Московский институт открытого образования




Скачать 185.46 Kb.
НазваниеМосковский институт открытого образования
Дата публикации27.06.2013
Размер185.46 Kb.
ТипКурсовая
zadocs.ru > История > Курсовая


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Курсовая работа

Детское общественное объединение

- среда социализации подростка
слушателя группы РУК 31
заместителя директора ГОУ СОШ№ 789 (ЮЗАО)
Данилина И.А.


Научный руководитель

доцент, кандидат исторических наук, Гергель В.В.,


Москва - 2010


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Основные этапы становления и развития отечественного детского движения……………….…………………………….4 стр.
Что такое детское движение?................................................5 стр.
Детские объединения как фактор социального воспитания…………………………………………………………8 стр.
ОПЫТ Организации экологической деятельности в условиях мегаполиса на базе доо……………………….10 СТР.
АНАЛИЗ социализации школьников –участников ДОО «ФЕНИКС» ГОУ СОШ № 789………………………………………..13 СТР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Изучение и анализ проблем воспитательной деятельности детских организаций и объединений позволяет выделить наиболее актуальные её аспекты и проблемы. Так, в исследованиях, методических пособиях с достаточной полнотой представлен опыт воспитательной деятельности пионерской организации: определена её роль в общей системе воспитания, характер и содержание ее взаимодействия со школой, внешкольными детскими учреждениями. Оформилась новая отрасль педагогики - теория и методика пионерской работы, обосновывающая специфический социально-педагогический потенциал пионерской организации на разных этапах её развития. У её истоков - учёные-педагоги 20-30-х годов: В.А.Зорин, М.В.Крупенина, В.Н.Шульгин, Ф.Ф.Королёв, Н.А.Коноплёв, Н.К.Крупская, А.П.Пинкевич, В.Г.Яковлев. Основные проблемы педагогики и истории педагогики пионерского движения проанализированы в исследованиях 50-80-х годов: И.Г.Гордина, Т.Е.Конниковой, В.В.Лебединского, К.Д.Радиной, З.А.Ходоровской, Б.Е.Ширвиндта.

Расширяющаяся научно-методологическая база исследований проблем детского движения - в трудах историков (В.А. Кудинова, Ю.В.Кудряшова), философов, социологов (Э.С.Соколовой, С.Н. Щегловой , С.В.Цымбаленко); психологов (Л.И.Божович, А.А. Деркача, А.Г.Кирпичника, А.Н.Лутошкина, Л.И.Уманского).

В историко-педагогических научных трудах Н.Ф.Басова проблема методологии историографии детского отечественного движения впервые стала предметом изучения. В 90-е годы предпринимаются попытки углублённого осмысления воспитательного опыта различных видов, форм, структур отечественного детского движения: детской организации, детских общественных объединений, российского скаутского движения. Докторские диссертации А.В.Волохова, Р.А. Литвак, Е.Н. Сорочинской, И.И. Фришман - первые исследования социально-педагогических проблем детского российского движения 80-90-х годов.

Однако, детское движение как социально-педагогическая реальность, особый субъект воспитательного пространства не являлось предметом специального исследования.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы осмыслив исторический воспитательный опыт детского движения с позиций современной теории воспитания, определить основы педагогической концепции детского движения.


^ Основные этапы становления и развития отечественного детского движения
Основные этапы развития детского движения:

1 этап – 10-е годы ХХ века – возникновение детского движения как специфической социальной реальности;

^ 2 этап – 20-е – начало 30-х годов ХХ века – становление детского движения в форме пионерства - социально-педагогической реальности, нового средства целевого социального воспитания;

3 этап – 30-е – 80-е годы – развитие пионерского движения как массовой монопольной общественной детской организации – специфической воспитательной системы, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;

4 этап – 90-е годы ХХ века – саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в многообразии форм, видов, целевой и содержательной направленности в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества как субъекта социализации детей и юношества.

Сегодня более 3000 московских школьников выезжают в лагеря актива детского движения Москвы и обучаются технологиям организации массовых акций и мероприятий, способам привлечения участников и основам информационной поддержки своей деятельности; более 200 взрослых организаторов ежегодно проходят обучение на курсах повышения квалификации; более 300 студентов московских вузов (в том числе члены и выпускники детских общественных организаций) обучаются в школе вожатых и практику в лагерях актива; ведется издание литературы в помощь организаторам детского движения Москвы; организуются и проводятся различные семинары, встречи, тренинги для лидеров и руководителей детских и молодежных общественных организаций.

^ Что такое детское движение?
Детское движение – это формы проявления повышенной природно-социальной активности определенных групп детей, их самодеятельности, самоорганизации, потребности самостоятельных действий; которые в условиях их целевого конструирования приобретают черты и качества специфической социальной реальности конкретной направленности (как позитивной, так и негативной).

^ Детское движение – реальность общественной системы. Позитивное развитие детских общественных объединений как субъектов социализации, воспитания подрастающего поколения, находится в прямой зависимости от состояния и роли общественных структур, их взаимоотношений с государством. Социальная среда, окружающая ребенка, основа и исток детского движения.

^ Детское движение (социально и педагогически организуемое в многообразии детских самодеятельных объединений, групп, организаций) – динамичная, демократичная, в основе – открытая самоорганизующаяся, саморегулируемая система, развивающаяся реальность социальной действительности, в которой меняющийся набор доминант характеризует ступень ее развития, специфический воспитательный потенциал, реализация которого позволяет влиять на воспитательное пространство социума (его идеологию, ценностные приоритеты, взаимодействие его субъектов, позицию и место ребенка в этом пространстве).

Детского движение опирается на детские общественные объединения (ДОО), организации. Можно утверждать, что ДОО являются единицей исследования работы детского движения. Что же такое ДОО?

ДОО — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.
Общей для всех современных детских общественных объединений является идеология гуманизма, реализуемая с учетом их конкретных целей, задач, содержания деятельности, позиции руководителей-взрослых. Государственной и общественной поддержкой пользуются детские объединения, ориентированные в своей целевой направленности на защиту прав юного гражданина страны, формирование творческой активной личности и позитивное преобразование окружающей жизни.

По идеологическим установкам поддерживаются объединения, в основном светские, гуманистические и демократические, реализующие в своей деятельности идеи патриотизма, мира, взаимопонимания, дружбы и сотрудничества между народами страны и мира.

В основу классификации детских общественных объединений

субъектов социального пространства положены: цель, задачи, основ-

ная направленность деятельности детских объединений:

а) ориентированных преимущественно на социализацию личности

ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и об-

щественного (военно-патриотические, пионерские, тимуровские, со-

циально-реабилитационные);

б) социально-индивидуальной направленности (скаутские);

в) начальной профессиональной ориентации и подготовки («Биз-

нес-клубы», профильные отряды);

г) культурологических, историко-поисковых;

в) экологического движения и движения «Культура мира»;

г) спортивного, туристско-краеведческого движения за здоровый

образ жизни;

д) досуговые.

Различаются детские общественные объединения по взаимосвязям,

взаимоотношениям, взаимодействию:

– с государственными структурами: школами, учреждениями дополнительного образования, детскими домами – интернатами, учреждениями культуры, науки и т.д.;

– взрослыми и молодежными общественными объединениями,

движениями;

– с частными, коммерческими структурами.
Детскому общественному объединению присущ особый вид управления – самоуправление. Его можно определить как осуществление детским объединением управления собственной деятельностью. Управление можно рассматривать и как объединение распределенных действий в общую деятельность детского объединения.

Для понимания самоуправления принципиально важно то, что субъектом (управляющим) является не кто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом (управляемым) выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата.

В детском общественном объединении выделяются высший и исполнительно-распорядительные органы самоуправления.

Высшим органом является собрание (сбор, слет, конференция и т.д.), которое рассматривает, обсуждает и принимает решения по любым (как правило, наиболее важным) вопросам жизни и деятельности детского общественного объединения. Оно формирует (выбирает и назначает) исполнительно-распорядительные органы самоуправления (совет, штаб, рабочая группа и т.п.). Количество этих органов, также и как их численный состав, определяются детским общественным объединением на собрании.

^ Детские объединения как фактор социального воспитания
Современный подросток вольно или невольно включен в окружающую его действительность, которая представлена многообразно и многолико как социальная среда со спецификой влияния ее микро и макроструктур на становящуюся, развивающуюся личность подростка.

Так, образовательное учреждение (дошкольное, школьное, внешкольное) – особая педагогически организованная социальная среда, в которой ребенок объект и субъект процессов обучения, воспитания, личностного развития. Семья – специфическая социальная среда, зона ближайшего развития ребенка, в которой определяющим фактором влияния являются взрослые-родители. Особыми социальными средами, способными влиять на становящуюся личность являются: информационные пространства, культурные, спортивные центры-комплексы и другие. Наряду с позитивно организованными государственными структурами социальной среды значительную роль в развитии личности ребенка играют общественные сообщества, создающиеся на принципах самодеятельности, добровольности детей и взрослых, общности интересов, возрастных и индивидуальных запросов и потребностей.

В системе этих общественных структур социальной среды приоритетом у детей пользуются сообщества сверстников. Этот вывод подтвержден данными наук о человеке (психологии, антропологии, педагогики) и реальной жизненной практикой.

Главной особенностью «общественных» детских сообществ как реальностей социальной среды является то, что они способны стать пространством – «зоной» ближайшего актуального развития ребенка, реализации возрастного природного, генного, индивидуального внутреннего потенциала индивида. А основой таких общественных сред становится жизнедеятельность ребенка, которая характеризуется: активностью субъектностью самого ребенка (соответственно возрасту) в определении цели, содержания, организации функционирования сообщества-объединения; социально и личностно значимым содержанием деятельности (преимущественно коллективной) и ее результатов; позитивными взаимоотношениями (детей-детей и детей-взрослых), общением как важной потребностью социального развития ребенка; демократичностью организации деятельности объединения (самоорганизация и самоуправление).

Кратко специфику общественной детской структуры можно определить как среду жизни ребенка.

^ ОПЫТ Организации экологической деятельности в условиях мегаполиса на базе доо
Решение экологических проблем тесно переплетено с деятельностью общественных организаций, занимающихся проблемами экологического образования и просвещения. Среди общественных организации особая роль отводится молодежным и ДОО. Действительно, формирование общественного мнения и отношения к проблемам экологического плана возлагается именно на эти структуры, которые, как видится нам, являются независимыми трансляторами идей устойчивого развития в широкие народные массы, способные доступными средствами и языком донести до простых обывателей насущные экологические проблемы.

Однако, несмотря на обширную и безусловно важную работу молодежных и ДОО в деле решения экологических проблем, эта деятельность носит разрозненный характер, и часто деятельность принимает форму акции. Шума много - дела мало!

Недостаточная осведомленность руководителей ДОО в вопросах экологии сводит экологическую проблематику к банальным акциям по уборке мусора, что создает искаженное впечатление у обывателя и у самих участников. Молодежь хочет учиться и познавать, участвовать в реально полезных и значимых делах, приводящих к искоренению причины экологического кризиса.

Из педагогической литературы и собственного опыта организации школьного экологического образования известно, что две составляющие экологического образования – экологическое воспитание и экологическая практика – теснейшим образом связаны между собой. Исследованиями И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, Л.П.Симоновой и других ученых показано, что вовлечение детей в эколого-практические действия, живое общение с природными объектами, исследования природных объектов, действия по улучшению качества окружающей среды значительно повышают эффективность экологовоспитательных мероприятий. Зарубежными и отечественными педагогами показана высокая воспитательная эффективность таких практико-ориентированных методов преподавания как методов фасилитации, эмоционально-сенсорного контакта, и также получившего сегодня распространение в педагогической практике метод проектов и др.

Экологическое воспитание становится более эффективным, если включено в практическую деятельность в окружающей среде. Но эта практическая деятельность должна быть направлена на искоренение причины проблемы.

Анализируя практическую деятельность в рамках работы ГЭП «Экологическое образование: разработка регионального компонента» (научный руководитель д.п.н. А.Н. Захлебный), нами были разработаны и апробированы на территории ПИП «Битцевский лес» прикладные образовательные технологии позволяющие добиваться как образовательных, так и воспитательных целей.

  1. Образовательный проект: «Биологическая очистка водоемов (прудов) расположенных на территории ПИП «Битцевский лес» с использованием водного гиацинта».

  2. Образовательный проект: «Анализ выхода хромосомных нарушений при антропогенном воздействии на реку Коршуниху».

  3. Образовательный проект: «Рекультивация земли при помощи дождевого червя на территории ПИП «Битцевский Лес».

Данные проекты достаточно просты в исполнении и позволяют добиваться видимых результатов в короткие сроки.

Главная ценность данных технологий – возможность объединения и консолидация молодежной деятельности под одной тематикой. Тема актуальна в любом округе города.

Вероятно, что существуют и другие подобные наработки, которые требуют осмысления и апробации, например, проект «Из семечка - дерево». Настало время объединить усилия молодежных и ДОО на решение проблемных социально-значимых ситуаций, сменить натуралистический подход на деятельностный практико-ориентированный.

Следующей проблемой, мешающей развитию молодежному экологическому движению, является отсутствие в центрах экологического образования и просвещения технических средств проведения исследований, доступных участникам проекта. В результате выделяется общебиологическая сторона экологии (исследуется видовой состав парков, применяются методы биотестирования, проводится работа по озеленению, подкормка птиц и т.д.), которая не рассматривается, во-первых, комплексно с учетом спектра загрязняющих веществ, во-вторых, не учитываются региональные особенности экологии города.

Работая в этом направлении, нами был разработан лабораторный комплект, включающий необходимый набор средств измерения и контроля для реализации экологических проектов. Этот комплект называется УМНИК. Он апробирован при проведении вышеперечисленных проектов, может использоваться для работы в группе.

Например, мы хотим снизить уровень шума от МКАД. Решение проблемы высадка кустарников и деревьев. Нужен шумомер, чтобы наглядно в доступной форме населению и себе доказать, что проводимая работа действительно имеет смысл. Сейчас же работы освещаются однобоко, что не вызывает должного эффекта и резонанса среди горожан.

Подводя итог, необходимо еще раз отметить необходимость создания единой системы практико-ориентированных проектов, направленных на решение конкретных экологических проблем города с научно-обоснованными подходами решения и системой контроля деятельности. Вклад каждого молодежного или ДОО должен оцениваться вкладом в личное дело на всеобщей конференции с обязательным освещением в СМИ.
^ АНАЛИЗ социализации школьников –участников ДОО «ФЕНИКС» ГОУ СОШ № 789

Выстраивая воспитательную систему школы, мы пришли к заключению, что для нашего сообщества школы № 789 (ученики, учителя, родители, жители микрорайона) наиболее эффективны недели, декады, месячники разной предметной направленности (например, декада физики или химии), но все они подчинены теме воспитания нравственности, терпимости и уважению к другим людям, к другой культуре. За основу был взят курс лекции доцента и ведущего научного сотрудника кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО кандидата исторических наук В.В. Гергеля.

Вот уже более десяти лет школа работает над проблемой толерантности. За этот период мы провели две международные конференции, несколько круглых столов, семинаров, сами стали участниками конференций в России (в Санкт-Петербурге) и Финляндии, принимали участие в семинаре в г. Костроме. С 1999 года в нашей школе существует отряд «Юные миротворцы». В этот отряд может вступить любой ученик, начиная с 5 класса, которому близки идеи миротворчества. У каждого члена отряда есть своя зачетная книжка, парадная форма. Среди наиболее значительных мероприятий необходимо отметить «Толерантность-дорога к миру», «Неделя добрых дел». Уже несколько лет миротворцы являются участниками парада на Красной площади, возлагают цветы 8 мая к могиле Неизвестного солдата и Кремлевской стене, вместе с ветеранами побывали в Минске и Бресте с поездами «Памяти». Все дела, в которых участвуют наши ребята, которые проходят в нашей школе, отражены в нашей школьной газете «Точилка» и на сайте школы и экологической лаборатории www. ekolab789.narod.ru

В рамках экспериментальной деятельности школа входит в состав двух ГЭП: «^ Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента» Научный руководитель: Захлебный А. Н., д.п.н., профессор, директор Центра теории и практики экологического образования ИСМО РАО и «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» Научный руководитель профессор, академик РАО, чл.-корр. РАН Г.А. Ягодин) в школе создана – лаборатория проектных и исследовательских работ учащихся.

Учащиеся школы получили сертификат комитета «Земля - 2000: образ планеты», утвержденный Академией наук, бронзовую медаль на городском конкурсе экологических проектов «Наш дом - планета Земля», второй год учащиеся школы являются членами жюри международного фестиваля «Дети и экология: XXI век», дипломы I степени на конкурсе проектных работ «Ярмарка Идей на Юго-Западе».

Актуальность проблемы оптимизации социализации учащихся школы, реальность использования описанных выше рычагов и возможности школы в этом направлении обсуждались на педсоветах в 2006-2009 гг., на собрании попечительского совета, родительских собраниях. Приглашались представители культурно-просветительских учреждений микрорайона, учреждений практического здравоохранения, учреждений дополнительного образования. На профессиональных встречах и при обсуждении проблемы с родительской общественностью отмечалась актуальность проблемы оптимизации социализации учащихся для нашей школы. Так, по данным социологического опроса, только 40% учащихся 9-х и 70% учащихся 11-х классов определились с выбором профессии и представляют ее особенности, 60% имеют представления о своем индивидуальном стиле учебы и общения, возможностях его совершенствования и реализации в выбранной профессии, 70% владеют умением заполнить простейшие документы, необходимые для устройства на работу. По данным обследования психологов, психологический дискомфорт в связи с межличностным общением испытывают 20-25% учащихся.





Рис. 2. Изменение уровня воспитанности учащихся с 2004 по 2007 г.
Сами учащиеся отмечают, что у них есть проблемы межличностного общения с родителями и учителями. Уровень воспитанности у учащихся 6-8 классов следующий: 35% - высокий, 50% - средний, 14% - низкий, 1% - очень низкий. Уровень воспитанности среди учащихся 10-11 классов: 40% - высокий, 49% - средний, 10 % - низкий, 1% - очень низкий. Изучение эмпатии среди 10 – 11 классов показывает, что средний уровень имеют 23%, заниженный – 53%, очень низкий - 24%. Во время встреч и обсуждений проблемы уточнялись позиции заинтересованных сторон, их потребности, имеющиеся у школы возможности для решения проблемы. По результатам профессиональных и общественных обсуждений была сформирована стратегическая цель развития (инновационных преобразований) школы.

Проектируя инновационную деятельность ДОО «ФЕНИКС» в этом направлении, мы руководствуемся актуальностью перехода от знаниевой к деятельной парадигме образования, закрепленной в Концепции государственных стандартов общего образования нового поколения. Мы считаем, что эффективность деятельности ДОО как важнейшего института социализации ребенка сегодня должна оцениваться не только и не столько по тому, насколько она успешно обеспечивает усвоение и воспроизводство школьниками унаследованных от прошлого ценностей и навыков, сколько по тому, как она готовит молодежь к самостоятельному обучению в течение всей жизни, творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. Важнейшей особенностью этих задач является их экологическая обусловленность, прямая или опосредованная связь с вопросами устойчивого развития.

Сегодня исследователи и учителя-практики принимают значительные усилия в поисках методов обучения, повышающих "производительность" труда и учителя, и ученика, позволяющих за один и тот же отрезок времени усваивать более значительные объемы учебного материала. В частности нами разработаны модули в уроки физики, химии, биологии, информатики, позволяющие учащимся знакомиться с наиболее перспективными технологиями, нано-технологиями (см. журнал «Экологическое образование», № 1, 2007 г.). Отсутствие практических работ и лабораторных работ, охватывающих несколько дисциплин, сужает мировоззрение школьников, не позволяет им реализовать полученные знания. Это приводит к оторванности школьника от реальности, где представляет значимость комплексное знание.

Педагогический коллектив школы осознает необходимость и возможность перехода образования от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к формированию готовности действовать и жить в мире постоянно действующих, но мало предсказуемых, экологических рисков, в том числе и новых, связанных с информационным загрязнением среды. Выход мы видим в вовлечении учащихся в социокультурные практики, социальные проекты экологического характера и обеспечиваются социально-проблемным характером образования, социально проблемным характером экологического образования для устойчивого развития. Вовлечение учащихся возможно только при условии внутренней мотивации духовно-нравственного становления. Эти задачи решаются исключительно на базе ДОО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успех социализации учащихся будет завесить от успешной реализации следующих компонентов, а именно: здоровье, воспитание толерантного отношения друг к другу, умения работать с информацией, возможности применить полученные знания на практике. При этом необходимо сделать так что бы данная система плавно перетекала из начальной школы в среднюю и в старшую, т.е. необходима сохранить преемственность достигнутых результатов и увеличить полученные общеучебные навыки. ДОО является средством реализации социализации для подростка. Именно в участие в работе ДОО способствует повышению уровня воспитанности, развитию навыков работы с информацией, умению применять полученные знания.

Выводы


  1. Детское движение является необходимым фактором для социализации подростков.

  2. Как показывает опыт организации ДОО на базе ГОУ СОШ № 789 уровень воспитанности детей, их мотивации в приобретении знании значительно увеличивается, если работа ДОО имеет социально-значимый характер.

  3. Опыт работы ГОУ СОШ № 789 по теме «Юный миротворец» и экологическому образованию позволяет предложить ряд тем и направления деятельности для ДОО экологической тематики.

При написании курсовой работы использовалась следующая литература:
Алиева Л. В. Становление и развитие отечественного детского движения как субъекта воспитательного пространства : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 322 c. РГБ ОД, 71:03-13/86-8
Алиева Л.В. Детское общественное объединение в системе социального воспитания детей и юношества Учебно-методическое пособие М., 2007. – 72 с.

Волохов А.В, Кочергин В.Н., Степанова Е.К., Фришман И.И. Технологии подготовки лидеров детских общественных объ­единений. Часть I. Учебно-методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – 72 с.
Время созидать. Методическое пособие для организаторов детского

движения. М., Комитет общественных связей города Москвы,

Дом детских общественных организаций, Институт международных

социально - гуманитарных связей, 2007. 110 с.
Гергель В.В. Гражданское воспитание молодежи в духе миротворчества: опыт и перспективы – http://www.detirossii.ru/12897.php
Фомина А.Б., Фомин Н.С. Воспитательная работа в детских общественных объединениях в современных условиях. Учебно-методическое пособие. – М., Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – 100 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Московский институт открытого образования iconМеждународный молодежный русскоязычный лагерь в болгарии-2013
Организаторы: Центр межнационального образования «Этносфера» и Московский институт открытого образования (факультет международного...

Московский институт открытого образования iconПоложение о проведении третьего международного молодежного конкурса...
Языка во взаимодействии с гаоу впо «Московский институт открытого образования» и Центром межнационального образования «Этносфера»...

Московский институт открытого образования iconМосковский авиационный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский институт открытого образования iconФедеральный институт развития образования
Рекомендовано гоу впо «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» для студентов учреждений высшего...

Московский институт открытого образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Московский физико-технический институт
Монгольское нашествие. Русь под игом. Александр Невский. Отражение агрессии шведских и немецких захватчиков

Московский институт открытого образования iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочной...
Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы московский государственный...

Московский институт открытого образования iconДиагностическая значимость дыхательных тестов в диагностике инфекции
Московский Государственный медико-стоматологический университет, 2Первый Московский государственный университет им. И. М. Сеченова,...

Московский институт открытого образования iconПрограмма в процессе образования задействованы статусы обучающий...
Типы социальных институтов a институт семьи и бракаB политическийC институт религии d институт образованияE экономический

Московский институт открытого образования iconРазу Марк Львович родился 12 августа 1930 года в городе Владимире,...
Владимире, там и прошло его детство. В юности молодой Марк перебрался в Москву, где с блеском один за другим закончил два престижных...

Московский институт открытого образования iconНа проведение практики студента государственного бюджетного образовательного...
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов