1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и




Название1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и
страница1/6
Дата публикации09.03.2014
Размер0.81 Mb.
ТипРассказ
zadocs.ru > История > Рассказ
  1   2   3   4   5   6
1. История как наука

В переводе с греческого языка «история» - это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России – это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в со­став России до 1917 г., а в состав СССР – до декабря 1991 г. История опирается на факты, получаемые из различных источни­ков. Различают материальные источники или памятники деятельности че­ловека: орудия труда, зда­ния, предметы быта и др. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются ис­точниковеде­ние, а также вспо­могательные исторические дисциплины. «Отцом истории» считается Геродот. С появле­нием государства, письменности и распространением христиан­ства возни­кает летописание, появляется историография, под которой по­нимают как само описание истории, исторического процесса, так и исто­рию развития самой исторической науки. Во все времена и во всех странах историкам было трудно оста­ваться на нейтральных, объективных позициях, «над схваткой». Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, бо­гатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой исто­риографии получили отражение три основных концепции – консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии истории или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы ис­торического познания. Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования как научность, объективность, ис­торизм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявля­ется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов. В советской историографии преобла­дал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сооб­ще­ство на любой территории должно пройти через пять эпох, общест­венно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельче­скую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895), В.И.Ленин (1870-1924) считали развитие производительных сил и производственных отношений. В западной историографии весьма популярен цивили­зационный под­ход, в соответствии с которым в мировой истории выделя­ется разное коли­чество исторических сообществ. Русский ученый Н.Я.Данилевский (1822-1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А.Д.Тойнби (1889-1975) остановился на 13 синхронных и эк­вивалентных по реализо­вавшимся в них духовным ценностям «мировых ансамблях культуры». Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности Человека в специфических условиях (климатических, географических, геопо­литических, историко-культурных и т.д.). В отечественной исторической науке всегда была сильна «госу­дар­ственная школа». Наиболее распространенной является периодизация оте­чественной истории в соответствии с характе­ром государственного строя. При этом выделяются: догосударственный период (до IX в.); Древ­няя Русь – раннефеодальное государство (862-1237); русские земли в со­ставе Золотой Орды (1243-1480); Московское царство – сословно-пред­ста­вительная монархия (1480-1700); Российская империя как абсолют­ная мо­нархия (1700-1860); Российская империя на пути к капитализму и консти­туционной монархии (1861-1917); Советская Россия – СССР (1917-1991); постсоветская Россия (1991-2002). История России является частью всемирной истории. Главным ее содержанием является история русского народа, исторического бытия, ха­рактера, традиций, менталитета (склада ума) русских людей.
^ 2 Догосударственный период в истории России

Географическая ось истории – гигантская степь – один конец Монгольская степь и др. – Венгерская равнина. К концу 17 века вся степь вышла в территорию Российской империи. Первые жители Киева – скифы.От степи(рядом с Китаем) появилось племя антов – которых считают предшественниками славян и они не были кочевниками. Они как-то были связаны Гунами и вообще с падением Римской империи. Славяне начали переселяться в Византийскую империю. И их зафиксировали историки 6 века (Прокопий Кесарийский). Есть трактаты в военном искусстве, которые описывают славянские войска. Основной массой населения были конечно крестьяне. Отсюда следует, что они пришли из лесной зоны Европейской территории России, и ни как не из степи. Скорее всего они переселились в Византию из-за нашествий… Булгары (кочевники) захвалили часть Византии и создали со славянами своё, некое государство. Они были близки к русским землям. Вот основные данные о догосударственности.
^ 3 Образование Древнерусского государства

В IX в. у славян было 2 крупных объединения:

1. у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;

2. у словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу (по летописи — в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.

Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.

Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.

В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда.

По смерти его правят его сыновья Изя-слав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.
^ 4 Принятие христианства на Руси

(988-989).В качестве новой государственной религии было принято христианство. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепляло власть феодалов над крестьянами, своим учением освящая феодальную собственность и подчинение властям. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, так как Русь теперь стала равной другим христианским странам, торговые связи с которыми значительно расширились. С принятием христианства на Руси возникла церковь как особая феодально-религиозная организация. Во главе церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину».
^ 5 Государственный и социально-экономический строй Древней Руси в период расцвета

Основные социальные категории Древнерусского общества(источник – Русская Правда Ярослава Мудрого)

Древнерусское государство развивалось точно также, как европейские страны.

Основным источником социально-экономических и политических отношений на Руси являлась «Русская правда». Из неё следует, что древнерусское общество делилось на четыре социальные категории:

Мужи (впоследствии бояре; высшие и средние слои дружины, потомки родоплеменной знати)

Люди (Свободная часть населения: городское население, крестьяне-общинники, свободное население; ед.ч.: Людин)

Смерды (люди с ограниченным правовым статусом)

Челядь – рабы для с/х работ и слуги мужей. (ед.ч.: челядин; с 11 века в истории применялся термин «холоп» в отношении мужчин и «раба» в отношении женщин)

В Киевской Руси было две категории рабов:

Временное рабство (военнопленные); прекращалось после выкупа;

Полный холоп («обельное» рабство)

Существовало три пути попадания в обельное холопство:

Самопродажа себя в рабство

Вступление в брак с рабом (Если при этом свободный человек не оговаривал сохранения своего свободного статуса)

Нанимался на выполнение работ, которые выполнялись только рабами

Прекращение полного холопства:

Отпускали на волю

Выкуп раба

Существовала категория полусвободных людей –отношения с господами, как отношения должников с кредиторами (экономическое «рабство»):

Рядович (название полусвободного)

Закуп (купа – это ссуда, кредит)

Изгой (человек, который по каким-либо причинам утратил связь с привычной средой обитания)

Наиболее распространённой социально-экономической ячейкой древнерусского общества была не индивидуальная семья (отделённые от родителей дети), а большая семья, где дети и родители вместе. Феодальные отношения в обществе не сложились. Доминирование большой семьи – важнейшая характеристика дофеодального уклада общества.

В основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная собственность на землю, а общинное землевладение. (крестьянская община была эконом. основой с/х)

В древнерусском государстве существовала вотчина, но вотчины не преобладали. Вотчины, существовавшие в Киевской Руси, до середины XI века обрабатывались трудом рабов. А основным источником доходов была не земля, а дань и ее реализация при торговле. Историки, которые отдают первенство вотчине и при этом считают, что там трудились рабы, считают государство рабовладельческим. С середины XI века появлялись зависимые вотчины, в том числе феодально-зависимые, однако рабов было больше. Киевская знать существовала за счёт внеземельных доходов, а именно дани и кормлений.
^ 6 Русские земли в условиях феодальной раздробленности

В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения.

Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками.

Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах.

Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода.

В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.

^ 8 Монгольское нашествие на русские земли и его последствия

1206 г. образовалась монгольская империя во главе сТемучином (Чингисханом). Монголы разгромили Приморье, Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье, напали на половцев. На помощь половцам выступили русские князья (киевский, черниговский, волынский и др.), но в 1223 г. на Калке они были разбиты из-за несогласованности действий.

В 1236г. монголы покорили Волжскую Булгарию, а в 1237 г., ведомые Батыем, вторглись на Русь. Они разорили Рязанскую и Владимирскую земли, в 1238 г. разбили на р. Сить Юрия Владимирского, сам он погиб. В 1239 г. началась вторая волна нашествия. Пали Чернигов, Киев, Галич. Батый ушел в Европу, откуда вернулся в 1242 г.

Причинами поражения Руси стали ее раздробленность, численное превосходство сплоченной и мобильной армии монголов, ее умелая тактика, отсутствие на Руси каменных крепостей.

Установилось иго Золотой Орды — государства захватчиков в Поволжье.

Русь платила ей дань (десятину), от которой освобождалась лишь церковь, и поставляла воинов. Сбор дани контролировали ханские баскаки, позднее сами князья. Они получали от хана грамоту на княжение — ярлык. Старшим среди князей был признан князь владимирский. Ордынцы вмешивались в распри князей и многократно разоряли Русь. Нашествие нанесло большой урон военной и экономической мощи Руси, ее международному престижу, культуре. Южные и западные земли Руси (Галич, Смоленск, Полоцк и др.) позднее перешли к Литве и Польше.

В 1220-х гг. русские участвовали в Эстонии в борьбе против немецких крестоносцев — ордена меченосцев, в 1237 г. преобразовавшегося в Ливонский орден, вассал Тевтонского. В 1240 г. в устье Невы высадились шведы, стремясь отрезать Новгород от Балтики. Князь Александр разбил их в Невской битве. В том же году начали наступление ливонские рыцари, взявшие Псков. В 1242 г. Александр Невский разгромил их на Чудском озере, прекратив набеги ливонцев на 10 лет.
^ 9 Социально-политические изменения в русских землях в 13-15 вв.

В 1243 г. великий хан сделал старшим среди русских князей Ярослава Всеволодовича Владимирского. После его смерти в 1246 г. началась борьба за владимирский стол, в которую вмешались ордынцы, разорившие Суздальскую землю. Во Владимире сел Александр Невский. В политических целях он помог Орде обложить Русь данью. В 1262 г. в Суздальской земле вспыхнули восстания против татар, но Александр убедил хана не громить мятежные города. В 1263 г. он умер. Позднее татары еще не раз нападали на Русь, вмешиваясь в распри князей.

В это время возвысилась Тверь и Москва, при Данииле Александровиче ставшая самостоятельным княжеством. Вскоре началась борьба за владимирский стол между Юрием Даниловичем Московским и Михаилом Ярославичем Тверским. В спор вмешалась Орда. В 1327 г. против татар восстала Тверь. В разгроме восстания участвовал Иван Калита, князь Москвы, получивший за это владимирское княжение и право сбора дани с русских земель. Он приобрел ряд земель (Белоозеро, Углич, Галич Мерьский). В Москву переехал из Владимира митрополит, что усилило ее влияние. При Дмитрии Ивановиче (1359-1389) Москва стала подминать под себя Тверь, Нижний Новгород, Рязань. В 1370-х гг. правитель Орды Мамай решил ослабить Москву, но в 1378 г. татары были разбиты на р. Воже, а в 1380 г. Дмитрий Донской и другие князья разбили Мамая на Куликовом поле. Однако хан Тохтамыш разорил Москву в 1382 г. и вернул ее под власть Орды. После разгрома Орды Тимуром в 1395 г. Василий I (1389-1425) несколько лет не платил ей дани. В 1408 г. правитель Орды Едигей вновь осадил Москву, не взял ее, но страшно разорил окрестные города. Власть татар укрепилась.

В 1425-1462 гг. в Московском княжестве шла феодальная война — борьба Василия II против дяди Юрия и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемя-ки. В ходе ее были ослеплены в 1436 г. Василий Косой, в 1446 г. Василий II («Тёмный»), а Шемяка в 1452 г. отравлен, Василий II одержал победу
^ 10 Роль московского княжества в возрождении русской государственности

Возрождение русской государственности проходило в многовековой и мучительной борьбе как с иноземным тягчайшим игом, так и бурно развившейся феодальной раздробленностью.

 И вновь объективная реальность существования русского социума в суровых природно-климатических условиях Восточной Европы включила в действие по сути дела те же механизмы самоорганизации общества с минимальным объемом совокупного прибавочного продукта.

 Частнособственническое землевладение господствующего класса никогда не было в России ведущей формой земельной собственности. В системе "государственного феодализма" верховная собственность на землю оставалась у государства, а крестьяне были "держателями" земли, обязанными перед государством: налогами, оброком и натуральными повинностями. В отдельных регионах в определенные эпохи такая "государственная земля" могла превращаться в фактическую собственность "государственных крестьян", оставаясь при этом всегда в орбите экономических отношений внутри этого сословия. И даже в XIX веке государь особо не различал домен и государственные земли (например, "симбирский обмен" 1835 г.).

 Что же касается феодалов, то в их распоряжении всегда была лишь часть территории Русского государства, хотя и важнейшая часть. На заре государственности длительный период времени они имели на правах частной собственности лишь села-усадьбы, то есть основные резиденции, где были жилище и хозяйственный комплекс. Большая же часть средств к существованию феодала поступала через государственные каналы.

 В послемонгольский период феодальное землевладение развивалось, видимо, быстрыми темпами, но обладало малым запасом прочности. Будучи, как правило, дарованным феодалу государством, население того или иного села или деревни относилось к нему не как к хозяину, а как к господину, насильно владеющему землей и строениями и вынуждающему крестьян платить ему оброк и нести повинности. На Руси долгие столетия владельческие крестьяне, объединенные в общину, считали землю, на которой живут, платят с нее налоги и выполняют повинности, по сути дела, своей землей, а не землей феодала, на которую они бы добровольно пришли и которую обрабатывали бы, вознаграждая феодала-хозяина за кров и ту же землю. Следовательно, здесь не было своего рода равновесия отношений крестьянина и вотчинника. Именно это равновесие и создавало на Западе Европы тот баланс взаимных интересов крестьянина и феодала, который придавал сеньории известную прочность. И эта прочность была тем выше, чем тверже были права феодала на землю.

 Наследники Ивана Калиты вполне понимали непрочность результатов многотрудной деятельности московских князей по приращению территории Великого княжества Московского, по созданию единого государства. Видимо, не следует переоценивать и такой фактор, стимулирующий объединение княжеств, как рост торгово-экономических связей, хотя, безусловно, он имел немалое значение. Решающим же обстоятельством, стимулировавшим объединение княжений, конечно, были задачи политического характера: свержение ордынского ига и воссоздание Русского государства. Однако по достижении этой цели в конце XV — начале XVI века (разумеется, в первом приближении к ней) политическая элита, видимо, осознала реальную ограниченность во времени действенности этих факторов: ведь их влияние как стимулов к объединительной деятельности для тысяч феодалов неизбежно ослаблялось по мере реализации этих целей. На первый план резко выдвинулись задачи упрочения, цементирования нового политического формирования, в котором по-прежнему общество оставалось внутренне рыхлым, непрочным, как любое феодальное общество, где еще не созрели условия для внутренней относительной прочности каждой вотчины, где еще не возникла новая система феодальной иерархии, которая сплотила бы господствующий класс.
^ 11 Иван 3 и создание русского централизованного государства

Централизованное государство возникает при Иване III (1462-1505). При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после «стояния на Угре» в 1480 г., когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское иго пало. В 1472 г. Иван III женился на племяннице императора Византии Софье (Зое) Палеолог и сделал гербом Руси византийского двуглавого орла, выступив таким образом в роли преемника Византии. Формируются основы централизованного государственного аппарата. Центральными его органами являлись Боярская Дума и казна (канцелярия). На местах — в уездах и волостях — управляли наместники и волостели. При Иване III становится массовой раздача земель служилым людям (дворянам, детям боярским)— костяку армии. Иван III подумывал о конфискации на эти цели земель церкви (секуляризацию), но не решился на это из-за давления духовенства. В 1497 г. был издан Судебник — первый общерусский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ в Юрьев день осенний (неделя до и после) при условии уплаты долгов и соответствующих повинностей («пожилого»).При Василии III (1505-1533) Москва захватила последние самостоятельные центры на Руси — Псков и Рязань, что завершило объединение страны. Продолжался начавшийся при Иване III экономический подъем. Объединение Руси шло во многом силовыми методами, ибо экономические предпосылки для него созрели не до конца. И знать, и простолюдины были практически бесправны по отношению к великому князю (они называли себя его холопами), чью власть ограничивали лишь вековые обычаи.
12 Реформы и контрреформы Ивана Грозного
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и iconПолитическая история зарубежных стран
История в переводе с греч. – рассказ о прошлом. История как путь пройденный человеком

1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и icon«история» от греч.«сведения о прошлом». История-наука о прошлом....
Предмет и содержание курса «История Беларуси». Основные подходы к изучению истории

1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и iconОтветы на билеты к экзамену по курсу “всемирная история”
История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций;...

1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и iconВопросы для подготовки к экзамену по курсу «отечественная история»
История как наука. Предмет, задачи, методы и источники изучения истории, историография

1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и icon1 История как наука история-рассказ о прошлом предмет изучения-при...
...

1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и icon1. Предмет, метод и задачи курса «история экономики». История экономики
История экономики – это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней

1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и iconВопрос №1: История как наука (предмет, цель…)
История – наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) явлений, событий, фактов

1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и iconСлово «история» греческого происхождения-«сведения о прошлом». Т....
Свою периодизацию сделали Дарвин и Морган: 1)дикость,2)варварство,3)цивилизация. Формационная концепция (на ее основе сост учебники...

1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и icon-
Не воспринимайте данную книгу как пропаганду нацизма. Это история. Наша с вами история. Мировая история

1. История как наука в переводе с греческого языка «история» это рассказ о прошлом. Отечественная история или история России это наука о становлении и iconИстория возникновения и развития криминалистики
Это достаточно молодая наука, по сравнению с гп и ук, например. Как наука сформировалась в последней трети 19 века

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов