Тема учебной дисциплины




Скачать 280.72 Kb.
НазваниеТема учебной дисциплины
Дата публикации24.06.2013
Размер280.72 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
Таблица 3 – Теоретический курс

Тема учебной дисциплины,
содержание темы

Номер

лекции

Количество часов

лекции

СРС

1

2

3

4

Тема 1. Предмет, задачи и структура курса «История менеджмента». Понятие менеджмента

Предмет дисциплины «История менеджмента», структура курса, его связь с другими курсами.

Особенности построения курса, природа управления и исторические тенденции его развития, понятие менеджмента, связь менеджмента с другими науками (экономика, социология, психология, педагогика, антропология, история, философия).

Формирование взглядов на управление как на важную функцию, особый вид деятельности. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Основные подходы к развитию менеджмента. Подход с позиций выделения разных школ в управлении.

Тема 2. Классификация школ управления. Школа научного управления

Основные этапы развития менеджмента, школы управления, подходы к управлению.

Древние организации. Становление и развитие управления как науки. Управление как объективно необходимое условие жизни человеческого общества в трудах Сократа, Аристотеля и Платона. Развитие теории управления и менеджмента  в трудах классических политэкономистов Адама Смита,  Джона Стюарта Милля. Разнообразие моделей менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.

Исторические предпосылки научного менеджмента. Условия возникновения менеджмента.

Школа научного менеджмента. Система Ф. Тейлора: ее цели, основные по­ложения. Зарубежные представители школы. Вклад российских последователей Ф. Тейлора.

 Тема 3. Классическая или административная школа управления

Классическая, или административная, школа управления. Вклад А. Файоля и других представителей школы в создание универсальных принципов управления, затрагивающих два основных аспекта: разработка рациональной системы управления организацией и построение структуры организации и управления работниками.

Тема 4. Школа человеческих отношений. Поведенческая школа

Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Школа человеческих отношений в управлении и ее социальная сущность, разви­тие в современных условиях. Школа поведенческих наук или бихевиористская, ее содержание и социальная на­правленность.

Тема 5. Теории мотивации и лидерства

Мотивация: понятие, виды. Сущность и классификация мотивов. Стимулирование труда и стимулы. Содержательные теории мотивации: теория иерархия потребностей А. Маслоу, теории Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда. Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера, концепция партисипативного управления. Использование данных теорий в деятельности современных предприятий.

Понятие «лидер». Лидерские качества. Отличия лидера от менеджера. Традиционные и ситуационные концепции лидерства. Новые концепции лидерства: атрибутивного, харизматического и преобразующего лидерства.
Тема 6. Системная и ситуационная школы. Процессный подход

Школа науки управления, или количественный подход. Использование методов и аппарата точных наук для формирования управленческих концепций.

Системный подход к менеджменту. Развитие и актуальность понятий системного подхода.

Ситуационный подход к менеджменту и разработка "стандартных" об­разцов управленческих решений.

Разработка А. Файолем процессного подхода к менеджменту. Значение основных положений процессного подхода для теории и практики управле­ния.

Тема 7. Развитие НОТовского движения

Особенности и условия формирования российского менеджмента, его достоинства и недостатки.

Развитие теории и практики хозяйственного управления в России до XIX в. Управленческая мысль в России в первой половине XIX в. Взгляды М.М.Сперанского, Н.С.Мордвинова на управление экономическими процессами в стране.

Развитие управленческой мысли в России во второй половине XIX вв. Программа П.А.Столыпина по преобразованию управления сельским хозяйством. С.Ю.Витте и его реформы в управлении экономикой страны. Предпринимательство в промышленности России и организация управления на производственных предприятиях.

Революционные преобразования и хозяйственное управление России начала ХХ в. Управленческая мысль России 20-30 гг.

Научная организация управленческого труда: понятия, сущность, цели.

Школы НОТ. Работы А.А.Богданова, А.К.Гастева, П.М.Керженцева, О.А.Ерманского, Е.Ф.Розмирович, И.М.Бурдянского, П.М.Есманского, Н.А.Витке, Ф.Р.Дунаевского и других ученых. Первая Всероссийская конференция по НОТ, Вторая Всероссийская конференция по НОТ.

Тема 8. Зарубежный и российский опыт управления

Зарубежные модели менеджмента (американская, японская, западноевропейские). Особенности  американской, японской  и западноевропейской моделей менеджмента.

Развитие теории и практики управления в 40-е и 50- годы ХХ века.

Возрождение НОТовского движения в 60-е гг.

Исследования 70-80-х гг. в области управления. Формирование управленческих концепций, выработка методологических основ теории управления. Работы В.Г.Афанасьева, Р.А.Белоусова, Д.Н.Бобрышева, Д.М.Гвишиани, О.А.Дейнеко, О.В.Козловой, Л.Н.Качалиной, Г.Х.Попова, Ю.А.Тихомирова по проблемам управления в нашей стране.  

Теория и практика управления в 1990-е годы в период  перехода к рыночным отношениям.

Проблемы теории и практики менеджмента. Теория «7S», теория «Z”, «Теория хаоса». Современные тенденции развития менеджмента. Перспективы развития менеджмента в XXI в.





1

2

3

4

5

6

7

8




2


2

2

2

2

2

2

2




4


4

4

4

4

4

4

4



4.2. Практические (семинарские) занятия

Программа практических занятий (семинаров) предоставлена в таблице 4.

Таблица – 4 Практические (семинарские) занятия


Номер

занятия

^ Номер раздела или темы

Наименование темы

занятия

Содержание занятий и цель

Кол-во часов ауд/

СРС

Формы контроля

1

1

Предмет, задачи, структура курса. Понятие менеджмента

Семинар для закрепления теоретического материала по теме. Цель: усвоить теоретические основы истории менеджмента

2/2

Устный опрос

2

2

Классификация школ управления. Школа научного управления

Выполнение студентами практических действий по подготовке и принятию решений. Деловая игра. Цель: получить навыки подготовки и принятия решений. Рассмотрение современных типов организаций и орг.структур, а также орг.структур конкретных организаций. Цель: изучить процесс структуризации организаций, современные типы оргструктур, получить навыки их анализа.


2/2

Устный опрос.

Заслушивание докладов.

3

3

Классическая или административная школа управления

Решений практических задач по определению социальной и экономической эффективности управления организациями. Цель: изучить критерии и показатели измерения социальной и экономической эффективности управления организациями.

2/2

Проверка расчетов студентов

4

4

Школа человеческих отношений. Поведенческая школа

Семинар для закрепления теоретического материала по теме. Цель: изучить и усвоить основные положения темы.

2/2

Устный опрос

5

5

Теории мотивации и лидерства

Разработка студентами целей и планов личной деятельности, организация их выполнения. Цель: освоить приемы и методы планирования и организации работы современного менеджера.

2/2

Проверка выполнения дом. задания

6

6

Системная и ситуационная школы. Процессный подход

Выполнение студентами практических действий по усвоению материала Цель: получить навыки практического использования различных подходов к управлению организации.

2/2

Проверка вып. дом задания

7

7

Развитие НОТовского движения

Изучение теоретических материалов по теме, их анализ. Цель: усвоить основные положения научной организации труда для дальнейшего применения в практике управления.

2/2

Заслуш. решений студентов

8

8

Зарубежный и российский опыт управления

Рассмотрение студентами зарубежного и российского опыта управления. Цель: изучить системы и школы управления в современных организациях.

2\2

Устный опрос

Итого

16/16






^ 4.3. Лабораторные занятия. Учебным планом не предусмотрены.

4.4. Курсовой проект (работа). Учебным планом не предусмотрен.
4.5. Самостоятельная работа студентов.

Программа СРС приведена в виде табл. 5.

Таблица 5 – Программа самостоятельной работы студентов

Номера
тем дисциплины


Виды СРС

Сроки выполнения

Формы контроля

СРС


Объём,
часов

1

2

3

3

4


1 – 8

Проработка учебного материала (конспект лекций, изучение учебной и научной литературы)




Весь период


Устный опрос


16


4


Решение задач и упражнений






Проверка выполнения домашнего задания


2


6

Подготовка проектов документов по подготовки и проведению делового совещания

1 неделя

Проверка выполнения домашнего задания


4


6

Определение персональной жизненной цели, составление плана по ее реализации, плана работы менеджера на 1 день

1 неделя

Проверка выполнения домашнего задания


2


6

Составление рамочного плана, листа памятки, перечня поглотителей времени

1 неделя

Проверка выполнения домашнего практ. задания


2


3

Для выполнения аудиторного занятия изучить: процесс подготовки и реализации решений, требований к ним

1 неде-ля

практическое занятие



2


4


Для выполнения аудиторного занятия изучить: требования к оргструктурам , факторы, определяющие их, все типы оргструктур, достоинства и недостатки, тенденции в их развитии


2 не

де

ли

практическое занятие


4



1-8


Самотестирование по контрольным вопросам (тестам).


Весь период



Устный опрос

4


1-8

Подготовка к зачету


5 недель

экзамен

24



^ 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.1. Перечень рекомендуемой литературы

Основная литература:

1. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – 7–е изд. –

М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012. – 548 с.

2.  Менеджмент в АПК: учебник (Р.Г.Мумладзе, Е.Г.Семенов, М.П.Тушканов) М.:

КНОРУС, 2009. – 375 с.

3. Семенов А.К.,Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. – Екатеринбург:

Изд-во «УМЦ УПИ», 2010. – 334 с.
Дополнительная литература:

3. Менеджмент в АПК: учебник для вузов (Ю.Б.Королев, В.Д.Коротков). М.: Ко

лосс, 2007. – 418 с.

4. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций: Учеб. пособие для ву

зов. М.: ИНФРА– М. – 2002. – 287 с.

5. Internet.шаг за шагом [Электронный ресурс] : [интерактив. учеб.]. – Электрон.

дан. и прогр. –СПб. : ПитерКом, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM) +

прил. (127 с).

6. Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. / Гос.

ун-т управления. – Электрон. журн. – Москва : ГУУ, 2003. – Режим доступа к

журн.ht. tp://zhurnal.guu.rsi.ru.

^ 5.2. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

В учебном процессе используются видеофильм, DVD-схемы по управлению персоналом, комплект таблиц-схем по истории менеджмента, программа обеспечения мультимедиа, компьютерные программы, раздаточный материал по оргструктурам конкретных зарубежных и российских организаций в количестве 15 схем по 15 экземпляров, система Тайм–менеджмент.

Примечание. Инновационная составляющая методических рекомендаций для преподавателя более подробно отражается в разделе «Инновации в преподавании дисциплины» УМК дисциплины.
^ 5.3. Методические рекомендации студентам

Студентам рекомендуется использовать для усвоения теоретического материала по менеджменту рекомендуемую и другую литературу по дисциплине, электронные ресурсы Internet.

В учебном процессе в лекционных и практических занятиях используются видеофильм, DVD-семы по управлению персоналом, комплект таблиц-схем по менеджменту, программа обеспечения мультимедиа, компьютерные программы, раздаточный материал по оргструктурам конкретных российских организаций в количестве 15 схем по 15экземпляров, система Тайм-Менеджмент.

При самостоятельной работе студентам рекомендуется использовать учебники и учебные пособия, раздаточный материал, вопросы для самоконтроля знаний, тесты по менеджменту.

Студентам также рекомендуется использовать Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся вуза.
^ 6. Формы и методика текущего и итогового контроля

Текущий контроль знаний студентов осуществляется следующим образом.

В начале лекционных занятий с помощью вопросов выясняются степень усвоения студентами пройденного материала, качество их самоподготовки.

На практических занятиях в качестве контроля:

– проверяются выполнение студентами домашних заданий в их рабочих тетрадях;

– проверяются расчеты студентов;

– осуществляется устный опрос студентов;

– осуществляется заслушивание студентов.

Итоговый контроль знаний студентов осуществляется в процессе экзамена.

Критерии формирования экзаменационной оценки следующие:

– 5 баллов – отличный, уверенный ответ на все вопросы;

– 4 балла – хорошее знание вопросов билета;

– 3 балла – удовлетворительное знание одного из 2 вопросов;

– 2 балла – неудовлетворительное знание хотя бы 1 из вопросов.

Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу приведен далее:
1.   Становление и развитие управления как целостного учения.

2.   Основные школы управленческой мысли.

3.   Отражение вопросов управления в древнейших источниках (Веды, Хаммура-

пи, Артхашастра и др.)

4.   Менеджеризм.

5.   Революция менеджеров.

6.   Объекты управления (государство, армия, церковь, школа, семья).

7.   Взгляды на управление Гастева А.К. и Керженцева П.М.

8.   Вклад Розмирович Е.Ф. в развитие науки управления.

9.   Макгрегор и его теория менеджмента.

10. Теории менеджмента X, Y, Z. Их особенности и отличия. Авторство.

11. Основные отечественные  концепции управления в 1920 – 1930 гг. и спустя

полвека.

12. Основатели и сторонники различных школ управления. Общее в их взглядах

на управление и различия.

13. Витке Н.А. и его направление в менеджменте.

14. Суть теории Тейлора Ф.У.

15. Супруги Гилбрет (Ф.Гилбрет и Л.Гилбрет) их исследования в области

управления.

16. Гантт Г. и научная организация труда.

17. Макиавелли Н. об управлении.

18. Фома Аквинский. Научные труды. Вопросы управления.

19. Лютеранство, кальвинизм об управлении.

20. «Домострой».

21. Вклад Сперанского М.М. в науку управления.

22. Русские цари и их деяния в совершенствовании управления государством.

23. Революционные преобразования в странах Западной Европы и изменения

в системе управления государством.

24. Теории мотивации.

25. Э.Мейо и его сторонники.

26. Тейлоризм.

27. Фордизм.

28. А.Файоль и его теоретические воззрения.

29. Идеи рационализации управления.

30. Реформы управления Ивана IV.

31. Реформы управления Петра I.

32. Реформы управления Екатерины II.

33. Реформы управления Александра I.

34. Реформы управления Александра II.

35. Преобразования государственного управления Павла I.

36. Завершение промышленного переворота в России и совершенствование

управления.

37. Промышленный переворот в странах Западной Европы и преобразование

систем управления в государствах.

38. «Военная демократия».

39.  Право и управление (теория и практика). Особенности, общие черты и отли

чия.

40. Термины: полицейский, управляющий, администратор, менеджер,

их интерпретация, развитие и отличия.

41. Власть светская и ее организация, тождественность с управлением.

42. Власть церковная и ее организация, тождественность с управлением.

43. Сочетание светской и церковной власти.

44. Идеи самоуправления, их особенности, отличие от государственного

управления.

45. Земское движение.

46. Современные течения в менеджменте.

47. Системы управления, их общие черты и отличия.

48. Стили управления и их адекватность системам управления.

49. Методы управления.


Вопросы для самопроверки знаний студентов:
Вопросы к теме 1
1. Какими чертами характера вы наделили бы делового человека античности?

2. В чем проявляется специфика древнегреческого менеджмента?

3. Можно ли назвать Фалеса и Аристотеля философами менедж­мента?

4. Как афиняне вышли в мировые лидеры бизнес-менеджмента?

Вопросы к теме 2
1. Назовите причины перемещения мирового центра менеджмен­та в США из Англии и расширьте те сведения, которые вы по­черпнули в главе, используя дополнительную литературу о со­циально-экономической истории США.

2. Кто впервые предложил термин «научный менеджмент»?

3. Каким образом связаны между собой термины «научный ме­неджмент» и

«обогащение труда»?

4. Что такое классическая геометрия труда? Существует ли не­классическая геометрия?

5. В чем содержание четырех научных принципов Тейлора? В какой последовательности их надо применять?

6. За что Тейлор критиковал старую систему управления?

7. Что представляют собой идеальные прямые рабочих движений?

8. Почему увеличение производительности труда и увеличение вознаграждения должны иметь разную размерность?

9. В чем суть тейлоровской системы?

10. Что такое дифференциальная система оплаты труда?

11. Какова методика установления нормы выработки у Тейлора?

12. Какими принципами руководствовался Тейлор при распреде­лении и премировании работ?
Вопросы к теме 3
1. В чем специфика термина «администрирования» Файоля по сравнению с общепринятым его употреблением?

2. Прочтите работы Файоля и выпишите краткие характеристи­ки функций управления.

3. Охарактеризуйте различия между функциями и принципами у Файоля.
Вопросы к теме 4
1. Что обнаружил Мэйо в своем первом эксперименте в Фила­дельфии и на что

он не обратил внимание?

2. Какие этапы выделяются в Хоторнских экспериментах и како­вы их характерные черты?

3. Какова роль рестрикционизма во влиянии «человеческого фак­тора» Э. Мэйо на производительность?

4. Что такое неформальные нормы поведения? Объясните на кон­кретных примерах: производственная бригада, воинское под­разделение, группа преступников, научный коллектив.

5. Чем отличаются контролируемые факторы от неконтроли­руемых?

6. Согласны ли вы с утверждением критиков о том, что в ходе Хоторнских экспериментов открытия «человеческих отноше­ний» не произошло? Ответ аргументируйте.
Вопросы к теме 5
1. Каким образом соотносятся между собой потребности в тео­рии Маслоу и мотивационные факторы в теории Херцберга?

2. Что такое «гигиенические факторы» и какова их функция в управлении?

3. Что такое «нулевой» уровень удовлетворения потребностей?

4. Чем различаются между собой «теория X» и «теория Y» Мак-грегора?

5. В каких ситуациях на производстве более подходит авторитар­ный стиль руководства?

6. Почему «теория X» называется негативной?

7. Как диагностируется стиль управления предприятием перед внедрением программы Макгрегора?

8. Что такое инстинктивная теория мотивации и каковы ее отли­чительные черты?

9. Чем различаются понятия «мотив» и «мотивация»?

10. Как бы вы охарактеризовали основные положения теории достижения Макклелланда?

11. Какова отличительная черта мотивации предпринимателя с точки зрения теории Аткинсона?

12. Опишите шкалу «интернальности — экстернальности».

13. Как бы вы объяснили специфику эвристики предпринимателя?

14. Расскажите о реакции на риск Макриммона и Верунга и «портфеле риска».
Вопросы к теме 6
1. Чем различаются подходы американцев Рейли и Муни и анг­личан Гьюлика и Урвика, сформировавшиеся в рамках одного и того же «синтетического» подхода?

2. Чем формальный лидер отличается от неформального?

3. Что такое легенда в формальной организации?

4. Почему скалярный принцип характеризует вертикальную ко­ординацию?

5. Что такое оптимальное делегирование?

6. Почему в классификации Муни и Рейли делегирование отно­сится к процессу, а не к принципу или результату?

7. Приведите конкретные примеры организации, где воплощался бы принцип «соответствия людей структуре» Гьюлика и Урвика.

8. В каких случаях принцип единоначалия помогает рационали­зировать деятельность подчиненных, а в каких — мешает?

9. Каким по величине должен быть «диапазон контроля» в брига­де станочников, армейском подразделении, научном коллективе? Пользуясь собственным опытом и дополнительной литературой, рассчитайте для каждого варианта численность подчиненных, ко­торыми способен эффективно руководить начальник.
Вопросы к теме 7
1. Чем различаются современная инженерия и «социальная инже­нерия» 20-х годов?

2. Чем различаются прикладная социология и социальная инжене­рия у Гастева и Витке?

3. Чем различаются подходы Гастева и Витке к социальной инже­нерии?

4. Что такое «принцип параллельности»?

5. Почему Витке — «файолист», а Гастев — «тейлорист»?

6. Чем подход Дунаевского отличался от полхода Гастева?

7. В чем сходство и отличие внедрения системы Тейлора и систе­мы Гастева?
Вопросы к теме 8
1. Что такое философия менеджмента с Вашей точки зрения?

2. В каком году прославился Эмерсон, наказав железнодорожные компании и продемонстрировав свои управленческие способ­ности, будучи консультантом по научному менеджменту?

3. Сравните возрождение Японии в XIX и в XX веках. Какие уро­ки преподнес японский менеджмент американцам? Какое вли­яние на Японию оказала Америка?

4. В каком смысле военную компанию можно рассматривать как деловое предпринимательство? Ответ аргументируйте в тер­минах концепции Эмерсона.

5. Какие два главных типа организации выделил Эмерсон?

6. В чем выражались характерные черты хищнического типа орга­низации американского производства?

7. Чем отличается производительная работа от напряженной?

8. Прочитайте первоисточник — произведение Эмерсона — и составьте краткую характеристику каждого из 12-ти принци­пов эффективности.

9. Что значит строить управленческую пирамиду снизу?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема учебной дисциплины iconЛекция по учебной дисциплине информационные технологии тема №1
...

Тема учебной дисциплины iconТеоретические вопросы
Цели и задачи учебной дисциплины «Экономика организации», связь учебной дисциплины с другими учебными дисциплинами, значение экономических...

Тема учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплекса знаний и практических навыков о принципах предпринимательской деятельности в России и других странах...

Тема учебной дисциплины iconТема Предмет и методология истории государства и права зарубежных...

Тема учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплексного представление о профессиональной деятельности в сфере международные отношения, их истории,...

Тема учебной дисциплины iconМетодические указания по выполнению контрольных заданий Приступая...
Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций

Тема учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины «Административное право»
Программа учебной дисциплины «Административное право» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Тема учебной дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Восток в мировой политике»
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам...

Тема учебной дисциплины iconКарта обеспеченности учебной дисциплины учебной и учебно-методической литературой
Автор, название учебной или учебно-методической литературы, город, издательство, год

Тема учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии издательского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов