Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010




НазваниеУчебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010
страница1/18
Дата публикации27.06.2013
Размер2.88 Mb.
ТипУчебное пособие
zadocs.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


МЭИ (НИУ)

СМИРНОВА М.И. КРАСНОВА Л.И.

История Отечества

с древнейших времен до начала XXI века


Учебное пособие

по дисциплине Отечественная история

МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО МЭИ 2010

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

_______________________________
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

________________________________________________________________

СМИРНОВА М.И, КРАСНОВА Л.И.


История Отечества

с древнейших времен до начала XXI века

Учебное пособие

по дисциплине Отечественная история

Материалы к практическим занятиям

по учебной дисциплине

«Отечественная история»
Для студентов всех институтов и подразделений МЭИ (НИУ)

издание 2-е, дополненное и переработанное

^ МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО МЭИ 2010

ББК С-556
Утверждено учебным управлением МЭИ

Подготовлено на кафедре истории и культурологии

Рецензенты: доктор исторических наук, зав. кафедрой истории МГТУ им. Н.Э.Баумана Земцов Б.Н.; кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, политологии и социологии МЭИ (НИУ) И.Я.Воробьева

^ Смирнова М.И., Краснова Л. И. История Отечества с древнейших времен до начала XXI века. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Материалы к практическим занятиям по учебной дисциплине «Отечественная история» для студентов всех институтов и подразделений МЭИ (НИУ)
Пособие по учебной дисциплине «Отечественная история», которая является обязательной дисциплиной базовой части Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования РФ, подготовлено с учетом компетентстного подхода новых стандартов.

В пособии в сжатой форме изложено содержание основных тем курса истории России, вопросы практических занятий, методические указания к ним, темы творческих заданий (рефератов), опорные схемы по темам курса, примерные вопросы итогового контроля – экзамена, дифференцированного зачета. Прилагается список учебной и дополнительной литературы.

Для студентов всех институтов и подразделений МЭИ (НИУ).

© Московский энергетический институт

(национальный исследовательский университет), 2010

«Можно не знать, не чувствовать влечения

к изучению математики,

греческого или латинского языка,

можно не знать тысяч наук

и все-таки быть образованным человеком,

но не любить истории может только человек ,

совершенно не развитый умственно»

^ Н.Г. Чернышевский

Обращение к студенту

Уважаемые студенты!

В мае 2010 года Московский энергетический институт получил статус Национального исследовательского университета, что свидетельствует о высоком уровне МЭИ в подготовке кадров высшей квалификации. Изучение курса «Отечественной истории» в высшем учебном заведении - это не простое повторение школьного материала. Данный курс является составной частью целого цикла гуманитарных дисциплин, освоение которых необходимо будущим инженерам, экономистам, управленцам как творческим и всесторонне развитым личностям.

История как наука - это не только сухие даты и факты. Исторические знания обеспечивают условия для становления и развития интеллигентного человека, у которого высокий профессионализм основывается на единстве интеллектуальных, нравственных и духовных начал.

Отечественная история – обязательная дисциплина базовой части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации, на основе которого строится преподавание в вузах с 2011 г.

Цель курса: изучение основных этапов истории России, ее места и роли в мировом историческом процессе.

Задачи курса:

  • сформировать у студентов научные представления об отечественной истории;

  • познакомить их с ведущими тенденциями и особенностями исторического пути России, возможными альтернативами ее развития;

  • на основании знаний о прошлом объяснить современные процессы развития российского общества и выявить предполагаемые перспективы будущего;

  • способствовать формированию у студентов гуманистических ценностей и патриотических чувств, гордости и ответственности за судьбы Отечества.

В результате изучения курса Отечественной истории студент должен:

  • усвоить основные исторические факты, даты, события российской истории;

  • сформировать научные знания о важнейших периодах истории России в контексте мирового исторического развития;

  • уметь выражать свою позицию по дискуссионным проблемам курса и по вопросам, касающимся ценностной ориентации в историческом процессе.

Задача вузовского курса – научить студента анализировать факты, сопоставлять их, формировать собственные взгляды и уметь их отстаивать. Изучение данного предмета – это, в первую очередь, понимание его, а не пустая зубрёжка. Помогут вам в этом наши рекомендации.

^ Рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Составление конспекта

Конспект для работы на семинаре составляется только тогда, когда весь объем рекомендуемой литературы усвоен и осмыслен. Иначе конспект будет представлять собой слабо связанные выписки из предложенных к изучению работ. Конечно, можно сразу при изучении книг делать фрагментарные записи, но затем должен следовать другой этап работы: компоновка сделанных записей в единое законченное целое. Структура конспекта должна включать вводную часть (где обязательно указывается источник его составления), основное содержание и заключение (ваши личные замечания).

Рекомендуется выделять незнакомые термины и при помощи справочной литературы давать им разъяснение. Много полезного информационного материала содержится в новейших философском и политологическом словарях, словаре иностранных слов и, конечно же, в Интернете.

Обращаем Ваше внимание: при работе с Интернет-сайтами необходимо очень внимательно и осторожно относиться к содержанию их ресурсов, в которых часто содержится ошибочный или заведомо сфальсифицированный материал!

При оформлении конспекта рекомендуется оставлять поля для пометок и записей во время самого практического занятия или лекции, а также выделять главное, например, подчеркиванием. Объем полезной информации в конспекте зависит от умения правильно делать сокращения слов и фраз. Помимо общепринятых сокращений, употребляемых в различных научных и справочных изданиях, можно использовать и собственную методику сокращений. Главное – чтобы текст не оказался наглухо «зашифрованным» и был удобен для быстрого воспроизведения не только самим студентом, но и преподавателем, проверяющим конспект.

От грамотно составленного конспекта во многом зависит участие студента в обсуждении проблем, поднимаемых в ходе занятия.

Существенную помощь в работе над вопросами практических занятий вам окажут материалы таблиц. Они составлены практически по всем темам курса и охватывают наиболее сложные периоды отечественной истории. Лаконичность и схематичность текстов способствует тому, что материал запоминается и усваивается быстрее и проще.

^ Требования к выполнению творческой работы (реферату)

Помимо ответов на семинарах студент в течение семестра должен выполнить творческую работу, выбрав одну из предложенных тем (см. Оглавление данного пособия). Основное содержание творческой работы должно демонстрировать умение студента работать с информацией в сети Интернет, научной литературой, периодическими изданиями, извлекая из всего этого необходимый материал и критически осмысливая его. В работе должны содержаться не только «скаченные» или переписанные части книг и статей, но и собственная позиция студента по тем или иным проблемам Отечественной истории.

Работа должна подразделяться на главы и параграфы. В Заключении содержатся основные выводы, к которым пришел автор в ходе выполнения творческой работы.

Справочный аппарат (сноски, примечания, библиография, приложения, таблицы и т.п.) следует оформлять в соответствии с существующим стандартом. Руководит выполнением творческой работы преподаватель, ведущий практические занятия по «Отечественной истории».

Предпочтение отдается творческой работе, выполненной в электронном варианте в виде презентации с иллюстративным и справочным материалом.

Структурно творческая работа включает в себя:

  • план;

  • основной блок: изложение основного содержания;

  • вспомогательный информационно-аннотационный блок:

1-ый план – краткая информация о встречающихся понятиях, исторических именах, датах;

2-ой план – углубленное изложение наиболее сложного сюжета, биографии исторического лица или события, встречающегося в ведущем блоке;

рисунки, схемы, таблицы, сопровождающие ведущий блок и

итоговый блок;

заключение с выводами по содержанию;

список использованной литературы и источников, в т.ч. электронные носители, включая сеть Интернет с указанием электронного адреса ресурса.

Творческая работа представляется в электронном варианте и один экземпляр на бумажном носителе. Её объем не должен быть менее 12 и более 20 машинописных страниц. Выполненная работа должна быть защищена в индивидуальной форме или на семинаре.

Выполнение творческой работы дает студенту возможность получения зачета по совокупности полученных им в течение семестра оценок.

Оформление титульного листа см. форма 1 в Приложениях.

^ Требования к знаниям студентов

Современные нормативные документы, определяющие уровни усвоения учащимися знаний в процессе обучения их на различных ступенях, в частности, в высшей школе, ставят следующие задачи и требования. Студенты, изучающие курс Отечественной истории в техническом вузе, должны обладать знаниями и умениями, такими как:

Хронологические знания, умение работать с хронологией:

знать даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных этапов и процессов, масштабных событий.

^ Знание фактов, работа с фактами:

  • называть место, обстоятельство, участников, результаты важнейших исторических событий.

Описание (реконструкция):

  • устно и письменно излагать исторические события, называть их участников;

  • на основе текстов учебной и дополнительной литературы составлять описание исторических объектов;

  • составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

Анализ, объяснение:

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

  • показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений;

  • классифицировать исторические события по признакам и категориям;

  • объяснять значение важнейших исторических понятий, терминов;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и особенное, объяснять причины различий;

  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Версии, оценки:

  • давать оценки событиям и личностям, приводимым в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.



^ Требования к итоговому контролю - экзамену,

дифференцированному зачету - по курсу «Отечественная история»

Итоговый контроль знаний студентов в виде экзамена и (или) дифференцированного зачета проводится в конце семестра и включает как темы семинарских занятий, так и лекционный материал.

На зачете студент должен предъявить преподавателю конспекты, отражающие уровень подготовки к семинарским занятиям в соответствии с требованиями высшей школы. Кроме того, преподаватель учитывает активность и качество работы студента во время проведения семинаров, результаты выполненных студентом тестов, практических заданий, творческой работы, а также выполнения рекомендаций в плане ознакомления с научно-популярной и художественной литературой по истории нашего отечества.

На экзамене студент должен продемонстрировать теоретические знания по учебной дисциплине «Отечественная история» в форме устной беседы с преподавателем по экзаменационным вопросам. Рекомендуется во время подготовки ответов на вопросы экзаменационного билета составить развернутый план ответа, указав необходимые даты и имена исторических деятелей, дав определения встречающимся понятиям и терминам.

Обращаем ваше внимание на то, что настоящее издание не заменяет традиционную учебную и справочную литературу. Основной материал для изучения курса содержится в учебном пособии «Отечественная история IX – начала XXI века: курс лекций» под редакцией М.И.Смирновой. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007, а также в «Хрестоматии по отечественной истории с древнейших времен до начала XXI века» под редакцией Л.И.Красновой. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007. Пособие, предлагаемое вашему вниманию, является вспомогательным средством, которое лишь концентрирует внимание студентов на главных исторических событиях и кратком содержании эпох, учит их тому, как следует ориентироваться в огромном массиве исторического материала.

Желаем вам успеха! Помните слова великого А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие».
Тема I

Вводная: История России – история великой державы

История – это судьба времени и подобно человеческой судьбе она всегда субъективна, вариативна, изменчива. Это перекрестие взгляда современника и потомка, это знание настоящего, препарирующее прошлое, это вечный поиск неизвестного, которое когда-то было известно, но позднее потерялось, кануло в Лето. Исторической науке известны попытки скрыть, предать забвению части, а то и целые области прошлого, дискредитировать его. Как сказал один мудрец, прошлое легче порицать, чем исправлять. С памятью народа надо обращаться осторожно и бережно. Достаточно оболгать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее: а так ли мы живём, то ли делаем?

Выдающийся учёный и патриот Отечества Д.С.Лихачев отмечал, что «настоящее – результат, итог прошлого. Поэтому дурное прошлое, никогда не может привести к хорошему настоящему, если…мы не осознаем все ошибки прошлого. Устремляясь в будущее, мы сами станем прошлым».

Изучение и осмысление истории – лучшее средство народного самопознания и воспитания. Оно приводит нас к духовной необходимости искать свои корни, своё место и предназначение в этом мире.

Вопросы к теме I

1. Понятие истории как науки. Цели и задачи курса Отечественной истории.

2. Традиции отечественной историографии истории России.


3. Ведущие направления современной исторической мысли.
Методические указания

1. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на то, что история (от греч. historia) — это одна из старейших наук. Еще в древности считали, что «история – это наставница жизни» («Historia est magistra vitae»).

Понятие «история» включает несколько значений:

  • в широком смысле под историей понимается любой процесс раз-
    вития, происходящий в природе и обществе. История является основой научного познания во всех областях знаний;

  • более узкая трактовка термина «история» обозначает процесс развития
    человеческого общества, то есть все, что произошло в далеком и близком
    прошлом с каждым человеком в отдельности и с обществом в целом.

Кроме того, историяэто особая отрасль знаний, наука об общественном прошлом человечества. Как и любая наука, история имеет
свою источниковую базу, теорию и методологию познания, методику
исследовательской деятельности, историю самой исторической науки.

В системе высшего образования преподавание и изучение студентами
истории имеет особое значение. Знание истории своего отечества формирует в молодых людях качества гражданина, патриота и защитника Родины, позволяет зримо представить роль личности в истории, понять нравственные устои отдалённых от нас столетиями людей и народов, их развитие, ситоки национальной культуры в процессе исторической эволюции. Еще во времена Древнего Рима Марк Тулий Цицерон писал: «Первая задача истории — воздерживаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности».

Важнейшая задача исторического образования — воспитание историей,
формирование гуманистических ценностей и патриотических чувств,
свободных от национализма и шовинизма.

История – фундамент гуманитарного образования. Изучая отечественную историю, граждане нашей страны формируют в себе национально-историческое самосознание, обеспечивающее самосохранение народа. Если его разрушить, мы останемся не только без прошлого, без своих исторических корней, но и без будущего. Это давно проверенный жизнью факт.

Гуманитарные науки, в отличие от естественных и технических, – это науки общественные, то есть изучающие различные аспекты человеческого общества. История тесно связана с разными гуманитарными знаниями - экономической теорией, политологией, социологией, философией, культурологией, литературой.

Достоверность исторического исследования определяется полнотой источниковой базы, критическим анализом которой занимается источниковедение.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010 iconУчебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010
Рецензенты: доктор исторических наук, зав кафедрой истории мгту им. Н. Э. Баумана Земцов Б. Н.; кандидат исторических наук, доцент...

Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010 iconМетодическое пособие по курсу Отечественная история для студентов...
Рецензент: д и н профессор, заведующий кафедры Философии, политологии и социологии мэи /ТУ/ Андреев А. Л

Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010 iconМетодическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «Отечественная история»
«Отечественная история». В методическом пособии содержится необходимый объем систематизированных знаний по Отечественной истории,...

Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010 iconУчебное пособие Москва Издательство Российского университета дружбы народов удк 811. 161. 1 Ббк
Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского...

Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010 iconОтечественная история
Отечественная история: методические указания по изучению курса для студентов всех специальностей заочной формы обучения. Вологда:...

Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010 iconРабочая программа по дисциплине Отечественная история 3 Краткое изложение...
«Государственные и муниципальные финансы», 08010502 «Финансовый менеджмент», 08010504 «Банковское дело», 08010505 «Международные...

Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010 iconУчебное пособие рекомендовано к изданию Оренбургским областным экспертным...
Ф 96 История Оренбуржья. — Учебное пособие. — Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996. — 351 с

Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010 iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...

Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010 iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с

Учебное пособие по дисциплине Отечественная история москва издательство мэи 2010 iconУчебное пособие рекомендовано к изданию учебно-методическим советом...
Отечественная история. Часть I: Учебное пособие / В. В. Галыга, Л. А. Андреева, С. В. Булгаков, А. И. Донцова, Е. А. Нургазизова,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов