Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан)




НазваниеВозникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан)
страница1/20
Дата публикации19.07.2013
Размер2.58 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
История зарубежного театра


  1. Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).


Эпоха античности делится на два исторических периода. Период Древней Греции и период Древнего Рима. В свою очередь, период Древней Греции вмещает в себя такие отрезки времени, как архаика (от ранних веков до первой половины 6 в. до н.э.), классика (вторая половина 6 в. – первая половина 4 века до н.э.), эллинизм (вторая половина 4 – 2 век до н.э.). А период Древнего Рима – Римская республика (примерно 7 век – первая половина 1 века до н.э.), Римская империя (вторая половина 1 века до н.э. – 5 век н.э.).

534 г. до н.э. – первое состязание трагедий на празднике Городских Дионисий в Афинах. Отсюда и начинается история древнегреческого театра. Победитель – Феспис. Древние его – актера и поэта – считали изобретателем трагедии. Награда – козел. Поэт-победитель приносил полученного козла в жертву и устраивал пир. «Трагедия» - «козлопение» или «песнь козлов».

Классический период древнегреческого театра сосредоточен в Афинах 5 в. до н.э. и представлен деятельностью трех великих трагиков – Эсхила, Софокла, Еврипида и комедиографа Аристофана.

В дни театральных состязаний каждый год на Городских Дионисиях игрались три крупных премьеры трагедии и пять комедий. Каждая трагическая постановка состояла из четырех новых пьес, образуя тетралогию.

Хотя известны имена предшественников, Эсхил (525-456) считается «отцом трагедии». Сохранилось только 7 его пьес. Их действие основано на величественных мифологических сюжетах, близких к гомеровскому эпосу. Только трагедия «Персы» (472) показывает современные события Греко-персидской войны. «Прометей прикованный». От Эсхила сохранилась единственная цельная трилогия «Орестея» (458): Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды.

Второй трагический поэт – Софокл (496-406). Сохранилось 7 пьес. Наиболее прославился трагедией «Эдип царь» (428). Антигона (442), Эдип в Колоне (401), Электра, Филоктет. Софокл был выразителем идеалов афинской демократии в период ее расцвета. Он усовершенствовал и отшлифовал сценическую форму трагедии. Образцы его сочинений послужили основанием для теоретических размышлений Аристотеля об эстетике и поэтике театра.

Еврипид (485-406) – «трагичнейший из поэтов», по словам Аристотеля, - был оценен позднее, чаще ставился и цитировался, в результате чего уцелело 17 пьес. Электра, Орест, Ифигения в Авлиде (404), Медея (431), Ипполит (428) – первая в истории драмы трагедия о любви. В трагедии «Вакханки» использован миф о Дионисе, показана грозная и покоряющая стихия дионисийского культа.

Если между Эсхилом и Софоклом существует плавная эволюционная преемственность тематики и последовательное совершенствование драматической формы, то Еврипид резко отступает от сложившейся традиции. Он меняет идейно-философские и религиозно-этические точки зрения (его мифологические герои приобретают более конкретные человеческие черты), а также отказывается от апробированных приемов построения действия, использует новые (иногда менее совершенные) подходы к решению сценических задач.

Строение классической трагедии: Пролог – в форме монолога, реже диалога, и исполнялся актером. Парод – вступительная песнь хора во время выхода на игровую площадку (орхестру), которую хор больше не покидал до конца игры. Эписодий (эпизод, явление) – явление актера в роли (актеров в ролях). Основная форма – диалогическая. В трагедии было от трех до семи эписодиев, которые перемежались стасимами (песнь хора «на месте», состояли из парных строф и антистроф, которые исполнялись поочередно двумя полухориями и завершались эподом (заключением) всего хора). Коммос – «общий плач» хора и актеров, входил в последнюю часть спектакля. Эксод – заключительная песнь хора, с которой он уходил с орхестры.

Аристофан (446-385) – «отец комедии» - являет и вершину, и финал развития древней комедийной сцены Афин (предшественники – «флиаки» и «мимы» - нелитературные комические представления). Сохранилось 11 пьес.

Его комедии – отчетливо выраженный тенденциозный политический характер. Большинство пьес посвящено вопросам войны и мира (Ахарняне, Мир, Лисистрата…) и многим другим (Всадники, Птицы, Облака, Осы). В нескольких пьесах затрагиваются проблемы искусства и театра. Особенно знаменита «театральная» пьеса «Лягушки» (405).

Строение комедии: Пролог – игровой и состоит из нескольких эписодиев. Парод – выход хора. Сразу после него – парабаса («выход вперед»). Хор снимает маски и приближается к зрителям. В этой партии хор может развивать тему, имеющую значение, не зависимое от содержания комедии ни по смыслу, ни по настроению. Кроме основной в комедии может быть еще и малая парабаса. Далее эписодии чередуются с выступлениями хора по сюжету. Среди эписодиев бывает самая острая часть комедии – агон – спор, нередко разрешающийся дракой. Финальная часть комедии также называется эксод и тоже связана с уходом хора с орхестры.

Слово «театрон», от которого и произошел термин «театр» обозначает «зрители» и «места для зрителей». Эти места расположены на юго-восточном склоне Акрополя. Пониже этих мест находится ровная круглая площадка – орхестра («место для танцев»). Сразу пониже орхестры к югу – священный участок Диониса; там же располагался и большой алтарь для жертвоприношений.

Помимо театрона и орхестры, еще один постоянный элемент – скена («палатка», «домик»). Здесь мог храниться сценический реквизит, оттуда выходили и туда скрывались актеры-солисты. К концу 5 в. относится возведение сценического помоста, возвышающегося над орхестрой, - проскения («пространства перед скеной»).

Хор, актеры-солисты, скена, декорации и реквизит в классическом театре размещались на единой площадке – в трехмерном пространстве круглой орхестры. Декорации и реквизит классического театра в таком пространстве тоже должны были быть трехмерными: основу составляли разнообразные вещи, статуи, маски и даже чучела на орхестре, которые изображали немых и неподвижных персонажей в масках.

Скена внутри орхестры обозначала скрытое зловещее место, неподвластное контролю в черте священного круга. В классическом театре все убийства в трагедии совершались за дверью скены. Из дверей скены выкатывалась на орхестру энкиклема («то, что выкатывается»). На ней показывали убитых.

Еще одно сооружение классического театра – «машина» - представляла собой подъемный механизм. Действовал по принципу рычага и был похож на обычный колодезный журавель. Предназначался для передвижения персонажей по воздуху. С помощью подъемника Еврипид изобрел прием, который в римское время стал называться «бог из машины». Этот эффектный прием представлял явление бога на орхестре или на крыше скены в момент развязки.

Изначально актерский состав трагедии включал в себя хор из 12 человек и солиста (протагониста), которым первоначально был сам поэт. Эсхил ввел пролог и второго актера; Софокл увеличил хор до 15 человек и ввел третьего актера, тем самым завершив комплектование труппы для трагедии. Важнейшей постановочной задачей греческого театра была организация взаимодействия между хором и солистами. Хор – из любителей, которые проходили подготовку специально для исполнения конкретной пьесы.

Комический хор отличался от трагического. 24 человека. В снаряжении и поведении комического хора единообразие и монолитность не были обязательны, так как часто по ходу действия комический хор изображал собою беспорядочную толпу. Персонажи комического хора нередко идивидуализировались.

Костюм трагического актера. Основа для мужских персонажей трагедии – старомодный ионийский длиннополый хитон, доходящий до щиколоток и похожий на праздничную порфиру. Этот хитон был богато расшит орнаментами. Поверх – богато украшенный плащ, который закалывался массивной брошью на шее. Повязки на волосах и запястьях (как у жрецов).

В классическое время костюмы обходились без нагрудных и наплечных вставок, увеличивающих объем тела. Не носили в 5-4 вв. и котурнов: они утвердились в театре только в эпоху позднего эллинизма и Рима. Обувь: сандалии на плоской подошве с треугольным носком, загнутым кверху, и сапожки на каблуках (именно они изначально назывались котурнами).

Длинные рукава и тесные облегающие штаны – также пестро разукрашены. Рукава и штаны имели отчасти технический смысл, так как скрывали пол и возраст исполнителя, что было необходимо, например, для ролей девушек.

Еврипид и Агафон стали наряжать действующих лиц в лохмотья, что воспринималось современниками как дерзость. У Эсхила и Софокла костюм выявлял типовые признаки (амплуа) той или иной роли. У Еврипида костюм передавал ситуацию, в которой оказывался герой.

Облик комических персонажей формировался за счет преувеличения телесных пропорций. основа костюма 5-4 вв – короткий дорический хитон. Также трико – цветное или телесное – и подкладки для тела, увеличивающие объем. На комической маске – огромный широко разинутый рот. Таким образом, демонстрация избыточной плоти дополнялась гротесковым изображением обжорства. Из-под хитона свисал длинный фаллос (не имеющий ритуального смысла в отличие от сатировского).

В эстетическом отчуждении персонажа античного театра главную роль играла маска. Отчуждение – не просто прием, но способ существования актера в открытом пространстве, и главный инструмент его – именно маска.

Ранние маски для трагедии не превышали нормального размера головы. Из чего изготавливались, точно не известно (дерево, кожа, льняная ткань). Поверх масок на голову надевался парик.

Начало изготовления масок-шлемов – 4 в до нэ. С такими масками-шлемами связано и появление характерного элемента в облике актеров позднего эллинизма и Рима – онкоса, напоминающего эллинистические женские прически, когда все волосы собирали в пучок надо лбом.

Лица на первых масках изображались самыми общими очертаниями, без детализации. В 4 в до нэ, когда актер стал располагаться близ скены, черты маски детализируются, так как актера в укрытии скены можно рассмотреть гораздо подробнее.


  1. ^ Драматургия Шекспира и английский театр XVI-XVII века.


Театр Возрождения в Англии начал первые шаги в начале 16 в. От средневековых времен английская сцена унаследовала жанры мистерии, моралите и фарса. Раннее Возрождение в Англии не спешило порывать с традициями, но в чисто английском духе стремилось видоизменить их, приспособить к новым веяниям, заставить служить новым идеям.

Так, драматическая хроника, которой предстояло стать одним из главных и наиболее характерных жанров елизаветинской сцены, рождалась из недр средневекового моралите.

Развивавшаяся в ренессансной Англии драматургия академического направления проходила примерно тот же путь, что и в других странах Европы. В школах и университетах студенты под руководством учителей разыгрывали трагедии и комедии античных авторов – сперва в оригинале, затем в переводе. Начали появляться «ученые» или «правильные» драмы, сочиненные английскими гуманистами в подражание древним, хотя в истории театра Англии эти пьесы занимали место более скромное, чем в Италии или Франции. Вкусы английских сочинителей «ученых» пьес не так уж отличались от вкусов публики народного театра.

Через всю историю английской ренессансной драмы проходит процесс борьбы и взаимовлияния двух основных типов комедии. С одной стороны, это так называемая романическая комедия - поэтическая и фантастическая, - опирающаяся на опыт народного творчества. С другой – бытовая «правильная» комедия, связанная с наследием Плавта и Теренция и с современной итальянской «ученой комедией».

Подобные пьесы составляли репертуар «Театра» или «Куртины» и собирали восторженные толпы подмастерьев, мечтавших о приключениях и покорении дальних стран. Но с годами сцена стала нуждаться в более содержательной драматургии.

«Театр» построил Джеймс Бёрбедж – бывший плотник ныне актер. Арендовал кусок земли к северу от городских ворот. Он решил воспроизвести тот образец городского общедоступного театра, который знал, - то есть гостиничный театр. в конструкцию входили: двор, где стояли зрители, галереи, где они сидели, двухэтажная сцена, передняя часть которой выдвинута в зал. Но с одним существенным изменением: он строит свой театр круглым, создав канон, державшийся почти семьдесят лет. Бербедж недолго ломал себе голову над именем для своего детища. Он назвал его «Театр» - ведь других театров в городе и стране пока не было.

«Театр» открылся весной 1576 г. Туда немедленно хлынула публика. Вскоре недалеко от «Театра» возникло еще одно театральное здание – «Куртина», затем – «Лебедь», «Роза», позже – «Надежда», «Фортуна» и знаменитый «Глобус». Представления в гостиничных театрах все равно продолжались, а со временем появились и крытые театры для публики почище, чем подмастерья. Великое театральное движение началось.

Театр «университетских умов». Джон Лили, Роберт Грин, Джордж Пиль, Томас Нэш, Томас Лодж, Томас Кид, Кристофер Марло – подняли «романическую» комедию до уровня большой литературы, наполнили площадную драму идеями новой философии. Обновленная ими английская сцена вступила в пору Высокого Возрождения. Правда, двигали ими не высокие идеи, бедность.

Комедия. Внутри «романической» комедии конца века ясно различаются два направления. первое развивается в 80е, второе – в начале 90х гг.16 в. Главой первого направления можно считать Лили, второго – Грина. Грин творил для лондонских простолюдинов, заполнявших «публичные» театры. Лили был гуманистом аристократического толка и писал для придворного театра. Он занимал должность руководителя детской капеллы собора св. Павла, и мальчики-хористы были исполнителями его комедий.

Пьесы Лили близки пасторальному роману и пастушеской драме итальянского образца и связаны с английским жанром «маски», придворного представления на мифологический или пасторальный сюжет.

Комедии Грина демократичны по форме и существу. Грина воодушевлял всеобщий национальный подъем, вызванный событиями англо-испанской войны. Его патриотически настроенные комедии прославляли силу и доблесть англичан. Поэзия его пьес – это не пасторальная нежность рафинированного Лили, но простой и мужественный лиризм народной баллады.

Трагедия. Трагический жанр в творчестве «университетских умов» представлен преимущественно двумя именами – Томаса Кида и Кристофера Марло.

Кид вошел в историю английского театра как создатель жанра трагедии мести («Испанская трагедия»). Но скромное дарование Кида бледнеет рядом с грандиозной фигурой другого трагического поэта дошекспировского театра – Кристофера Марло.

Сочинял пьесы по заказу труппы Слуг Лорда Адмирала. Все главные роли предназначались для премьера труппы Эдуарда Аллейна. Марло – художник одной темы. Его театральные творения складываются в одну многоактную драму, объединенную центральной проблемой – воли к власти, управляющей миром и главенствующим героем – образом ренессансного сверхчеловека.

Главные пьесы: «Тамерлан Великий»; «Трагедия о докторе Фаусте», «Мальтийский еврей».

Пьесы Шекспира стали появляться на сцене в тот момент, когда, благодаря усилиям «университетских умов», национальная драматическая система уже сложилась и английский ренессансный театр вступил в пору своего высшего расцвета. Сделав свое дело, университетские умы в начале 90х гг. один за другим стали уходить, одни – с подмостков, другие – из жизни. словно чья-то невидимая рука спешила очистить место для главного действующего лица английской сцены.

В годы своего высшего расцвета шекспировский Лондон способен был предложить столичным жителям и приезжим – последних всегда было много в театрах – многообразный выбор спектаклей. всего в городе насчитывалось около 20 театральных помещений на все вкусы – большие, на 2-3 тысячи мест, и поменьше, мест на 800, с крышей и без нее, подороже и подешевле. Не все они действовали постоянно. Но по крайней мере 5-6 спектаклей шли в Лондоне каждый день и в театре оказывался каждый двадцатый лондонец.

Театры были сосредоточены в двух частях Лондона – к северу (Куртина, Фортуна, Красный бык, Театр) и к югу (Лебедь, Роза, Надежда, Глобус) от стен города. Строили театры за пределами городских стен, ибо туда не распространялась власть городского правления. Борьба пуритан против театра разгоралась год от года и завершилась в 1642 г., когда победившие пуритане велели сравнять все театры с землей.

1572 – Елизавета издала «второй закон и бродяжничестве», в котором всем актерам велено было приписаться к челяди «одного из вельмож этого королевства». Актеры шекспировской труппы именовались Слугами Лорда Камергера, а их главные конкуренты – Слугами Лорда Адмирала. Когда же в 1603 г. на английский престол взошел Джеймс I (а он был страстным театралом), становиться покровителями актерских компаний могли только члены королевской семьи. Труппа, в которой служил Шекспир, получила название Слуги Короля и начала намного чаще играть при дворе.

Театры жили со сборов с простой публики, и лучшие из них жили припеваючи. Слуги Лорда Камергера были товариществом на паях. Два пая принадлежали премьеру труппы Ричарду Бербеджу и его брату Катберту. Остальные 8 пайщиков, включая Шекспира, имели по одному паю, что позволило им стать людьми вполне обеспеченными.

Труппа Слуг Лорда Адмирала, по сути, принадлежала театральному дельцу Филиппу Хенсло, первому коммерческому импресарио европейской сцены. Он владел несколькими театральными зданиями, главным из которых была «Роза», построенная в 1587.

Все чаще театрам стали придавать очертания многоугольника (проще было бревна класть). дерево отделывали под камень, так что театры казались роскошными.

Композиция театрального представления восходила к строению мистерии и сохраняла принцип симультанности. Пространство зрелища, подвижное и текучее, было организовано одновременно по горизонтали и по вертикали. Навес над главной сценой, украшенный изображением планет и знаков зодиака, именовался небесами, а люк, из которого поднимались на подмостки призраки, черти и пр., носил название ада. Театр был моделью Вселенной, ее малой копией.

В противоположность придворному театру, который развивался под воздействием итальянской сценографии и стремился к пышной декоративности, «публичные» театры оставляли театральное пространство почти пустым. Вместо декораций – условные намеки на место и обстоятельства действия.

Не жалелись средства на покупку роскошных костюмов. Костюмы елизаветинской знати использовались в любых постановках, в них играли и современников, и героев Древнего Рима или библейской древности. Не менее, чем мир вещественный, красочной и яркой была звуковая партитура елизаветинского спектакля.

Елизаветинский театр был царством актера. Актер находился в центре театральной вселенной, «мира-театра», воплощая собой ренессансную идею о центральном месте человека в иерархической вертикали мироздания. Он, лицедей, один мог заполнить «пустое пространство» подмостков энергией неудержимого действия и поэзией живых образов. Эдуард Аллейн (главный актер труппы Хенсло), Ричард Бербедж (глава труппы Лорда Камергера). Развитие английской ренессансной драматургии шло параллельно и в прямой взаимозависимости с эволюцией актерского искусства.

Драма в шекспировскую эпоху только начинала становиться родом литературы. Произведения драматургов считались собственностью театра, пьесы не воспринимались вне сцены. Свои драмы Шекспир предназначал для слуха и глаз пестрой шумной толпы лондонского простонародья. Сочиняя пьесу, он, в сущности, создавал театральное представление. Шекспир – драматург с истинно режиссерским мышлением.

Образ мира в шекспировской драме складывается в процессе взаимодействия двух измерений, в которых протекает жизнь каждой из пьес, - временного и пространственного. Первый, временной пласт действия образован развитием событий, характеров, идей. Второй – расположением метафорического строя в поэтическом пространстве текста.

Трагедии Шекспира с бесстрашием и беспощадностью касаются самых страшных сторон существования, они заставляют нас заглянуть в головокружительные и опасные бездны человеческой души. Но ни одна из трагедий не говорит о ничтожности и бессмысленности жизни.

Образ «мира-театра» - лейтмотив, сопровождавший Шекспира на всем его пути в искусстве. Но смысл этого образа менялся, как менялся дух самой эпохи, породившей оптимистические надежды Высокого Возрождения, чтобы затем привести их к трагическому крушению. В комедиях Шекспира «мир-театр» - образ радостно играющего бытия, метафор жизни, плещущей через край. Трагедии создают иной, жутковатый образ вселенской сцены – жизнь как гротескное «представление с шутами», как бессмысленное кривляние паяца – полчаса отпущено ему на его ужимки и прыжки, а затем он обречен бесследно исчезнуть. В поздних драмах метафора «мира-театра» испытывает новое, последнее превращение. Ренессансная идея «мира-театра» смыкается с барочным образом «жизни-сна».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) iconИскусство Древней Греции Периодизация: Крито-Микенский период 3-2...
В древней Греции создана первая история искусства – «Поэтика» Аристотеля и теория скульптуры – «Канон» Поликлета

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) iconГастроли брянского областного ордена трудового красного знамени театра...

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) iconКак Аристотель объясняет происхождение трагедии?
Почему Эсхил был назван «отцом древнегреческой трагедии»? Были ли у него предшественники?

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) iconПервые, досократические философские школы Древней Греции возникли...
Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII •V вв до н э в ранних древнегреческих полисах, находившихся-...

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) iconВведение Понятие «история античности»
Характеристика античной цивилизации. Сравнение античного и древневосточного путей развития. История Древней Греции как часть истории...

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) iconВопросы к экзамену по Истории Древней Греции
Географическое положение и природные условия Балканской Греции и Эгейского бассейна. Население

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) iconКнига история русской драматургии театра кукол глава истоки русской...
Драматургия театра кукол второй половины XX в. Имитация драмы На путях «фантастического реализма»

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) iconКнига история русской драматургии театра кукол глава истоки русской...
Драматургия театра кукол второй половины XX в. Имитация драмы На путях «фантастического реализма»

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) iconМифы Древней Греции
Библии. Однако для древней европейской истории, религиоведения и социологии значение мифов трудно переоценить

Возникновение древнегреческой драмы и театра. Выдающиеся драматурги Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан) iconМук г о. Самара «Централизованная система детских библиотек»
Невозможно себе представить сегодня наш город без спектаклей театра драмы, СамАрта, театра оперы и балета, кукольных представлений,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов