Рабочая программа дисциплины




Скачать 297.42 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/2
Дата публикации29.07.2013
Размер297.42 Kb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > История > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

Исторический факультет.


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета
_______________________
"_____"__________________200__ г.


Рабочая программа дисциплины

Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Направление подготовки

История
Профиль подготовки

Вариативная (профильная) часть
Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

заочная

Ростов-на-Дону

2011

  1. Цели освоения дисциплины

Данный курс предназначен для студентов _____ курса обучения по направлению «История» исторического факультета ЮФУ. Особенностью курса является его 2-х модульная конструкция, объединяющая две самостоятельные дисциплины в рамках одного курса с необходимой межпредметной интеграцией.

Целью модуля 1 «Музеология» является стремление познакомить студентов с важнейшими категориями в области теории и истории музейного дела, с истоками формирования и функционирования музея как социального института, его важнейшими функциями

Задачи модуля 1:

  • Представить магистрантам исторический опыт развития музеев и актуальные теоретические вопросы музейного дела;

  • Сформировать целостное представление о фондовой работе в музее, с комплектованием, учетом и хранением музейных фондов;

  • Изучить процесс создания музейной экспозиции, включающей научное и научно-художественное проектирование;

  • Познакомить магистрантов с важнейшими категориями в области теории выставочной деятельности, с истоками ее формирования, технологии и современной практики;

  • Сформирование представления о музейной педагогике как научной дисциплине, теоретической основе образовательной деятельности музея.

  • Выработать на основе музейно-педагогических методик знания и практические навыки в области экскурсионной работы.

Целью модуля 2 «Охрана объектов объектов культурного и природного наследия» дать магистрантам знания по проблемам сохранения историко-культурного наследия, истории формирования научных представлений о наследии, специфики его сохранения в разные исторические периоды, включая современность.

Задачи модуля 2: «Охрана объектов объектов культурного и природного наследия»

  • Определить современные научные подходы к определению понятий «историко-культурное наследие», «памятник», их типологию;

  • Представить историю становления правовых основ охраны культурного наследия России;

  • Рассмотреть международные и государственные нормативные документы по сохранению историко-культурного наследия;

  • Освоить региональную законодательную базу в области охраны и развития культурного наследия;

  • Установить специфику взаимодействия федеральных, областных и муниципальных органов охраны культурного наследия с хозяйствующими субъектами региона;

  • Выявить специфику охраны и использования потенциала археологического наследия Юга России.




  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Настоящая дисциплина относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по специальности «Археология».

Дисциплина «Музеология и «Охрана объектов культурного и природного наследия»» существенно дополняет имеющийся общий курс «История культуры», дает представление о месте музеологии в практической деятельности по сохранению материальной части культурного наследия в составе музейного фонда Российской Федерации (Модуль 1) и принципах охраны и использования объектов культурного и природного наследия (Модуль 2), что интегрирует различные отделы социально-гуманитарных наук с основами практической деятельности учреждений культуры.

Ключевую роль в дисциплине играет анализ комплекса источников (археологических, письменных и историографических).

Кроме того, в своей содержательно-методической части дисциплина тесно связана с такими дисциплинами профессионального цикла как «История древнего мира», «История мировой культуры», «Археология», «Культурология», «Историография».

Для успешного усвоения дисциплины «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» студент должен уверенно разбираться в основных проблемах истории культуры мировых цивилизаций, обладать необходимым объёмом знаний в области Истории Отечества и Всеобщей истории, археологии, культурологи, иметь базовые знания по историографии всеобщей истории.


  1. ^ Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

1.В предметной области Модуля 1. «Музеология»:

  • история становления и особенности музея как социокультурного института;

  • современную типологию музеев;

  • основные направления музейной деятельности;

  • технологии, методы и приемы практической музейной деятельности; особенности функционирования музеев.

2. В предметной области Модуля 2. «Охрана объектов культурного и природного наследия»:

  • основные этапы формирования понятия «памятник», «культурное наследие»; типологию объектов культурного и природного наследия в исторической динамике;

  • историю, теорию и методологию сохранения и использования наследия;

  • правовое регулирование охраны культурного и природного наследия, проблемы бытования объектов культурного и природного наследия в современной социокультурной ситуации.

Уметь:

  • анализировать различные виды исторических источников;

  • применять современные теории, концепции и инструментарий музеологии в практической работе с объектами природного и культурного наследия;

  • применять теоретические и практические знания в области законодательства об охране объектов природного и культурного наследия РФ.

    Владеть:

  • методиками работы с разными видами источников: письменными, археологическими, историографическими;

  • понятийным аппаратом музеологии и охраны объектов природного и культурного наследия;

  • основными технологиями, методами и приемами практической музейной работы.




  1. Структура и содержание дисциплины «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия»

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___ зачетных единицы 32 часа.

    1. Программа курса

Модуль 1. «Музеология»

Тема 1. Введение в специальность.

Музеология в системе социально-гуманитарных наук

Значение термина «музеология» и история его появления. Современные подходы в понимании музеологии: западноевропейский, американский, восточноевропейский.

Предмет и объект музеологии. Терминологический аппарат музеологии. Генетический, структуральный и практический компоненты структуры науки.

История и историография музеологии. Теоретические основы науки. Музейное источниковедение и прикладная музеология.

Музей в системе культуры; музей как полифункциональный институт: динамика социальных функций. Музеология как междисциплинарное знание. Структура; общая и специальная (естественно-историческая) музеология.

^ Тема 2. Теория и практика музейного источниковедения

Наука об исторических источниках. Исторический источник как продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах. Источниковедение в профессиональной деятельности историка, правоведа, социолога, историка науки и техники, архивиста и музеолога, историка-демографа и историка-географа. Источниковедческий аспект изучения отношений общества и личности, государства и общества, человека и природной среды, использования в гуманитарных исследованиях. Понятие музейного предмета. Общее и особенное в подходе к материальному объекту как к музейному предмету и как к историческому источнику. Материальность, вещественность музейного предмета и исторического источника. Виды исторических источников, используемых в музеологии.

Место памятников материальной культуры (ПМК) в структуре исторических источников. Признаки и функции ПМК. Социальные функции ПМК (интеграция, идентификация, познавательная, мировоззренческая, коммуникативная, дифференцирующая, экономическая, политическая, воспитательная, эстетическая). ПМК в структуре системы государственного хранения артефактов (Музейных фонд РФ, Архивный фонд РФ). Исторические источники в профессиональной деятельности музееведа.

^ Тема 3. История музеев мира.

Возникновение первых музейных коллекций в Европе в эпоху Возрождения. Становление и эволюция музея как специфического социокультурного института. Роль музеев в развитии науки и культуры. Историческая типология европейских музеев XVII-XX веков. Характеристика крупнейших европейских и американских научно-технических, художественных и природоведческих музеев: новые тенденции в музейной практике Европы и США (культура постмодерна). Особенности становления и развития музеев в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Роль традиционной культуры в формировании музейной модели мира. Типология музеев и характеристика основных групп музеев.

^ Тема 4. История музейного дела России.

Основные этапы становления и развития музея как социокультурного института: коллекционирование и формирование музеев. Древнерусское собирательство (XV-XVII вв.); реликвии храмов и монастырей, Оружейная палата (XVI-XVII вв.); музеи XVIII века: Кунсткамера, Модель-камера, «Достопамятный зал» Петербургского арсенала, Музей Императорской Академии Художеств и др.; дворцовые художественные галереи, крупнейшие частные собрания России, музеи XIX века. Проекты организации национального музея России. Зарождение и становление профильных музеев, промышленные и сельскохозяйственные выставки и их роль в формировании музейных фондов. Музеи губернских статистических комитетов, ученых архивных комиссий, земств, академические музеи, музеи при научных обществах. Музейное строительство в России в первой трети XX века. Музейная политика 20-50-е гг.: ликвидация церковно-археологических, педагогических. полковых музеев; национализация частных собраний и ее последствия. Музейное дело в 50-е – 90-х гг.: музеи в современной социокультурной ситуации. Музеи Дона: история и современность. Современный музейный мир России. Поиск перспективных моделей музея XXI века.

^ Тема 5. Основные направления и формы музейной деятельности:

Учет и хранение музейных предметов: описание, система учетных документов. Научное комплектование музейных коллекций: основные понятия, принципы, методика.

Основы проектирования музейных экспозиций: основные понятия, принципы, история, теория и методы. Музейный дизайн как раздел музейного проектирования. Принципы и методы экспозиционной деятельности; виды выставочного оборудования, инструментарий; пространственное решение выставочной среды, проекты экспозиций.

Новые информационные технологии в музейной деятельности.

Компьютерные информационные технологии и системы: автоматизированные информационные системы в музее - теория и практика; основы и базовые возможности технологии баз данных; методы работы на CD-ROM и в Интернет.

^ Тема 6. Атрибуция и экспертиза музейных предметов.

Определение, основные понятия, место атрибуции и экспертизы в музейных дисциплинах; интердисциплинарная сущность; формально-стилистический анализ и его роль в атрибуции; источниковедческая экспертиза; точные методы: физико-химические, биологические и др.; особенности атрибуции и экспертизы различных типов и видов исторических источников и музейных предметов.

^ Тема 7. Технология выставочной деятельности и музейный дизайн.

    Истоки искусства экспонирования и развитие направлений его использования. История мировой выставочной деятельности. Принципы классификации музейных выставок. Выставочная политика музея на современном этапе. Этапы работы над выставочным проектом. Проектирование экспозиции. Модернизация музейных экспозиции как частный случай проектирования. Музейная выставка. Особенности экспонирования музейных предметов и музейное оборудование. Текст в экспозиции.

Дизайн как особый вид художественнопроектной деятельности человека. направленный на формирование предметного мира, отвечающего потребностям индивидуума и общества; роль технической эстетики в развитии дизайна: основные этапы эволюции дизайна в конце XIX-XX веках; школы, мастера, концепции в истории дизайна, дизайн в музее.

    ^ Тема 8. Экскурсионное дело.

Экскурсия как ведущая форма культурно-образовательной деятельности. Исторический аспект развития экскурсионного дела. Функции экскурсии.Классификация экскурсий.

Памятники и памятные места как основа экскурсии. Методы включения памятников в экскурсию. Методические принципы подготовки тематических и обзорных музейных экскурсий. Формы анализа музейного памятника. Специфика экскурсионной работы с разновозрастной аудиторией в условиях внемузейной среды. Методика проведения экскурсий во внемузейной среде. Специфика подачи экскурсионного материала.

Работа над подготовкой экскурсии. Оценка работы экскурсовода. Экскурсионная этика.

Музей в сфере туристичекой и экскурсионной деятельности.

Тенденции развития туризма в Южном федеральном округе.

^ Тема 9. Музейная педагогика

Музейная педагогика как область научного знания и направление практической деятельности современного музея. Теоретические аспекты музейной педагогики. Направления исследований и организации деятельности музейной педагогики. Закономерности музейно-педагогического процесса. Формирование образовательной функции музея как предпосылка музейной педагогики. Воспитательный потенциал музея.

Изучение и динамика музейной аудитории. Направления, формы и методы работы с музейной аудиторией. Деятельность музейно-педагогических центров. Методика работы с различными категориями населения.

^ Тема 10. Техника музейной работы. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности.

Сущность и функции управления в музейном деле. Современные принципы организации музейного дела и управления музейной деятельностью

Методы управления, их отраслевая специфика, роль менеджера и организации его труда. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Функции и задачи маркетинга: спрос на услуги и виды маркетинга, система маркетинга и условия ее функционирования в культурно-досуговой сфере, организация рекламы, изучение рынка и планирование маркетинга.
^ Модуль 2. «Охрана объектов культурного и природного наследия»

Тема 1. Охрана культурного и природного наследия: теоретические-методологические аспекты

Объект и предмет; основные понятия: памятник, историко-культурное наследие, охрана памятников; основные этапы в развитии охранного законодательства и практической охранной деятельности в России XVIII-XX вв: система государственных учреждений, законодательство по охране памятников; теория и практика современной охраны памятников, учет, оценка, проблемы использования; музеефикация памятников; музеи-заповедники деревянного зодчества; охрана историко-культурного наследия за рубежом; центры изучения и документирования памятников истории и культуры; правовая основа охраны памятников за рубежом конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия. Теория, история и естественные методы сохранения памятников культуры, консервация и реставрация предметов материальной культуры: категориальный аппарат, методы реставрации и консервации различных видов памятников (камень, стекло, металл, живопись, бумага и др.), история развития реставрационных технологий; основные реставрационные центры России; направления современных исследований.

Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, эстетический, сакральный, мемориальный. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки. Понятия «общественной ценности» историко-культурного наследия.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины ( syllabus ) для студентов наименование...
Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины ( syllabus ) для студентов наименование...
Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа Криминология по специальности 030501. 65 Юриспруденция...
Рабочая учебная программа дисциплины «Криминология» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Философия»
...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии издательского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Банковское дело»
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...

Рабочая программа дисциплины iconОсновная образовательная программа «Экономика» учебно-методический...
Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Экономика труда»

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности»
Освоение дисциплины базируется на знаниях школьной программы математики и основ информатики и компьютерных технологий

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов