2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России




Скачать 463.22 Kb.
Название2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России
страница1/4
Дата публикации19.11.2013
Размер463.22 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4
1. Архивные фонды и коллекции (отечественные и зарубежные) по истории трех русских революций.

США – Бахметьевский архив в Колумбийском университете (собирался ученым и общественным деятелем Б.А. Бахметьевым), архив Принстонского университета, архив Гуверовского института войны, революции и мира Стенфордского университета, библиотека Конгресса, архив Йельского университета.

Франция – архив русской эмиграции в Библиотеке Современной международной документации в г. Нантер (самое обширное французское хранилище по истории революции)

Нидерланды – архив Международного института социальной истории

Великобритания – Русский архив Британской библиотеки, архив университета г. Лидс

Россия – РГИА, РГВИА (армия до 1917 года), РГВА (армия после 1917), ГАРФ, РГАСПИ (фонды отражают социальные настроения), РГА ВМФ, библиотека-фонд «Русское Зарубежье»
2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России.

Истпарт — Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б), научно-исследовательское учреждение, занимался собиранием, хранением, научной обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции. Как самостоятельное учреждение, действовал в 1920—1928 годах, а его региональные отделения до 1939 года.(выпускала журналы)

Первоначально в августе 1920 года была создана Комиссия по истории партии при Госиздате РСФСР. 21 сентября 1920 года СНК принял постановление «Об учреждении комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП». По предложению М. С. Ольминского комиссия получила сокращенное название Истпарт. После принятия постановления Истпарт находился при Наркомпросе, 1 декабря 1921 он перешёл в ЦК РКП(б) на правах отдела.

Возглавляла Истпарт коллегия (с 1924 года — совет). Повседневное руководство его работой осуществлял Президиум: председатель (М. С. Ольминский), его заместитель (М. Н. Покровский) и секретарь (В. В. Адоратский). Истпарт состоял из 2 подкомиссий: по истории Октябрьской революции (руководитель М. Н. Покровский) и по истории партии (руководитель В. И. Невский). Для изучения истории польского революционного движения при Истпарте была создана Польская комиссия. Сначала в Истпарт входило 9 человек, назначаемых СНК, впоследствии состав его был увеличен. Решение ЦК РКП (б) от 3 декабря 1921 года определило штаты центрального Истпарта (60 человек) и каждого местного бюро (2 человека).

Истпарту предоставлялось право организовать местные бюро на территории РСФСР и всех союзных республик. В крупнейших городах, в союзных республиках и областях в 1920-е гг. существовали местные бюро Истпарта. В «Положении об истпартотделах при губкомах РКП(б)», утвержденном ЦК РКП(б) (циркуляр ЦК РКП(б) № 27 от 10 августа 1923 года), указывалось, что их задачей является «собирание и изучение материалов по истории Октябрьской революции на территории данной губернии и истории данной губернской парторганизации». Истпарт издавал свыше 30 журналов и различных сборников. С 1921 Истпарт издавал журнал «Пролетарская революция» и «Бюллетень Истпарта», с1922 года Петроградское бюро Истпарта — журнал «Красная летопись», Истпарт ЦК КП(б) Украины — «Летопись революции» (Харьков), Казанское бюро Истпарта — «Пути революции».

Архив Истпарта был создан в апреле 1924 года и к концу 1920-х гг. составлял боле 60 000 документов, включая журналы и брошюры, прокламации и декреты, газеты. В его состав были включены фонды из библиотеки и архива РСДРП и Библиотеки Г. А. Куклина в Женеве.

Постановлениями ЦК ВКП(б) от 10 мая и 20 августа 1928 года Истпарт был объединен с Институтом Ленина. Сеть местных Истпартов была сокращена со 100 до 26, крупнейшие из них к 1931 году были преобразованы в научно-исследовательские институты истории партии. Истпарт продолжал функционировать в качестве научного отдела Института Ленина (1928—1931 гг.), в 1931—1939 гг. — отдел Института Маркса — Энгельса — Ленина, осуществлявший научно-методическую работу, направлявший и контролировавший деятельность местных филиалов и институтов. Журнал «Пролетарская революция» издавался до 1941 года как орган ИМЭЛ при ЦК ВКП(б)).

Петроградское бюро было создано в октябре 1920 г. при Петроградском губкоме партии, преобразовано в 1923 г. в истпартотдел. На основе Ленинградского истпарта в декабре 1929 года был образован Ленинградский партийный архив, а в октябре 1930 года Ленинградский истпарт был реорганизован в Ленинградский институт истории ВКП(б) (с 1946 года — Институт истории партии), существовал до 1990 года.

В июле 1921 года по решению бюро МК РКП(б) было создано Московское бюро Комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории РКП(б) (Истпарт). До октября 1934 года — истпартотдел при Московском комитете ВКП(б). В октябре 1934 года Московский истпарт реорганизован в Институт истории партии МК И МГК ВКП(б), существовал до 1990 года.

ЦК ВКП(б) 2 декабря 1939 года принял постановление «О местных партархивах и институтах Истпарта», передававшее партархивы из ведения Института Маркса — Энгельса — Ленина (ИМЭЛ) в непосредственное подчинение соответствующих обкомов, крайкомов и ЦК Компартий союзных республик. Региональные Истпартотделы были упразднены, а их функции и документация были переданы партийным архивам.
3. Петиция 9 января 1905 г. как исторический источник: авторство, история создания текста.

Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года — исторический документ, петиция или челобитная, с которой петербургские рабочие во главе со священником Георгием Гапоном шли к царю Николаю II в день Кровавого воскресенья 9 (22) января 1905 года. Петиция была составлена 5—8 января 1905 года Георгием Гапоном и группой рабочих — лидеров «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» при участии представителей демократической интеллигенции. Петиция содержала ряд требований, часть из которых имела политический, а часть экономический характер. Главным требованием петиции было уничтожение власти чиновников и созыв народного представительства в форме Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, тайного и равного голосования. Остальные требования петиции делились на три части: «Меры против невежества и бесправия русского народа», «Меры против нищеты народной» и «Меры против гнёта капитала над трудом». Общее количество требований доходило до семнадцати. Политические требования петиции, предполагавшие ограничение самодержавия, были расценены правительством как «дерзкие» и послужили причиной разгона рабочего шествия.

Идея обратиться к царю с челобитной о народных нуждах принадлежала священнику Георгию Гапону. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, Гапон возглавлял с 1903 года крупнейшую легальную рабочую организацию «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Созданное при покровительстве петербургского градоначальства и Департамента полиции, «Собрание» имело целью объединение рабочих для просвещения и взаимопомощи, что должно было ослабить влияние на них революционной пропаганды. Однако лишённое надлежащего контроля со стороны властей, «Собрание» скоро уклонилось от заданных целей. На собраниях рабочих стали открыто обсуждать не только способы улучшения быта, но и способы борьбы рабочих за свои права. В числе таких способов рассматривались стачки, забастовки и более радикальные методы.

Впервые мысль обратиться к царю с челобитной была высказана Гапоном в начале 1904 года. В своих мемуарах Гапон вспоминал, что на эту идею его навели беседы с Е. А. Нарышкиной, статс-дамой при дворе царя Николая II. По её словам, Николай II был добрым и честным человеком, но лишённым твёрдости характера. В своём воображении Гапон создал образ идеального царя, не имевшего случая показать себя, но от которого только и можно было ожидать спасения России.

Первый набросок петиции был составлен Гапоном в марте 1904 года и в исторической литературе получил название «Программы пяти». Уже с конца 1903 года Гапон завязал отношения с влиятельной группой рабочих с Васильевского острова, известной под названием группы Карелина. Многие из них прошли через социал-демократические кружки, но имели тактические расхождения с социал-демократической партией. Стремясь привлечь их к работе в своём «Собрании», Гапон убеждал их, что «Собрание» имеет целью настоящую борьбу рабочих за свои права. Однако рабочих сильно смущала связь Гапона с Департаментом полиции, и они долго не могли победить в себе недоверие к загадочному священнику.

В марте 1904 года Гапон собрал на своей квартире четырёх рабочих и, обязав их честным словом, что всё, что будет обсуждаться, останется в тайне, изложил им свою программу. В собрании участвовали рабочие А. Е. Карелин, Д. В. Кузин, И. В. Васильев и Н. М. Варнашёв.

Написанная меньшевиками «Резолюция рабочих об их насущных нуждах» не удовлетворила Гапона. Резолюция была написана сухим, деловым языком, в ней отсутствовало обращение к царю, а требования предъявлялись в категоричной форме. Как опытный проповедник Гапон знал, что язык партийных революционеров не находит отклика в душе простого народа. Поэтому в те же дни, 5—6 января, он обратился с предложением написать черновик петиции ещё к троим интеллигентам: одному из лидеров «Союза освобождения» В. Я. Яковлеву-Богучарскому, писателю и этнографу В. Г. Тану-Богоразу и журналисту газеты «Наши дни» А. И. Матюшенскому. Историк В. Я. Яковлев-Богучарский, получивший от Гапона проект петиции 6 января, отказался вносить в него изменения на том основании, что под ним уже было собрано не менее 7000 подписей рабочих.

Два других представителя интеллигенции, получившие проект петиции, оказались сговорчивее Богучарского. По некоторым данным, один из вариантов текста был написан В. Г. Таном-Богоразом, однако и его содержание, и дальнейшая судьба остались неизвестными. Последний вариант текста был написан сотрудником «Наших дней» журналистом А. И. Матюшенским. Матюшенский был известен как автор статей о жизни бакинских рабочих и бакинской рабочей забастовке. 6 января он поместил в газетах своё интервью с директором Путиловского завода С. И. Смирновым, чем и привлёк внимание Гапона. Некоторые источники утверждают, что именно текст, написанный Матюшенским, Гапон взял за основу при составлении своей петиции. Сам Матюшенский впоследствии заявлял, что петиция написана им, однако у историков это заявление вызывает сильные сомнения.

По мнению исследователя петиции А. А. Шилова, её текст написан в стиле церковной риторики, что явно указывает на авторство Гапона, привыкшего к подобным проповедям-рассуждениям. Авторство Гапона устанавливается также свидетельствами участников событий 9 января. Не исключено, однако, что Гапон всё же использовал черновик Матюшенского при составлении своего текста, но прямых доказательств этому нет.

Так или иначе, в ночь с 6 на 7 января Гапон, ознакомившись с вариантами, предложенными ему интеллигентами, отверг их все и написал свой собственный вариант петиции, который и вошёл в историю под именем Петиции 9 января 1905 года. В основу петиции была положена мартовская «Программа пяти», вошедшая в первую редакцию текста без изменений. В начале к ней было добавлено обширное предисловие, содержащее обращение к царю, описание бедственного положения рабочих, их безуспешной борьбы с фабрикантами, требование устранить власть чиновников и ввести народное представительство в форме Учредительного собрания. А в конце был добавлен призыв к царю выйти к народу и принять петицию. Под ним были собраны десятки тысяч подписей. При обсуждении петиции 7 и 8 января в него продолжали вноситься некоторые поправки и дополнения, в результате чего окончательный текст петиции принял более всенародный характер. 8 января этот последний, отредактированный текст петиции был отпечатан на машинке в количестве 12 экземпляров: один для самого Гапона и по одному — для 11 отделов «Собрания». Именно с этим текстом петиции рабочие шли к царю 9 января 1905 года. Один из экземпляров текста, за подписью Гапона и рабочего И. В. Васильева, хранился впоследствии в Ленинградском музее революции.

События 9 января 1905 года стали началом Первой русской революции. А уже через девять месяцев, 17 октября 1905 года, император Николай II подписал Манифест, который даровал жителям России политические свободы. Манифест 17 октября удовлетворял основные требования, выставленные в Петиции 9 января. Манифест даровал населению неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и свободу союзов. Манифест учреждал народное представительство в форме Государственной Думы и даровал избирательное право всем сословиям. Он признавал за народными представителями право утверждать законы и надзирать за законностью действий властей.
4. Законодательные акты 1905-1907 гг. и их источниковедческий анализ (6.08.1905 г., 17.10.1905 г., 20.02.1906 г., 3.06.1907 г.).

6.08.1905 – манифест о создании Государственной думы («Булыгинская дума»), была борьба разных проектов, в итоге был создан компромиссный вариант, который никого не устроил и реальную ситуацию в стране не отражал. Дума должна была заниматься бюджетом, штатом и законодательством. Может претендовать на изменение некоторых законов, не касающихся «основ» государства - Дума являлась лишь законосовещательной. У председателя очень широкие полномочия. Заседания открытые и закрытые. Дело, в случае затягивания или невозможности рассмотрения, направляется в Госсовет. Выборы производятся по губерниям и областям, по городам собраниями. Они непрямые и многоступенчатые.

17.10.1905 – манифест воздействует на эмоции, призывает к «успокоению» подданных, противоречив в некоторой степени (статья П.И. Милюкова). 12 октября существовало 4 проекта Думы и манифеста, проект С.Ю. Витте был принят буквально накануне. Эти факты устанавливаются на основе воспоминаний Витте и дневников Николая 2. Дума имела законодательную власть (вносились изменения в законодательство Российской империи), опять же большая власть председателя. Появилась рабочая курия. Самодержец оставлял за собой право окончательно утверждать законы, а также распускать Думу.

20.02.1906 – Государственный Совет фактически преобразован в верхнюю палату Думы. Законопроекты слушались в Думе и затем направлялись в Госсовет на рассмотрение, после этого шли к монарху на утверждение и подписание. В рассмотрении бюджета Дума не могла рассматривать сверхсрочные кредиты, а также расходы на содержание императорского двора.

3.06.1907 – «третьеиюньский переворот» - роспуск ГосДумы 2-ого созыва и изменение избирательного закона, так как его могла менять только Дума, то это «переворот». Ограничены права рабочей и крестьянской курии (у крестьян 1 выборщик от 15 тыс. чел., у рабочих 1 от 90 тыс.), городская курия поделена на две, для землевладельческой курии – от 230 чел. а не от 2 тыс.
5. Манифест 17 октября 1905 г. как исторический источник.

В 1905 году впервые была осуществлена идея о создании органа законодательной власти. Власти принимают попытку ограничить свои полномочия.

18 февраля 1905 Манифест царя «об укреплении незыблемости власти»

Рескрипт на имя Булыгина – предложение о выборных от населения

6 августа 1905 – первый проект Булыгина, который остался только на бумаге, об отдаче Госдуме совещательной функции. Позже Витте переработал проект Булыгина.

17 октября 1905 «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». Дума наделялась законодательными функциями. 27 апреля по 8 июля 1906 года – действие первой Госдумы.

В период наибольшего подъема революции 1905—1907 гг. 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест о даровании гражданам России политических свобод, неприкосновенности личности и о созыве законодательной Думы. Николай II последовал советам своих сановников, уверявших его в том, что серьезные уступки привлекут общество на сторону правительства, и тогда революционные и социалистические партии и группы, не имея поддержки интеллигенции, потерпят крах.

Манифест приветствовала только небольшая часть буржуазии, которая вскоре сплотилась вокруг Союза 17 октября. Действительно, большинство либералов не удовлетворились обещанными в Манифесте мерами. В советской исторической науке утвердилось мнение, что либералы встретили Манифест ликованием. На самом деле, лишь в первое время многие из них выражали восторг, но Милюков, по его словам, "вылил на них ушат холодной воды". Оценку Манифеста он заключил словами: "Ничто не изменилось; война продолжается". Мнение Милюкова разделили кадеты, за которыми шло большинство политически активной интеллигенции.

Социалистические партии от Манифеста получили едва ли не больший выигрыш, чем либеральное общество. Многие руководители после амнистии в Россию и сыграли большую роль в организации рабочих выступлений, в деятельности Советов, в руководстве вооруженными восстаниями. У социалистов появилась возможность использовать легальные методы борьбы: издавать газеты, участвовать в выборах в Думу.

Тем не менее, не подлежит сомнению, что с момента провозглашения Манифеста 17 октября облик власти, характер всей государственной системы претерпели существенные изменения. Впервые в истории России император был вписан в законодательно-правовую систему координат. Ему законодательно вменялось в обязанность соблюдать определенные правила поведения в политических вопросах.

Теперь Дума наделялась законодательными функциями и становилась главным органом. Госсовет теперь верхняя палата, а Дума – нижняя. На обязанность правительства возлагали следующие задачи:

  • Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов.

  • Привлечь к участию в Думе те классы населения, которые лишены избирательных прав

  • Установить как правило, что ни один закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность участья в надзоре за закономерностью действий властей.

Появление Манифеста 17-го октября вызвало растерянность власти на местах и не внесло скорого успокоения. Если умеренно-либеральные круги готовы были принять созданное манифестом положение как исполнение их желаний конституционного преобразования России, то левые круги, социал-демократы и эсеры, не были ни в малейшей степени удовлетворены и решили продолжать борьбу для достижения своих программных целей ("не желали нагайки, завернутой в пергамент конституции"); с другой стороны, правые круги отвергали содержащиеся в Манифесте 17-го октября уступки революции и требовали сохранения неограниченного царского самодержавия.

Скоро после появления манифеста железнодорожная забастовка прекратилась, но «смуты и волнения» не только не прекратились, но распространились по всей стране: в городах происходили то революционные, то контрреволюционные демонстрации, причем во многих городах контрреволюционные толпы «черносотенцев» громили интеллигентов и евреев; в деревнях разливалась волна аграрных погромов - толпы крестьян громили и жгли помещичьи усадьбы.

3-го ноября был издан манифест, обращавшийся к крестьянам с призывом прекратить беспорядки, обещавший принятие возможных мер к улучшению положения крестьян и отменявший выкупные платежи за крестьянские надельные земли.
6. Воспоминания современников как источник по истории революция 1905-1907 гг.

Мемуары - и исследование, и источник. Мемуары - литературная форма, специально предназначенная для закрепления и исторического осмысления общественно значимого, но индивидуального жизненного опыта автора. Признаки - авторское личностное субъективное происхождение, память мемуариста очень важна - возможны проблемы с памятью. Ретроспективный характер воспроизведения соц. действительности. Мемуары в тот период активно использовались для пропаганды револ. деятельности. Формирование единого мемориального источника - сложность авторского состава, общие взгляды необходимы, пропаганд. направленность, открытая формулировка автором соц. функций. Фрагментарность воспоминаний. Причастность к револ. Процессу осознание личной причастности, единичности воспоминаний появляется. Рядовые революционеры, предводители делились. Мемуаристы зачастую были малограмотны, писали отвратительно. Юбилейный характер издания - к конкретной дате. Есть очень много неопубликованных отрывочных мемуаров. При издании могли сильно редактироваться, даже смысл искажаться.

Некрологи - тоже мемуары, в общем-то. Это воспоминания об участниках революции, о человеке. Бабушкин ими занимался.

^ 3 этапа создания: 1) 1917-1924 г, зарождение комплекса, устанавливаются основные формы. Под контролем.

2) 1924-1928 г, мемуарный взрыв. Наиболее массовое формирование источников. Расширяется тематика. Общество участвует в формировании.

3) 1929-1935 г. Менее востребовано, работы приостанавливаются. Преобладает история большевизма, появляются мемуарные стереотипы.

^ Сами мемуары:

Публикации в журналах "Каторга и ссылка", "Историко-революционная библиотека".

"Общество старых *толстых* большевиков", с 1922 г. по 1935 г. Цель общества - поучать молодёжь жить по-большевицки. Ольминский (с 1922), Ярославский - центровые пасаны. Заседания стенографировались, издавался историко-революционный сборник "Старый большевик" и "Бюллетени".

Журналы истпарта - "Пролетарская революция", "Красная летопись", до 30-х годов.

2005 год - диссертация Колесниковой по теме историко-революционных мемуаров 1 русской революции.

В архиве лен. отделения ист. парта, сейчас ЦГАИПД, 7.400 единиц хранения (фонд 4.000), это самый крупный архив, самый-самый.

Бондаревская, Климак - известные исследовательницы по мемуарам современников. "Библиотека революционных мемуаров".

"Боевая группа при ЦКГСДРП" - воспоминания о восстании на Потёмнине

"Воспоминания членов СПб совета народных депутатов" - 1926 год.

"Путь большевиков с Красного Путиловца".

Многотомник "Революция 1905-1907 г. в России".

Библиография, описание уже изданных сборников, важна. Черноморский - по истории КПСС, важно это. М., 1965 г.

"Первая русская революция" - Герман, псевдоним - Кнунянс. Кроме того - "Первый совет рабочих депутатов" написал в тюрьме в 1906 году. Сторонник Ленина, агент ЦК партии.

Горький в 1907 г. тоже написал мемуары, опубликованы в 1920. Он очевидец многих рев. событий.

Ещё есть воспоминания Луначарского, ну и, конечно же, Крупской - куда же без неё-то!

А вот мемуары Витте всякие разные подлецы хотели уничтожить, но УВЫ - не получилось. Такое бывает у большевиков, не правда ли? Витте писал честно. Его мемуары напечатались, рукопись сохранилась в Нью-Йорке, в Колумбийском университете. Ананич и Ронелин - "Опыт критики мемуаров Витте".

Гапон - "История моей жизни".
^ 7. Некролог как исторический источник по изучению биографий участников революционного движения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России iconРасписание движения График движения поездов
Соблюдение графика движения поездов и предупреждение его нарушений должно быть главным для всех работников, связанных с организацией...

2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России iconТеория революционного террора природа насилия
Во все времена человечество сталкивалось с различными проявлениями насилия. Оно сопровождало его на протяжении всей истории, являясь...

2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России iconПравила для
Для публикации в сборнике материалов Научного общества студентов, аспирантов и молодых учёных ону имени И. И. Мечникова принимаются...

2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России iconПри изучении роли России в подавлении джадидского движения в Мавераннахре...
Хотя, в 30-60-е годы в освещении истории и оценке джадидизма наблюдалось и некоторое различие подходов. Одни ученые, несмотря на...

2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России iconМетодические рекомендации для участников областного конкурса исследовательских...
Военной истории начинается с правильного выбора темы, отчего во многом зависит успех дела в целом. Задача преподавателя состоит в...

2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России iconКонкурс «Познаем Воркуту», приуроченный к 70-летию основания Воркуты...
Республиканский конкурс на лучшие публикации, сочинения, стихотворения о Воркуте «Познаем Воркуту» (далее – Конкурс) проводится в...

2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России iconВопросы к экзамену по дисциплине «Соотношение семейного права России и зарубежных стран»
Понятие сравнительного правоведения, его роль и значение в области регулирования семейных отношений России

2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России icon«Основные м еждународные организации и блоки. Их роль в поддержании мира»
Какова роль России в урегулировании региональных конфликтов? Может ли Россия играть роль мирового полицейского?

2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России iconТезисы лекций печатается по решению учебно-методического совета юридического...
Рекомендовано к публикации кафедрой теории и истории государства и права Нижегородского государственного университета

2. Истпарт и его роль в собирании и публикации материалов по истории революционного движения в России iconЦентрального комитета коммунистической партии советского союза
Марксом, пере­ход от идеализма к материализму и от революционного демо­кратизма к коммунизму. С публикацией этих материалов во второе...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов