризуется в свою очередь следующими критериями:

– (полнота, новизна, отсутствие «шума»)

– достоверность (информация достоверна, если она отражает истинное положе­ние дел);

– объективность (информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мне­ния);

– актуальность (под актуальностью информации понимают важность и су­щественность информации для настоящего времени);

– адекватность (адекватность информации означает определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению).

3 – оперативность (своевременность представления),

4 – соответствие формы товара потребительным возможностям покупателя (доступность, наглядность, однозначность, упорядоченность, лаконичность).

Качество информационной продукции и услуг определяется, прежде всего, базой, использованной для их подготовки. Поэтому описание конкретного информационного продукта предусматривает характеристики привлеченных ресурсов. Это могут быть, например:

– совокупные информационные ресурсы региона и страны;

– зарубежные базы данных и документальные собрания;

– фонд и справочно-поисковый аппарат учреждения, предоставившего услугу;

– личностные знания специалистов-экспертов, привлеченных к созданию информационного продукта и т.д.

^ 5. Особенности установления цен на информационные товары

Основными элементами ры­ночного механизма являются цена, спрос, предложение.

Ценообразование на информационные товары и услуги, как и на все прочие товары, прежде всего, зависит от соотношения спроса и предложения.

^ Спрос – это потребности населения, обеспеченные покупательной способностью, то есть денежным эквивалентом.

Предложе­ние – это рыночные фонды (за­пасы), или иначе говоря совокупность товаров, поступающих для оконча­тельной реализации.

Цена на информационный товар, как на духовный феномен (а не материальный), определяется, главным обра­зом, исходя из потребительной стоимости предлагаемых сведений, исходя из их общественной или индивидуальной полезности.

Затраты труда (индивидуальные или общественные), затраты на производство, играют здесь второстепенную роль.

^ Потребительная стоимость – совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять потребности человека.

Потребительная стоимость информационного товара непосредственно связана с его потребительскими свойствами.

Потребительские свойства информационных продуктов и услуг – это способность удовлетворять конкретные запросы пользователей.

Именно потребительские свойства определяют спрос на конкрет­ные продукты и услуги, обусловливают их привлекательность и сто­имость.

В группу потребительских свойств информационных продуктов и услуг могут быть включе­ны следующие характеристики:

1 – адресность информации (ориентация на конкретные катего­рии пользователей и целевые установки);

2 – временные затраты на подготовку и использование инфор­мационного товара (инф. продукта / услуги);

3 – оперативность предоставления информации, сроки удовлет­ворения запроса;

4 – возможность многоаспектного поиска информации;

5 – надежность представленных данных (сроки их актуализации, достоверность источников информации);

6 – аспектность охвата темы, проблемы в пределах основной и смежных областей знания и практической деятельности;

7 – возможность машинной обработки и распространения инфор­мации;

8 – удобство в обращении (дружественный интерфейс, гостепри­имство информационно-поисковых языков (ИПЯ), деталь­ность пользовательских инструкций);

9 – доступность (по каналам связи, видам носителей, цене);

10 – защищенность от несанкционированного доступа и воздей­ствия;

11 – условия хранения и актуализации (для информационных про­дуктов);

12 – эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль и др.
^ Потребительские свойства информационных продуктов и услуг отличны от аналогичных характеристик материальных объектов:

– ценность информации индивидуализирована: определяется со­циальным, образовательным, профессиональным статусом по­требителя. Одно и то же сообщение может быть открытием для одного пользователя, банальным — для другого, безын­тересным — для третьего. Поэтому разработка единых, как в промышленности, стандартов качества на отдельные виды ин­формационной продукции и услуг проблематична;

– качество и количество информации не убывает по мере ее по­требления (многократного использования). Содержание ин­формации не подвержено процессам физического старения, амортизации. Падение спроса, снижение актуальности (мо­ральное старение) информации происходит по иным, отлич­ным от действующих в сфере материального потребления законам;

– многоаспектность (избыточность) информации обусловливает возможность ее использования в самых различных областях человеческой деятельности.

Проявление потребительной стоимости будет различ­ным для разных видов информационных товаров:

– для научных информационных товаров она будет заключаться в приросте технических параметров оборудования, технологии, продук­ции и методов организации производства и труда;

– для информационных товаров в виде прикладных программ – в совершенствовании сис­тем управления производством и реализаций продукции.

Данные системы могут быть представлены в виде автоматизированных систем управления различных уровней (автоматизацией управления отдельными ви­дами оборудования, АСУ технологическими процессами, АСУ производст­вом);

– для результатов прогнозных и маркетинговых исследований – в совершенствовании выпускаемой продукции, ее качества, ассортимен­та и способов реализации и т.д.
По сравнению с рынками других видов товаров информационному рынку в меньшей степени свойственна ценовая конкуренция между про­изводителями. Конкуренция происходит в основном по линии дифферен­циации услуг, а не по линии цен.

Для большинства профессиональных потребителей цена не является решаю­щим фактором при выборе информационные товаров, к тому же цены на информационные товары колеблются в довольно узких пределах.

Главная роль в определении стоимости информационного товара отводится полезности.

Но информация как индивидуализированный товар, формирует различную полезность даже для одного и того же потребителя с учетом различных ситуаций и отдельных временных промежутков,

В установлении цены определяющее значение имеют не текущие потребности, а перспективные. В связи с этим, цена устанавливается, как правило, на основе договора между продавцом и покупателем.

1 Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах.

2 Информационные продукты и информационные услуги являются информационными товарами, но только в том случае если они отвечают существующим критериям товара.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка iconКонспект лекции 4 Тема: "инфраструктура информационного рынка"
Понятие "инфраструктура информационного рынка". Основные составляющие инфраструктуры информационного рынка

Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка iconКонспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления
Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие "информационный рынок". Функционирование данного рынка...

Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка iconКонспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ
Этапы становления информационного рынка в странах СНГ. Характеристика этапов. Общая характеристика современного состояния информационного...

Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка iconКонспект лекции №15. (паразитология 4). Тема. Основное медицинское значение хордовых
Чума, туляремия, клещевые сыпнотифозные лихорадки, таёжный энцефалит, кожный лейшманиоз, альвеококкоз

Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка iconКонспект лекции № Тема. Теории возникновения жизни (биогенез). основные этапы развития биологии
Каждая из них, в определенное историческое время, считалась доказанной гипотезой и получала статус "теории"

Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка iconКонспект лекций Содержание Введение 4 Тема Экономическая теория:...
Предлагаемый читателям конспект лекций разработан в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы экономических теорий» для...

Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка iconЛекции 8
Тема лекции разработка алгоритмов и программ с элементами деловой игры. Игры «Группа разработчиков», «Сценка»,«Улитка», «Японский...

Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка iconВопросы по экологическому праву 2012 год
Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства...

Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка iconВопросы по экологическому праву 2012 год
Компоненты окружающей среды как объекты природы, объекты (хозяйствования) использования, объекты собственности. Влияние этого триединства...

Конспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка iconКонспект лекции № Тема. Субклеточный и клеточный уровни организации живого
Фосфолипиды клеточных мембран представляют собой триглицериды, у которых одна из жирных кислот замещена на фосфорную кислоту. Гидрофильные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов