Урока Тема Краткое содержание лекции




Скачать 58.66 Kb.
НазваниеУрока Тема Краткое содержание лекции
Дата публикации21.02.2014
Размер58.66 Kb.
ТипУрок
zadocs.ru > Журналистика > Урок
Тематическое планирование


Номер урока

Тема

Краткое содержание лекции

Формы контроля

Домашнее задание

1

Знакомство с группой

Преподаватель обеспечивает знакомство внутри коллектива. В непринужденной обстановке, за чашечкой чая каждый из участников должен рассказать о себе и о том, что его побудило обратиться к журналистике. Основной целью урока станет попытка ответа на вопрос «Что такое журналистика и насколько она важна для современного общества?». Кроме того, участники обсудят особенности поступления на факультет журналистики и выявят свои «слабинки».

Тренинг на знакомство и сплочение




2

Структура журналистского текста, причина и информационный повод.

Краткий обзор журналистских жанров. Опрос.

Преподаватель разъясняет структурные особенности журналистского текста и разъясняет его отличия от литературного. Объясняет, что такое причина текста и информационный повод. Проводит обзор всех существующих ныне информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров, выявляет наиболее популярные и соотносит их с разными средствами массовой информации. Тема второй части лекции – «Опрос как жанр и метод сбора информации». Преподаватель раскрывает особенности этого жанра, его сильные и слабые стороны, а так же недопустимые для журналиста ошибки.

Преподаватель предоставляет ученикам несколько примеров опросов для того, чтобы они, в результате исследования, выявили их недостатки

Подготовить опрос по выбранной теме. Выбрать материал в газете и обозначить его структуру

3.

Журналистские жанры: заметка и расширенная заметка.

Преподаватель разъясняет особенности информационного жанра заметка и ее отличия от расширенной заметки, провоцирует учеников на дискуссию по теме отказа современной журналистики от аналитичности

Дискуссия по поводу стремления современной журналистики к малым жанрам. Обзор заметок.

Написать заметку или расширенную заметку. Темы обсуждаются.

4.

Интервью как жанр и метод сбора информации

Преподаватель разъясняет особенности жанра и интервью и проводит грань между интервью как жанром и интервью как методом сбора информации. Объясняет разницу между аналитическим и информационным интервью, иллюстрируя разницу примерами. Делает краткий обзор журналистских ошибок во время взятия интервью. Знакомит учеников с основами невербального общения.

Обзор журналистских текстов, попытка выяснить, в каких из них интервью использовалось только для сбора информации, а какие представляют из себя интервью как жанр. Ролевая игра «Берем интервью друг у друга»: ученики делятся на пары, готовят вопросы и поочередно берут друг у друга интервью, потом им дается 20 минут на то, чтобы написать готовый текст.

Написать интервью. Темы и спикеры обсуждаются

5.

Репортаж как жанр и наблюдение как метод сбора информации.

Преподаватель разъясняет особенности репортажа и знакомит учеников с его видами. Обозначает наблюдение в качестве главного метода сбора информации для написания репортажа и перечисляет его виды. Называет основные журналистские «роли» в репортаже.

Обзор текстов, выявление видов наблюдения , использованных автором, и «роли» журналистов в них.

Написать репортаж. Мероприятия обсуждаются

6.

Статья как главный аналитический жанр. Дедукция как основной метод структурализации статьи

Преподаватель разъясняет особенности статьи как аналитического жанра и знакомит их с методом дедукции. Называет наиболее известные журналистские фамилии, творящие в этом жанре. Выявляет разницу между аналитической и пропагандистской статьей

Обзор текстов статей, попытки выявить элементы пропаганды и дефекты журналистской работы

Попробовать написать статью - темы, спикеры, методы сбора информации и способы подачи обсуждаются. Выбрать одного из названных журналистов, работающих в жанре статьи и начать собирать на него «досье»

7.

Корреспонденция как один из жанров аналитической журналистики. Индукция как основной метод структурализации корреспонденции

Преподаватель разъясняет особенности корреспонденции как аналитического жанра и знакомит учеников с методом индукции. Пытается «на пальцах» объяснить разницу между статьей и корреспонденцией

Обзор журналистских текстов, попытка выявить среди них статьи и корреспонденции и объяснить разницу

Написать корреспонденцию – темы обсуждаются. Продолжать собирать «досье» на выбранных журналистов. Выбрать одну из статей и пересказать ее суть.

8.

Обозрение как один из жанров аналитической журналистики

Преподаватель разъясняет особенности обозрения как жанра аналитической журналистики и называет его виды

Журналистам дается 20 минут на написание «писем в редакцию». К следующему занятию преподаватель пишет на них обзор.

Сделать обзор статей журналистов, на которых ученики собирали досье. Направление и вид обзора обсуждаются.

9.

Особенности журналистики на радио, телевидении и в Интернете

Преподаватель обзорно знакомит учеников со специфическими жанрами, свойственными радио, ТВ и Интернету, знакомит с понятием конвергентной журналистики и провоцирует на дискуссию о гражданской (блоговой) журналистике

Дискуссия на тему гражданской журналистики: плюсы и минусы, прогноз на будущее

Попробовать написать сценарий для новостного выпуска на ТВ

10.

Популярные форматы: деловая, светская, новостная, культурная, корпоративная, таблоидная и др. журналистика

Преподаватель знакомит учеников с популярными журналистскими форматами и соотносит их с определенными изданиями (например, деловая журналистика – «Эксперт», культурная – «Литературная газета», таблоидная – «Мир криминала» т.д.). Разъясняет предпочтительную тематику для каждого из названных форматов. Обосновывает необходимость специализации журналистов на определенной теме, провоцирует учеников на дискуссию о необходимости введения на журфаке отраслевых кафедр, например, «Кафедры политической журналистики» или «Кафедры экономической журналистики»

Дискуссия о необходимости введения на журфаке отраслевых кафедр

Доделывание «долгов», доведение до совершенства текстов, которые не успели сдать.


11.

Законодательство в сфере регулирования деятельности СМИ.

Пропаганда, реклама, пиар и лоббирование как производные от качественной журналистики. Понятие манипуляции.

Основные требования журналистской этики. Этический кодекс журналиста.

Преподаватель обзорно знакомит учеников с основными законами РФ, действующими в сфере регулирования деятельности СМИ («ФЗ о СМИ», «ФЗ о рекламе» и др). Обозревает основные производные от качественной журналистики: пропаганду, пиар, рекламу и лоббирование – и указывает на пробелы в законодательстве в части их регулирования. Дает понятие тактической и речевой манипуляции, приводит примеры из реальных журналистских текстов. Переходит к вопросу журналистской этики и знакомит учеников с текстом Международного этического кодекса журналиста, подробно разбирая каждый пункт.

Решение этические «задачек» и дискуссия по поводу фильмов «Неправое дело» и «Анатомия протеста» телеканала НТВ.

Подготовка к практическому занятию, повторение темы второго урока.

12.

Практическое занятие «Прогулка по Екатеринбургу»

Ученики в формате неторопливой прогулки совершенствуют навыки поиска информационного повода. Их задача заключается в выявлении интересных тем для материалов «из воздуха» (например, видят елку, значит тема - «Приближающийся Новый год», видят неубранный снег, значит тема – «Неудовлетворительная работа коммунальных служб в зимнее время» и т.п.). Преподаватель сопровождает учеников и исправляет их в случае необходимости. Прогулка длится час, по ее окончании группа возвращается в редакцию, где преподаватель рассказывает о госте, который приглашен на следующее занятие.




Подготовиться к встрече гостя, продумать вопросы для «пресс-конференции»

13.

Практическое занятие «Пресс-конференция»

Занятие проходит в форме пресс-конференции с одним спикером. В качестве гостя будет приглашен практикующий журналист с интересной судьбой, которому есть, что рассказать не только о себе, но и о журналистике в целом. Он берет вступительное слово, в котором в легкой и непринужденной форме повествует о своей персоне и своих взглядах на профессию. По окончании речи ученики задают заготовленные дома или придуманные на ходу вопросы, а спикер на них исчерпывающе отвечает. По окончании пресс-конференции преподаватель обсуждает с учениками их ошибки и дает рекомендации к исправлению. В конце занятия поздравляет с окончанием курса и раздает каждому из учеников портфолио и рекомендации для вуза. Сообщает, что после Нового года они смогут продолжить обучаться на более интенсивном курсе.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Тема Краткое содержание лекции iconУрока Тема Вид урока
А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание

Урока Тема Краткое содержание лекции iconСхема психологического анализа урока
А содержание психологической цели и достижение целевых установок в процессе урока

Урока Тема Краткое содержание лекции iconУрока предмет, класс, тема, тип урока урок новых знаний, повторительно-обобщющий,...
Общая характеристика урока предмет, класс, тема, тип урока — урок новых знаний, повторительно-обобщющий, комбинированный и др., форма...

Урока Тема Краткое содержание лекции iconУрока для начальной школы (1-4 классы) Тема урока: олимпийские и паралимпийские ценности
Олимпийских зимних играх и XI паралимпийских зимних играх, имеющейся у школьников

Урока Тема Краткое содержание лекции iconЛекции: Техническое обслуживание объектов общедомового имущества...
Цель лекции: дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания по теме лекции, дать направление для самостоятельной...

Урока Тема Краткое содержание лекции iconТема Краткое содержание темы
Ключевые потребительские ценности продукта. Структурирование потребительских ценностных параметров. Учет в предполагаемом продукте...

Урока Тема Краткое содержание лекции iconПлан урока (4часа) По предмету «Трактора и автомобили» Тема: Карбюратор....
Цель урока: Закрепить знания учащихся об устройстве и техническом обслуживании карбюратора. Сформировать у учащихся первоначальные...

Урока Тема Краткое содержание лекции iconТема: Туранская низменность Цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями природы Туранской низменности, закрепить практические умения при определении физико-географического...

Урока Тема Краткое содержание лекции iconТема урока: Алкены. Получение, химические свойства и применение алкенов. Цели и задачи урока
Оборудование: прибор для получения газов, раствор кмnO4, этиловый спирт, концентрированная серная кислота, спички, спиртовка, песок,...

Урока Тема Краткое содержание лекции iconКонспект урока. Тема. Тема любви и женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
Оборудование: портрет Шолохова, репродукции женских образов романа, видеофрагменты

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов