Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ




Скачать 127.43 Kb.
НазваниеКонспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ
Дата публикации24.02.2014
Размер127.43 Kb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Информатика > Конспект


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 9
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА В СТРАНАХ СНГ1.

ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ "
Вопросы, рассматриваемые в лекции:
1. Этапы становления информационного рынка в странах СНГ. Характеристика этапов. Общая характеристика современного состояния информационного рынка стран СНГ.

2. Единое информационное пространство стран СНГ. Понятие. Принципы


1. Этапы становления информационного рынка в странах СНГ. Характеристика этапов. Общая характеристика современного состояния информационного рынка стран СНГ
Начало информационному рынку, существующему на современном постсоветском пространстве было положено в конце 1980-х гг. ХХ века.

Условно можно выделить три периода в его становлении:

^ Первый (1987-1992 гг.) характеризуется благоприятными усло­виями для развития информационного рынка. В результате активи­зации предпринимательской деятельности возникли новые инфор­мационные потребности, появился относительно надежный плате­жеспособный спрос. Наличие дешевого информационного "сырья", созданного в рамках государственных информационных структур, позволило множественным коммерческим информационным структурам-посредникам вести целевое, направленное на конкрет­ного потребителя информационное обслуживание. Возникли пред­посылки для формирования брокерских служб, условием существо­вания которых стала добавленная стоимость в результате перера­ботки информационного "сырья".

^ Второй период охватывает 1992 г. – конец 90-х гг. (т.е. до принятия в отдельно взятых странах нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по поводу национальных информационных ресурсов, государственной информационной политики, информатизации и т.п.).

Данный этап связан с либерали­зацией экономики, которая привела к ухудшению макроэкономичес­ких условий для становления рынка информационных продуктов и услуг. Производство информационных услуг и продуктов становится в основном нерентабельным, особенно это касается сектора научной и технической информации. Небольшие коммерческие структуры-брокеры были вынуждены либо прекратить свою деятельность, либо ориентироваться на платежес­пособного потребителя. Производство информационных продук­тов и услуг в сфере научной и технической информации вновь сосредоточилось в рамках государственных структур, финансирова­ние которых было сведено до минимальных размеров.

^ Третий период для различных стран отсчитывается исходя из того, когда был принят нормативный правовой акт по поводу национальных информационных ресурсов или государственной информационной политик или, информатизации и т.п.
Для Беларуси начало третьего этапа можно условно отсчитывать с 1995 г., когда был принят закон "Об информатизации", который был призван регулировать правоотношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации и информационных ресурсов; в процессе создания информационных технологий и т.д. В 1997 г. в "Концептуальных вопросах информатизации белорусского общества и формирования национальных информационных ресур­сов" сформулированы основные положения государственной политики в сфере инфор­матизации Республики Беларусь.
Для России третий период начался в 1997 г. и связан с принятием Постановления правительства, утвердившего Положение о Государственной системе научной и техни­ческой информации. Это Постановление послужило катализатором к восстановлению в России данной системы (гос. системы НТИ), обратило внимание на необходимость финансирования крупнейших информационных центров - создателей и хранителей национальных информационных ресурсов. Затем в 1999 г. принята "Концепция государственной инфор­мационной политики". В этой концепции сформулированы основные положения государственной информационной политики России на современ­ном этапе.
На Украине в 1998 г. принят Закон «О национальной программе информатизации», утверждена Концепция этой программы, в которых были заложены основные принципы современной информационной политики Украины.
В Казахстане информа­ционное законодательство находится на начальном этапе своего становления, до настоящего времени отсутствует система регулирования отношений в области информации, что сдерживает включение страны в международный информационный обмен.
Второй и третий этап связан с постепенным развитием инфраструктуры инфорынка, его секторов и развитием интеграционных процессов в рамках СНГ и т.д.
Формирование секторов информационного рынка началось в странах СНГ в 1990-е г.

Это были сектора

– коммерческой информации;

– биржевой и финансовой информации;

– деловых новостей;

– специальной инфор­мации;

– НТИ;

– новостей массового характера.

Создавались эти сектора новыми коммерческими структурами — независимыми информаци­онными, консультационными, рекламными и аналитическими фир­мами, биржами и банками.

Развитие секторов рынка информации в странах СНГ отражало развитие самих рыночных отношений в этих странах.

Например, получил развитие сектор правовой информации, что было обусловлено, во-первых, постоянно меняющимся хозяйственным, налоговым и таможенным законодательством, во-вторых, отсутствием и неразвитостью правовых институ­тов для развития бизнеса.

Следует отметить, что уровень развития сектора НТИ в отдельных странах СНГ (в частности, в России) оказался очень высоким и с долгими традициями, поэтому на его поддержку фактически не были затрачены средства в рамках международных программ помощи стране или ее науке. Многочисленные попытки выхода на этот сектор рынка зарубежных информационных служб провалились. Зарубежные службы оказались не в состоянии конкурировать с мест­ными информационными соперниками, подтвердившими способ­ность работать в условиях фактического отсутствия платежеспособ­ного спроса.

В целом, на информационном рынке стран СНГ сформировались следующие крупные сектора:

– сектор деловой информации;

– сектор научно-профессиональной информации (научно-техни­ческой, медицинской, юридической и др.);

– сектор массовой, потребительской информации (охватываю­щий новости и литературу, справочники, энциклопедии, потреби­тельскую и развлекательную информацию, ориентированную на домашнее, а не служебное и промышленное использование);

– сектор социально-политической информации (направленный на обслуживание государственной власти и управления статисти­ческой, социальной, архивной и специальной информацией).

К государственной сфере в странах СНГ относятся такие сферы информации, как образование, статистика, библиотеки, архивы.

К рыночной сфере принадлежат в большей степени секторы деловой, общественно-политической и массовой информации.

Такие сферы, как издательское дело и телевещание в различных пропорциях для каждой из стран совмещают государственные, общественные и частные структуры. Это зависит от уровня развития этих сфер и многих других факторов.

В последнее 10-тилетие рынок информационных услуг в странах СНГ расширился, однако информационное обеспечение граждан, хозяйственных субъектов и органов государственного управления остается на невысоком уровне.

Возможность доступа к информации, по-прежнему, ограничена ее ведомственной принадлежностью и часто обусловлена должностным положени­ем и социальным статусом потребителей информации.

Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.
Инфраструктура информационного рынка стран СНГ крайне неоднородна, что особенно четко видно на примерах городов, удаленных от центральных территорий. Это серьезно осложняет пользователям доступ к информационным ресурсам.

Развитие информационного рынка в странах СНГ сдерживается рядом факторов, это:

– экономическая нестабильность;

– недостаточное законодательное обеспечение;

– низкая информационно-правовая культура общества в целом;

– недостаточное развитие и неэффективность информационной инфраструктуры;

– дефицит специалистов в сфере информации;

– неравномерное распределение средств связи и телекоммуникаций по регионам;

– недостаточная финансовая поддержка научных исследований в области информатизации.

Лидером на информационном рынке СНГ является Россия.

Россия в отличие от других стран самостоятельно обрабатывает существенную часть мирового потока информации, подготавливая русскоязычные информационные продукты несмотря на то, что на рынке имеются соответствующие англоязычные анало­ги. Такое дублирование оправдано: 1) тем, что для суще­ственной части потребителей в России, странах бывшего СССР русский язык является более удобным в работе, чем английс­кий; 2) тем, что в состав мировых информационных ресурсов включаются новые точки зрения по тем же самым вопросам, – чем обес­печивается плюрализм мнений и исключается возможность манипу­лирования общественным сознанием за счет монополизации ин­формации.

Органы информации других государств СНГ на коммерческой и некоммерческой основе используют продукцию российских генераторов баз данных, получая возможность сосредо­точить собственные усилия на обработке своих национальных ресурсов и информационном обслуживании потребителей, использующих русский язык в качестве рабочего.
^ 2. Единое информационное пространство стран СНГ. Понятие. Принципы
Важнейшей характеристикой формирования информационного рынка в странах СНГ являются процессы интеграции.

Интеграционные процессы осуществляются на следующих уровнях:

- внутри каждого государства,

- между государствами, ранее входившими в СССР,

- внутри стран Центральной и Восточной Европы,

- на глобальном (мировом) уровне.
Рассмотрим интеграционные процессы между странами СНГ.
Информационные процессы, происходящие внут­ри стран СНГ объединя­ются понятием "единое информационное пространство СНГ". До настоящего времени еще не выработаны общие подходы к понятию "единое информационное пространство".

Мы будем понимать под "единым информационным про­странством" – территориально ограниченное (открытое для расширения или сужения) пространство, в котором информацион­ная деятельность регулируется согласованными правовыми норма­ми, в котором совместно используются общие информационные ресурсы, технологии и каналы коммуникации, а также специально выделен­ные организационные структуры. (Арский Ю.М., Р.С.Гиляревский и др.)

^ Целью создания единого информационного пространства явля­ется как можно более широкий доступ к информации членов обще­ства разных стран при минимизации затрат на производство инфор­мации за счет объединения информаци­онных ресурсов, каналов связи, унификации стандартов, создания единой нормативно-правой базы для международного информаци­онного обмена.

^ Информационное пространство СНГ – совокупность национальных информационных пространств государств-участников СНГ, взаимодействующих на основе соответствующих межгосударственных договоров по согласованным сферам деятельности.
^ Предыстория интеграционных процессов такова:
В результате распада СССР каждое из новых государств получило возможность строить свою информационную политику самостоятельно.

В частности, в области НТИ:

– отдельные страны сделали попытки создать собственные информационные ресурсы в виде рефератив­ных, библиографических и других баз данных;

– другие страны попытались использовать информационные ресурсы крупнейших мировых информационных служб, таких как CAS, BIOSIS, MEDLARS, INIS, INSPEC и др.,

– третьи продолжили ориентацию на российские ресурсы и, прежде всего, на услуги и продукты ВИНИТИ.

Первоначально, после распада СССР на постсоветском пространстве наиболее привлекательным являлось при развитии инфорынка использование информационных ресурсов крупнейших мировых информационных служб, т.к. во-первых: стремительное разви­тие телекоммуникационных сетей, в первую очередь Интернет, создавало иллюзию простоты и дешевизны использования этого направления; во-вторых, для государств бывшего СССР предоставлялись на начальном этапе льготные цены.

Однако даже незначительные цены для государств бывшего СССР оказа­лись практически недоступными. Кроме того, серьезной проблемой явился языковой барьер.

В результате, с целью более интенсивного восстановления единого информа­ционного пространства между странами СНГ в июне 1992 г. десять стран Содружества подписали Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией.

В 1995 г. правительствами стран СНГ было подписано Соглаше­ние о создании общего научно-технологического пространства.

Во исполнение этого Соглашения в 1996 г. была разработана и утверждена главами правительств СНГ "Концепция формирования единого информационного пространства Содружества независимых государств".

В Концепции отмечалось, что формирование информационного пространства СНГ позволит в том числе:

– создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы и др.

Концепция предусматривала:

– этапы формирования и развития информационного пространства СНГ;

– развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере;

– повышение эффективности информационного взаимодействия в согласованных сферах;

– развитие социальных и культурных связей;

– защиту национальных интересов в сфере информации и информатизации.

Основные принципы формирования и развития информационного пространства СНГ:

– соблюдения прав суверенных государств на независимое формирование своего информационного пространства;

– соблюдения основных принципов всеобщей Декларации прав человека, других международных документов и заключенных договоров Содружества Независимых Государств в области межгосударственного обмена информацией;

– взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов;

– обеспечения достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств-участников СНГ;

– экономической целесообразности участия каждого государства в реализации межгосударственных мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных услуг;

– сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств-участников СНГ;

– соблюдения норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств-участников СНГ в области информации;

– проведения согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие национальных информационных систем государств Содружества;

– выработки согласованных подходов в отношении регулирования ценообразования, налогообложения, таможенных пошлин и сборов на информационные услуги и продукцию;

– признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации о событиях, происходящих в государствах-участниках СНГ, а также о деятельности органов Содружества.

Следует отметить, что в области формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и специфические для каждого государства. Причина этих специфических особенностей в том, что не все элементы информационного пространства, как и общественные структуры отдельных государств находятся в одно и то же время на одной и той же стадии развития. Процесс развития государств-участников СНГ не является линейным и скорости вхождения каждого из государств в мировое информационное пространство могут быть различны.

На современном этапе информационное пространство государств Содружества не явля­ется пока достаточно развитым рынком информационно-теле­коммуникационных услуг, а общая ситуация с точки зрения его ка­чества имеет следующие особенности:

– техническую отсталость информационной инфра­структуры, ориентацию на использование зарубеж­ных технических средств;

– правовые основы информационного пространства СНГ характе­ризуются отставанием в развитии информационного законодатель­ства, выражающегося в нечеткости и расплывчатости содержания многих документов, существенном расхождении многосторонних документов и национального законодательства, отсутствием отла­женного механизма реализации договоров и соглашений, заключен­ных в рамках СНГ;

– при формировании информационного пространства СНГ возни­кает противоречие между потребностями Содружества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения определенных ограничений на ее распространение (разрешить кото­рое можно путем создания системы информационной безопасности, организационно-правовой совокупности социальных органов, средств, методов и мероприятий в странах СНГ, обеспечивающих защиту информации от разглашения, утечки и несанкционированно­го доступа);

(NB) количественный анализ информационного пространства СНГ крайне затрудняется тем обстоятельством, что Государственный комитет СНГ по информатике практически не располагает стати­стическими показателями;

– крайне скудны данные (если они вообще имеются), относящиеся к практическим информационным связям информационного пространства СНГ с более общим полем европей­ского информационного пространства.

1 Азербайджан, Армения, Беларусь, Гру­зия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркме­ния и Узбекистан входят в Содружество независимых государств (СНГ).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ iconКонспект лекции 4 Тема: "инфраструктура информационного рынка"
Понятие "инфраструктура информационного рынка". Основные составляющие инфраструктуры информационного рынка

Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ iconКонспект лекции 1 Тема: Сущность информационного рынка как социально-экономического явления
Одним из основных понятий современной рыночной экономики является понятие "информационный рынок". Функционирование данного рынка...

Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ iconКонспект лекции 3 Тема: объекты информационно рынка
Объектами рынка в его экономическом смысле являются разнообразные товары. Это материальные блага, соз­данные не для собственного...

Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ iconКонспект лекции №15. (паразитология 4). Тема. Основное медицинское значение хордовых
Чума, туляремия, клещевые сыпнотифозные лихорадки, таёжный энцефалит, кожный лейшманиоз, альвеококкоз

Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ iconКонспект лекции № Тема. Теории возникновения жизни (биогенез). основные этапы развития биологии
Каждая из них, в определенное историческое время, считалась доказанной гипотезой и получала статус "теории"

Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ iconX ІХ международная научно-практическая интернет-конференция «Проблемы...
Информируют Вас, что с 30 по 31 января 2014 г проводится XІХ международная научно-практическая интернет-конференция «Проблемы и перспективы...

Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ iconXv международная научно-практическая интернет-конференция «Проблемы...
Информируют Вас, что с 29 по 30 сентября 2013 г проводится XV международная научно-практическая интернет-конференция «Проблемы и...

Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ iconКонкурсе эссе на тему «Миграционные проблемы в Западной Европе, Российской...
«Миграционные проблемы в странах Западной Европы, Российской Федерации и других республиках снг»

Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ iconКонспект лекций Содержание Введение 4 Тема Экономическая теория:...
Предлагаемый читателям конспект лекций разработан в соответствии с типовой программой дисциплины «Основы экономических теорий» для...

Конспект лекции 9 Тема: формирование информационного рынка в странах СНГ icon1 4 Принципы, функции и элементы маркетинга
К ним относятся: постоянное изучение состояния и динамики рынка; приспособление к его условиям с учетом требований и возможностей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов