Рабочая программа дисциплины




Скачать 296.65 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/2
Дата публикации19.08.2013
Размер296.65 Kb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > История > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Ивановский государственный университет»

Утверждаю:
Проректор по научной работе ________________ проф. Д. И. Полывянный

«______» _____________ 2011 г.

Рабочая программа дисциплины

История и философия науки
Специальность

07.00.03 – всеобщая история

Квалификация (степень) выпускника
кандидат исторических наук

Нормативный срок обучения

3 года

Форма обучения
очная


Иваново 2011

^ 1. Цели и задачи освоения дисциплины

Программа разработана с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования и программы кандидатского экзамена по истории и философии науки.

Программа курса "история историографии" предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по истории науки. Он отражает те изменения. которые произошли в изучении истории исторической науки. На второй план отошли задачи описания и классификации направлений и школ и так называемой "историографии вопроса", акцент переносится на изучение функционирования и трансформации исторического знания в социокультурном контексте. это требует ответа на непростые вопросы о том, почему сейчас видят и пишут историю именно так. а не иначе. и почему в прошлом это делали по-другому. Хронологические рамки курса охватывают историю историографии от ее истоков в культуре древних цивилизаций до настоящего времени ( рубеж ХХ-ХХ1 веков). особое внимание уделяется различным формам познания прошлого в их историческом развитии, взаимоотношениям истории с другими областями знания, наиболее распространенным концептуальным моделям исторического развития, принципам анализа исторических источников, социальным функциям истории, специфическим чертам исторического знания. Курс. который завершает теоретическую и методологическую подготовку профессиональных историков высокой квалификации, построен таким образом, чтобы дать целостное представление о всей совокупности вопросов, связанных с осмыслением специфики исторического знания, его многовекового становления и развития. такой фронтальный анализ форм и путей развития исторического знания призван дать молодому специалисту полноценную информацию и надежные научные ориентиры для системной оценки состояния историографии в целом, изученности тех илил иных проблем, для определения перспектив различных школ и направлений и выбора из этого многообразия наиболее эффективного инструментария для решения своих собственных исследовательских задач.

Цель курса – формирование культуры мыслительной деятельности в моделях научно-философского дискурса через знакомство с основными парадигмами мировой науки и логикой развития научной мысли как планетного явления. Итогом целеполагания является формирование целостного мировоззрения аспиранта как будущего ученого на основе выявления глубинных, фундаментальных связей философии и науки.

^ Основные задачи курса:

  • дать представление о науке как социокультурном феномене в процессе ее эволюции;

  • сформировать целостную картину мира, предполагающую взаимосвязь науки, философии и других форм познавательной деятельности человека;

  • выстроить систему методологических оснований современного научного познания, показав, с одной стороны, единство научного знания, с другой, специфику социально-гуманитарного знания;

  • познакомить с теоретическими концептами (моделями) современной науки и различными парадигмами научного исследования;

  • создать представление о ведущих тенденциях и основаниях исторического развития науки, ее влияния на социальные, экономические, духовные и властные процессы в обществе;

  • выработать навык системного анализа мировоззренческих и методологических проблем современного научного знания;

  • развить навыки самостоятельного, критического мышления, аргументированного изложения определенной точки зрения в ходе научной дискуссии на основе предпосылочного знания;

  • подготовить аспирантов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных фундаментальных и прикладных исследований;

  • продемонстрировать тот факт, что формы познания прошлого менялись в ходе общественного развития, находясь во взаимодействии с фундаментальными особенностями того или иного типа культурной и социальной организации общества;

  • сконцентрировать внимание аспирантов на на углубленном изучении ключевых проблем истории исторической мысли, эволюции форм историописания, возникновения, распространения и смены исследовательских установок, становления и развития истории как академической дисциплины.

Для успешного освоения курса аспирант должен отвечать следующим характеристикам:

  • знать основные (реперные) точки истории мировой науки и философии, культуры в целом;

  • знать основы философии, естествознания и гуманитарных наук;

  • знать общие закономерности развития социальных систем;

  • быть знакомым с основными источниками по истории философии и науки;

  • уметь осуществлять поиск информации в научной литературе в соответствии с заданной темой; составлять конспекты изучаемой литературы и источников;

  • уметь грамотно и четко излагать собственные мысли; ясно и последовательно строить устную и письменную речь;

  • уметь проводить анализ научно-философского текста, выявлять основную идею, находить и формулировать содержащиеся в тексте проблемы;

  • быть готовым к проблемному диалогу;

  • владеть базовой научной терминологией;

  • владеть основами формально-логического мышления; методами обобщения и систематизации информации; культурой мышления в целом;

  • владеть навыками структурирования мысли и аргументации; навыками коммуникации, принятыми в образовательном сообществе.

Главным требованием, предъявляемым к аспиранту, является его готовность быть мотивированным, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации, мастерства.

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • иметь представление: о месте философии науки в системе научного и философского знания; о функциях философии науки в системе современного научного знания; о проблемах современного научного знания и его границах; о влиянии научных знаний на процесс личностного развития человека;

  • знать: чем отличается подход философского рассмотрения науки от социального, психологического и иного ее рассмотрения; методологическую функцию философии науки в познании; различные подходы к пониманию оснований и сущности науки в философских и теоретических системах; специфику современного состояния науки; роль личного вклада в развитие науки;

  • уметь: анализировать позицию различных авторов в понимании сущности научного знания и познания; определять применяемую ими методологию в исследовании явлений; критически оценить продуктивность и границы применяемых ими методологий;

обладать навыками применения системно-синергетического подхода; диалектической методологии; герменевтического и семиотического анализа; общелогических методов дедукции, индукции и аналогии.Знания, умения и владения, полученные в ходе изучения курса «История и философия науки» представляют собой теоретико-методологическую основу осуществления научно-исследовательской деятельности, так как основываются на фундаментальной методологии системного подхода, обладающей в целом эвристическим потенциалом применительно к логике общения, понимания и анализа текстов (информации) разного уровня сложности и репрезентативности.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП подготовки аспиранта
Курс является составной частью цикла ОД.А.00 (обязательные дисциплины). Концептуально курс «История и философия науки», читаемый на первом году обучения, связан с дисциплинами «Онтология и теория познания» (ОД.А.03), изучаемой на третьем году обучения; «История философии» (ОД.А.04), и «Философия сознания и ноосферы» (ОД.А.05), «Философия Ивановского края» (ОФ.А.06 – факультативные дисциплины), изучаемых на втором году обучения. Указанные курсы являются конкретно научными (философско ориентированными) и раскрывают специфику собственно философской модели понимания действительности.
^ 3. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Аудиторная нагрузка (лекции и семинары) − 72 часов.

Самостоятельная работа (подготовка к лекционным, семинарским занятиям, дискуссиям, выступлениям) − 72 часа.




п/п

Раздел

дисциплины

Год

Неделя

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу аспирантов

и трудоемкость

Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации

Всего

Лекции

Семинары

Самост. работа

Модуль 1

1

^ Философия науки в первом приближении:

  • основные срезы философского знания и их взаимосвязь с разделом «философия науки»;

  • основные понятия: «наука», «научная рациональность», «научная революция», «научное мировоззрение», «научная картина мира»;

  • наука versus другие формы знания: проблема демаркации;

  • развитие науки & развитие общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное);

  • научно-технический прогресс и его философское осмысление;

  • философия как методология научного познания;

  • философские основания науки: общий обзор этапов развития западной философии и науки, а также их взаимодействия;

I




16

4

4

8

знакомство со списком литературы;

подбор литературы, подбор текстов из электронных библиотек;

выбор темы реферата, выбор монографии для индивидуального исследования.

чтение текста Порус В. Н. «Ответственность двуликого Януса (наука в ситуации культурного кризиса)» // Порус В. Н. У края культуры. М., 2008 или // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 256–285.

2

  • кризис науки и кризис культуры;

  • противоречия формирования образа науки в общественном сознании;

  • кризис науки и кризис культуры: проблема ответственности науки;

  • наука «культуры» и наука «цивилизации»;

Модуль 2

3

Научная картина мира:

  • место науки в системе культуры;

  • кризис науки и культуры в контексте различения «культуры» и «цивилизации»;

  • история формирования научного мировоззрения;

  • онтология науки и научная картина мира: проблема онтологизации;

  • эволюция научной картины мира на примере эволюции физической картины мира;

  • «картина мира» versus «научная картина мира»;

I




8

2

4

2

составление словаря основных понятий научного знания;

разработка собственных рабочих определений научных категорий;
чтение текста Хайдеггер М. «Время картины мира» // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

С. 41–62.

4

  • картина мира как исторический феномен;

  • наука как сущностное явление Нового времени;

  • наука как исследование;

  • становление субъекта науки Нового времени;

  • наука и научная картина мира как историческое явление;

Модуль 3

5

Основные этапы развития философии науки:

  • предмет философии науки;

  • позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Милля;

  • «первый позитивизм» о соотношении философии и науки, концепция научного познания и проблема систематизации наук;

  • эмпириокритицизм (второй позитивизм) и его критика;

  • проблема обоснования фундаментальных понятий и принципов науки;

  • неопозитивизм (третий позитивизм);

  • логический атомизм Рассела-Витгенштейна;

  • программа логического анализа языка науки Б. Рассела;

  • язык как предмет изучения аналитической философии;

  • постпозитивистские концепции второй половины XX века;

  • критический рационализм К. Поппера;

  • концепция исторической динамики науки Т. Куна;

  • концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса;

  • «анархистская эпистемология» П. Фейерабенда;

I




28

6

8

14

составление опорных сигналов к пройденному материалу, сводной таблицы «История науки»;
составление конспекта источника по выбору;
чтение текстов:

Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. Т.3. М., 1971 С. 553–556, 584–586;
Рассел Б. История западной философии. Философия логического анализа. (Кн.3,

ч. 2, гл. XXXI);

Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка// http://www.philosophy.ru/library/carnap/01.html;
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 236–239,

С. 439–447;

Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. С. 29–35;

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001. С. 9–268.

Фейерабенд П. Против метода // Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. С. 125–467.

6

  • теория роста научного знания Карла Раймунда Поппера;

  • критический рационализм и теория роста научного знания о критерии демаркации между наукой и ненаукой;

  • принцип фальсифицируемости и антииндуктивизм;

  • теория трех миров как попытка решения проблемы определения объективного характера человеческого знания;

  • социальная философия К. Поппера «Открытое общество и его враги», критика историцистских концепций;

  • парадигмальная модель развития науки Т. Куна. Природа нормальной науки. Парадигма, аномалия и возникновение научных открытий;

  • научные революции как изменение взгляда на мир. Прогресс, который несут научные революции;

  • проблемы науки и «теоретический анархизм» П. Фейерабенда. Наука как анархистское предприятие;

  • пролиферация теорий. Влияние культурного контекста на науку;

  • анархистская эпистемология;

  • компаративистский анализ гносеологической и социальной роли науки, мифа и религии;

Модуль 4

7

История науки и генезис научного познания:

  • преднаука versus наука;

  • генезис научного познания: от духовной революции античности к возникновению естествознания;

  • формирование технических и социально-гуманитарных наук;

  • институциональная организация науки и ее историческая эволюция;

II




14

2

4

8

подготовка докладов и презентаций по специфике науки на основных исторических этапах: Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, ХХ века;
обсуждение докладов с финальной дискуссией

8

  • наука, донаучные и преднаучные знания;

  • развитие науки в античности. Ее специфика;

  • развитие научных представлений средневековья;

  • новации эпохи Возрождения;

  • формирование полноценного научного дискурса в Новое время;

Модуль 5

9

Развитие представлений о научном познании в XX в.:

  • традиционные и техногенные цивилизации;

  • место и роль науки в культуре техногенной цивилизации;

  • глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса;

  • специфика научного познания: отличительные признаки науки;

  • научное, обыденное, художественное, религиозное, мистическое познание;

  • проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Дж. Холтон, М. Полани, Ст. Тулмин);

  • социология науки;

  • проблема интернализма и экстернализма;

  • достижения отечественной философии науки второй половины XX века;

II




20

4

6

10

Исследование литературы по социокультурной обусловленности науки;

чтение источников:

Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. С. 103–339;

Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма  «Издательство  ACT»,  1999.

С. 6–261.

10

  • роль личностного неявного знания в науке;

  • роль субъекта познания в постижении объективных связей универсума;

  • роль интуиции в научном открытии, эвристический смысл критериев красоты в математике и естествознании;

  • роль неконцептуализированных форм в передаче знания;

  • личностное проникновение ученого в суть задач – как основа научного прогресса;

  • современность и будущее науки;

  • специфика науки «второй волны» по Э. Тоффлеру;

  • наука завтрашнего дня и интеллектуальная среда в условиях «нового синтеза» «третьей волны;

Модуль 6

11

Структура научного познания:

  • эмпирический и теоретический уровни научного исследования (основные признаки);

  • структура эмпирического исследования;

  • структура теоретического исследования;

  • основания науки;

II




12

2

4

6

исследование проблемы структурирования научного познания;
чтение статьи:

Лебедев С. А. Уровни научного знания // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 62–75.

12

  • уровни научного знания;

  • основные теоретические понятия, характеризующие научное познание на теоретическом и эмпирическом уровнях;

  • сравнение двухуровневой (теоретический и эмпирический) и трехуровневой (теоретический, эмпирический, метатеоретический) моделей научного знания;

Модуль 7

13

Научные революции и смена типов научной рациональности:

  • феномен научных революций;

  • внутридисциплинарные и глобальные научные революции;

  • парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции;

  • философские предпосылки перестройки оснований науки;

  • научные революции в контексте междисциплинарных взаимодействий;

  • глобальные научные революции как изменение типа рациональности;

  • от классической к постнеклассической науке;

II




16

4

4

8

знакомство с литературой, где развивается идея научных революций;
чтение текстов:

Степин В. С. Теоретическое знание. М., 1999. (Глава VI. Научные революции);
Знакомство с сайтом «Философские концепции науки» http://www.nauka-filosofia.info/

14

  • научная революция как выбор новых стратегий исследования;

  • потенциальные истории науки;

  • перестройка исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки;

  • революции, связанные с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования;

  • революции, в период которых вместе с картиной мира радикально меняются идеалы и нормы науки и ее философские основания;

  • глобальные научные революции как изменение типа рациональности.

Модуль 8 История историографии




Раздел 1.

Предыстория и начало европейской традиции.

Тема 1. Протоистория. Греческая историография.

Тема 2. Римская историография.







4

2




2







Раздел 2. Средневековая историография

Тема 1. Характерные черты и жанры средневековой историографии.

Тема 2. региональные модели среднев. историографии. русская летописная традиция.







4

2




2







Раздел 3. Историография нового времени.

Тема 1. Западноевропейская историография XVII-XVIII вв.

Тема 2. Русская историография в XVI-XVIII вв.

Тема 3. .Западноевропейская историография в Х1Х в.

Тема 4. Русская историография в XIX d/







4

2




2







Раздел 4. Историческая наука в к.XIX- нач. ХХ вв.

Тема 1. Исторические школы Западной Европы в к. XIX-нач. ХХ вв.

Тема 2. Пересмотр позитивистской методологии в российской историографии.







4

2




2







Раздел 5. Историческая наука в к. ХХ -нач. XXI в.

Тема 1. Теория и практика мировой историографии в к. ХХ в.

Тема 2. Советская историография 2 половины ХХ в.

Тема 3. Историография в нач. XXI в.







8

4




4




15

Итого:







144

38

34

72



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины ( syllabus ) для студентов наименование...
Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины ( syllabus ) для студентов наименование...
Рабочая учебная программа дисциплины составлена преподавателем Алиевой С. А. на основании типовой программы для высших учебных заведений...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа Криминология по специальности 030501. 65 Юриспруденция...
Рабочая учебная программа дисциплины «Криминология» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины пс рупд рабочая Учебная программа дисциплины
Оп – образовательная программа (впо – высшее профессиональное образование, спо среднее профессиональное образование)

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Философия»
...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии издательского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной...

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Банковское дело»
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...

Рабочая программа дисциплины iconОсновная образовательная программа «Экономика» учебно-методический...
Профили подготовки: «Экономика предприятий и организаций, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Экономика труда»

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «информационные технологии в юридической деятельности»
Освоение дисциплины базируется на знаниях школьной программы математики и основ информатики и компьютерных технологий

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов