Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления




Скачать 109.06 Kb.
НазваниеКонспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления
Дата публикации19.02.2014
Размер109.06 Kb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Информатика > Конспект



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 1
Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления

Вопросы, рассматриваемые в лекции:
1. Сущность и определение понятия "информационный рынок".

2. Цели и задачи информационного рынка

3. Области и сектора информационного рынка

1. Сущность и определение понятия "информационный рынок"
Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие "информационный рынок". Функционирование данного рынка оказывает существенное влияние на развитие, прежде всего, производства и предпринимательства.

Прежде чем перейти непосредственно к понятию "информационный рынок", необходимо обратиться к содержанию понятия "рынок":

Существует множество определений:

Например, по мнению

Ф. Котлера,

рынок – это совокуп­ность существующих и потенциальных покупателей товара (Котлер Ф. Основы маркетинга. - М: Прогресс, 1990.)
по определению

К.Р. Макконнелла и С Л. Брю,

рынок – это всякий институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщи­ков) конкретного товара или услуги (Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс – принципы, проблемы, поли­тика. - М: Прогресс, 1994.)
Мы становимся на следующем понятии:

Рынок – совокупность экономических отношений по поводу обмена жизненными благами, или совокупность экономических от­ношений обмена.

При этом в основе совокупности экономических от­ношений обмена лежат экономические по­требности людей (вызванные их естественными потребностями – в еде, комфорте, и т.д.).

А что касается "обмена", то имеется в виду не всякий обмен, а лишь обмен то­варами, т.е. возмездный обмен на базе стоимости товаров.

На "информационном рынке" предметом обмена является специфический товар – информация, точнее информационные продукты и услуги.

В настоящее время существует много определений понятия информационный рынок.

Так, например, отдельные авторы понимают информационный рынок как совокупность средств массовой информации разных типов в отдельном регионе, государстве, предлагающих различный информационный продукт для сегментированной по интересам и потребностям аудитории это узкое понятие.

По мнению российского специалиста^ Петровой Е.А. (автора монографии "Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития", 2004 г.) –

"Информационным рынком", или рынком информации, являются отношения между собственниками (производителями) информации и платежеспособными лицами, нуждающимися в ней (потребителями}, по поводу купли-продажи любых возможных сведений, данных и т. п. 1) в приемлемой для потребителя форме и 2) в ограниченные сроки.

Наиболее полно на наш взгляд содержательная сторона понятия информационный рынок представлена в следующем определении (Арский Ю.М., Гиляревский Р.С.):

^ Информационный ры­ноксистема экономических, правовых и социально-психологических отношений, протекающих в условиях многообразия форм соб­ственности и конкуренции и возникающих в процессах обмена информационными продуктами и услугами между создателем (либо продавцом) и потребителем в связи с удовлетворением информаци­онных потребностей.

По определению российского учено ^ В. Л. Тамбовцева, Информационный рынокэто пятый сектор, в структуре современного рыночного хозяйства (после

– (1) рынка потребительских благ (иначе говоря рынка товаров),

– (2) рынка средств производства,

– (3) рынка труда,

– (4) рынков денег и ценных бумаг), но он играет базовую роль в функционировании всех других рынков.
Необходимо отметить, что информационный рынок следует рассматривать ИМЕННО как отдельный рынок.

Он не является сектором или совокупностью секторов в рамках существующих рынков (рынка труда, ценных бумаг, рынка средств производства и т. д.)..

Сходство Информационного рынка с рынками материальных товаров – структурное, формальное:

– есть субъекты и объект отношений;

– существует свой механизм ценообразования;

– так же как на рынках физических товаров от имени продавцов и покупателей могут выступать их представители, посредники;

– важны и сроки производства-поставки товара.

Вот и все общие черты, далее идут особенности.
Рынок информационных продуктов и услуг особый, здесь действуют закономерности, не характерны для рынков обычных физических товаров и услуг.

Начав формироваться в середине 50-х гг. XX столетия, к началу 90-х рынок информационных продуктов и услуг более или менее отчетливо проявил собственные, присущие только ему, особенности развития.
Объектом купли-продажи здесь является информации, знания о чем-либо или о ком-либо. Как любой другой товар, информация обладает полезностью.

Но, как правило, потребитель не может заранее объективно оценить полезность информации. Сначала оценивается ее потенциальная полезность, тогда как peaльную полезность и затем потребительную стоимость он может оценить лишь в процессе ее потребления, использования, переработки.

Качество товара «информация» далеко не всегда очевидно и часто определяется исключительно субъективно. Следует заметить, именно содержательные характеристики информации являются определяющими при принятии решений о ее покупке.
ОСОБЕННОСТЬЮ информационного рынка является, прежде всего, то, что не всякая информация пригодна для торговли. Еще лет 40-50 назад обсуждался вопрос, является ли информация по природе своей това­ром? Основатель кибернетики (это наука, разрабатывающая общие принципы автоматизации умственного труда) Н. Винер утверждал, например, что ин­формация не сохраняется и непригодна для того, чтобы быть товаром.

На практике легко убедиться, что на большую часть циркулирую­щей в обществе информации вряд ли удастся найти покупателя. Взять, например, сообщения на бытовые темы.

В тоже время, значительную часть информации, в принципе пригодной для торговли, общество заин­тересовано вывести из сферы товарно-денежных отношений.

Это касается, прежде всего, информации, которую готовят и передают, например, службы погоды, службы охраны порядка, различные коммунальные системы. Сюда относятся также знания, используемые для обучения, поддержки научной и научно-технической деятельности, охраны здоровья населения. – Затраты на подготовку и распространение такой информации государство берет на себя, а покрываются эти расходы за счет средств налогоплательщиков.

^ 2. Цели и задачи информационного рынка
Основные цели информационного рынка:

– удовлетворить спрос на информацию, потребность в ней;

– полностью реализовать информационный потенциал страны;

– наладить взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными информационными системами.
Информационный рынок – это не только возможность выгодно купить и продать информацию. Его создание должно способствовать решению таких задач, как:

– введение в оборот всех информационных ресурсов страны;

– повышение качества информации и услуг;

– пробуждение интереса к информации, повышение культуры ее потребления;

– создание информационных предпосылок для успешного развития рыночных отношений во всех сферах экономики и социальной жизни;

– объединение усилий органов научно-технической информации для укрепления экономики отдельных регионов и для экономической интеграции страны в целом;

– создание материальной базы для технического оснащения научно-информационной деятельности, обеспечение надежной социальной защи­ты всех категорий информационных работников, обеспечение защиты права собственности на информационную продукцию ее производителей;

– и др.
^ 3. Области и сектора информационного рынка
Современный информационный рынок оформился к началу 90-х гг. Его можно разделить на три взаимодействующих области:

область рынка информационных услуг и продуктов (здесь представлены базы данных, доступ­ные в электронном виде через сети связи и на носителях, имеющих вещную форму, услуги по организации доступа к базам данных в электронном виде и др.);

– область электронных сделок (электронная торговля, бирже­вые и финансовые операции – e-commerce широко);

– область глобальной электронной коммуникации (организа­ция работы сети).
Рынок информации и информационных услуг и продуктов
На мировом рынке информации и информационных услуг и продуктов можно выделить следующие основные сектора, которые характерны для всех развитых стран, в том числе и для Беларуси и России, и не зависят от каналов передачи информации (т.е. распространяются и на Интернет):
1. ^ Сектор деловой информации охва­тывает:

– биржевую и финансовую информацию – информа­цию о котировках ценных бумаг, валютных курсах, рынке товаров и капиталов, инвестициях, ценах, предоставляемую биржами, специальными службами бир­жевой и финансовой информации, брокерскими компания­ми, банками;

экономическую и социальную статистическую ин­формацию – это числовая экономическая, демографическая, социальная информация предоставляемая в виде рядов динамики, прогноз­ных моделей и оценок, подготавливаемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом в области рынков спроса;

коммерческую информацию – это информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работы и их продукции, ценам, финансовому состоянию, связям, сделкам, руководителям и т. п.;

– деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые специальными информационными служ­бами.
2. ^ Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охва­тывает:

– профессиональную информацию – это специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т. п.;

– научно-техническую информацию – это документаль­ная, библиографическая, реферативная, справочная ин­формация и данные в области фундаментальных и при­кладных, естественных, технических и общественных наук;

– услуги организации доступа к первоисточникам (к копиям документов) – эти услуги реализуются через библиотеки и специализированные службы.
3. ^ Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств глобальной телекоммуникации), охватывающий:

– новости и литературу – информацию служб ново­стей и агентств прессы, электронные журналы, справочни­ки, энциклопедии;

– потребительскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не служебное использова­ние – местные новости, погоду, расписания движения транс­порта, игры, программное обеспечение, предложения по обмену, покупкам и продажам, справочники отелей и ресторанов, информацию по обмену валюты, аренде машин, турам, дачам для аренды. Эта информация распространяется как в виде традиционных изданий, так и по каналам служб телевидения (телетекст, видеотекс), радиовещания, а в последние годы через компьютерные сети и, прежде всего, – Интернет.
4. ^ Сектор социально-политической информации, направленный на обслуживание государственной власти и управления статисти­ческой, социальной, архивной и специальной информацией.
Следует отметить, что различия между выделенными секторами достаточно условны. Но, подобное разделение необходимо, так как позволяет определенным образом струк­турировать рынок, прежде всего, исходя из круга пользова­телей в сочетании с задачами, решаемыми ими.
^ Рынок электронных сделок
На мировом рынке электронных сделок (операций, или transactions) представлены в основном системы банковских карт, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, системы заказа товаров и услуг, а также системы биржевых, банковских и расчетных операций.

Вплоть до середины 90-х гг. этот ры­нок развивался в рамках специализированных компьютер­ных систем транспортных и туристических компаний, круп­ных банков и фондовых брокеров, а также торговых компа­ний. Доступ к этим системам со стороны конечного потре­бителя был ограничен.

Ин­тернет коренным образом изменил ситуацию, привлек в эти области массового потребителя. Интернет быстро превращает данный рынок из корпоративного или элитарного в действи­тельно массовый, в быстро развивающуюся новую отрасль электронной торговли.

Рынок электронных сделок в странах СНГ формируется с начала 80-х гг. и представлен, прежде всего:

– системами заказа билетов на железнодорожном и авиационном транспорте;

– системами электронных банковских операций;

– электронными биржами;

– системами электронной торговли (ЭТ).
^ Рынок электронных коммуникаций
Большая часть услуг электронной коммуникации оказывается в рам­ках Интернет.

На рынке электронной глобальной коммуникации можно выделить различные системы на основе современных средств связи и человеческого общения:

– коммерческие и публичные сети передачи данных,

– системы электронной почты,

– коммерческие диалоговые системы, объединяющие владельцев ПК,

– телеконференции,

– электронные сетевые доски объявлений и бюллетени и т. п.

Эта область выделились из рынка услуг связи и в отличие от стандартных услуг связи, при оказании которых основное внимание уделяется пере­даче информации вне зависимости от ее содержания, оказы­ваемые услуги рынка электронных коммуникаций имеют более сильную связь с содержанием, которое выступает важным компонентом формирования спроса на них, и часто неотрывны от него, а также более тесную привязку к потребностям конкретных потребителей.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления iconКонспект лекции 4 Тема: "инфраструктура информационного рынка"
Понятие "инфраструктура информационного рынка". Основные составляющие инфраструктуры информационного рынка

Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления iconКонспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ
Этапы становления информационного рынка в странах СНГ. Характеристика этапов. Общая характеристика современного состояния информационного...

Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления iconКонспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка
Объектами рынка в его экономическом смысле являются разнообразные товары. Это материальные блага, соз­данные не для собственного...

Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления iconКраткий конспект лекции особенности социально-экономического строя древней Руси Главным
Главным занятием восточных славян было земледелие, носившее экстенсивный характер

Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления iconКонспект лекции по теме №7(гму)
Регион часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий

Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления icon1 Сущность и функции денег 7
Тема Социально-экономическая сущность финансов и их функции в условиях рыночной экономики 24

Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления iconКонспект лекций по предмету «основы предпринимательской деятельности»
Сущность и методы государственного регулирования социально-экономических процессов

Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления iconВ плане статистического наблюдения рассматриваются вопросы: программно-методологические...
Абсолютная величина: характеризует численность (объем, размер) изучаемого социально-экономического явления в определенных границах...

Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления iconТема лекции: «Особенности семейных взаимоотношений»
В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов,...

Конспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления iconКонспект лекции №15. (паразитология 4). Тема. Основное медицинское значение хордовых
Чума, туляремия, клещевые сыпнотифозные лихорадки, таёжный энцефалит, кожный лейшманиоз, альвеококкоз

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов