Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии




НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии
страница1/5
Дата публикации25.11.2013
Размер0.53 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > История > Методические указания
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра истории и культурологии

ИСТОРИЯ

Методические указания

к семинарским занятиям

для студентов

всех направлений подготовки

дневной формы обучения

Тюмень 2012

Утверждено редакционно-издательским советом

Тюменского государственного нефтегазового университета


Составители: Гаврилова Надежда Юрьевна, д.и.н., профессор

Карпов Виктор Петрович, д.и.н., профессор

Колева Галина Юрьевна, д.и.н., профессор

Стефашов Александр Евгеньевич, к.филос.н., доцент

Юхновская Ольга Владимировна, к.и.н., доцент

© Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменский государственный

нефтегазовый университет», 2012

ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВПО и примерной программой по дисциплине «История».

Изучение дисциплины «История» направлено на формирование у студентов следующих компетенций:

ОК:

^ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА:

ОК–1

способность уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

ОК–2

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, политической организации общества;

ОК–3

умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы, формирования суждений по соответствующим социальным и общественно-политическим проблемам;

ОК–4

способность аргументировано и ясно в устной и письменной форме излагать информацию по соответствующим историческим событиям и процессам.

^ Цели дисциплины: сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки поиска, анализа и обобщения исторической информации.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: сущность, формы, функции исторического знания; даты, периоды ключевых событий и процессов, умение соотносить год с веком из истории России в рамках всемирно-исторического процесса; факты (места, обстоятельства, участников событий, результаты событий и др.) из истории России в рамках всемирно-исторического процесса; исторические понятия, термины, отражающие основные черты событий и процессов из истории России в рамках всемирно-исторического процесса; методы и источники изучения истории, понятие и классификацию исторических источников; основные концепции отечественной историографии в прошлом и настоящем; методологию и теорию исторической науки.

Уметь: вести поиск информации в историческом источнике, т.е. определять событие, исторических личностей, о которых идет речь, на основе имеющейся информации в историческом источнике; делать суждение о сущности отраженных в историческом источнике вопросов, значении документа; характеризовать позицию автора исторического источника, содержащихся в источнике версий событий; описывать исторические явления и события; устанавливать последовательность и длительность исторических событий; соотносить единичные исторические факты и общие исторические явления; указывать характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; группировать и систематизировать исторические факты по определенному критерию; сравнивать исторические события и явления; объяснить причинно-следственные связи исторических событий и процессов.

Владеть: методами изучения исторических событий и процессов, формирования собственной позиции относительно этих событий и процессов; навыками осуществлять анализ исторических ситуаций, мотивацию участников событий, оценивать на основе полученных знаний исторические версии тех или иных событий и процессов из истории России, самостоятельно вести поиск исторической информации, анализировать и классифицировать эту информацию.

^ Методические указания содержат планы семинарских занятий, каждый из которых включает план темы семинарского занятия, вопросы для самоконтроля, список тем докладов и рефератов, список дополнительной литературы. Указанная дополнительная литература носит рекомендательный характер, предназначена для углубленного изучения каждой отдельной темы дисциплины, а также для подготовки докладов и рефератов. Вопросы для самоконтроля ориентируют на закрепление изученного материала.

Темы семинарских занятий охватывают основные этапы в социально-экономическом и политическом развитии России с VI–VIII вв. до начала XXI в.: от ранней истории восточных славян до современной Российской Федерации.

В конце методических указаний предложен список основной литературы, включающий учебники и учебные пособия по дисциплине, а также электронные базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (интернет-ресурсы).

Методические указания предназначены для студентов и преподавателей.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие 1

Методология истории

(2 час./ 0 час.)

Цель: определить, что изучает история, охарактеризовать методы и концепции, которые используются в исторической науке.
План

  1. Предмет и основные методы исторической науки.

  2. Основные концепции исторического развития человечества.

а) Формационная теория.

б) Цивилизационная теория.

  1. Функции исторической науки (познавательная, прагматическая, прогностическая, воспитательная).


Вопросы для самоконтроля

  1. Что изучает историческая наука?

  2. Что такое исторический источник?

  3. Какие методы используют историки при изучении исторических явлений?

  4. Как называется метод, который предполагает классификацию исторических явлений, событий, объектов?

  5. Как называется метод, который предполагает выделение этапов в развитии исторических событий и процессов?

  6. Объясните значение терминов «общественно-экономическая формация», «цивилизация».

  7. Охарактеризуйте основные положения формационной теории.

  8. Назовите ученых, которые разрабатывали теорию цивилизационного развития?

  9. Охарактеризуйте основные положения цивилизационной теории.

  10. Назовите важнейшие функции исторической науки.

  11. Какова роль исторической науки в духовной и общественно-политической жизни общества?

  12. Объясните термины «историческая память», «историко-культурное наследие».

  13. Назовите выдающихся российских историков XIX в.


Темы докладов и рефератов

  1. Исторический источник: понятие и классификация.

  2. Вспомогательные исторические науки и их место в изучении истории.

  3. Теория цивилизаций А. Тойнби.

  4. Теория пассионарности Л. Гумилева.

  5. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

  6. Особенности становления и развития российской цивилизации.

  7. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.


Дополнительная литература

  1. Гумилев, Л.Н. От Руси к России [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М. : АСТ, 2006.

  2. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера Земли [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М., 1993.

  3. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа [Текст] / Н.Я. Данилевский. – М., 1991.

  4. Ерасов, Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность. [Текст] / Б.С. Ерасов. – М.. 2002.

  5. Ионов, И.Н. Российская цивилизация IX – начала ХХ в. [Текст] / И.Н. Ионов. – М., 1995.

  6. Ковальченко, И.Д. Методология исторического исследования [Текст] / И.Д. Ковальченко. – М., 2003.

  7. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории [Текст] / Б.Г. Могильницкий. – М., 1983.

  8. Румянцева, М.Ф. Теория истории [Текст] / М.Ф. Румянцева. – М. : Аспект Пресс, 2002.

  9. Семеникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций [Текст] : учебник / Л.И. Семеникова. – М. : КДУ, 2009.

  10. Смоленский, Н.И. Теория и методология истории [Текст] / Н.И. Смоленский. – М. : Издательский центр Академия, 2008.



Семинарское занятие 2

Древняя Русь

(2 час./2 час.)

Цель: охарактеризовать социально-экономические и политические изменения в Древней Руси VIII–XI вв.
План

  1. Ранняя история восточных славян.

а) Расселение и хозяйственные занятия восточных славян.

б) Общественный строй восточных славян.

в) Языческие верования восточных славян.

  1. Возникновение Древнерусского государства. Норманнская теория происхождения государственности у восточных славян и ее современная оценка.

  2. Политический строй Древнерусского государства.

а) Князья и их дружины. Дань и подданство.

б) Вечевые традиции Древней Руси.

  1. Основные категории населения древнерусского общества IX–XI вв.


Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные славянские племенные союзы, упоминаемые в «Повести временных лет». Объясните происхождение их названий.

  2. Какое название в исторической литературе получили массовые миграции германских, славянских, тюркских и других племен на протяжении II–VII вв.? Каковы результаты миграций для славянских племен?

  3. Где находилась прародина славян? Какие мнения существуют по этому вопросу в исторической литературе?

  4. Охарактеризуйте хозяйство и социальные отношения восточных славян в VIII–IX вв. Чем можно объяснить изменения, которые происходили в социальных отношениях восточных славян?

  5. Древние славяне были язычниками. Что это означает?

  6. Назовите факторы, которые подготовили образование государственности у восточных славян.

  7. Охарактеризуйте основные положения норманнской теории образования древнерусской государственности. Какие из них вызвали наибольшую критику антинорманнистов?

  8. Назовите основные версии, объясняющие происхождение термина «Русь».

  9. Что дает основания определять отношения князя и дружины в Древнерусском государстве как отношения «первого среди равных»?

  10. Что означает выражение «оседание дружины на землю»?

  11. Объясните значение терминов «полюдье», «урок», «погост», «вира».

  12. Какие явления древнерусской истории отражают понятия «вотчина» и «боярин»?

  13. Кто имел право участвовать в вечевых собраниях? Какие вопросы решали вечевые собрания?

  14. Назовите основные категории населения Руси IX–XI вв. Охарактеризуйте каждую из этих категорий.


Темы докладов и рефератов

  1. Русы в трактовке «Повести временных лет».

  2. Антинорманисты в русской истории: кто они?

  3. Внешняя политика Древней Руси X–XII вв.

  4. Вечевые традиции Новгорода.

  5. «Русская правда» – первый свод законов на Руси.

  6. Принятие христианства на Руси (988 г.) и его социокультурное значение.


Дополнительная литература

  1. Горский А.А. Русь: от славянского Расселения до Московского царства [Текст] / А.А. Горский. – М., 2004.

  2. Греков, Б.Д. Киевская Русь [Текст] / Б.Д. Греков. – М. : АСТ, 2004.

  3. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая степь [Текст] / Л.Н. Гумилев. – М. : АСТ, 2006.

  4. Ильичев, А.Т. Справочник по русской истории. Киевская Русь IX–XII вв. [Текст] / А.Т. Ильичев. – М. : Едиториал УРСС, 2003.

  5. Петрухин, В.Я. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье [Текст] / В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. – М.: Знак, 2004.

  6. Поляков, А.Н. Древнерусская цивилизация : основные черты социального строя [Текст] / А. Н. Поляков // Вопросы истории. – 2006. – №9.

  7. Рыбаков, Б.А. Рождение Руси [Текст] / Б.А. Рыбаков. – М. : АиФ Принт, 2004.

  8. Седов, В.В. У истоков восточнославянской государственности [Текст] / В.В. Седов. – М. : Едиториал УРСС, 1999.

  9. Фомин, В.В. Варяги и варяжская Русь : к итогам дискуссии по варяжскому вопросу [Текст] / В.В. Фомин. – М. : Русская панорама, 2005.

  10. Фроянов, И.Я. Киевская Русь [Текст] / И.Я. Фроянов. – СПб., 1999.

  11. Фроянов, И.Я. Начала русской истории [Текст] / И.Я. Фроянов. – СПб., 2001.



Семинарское занятие 3

Русские земли XII–XIV вв.

(2 час./0 час.)

Цель: охарактеризовать развитие Руси в условиях феодальной раздробленности, татаро-монгольское нашествие на Русь, проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды, борьбу с агрессией крестоносцев с Запада.
План

  1. Новые политические центры Руси XII – начала XIII вв.: особенности экономического и политического строя, историческая судьба.

а) Владимиро-Суздальское княжество.

б) Новгородско-Псковская республика.

в) Галицко-Волынское княжество.

  1. Татаро монгольское нашествие на русские земли. Русь и Золотая Орда: проблемы взаимовлияния.

  2. Отражение Русью западной агрессии в XIII в. Александр Невский.


Вопросы для самоконтроля

  1. Назовите основные черты феодальной раздробленности. Каковы ее причины?

  2. Сравните время установления феодальной раздробленности на Руси и в Западной Европе.

  3. Охарактеризуйте географическое положение, развитие хозяйства, политическое устройство Владимиро-Суздальского княжества, Новгородско-Псковской республики и Галицко-Волынского княжества.

  4. Сравните политическое управление Новгородско-Псковской республики, Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств.

  5. Какие последствия для развития Руси имела феодальная раздробленность?

  6. Какие завоевания монголов предшествовали их нашествию на Русь? Что остановило дальнейшее продвижение монголов в Европу?

  7. Как были организованы отношения Руси и Золотой Орды в первые десятилетия после татаро-монгольского завоевания? Как они менялись со временем?

  8. Как осуществлялась власть Золотой Орды над Русью? Почему ордынцы сохранили основные институты русской государственности?

  9. К каким последствиям привело татаро-монгольское нашествие на Русь и ордынское иго, установившееся над русскими землями?

  10. Укажите причины наступления немецких крестоносцев в Прибалтику.

  11. Каково историческое значение Невской битвы и «Ледового побоища»?

  12. Охарактеризуйте политику Александра Невского в отношении Запада и Орды.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии icon«тюменский государственный нефтегазовый университет» справочник абитуриента...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии icon«тюменский государственный нефтегазовый университет» справочник абитуриента...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии iconПравила приема в Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Общие положения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» гуманитарный институт кафедра истории и культурологии iconУважаемые коллеги!
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов