1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире»




Название1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире»
страница1/5
Дата публикации25.07.2013
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
1. Предмет курса «ИР и ее место в современном мире».

Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры. «Предмет религиоведения суть систематическое исследование религии как части человеческой культуры и историческое исследование религий в прошлом и настоящем.»

Объектом религиоведения является религия, однако по поводу предмета существуют разные точки зрения. Религию изучают также история, философия, социология, психология, культурология, этнография, экология, география и другие науки. Религиоведение отличается от них тем, что исследует религию в соответствии с наработанными в своей истории методами, подходами и установками.

Так, в мировом научном сообществе религиоведение уже более сотни лет считается целостной наукой, тогда как в современной России до сих пор его относят к области философских наук.
^ 2. Основные типы определения религии.

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Другие определения религии:

- одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.

- организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть деятельность воли, направленная к этим силам.

Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям.
^

Типы определений


Теологические (конфессиональные) интерпре-
тации стремятся понять религию "изнутри",
объяснения на основе соответствующего религиозного
опыта. Объяснения варьируются, но общим в них является представ-
ление о религии как связи человека с Богом.

Христианство: религия - результат взаимосвязи между Богом и человеком. Термин "религия" применяется для обозначения воззрения,

основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют
и что отношения с ними возможны.
^ Философские и социологические: Религия развива-
ется в контексте истории общества; в зависимости от движения ма-
териального производства, системы общественных отношений
происходит и эволюция религии.

По мнению К. Маркса, "...религия есть самосознание и самочув-
ствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова
себя потерял."

Биологические: ищут основу
религии в биологических или биопсихических
процессах человека. С этой точки зрения
основу религии составляют религиозный инстинкт; религиозное чувство, которое примыкает к инстинкту самосохранения и выступает как "оружие в борьбе
за жизнь".

Психологические объяснения выводят религию из индивидуальной
или групповой психики. Наиболее распространены поиски основы

религии в эмоциональной сфере.
Этнологический: Источник религии
- в "человеческой природе", присущей индивиду

и образуемой комбинацией материальных и духовных потребностей,
или же в определенном культурно-антропологическом комплексе.
Религия рассматривается в качестве всеобщего феномена культуры.
^ 3. Элементы и структура религии.

Элементы и структура: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.

^ Религиозное сознание – это сознание верующего человека. Не всякая вера есть вера религиозная. Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности какой-либо идеи.

Религиозная вера – это вера: а) в существование элементов, сил, свойств, связей, выходящих за пределы действительности; б) в возможность общения с ними, воздействия на них.

Религиозные чувства – это эмоциональное отношение верующих к признаваемым ими объективными существам, к священным вещам, персонам, действиям, друг к другу.

Религиозное сознание имеет два уровня – обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, настроений, привычек и традиций. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде разрозненных представлений, взглядов. На этом уровне главную роль играют эмоции – чувства и настроения, наглядно образные формы сознания.

Религиозное сознание на концептуальном уровне – это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументации, концепции; догматы веры (догмат –утверждение высшим религиозным институтом положения вероучения в качестве непреложно истинного), как правило оформленные в канон, (свод религиозных положений). В состав канона входит: а) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке; б) ритуальные предписания.

Религиозный опыт - медитация, экстаз, мистические видения, созерцание Бога и т.п.

^ Религиозная деятельность. Существуют два вида – внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная сфера – это разработка религиозных концепций, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, пропаганда религиозных взглядов.

Религиозный культ – это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных – предметов охоты, заклинания духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

Субъектом культа может быть религиозная группа или отдельный человек. Религиозная группа неоднородна: в ней можно выделить непосредственных служителей культа (священников, пасторов, шаманов и т.д.) и большую часть лиц, которые действуют как соучастники и исполнители.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектуру, живопись, скульптуру, музыку), различные культовые предметы (облачения, утварь).

^ Религиозная организация, конфессия – религиозная общность последователей одного вероисповедания. Внутри конфессии, как правило, можно выделить институт духовенства (непосредственных служителей культа) и мирян.

Конфессия со всеми организационными элементами представляет собой религиозное, культовое объединение. Типология религиозных конфессий: церковь, секта, деноминация.

Церковь – сравнительно широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, традицией.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям.

Промежуточное положение между церковью и сектой занимают так называемые деноминации.
^ 4. Функции и роль религии.

Функции – это способы действия религии в обществе, роль – суммарный результат, последствия выполнения ею функций.

Основные функции:

Мировоззренческая функция религии состоит в реализации определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и пр. Религиозное мировоззрение задает предельные критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание.

Религия также обеспечивает общение, осуществляя тем самым коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и в отношениях. Оно включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.

Регулятивная функция религии состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, обычаев, традиций, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля, поощрений и наказаний.

Культуротранслирующая функция религии состоит в осуществлении в рамках традиции передачи накопленного культурного наследия от поколения к поколению. Религия как часть культуры способствует развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры.

Легитимирующая функция религии означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов (государственных, политических, правовых и др.), отношений, норм. Религия выдвигает высшее требование –максиму, в соответствии с которой дается оценка практически всех явлений и формируется определенное отношение к ним. Максиме придается обязательный и непреложный характер.

Роль:

1. Роль религии очень велика в экономике, политике, межнациональных отношениях, семье. Религия санкционирует стиль жизни, мысли и действия, придает им ореол святости или объявляет их нечестивыми. Происходит наложение религиозных отношений на другие общественные отношения.

2. Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется вместе с изменением общественного сознания. Влияние религии может возрастать или уменьшаться вследствие самых различных процессов внутри общества: политических, идеологических и пр., меняющихся культурных ситуаций.

3. Роль религий далеко не всегда общечеловеческая. В религиях представлены самые различные культуры. В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, формационные, этнические, глобальные и локальные.
^ 5. Происхождение религии.

2 подхода: религиоведческий (научный) и богословский (религиозный).

С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.

В рамках научного религиоведческого подхода существует много концепций происхождения религии. Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой бессилие перед могуществом Природы: «… всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни.

Выживание древних человеческих общностей было невозможно без общественно целесообразного поведения их членов. Оно возможно, если его мотивы выходят за рамки потребностей человека, но связываются с интересами всего общества. Так возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в сознании человека: другая «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие интересы индивида.
^ 6. Исторические типы религий.

Родоплеменные религии сложились в условиях первобытно-общинного строя. Важное место в таких религиях занимает культ предков, основанный на генетическом единстве и кровно-родственных связях. Для языческих религий характерен культ племенного вождя и система возрастных инициаций. Широко распространяются фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри конкретной группы и отгораживание групп друг от друга.

В настоящее время родо-племенные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, у индейцев Северной и Южной Америки.

^ Народностно-национальные религии развивались в период становления классового общества. Носителями являются в основном представители соответствующего этноса. Этим религиям свойственно законничество – детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. Из ныне существующих религий к этому типу относятся иудаизм (Талмуд), индуизм (законы Ману), конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др.

Можно выделить национальные религии двух типов.

Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии. К этим религиям относятся иудаизм, индуизм и синтоизм.

Национальные религии второго типа не связаны с национальной принадлежностью и социальными институтами общества и теоретически могли бы стать мировыми. Этому помешали историческая обстановка, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии.

К ним можно отнести конфуцианство, даосизм, джайнизм, зороастризм и манихейство.

^ Мировые религии – буддизм, христианство, ислам. Появились в эпохи перехода от одного типа общественных отношений к другим.

Мировым религиям свойственны миссионерство и проповедническая активность. В этих религиях проповедуется идея равенства людей по каким-либо признакам. Например, в православии под ближним понимается любой человек, независимо от его веры, национальности, пола, профессии и любых иных признаков. В исламе под ближним понимается любой другой мусульманин. В иудаизме под ближним понимается иудей и еврей.
^ 7. Первобытные верования и их реликты в современных религиях.

Образованию религии предшествовало формирование верований и ритуалов в рамках мифологии.

Тотемизм – вера в родственную связь между племенем и определенным животным, растением или явлением природы. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей – своих родственников – от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считалось только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их изображения, а позже тотем мог изображаться символом, словом или звуком. Выбор тотемов часто связан с физико-географическим характером местности. Тотем не обожествляется, люди просто верят в своё родство и ним. Тотемизм – это религия раннеродового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными. Подобные связи человек усматривает и в окружающем мире, наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств. Был особенно широко распространен в Австралии, Центральной и Южной Америке.

Фетишизм – почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами. Фетишем мог стать любой предмет: камень необычной формы, кусок дерева, части тела животных. Позднее появились изготовленные из камня, дерева, металла фигурки. До наших дней дошло множество фетишей амулетов-оберегов. Амулетом служит предмет, которому приписываются магические свойства отвращать от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был оберегать своего владельца. Фетишем иногда становилось часть чего-то большого: например, камень с почитаемой горы, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетиш мог быть рисунком или татуировкой на теле. Особенно - в Африке.

^ Культ предков. Часто встречается культ всеобщей Матери (у Маори, эвенков, в Индии, в Африке, в языческой Руси). Богиня-Мать правит всеми природными процессами. Она всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живёт чувство родства, которое связывает все живые существа.

Зоолатрия – культ животных. Формы: прямое поклонение животным, страх перед ними, вера в оборотней, посвящение животных божествам, вера в их особую связь с миром духов и богов.

^ Анимизм - вера в существование души и духов. Аниматизм - вера во всеобщую одушевлённость природы. Поклонение духам сущ. до сих пор, например, в Центральной Индии.

Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.
^ 8. Народностно-национальные религии и их особенности.

Народностно-национальные религии развивались в период становления классового общества. Носителями являются в основном представители соответствующего этноса. Этим религиям свойственно законничество – детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных формах (вплоть до регламентации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, бытовых традиций и т.д.), специфическая обрядность, строгая система религиозных предписаний и запретов, отчуждение и отделение от других этно-религиозных общностей. К ним относятся иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, сикхизм, синтоизм и др.

Можно выделить национальные религии двух типов:

Религии первого типа рассматривают национальную принадлежность и сопутствующую ей социальную организацию как существенный или даже определяющий аспект своей конфессии. К этим религиям относятся иудаизм, индуизм и синтоизм.

Национальные религии второго типа не связаны с национальной принадлежностью и социальными институтами общества и теоретически могли бы стать мировыми. Этому помешали историческая обстановка, отсутствие миссионерской деятельности, конкуренция со стороны мировой религии.

К ним можно отнести конфуцианство, даосизм, джайнизм, зороастризм и манихейство.
^ 9. Возникновение и сущность иудаизма.

Иудаизм — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества.

Три исторических периода развития: храмовый (в период существования Иерусалимского храма. Он являлся центром религиозной жизни еврейского народа в X в. до н. э. - I в. н. э. Располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и служил единственным разрешённым местом жертвоприношений Богу), талмудический и раввинистическийVI в. по настоящее время).

В современном иудаизме нет единого и общепризнанного института или лица, имеющего авторитет источника права, учительства или власти. Источники права современного Ортодоксального иудаизма: Танах (Письменная Тора) и Талмуд (Устная Тора). Они регулируют, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом. Тора иначе называется Пятикнижие Моисеево, так как эти пять книг, согласно традиции, были получены Моисеем от Всевышнего на горе Синай. ТаНаХ иногда называют Еврейской Библией (у христиан — Ветхий Завет). Он описывает сотворение мира и человека, Божественный завет и заповеди, а также историю еврейского народа от его возникновения до начала периода Второго Храма. ТаНаХ, а также религиозно-философские представления иудаизма послужили основой для становления христианства и ислама.

Символическое значение имеют молитва Шма и соблюдение Шаббата.

Один из внешних символов иудаизма с XIX века — шестиконечная Звезда Давида. Более древним символом иудаизма является семисвечник (Менора).

Святой город — Иерусалим, в котором находился Храм. Храмовая гора, на которой возвышался Храм, — в иудаизме считается наиболее святым местом.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире» icon1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире»

1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире» iconПредмет курса. Место религии в современном мире
Но есть и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования...

1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире» iconПредмет курса. Место религии в современном мире
Но есть и такие понятия, идеи, теории, факты, освоение которых важно для становления каждого человека как личности, для формирования...

1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире» iconФакультет международных отношений кафедра международных отношений и мировой экономики
Целью данного курса является изучение роли международных организаций в современном мире. Предмет курса региональные, субрегиональные...

1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире» iconОглавление
Тема 10. Тенденции культурной универсализации в современном мире. Место и роль России в мировой культуре

1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире» iconИзраиль в современном мире сборник статей москва
Израиль в современном мире = {cб научных статей} / Ин-т востоковедения ран; отв ред Т. Карасова. – М.: Издательство – кол-во стр....

1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире» iconКраткое содержание курса
В современном мире наиболее актуальны задачи оптимизации использования человеческих ресурсов, среди которых

1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире» iconВопросы государственного экзамена по педагогике
Предмет педагогической науки, ее место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи развития педагогики на современном этапе

1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире» iconЛекция Предмет и метод экономической теории
Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

1. Предмет курса «ир и ее место в современном мире» iconРоссии будут вводить новый предмет "Место России в мире". Как вы...
Фсб накрыло сеть подпольных кружков учащейся молодежи. В них нелегально изучали русский язык, историю, литературу, физику, химию,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов