Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г.




Скачать 89.62 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г.
Дата публикации16.12.2013
Размер89.62 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > История > Методические рекомендации
Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников СПбГУ по истории в СПбГУ 2013-2014 уч. г.
Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в СПбГУ в 2013-2014 уч. г., осуществляется с учетом действующих нормативных документов, определяющих историческое образование в современной российской школе. Курс истории предполагает две составные части, находящиеся в органическом единстве: собственно предметную часть, которая необходима при обучении дисциплине, и общекультурную, выходящую за рамки решения учебных задач, характеризующую учащегося как личность.

Основными задачами олимпиады являются: стимулирование интереса учащихся к истории; выявление школьников, проявляющих высокий уровень знаний и особые способности к изучению истории; анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления учащихся, претендующих на получение университетского образования.

В этой связи в содержании заданий олимпиады не только должны найти отражение нормативные требования к уровню подготовки учащихся по предмету, но и воплотиться творческий характер соревнования; в ответах должны проявиться черты общей культуры, эрудированности, начитанности учащегося, его интеллектуального потенциала.

Задания Олимпиады по истории предполагают выявление уровня знания фактического материала у ее участника, его способности соотносить общее и особенное, умения объяснять смысл основных понятий и терминов, определять сущностные черты явлений, их причинно-следственные связи. Кроме того, содержание олимпиадных заданий предполагает осмысление ее участником более общих проблем исторического знания, в частности, философии и методологии истории, элементов источниковедения и историографии, возможности анализа событий отечественной истории в контексте мирового исторического процесса. Содержание заданий формируется с учетом применения многофакторного подхода в изучении истории (географический; природно-климатический; геополитический; этно-национальный; религиозный; личностный; социальной организации и др. факторы).

Первый (отборочный) тур Олимпиады по истории проводится в письменном виде по вариантам и предполагает три группы заданий в каждом из них.

Общая (итоговая) сумма за ответы на все вопросы – 100 баллов. Подсчет общего числа баллов осуществляется посредством суммирования баллов, выставленных за каждое задание. Высший балл (100 баллов) выставляется, если даны исчерпывающие, полные, правильные ответы на все вопросы без ошибок и неточностей.

Время выполнения заданий первого тура олимпиады – 60 мин (1 час).
Раздел I.
Вопрос 1-4. Тестовое задание. Среди заданий этого типа обязательны задания на знание исторических дат, имен исторических деятелей. В формулировке одного из заданий может быть использован текст исторического источника. Из четырех вариантов ответов необходимо выбрать один правильный. Правильный ответ на каждый вопрос – 3 балла.


  1. ^ Какое событие описано в данном фрагменте исторического источника: «Последним оплотом защитников стала Десятинная церковь. Татары начали бить ее стены таранами. Храм рухнул, погибли под его руинами последние защитники и воевода Димитр»?

ÿБитва на Калке ÿ Разорение Рязани ÿ Взятие Торжка ÿ Разорение Киева

  1. ^ В 1492 году Христофор Колумб открыл Америку. В том году на Руси правил великий князь:

ÿ Иван II ÿ Василий II ÿ Иван III ÿ Василий III

  1. Исходной датой возникновения легальных политических партий в России принято считать:

ÿ 19 февраля 1861 г. ÿ 17 октября 1905 г. ÿ 3 июня 1907 г. ÿ 1 марта 1917 г.

  1. Что из перечисленного было характерно для развития советской культуры 1930-х гг.?

ÿСоздание ассоциации пролетарских писателей (РАПП)

ÿНачало кампании по ликвидации неграмотности

ÿСоздание первых звуковых кинофильмов

ÿНачало антирелигиозной пропаганды
Вопрос 5. Определение принципа построения ряда и исключение лишнего элемента. Необходимо назвать критерий, на основании которого предложенные понятия, имена, названия, события объединены в один ряд.
Правильный полный ответ — 5 баллов.

_________закомара, барабан, апсида, ростра, аркатурный пояс_____________
Лишний элемент: ростра (2 балла)

Принцип построения ряда: элементы древнерусской храмовой архитектуры (3 балла)

Вопрос 6. Задание на установление хронологической последовательности. Именно в таком порядке следует разместить предложенные исторические события, имена исторических деятелей и т.д. Правильный ответ — 5 баллов.

^ Установите правильную хронологическую последовательность появления воинских частей на Руси (в России).
А) рейтары

Б) рекруты

В) дружинники

Г) стрельцы

Д) пушкари

1

2

3

4

5

В

Д

Г

А

Б


Вопрос 7. Тестовое задание с несколькими правильными ответами. Необходимо выбрать ТРИ правильных ответа. Правильный полный ответ — 9 баллов; каждый правильный ответ оценивается 3 баллами.

Среди предложенных вариантов ответов отметьте ТРИ правильных:

Выберите из перечисленных ТРИ исторических события, современником которых был А.С. Пушкин.

ÿ Создание Мануфактурного совета ÿ Разделы Польши ÿ «Битва народов»

ÿ Учреждение Академии художеств ÿ Георгиевский трактат

ÿ Убийство Павла I ÿ Открытие Николаевской железной дороги
Вопрос 8. Задание на расшифровку аббревиатуры. Правильный ответ – 8 баллов.

В случае неверного написания хотя бы одного слова или несоблюдения правильного порядка слов ответ оценивается 0 баллов.

В научных исторических текстах часто используются аббревиатуры, т.е. слова, образованные из первых букв единиц в словосочетании, из начальных частей двух и более слов или представляющее собою сложение начала одного слова с другим словом словосочетания. От того, насколько правильно Вы сумеете расшифровать аббревиатуру, зависит, поймете ли Вы содержание текста.

РСФСР – такова была аббревиатура названия современной Российской Федерации, введенного Конституцией СССР 1936 года и Конституцией РСФСР 1937 года. Это название нашего государства существовало до 25 декабря 1991 года.

^ Расшифруйте приведенную аббревиатуру.
________Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика_____
Вопрос 9. Задание предусматривает проверку знаний исторических терминов. Причем определение термина оказывается «вписанным» в контекст, что исключает какое-либо иное его толкование.
^ Замените выделенный курсивом фрагмент текста историческим термином. Правильный ответ — 8 баллов
Данный термин – едва ли не самое часто употребляемое слово в историко-культурных размышлениях о XVII веке. Это вполне понятно, так как речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам. ______________________________секуляризация
Раздел II.
Вопрос 10. Задание, предусматривающее проверку знания конкретных исторических фактов, терминов, имен исторических деятелей, историко-географических названий. Предлагается в виде кроссворда. Правильный полный ответ — 20 баллов: каждый правильный ответ по горизонтали оценивается 3 баллами; правильный ответ по вертикали – 2 баллами.

В этом году мы отмечаем 100-летие самой популярной игры в слова – кроссворда. Датой его официального рождения считается 21 декабря 1913 года, когда в газете «New-York World» был опубликован первый кроссворд, придуманный журналистом Артуром Уинном. Хотя рисунки, очень напоминающие кроссворды, были найдены еще в XIX веке при раскопках древнеримских поселений, в том числе Помпей, и датируются первыми веками н.э.

^ Отдайте дань уважения этой увлекательной игре и попробуйте разгадать легкий

исторический кроссворд.





По вертикали: 1. Имя правителя России, которого А.С. Пушкин назвал «Тартюфом в юбке и короне».

По горизонтали: 1. Русский город-крепость, до которого в 1395 г. дошел Тамерлан. 2. Столица Крымского ханства в XVI-XVIII вв. 3. Сан главы Русской Православной церкви до 1589 г. 4. Политика, проводившаяся Иваном Грозным с 1565 г. 5. Озеро на северо-западе Руси, часть пути «из варяг в греки». 6. Турецкая крепость, взятая русскими войсками в 1788 году.


Ответы: По вертикали – 1. Екатерина.

По горизонтали - 1. Елец. 2. БахчисарАй. 3. МиТрополит. 4. ОпРичнина. 5. Ильмень. 6. ОчАков.
Вопрос 11. Задание, предусматривающие ответы на вопросы, касающиеся исторической персоналии.
Историческая персоналия. Поздравляем! Вы успешно справились с решением кроссворда. Теперь еще одна задача: ответьте на несколько вопросов, связанных с историческим деятелем, имя которого Вы вписали в вертикаль кроссворда. Правильный полный ответ — 15 баллов.


  1. Укажите годы правления угаданного Вами монарха. (правильный ответ — 3 балла).

Ответ: 1762-1796 гг.


  1. Какое событие, по мнению историков, «разделяет» два периода того царствования? Укажите его даты. (правильный ответ — 3 балла)

Ответ: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. 1773-1775 гг.


  1. Приведите не менее трех примеров закрепостительной политики, проводившейся данным правителем. (правильный ответ – 9 баллов; каждое правильное положение – 3 балла )

Ответ: 1) С 1765 г. за открытое неповиновение помещик мог отправить крестьянина не только в ссылку, но и на каторгу, причем срок каторжных работ устанавливался им самим.

2) В 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своего барина, за неповиновение этому указу грозила ссылка в Сибирь.

3) В 1780-х – 1790-х гг. крепостное право распространилось «вширь»: оно было введено в Левобережной Украине и российском Черноземье, на Дону и Северном Кавказе, на территориях, присоединенных к России в результате разделов Речи Посполитой.
Раздел III.
Вопрос 12. В предложенной таблице необходимо заполнить 6 позиций; каждый правильный ответ оценивается 3 баллами. Баллы начисляются пропорционально количеству правильных ответов (за два правильных ответа – 6 баллов, за три – 9, за четыре – 12 баллов и т.д.).

^ Заполните таблицу, вписав необходимое.

Правильный полный ответ — 18 баллов.



Военные операции II Мировой войны

Дата проведения (месяц, год)

(необходимо вписать)

Результаты операции

(необходимо вписать)

«Январский гром» («Нева-2»)

Январь 1944 года

^ Полное снятие блокады Ленинграда


«Кольцо»

Январь-февраль 1943 года

Заключительный этап Сталинградской битвы, ликвидация окруженных в районе Сталинграда фашистских войск

«Оверлорд»

Июнь 1944 года

Высадка союзников в Северной Франции и открытие Второго фронта




  1. ^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. История России. Учебник. М., 2010.

  2. Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Большой словарь крылатых слов русского языка. В 2 т. М., 2008-2009.

  3. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавия. М., 2010.

  4. Згурский Г.В. Словарь исторических терминов. М., 2008.

  5. Зуев М. Н. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство, 2011.

  6. История России/ Под ред. Л.В. Милова. М., 2008–2010.

  7. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Под ред. Н. И. Павленко – 2-е изд., испр. – М.: Высшая школа, 2001.

  8. История России XIX – начала XX века: Учебник / Под ред. В. А. Федорова. М.: Издательство Московского университета, 2004.

  9. Крюковских А. Словарь исторических терминов. М., 1998.

  10. Новейшая история России 1914-2002. Уч. пособие/ Под ред. М.В. Ходякова. СПб., 2004.

  11. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. М., 2009.

  12. Соколов А. К. Курс советской истории. 1917 – 1940: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1999.

  13. Соколов А. К., Тяжельников В. С. Курс советской истории. 1941 – 1991: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г. iconКритерии оценки заданий отборочного этапа олимпиады по истории в спбгу 2012-2013 уч г
Наибольшая итоговая сумма баллов, которой могут быть оценены ответы на все вопросы задания при условии отсутствия в них ошибок и...

Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г. iconМетодические рекомендации по проведению и задания муниципального...
...

Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г. iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Данный материал содержит рекомендации по структуре и тематике заданий школьного и муниципального этапов олимпиады по астрономии,...

Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г. iconПротокол соревнований открытое первенство Альпклуб а спбгу "Барс"...
Внешняя стенка Общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта спбгу (Университетская набережная, 7/9), 13-14. 04. 2013

Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г. iconТип тура: Автобусные туры Страны в туре
Даты заезда: 27. 11. 2013, 11. 12. 2013, 25. 12. 2013, 03. 01. 2014, 04. 01. 2014, 15. 01. 2014, 29. 01. 2014, 12. 02. 2014, 05....

Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г. iconПрограмма
Э. Кайзер (Свободный университет Берлина), к и н. М. Т. Кашуба (иимк ран), к и н. О. А. Щеглова (СПбГУ/иимк ран), к и н. Е. А. Черлёнок...

Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г. iconGignit (руководитель проекта: Федоров С. Е., д и. н., профессор кафедры...
Федоров С. Е., д и н., профессор кафедры истории Средних веков спбгу состоится междисциплинарная научная конференция «Нация и этничность...

Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г. iconBibliotheca biblica и кафедра библеистики спбГУ
Кафедра библеистики: Учеб­ные программы: Бакалав­риат / Отв ред. А. А. Алексеев. — Спб.: Филол ф-т СпбГУ, 2006. — 108 с

Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г. iconО проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 учебном году
Пермского края № сэд-26-01-18-412 от 12. 10. 2012 г. «О проведении муниципального этапа, дистанционного тура регионального этапа...

Методические рекомендации по выполнению заданий Олимпиады школьников спбгу по истории в спбгу 2013-2014 уч г. Подготовка заданий, включаемых в программу Олимпиады по истории, проводимой в спбгу в 2013-2014 уч г. iconЭкономики и права санкт-петербургский институт гуманитарного образования с
При участии высшей школы журналистики и массовой коммуникации спбгу и факультета международных отношений спбГУ, факультета социальных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов