Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история




НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история
страница1/7
Дата публикации08.01.2014
Размер1.26 Mb.
ТипСамостоятельная работа
zadocs.ru > История > Самостоятельная работа
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Тихоокеанский государственный экономический университет

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Рекомендовано

Дальневосточным региональным

учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ)

в качестве учебно-практического пособия

для студентов вузов региона

Владивосток

Издательство ТГЭУ

2005

УДК 378.17

О 82 Отечественная история: учебно-практическое пособие для самостоятельной работы студентов / авторы-составители Е.В.Че-беряк, А.М.Ивкова, Л АДударь, Л.И.Алексеева. -2-е изд., доп. и испр. -Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2005. - 80 с.

Учебно-практическое пособие содержит рекомендации по подготов­ке к семинарским занятиям; контрольные тесты для самопроверки зна­ний; вопросы, выносимые на экзамен.

Предназначено для студентов 1-го курса очной формы обучения всех специальностей.

Печатается по решению учебно-методического совета кафедр гу­манитарного и социально-экономического профиля ТГЭУ

Рецензенты: д.и.н., профессор, зав. отделом Отечественной истории АТ.Мандрик, ДВО РАН К.И.Н., доцент Э.Н.Синеокая, ДВГТУ

Изд-во ТГЭУ, 2005

18ВМ 5-93362-330-Х

^ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Учебно-практическое пособие

Авторы-составители: Елена Викторовна Чеберяк Александра Михайловна Ивкова Лариса Александровна Дударь Людмила Игоревна Алексеева

Редактор О.Г.Капустина Редактор компьютерной верстки Л.С.Виляева

Вне плана

Подписано в печать 01.07.05. Формат 60x84/16

Уся.-печ. л. 4,65. Уч.-изд. л. 5,0

Тираж 600 экз. Заказ № 157

Издательство Тихоокеанского государственного

экономического университета

Участок оперативной полиграфии

690950, Владивосток, Океанский пр., 19

9 40-66-35. Е-таН: по@таН.Ге$ает.ги

Самостоятельная работа студентов (СРС) по Отечественной истории направлена на получение студентами глубоких знаний и овладение навыками работы с литературой.

Основной формой СРС по изучению учебной дисциплины "Отечественная история" является самостоятельная работа с ли­тературой по отдельным темам курса с последующим аудиторным контролем на различных по форме семинарских занятиях. Конт­роль СРС осуществляется преподавателем также на индивидуаль­ных консультациях со студентами, в форме промежуточных груп­повых устных и письменных микрозачетов, зачетов и экзаменов.

^ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ"

Введение

Сущность, формы, функции исторического знания. По­нятие об историческом источнике. Место России в мировом историческом процессе.

^ Тема 1. Древняя Русь

Античная цивилизация и ее влияние на народы Евро­пы. Различные точки зрения по вопросу образования древ­нерусского государства. Киевская Русь - тип западной цит вилизации. Принятие христианства. Социально-политичес­кие изменения в русских землях в XII(-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

^ Тема 2. Особенности возникновения и развития еди­ного Российского государства

Возвышение Москвы и Московского княжества. XVI в. в западноевропейской истории и истории Московского госу­дарства. XVII в. в истории России. Реформы Петра I. Пред­посылки и особенности складывания российского, абсолю­тизма. Век Екатерины II.

3

^ Тема 3. Пути развития России в XIX в.

Место XIX в. в истории России: реформы и реформаторы.

Тема 4. Проблемы исторического выбора России в начале XX в.

Экономическое, социально-политическое развитие Рос­сии в начале XX в. Первая российская революция и ее по­следствия. Опыт российского парламентаризма. Складыва­ние многопартийной системы. ПА Столыпин: реформа по­чвенного уклада. Россия в условиях Первой мировой вой­ны. Революция 1917 г Судьба Учредительного собрания.

^ Тема 5. Проблемы развития советского общества

Советская Россия в 20-30-е годы. Курс на строитель­ство социализма в одной стране и его последствия. Ста­новление и укрепление тоталитарной системы. СССР во Второй мировой войне. Альтернативы послевоенного раз­вития. "Холодная война".

од*.. Реформы "сверху" и стагнация в обществе (1953-1985 гг.). "Перестройка" в СССР

^ Тема 6. Постсоветская Россия Становление новой российской государственности. Рос-­
сия на пути модернизации.

Основная литература
Верт Н. История советского государства. - М., 2002.

История России: С древнейших времен до конца XX века: в 3 кн. учеб, пособие / А.Н.Сахаров и др. - М., 2001.

Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. - М., 2004.

Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировых цивилизаций: учеб, пособие. - М., 2001.

Курс Отечественной истории 1Х-ХХ веков: основные этапы и особенности: учеб, пособие / под ред. Л.И.Ольштынского. - М., 2002.

4

Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: учебник для ву­зов. - Изд. 3-е, изм., доп. - М., 2001.

Новейшая история Отечества: XX век: в 2-х т.: учебник для вузов / под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. - 2-е изд., испр. и доп. -М., 2002.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. - СПб., 2002.

Пушкарев С.Г Обзор русской истории: учеб, пособие для ву­зов. - Изд. 5. - СПб., 2003.

Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История советской России: для вузов. - СПб., 2001.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилиза­ций: учебник. - М., 2003.

Скворцова Е.М., Маркова А.Н. История Отечества. - М., 2004.

Дополнительная литература

Барсенков А.С. Введение в современную российскую исто­рию. 1985-1991: учеб, пособие для вузов: курс лекций. - М., 2002.

Барсенков А.С. История России. 1938-2002: учеб, пособие для вузов. - М., 2003.

Гуц А.К. Многовариантная история России. - М., 2001.

История России: учеб, пособие для вузов / В.А.Потатурова и др.-М., 2003.

Орлов А.С. История России: учебник. - М., 2002.

Поздняков А.З. История XX столетия и значение России в ней.-М., 2001.

Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник. - М., 2003.

5

^ ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Крещение Руси и его последствия

Язычество Древней Руси.

Принятие христианства Древнерусским государством.

Последствия крещения Руси.

Прежде чем говорить о крещении Руси, необходимо ска­зать о верованиях древних русских до принятия христиан­ства. Для этого нужно ответить на следующие вопросы. Что собой представляло язычество? Чему поклонялись древ­ние русские? В чем проявлялся культ сил природы, пред­ков, добрых и злых духов? Чем характеризовался быт дох­ристианского времени? Способствовало ли язычество объе­динению людей разных племен? Покажите их стремление к более широкому познанию мира, к объединению.

Когда стало проникать в восточнославянские земли хри­стианство? Вспомните легенду об Андрее Первозванном; расскажите о принятии христианства дружинниками князя Игоря; о варяжских купцах, ходивших в Царьград и вынуж-денных принимать христианскую веру; о княгине Ольге, пер­вой принявшей крещение.

Раскройте предпосылки крещения Руси. Кто и когда кре­стил Русь? Какие с этим связаны легенды? Какую ветвь хри­стианства приняла Русь и почему? Что дало принятие хрис­тианства русскому народу: какие изменения произошли в семейных отношениях, междинастических связях, в разви­тии культуры, литературы, письменности и т.д. Как менялось отношение к княжеской власти, к изгоям и рабам? Что унас­ледовала Русь от Византии?

6

Литература

Агапкина Т. Праздники большие и малые // Родина. -1994. -№ 5-8, 11; 1995. - № 9; 1996. - № 3, 4; 1997. - № 1, 2.

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. - М., 2003.

Арапов Д.Ю., Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: религиозно-мифологическое взаимодей­ствие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира // Вопросы истории. - 2001. - № 1.

Бычков А., Черносвитов П. Исус Ярилович Терноглав, или Русь языческая // Родина. - 1999. - № 7.

Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов: мифы древних славян.-М., 2001.

Как была крещена Русь. - 2-е изд. - М., 1990.

Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. -1988.- №6.

Мировые цивилизации и Древняя Русь / сост. Е.В.Чеберяк, А.М.Ивкова. - Владивосток, 1997.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. -СПб., 2002.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - Изд. 2-е, испр. -М., 2002.

Семенова М. Быт и верования древних славян. - СПб., 2001.

Табов И. Когда крестилась Киевская Русь? - СПб., 2003.

Тестовый самоконтроль знаний

Задание 1. Выбери правильный ответ:

1. Древние русские язычники поклонялись:

а) предкам,

б) предкам, добрым и злым духам,

в) предкам, добрым и злым духам, силам видимой природы.

2. В дохристианское время на Руси человека защищали:

а) род, близкие ему люди,

б) князья с дружиной.

3. Если следовать церковной традиции, Русь приняла христи-­
анство в:

а) 988 г,

7

б) 899 г.,

в) 990 г.,

г) 989 г.

4. Русь крестилась при князе:

а) Игоре,

б) Святославе,

в) Владимире.

5. Христианство задолго до крещения:

а) было известно на Руси,

б) не было известно.

6. Русь приняла христианство из:

а) Византии,

б) Западной Европы,

в) Хазарии,

7. Одной из причин принятия православной веры на Руси была
возможность ведения церковной службы на языке:

а) латинском,

б) греческом,

в) родном.

8. Христианство:

а) открыло Руси дорогу в сообщество европейских народов,

б) закрыло дорогу в сообщество европейских народов.

9. Принятие христианства:

а) изменило быт, нравы, традиции русских людей,

б) не изменило.

10. С принятием христианства число междинастических браков:

а) возросло,

б) не изменилось,

в) снизилось.

11. С крещением Руси:

а) длительное время сохранялось двоеверие,

б) сразу сложился единый культ Христа.

12. Православие-это:

а) западная ветвь христианства,

б) восточная ветвь христианства.

Задание 2. Выбери правильные ответы:

1. Русь приняла православную веру главным образом

а) угрозы монголо-татарского ига,

б) красоты служб и храмов,

8

в) возможности изучать латинский язык,

г) тесных торговых, военных, культурных связей с Ви-­
зантией,

д) усиления роли княжеской власти,

е) запрета пить вино.

2. Крещение Руси способствовало:

а) объединению племен в единый народ,

б) развитию архитектуры, живописи,

в) снижению роли князя,

г) отторжению убогих, юродивых, больных,

д) проявлению милосердия к бедным и убогим,

е) появлению многоженства,

ж) распространению грамотности,

з) появлению книгопечатания,
и) развитию торговли,

к) изоляции Руси от всего остального славянского мира.

^ Тема 2. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв.

Распад Киевской Руси с конца XI в.

Развитие западных, юго-западных и северо-западных зе­мель: русские земли в составе Литовского княжества; Новго­родская республика.

Влияние монголо-татар на цивилизационный выбор Руси.

Государство Киевская Русь начинает распадаться с конца XI в. Наблюдались ли аналогичные процессы в европейских раннесредневековых государствах? Назовите причины раз­дробленности Киевской Руси. В этой связи следует вспомнить о развитии феодализма с присущим ему натуральным типом ведения хозяйства, порядке наследования престола и борьбе за него, о роли рабства, набегах на торговые пути и др.

Что происходило с Русью в период феодальной раздроб­ленности? Расскажите о развитии земель, отошедших к Ли­товскому княжеству. Какие основные черты западного типа
9

развития сохраняли русские земли в составе Литовского княжества?

В Северо-Западной Руси сложилось государство с осо­бой формой правления: Новгородская феодальная респуб­лика. Что этому способствовало? Дайте характеристику го­сударственного устройства Новгорода. Какую роль играли там вече, князь, посадник, церковь? До какого времени су­ществовала Новгородская республика?

В 1237 г. в русских пределах появились монголо-тата-ры. Проблема монголо-татарского влияния всегда волнова­ла русское общество. Здесь можно выделить две крайние позиции, суть которых сводится к следующему:

1) монголо-татарское иго принесло разорение, но суще­ственно не повлияло и не могло повлиять на жизнь, быт, нравы и государственность русских людей;

2) монголо-татары оказали большое влияние на обще­ственную и социальную организацию русских, на формиро­вание и развитие Московского государства.

Необходимо привести доказательства той и другой по­зиции. Какие земли оказались под игом монголо-татар? Сто­ронники и первой, и второй точек зрения не отрицают раз­рушительных последствий монголо-татарского ига в облас­ти культуры, связей с Западом, в развитии ремесел и сель­ского хозяйства Руси. Приведите этому примеры. Безуслов- но, все это задержало развитие Русского государства.

Но можно ли говорить о существенном влиянии монго­ло-татар на культуру, просвещение, архитектуру, живопись, юридическое право, управление, духовную основу русских людей (по мнению ученых, придерживающихся первой точ­ки зрения)? Почему?

С другой стороны, существуют факты, свидетельствую­щие о зависимости Руси от Золотой Орды. Речь идет о дани, ярлыке на княжение, унижении князей, их убийствах. Рас­кройте, каким образом иго деформировало русскую государ­ственность, саму природу государственной власти. Следу­ет рассказать о фискальных делах, деспотии власти, отно-
10
шениях подданства, государственной бюрократии, новых формах политического общения, "китайских казнях" и т.д. Остановитесь на точке зрения евразийцев. Есть ли основа­ния считать, что в период монголо-татарского нашествия Северо-Восточная Русь стала составной частью Золотой Орды?

Литература

А было ли иго? ("Круглый стол") // Родина. -1997. - № 3, 4.

Вернадский Г Что дали России монголы? // Родина. -1997. -№3,4.

Гальперин Ч. Вымышленное родство // Родина. -2003. - № 11.

Горский А. Здесь конец нашему рабству // Родина. - 2003. -№11.

Думин С.В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Рус­ское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. - М., 1991.

Ивакин Г. Южная Русь и Батыево нашествие // Родина. -2002.-№11,12.

История Золотой Орды: сб. материалов / сост. В. Г. Бовина, ААКожанов, Т.В.Никулина. - СПб., 2003.

Коваленко В. Распад // Родина. - 1999. - № 8.

Кузьмин А. С каэдой деревни по полтине // Родина. - 2003. -№11.

Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? - М., 1991.

Макаров Н. Русь. Век 13-й // Родина. - 2003. - № 11.

Мировые цивилизации и Древняя Русь: учеб, пособие / сост. Е.В.Чеберяк, А.М.Ивкова. - Владивосток, 1997.

Носовский Г., Фоменко А. Что такое Монголия и татаро-монголь­ское нашествие? Казаки и Золотая Орда // Родина. -1997. - № 6.

Олейников Д. Глобальный розыгрыш // Родина. -1997. - № 6.

Платонов С. Лекции по русской истории. - СПб., 2002.

По М. Выбор пути // Родина. - 2003. - № 11.

Пресняков А. На пути к единодержавию //Родина. -2003. -№ 11.

Рязановский В.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право // Вопросы ис­тории. - 1993.-№ 7.

Селезнев Ю. Ответный удар // Родина. - 2003. - № 11.

Флоря Б. Точка распада // Родина. - 2003. - № 11.

11


Хрусталев Д.Г. Русь: от нашествия до ига: 30-40 гг. XIII в. СПб., 2004.

Широкорад А.Б. Русь и Орда. - М., 2004.

Тестовый самоконтроль знаний

Задание 1. Выбери правильные ответы:

Раздробленности Древнерусского государства способствовало:

а) развитие феодализма,

б) принятие христианства,

в) вотчинное владение землей,

г) установление церковной иерархии,

д) порядок престолонаследия,

е) закрытие торгового пути "из варяг в греки".

Задание 2. Выбери правильный ответ:

1. В период раздробленности в состав Литовского княжества
вошли:

а) северо-западные и восточные русские земли,

б) западные и юго-западные,

в) восточные и южные земли.

2. Древние русские земли в составе Литвы:

а) сохранили свой прежний тип развития, б)-не сохранили свой прежний тип развития.

3. Раздробленность раннефеодального государства:

а) особенность только Руси,

б) закономерный процесс развития общества.

  1. По форме правления Новгород являлся .

  2. Верховная власть в Новгороде принадлежала ________.

6. Князья (посадники) в Новгороде в удельный период:

а) назначались Киевским князем,

б) выбирались на вече.

7. Высшая церковная власть Новгорода была:

а) назначаемой,

б) выборной,

в) передаваемой по наследству.

8. Новгородская республика пала в:

а) 1478 г,


б) 1480 г.,

в) 1551 г.

9. Следствием влияния монголо-татар явилось:

а) создание русскими свода законов "Русская Правда",

б) общее огрубление нравов,

в) демократизация княжеской власти.

10. Монголо-татарское иго длилось:

а) с 1232 по 1478 гг.,

б) с 1237 по 1480 гг.,

в) с 1223 по 1480 гг.

11. Монголо-татары:

а) оказали огромное влияние на жизнь, быт, нравы, госу-­
дарственность Руси;

б) не оказали никакого влияния и не могли оказать;

в) нет единого взгляда по вопросу о влиянии монголо-та-
тар на цивилизационный выбор Руси.

12. Монголо-татары:

а) не повлияли на религию русского народа,

б) насильственно обращали в свою веру русских.

13. Следствием монголо-татарского ига явилось:

а) установление неограниченной власти Великого князя
Московского,

б) распространение многоженства,

в) новый порядок наследования престола.

14. Представителями ханов Золотой Орды на Руси были:

а) баскаки,

б) наместники,

в) опричники,

г) посадники.

15. Баскаками в Золотой Орде называли:

а) русских князей, назначенных управлять своими земля­
ми от имени хана;

б) предводителей отрядов, усмирявших восстания на под­
властных землях;

в) дипломатов;

г) сборщиков дани с русских земель.

16. Монголо-татарское иго было свергнуто в г.


12

13

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Санкт-петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский...
Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история iconГр. 08-зхк-тхом страхова Евгения Леонидовна Проверил
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской Государственный Технологический...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история iconПоложение «Оценка качества документации. Нормоконтроль» м инистерство...
«восточно-сибирский государственный технологический университет» (гоу впо «всгту»)

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию южно российский...
М69 Логистика: учеб пособие/Юж. – Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2008. –284 с

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской...
Хохлова, Е. Е. Метрология: методические указания / Е. Е. Хохлова, Е. А. Ветошкина.– Кострома: Изд-во Костром гос технол ун-та, 2009.–...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский...
Цель работы: экспериментальное исследование линейной электрической цепи постоянного тока и изучение методов расчета такой цепи

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию башкирский государственный университет
Трудовое право: Учебно-методический комплекс дисциплины. Для студентов юридических факультетов всех форм обучения. Изд. 2-е доп и...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию южно российский...
М69 Системы реального времени. Синтез алгоритмов оценивания технологического параметра: учеб пособие/Юж. – Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск:...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Тихоокеанский государственный экономический университет отечественная история iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Саратовский...
Цель преподавания дисциплины заключается в обеспечении будущего инженера-строителя-технолога комплексом теоретических и практических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов