Кафедра мировой литературы




Скачать 174.52 Kb.
НазваниеКафедра мировой литературы
Дата публикации20.07.2013
Размер174.52 Kb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Литература > Методические указания



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
Одесский национальный университет

имени И. И. Мечникова
Филологический факультет

Кафедра мировой литературы

С. А. Фокина

Зарубежная литература

второй половины ХХ века
Методические указания

Одесса

2012
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………

Франция ……………………………………………………………………………

Жан-Поль Сартр ……………………………………………………………………

Практическое занятие № 1. Новеллистика Ж.-П. Сартра …………………….....

Альбер Камю …………………………………………………………………….....

Практическое занятие № 2. Анализ романа А. Камю «Посторонний» …………

Англия ………………………………………………………………………...........

Джон Фаулз …………………………………………………………………………

Практическое занятие № 3. Анализ повести Дж. Фаулза «Башня из черного дерева» ……………………………………………………………………………

Германия

Патрик Зюскинд ………………………………………………………………........

Практическое занятие № 4. Анализ романа П. Зюскинда «Аромат. История одного убийцы» …………………………………………………………………….

Италия ……………………………………………………………………………...

Умберто Эко ………………………………………………………………………..

Практическое занятие № 5. Анализ романа У. Эко «Имя розы» ……………….

Швейцария ………………………………………………………………………...

Макс Фриш …………………………………………………………………………

Практическое занятие № 6. Анализ повести М. Фриша «Синяя борода» ……...

Чехия ………………………………………………………………………………..

Милан Кундера ……………………………………………………………………..

Практическое занятие № 7. Анализ романа М. Кундеры «Невыносимая легкость бытия» …………………………………………………………………….

Аргентина ………………………………………………………………………….

Хорхе Луис Борхес …………………………………………………………………

Практическое занятие № 8. Анализ рассказа Х. Л. Борхеса «Алеф» …………...

Хулио Кортасар …………………………………………………………………….

Практическое занятие № 9. Анализ повести Х. Кортасара «Менады» …………

Колумбия …………………………………………………………………………..

Габриэль Гарсия Маркес …………………………………………………………..

Практическое занятие № 10. Анализ рассказа Г. Г. Маркеса «Исабель смотрит на дождь в Макондо» ………………………………………………………………

^ Россия / США ……………………………………………………………………...

Иосиф Бродский ……………………………………………………………………

Практическое занятие № 11. Анализ стихотворений И. Бродского …………….

Россия ………………………………………………………………………………

Василий Шукшин …………………………………………………………………..

Практическое занятие № 12. Анализ рассказа В. Шукшина «Чудик» ………….

Александр Вампилов ………………………………………………………………

Практическое занятие № 13. Анализ драмы А. Вампилова «Утиная охота» …..
Практическое занятие № 1

Новеллистика Ж.-П. Сартра

Вопросы:

  1. Охарактеризуйте суть философской системы Ж.-П. Сартра.

  2. Как в новелле «Стена» из одноименного сборника писатель раскрывает тему экзистенциальной свободы.

  3. Как понятие экзистенциальной свободы соотносится с представлением об античном роке.

  4. Как в новелле «Стена» представлены пограничные ситуации.

  5. Как в новелле «Стена» отражены доминанты философской системы Ж.-П. Сартра.

  6. Осмыслите поэтику заглавия новеллы «Стена».

  7. Как в новелле «Герострат» из сборника «Стена» Ж.-П. Сартр осмысляет тему экзистенциальной свободы.

  8. Осмыслите поэтику заглавия новеллы «Герострат».

  9. Как в новелле «Герострат» раскрывается тема преступления.

  10. Как в новелле «Герострат» отражены доминанты философской системы Ж.-П. Сартра.


Рекомендованная литература:

  1. Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр: Свободное сознание и ХХ век. – М. : , 1994.

  2. Долгов К. М. Эстетика Ж.-П. Сартра. – М. : , 1999.

  3. Косиков Г. К. Жан-Поль Сартр: искусство как способ экзистенциальной коммуникации // Вестник МГУ. – 1995. – № 5. – С. 73–79.

  4. Моруа А. Жан-Поль Сартр / А. Моруа // От Монтеня до Арагона. – М. : Радуга, 1983. – С. 545–565.


Практическое занятие № 2

Анализ романа А. Камю «Посторонний»

Вопросы:


  1. Роман «Посторонний» в контексте философско-этических взглядов и эстетических стратегий А. Камю.

  2. Экзистенциальная проблематика в романе «Посторонний».

  3. Переосмысление в романе «Посторонний» образной и философской системы Ф. Достоевского.

  4. Социальный смысл романа «Посторонний».

  5. Метафизический смысл романа «Посторонний».

  6. Образ Мерсо.

  7. Дух абсурда в романе «Посторонний».

  8. Противопоставленность христианской морали.

  9. Кафкиансмкие мотивы в романе «Посторонний».

  10. Насколько сближается эстетика и мировоззренческая система романа «Посторонний» с «Мифом о сизифе».


Рекомендованная литература:

  1. Моруа А. Альбер Камю (Отрывок из статьи «Роль писателя в современном мире») / А. Моруа // От Монтеня до Арагона. – М. : Радуга, 1983. – С. 582–586.

  2. Великовский С. И. Нулевой градус сознания «Посторонний» / С. И. Великовский // Грани «несчастного сознания» : Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. – М. : Искусство, 1973. – С. 46–76.

  3. Кукушкин Е. П. Глава V : «Посторонний» конец молодости / Е. П. Кукушкин // Альбер Камю. Ранние годы. – Л. : Ленинград. ун-т, 1982. – С. 149–179.



Практическое занятие № 3

Анализ повести Дж. Фаулза «Башня из черного дерева»

Вопросы:

  1. Поэтика названия повести.

  2. Проблематика повести.

  3. Символика в повести.

  4. Роль эпиграфа.

  5. Образы героев.

  6. Как герои противопоставлены друг другу?

  7. Трактовка феномена художника в повести.

  8. Концепция творчества в повести.

  9. Интертекстуальные отсылки.

  10. Повесть «Башня из черного дерева» в контексте всего творческого пути Дж. Фаулза.

  11. Проявления постмодерной эстетики в повести.


Рекомендованная литература:

  1. Михальская Н. П. История английской литературы : учеб. для студ. филол. и лингв, фак. высш. пед. учеб. заведений / Н. П. Михальская. – М. : Академия, 2007. – 480 с.

  2. Ивашева В. В.  ЧТО СОХРАНЯЕТ ВРЕМЯ. ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ 1945-1977 / В. В. Ивашева. – М. : Советский писатель, 1979. – 336 с.

  3. Зарубежная литература от античности до постмодернизма. Пособие для учащихся старших классников и студентов гуманитарных специальностей / http://www.licey.net/lit/foreign/faulz

  4. Фаулз // Путеводитель по английской литературе. / Под ред. М. Дрэббл и Дж. Стрингер / [пер. с англ.]. – М. : Радуга, 2003. – 928 с.


Практическое занятие № 4

Анализ романа П. Зюскинда «Аромат. История одного убийцы»

Вопросы:

  1. Поэтика названия романа.

  2. Постмодернистская эстетика романа П. Зюскинда «Аромат. История одного убийцы».

  3. Интертекстуальные отсылки в романе.

  4. Притчевое начало в романе.

  5. «Аромат. История одного убийцы» в контексте традиций романа об антигерое.

  6. Образ Жана-Батиста Гренуя.

  7. Символика аромата.

  8. Деконструкция библейского, романтического, исторического и иных пластов в романе.

  9. Авторские коды П. Зюскинда в смысловой структуре романа.


Рекомендованная литература:

  1. Затонский Д. В. Интермедия: Некто Жан-Батист Гренуй, или Жизнь, самое себя имитирующая / Д. В. Затонский // Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. – Харьков : Фолио; М. : АСТ, 2000. – С. 74–83.

  2. Никитина М. Н. Гренуй – «больной» гений постмодернизма [Электронный ресурс] / М. Н. Никитина // Вопросы филологии. – Вып. 9. 2003. – С. 116–121. – Режим доступа к ист. : http://ec-dejavu.net/g/Genius_Ifr.html#parfum

  3. Пестерев В А. Глава 2: Роман-метафора. 2.2. Двуприродность развернутой раманной метафоры в «Парфюмере» П. Зюскинда / В А. Пестерев // Модификации романной формы в прозе Запада второй половины ХХ столетия. – Волгоград : ВолГУ, 1999. – С. 73–89.

  4. Зверев А. Преступления страсти: вариант Зюскинда [Электронный ресурс] / А. Зверев // Иностранная литература. – 2001, № 7. – С. . – Режим доступа к ист. : http://magazines.russ.ru/inostran/2001/7/zver.html



Практическое занятие № 5

Анализ романа У. Эко «Имя розы»
Вопросы:

  1. Своеобразие романа У. Эко «Имя розы» в контексте постмодернистской эстетики.

  2. Специфика обращенности к Средневековью.

  3. Детективное начало в романе.

  4. Философское начало в романе.

  5. Пародийное начало в романе.

  6. Символика романа «Имя розы».

  7. Образ Вильгельма Баскервильского (отсылка к понятию «бритва Оккама» и соответственно к образу манаха-францисканца и философа-номиналиста Уильяма Оккама, образу Шерлока Холмса, семиотический подтекст деятельности героя).

  8. Образ Хорхе – хранителя библиотеки (пародийные отсылки к личности и творчеству Х. Л. Борхеса).

  9. Образы книги, лабиринта в контексте творчества Х. Л. Борхеса.

  10. Символика розы, книги и лабиринта.

  11. Роман У. Эко «Имя розы» и авторские комментарии к нему как признаки постмодерной культуры.


Рекомендованная литература:

  1. Умберто Э. Заметки на полях «Имени Розы» ; [пер. с итал. Е. А. Кострюкович] / Э. Умберто. – СПб. : Симпозиум, 2007. – 92 с.

  2. Лотман Ю. М. Выход из лабиринта [Электронный ресурс] / Ю. М. Лотман // Эко У. Имя розы. – М. : Симпозиум, 2000. – С. 650–669. – Режим доступа к ист. : http://www.philology.ru/literature3/lotman-98.htm

  3. Затонский Д. В. Созвучность Средневековью (Вместо пролога) / Д. В. Затонский // Модернизм и постмодернизм. Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. – Харьков : Фолио; М. : АСТ, 2000. – С. 7–23.

  4. Корнев В. В. Постмодернизм – это гуманизм? (Философские парадоксы творчества Умберто Эко) / В. В. Корнев // Философские дескрипты : [сб. науч. статей]. – Барнаул : АлтГУ, 2001. – С. 108–120.

  5. Костюкович Е. А. Орбиты Эко [Электронный ресурс] / Е. А. Костюкович // Эко У. Имя розы. – М. : Симпозиум, 2000. – С. 645–649. – Режим доступа к ист. : http://www.philology.ru/literature3/kostyukovich-98.htm

  6. Усманова А. Р. Умберто Эко: Парадоксы интерпретации [Электронный ресурс] / А. Р. Усманова. – Минск : Пропилеи, 2000. – 200 с. – Режим доступа к ист. : http://www.rulit.net/books/umberto-eko-paradoksy-interpretacii-read-217675-1.html



Практическое занятие № 6

Анализ повести М. Фриша «Синяя борода»

Вопросы:


  1. Поэтика названия повести.

  2. Переосмысление в повести легенды о рыцаре Синяя Борода.

  3. Кафкианские мотивы в повести М. Фриша.

  4. Символическая эмблематика судебного процесса.

  5. Символика имени героя (Dr. Felix Schaad).

  6. Психологический портрет героя.

  7. Своеобразие сознания героя повести Феликса Шаада.

  8. Исповедальное начало в дискурсе героя.

  9. Тема ревности в повести.

  10. Тема преступления и наказания.

  11. Психоаналитические коннотации в повести М. Фриша.

  12. Неоднозначность развязки.

  13. Повесть «Синяя Борода» в контексте всей творческой системы М. Фриша.

  14. Авторские коды писателя в смысловой структуре повести.


Рекомендованная литература:

  1. Павлова Н. С. Человек вопрошающий (Макс Фриш) / Н. С. Павлова, В. Д. Седельник // Швейцарские варианты : Литературные портреты. – М. : Советский писатель, 1990. – С. 244–273.

  2. Амусин М. Макс Фриш. Аналитик мечты / Марк Амусин // Новый мир. – 2011. – № 5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ист. : http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/5/am13.html

  3. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины : [энциклопед. справочник]. – М. : Интрада – ИНИОН, 1999. – 320 с.

  4. Синяя Борода – характеристика литературного героя // 800 характеристик литературных персонажей (героев) [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ист. : http://slovo.ws/geroi/617.html

  5. Тогоева О. И. Сказка о Синей Бороде / О. И. Тогоева // "Истинная правда": языки средневекового правосудия. – М. : Наука, 2006. – С. 182–221.

  6. Лейбин В. М. Ревность / В. М. Лейбин // Словарь-справочник по психоанализу.– СПБ. : Питер , 2001. – С. 485–487.

  7. Лейбин В. М. Сон / В. М. Лейбин // Словарь-справочник по психоанализу.– СПБ. : Питер , 2001. – С. 545–547.

  8. Лотман Ю. М. Сон – семиотическое окно // Культура и взрыв. Семиосфера. – СПБ. : Искусство – СПБ, 2004. – С. 123–126.



Практическое занятие № 7

Анализ романа М. Кундеры «Невыносимая легкость бытия»

Вопросы:

  1. Поэтика названия романа.

  2. Темы легкости и тяжести.

  3. Переосмысление противопоставления души и тела.

  4. Принцип деления на главы.

  5. Образы героев романа.

  6. Символика имен героев.

  7. Постмодернистские стратегии в романе.

  8. Модификация жанра философского-психологического романа.

  9. Трансформация мотивов романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

  10. Авторские коды М. Кундеры в романе.


Рекомендованная литература:

  1. Кундера М. Нарушение Завещания / М. Кундера. – СПб. : Азбука-классика, 2009. – 288.

  2. Пестров В. А. Романная проза Запада рубежа ХХ и ХХI веков. Статья вторая / В. А. Пестров // Вестник Пермского университета: Российская и зарубежная филология. – 2011. – Вып. 4(16). – С. 232–241.

  3. Ильин И. П. Двойной код / Западное литературоведение XX века : [энциклопедия]. – М. : Intrada, 2004. – С. 117–118.

  4. Интервью Милана Кундеры: [беседа с Ольгой Карлайл для Нью-Йорк Таймс] [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ист. : http://elenakuzmina.blogspot.com/2006/10/1985.html

  5. Зенкин С. Денон, Бальзак, Кундера: от преромантизма до постмодернизма [Электронный ресурс] / С. Зенкин // Иностранная литература. – 1995. – № 5. – Режим доступа к ист. : http://magazines.russ.ru/inostran/1997/5/zenkin-pr.html

  6. Липская Л. И. Роман и музыка: проблема композиции в теории романа М. Кундера / Л. И. Липская // Культурологические проблемы развития региона. – Тюмень, 1999. – С. 97–98.

  7. Новоселова В. Перевороты и романы Милана Кундеры: ("Шутка" и «Невыносимая легкость бытия») // Политика и поэтика : [сб. статей] / [отв. ред. Ю. В. Богданов]. – М. : Институт славяноведения РАН, 2000. – С. 110–125.

  8. Васильева Н. В. Поэтика безымянности (по мотивам Милана Кундеры) / Н. В. Васильева // Имя: Семантическая аура. – М. : Языки славянских культур, 2007. – С. 271–288.


Практическое занятие № 8

Анализ рассказа Х. Л. Борхеса «Алеф»

Вопросы:

  1. Поэтика названия рассказа.

  2. Образ Беатрис Витербо как символ красоты, изменчивости, тленности и бессмертия.

  3. Смысловая нагрузка и интертексты заданная именем Беатрис Элен (отсылки к образам Беатриче – возлюбленной Данте, и Елены Троянской).

  4. Игровой автобиографизм в рассказе.

  5. Образ поэта-графомана Карлоса Архентино.

  6. Образ алефа.

  7. Философско-изотерическое начало в рассказе.

  8. Постмодернистские стратегии Х. Л. Борхеса.

  9. «Алеф» в контексте творчества Х. Л. Борхеса.

  10. Образы зеркала и лабиринта как авторские коды Х. Л. Борхеса.


Рекомендованная литература:

  1. Чистюхина О. П. Борхес / О. П. Чистюхина. – М. : МарТ; Ростов н/Д : МарТ, 2005 – 112 с.

  2. Дубин Б. В. Символы и повторения / Б. В. Дубин // Борхес Х. Л. Собрание сочинений : в 4 т. – Т. 3. : История ночи. – Спб. : Амфора, 1999. – С. 5–28. – Режим доступа к ист. : http://philology.ru/literature3/dubin-01b.htm

  3. Тертерян И. Человек, мир, культура в творчестве Хорхе Луиса Борхеса / И. Тертерян // Человек мифотворящий: О литературе Испании, Португалии и Латинской Америки. – М. : Советский писатель, 1988. – С. 381–402.

  4. Куклев В. Зеркало / В. Куклев, Д. Гайдук // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / [авт.-сост. В. Андреева и др.]. – М. : Астрель : МИФ : АСТ, 2001. – С. 196–199.

  5. Зеркало // Словарь символов и знаков [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ист. : http://sigils.ru/symbols/zerk.html

  6. Ямпольский М. Б. Метафоры Борхеса / М. Б. Ямпольский // Латинская Америка. 1989. № 6 – С. 77–87.

  7. Дубин Б. Хорхе Луис Борхес: Страницы биографии [Электронный ресурс] / Борис Дубин. – Режим доступа к ист. : http://ae-lib.org.ua/texts/dubin__borges_biography__ru.htm

  8. Левин Ю. И. Повествовательная структура как генератор смысла: текст в тексте у Х. Л. Борхеса / Ю. И. Левин // Труды по знаковым системам XIV : Текст в тексте. – Тарту, 1981 – С. 45–64.

  9. Левин Ю. И. Зеркало как потенциальный семиотический объект / Ю. И. Левин // Труды по знаковым системам XХII : Зеркало. Семиотика зеркальности. – Тарту, 1988. – С. 6–24.


Практическое занятие № 9

«Анализ повести Х. Кортасара “Менады”»

Вопросы:

  1. Поэтика названия повести.

  2. Переосмысление орфического мифа в повести Х. Кортасара «Менады».

  3. Своеобразие интерпретации Х. Кортасаром мифологического образа менад.

  4. Тема творческого озарения.

  5. Тема насилия.

  6. Интертекстуальные отсылки в повести.

  7. Аргентинские реалии в повести.

  8. Повесть Х. Кортасара «Менады» в контексте поэтики сборника «Конец игры».

  9. Признаки магического реализма в повести Х. Кортасара «Менады».

  10. Постмодерные стратегии в повести.

  11. Авторские коды Х. Кортасара в смысловой структуре повести.


Рекомендованная литература:

  1. Эрраес М. Хулио Кортасар. Другая сторона вещей / М. Эрраес. – М. : Азбука-классика, 2005. – 352 с.

  2. Тертерян И. Хулио Кортасар: Игра взаправуду / И. Тертерян // Человек мифотворящий: О литературе Испании, Португалии и Латинской Америки. – М. : Советский писатель, 1988. – С. 443–462.

  3. Хулио Кортасар. Страницы биографии. Библиография [Электронный ресурс]. – Режим доступа к ист. : http://www.cortazar.ru/chapter-ar-who-646/

  4. Кофман А. Возвращение к истокам : [предисловие] / А. Кофман // Хулио Кортасар. Экзамен. – М. : Известия, 1990. – С. 5–15.

  5. Элиаде М. Глава ХХІІ. Орфей, Пифагор и новая эсхатология / М. Элиаде // История веры и религиозных идей. От Гаутамы Будды до триумфа христианства. – М. : Академический проект, 2002. – С. 154–178.

  6. Андреева В. Музыка / В. Андреева, А. Ровнер // Энциклопедия символов, знаков, эмблем / [авт.-сост. В. Андреева и др.]. – М. : Астрель : МИФ : АСТ, 2001. – С. 334–339.

  7. Тахо-Годи А. Менады / А. Тахо-Годи // Мифология. Большой энциклопедический словарь / [гл. ред. Е. М. Мелетинский]. – М. : Большая Российская энциклопедии, 1998. – С. 360.


Практическое занятие № 10

Анализ рассказа Г. Г. Маркеса «Исабель смотрит на дождь в Макондо»

Вопросы:

  1. Поэтика названия.

  2. Переклички с романом «Сто лет одиночества».

  3. Образ Макондо.

  4. Переосмысление мифологемы великого потопа.

  5. Своеобразие дискурса героини.

  6. Символика в рассказе.

  7. Рассказ «Исабель смотрит на дождь в Макондо» в контексте .

  8. Признаки магического реализма в рассказе.

  9. Притчевое начало в рассказе.

  10. Авторские коды Г. Г. Маркеса в рассказе.


Рекомендованная литература:

  1. Багно В. Об одиночестве, смерти, любви и о прочей жизни / В. Багно // Звезда. – 1996. – № 1. – С. 198–205.

  2. Столбов В. Правдивая и невероятная история города Макондо, рода Буэндиа и романа «Сто лет одиночества» / В. Столбов // Маркес Г. Полковнику никто не пишет : [повесть]; Сто лет одиночества : [роман]. – М. : Худож. лит., 1989. – С. 411–430.

  3. Сеина М. Л. Роль колумбийской тематики в поэтике Г. Маркеса / М. Л. Сеина // Учебные записки молодых филологов : [сб. статей] / [отв. ред. А. В. Андронов]. – Вып. 2. – СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2004. – С. 30–35.

  4. Топоров В. Н. Всемирный потоп / В. Н. Топоров // Мифы народов мира : [энциклопедия] в 2 т. / [под ред. С. А. Топорова]. – Т. 2. – М. : Сов. Энциклопедия, 1988. – С. 324.

  5. Дождь [Электронный ресурс] // Словарь символов и знаков. – Режим доступа к ист. : http://sigils.ru/signs/dozhd.html


Практическое занятие № 11

«Анализ стихотворений И. Бродского»

Список текстов для анализа:


  1. «Проплывают облака» (1961).

  2. «24 декабря 1971 года».

  3. Лагуна («Три старухи с вязаньем в глубоких креслах...») (1973).

  4. «В ОЗЕРНОМ КРАЮ» («В те времена, в стране зубных врачей…») (1974).

  5. «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» (1980).

  6. «Горение» (1981).

  7. «Мысль о тебе удаляется, как разжалованная прислуга...» (1987).


Рекомендованная литература:

  1. Зайцев В. А. Иосиф Александрович Бродский (1940–1995) / В. А. Зайцев // История русской литературы второй половины ХХ века : [учебник]. – М. : Высш. шк., 2004. – С. 420–434.

  2. Лейдерман Н. Л. Иосиф Бродский / Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. // Современная русская литература : 1950–1990-е годы : [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : в 2 т. – Т. 2 : 1968–1990. – М. : Академия, 2003. – С. 641–667.

  3. И. А. Бродский // История русской литературы ХХ века : [учеб. пособие для филол. факультетов ун-тов] / [отв. ред. С. И. Кормилов]. – М : МГУ. – С. 462–478.

  4. Буслакова Т. П. Лекция 14. Поэзия третьей волны эмиграции. Творчество И. А. Бродского / Т. П. Буслакова // Литература русского зарубежья : [курс лекций]. М. : Высш. шк., 2003. – С. 293–313.

  5. Ахапкин Д. Иосиф Бродский после России. Комментарии к стихам И. Бродского (1972-1995). – СПб. : Журнал "Звезда", 2009 – 132 с.

  6. Как работает стихотворение Бродского : [сб. статей]. – М. : НЛО, 2002. – 304 с.

  7. Бродский и мир. Метафизика. Античность. Современность. Сборник эссе – СПб. : Журнал "Звезда", 2000 – 380 с.

  8. Пристальное прочтение Бродского : [сб. статей] / [под ред. В. И. Козлова]. – Ростов-на-Дону : Логос, 2010. – 198 с.


Практическое занятие № 12

Анализ рассказа В. Шукшина «Чудик»

Вопросы:

  1. Поэтика названия рассказа.

  2. К какому типу чудиков в творчестве В. Шукшина относится герой рассказа.

  3. Переосмысление В. Шукшиным образа мечтателя.

  4. Чеховские традиции в рассказе.

  5. Противопоставленность непосредственного отношения к миру героя и других персонажей рассказа.

  6. Чудоковатость героя как признак душевной чистоты в контексте русской культурной традиции.

  7. Тема связи со своими корнями.

  8. Почему автор имя, возраст и профессию героя дает в конце рассказа?

  9. Профессия и имя героя как авторские коды В. Шукшина.

  10. Рассказ «Чудик» в контексте творческой системы В. Шукшина.


Рекомендованная литература:

  1. Зайцев В. А. Василий Макарович Шукшин (1929–1974) / В. А. Зайцев // История русской литературы второй половины ХХ века : [учебник]. – М. : Высш. шк., 2004. – С. 157–170.

  2. Лейдерман Н. Л. Висилий Шукшин / Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. // Современная русская литература : 1950–1990-е годы : [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : в 2 т. – Т. 2 : 1968–1990. – М. : Академия, 2003. – С. 84–97.

  3. Сухих И. Н. / И. Н. Сухих // Двадцать книг ХХ века : [эссе]. – СПб. : Паритет, 2004. – С. 458–487.

  4. Сигов В. К. «Зрелище» и духовность, «земля» и «андеграунд» в художественно-философской системе В. М. Шукшина / В. К. Сигов // Русская литература ХХ века : итоги и перспективы изучения [сб. науч. трудов, посвящ. 60-летию проф. В. В. Агеносова]. – М. : Советский спорт, 2002. – С. 244–253.

  5. Козлова С. М. Поэтика рассказов В. Шукшина / С. М. Козлова. – Барнаул : АГУ, 1993. – 184 с.

  6. В. М. Шукшин – философ, историк, художник : [сб. статей] / [под ред. С. М. Козловой и А. А. Чувакина]. – Вып. III. – Барнаул : Гмилика, 1992. – 174 с.

  7. Творчество В. М. Шукшина : Энциклопедический словарь-справочник / [ред.-сост. В. А. Чеснокова, А. А. Чувакин]. – Барнаул : АлтГУ, 2004. – 331 с.


Практическое занятие № 13

Анализ драмы А. Вампилова «Утиная охота»
Вопросы:

  1. Поэтика названия драмы.

  2. Интертекстуальная отсылка к драме Г. Ибсона «Дикая утка».

  3. Переосмысление традиций европейской экзистенциальной драмы.

  4. Система героев в драме.

  5. Символика имен героев.

  6. Виктор Зилов как пересмешник.

  7. Виктор Зилов как представитель своего поколения.

  8. Травестийные переклички с образной системой романа М. Лермонтова «Герой нашего времени».

  9. Система двойников в драме.

  10. Своеобразие женских образов.

  11. Символика утиной охоты – мечты Зилова.

  12. Как переосмыслены традиции русской драматургии в драме.


Рекомендованная литература:


  1. Лейдерман Н. Л. Александр Вампилов / Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. // Современная русская литература : 1950–1990-е годы : [учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] : в 2 т. – Т. 2 : 1968–1990. – М. : Академия, 2003. – С. 272–287.

  2. Смирнов С. Р. За строкой драмы. О текстологии пьес Вампилова // Литературное обозрение. – 1987. – № 8. – С. 99–100.

  3. Стрельцова Е. И. Ружье или телефон? (О символике пьесы «Утиная охота» А. Вампилова) / Е. И. Стрельцова // Русская речь. – 1988. – № 4. – С. 44–50.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра мировой литературы iconКафедра мировой литературы мировая художественная культура
В пособии так же представлены списки текстов для заучивания наизусть. Все разделы заканчиваются рекомендательным списком хрестоматий...

Кафедра мировой литературы iconИстория всемирной литературы
Зарождение новейшей литературы у нас обычно связывалось с Октябрьской революцией 1917 г. Но если для отечественной литературы эта...

Кафедра мировой литературы icon«Русский вектор в мировой литературе: крымский контекст» Украина, ар крым, Саки-Евпатория, 13-17
Крымский центр гуманитарных исследований, кафедра русской и зарубежной литературы Таврического национального университета имени В....

Кафедра мировой литературы iconВсе шедевры мировой литературы в кратком изложении сюжеты и характеры...
В 84 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюже­ты и характеры. Зарубежная литература XX века. Книга I (A — И)

Кафедра мировой литературы iconЕсли у вас возникнут вопросы по списку литературы и гиду, пишите мне по адресу
Ребята, в 11 классе нам c вами предстоит продолжить осваивать ключевые навыки работы с литературными текстами, а также познакомиться...

Кафедра мировой литературы iconЦерковно-историческая кафедра
Жития Арсения, Корнилия и Стефана Комельских как памятники житийной литературы Русского Севера

Кафедра мировой литературы iconЛ. С. Выготский Психология искусства Издательство «Искусство»
Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета

Кафедра мировой литературы iconВолков И. Ф. Творческие методы и художественные системы
Кафедра русской классической литературы и теоретического литературоведения Елецкого государственного университета

Кафедра мировой литературы iconРеспублики Беларусь Учреждение образования Гомельский государственный...
Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)

Кафедра мировой литературы icon-
Императорской Академии наук. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов