Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история»




НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история»
страница1/7
Дата публикации18.02.2014
Размер1.01 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
zadocs.ru > История > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса

по дисциплине «Всеобщая история»
ВВЕДЕНИЕ
История в системе гуманитарных наук. В жизни человека, наряду с религией, моралью, искусством, правом, большую роль играет наука.

Наука - это особая область жизнедеятельности общества, содержанием которой является познание существующего мира. В настоящее время принята следующая классификация наук: естественные науки, гуманитарные и математические. Гуманитарные науки - это науки о человеке и обществе. К гуманитарным наукам относятся философия, экономика, социология, политология, филология, история, юриспруденция и другие. Важнейшей из гуманитарных наук является история.
      История изучает прошлое, его развитие, закономерности и особенности эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях.
      Среди исторических наук важнейшей для каждого человека является Отечественная история. Нашим Отечеством является Россия, Российская Федерация. В настоящее время наше Отечество переживает сложные времена. Происходит быстрый процесс изменения социально-политических и экономических отношений. В такой ситуации современному россиянину очень важно изучение, знание Отечественной истории. Человек, не знающий своей истории, не может ориентироваться в окружающем мире, не способен адекватно реагировать на окружающие его трудные реальности социальной и политической жизни. В.О. Ключевский ответил: "История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение". И в этом смысле знание, изучение Отечественной истории приобретает особо важное значение.
      Предметом исследования Отечественной истории является изучение различных явлений сторон, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства, особенностей политического и социально-экономического развития, а также основных проблем внешней политики, науки и культуры на различных этапах развития российского общества в хронологических рамках с IX по XXI вв. включительно.
      История Отечества, история России также ставит себе целью показать место и роль её народов в мировом развитии, понять, где наши исторические корни, какое место занимает наш народ в истории Европы и Азии, каковы его взаимоотношения с другими странами и народами. История России даёт возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашей страны, выявить основные периоды в развитии этого процесса в течение многих веков и сопоставить это развитие со всем ходом движения_человечества.


^      Понятие и классификация исторического источника. Наши представления об истории складываются на основе исторических источников. Несмотря на некоторые различия в понимании исторического источника, большинство исследователей в настоящее время соглашается с мнением известных источниковедов Отечественной истории А.П. Пронштейна и А.Н. Данилевского, что под историческим источником следует понимать вообще форму, в которой дошли до нас конкретные исторические факты. А.П. Пронштейн и А.Н. Данилевский предложили следующую классификацию исторического источника:

  • письменные,

  • вещественные,

  • устные,

  • фольклорные,

  • этнографические,

  • лингвистические,

  • фотокино документы,

  • фоно документы.

В последнее время в качестве исторического источника стал рассматриваться электронный документ.


      Вспомогательные исторические дисциплины. Отечественная история опирается также на достижения целого ряда специальных и вспомогательных исторических дисциплин. К числу специальных исторических дисциплин относятся источниковедение и историография.
      Историография - это история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе.
     Источниковедение - наука о теоретических и прикладных проблемах изучения и использования исторических источников. Предметом курса является изучение корпуса письменных источников российской истории, их типологии, подходов и методов исследования.
      К вспомогательным историческим дисциплинам относятся

  • археология,

  • геральдика,

  • историческая география,

  • нумизматика,

  • ономастика,

  • сфрагистика.
          Археология - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей - вещественным памятникам.

Геральдика - изучает гербы: государственные, частные, учреждений, обществ и т.д.;

^ Историческая география - физическую, экономическую и политическую географию прошлого той или иной страны или территории;

Нумизматика - монеты и медали;

Ономастика - значение, историю возникновения географических названий, фамилий и имен людей;

Сфрагистика - печати.


      Принципы периодизации исторического процесса. Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации исторического развития человеческого общества.

Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран. Со времен развития исторической науки разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

В настоящее время все периодизации можно свести к двум основным типам: линейные (все человеческое общество движется от низших форм развития к высшим) и циклические или цивилизационные (человечество развивается как отдельные, замкнутые культурно-исторические_типы).
     ^ К линейному типу периодизаций относится наиболее распространенная среди современных историков всемирно-историческая периодизация, согласно которой в истории человечества выделяются следующие этапы:

  • первобытная эпоха

  • древний мир - Древнего мира для Западной Европы завершается V-VI вв.

  • средневековье - Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья VI- конец XIV вв.

  • новое время - С XV века наступает период Нового времени,

  • новейшее время - а с XX века - Новейшего времени



В соответствии с этой точкой зрения, отечественные историки отмечают, что эпоха. Всемирно-историческая периодизация обладает целым рядом недостатков, в числе которых европоцентризм, т.е. она проецировалась на развитые страны Западной Европы, возможности построения картины всемирной истории были сокращены, ибо она не учитывала особенностей существования и развития народов Америки, Азии, Африки.
     К линейному типу периодизаций относится и марксистская периодизация, основанная на формационном подходе К. Маркса.

Согласно теории К. Маркса, развитие общества - это исторический процесс, в ходе которого одна формация сменяет другую. Формация вызвана необходимостью, суть которой такова: производственные отношения соответствуют определенной стадии развития производительных сил. Общество претерпевает развитие каждой формации и скачки, в ходе которых накопленные изменения приводят к коренным изменениям структуры общественно-экономической формации, которая превращается в другую формацию. Переход от одной формации к другой всегда является революционным переходом.

К. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная,

  • рабовладельческая,

  • феодальная,

  • капиталистическая,

  • коммунистическая.

Таким образом, всемирно-исторический процесс было принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Формационная теория также не стала универсальной, так как не учитывала, что из-за различных обстоятельств (географических, климатических, этнографических и других) история отдельных народов, государств и регионов развивается неравномерно и имеет массу особенностей.
      В современных условиях в мировой и отечественной историографии выдвинулся так называемый цивилизационный подход к истории, претендующий на универсальность. Главной типологической единицей истории считается цивилизация. Сам термин "цивилизация" до сих пор не имеет однозначного толкования. В научной литературе он употребляется в различных смыслах:

как синоним культуры (А. Тойнби),

как заключительная стадия развития локальных культур, стадия упадка и деградации (О. Шпенглер);

  • как стадия развития общества, сменившая варварство (Л. Морган, Ф. Энгельс);

  • как ступень развития региона или этноса (цивилизация инков, античная, европейская);

  • как ступень развития общества (аграрная, индустриальная, постиндустриальная);

  • как уровень развития духовной жизни общества, связанный с влиянием религии (христианская, буддийская, мусульманская) и т.д.

^ Поэтому цивилизационная теория не представляет собой некую единую теорию. Тем не менее, несмотря на некоторые расхождения, авторы различных вариантов цивилизационной теории едины в том, что историю человечества они рассматривают как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами (локальными цивилизациями). Каждая из них в своем существовании и развитии самобытна, проходит свою особую стадию рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. История любой страны рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран и народов, цивилизаций. Такой подход способствует выявлению самоценности общества, его места в мировой истории и культуре.

^ Объективность научного познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие:
     Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своём развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций.
      ^ Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности - личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
^       Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип обязывает учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.
      ^ Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
      Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
     
^ Тема 1.1.Древнейшая история человечества

Проблема происхождения жизни приобрела сейчас неодолимое очарование для всего человечества. Она не только привлекает к себе пристальное внимание ученых разных стран и специальностей, но интересует вообще людей всего мира.
^ Теория внешнего вмешательства.

Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.

Более сложные варианты ТВВ предполагают:

а) скрещивание иномирян с предками людей;

б) порождение человека разумного методами генной инженерии;

в) создание первых людей гомункулярным способом;

г) управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума;

д) эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумном.

Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

В большом количестве литературы на эту тему упоминаются, в частности, цивилизации с планетной системы Сириуса, из созвездий Весов, Скорпиона, Девы как прародители или производители землян. Многие сообщения подчеркивают, что земляне – плод неудавшихся экспериментов, причем уже не первый раз этот «подпорченный» плод уничтожали (например, сообщества атлантов), поэтому не исключается, а, скорее, предполагается и на сей раз гибель всего человечества.
^ Эволюционная теория

Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора.

Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, бихевиорных, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее.
^ Теория творения (креационизм).

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет более древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов.

Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами.

Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаются различные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека.

Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории.

Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественной программой.
^ Расселение человека — от Африки до Австралии

Расселение человека из Африки на другие континенты проходило в несколько этапов. Первый выход Homo sapiens из Африки – по археологическим данным – состоялся около 135-115 тыс лет назад. последующие 80 000 лет древние люди современного анатомического типа расселяются по территории Африки. А еще раньше они начинают вторгаться с северной части Африки на другой континент — Ближний Восток. Африка, становиться слишком мала для наших предков.

^ Второй выход. Расселение человека по Земле, результатом которого стала колонизация Азии, Австралии, Европы и Америки, началось около 60-80 тысяч лет назад на востоке африканского континента.

По пути в Южную Азию и Австралию, отдельные группы Homo sapiens сворачивают в сторону и направляются в глубь Азии, а уже оттуда начинается расселение человека в Европу.

45 тысяч лет назад вид Homo sapiens проникает из Азии в Европу, в земли неандертальцев, которые расселились в этой части света около 200 000 лет назад. Владения неандертальцев уменьшаются. В ходе длительной борьбы они отступают все дальше на запад. Примерно 27 000 лет назад неандертальцы окончательно вымирают.

^ Третий выход. Расселение человека по Земле закончилось колонизацией американских континентов. Первые люди обосновались на северо-восточной окраине Североамериканского континента 22 000 — 16 000 лет назад. Результаты современных генетических и археологических исследований свидетельствуют о том, что обитателям Аляски удалось проникнуть на юг и быстро заселить обе Америки около 15 000 лет назад, когда открылся проход в леднике, покрывавшем большую часть Северной Америки.
Первые люди проникли в Северную Америку из Азии, по сухопутному мосту — Берингии, которая во времена оледенений соединяла Чукотку с Аляской.
^ Периодизация древнейшей истории.

В отечественной историографии существует несколько вариантов периодизации эволюции человека на стадии первобытнообщинного строя. Чаще всего используют археологическую схему, во главу угла которой ставят материалы и способы изготовления орудия труда. В соответствии с ней можно выделить три периода:

- каменный век (от появления человека до III тыс. до н.э.),

- бронзовый век (III тыс. – до начала I тыс. до н.э.),

- железный век (с I тыс. до н.э.).

Каменный век, наиболее длительный в истории первобытнообщинного строя, подразделяется на:

- палеолит – древнекаменный век,

- мезолит – среднекаменный век,

- неолит – новый каменный век,

- энеолит – меднокаменный век.

В свою очередь палеолит делят на ранний (нижний) и поздний (верхний). Иногда исследователи выделяют и период среднего палеолита. Ранний палеолит считается временем становления человека. Первыми предками человека были австралопитеки, которые ходили на задних конечностях, что в свою очередь высвобождало передние и тем самым создавало предпосылки для трудовой деятельности. 2,5-1 млн лет назад.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история» iconУчебно-методическое пособие для студентов ||| курса
Обследование больного и оформление истории болезни. Учебно-методическое пособие для студентов III курсов. / Сост.: коллектив сотрудников...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история» iconУчебно-методическое пособие разработано по дисциплине «Иностранный язык»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Физкультура и спорт». Оно составлено в соответствии...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «История государства и права зарубежных стран» разработано доктором исторических наук,...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история» iconУчебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки
З17 История: Учебно-методическое пособие для студентов негуманитарных профилей подготовки. – Саратов: Изд-во Сарат ун-та, 2011. –...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история» iconУчебно-методическое пособие Практическая грамматика английского языка....
Пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом и включает задания и упражнения для самостоятельной...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история» iconЛандшафтное проектирование среды учебно-методическое пособие для высших учебных заведений
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения специальности 070601 «Дизайн»

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история» iconУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности...
У 598 Отечественная история. Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 080102 «Мировая экономика»....

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история» iconУчебно-методическое пособие для студентов 2 курса заочного отделения...
Целью курса является формирование у студентов-искусствоведов целостного представления об универсализме, семиотической многослойности...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история» iconУчебно-методическое пособие
Пособие включает в себя основные темы курса с методическими рекомендациями, задачи по темам курса, перечни соответствующих нормативных...

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история» iconУчебно-методическое пособие
Пособие включает в себя основные темы курса с методическими рекомендациями, задачи по темам курса, перечни соответствующих нормативных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов