Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений




НазваниеУчебник для 10 класса общеобразовательных учреждений
страница1/41
Дата публикации05.04.2014
Размер6.31 Mb.
ТипУчебник
zadocs.ru > История > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


А А Данилов Л. Г. Косулина М.Ю. Брандт

РОССИЯ

и







ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Н000Е ОРЕМЯ

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

Допущено

Министерством образования и науки Российской Федерации

3-е издание

. ,,МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ►> 2007

1,1 * >лы

УДК 373.167.1:94(47) ББК 63.3(2)я72 Д18

Данилов А. А.

Д18 Россия и мир : древность. Средневековье. Новое вре­мя : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений /

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2007. — 252 с., [16] л. ил. : ил. — 18ВК 5-09-015822-3.

Учебник известных авторов дает синхронизированное изложение основ­ных событий отечественной и зарубежной истории с древнейших времен до конца XIX в. На фоне раскрытия общих исторических закономернос­тей показаны особенности развития России.

Продолжением данного учебника является учебник «Россия и мир в XX — начале XXI века» для 11 класса (авторы Л. Н. Алексашкина,

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина).

УДК 373.167.1:94(47) ББК 63.3(2)я72

Учебное издание

Данилов Александр Анатольевич Косулина Людмила Геннадьевна Брандт Максим Юрьевич

^ РОССИЯ И МИР. ДРЕВНОСТЬ.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ ВРЕМЯ

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений

Зав. редакцией Л. А. Соколова Редактор В. В. Артемов

Художественный редактор Т. Г. Никулина Художник А. П. Асеев

Редакторы карт С. Ю. Антонова, Е. А. Карташова

Технический редактор Н. Н. Бажанова

Корректоры А. Д. Кубрик, О. Н. Леонова, А. В. Рудакова

Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать с диапозитивов 25.06.07. Формат ТОХУО’/н;- Бумага офсетная. Гарнитура Школьная. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 22,28+0,54 фор.+2,41 вкл. Доп. тираж 30000 экз. Заказ № 17617 <п-Гз).

Открытое акционерное общество «Издательство «Просвещение*. 127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Открытое акционерное общество «Смоленский полиграфический комбинат». 214020, г. Смо­ленск, ул. Смольянинова, 1.

I8ВN 5-09-015822-3 © Издательство «Просвещение», 2005

© Художественное оформление.

Издательство «Просвещение», 2005 Все права защищены

ОГЛАВЛЕНИЕ

РОССИЯ 2

^ ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Н000Е ОРЕМЯ 2

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ I 4

§ 2. 11

У 13

I 13

РАЗДЕЛ II 24

§ 6. 51

§ 7. 59

§ 8. 70

I I 151

но 168

-- 1648 Лч 321

V* ЦК ^ \ 321

§ 31. Церковь, общество, государство в России

РОССИЯ 2

^ ДРЕВНОСТЬ. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Н000Е ОРЕМЯ 2

ОГЛАВЛЕНИЕ 3

РАЗДЕЛ I 4

§ 2. 11

У 13

I 13

РАЗДЕЛ II 24

§ 6. 51

§ 7. 59

§ 8. 70

I I 151

но 168

-- 1648 Лч 321

V* ЦК ^ \ 321

§ 41. Человек в эпоху становления и развития индус­триального общества. Материалы для семинара . . . 343

РАЗДЕЛ I

Введение в историю

§ 1.

История и исторический процесс

Что такое история? Понятие «история» многозначно, оно охватывает чрезвычайно широкий круг явлений действитель­ности и жизненных ситуаций. Даже если отбросить такие значения этого слова, как «происшествие», «случай», «скан­дал», «рассказ», «повествование», останется по меньшей ме­ре три-четыре его значения, которые имеют непосредственное отношение к предмету нашего разговора.

Во-первых, история понимается как некая реальность про­шлого, бытие природы, общества и человека в длительной временной протяженности, процесс развития природы и об­щества.

Во-вторых, история — это наука об обществе и о челове­ке во всем многообразии их прошлого, в их развитии и из­менении.

Обратим внимание на эти определения. У общества и че­ловека (человечества) есть прошлое — отделенное от совре­менности тысячелетиями и совсем близкое, легко укладыва­ющееся в срок человеческой жизни. При этом объект науки и сама наука обозначаются одним термином (кстати, слово «история» греческого происхождения; тц^тор — это человек, разбиравший юридические споры, а тц^торш — в буквальном значении не что иное, как расследование, разыскание, уста­новление).

Проанализируйте высказывания историков. Какая позиция представля­ется вам наиболее точной? Свое мнение обоснуйте.

«...Предметом истории как теоретического построения являет­ся прошлое — отделенное от настоящего и будущего» (Г. Зим- мель).

«Сама мысль, что прошлое как таковое способно быть объек­том науки, абсурдна» (М. Блок).

Для историка «установление места прошлого в равной мере яв­ляется формой выделения места для будущего» (М. де Серто). «Отождествление истории с прошлым недопустимо» (У. Люси). «Государство... есть предмет всемирной истории» (Г. Гегель).

Если вам интересно мнение авторов учебника о предмете исторической науки, то оно изложено в данном выше опреде­лении истории как науки. Подумаем над значением его клю­чевых слов.

Предметом истории является:

  • общество, ибо история, наряду с социологией, филосо­фией, политологией, культурологией, принадлежит к числу социальных наук, наук об обществе;

  • общество прошлого, поскольку в отличие от других со­циальных наук история исследует социальную реальность, переставшую или перестающую быть настоящим;

  • общество во всем многообразии его прошлого, так как история ищет не только, а может быть, и не столько повто­рение, типичность в прошедших эпохах и событиях, сколько уникальность, единичность, неповторимость;

  • человек в прошлом, потому что история есть вместе с тем наука о человеке, она исследует прошлое общества как процесс, творимый людьми, проявление и результат челове­ческой деятельности, человеческой субъективности;

  • общество и человек в их развитии и изменении, нако­нец, ибо история видит прошлое сквозь сетку координат про­странства и времени и уже в силу этого делающих тщетны­ми любую попытку анализа социальной реальности как неподвижной, неразвивающейся, неизменной.

Пространство и время истории. История чужда статике, не признает ничего застывшего, неподвижного. Изменчиво и пространство, в котором разворачивается исторический про­цесс.

С одной стороны, под влиянием общества изменяется при­родно-географическая среда, в тесной и взаимной связи с ко­торой оно существует и развивается. Различия между аграр­ным пространством древней и средневековой истории и урбанизированным пространством индустриального общества видны, что называется, невооруженным глазом.

Подробнее вопрос о взаимодействии природы и общества вы рассмо­трите на уроках обществознания.

С другой стороны, в процессе своей истории развивающее­ся общество формирует пространство, является его творцом. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, как раздви­нулись границы истории, освоившей практически весь земной шар. Но дело не только в освоении новых территорий.

Прочитайте мнение современного российского историка И. А. Гобозо- ва. Объясните, как вы его понимаете.

«Проблема исторического пространства связана с проблемой единой мировой истории, которая существовала не всегда...»

Лишь к XIX в. «во всемирном масштабе сложилось единое ис­торическое пространство, на котором расположились сотни го­сударств и народов».

Историческое пространство, таким образом, является и ус­ловием исторического развития общества, и его результатом.

Еще более существенное значение для истории как науки имеет категория исторического времени.

Эпитет «историческое» совершенно не случаен. Речь в дан­ном случае идет не о календарном времени (хотя календарь сам по себе является продуктом истории, а о различных ка­лендарных системах созданы тысячи исследований), кален­дарное время ритмично и плавно, однонаправленно (от прош­лого к будущему) и не может быть обращено вспять.

Иное дело время историческое. Оно течет неравномерно, то ускоряя свой бег, то притормаживая и почти замирая. Время истории знает попятное движение, оно подчас идет как бы по кругу, циклически. Историческое время всегда имеет кон­кретное содержание: это время чего-то — революций, массо­вых эпидемий, материального процветания, жестоких войн, грандиозных научных открытий.

Опираясь на знания, полученные при изучении отечественной и все­мирной истории, приведите примеры, иллюстрирующие следующие образные выражения: «время понеслось вскачь», «время замедлило свой бег», «время пошло вспять», «времена не выбирают», «заложники времени».

Наконец, историческое время — это и время людей, дея­тельность которых определяет содержание исторического про­цесса. Человеческое измерение исторического времени позво­ляет говорить о том, что в определенном смысле нашими современниками являются выдающиеся мыслители и творцы культуры, цивилизации и народы давно прошедших эпох.

Едина ли всемирная история? Акцент на единство. Мир истории на первый взгляд хаотичен: его образуют уникаль­ные события, случайные явления, неповторимые человечес­кие судьбы. Чем больше мы знаем о нем, тем в большем мно­гообразии он предстает перед нами. Но, вероятно, с тем большей настойчивостью мы ищем то, что позволяет понять историю как единый, всемирный процесс. Одних мыслителей эти поиски приводят к утвердительному ответу на вопрос о единстве мировой истории, других — к ответу скорее отрица­тельному.

Историки и философы утверждают, что вопрос о единстве истории есть, в сущности, вопрос о ее смысле и целях. Знакомясь с данным и следующим разделом параграфа, попытайтесь объяснить, как связаны эти понятия: единство истории, смысл истории, цель истории. Свои предположения обсудите в классе.

Основы христианской концепции единства истории зало­жены святым (в православной традиции Блаженным) Авгус­тином (354—430) в трактате «О граде Божием». Единство ис­тории, движущейся между полюсами творения и второго пришествия, — это единство Божественной воли, воплощаю­щейся в созданном Ею человечестве. Единство человечества во времени земной истории воплотится в «граде Божием», мистической общине избранных к спасению и жизни вечной, находящейся вне времени и вне истории.

Иначе идея единства истории развивалась мыслителями Просвещения XVIII в. Движение истории рассматривалось как прогресс, смена низших форм высшими. Мерилом про­гресса служило развитие культуры, науки и просвещения. Понимание истории как Божественного промысла, творения Божественной воли было отвергнуто. Теологическое (бого­словское) обоснование единства исторического процесса усту­пило место рационалистическому (основанному на аргументах разума, науки). Основным его фактором философы Просвеще­ния считали неизменность и универсальность человеческой природы.

В философии немецкого мыслителя Г. Гегеля (1770—1831) история представляет собой не что иное, как этап развития абсолютной идеи, воплощающейся в государстве. В истории человечества абсолютная идея познает самое себя. Поскольку ее коренным свойством является идея свободы, постольку и всемирная история идет по пути осознания этой идеи. Все, что от него отклоняется, не принадлежит истории. Гегель ог­раничивал всемирную историю историей государств и наро­дов, дух которых на разных ступенях общественного разви­тия выражал определенный принцип, присущий абсолютной идее, «мировому духу». История движется с Востока на За­пад. В Передней Азии и Египте «мировой дух» пережил дет­ство, в Древней Греции и Древнем Риме — юность и зре­лость, в германо-христианской Европе — «бодрую старость». Все остальные народы причислялись Гегелем к «неисториче­ским»: их существование не было включено в сферу бытия абсолютной идеи либо, выполнив свое предназначение, они покинули историческую арену.

Разделяя представления Гегеля об истории как о преемст­венном, имеющем определенные стадии, закономерном, само- развивающемся процессе, К. Маркс (1818—1883), в отличие от него, основой единства всемирной истории признавал един­ство материального мира, материального производства. Исто­рия, по Марксу, есть процесс естественно-исторической сме­ны общественно-экономических формаций (исторически опре­деленных типов общества, отличающихся органической взаи­мосвязью всех его сторон и сфер). Естественным он является потому, что в его основе лежат законы, над которыми не вла­стна воля отдельных людей и социальных общностей (закон соответствия производительных сил и производственных от­ношений, закон классовой борьбы и социальных революций и др.). Историческим этот процесс может быть назван по­стольку, поскольку его законы реализуются в деятельности людей, классов, партий, сознательно ставящих определенные цели.

Размышляя о концепциях Августина, Гегеля, Маркса, немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) отмечал: «В знании о целост­ности отбрасывается наибольшая масса человеческой реально­сти, целые народы, эпохи и культуры отбрасываются как не имеющие значения для истории». Сам Ясперс единство миро­вой истории связывал с эпохой «осевого времени» (между 800 и 200 гг. до н. э.), когда в отдаленных регионах независимо друг от друга «были разработаны основные категории, которы­ми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых рели­гий, и сегодня определяющих жизнь людей».

В чем усматривал Ясперс недостатки концепций единства всемирной истории? Найдите в толковом словаре термин «европоцентризм». Ка­кое отношение к поднятой Ясперсом проблеме он имеет? Преодоле­вает ли теория «осевого времени» этот недостаток?

Во второй половине XX в. идея единства истории получи­ла обоснование в так называемых стадиальных концепциях развития цивилизаций. Наиболее популярной следует при­знать теорию американского историка и социолога О. Тофф- лера (род. в 1928), полагающего, что все народы проходят (пусть и по-своему) через стадии аграрного, индустриального и постиндустриального общества.

Едина ли всемирная история? Акцент на многообразие. Своего рода реакцией на «издержки» охарактеризованных концепций всемирной истории стали теории локальных циви­лизаций. Они подчеркивают фактическое многообразие путей и форм исторического развития народов и отвергают наличие «образцовых», универсальных тенденций.

Полагают, что теории локальных цивилизаций восходят к концепции итальянского мыслителя Дж. Вико (1668—1744).

У всех народов, утверждал он, общие этапы развития: «век богов» сменяется «веком героев», «век героев» — «веком лю­дей». «Век людей» порождает «новое варварство», общество приходит в упадок и гибнет — с тем чтобы вновь повторить этот вечный цикл, непрестанное круговращение. Это не ли- неиное и не единое движение: каждый народ проходит его по- своему, у истории множество путей и культур. Близкую мысль высказал в книге «Россия и Европа» российский уче­ный Н. Я. Данилевский (1822—1885): поле истории нужно исходить во всех направлениях. Введенный им термин «куль- турно-исторический тип», по мнению историков, мало чем отличается от понятия «локальная цивилизация», приобрет­шего сенсационную славу в XX в. в концепциях немецкого историка и социолога О. Шпенглера (1880—1936) и англий­ского историка А. Тойнби (1889—1975).

Всемирная история, полагал Шпенглер, представляет со­бой не линейный, преемственный и прогрессивный процесс, а ряд независимых друг от друга циклов. Каждый из таких циклов характеризует развитие замкнутых, непересекающих- ся, уникальных культур: индийской, вавилонской, китай­ской, египетской, греко-римской, арабо-византийской, запад­ноевропейской и культуры майя. Первоначало каждой культуры — единая и единственная в своем роде «душа», ко­торая не может быть познана рационально и выражена ина­че, чем символически (о фаустовской душе западноевропей­ской культуры больше и лучше многотомных книг расскажут дифференциальное счисление и механические часы, а апол- лоновскую душу греко-римской культуры точнее выразят дорическая колонна и евклидова геометрия). Культуры не­проницаемы, изолированны и замкнуты. Подобно живым организмам, они рождаются из «безграничного и бесконечно­го», расцветают, заболевают, умирают. Эти стадии — одина­ковые для всех обществ, но всемирной истории как таковой, по Шпенглеру, нет, есть параллельное существование разде­ленных во времени и пространстве культур.

Прочитайте отрывок из книги Шпенглера «Закат Европы». Подумайте, как связан предложенный автором метод аналогий с его конечными выводами.

«Наполеон был убежден в своем сходстве с Карлом Великим. Французский революционный Конвент говорил о Карфагене, подразумевая Англию, а якобинцы именовали себя Римлянами. Из этого ряда сравнений... уподобление Флоренции — Афинам, Будды — Христу, раннего христианства — современному соци­ализму, римских магнатов эпохи Цезаря — американским янки».

«Тезис о единстве цивилизации является ложной концеп­цией», — утверждал А. Тойнби, издавая в 1934 г. первые три тома монументального «Постижения истории» (последний, двенадцатый том увидел свет в 1961 г.). По его мнению, ци­вилизации (сначала историк выделил 21 цивилизацию, позд­нее увеличил их количество до более чем 30) развиваются не­зависимо одна от другой по общим законам, свойственным их рождению, росту, надлому, распаду и гибели. Правда, на эта­пе надлома цивилизации порождают универсальные государ­ства и высшие религии, подчиняясь власти которых они мо­гут преодолеть разделяющие их барьеры. По мере работы историка над книгой первоначальный культ мертвых и жи­вых цивилизаций отходил на задний план, все настойчивее звучала мысль о единстве человеческой истории.

Итак, едина ли всемирная история? Ученые не дают одно­значного ответа. Если говорить о позиции авторов учебника, по которому вы учитесь, то она такова: человечество не мо­жет справиться с вызовами времени, не преодолев разобщен­ности и не признав единства своего прошлого, настоящего и будущего. Единства, не отрицающего многообразия — наро­дов, культур, цивилизаций, обществ. Нам близка мысль, ко­торую по-своему выражали многие историки: единство исто­рии — это «одновременно истоки и цель».

Проблемы периодизации. О том, что периодизация исто­рического процесса теснейшим образом связана с общим взглядом на всемирную историю, вряд ли нужно напоминать. Периодизация всегда условна, потребность в ней определяет­ся необходимостью определенным образом систематизировать исторический процесс, выделить в нем обладающие внутрен­ним единством этапы. К французским просветителям XVIII в. восходит разделение исторического процесса на стадии дико­сти, варварства и цивилизации. С марксистским учением свя­зана периодизация всемирной истории на первобытнообщин­ную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Распространенной является периодизация, опирающаяся на представления о последова­тельной смене обществ аграрного, индустриального и постин­дустриального типов. Сторонники теории локальных цивили­заций обосновывают свои подходы к периодизации истории.

Традиционна периодизация исторического процесса по эпохам: первобытность (не менее 2,5 млн лет назад — 4— 3-е тыс. до н. э.), древность (4—3-е тыс. до н. э. — V в. н. э.), Средневековье (V — конец XV в.), Новое время (конец XV — начало XX в.), новейшее время (XX — начало XXI в.). Она и взята за основу авторами учебника.

| 1. Что такое история? Каковы основные значения этого слова?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений iconУчебник для 10 класса общеобразовательных учреждений
Обществознание : профил уровень : учеб для 10 кл общеобразоват учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и...

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений iconУчебники: Биология. 10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных...
Биология. 10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Базовый уровень

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений iconУчебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений
Практикум. Роль молодежи в становлении сильной и процветающей Беларуси

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений iconКалендарно-тематическое
Учебник: Русская литература XX века. 11 кл. Учеб для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М., 2003

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма рассчитана на 70 часов в год. 2 часа в неделю. Курс «Новая история»
«История», а также программ курса «Новая история» для 8 класса Загладина Н. В., курса «История России XIX век» для 8 класса общеобразовательных...

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений iconКнига адресована учащимся общеобразовательных учреждений
В пособии приводятся ответы на все экзаменационные билеты, которые будут вынесены на устный экзамен по географии в 9-х классах общеобразовательных...

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений iconПрограмма по физической культуре для общеобразовательных организаций...
Программа предназначена для использования в образовательном процессе общеобразовательных организаций и учреждений

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений iconУчебник С. А. Панова «Зельеварение. Учебник для магических вузов»
Зельеварение. Учебник для магических вузов : учебник для магических образовательных учреждений / С. А. Панов. – 2 издание. – Вконтакте....

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений iconНа учебник для общеобразовательных учреждений П. А. Оржековского,...
Авторы учебника уделяют данной работе большое внимание, подробно описывая каждое действие и приводя иллюстрации. Это говорит о профессиональном...

Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений iconО проведении районной акции «Я гражданин России»
В акции принимают участие группы обучающихся общеобразовательных учреждений и воспитанники учреждений дополнительного образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов