Программа всеобщая история искусств




Скачать 461.34 Kb.
НазваниеПрограмма всеобщая история искусств
страница1/4
Дата публикации05.07.2013
Размер461.34 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > История > Программа
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Магистерская программа

по всеобщей истории искусств

(направление 035400 «История искусств»)

Учебная программа

Рекомендовано методической комиссией исторического факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 035400 «История искусств»


Нижний Новгород

2011

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА


ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Руководитель программы: доктор искусствоведения,

профессор А. Н. Донин



Современное образование в магистратуре нацелено на систематизацию специальных знаний, полученных студентами на более ранних стадиях образования, и на получение новых знаний – также системного характера. Именно умение системно мыслить, системно видеть мир дает человеку возможность с наибольшей эффективностью разрешать проблемы, прежде всего профессиональные, которые перед ним встают. Это значит, что магистратура готовит специалистов высокого уровня.

Магистр искусствоведения – это специалист, компетентный в таких областях знания, как история искусства, теория искусства, методология изучения истории искусства, техника и технология создания произведений искусства, музейное дело, выставочная деятельность. Его компетентность распространяется также на смежные области знания (история, религиоведение, филология, культурология).

Подготовка магистров ориентирована на получение фундаментальных знаний и развитие специфических умений и навыков. В процессе обучения магистрант сможет овладеть не только теоретическими знаниями, получить сведения о последних научных разработках в своей профессиональной области, но и получит практические навыки, участвуя в исследовательских работах.

В научных семинарах, проводимых в рамках программы, принимают участие нижегородские искусствоведы, а также специалисты Москвы и Санкт–Петербурга.

Обучение в магистратуре по программе «Искусствоведение» позволяет окончившему ее специалисту высокопрофессионально и с большой эффективностью работать в высшей школе и средних специальных учебных заведениях художественного профиля, музеях, выставочных комплексах и других учреждениях культуры. Кроме того, знания, полученные магистром искусствоведения, – это своего рода трамплин для продолжения научной деятельности (аспирантура), а также, при дополнительной специальной подготовке, для работы в бизнесе, связанном с искусством.



^ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ ПО

истории искусств

В

ыпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способен порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

  • способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);

  • способен свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-4);

  • способен использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК-5);

  • готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);

  • способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОК-7);

  • способен использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области основ информатики и элементы естественнонаучного и математического знания (ОК-8);

  • способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-9);

  • способен использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-10);

  • способен применять современные методы и методики исследования (ОК-11);

  • способен к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействия истории искусства как науки с другими науками об обществе и человеке (ОК-12);

  • способен к инновационной деятельности; умеет ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ОК-13);

  • способен к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ОК-14);

  • способен анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ОК-15);

  • способен к использованию в исследовательской практике современного программного обеспечения (с учетом потребностей соответствующей области знаний) (ОК-16);

  • способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ОК-17).


Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

в научно-исследовательской деятельности:

  • способен к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-1);

  • способен к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);

  • знает современные научные стратегии и методологические принципы, применяемые в исследованиях по истории искусства (ПК-3);

  • способен использовать в исследованиях по истории искусства тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-4);

  • способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-5);


в педагогической деятельности:

  • имеет навыки практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (ПК-6);

  • умеет анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства (ПК-7);

  • способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-8);


в организационно-управленческой деятельности:

  • способен формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умеет использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-9);

  • умеет организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-10);

  • способен к подготовке аналитической информации (с учетом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-11);

  • способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-12);


в культурно-просветительской деятельности:

  • способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы) (ПК-13);


в экспертно-аналитической:

  • способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, а также пропагандой художественного наследия в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма (ПК-14).



Правила приема в магистратуру

исторического факультета

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

В

магистратуру принимаются лица, имеющие высшее образование (диплом бакалавра или специалиста). Лица, предъявившие диплом магистра, могут быть зачислены только на договорной основе.

При подаче заявления в магистратуру поступающий должен представить документы, удостоверяющие его личность и гражданство, а также оригинал или заверенную ксерокопию документа государственного образца в высшем профессиональном образовании.

Прием осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных экзаменов. Контрольные цифры приема в магистратуру ННГУ граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, устанавливается ежегодно федеральными органами исполнительной власти. План приема на внебюджетные места устанавливается ННГУ.

Организация приема документов, проведения экзаменов и зачисления граждан в магистратуру осуществляется приемной комиссией ННГУ.

Вступительные испытания в магистратуру проводят экзаменационные комиссии, назначаемые приказом ректора. Лица, поступающие в магистратуру и имеющие высшее профессиональное образование с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» по направлению, совпадающему с избранным направлением магистерской подготовки, могут подать в экзаменационную комиссию заявление с просьбой засчитать результат соответствующего государственного экзамена бакалавриата в качестве результата вступительного испытания.

Зачисление проводится после завершения всех вступительных испытаний на основании результатов конкурса по количеству набранных баллов.

При равенстве конкурсных баллов преимущественным правом пользуются лица, имеющие:

  • право на преимущественное зачисление в вузы в соответствие с действующим законодательством;

  • диплом о высшем профессиональном образовании, выданный ННГУ;

  • опубликованные научные работы по избранному направлению подготовки;

  • более высокий средний балл в документе о высшем образовании.

Форма обучения в магистратуре – очная. Срок обучения – два года.




^ ВОПРОСЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

В МАГИСТРАТУРУ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ


  1. Пещерная живопись палеолита.

  2. Канон в искусстве Древнего Египта.

  3. Пластические концепции Мирона (Дискобол) и Поликлета (Дорифор): сравнительная характеристика.

  4. Ансамбль Афинского Акрополя.

  5. Пантеон в Риме.

  6. Крестово–купольная система в церковной архитектуре Византии, Древней Руси и средневековой Западной Европы.

  7. Церковь Вознесения в Коломенском: объемно–пространственная композиция и декор.

  8. Творчество Рафаэля.

  9. Синтез искусств в Капелле Медичи (Флоренция).

  10. Общая характеристика венецианской живописи эпохи Возрождения.

  11. Общая характеристика искусства Дунайской школы.

  12. Творчество Питера Брейгеля Старшего.

  13. Сравнительная характеристика барокко и классицизма.

  14. Картины Рубенса в Эрмитаже.

  15. Автопортреты Рембрандта.

  16. Веласкес: портреты шутов.

  17. Анализ картины Пуссена «Царство Флоры» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров).

  18. Ансамбль в Версале: синтез искусств.

  19. Стиль рококо во французской живописи.

  20. Академия художеств в Петербурге и ее роль в развитии русского искусства.

  21. Архитектура барокко в России.

  22. Памятник Петру I в Петербурге работы Фальконе.

  23. Творчество Ф. С. Рокотова.

  24. Три этапа классицизма в русской архитектуре.

  25. Картина Ж. Л. Давида «Клятва Горациев».

  26. И. П. Мартос: Памятник Минину и Пожарскому в Москве.

  27. Романтизм в искусстве Франции и Германии.

  28. Анализ картины Александра Иванова «Явление Христа народу».

  29. Живопись реализма во Франции.

  30. Бытовой жанр в русском искусстве второй половины XIX века.

  31. Портрет в творчестве И. Е. Репина.

  32. Анализ картины И. И. Левитана «Озеро. Русь».

  33. Творчество В. Ван Гога.

  34. Архитектура стиля модерн в России.

  35. Анализ картины К. С. Петрова–Водкина «Купание красного коня».

  36. Общая характеристика искусства русского авангарда.

  37. Графическое творчество В. А. Фаворского.

  38. Основные течения в западноевропейском модернизме XX века.

  39. Анализ панно П. Пикассо «Герника».

  40. Социалистический реализм в СССР: идеология и художественная практика.

  41. Пейзажи М. С. Сарьяна.

  42. Общая характеристика сюрреализма в западноевропейском искусстве.

  43. Основные направления в зарубежной архитектуре ХХ века.

  44. Концептуализм в зарубежном и отечественном искусстве.

  45. Искусство постмодернизма: общая характеристика.


ПРОГРАММА
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
В

ходе обучения на специализации «Искусствоведение» будущие магистры получают детальные знания в различных областях истории и теории изобразительного искусства и архитектуры. В учебном плане выделяется два блока дисциплин


^ КРАТКИЕ АННОТАЦИИ КУРСОВ
ПЕРВЫЙ БЛОК
ДИСЦИПЛИНЫ НАПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ (ДНМ)
Федеральный компонент.
Современные проблемы теории искусства

Составитель – доктор искусствоведческих наук, профессор кафедры археологии, искусствоведения и музеологии А.Н. Донин.


Теория изобразительного искусства – относительно новая наука. Если теория литературы начинается с Аристотеля (IV век до нашей эры), а теория музыки – с Гвидо д’Ареццо (рубеж X – XI веков), то теория искусства не насчитывает еще и двухсот лет. Однако она интенсивно развивается и в настоящее время является не только наукой, раскрывающей внутреннюю сущность искусства, но и важнейшей учебной дисциплиной.

Задача курса «Теория искусства – познакомить магистрантов с основными концепциями, определяющими современное понимание и восприятие изобразительного искусства. Это позволяет достичь основной цели курса – составить необходимое смысловое расширение и углубление знаний по истории искусства и установить связи с философией и психологией искусства, а также эстетикой.

В основных разделах курса рассматриваются следующие проблемы: образ и изобразительное искусство, структура зрительного опыта, форма в изобразительном искусстве, материя и материал в изобразительном искусстве, пространство в изобразительном искусстве, темпоральные аспекты изобразительного искусства, свет и цвет в изобразительном искусстве, организация и структура художественного произведения, понятие о стиле, значение и смысл в изобразительном искусстве, проблема подражания в изобразительном искусстве, изобразительное искусство и индивидуальное бессознательное, изобразительное искусство и коллективное бессознательное, искусство и миф, искусство и мир сакрального, искусство в его социальном бытии. Особо рассматривается вклад отечественных ученых в разрешение теоретических проблем искусствознания.

В результате освоения курса студент магистратуры должен будет свободно ориентироваться в искусствоведческом материале и уметь творчески и эффективно использовать полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.



Историография и методология истории искусства

Составитель – доктор искусствоведческих наук, профессор кафедры археологии, искусствоведения и музеологии А.Н. Донин.


Данная учебная дисциплина во многом перекликается с теорией искусства. Цель курса – ознакомление студентов с основными исследовательскими методами и подходами, которые были выработаны искусствознанием на протяжении двухсот лет его развития. Предполагается историческое описание возникновения, сложения и исчезновения тех или иных методов, а также обзор современного состояния методологии истории искусств.

Основные разделы курса: начальный период истории искусства, наука об искусстве в эпоху Возрождения (Вазари, Карел ван Маандер, Зандрарт), барокко и классицизм в истории искусствознания, начало истории искусства как науки (Винкельман, Гёте, Вакенродер), культурно–историческая школа (Тэн, Фромантен, Буркхардт), знаточество, формально–стилистический метод (Вёльфлин), венская школа искусствознания (Ригль, Дворжак), структурный анализ в искусствознании (Зедльмайр), иконография, иконология (Варбург, Панофский), семиотика в искусствознании, художественная критика, психологические подходы к искусству, социология искусства, религиозные подходы в истории искусства, вклад отечественных ученых в историографию и методологию истории искусства.

Студент, прослушавший данный курс и освоивший его основные положения, сможет быстрее и эффективнее разрешать задачи, которые будут вставать перед ним в его практической деятельности.



Компьютерные технологии в искусствоведении (Новые информационные технологии в музееведении)

Составитель – кандидат исторических наук, старший преподаватель А.В. Акашева.


В рамках курса рассматриваются возможности компьютерных технологий в деятельности современных музеев. Изучаются автоматизированные информационные системы (КАМИС, АИС-Музей) для создания электронного каталога музейного фонда, средства создания виртуальных экспозиций, интернет-сайты ведущих отечественных и зарубежных музеев, общественные организации, которые объединяют музейщиков-информатиков в России и за рубежом.



^ Национально–региональный (вузовский) компонент.
Английский язык

Составитель – преподаватель английского языка Л.А.Артамонова.


Владение иностранным языком является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки специалиста любого профиля. Курс английского языка в магистратуре несет профессионально-ориентированный характер. Программа курса предполагает продолжение обучения английскому языку на продвинутом уровне.

Целью обучения английскому языку в магистратуре является достижение владения языком на уровне предполагаемом наличие и углубление умений, позволяющих:

  • Читать оригинальную литературу по специальности для получения необходимой информации;

  • Принимать участие в устном общении в объеме тематики, определяемой узким профессиональным интересом магистров.

Новизна курса заключается в использовании литературы, которая либо отсутствует в библиотеках, либо мало доступна.

В соответствии с вышеизложенным, обучение в магистратуре подразделяется на два этапа. На первом этапе совершенствуются умения работы с литературой общенаучного характера, продолжается обучение работе над иностранным текстом по узкой специальности (чтение, реферирование, аннотирование). Происходит дальнейшее развитие навыков монологической речи в связи с читаемыми текстами и поиском информации.

На втором этапе основное внимание уделяется развитию умений и навыков углубленного изучения специальной литературы по ранней, новой и новейшей истории и другим профессиональным аспектам.

Магистранты совершенствуют навыки ведения дискуссии и грамотного, структурированного изложения своих соображений в письменном виде, а также просмотрового и поискового видов чтения, которые необходимы в научно исследовательской работе.



^ Дисциплины по выбору студентов
Новейшие течения в мировой архитектуре

Составитель – доктор искусствоведческих наук, профессор кафедры археологии, искусствоведения и музеологии А.Н. Донин.


Архитектура – это не что иное, как среда обитания, искусственно создаваемая человеком. Мы можем не читать книг, не ходить в театры, в кино и на концерты, также можно не смотреть телевизор и не посещать художественные выставки. Но невозможно не жить в тех зданиях, которые построены для нас, и поэтому архитектура как вид творческой деятельности несет наибольшую, по сравнению с другими видами искусства, социальную ответственность. Этим определяется исключительная важность всех учебных дисциплин, связанных с изучением архитектуры.

Критерии, которым должны удовлетворять здания и сооружения, сформулированы еще в древности. Это польза, прочность и красота. Но если наши понятия о пользе и, особенно, о прочности меняются мало, то представление о красоте зданий и сооружений оказывается значительно менее постоянным. Особенно много нового и часто спорного в данном отношении принес ХХ век. Поэтому специалист–искусствовед должен выработать в себе способность и умение точно оценивать эстетическую ценность архитектурных объектов. Здесь заключена основная цель настоящего курса, что же касается его задач, то они состоят в ознакомлении будущих магистров с особенностями новейших течений в отечественной и зарубежной архитектуре.

Основные разделы курса: направления и стили в зарубежной архитектуре конца ХХ – начала XXI века (постмодерн, бовеллизм, деконструктивизм, мемфисская группа, блобитектура и др.), архитектура России конца ХХ – начала XXI века.




Музейный дизайн (Компьютерная графика)

Составитель – кандидат исторических наук, старший преподаватель А.В. Акашева.


В рамках курса рассматриваются основные возможности современной двухмерной и трехмерной графики (векторные и растровые модели данных, 3D-реконструкции историко-культурных объектов). На практических занятиях изучаются графические редакторы Adobe Photoshop и Corel Draw.



^ ВТОРОЙ БЛОК
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ (СДМ)
История стилей

Составитель – доктор искусствоведческих наук, профессор кафедры археологии, искусствоведения и музеологии А.Н. Донин.


Стиль – это сложное искусствоведческое (и не только) понятие, позволяющее объединять произведения искусства в большие или маленькие группы. Прежде всего под стилем понимают совокупность формальных признаков, общих для какой–либо группы произведений искусства. Но общность формальных признаков порождается сложнейшим комплексом причин ментального и исторического характера. Сюда включаются идейно–эмоциональное содержание произведений, способы формообразования, приемы композиции, индивидуальная манера и т. д. Можно говорить о стиле эпохи, о стиле той или иной художественной школы, о стиле одного мастера, о раннем или позднем стиле в рамках творчества одного художника. Вместе с тем, понятие «стиль» несколько условно и не может быть жестко закреплено в каких–то определенных – например, хронологических рамках. Так, существует понятие «готический стиль», но также можно говорить о стиле ранней готики, о стиле поздней готики и т.п.

Настоящий курс в концентрированном виде фиксирует важнейшие, узловые моменты истории изобразительного искусства и архитектуры. При этом основное внимание уделяется формальным признакам произведений различных видов и жанров искусства – тем, которые и позволяют говорить о стилистическом единстве. В курсе рассматриваются исторические изменения понятия «стиль», соотношение между понятиями «направление», «стиль» и «эпоха», стилеобразующая роль архитектуры в системе искусств.

Особо выделяются большие исторические стили – такие, как древнеегипетский, романский, готический, барокко, рококо, классицизм, модерн. Наряду с этим рассматриваются также важнейшие национальные стили.

Изучение данного курса дает студентам возможность свободно ориентироваться в историко–художественном пространстве, давать точные и тонкие оценки различным художественным явлениям.


Искусство немецкого Возрождения

Составитель – доктор искусствоведческих наук, профессор кафедры археологии, искусствоведения и музеологии А.Н. Донин.


Возрождение в Германии – одна из интереснейших страниц в истории искусства. Это яркий и выразительный пример национального своеобразия в рамках более широкого – в данном случае общеевропейского историко–художественного процесса, получившего название Ренессанс.

Одна из особенностей немецкого Возрождения в том, что наиболее ярко оно проявило себя в живописи и графике, тогда как в области скульптуры и особенно архитектуры достижения немецких мастеров оказались менее значительными. Второй важнейшей особенностью является то, что, в отличие от итальянского Ренессанса, в центре внимания немецких художников стоял не столько человек, сколько окружающий его мир, Универсум, человек же рассматривался как его составная и неотъемлемая часть.

Возрождение в Германии было, строго говоря, недолгим – около полувека. Обычно его хронологические рамки определяют 1490 – 1540 годами. Но этому периоду предшествовало XV столетие – переходный этап от Средневековья к Ренессансу. Наиболее яркие художественные явления в искусстве немецкого Возрождения связаны с такими художниками, как Мартин Шонгауэр, Михаэль Пахер, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Матиас Грюневальд, Альбрехт Альтдорфер, Ганс Гольбейн Младший. Их творчество изучается подробно. Кроме того, в курсе рассматриваются наиболее важные произведения таких художников, как Мастер Франке, Лукас Мозер, Стефан Лохнер, Конрад Витц, Ганс Мульчер, Файт Штосс, Тильман Рименшнайдер, Мастер Домашней книги, Вольф Губер, Ганс Бургкмайр.

В результате освоения данного курса студент магистратуры сможет составить более полное и точное представление об эпохе Возрождения, что увеличит его потенциал как специалиста в области изобразительного искусства.



Христианская традиция в отечественном искусстве

Составитель – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории религии и культуры Ф.А.Дорофеев.


Основная цель освоения дисциплины – выработка студентом базовых компетенций, позволяющих выявлять христианские мотивы, смыслы и бэкграунды в произведениях отечественной культуры и искусства. Систематизация теоретического знания об основах христианского богословия и его реализации на практическом уровне народной и элитарной культуры. Курс призван также помочь студентам в выработке навыков описания явлений культуры на примере собственных работ студентов. В качестве зачетной работы магистранты представляют эссе или одну из глав своей магистерской диссертации, выполненную в освоенной методологии.


История мировой музыкальной культуры

Составитель – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории зарубежных стран М.И.Струкова.


В курсе затрагиваются общие проблемы развития мировой музыкальной культуры, включая проблемы происхождения музыки, её места и значения в жизни человека, её связи с различными видами общественного сознания и формами общественной жизни: воспитанием, политикой, религией, философией, моралью.

Главное внимание обращено на социальные аспекты функционирования музыки: создателей музыки, особенности слушательской аудитории, специфику восприятия и эстетические предпочтения и др.

Вопросы музыкальной теории освещаются лишь постольку, поскольку они связаны с эстетическими оценками и объясняют тот или иной аспект в эстетических воззрениях деятелей музыкальной культуры разных эпох.

Главная цель — научить учащихся не только слушать, но понимать музыку и уметь определять принадлежность музыкального произведения к той или иной исторической эпохе.

Изложение курса следует традиционной хронологии, принятой в отечественных исследованиях по истории мировой культуры и сопровождаются музыкальными иллюстрациями.


Профильные группы музеев

Составитель – доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, искусствоведения и музеологии Е.А.Молев.



Памятники искусства разных времен и народов концентрируются и предоставляются для осмотра широким слоям населения именно в музеях различных видов. Существуют историко-археологические, пещерные, художественные, краеведческие, литературные и многие другие группы музеев. Для магистрантов искусствоведческого отделения важны прежде всего художественные музеи, но, практически, в каждой из групп музеев в той или иной степени затронуты вопросы искусства и искусствоведения, что делает необходимым ознакомление и с другими профильными группами музеев.

Цель курса – дать студентам необходимый объем знаний по истории становления и развития музея как специфического социокультурного института в широких хронологических рамках, ознакомить их с многообразием типов музея и форм работы в ходе развития музея как социального института, продемонстрировать многосторонние связи музея с различными научными дисциплинами и явлениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, характерными для той или иной эпохи.

Цель определяет и задачи предмета, среди которых рассмотрение этапов эволюции различных групп музеев, как общественных институтов, представлений о назначении музея и его функциях в различные эпохи; изучение способов организации музеев и характера представления информации в музеях различных эпох, их связи с современной им культурой; изучение становления и динамики основных направлений музейной деятельности (сохранительской, просветительской, воспитательной и др.); ознакомление студентов с особенностями деятельностью современных музеев и новейших музейных центров разных стран мира как реакции на конкретную социокультурную ситуацию.

В результате освоение курса студент должен будет знать закономерности становления и эволюции музея как социокультурного института с древнейших времен до современности; этапы формирования и коллекционный состав наиболее крупных музейных собраний мира (Европы, Азии, Африки, Америки); получить представление об этнических (национальных), конфессиональных и региональных особенностях современных музеев; свободно ориентироваться в ведущих тенденциях исследовательской и практической деятельности современных музеев и музейных центров; уметь творчески и эффективно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.


^ Специальные дисциплины по выбору студентов
Античное декоративно-прикладное искусство

Составитель – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Древнего мира и Средних веков Н.В.Молева.


В истории искусства важнейшим показателем уровня культуры любого народа является характер и уровень развития декоративно-прикладного искусства, которое в наибольшей степени характеризует отношение к искусству, прежде всего, рядовых слоев населения. Истоки и причины появления декоративно-прикладного искусства лежат в глубоком прошлом человечества. Наиболее развитые формы его в древнем мире мы находим в античном искусстве. Здесь под влиянием критских, микенских и ближневосточных влияний сформировались собственно греческие традиции, ставшие базовыми для всей европейской культуры.

Цель курса ознакомить студентов с особенностями античных памятников декоративно-прикладного искусства, их исторической ролью и значением. Отсюда вытекают задачи: определение времени и причин появления различных видов декоративно-прикладного искусства в Элладе; этапов его эволюции и связи с современной им культурой; изучение вероятности исторических реконструкций с их помощью.

В процессе изучения предполагается изучить античную художественную керамику, торевтику, античные ювелирные украшения, художественную резьбу по дереву и кости, античные расписные ткани и античное художественное стекло.

Предполагается, что в результате освоение курса студент должен будет знать закономерности и время появления памятников декоративно-прикладного искусства, их предназначение и историческое значение, художественные особенности в разные периоды истории и сюжетные линии развития, уметь извлечь историческую информацию для характеристики общества и эпохи, уметь творчески и эффективно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.


Культура и искусство Древнего Рима

Составитель – доктор исторических наук, доцент кафедры истории Древнего мира и Средних веков А.В.Махлаюк.


Римская культура, заимствовавшая многие явления культуры древней Греции, сама в свою очередь оказала огромное влияние на покоренные и соседние с империей народы. Особенно сильным это влияние было в сфере военной. Но и памятники искусства Рима оказывали существенное влияние на формирование художественных вкусов населения провинций и соседних народов.

Целью курса является изучение исторического места и характерных особенностей римского варианта античной культуры в целом, значение его для развития европейской цивилизации.

Основные задачи, вытекающие из цели, изучение особенностей римской «цивитас», основных этапов истории Рима и его культуры, выяснение понятий «римский мир», «эллинизация» и «романизация», римской системы ценностей и ее эволюции, изучение основных художественных достижений римской культуры.

Для решения этих задач предполагается рассмотреть исторические условия и факторы развития римской культуры, истоки формирования римского национального характера и системы ценностей римлянина, философские идеи оказавшиеся наиболее востребованными в Риме, характер образования и воспитания римлянина, роль ораторского искусства и права, роль массовой культуры (зрелищ), этапы формирования и развития римской архитектуры, скульптуры, живописи.

В результате освоение курса студент должен будет знать закономерности становления и эволюцию римской культуры и искусства, как ее составляющего элемента; получить представление об ее этнических (национальных), конфессиональных и региональных особенностях; свободно ориентироваться в ведущих направлениях развития римской культуры и искусства, знать тенденции и перспективы исследования римской культуры в связи с культурой современных народов Европы, уметь творчески и эффективно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.


Искусство Византии и Древней Руси: проблемы взаимосвязи

Составитель – кандидат исторических наук, доцент кафедры историографии и источниковедения Д.Ю.Кривцов.


Курс основан на методике кросскультурных исследований, прилагаемой к художественным (прежде всего – иконописным) традициям Византии и Средневековой Руси.

В рамках курса рассматриваются проблемы:

  • Формирования византийской «теории образа», как богословского оправдания и философской основы иконописного творчества; выявление степени знакомства с данной теорией на Руси и характера ее адаптации к Древнерусским условиям;

  • Особенности изобразительных средств иконописания (образная перспектива, диспропорциональность и т.п.) и их связь с богословской «теорией образа»;

  • Каналы влияния византийского искусства на Древнерусский культурный ареал: работа византийских мастеров на Руси, привоз византийских произведений искусства, пребывание и обучение русских художников в Византии;

  • Соотнесенность стилистических особенностей в памятниках Византийской и Древнерусской иконописи XI-XV вв.;

  • Московская Русь, как хранительница византийского художественного наследия в поствизантийское время (сер. XV – XVII вв.).


Проблема реституции культурных ценностей в мировой истории

Составитель – кандидат филологических наук, доцент кафедры археологии, искусствоведения и музеологии В.Ю.Белоногова.


Целью настоящего курса является ознакомление будущих специалистов-искусствоведов с одной из сложнейших и многоплановых проблем международного права в области культуры. Проблема перемещенных культурных ценностей включает в себя политический, социальный, национальный, исторический, психологический и другие аспекты. Чтобы разобраться, необходимо проследить эволюцию её понимания в контексте мировой истории – от возникновения самой проблемы в ранний период развития европейской цивилизации до появления юридических оснований перемещения художественных ценностей и попыток формирования системы международно-правовой защиты культурных ценностей после окончания Второй мировой войны.

В результате изучения курса студенты должны:

  • не только четко понимать значение термина «реституция», но и иметь представление об эволюции смысла этого понятия в различные исторические эпохи;

  • ориентироваться в истории поисков мировым сообществом путей разрешения проблемы реституции;

  • владеть навыками анализа международной и внутригосударственной законодательной базы в сфере перемещения культурных ценностей.



Танец как вид пластической культуры

Составитель – кандидат филологических наук, доцент кафедры истории религии и культуры И.И.Лукичева.


Данный спецкурс ставит своей целью познакомить студентов с историей и теорией хореографического искусства, с эволюцией пластического языка на разных этапах культурного развития. В рамках дисциплины студенты должны овладеть категориальным аппаратом, усвоить специфику таких понятий, как пластика, жест, движение, уметь анализировать хореографические постановки, определять культурологический контекст спектакля, учитывая взаимосвязь музыки, танца, костюма, декораций.

Таким образом, происходит совмещение теоретического материала с его практической реализацией, которую студенты могут наблюдать на различных танцевальных мастер-классах, в театре оперы и балета, что помогает более тщательно изучить предлагаемый материал.

.


Приложение 1
Учебный план

2010 /2011 учебный год

Магистерская программа «Всеобщая история искусств»

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа всеобщая история искусств iconВсеобщая история государства и права
Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 2 – М.: Тон – Остожье, 2000. –496 с

Программа всеобщая история искусств iconОтветы на билеты к экзамену по курсу “всемирная история”
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций;...

Программа всеобщая история искусств iconПрограмма учебной дисциплины «всеобщая история»
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина

Программа всеобщая история искусств iconРабочая программа по курсу всеобщая история
М. Просвещение. 2008г.; Улунян Ар. А., Сергеев Е. Ю., Коваль Т. В., Хромова И. С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история...

Программа всеобщая история искусств iconП. П. Гнедич всемирная история искусств
Текст печатается по изданию: Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. Спб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1885

Программа всеобщая история искусств iconП. П. Гнедич всемирная история искусств
Текст печатается по изданию: Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. Спб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1885

Программа всеобщая история искусств iconПояснительная записка Дисциплина «История искусств»
Дисциплина «История искусств» предназначена для студентов факультета культуры, обучающихся по специальности 071401. 65 Социально-культурная...

Программа всеобщая история искусств iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «самарская государственная академия...

Программа всеобщая история искусств iconУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история»
История в системе гуманитарных наук. В жизни человека, наряду с религией, моралью, искусством, правом, большую роль играет наука

Программа всеобщая история искусств iconГрафский В. Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов
Федерализм в развивающихся странах" (1968, в соавтор­стве), "Государство и технократия, историко-критическое исследование" (1981),...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов