1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук




Название1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук
страница1/9
Дата публикации23.08.2013
Размер1.21 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук.

История означает рассказ или повествование о прошедшем, об узнан- ном, исследованном. Имеет много определе­ний, но прежде всего - это процесс развития в природе и обществе; комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и много- образии: история всемирная, история отдельных стран и народов и т.д.

Осо­бое место в системе естественных и гумани­тарных наук принадлежит истории. Предметом изучения истории как науки является, прежде всего, деятельность людей, вся совокупность отношений в обществе. В отличие от других социально-гуманитарных наук, изучающих какую - нибудь одну из сторон общественной жизни, история имеет дело со всей совокупностью жизни общества на протяжении всего историч. процесса.

Истоки истории уходят корнями к началу человеческого рода, когда стало формироваться сознание человека, и возникла потребность сохранять, пополнять и передавать следующим поколени­ям накопленный опыт и главные уроки жизни. Начало исторической нау­ке было положено в Древней Греции первыми профессиональными историками - Геродот (481- 425 гг. до н.э.), Фукидид (460-390 гг. до н.э.), в Древнем Риме - Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.), Тацит (58-117 гг.). В древние времена появились мно­готомные исторические исследования. «История» Полибия (200-120 гг. до н.э.) насчитывала 40 книг, в которых предпринималась попытка рас­смотреть «всеобщую» историю Греции, Рима, Египта и других стран в их взаимосвязи.

Китайский историк Сыма Тянь (145-86 гг. до н.э.) в своем грандиоз­ном произведении «Ши Цзы» («Исторические записки», 130 глав) дал не только первую сводную историю Поднебесной, но и выдвинул идею цикличных замкнутых круговоротов в эволюции народов.

Следующий серьезный шаг в формировании исторической науки был сделан в конце первого - начале второго тысячелетия нашей эры. Од­ним из всемирно известных ученых этого времени был арабский исто­рик Бируни (Абу Рейхан Мухаммед ибн-Ахмед аль-Бируни, 973-1050 гг.), перу которого принадлежит фундаментальный труд по истории Индии, математике и астрономии («Канон Мас'уда»), а также работы по физике, медицине, геологии и другим наука. Ученые пытались не только описывать, но и толковать события, выявлять внутреннюю логику исторического процесса, сделать историю поучительной для современников.

Изучение истории Беларуси и мировой цивилизации несет в себе ряд важных социальных функций:

1. описательная, или функция социальной памяти;

2.познавательная (интеллектуально-развивающая). Она призвана на основе причинно- следственных связей выявлять закономерности в разви­тии как всего человеческого общества, так и общества конкретного континента, региона, страны.

3. прогностическая (практическо-полит, прикладная). Она призвана с помощью теории выявлять не только закономерности, но и тенденции развития общественных отношений. При этом она исследует разные пути развития и выбирает из них оптимальные

4.воспитатель­ная функция, суть ее в том,чтобы воздействовать результатами анализа истории на изучающих, привить любовь к своей земле, своему наро­ду.


^ 2.Понятие всемирной и отечественной истории, «всемирная цивили- зация». Цивилизац. и формационный подход к изучению истории.

Методы изучения истории:

1 общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, и тд);

2 собственно исторические (синхронный, хронологический, диахрон- ный или метод периодизации, компаративный или сравнительно- исторический, ретроспективный, метод системного анализа);

3 специальные, адаптированные от других наук (статистические или матем. методы, методы конкретных социальных исследо­ваний и т.д)

С начала и на протяжении длительного времени в исторической науке господствовала субъек­тивистская или объективно-идеалистическая методология:

-субъективистская: исторический процесс объяснялся действием великих людей

-объективно-идеалистическая: решающую роль в развитии истори- ческого процесса отводится воздействию не субъек­тивных, а объективных сверхчеловеческих сил: Божественной силе и т.д.

В сер XIX из-за недостатков этих методов Карл Маркс сформулировал концепцию, которая базируется на формационном подходе.

Общественно-экономическая формация играет определяющую роль в историческом процессе. Основа ее-способ производства, который характе- ризуется оп­ределенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими им производственными отношениями. Их сово­купность (сердцевина их - отношения собственности) создают базис, над которым возвышается надстройка - политические, экономические и другие отношения. По материалист подходу, человечество в развитии проходит пять основных формаций:

первобытнообщинную (бесклассовую), рабовладельческую, феодальную,

капиталистическую, коммунистическая (первой фазой которой является социализм).Переход от одной формации к следующей осуществляется на ос­нове социальных революций.

Плюсы формационного подхода(ФП): преодолел многие недостатки субъективистской и объективно-идеалистической методологии; обосно- вал важные принципы, как единство человечества, принцип историчес- кой зако­номерности, принцип прогресса; представил историю челове- чества как объективный, закономерный, поступа­тельный процесс. Ошибки: Во-первых, ФП исходит из однолинейности исторического развития. Нужно иметь в виду, что теория формаций была создана на основе обобщения опыта евро­пейских стран.

Во-вторых, ФП проявил свою ограниченность абсолютизацией роли классовой борьбы, насилия.

В-третьих, ФП решающее значение придает объ­ективным факторам, а основному субъекту истории - человеку отво­дит второстепенную роль.

В-четвертых, он страдает социальным уто­пизмом.

Т.о., ФП не выдержал проверки временем (в качестве единственно верного) и уступил свое место – цивилизационному(ЦП). Отличия ЦП и ФП:

В основу ЦП ставятся не орудия труда, формы собст­венности, произ- водственные-отношения, а сам человек в совокупности его потребностей, способностей, воли, знаний. Рост потребностей человека служит толчком к поиску путей их более полного удовлетворения. человек является осно­вой цивилизации. Преимущества ЦП:

  • учитывая многовариантность и специфику страны, региона, он одновременно обеспечивает целостность и единство истории человечества;

  • «очеловечивает» историю.

Т.о., обеспечивает возможность адекватно оценивать уровень достижений каждой страны или группы стран и вклад их на­родов в копилку мировой цивилизации Недостат­ки. недостаточно точные критерии выделения типов цивилизаций.

ЦП начал складываться еще в XVIII в. Более полное развитие он получил в конце Х1Х-ХХ вв. В зарубежной историографии наиболее видными пред­ставителями этой методологии являются английские социологи Макс Вебер и Арнольд Тойнби, немецкий философ Освальд Шпенглер, французские историки Фернан Бродель, Жак Ле Гофф и др. В рос­сийской исторической науке бесценный вклад в разработку ци-вилизационной концепции внесли Николай Данилевский, Константин Леонтьев, Питирим Сорокин.

По ЦП основной структурной единицей истори­ческого процесса является цивилизация. Понятие «цивили­зация» многознач­ное.

цивилизация - это совокупность людей, которые имеют общие фундаментальные осно­вы ментальности, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые черты в социально-политической организации, экономике и культуре

ЦП = система: менталь­ность, религию, культуру, экологию, отношения собственности, полити­ческую организацию и т.д.), которые тесно взаимосвязаны. Такой подход к рассмотрению цивилизации нашел обоснование в теории культурно-исторических типов цивилизации, разработанной Данилевским, Тойнби и другими учеными. Цивилизация изменяется, эволюционирует. В соответствии с этим выделяют

^ Типы цивилизаций: мировые и локальные.

Мировые цивилизации характеризуются:определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, на­выков и интересов человека (человек - основа структуры цивилизации); технологическим и экономическим способом производства; определенными социально- политическими отношениями; определенным общественным сознанием. Выделяются семь мировых цивилизаций: 1) неолитическая, 2) раннеклассовая, 3) античная, 4) средневековая, 5) прединдустри-альная, 6) индустриальная, 7) постиндустриальная.

Локальные цивилизации выражают особен­ности страны или группы стран. западные и восточные. Смежные локаль­ные цивилизации синхронизируются в своей динамике (развитии). В соответствии с этим можно выделить такие группы синхронных ци­вилизаций: средиземноморско-ближневосточная группа (Египет, Сирия, Греция, Италия и др.); азиатская (Индия, Китай, Япония, Средняя Азия, Персия); западноевропейская (Испания, Британия, Франция); американские цивилизации; африканские; восточноевропейские и североазиатские локальные цивилизации.

В последнее время широкое распространение приобретает диф­ференциация всех цивилизаций на два больших класса - традицион­ную и техногенную.

вывод: различ­ные подходы, в том числе формационный и цивилизационный, дают возможность рассматривать разные «срезы» исторического процесса, имеют свои сильные и слабые стороны.


3. Источники и историография по курсу «История Беларуси и мировые цивилизации».

В качестве исторических источников выступает все то, что прошлое оставило после себя и что несет хоть какую-нибудь инфор­мацию о нем.

существуют разнообразные исто­рические источники - материальные объекты, которые имеют соци­альную природу происхождения, отражают историческое прошлое общества и служат средством исторического познания. их семь типов:письменные, вещественные, этнографические, языковые, фольклорные, кинофотодокументы, фонодокументы

Разобраться в историографии истории Беларуси и мировых цивили­заций помогут научные работы таких известных зарубежных исследователей, как М.Блок, Ф.Бродель, У.Ростоу, А.Тойнби, О.Шпенглер, К.Ясперс. Из русских ученых отметим НА Бердяева, Н.Я. Данилевского, И.М. Ионова, Л.И. Семянникову, Е.Б. Черняка, Ю.В. Яковца. Костюк М.(академик НАНБ),

Становление и развитие белорусской национальной историогра­фии берет начало с зарождения белорусской национальной идеи и национального движения (первая половина XIX в.). Первыми про­фессиональными историками Беларуси, которые своими исследова­ниями заложили фундамент концепции отечественной истории, были ученые Виленского университета И.С. Анацевич, М.Н. Бобровский, И.М. Данилович. Весомый вклад в изучение истории Беларуси в контексте мировой цивилизации внесли труды М.В. Довнар-Запольского, В.М. Игнатовского, И.М. Игнатенко, В.И. Пичеты.

^ 4. первобытное общество. Формирование эйгумены (в палеолите). Начало заселения человеком тер-рии Бел.

что до VI - VII вв. на большей части современной Белару­си преобладало балтское население, а славяне жили сплошным мас­сивом в бассейне Припяти. В VIII - IX вв. произошло массовое рассе­ление славян в балтском ареале на территории Беларуси. В резуль­тате славяно-балтского синтеза в VIII - IX вв. возникли новые этниче­ские славянские сообщества:

  • дреговичи - (жили между Припятью и Западной Двиной, то есть за­
    нимали большую часть Южной и значительную часть Средней Беларуси);

  • радимичи (занимали земли между Днепром и Десной, основной
    ареал расселения - бассейн реки Сож);

  • кривичи (жили в верховьях рек Западной Двины, Днепра и Лова-
    ти, то есть занимали север Беларуси и соседние районы Подвинья и
    Поднепровья - Псковщину и Смоленщину).

Нужно отметить, что дреговичи, радимичи и кривичи являлись территориальными культурно-этническими сообществами: они не сформировались в народности; представляли собой не племена, а протонародности («народцы») и одновременно начальные государ­ственные образования («протогосударства»).

Чел. на тер. Бел. появился в ледниковый период 100-35 тыс. л. н. (палеолит) – свид-ва: орудия труда др. чел. (неандертальцев) возле деревень Светиловичи и Подлужье (Гом. обл.), Обидовичи (Мог. обл.). Первой формой общ. орг. др. людей было первобытное стадо (праобщина). Др. археологи считают: человек появился в позднем палеолите (40-10 тыс. л. н. - кроманьонца). На тер. Гом. обл. – 2 позднепалеолитические стоянки: Бердыж(23 тыс. лет) и Юровичи(26 тыс. лет). Нас. позднепалеолитическое на тер. Бел. не превышало 100 чел.

18 – 16 тыс. лет назад из-за похолодания люди ушли с тер. Бел. и вернулись около 10 тыс. лет назад. Люди добывали огонь, строили примит. жилища, изг. орудия труда из кремня. Первые признаки религии, примит. искусства.

После ледн. периода заселение тер. Бел. прох. интенсивнее. В мезолите (9-5 тыс. л .до н.э.) заселили всю тер. совр. Бел. Выявлено более 100 мезолитических стоянок. Нас. сост. от 4 до 6 тыс чел. В мезолите шел процесс перехода к оседлой жизни. В 8-7 тыс. до н.э. на тер. Бел. появ. автохтонное нас. Возросла роль рыболовства, стали польз. луком и стрелами. В каменном веке (12-7 тыс лет наз) на тер. Бел. проход процесс объед. родов и образ племен. Этнич. принадл. нас Бел. периода кам. в установ. невозм., поэтому его усл. наз. доиндоевропейским. Уч. счит., что до 2 пол. 3 тыс. до н. э. на сев. Бел. жили финно-угорские племена.

^ 5. неолитическая революция и её предпосылки. Возникновение первых цивилизаций на востоке. В общинах, осваивавших земледелие и животноводство, наблю­далось увеличение разнообразия видов хозяйственной деятельно­сти, усиление имущественного неравенства.все это привело к зарождению Неолитической революции, основным содержанием которой стал переход от присваивающих форм хозяйствования (собирательства и охоты) к производящим (земледелие и животноводство), привела к воз­никновению первой цивилизации - неолитической.

Первые очаги цивилизации возникли на Древнем Востоке - сна­чала в Передней Азии и на Ближнем Востоке (7-6 тыс. лет до н.э.), в долинах Нила, Инда, Евфрата (5-4 тыс. лет до н.э.). Потом цивили­зация распространилась в долинах Янцзы, Центральной, Северной и Восточной Европы.

Это было первое крупное общественное разделение труда выделение земледелия и животноводства в отдельные виды хозяйства. второе разделение труда - выделение ремесла (изобретение керамической посуды, освоение сохи и плуга, создание ве­ретена и ткацкого станка, обработка шкур и пошив одежды из тканей, ко­жи и др.) Возникновение (вместо родовой) территориальной общины, крупных постоянных поселений, а затем и городов привело к третьему разделению труда - выделению строительства как особого вида дея­тельности. Усложнение структуры общества обусловило четвертое круп­ное разделение труда - выделение вождей, жрецов, воинов.

Таковы основные последствия неолитической революции, в ре­зультате который возникла неолитическая цивилизация.

Неолитическая цивилизация в своем развитии прошла несколько стадий: ранний неолит (7-6 тысячелетие до н.э.); средний неолит (5 - нач.4 тысячелетия до н.э.); с 4 тысячелетия до н.э. начался переход к энеолиту.

После того, как неолитическая цивилизация исчерпала свой потен­циал, начался переход к новому цивилизационному циклу - раннеклассовой или раннерабовладельческой цивили­зации на Востоке и античной на Западе. сформирова­лось два типа цивилизаций - восточный и западный.

суть раннерабовладельче­ской на Востоке, да и для античной на Западе переход от общинной к частной собственности. Её возникновение: стимулировало повышение эффективности производства; подтолкнуло к поиску всеобщего эквивалента товаров (денежно­го обращения); обусловило формирование классов и специального аппарата
управления (государства).

Рост населения, развитие ремесел, расширение строительства привели к так называемой "городской революции" (создание сети городов в центрах локальных цивилизаций).

эпицентры древних цивилизации бронзового века – Египет, Шумер и Месопотамия, не­сколько позже - Древняя Индия и Древний Китай. Значение эпохи: подъем в духовной сфере - развитие искусства и архи­тектуры, изобретение письменности информационная революция.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности

1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук iconТема Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности

1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук iconКурса лекций по истории беларуси Введение (установочная лекция)
В отличие от других социально-гуманитарных наук, изучающих какую-нибудь одну из сторон общественной жизни, история имеет дело со...

1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук icon«история» от греч.«сведения о прошлом». История-наука о прошлом....
Предмет и содержание курса «История Беларуси». Основные подходы к изучению истории

1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук iconЭто любой процесс развития и изменения чел общества. Поэтому можно...
Предмет и содержание курса «История Беларуси». Основные подходы к изучению истории

1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук icon1. Предмет и задачи курса История Казахстан
Казахстана были решены, в первую очередь необходимо рассмотреть ее периодизацию. Разные авторы неодинаково подходят к данной проблеме....

1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук iconКурса лекций по истории беларуси Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Целью изучения курса является изучение основных направлений развития истории Республики Беларусь и наиболее важных исторических событий...

1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук iconЦелью и задачами курса «Отечественная история» в вузе являются
России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой...

1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук iconПредмет и задачи изучения истории Беларуси в мировом контексте. Предмет исторической науки
Позволяет понять место данной отрасли в процессе познания мира. Предметом ист. Б. явл изуч-е бел этноса в процессе его развития и...

1. предмет курса «История Беларуси и всемирной цивилизации». Место истории в сис-ме гуманитарных и естественноведческих наук iconУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса по дисциплине «Всеобщая история»
История в системе гуманитарных наук. В жизни человека, наряду с религией, моралью, искусством, правом, большую роль играет наука

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов