Курс лекций




НазваниеКурс лекций
страница1/16
Дата публикации05.04.2014
Размер2.46 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
zadocs.ru > История > Контрольные вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ:

КУРС ЛЕКЦИЙ

УДК 316(031)

ББК 60.5 Я 7

С 69
Основы социологии: курс лекций. Бухтеев Н.И. - Киев: 2014, 152 с.
Курс лекций по социологии представляют собой краткое изложение её основ. Причём интеллектологический аспект рассматриваемых социальных явлений является ведущим. Такой принцип помогает освободиться от словесной шелухи и понять разнообразие социальний жизни в её сущности.


Рецензенты:

Содержание
Предисловие…………………………………………………….

  1. Введение в социологию…………………………….......... .

  2. Общество как социальная структура и система.

  3. Социальные связи и социальные взаимодействия

  4. Власть как социальное явление и социальный институт.

  5. Социальное управление………………………………… .

  6. Экономическая сфера общества…………………………..

  7. Идеологическая сфера общества…………………………

  8. Социальная массовая коммуникация.

  9. Социальная структура и динамика населения……

  10. Семья как социальная группа и социальный институт

  11. Этнос и нация как социальные группы и общности

  12. Социализация и социальные взаимодействия……… …

  13. Словарь социологических терминов………………….. .

  14. Контрольные вопросы курса……………………………..

  15. Литература…………………………………………………


ПРЕДИСЛОВИЕ
Социальная реальность – это пространство и время социального жития. Его самоорганизация и организация в полной мере зависят от того, как и насколько люди знают и понимают происходящее.

Ключом этого процесса является научное социальное знание. Основанием и вершиной его является социология – теория социальных объектов. Познать и понять её нормы и правила и призван данный учебный курс.

Его форма, структура, содержание и понятийный аппарат выстроены с учётом доступности, ясности и чёткости изложения. С этой же целью издание снабжено словарём важнейших социологических категорий и вопросами для понимания в ходе освоения и усвоения тех или иных тем.

Социология стремится познать формы социальной жизни, регулярно воспроизводящиеся в стабильном виде во времени, их универсальные закономерности и тенденции. Данное обстоятельство сдедует принимать во внимание при изучении как дисциплины в целом, так и её отдельных тем.

Знакомство с социологией предусматривает наличие двух позиций: организационной и содержательной. Что касается первой - чтение лекций, проведения семинаров, то она не вызывает трудностей. Относительно второй, – они возникают, если учащийся относится к предмету без прилежания. Для преодоления такого отношения, необходимо придерживаться некоторых правил.

1. Тщательная работа с социологической литературой. Она даёт возможность получить точные, логически связанные представления о предмете изучения; тренирует навыки глубокого виденья событий, их анализа и синтеза; учит грамотно излагать своё понимание тех или других социальных явлений. Следовательно, основой успешного освоения социологии является ваше основательное отношение к ней.

2. Для самостоятельных и аудиторных занятий есть два вида материалов: а) лекции, консультации, в которых отображены основные параметры той или другой темы; б) источники и литература к ним. Как правило, литература в качественном отношении пестра, в ней раскрываются разнообразные грани темы. Отобрать и собрать всё, что относится прямо или побочно к интересующему вас вопросу, - это ваша задача. Для её решения, следует внимательно разобраться в сущности изучаемой темы, сделать выписки, зафиксировать и свои мысли, которые возникают при чтении литературных источников.

3. Следующий, не менее важный этап: осмысление всего прочитанного. Здесь оттачивается познавательный механизм, когда человек учится анализировать, "пропускать" через своё сознание содержание предмета изучения. Уместно напомнить, что процесс усвоения материала индивидуален, но базируется на универсальном правиле: истина "мерцает" в фокусе разных точек зрения, а не только как-то одной, или, тем более, только своей собственной. Последняя, к сожалению, бывает чаще всего (если не всегда) и единственной. Картина эта становится очевидной на семинарских занятиях, где студенты рассматривают те или другие учебные проблемы, опираясь не на полученные знания, информацию, а только на собственный взгляд. Что из этого выходит - известно: рождение и нагромождение обывательских точек зрения. Вместо объективной истины - множество субъективных оценок, из которых проблематично получить конкретные знания, реальную картину исследуемых объектов. Во избежание такого, полезно сопоставлять, сравнивать свою интерпретацию фактов, положений со здравым смыслом и данными науки.

4. Каждая тема сопровождается заданиями для самостоятельной работы. Вы обогащаете себя, обращаясь к ним. Исследование конкретного вопроса углубляет и расширяет ваши знания, помогает мыслить логически. А выступления с подготовленными сообщениями перед своими товарищами помогут и им полнее ознакомиться с материалом, что изучается. В конечном итоге, самостоятельная работа по социологии является корнями её усвоения. Без неё студент пройдет, что называется, "мимо" сути предмета изучения. Его специфика требует серьёзного отношения и понимания того, что исследуется.

5. Социальная среда, как известно, воздействует на всех и каждого, независимо от того, желают они того или нет. Отсюда вырастает жизненная потребность знать и понимать: что, как, почему и зачем происходит в социальном мире. Данное учебное пособие предоставляет возможность удовлетворить эту потребность. Оно может помочь каждому желающему войти в мир самых актуальных для человека знаний и распорядиться ими по-своему.

^ ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

1 .Что представляет собой социология, зачем она и чем занимается?

2. Возникновение и эволюция социологии.
Социология – теория социальных объектов. В эпицентре её внимания - социальные объекты (СО) (явления, предметы, феномены) - объединения людей и люди как члены этих объединений. В смысловом поле исследования исходной и наиболее очевидной точкой познания общества является отдельно взятый человек. Причём взятый исключительно как член объединений людей, т.е. как существо социальное (социальный атом). Этот объект не расчленяется на другие (частичные) объекты. А все прочие объекты этой сферы рассматриваются как объединения атомарных. Между ними и внутри них возникают и развиваются те или иные виды социальных связей и взаимодействий. Исследование их и образует основное содержание и специфику социологии.

Особенность социальных объектов состоит в том, что люди сами суть объекты такого рода, постоянно живут среди них и в них, постоянно имеют с ними дело. Они должны уметь жить в качестве социальных объектов и в их среде. Для чего необходимо что-то знать о социальных объектах, и научно понимать их.

Этот процесс имеет свои масштабы и уровни.

^ 1) Эмпирические, или прикладные исследования, нацелены на сбор и обработку социальных фактов, выяснение взаимосвязей между ними.

2) Отраслевые и специальные социологические теории представляют собой более высокий уровень охвата и обобщения, материала, связанный с толкованием и объяснением или определённых социальных институтов (семья, общественное мнение и т.д.), или с определённой проблематикой (экономическая, политическая социология, социология управления и т.д.). Смысл таких теорий заключается в обнаружении более или менее универсальных тенденций и механизмов, которым подчинено существование данных явлений. Такова, например, социология образования.

^ 3) Что касается общесоциологических теорий, то они подразумевают теоретические конструкции, объясняющие общество и его жизнь как нечто единое целое во взаимодействии его составляющих на основе некоторых постулатов, которые рассматриваются сторонниками данных теорий в качестве универсальных свойств социума и исторического процесса. Это предельно абстрактный уровень социологического теоретизирования.

Он создаёт методологические предпосылки для всех остальных социологических исследований и стремится их синтезировать в виде целостной и непротиворечивой картины социальной жизни. К таким общесоциологическим теориям относится логическая социология А. А. Зиновьева, на основании которой построен данный учебный курс.

Кроме того, социология имеет две разные теоретические модели: микро- и макро. Микросоциология ведёт свои истоки от средневекового номинализма и выбирает в качестве исходного пункта индивида и его межличностные взаимодействия. Макросоциология берёт свои истоки от средневекового реализма. Она исследует крупные социальные структуры и их взаимодействие.

Основная задача социологии – не только знать, но и понимать социальные явления на научном уровне. Отсюда и её функции: теоретико-познавательная и практическая. В первую входят познание, (что и как делается, в силу каких закономерностей), понимание, правдивое описание и объяснение возникающей и существующей реальности (почему делается так, а не иначе) и вариативный, индикативный прогноз того, что может быть. Во вторую входят оценка, рекомендации по оптимизации и рационализации изучаемых объектов на основе полученных знаний (как и почему? и для чего?).

Основная трудность выполнения этих функций заключается в умении наблюдать и видеть очевидное. Понимать сущность и важность этого очевидного, его место и роль в жизни общества с тем, чтобы добиться понимания социальной реальности. Увидеть значимость общеизвестных и привычных явлений, осмыслить их и обнаружить именно в них закономерности исторических процессов и огромных человеческих объединений.

Такая возможность реализуется в научном подходе к социальным явлениям. ^ Научный подходособый способ мышления и познания реальности, нацеленный на истину. Его образует совокупность средств, принципов и правил и т.д. познания, а именно:

1) Принцип субъективной беспристрастности, непредвзятости, т. е. познание объектов такими, какими они являются сами по себе, независимо от симпатий и антипатий исследователя к ним и, не считаясь с тем, служат результаты исследования интересам каких-то категорий людей или нет. Его целью является истина, а фраза «Платон мне друг, но истина дороже» тут обязательное правило.

2) Правдивое описание изучаемых явлений, не считаясь с тем, какие чувства у людей может это может вызвать. Но люди и их объединения по самой своей природе таковы, что они скорее примирятся с ложью о себе, чем с неприятной для них научной истиной. Они воспринимают её как разоблачение своих сокровенных тайн, как клевету и как угрозу. Не случайно самопознание истолковывается в Библии как первородный грех.

3) Исследователь в познании объектов исходит из наблюдения реально существующих объектов, а не их априорных (предвзятых) представлений, мнений, предрассудков. Если таких объектов нет в реальности, то не может быть никакой науки о них.

4) Исследователь познаёт то, что существует, возможно, невозможно, необходимо, случайно, закономерно и т.д. независимо от того, познает это исследователь или нет, а не выдумывает то, что должно быть или чего не должно быть по его мнению.

5) Учёт исторического характера социальных объектов и эволюции этих объектов в пространстве и времени: надо знать то, что сложилось в результате исторического процесса, чтобы понять, как это происходило в истории. Тут не конкретное пространство и время принимается во внимание, а обобщённые пространственно-временные характеристики объектов того или иного рода.

6) Следование правилам логики и методологии науки.

Как видим, научный подход к социальным объектам в каком-то смысле есть развитие на профессиональном уровне того явления в интеллектуальной деятельности людей, которые часто называют здравым смыслом. Иными словами, научный подход к социальным объектам характеризуется: 1) субъективным беспристрастием; 2) познавательной объективностью, в смысле рассмотрения явлений такими, какими они являются на самом деле, "в себе", "для себя", "по себе".; 3) соответствием правилам логики и методологии науки. 4) здравомыслием. Его целью является истина.

Для её достижения существует определённая методология и методика познания, осознания и обоснования. Методология социологии - это - 1) система самых общих принципов, подходов и методов, которые составляют основу для социологии; 2) совокупность логических правил последовательности рассмотрения и понимания социальных объектов (социальная комбинаторика).

Метод в теории социальных объектов – способность определённым образом обрабатывать сведения и производить нужные мысли в случае надобности. Основные методы теории СО – это методы определения понятий, мысленного эксперимента и комбинаторики, комплексный метод, экспликация понятия, моделирование и наблюдения.

Зиновьевский комплексный методологический метод познания. Применительно к нашей теме он выглядит так: А = a1,….an (n≥2), где a1,….an есть причины появления, условия существования, специфические признаки и компоненты объекта А (СО). Они образуют соответствующий комплекс, если и только если выполняется такое условие: каждый из a1,…. по отдельности необходим для указанной роли в отношении А., а все вместе достаточны для этого. Для чего используются определённые приёмы исследования, которые действуют в комплексе.

Этот подход является наиболее продуктивным, поскольку он нацелен на истину, и позволяет знать и понимать СО как объект изучения, как единое целое в единстве его составляющих, уметь обращаться с ним.

^ Экспликация понятия – способ понимания объекта, заключающийся в том, чтобы выделить достаточно определённо интересующие исследователя объекты из некоторого более обширного множества объектов и закрепить это выделение путём введения подходящего термина. Особенность экспликации понятия состоит в том, что вводимый термин является не абсолютно новым языковым изобретением, а словом, уже существующим и привычно функционирующим в языке именно в качестве многосмысленного и аморфного по смыслу выражения. В качестве примера можно назвать эскпликаты «управление» и «общество», «социальное». Последнее, в частности, означает сознательное объединение людей для совместной сознательной деятельности. Иными словами, в основе социального лежит человеческое сознание.

Наблюдение – метод исследования, при котором исследователь распоряжается своими познавательными средствами, но не вмешивается в состояние наблюдаемых объектов. Он лишь выбирает объекты в том смысле, что отличает от других, сосредоточивает на них внимание, отвлекается от других. На уровне наблюдения вводятся термины, которые обозначают наблюдаемые объекты; происходит расширение и сужение сферы наблюдения; производится сравнение объектов и фиксирование их упорядоченности в пространстве и времени, а также классификация множества объектов. Наблюдение бывает простым и сложным, упорядоченным, состоящим из множества отдельных актов наблюдения. Со всеми этим процессам связана логическая ошибка: результаты субъективной деятельности по отбору, комбинированию и упорядочиванию результатов наблюдений выдаются за описание самой реальности.

^ Метод диалектический – учёт имеющихся противоречий в объектах, которые изучаются, и логические приёмы их познания. Дело в том, что СО возникают исторически и со временем изменяются. Причём иногда так, что превращаются в свою противоположность. Они многосторонни, обладают одновременно различными свойствами, порою противоположными. Они взаимосвязаны. Причины и следствия меняются ролями. Одни и те же причины порождают противоположные следствия. Развитие СО происходит путём дифференциации их свойств и обособления этих свойств в качестве особых свойств различных объектов, происходит раздвоение единого. Всему есть своя мера, нарушение которой ведёт к разрушению объектов или к возникновению нового качества. И эти явления необходимо учитывать. Например, при исследовании социальной справедливости необходимо принимать во внимание тот факт, что: социальная справедливость по отношению к массе всегда выступает в форме несправедливости к индивиду

Моделирование. Пусть требуется исследовать предметы некоторого класса Ка (это может быть и индивидуальный предмет), т.е. требуется получить какие-то высказывания об этих предметах, удовлетворяющие определённым требованиям. Эта задача может быть решена двояко: 1) исследуются представители этого класса предметов (сам этот предмет) а; 2) подбираются (или создаются, в частности) какие-то другие предметы класса Кв, которые исследуются вместо предметов а, и затем из высказываний, полученных здесь, получаются по определённым правилам высказывания, относящиеся к предметам а. Предметы а суть предметы-оригиналы относительно предметов в, а предметы в суть предметы-модели относительно предметов а.

Таким образом, модель есть предмет, который исследуется вместо другого предмета с целью получения каких-то знаний о последнем. Эта роль модели обусловливает то, что она подбирается или создаётся специально так, чтобы из истинных высказываний, полученных при исследовании её (обычно при экспериментах на ней), можно было посредством заранее установленных правил из этих высказываний получить достаточно достоверные высказывания о предмете, моделью которого она является.

А для этого модель предмета должна быть подобна моделируемому предмету по комплексу признаков, известных и принимаемых во внимание заранее. Упомянутые правила устанавливаются при условии такого подобия. Метод моделирования применяется тогда, когда моделируемый предмет ещё не существует, а лишь проектируется, или когда экспериментирование с предметом-оригиналом затруднено, слишком дорого, громоздко, требует слишком много времени или вообще невозможно. Выводы на основе моделирования не являются полностью истинными, они характеризуются лишь степенью достоверности (надёжности).

^ Мысленный эксперимент. В теории СО затруднён или исключён лабораторный эксперимент в том виде, в каком он применяется в других эмпирических (опытных) науках. Его место тут занимает мысленный эксперимент. Он осуществляется как совокупность абстракций, допущений, операций с понятиями и суждениями. Для них имеются особые правила, которые определяют пределы абстракций и допущений, порядок рассмотрения объектов, способы введения понятий, характер умозаключений и т.д. Приведём несколько примеров. = Нельзя отвлекаться от признаков объектов, которые указываются в определениях объектов, так как без этих признаков они не могут существовать. = Нельзя допускать соединение объектов, признаки которых логически исключают друг друга, так как такие соединения невозможны логически, а значит, и эмпирически. = Нельзя принимать допущения, противоречащие социальным законам объектов.

Мысленный эксперимент принимает самые разнообразные формы. Это, например, извлечение объектов из связи с другими, помещение их в связи с другими, расчленение на части и объединение частей в целое, упрощение, осреднение и т.д. Часто требуется приём рассмотрения объектов в «чистом» (т.е. в идеализированном) виде. При этом происходит отвлечение от всех признаков и связей объектов, за исключением тех, которые фигурируют в определениях их понятий.

^ Социальная комбинаторика. Суть её методов познания в том, чтобы, отталкиваясь от некоторых наблюдений эмпирических фактов, выяснять затем все логически мыслимые «чистые» (абстрактные) варианты тех или иных социальных объектов. Установив эти варианты, можно с уверенностью утверждать, что в реальности возможны частные случаи соответствующих социальных объектов только в рамках этих вариантов и их логически допустимых комбинаций. Приёмы для этого: переходы от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. Построение моделей и выдвижение гипотез, а от них - переход к реальности; наблюдения, социальный мониторинг и другие.

Важнейшим методологическим приёмом получения знаний является восхождение от простого к сложному. Суть его в двух словах такова. При исследовании сложных человеческих объединений необходимо выделить (найти) простейшие объекты (своего рода социальные атомы), путём комбинаций которых и эволюции этих комбинаций образуются прочие интересующие нас объекты. Проще говоря, все сложное в мире есть нагромождение, комбинирование, взаимодействие простого. Отношение простого и сложного имеет место в определённых рамках. Образование сложных объектов из простых происходит по определённым объективным законам - по законам социальной комбинаторики.

Популярная и научная индукция. Первая – обобщение признаков изучаемых предметов и явлений в посылках через их перечисление. Вторая же - специально организованный отбор и исключение признаков объекта. Она даёт возможность обозначить причинно-следственные связи исследуемого объекта. В основе научной индукции лежит принцип детерминизма. Последний утверждает, что все явления в мире взаимосвязаны, взаимообусловлены и их причины можно выявить и описать..

^ Метод дедукции построен на других основаниях - на гипотезах, из которых мы дальше выводим те или иные знания и следствия, решения. Примером тому могут служить те или мысленные ситуации.

Основные подходы в изучении СО предусматривают и определённую технологию. 1. Выделение объекта из потока конкретно-исторических событий. 2. Установление временных и событийных границ объекта, а также образующих объект конкретных действий людей. 3. Осмысление того, что именно связывает эти действия в единое целое, в одно сложное, совместное действие множества различных людей. 4. Получение знаний об одних и тех же социальных объектах, когда они: а) рассматриваются в связи с другими объектами и 2)извлекаются из этой связи и рассматриваются в абстрактном виде. Иначе говоря, необходимо узнать что представляет собою СО, какими свойствами обладает, его место и роль в социальной организации социальных явлений.

Применение в совокупности этих и аналогичных им приёмов и правил научного познания формирует социологический реализм. Т.е. – ориентацию исследователя на объективные социальные отношения между людьми. На обусловленность всех прочих важных явлений человеческой жизни этими отношениями. Изображение СО как своего рода функций в системе этих отношений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс лекций iconКурс лекций по социологии
Курс лекций по социологии / Р. А. Лаптев; Курский институт социального образования (филиал) ргсу. – Курск, 2011. – с

Курс лекций iconКурс лекций
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...

Курс лекций iconКурс лекций по ядерной физике
С63 Курс лекций по ядерной физике: учеб пособие/ А. Б. Сазонов – М.: Рхту им. Д. И. Менделеева, 2012. – 264 с

Курс лекций iconКурс лекций по общему языкознанию с
Курс лекций по общему языкознанию. Научное пособие. К.: Освита Украины, 2006. 312 с

Курс лекций iconФинансы организации курс лекций
Финансы организации. Курс лекций. – Пермь: Экономический колледж при пгу 2009. – 92 с

Курс лекций iconКраткий курс лекций Часть 1 2012 Рекомендовано к изданию в качестве...
Компьютерные информационные технологии. Краткий курс лекций: Ж. М. Анисимова, Л. И. Крошинская, Л. C. Черепица. – Минск: «бип – Институт...

Курс лекций iconКурс лекций мариуполь 2009 Министерство образования и науки Украины...
...

Курс лекций iconКурс лекций Под редакцией доктора юридических наук, профессора, заслуженного...
История отечественного государства и права. Ч. II: курс лекций / Н. В. Михайлова, С. С. Жевлакович, Д. В. Колыхалов и др.; под ред....

Курс лекций iconКраткий курс лекций по грамматике английского языка Утверждено Редакционно-издательским советом
Краткий курс лекций по грамматике английского языка: Учеб. Пособие. Магнитогорск: мгту им. Г. И. Носова, 2001. — 71 с

Курс лекций icon3. Методическое пособие: "Курс лекций по философии" Ч. 1
Оценка "отлично" предполагает полное отсутствие ошибок. Наличие 5 ошибок "неудовлетворительно". Если все ошибки у всех студентов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов