Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью,




НазваниеЛитература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью,
страница1/21
Дата публикации24.07.2013
Размер2.69 Mb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

СССР. Литература и искусство


        Литература

         Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, общностью гуманистических идеалов и эстетических принципов, советская литература складывалась после Великой Октябрьской социалистической революции.

         Народы Советского Союза по праву гордятся духовными ценностями, накопленными за их многовековую историю, богатыми культурными традициями. В глубокой древности создавались героические сюжеты и образы эпоса об Амирани (у грузин), сказания о Рустаме (у предков современных таджиков), о Давиде Сасунском (у армян), о Манасе (у киргизов), о Джангаре (у калмыков), «Лачплесис» (у латышей), «Калевала» (у карело-финнов) и др. Эти произведения в течение веков воспринимались как энциклопедии истории, быта, нравственных, религиозных, эстетических представлений создавших их народов. Разнообразные по фабуле, характерам героев, степени композиционной завершённости, эпосы родственны друг другу утверждением народности, любви к родной земле, отрицанием и осуждением зла и несправедливости.

         Многообразное историческое и социальное содержание художественно обобщено в русских былинах, в главных героях которых персонифицированы типические черты национального характера; Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович и др. — выразители неисчерпаемой силы народного духа, его безграничных творческих возможностей. Осознание народом своего конкретного исторического опыта закреплялось в песнях, легендах, сказаниях, посвященных реальным событиям и личностям. Народная память опоэтизировала образы Разина, Пугачева, Хмельницкого, Довбуша, Кармелюка как выразителей свободолюбивых чаяний народа. В сказках народ утверждал торжество добра, находчивость, ловкость, храбрость, самопожертвование, так ярко воплощённые в образах русского и украинского Иванушки, белорусского Нестерки, азербайджанского и таджикского Моллы Насреддина, казахского Алдар-Косе и др. Идейное и образное богатство фольклора стало живительным источником для творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Т. Г. Шевченко, Я. Райниса, Важа Пшавелы, О. Туманяна , Г. Тукая, Янки Купалы и других писателей 19 — начала 20 вв.

         Армянская и грузинская литературы насчитывают около двух тысячелетий. В начале 5 в. армянский учёный, просветитель Месроп Маштоц создал армянский алфавит. В том же веке появилось сочинение Мовсеса Хоренаци «История Армении» — произведение, которое благодаря высокому уровню литературного языка и выразительности описания исторических событий считается выдающимся памятником древней культуры. Самобытная агиографическая беллетристика развивается с 5 в. в грузинской литературе («Мученичество Шушаники» Якова Цуртавели, анонимное «Житие Нины Каппадокийской» и др.). В эпоху феодализма сформировалась богатейшая поэтическая культура таджиков; вследствие общности исторических судеб, культуры и языка, существовавших в период средневековья между таджикским и персидским народами, выдающиеся представители этого периода развития литератур — Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади, Хафиз и др. стали классиками как персидской, так и таджикской литературы. Их творчество получило мировую известность.

         Эпические произведения древности восходят к образам фольклора, обогащаются его идеями, сконцентрированным в них жизненным опытом. В колоссальной по размеру поэме «Шахнаме» (976—1010; около 100 тыс. строк) Фирдоуси создал многогранный, драматически сложный образ героя-патриота богатыря Рустама, образы простых людей, способных на высокие чувства и подвиги во имя справедливости и человеческого достоинства, воспел разум, как высший дар, как залог бессмертия человека. Высокая гуманистическая устремлённость, героический дух, ёмкость и благородство мысли, классическая ясность выражения отличают такие шедевры мировой литературы, как созданные почти одновременно (во 2-й половине 12 в.) «Витязь в барсовой шкуре» Ш. Руставели, «Пятерица» Низами и выдающееся произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Эти поэмы оказывали существ. воздействие на формирование общественного сознания народов, их представлений о добре, мужестве, дружбе. В лёгких, музыкальных стихах, складывающихся в сложную, но гармонически совершенную поэтическую форму, Руставели воспел любовь, товарищество, поэзию как «отрасль мудрости», продемонстрировал глубокое проникновение во внутреннюю сущность явлений и психологию человека, создал мир идей, имеющих всеобщее значение, предвосхитил гуманистические концепции Раннего Возрождения. Пять поэм Низами, оказавших влияние на развитие многих восточных литр., свидетельствуют о выдающемся культурном, философском диапазоне автора, излагающего свои смелые и оригинальные представления о мире, государстве и человеке в стихах, отличающихся высокой поэтической техникой, сложностью образного строя, тонким лиризмом и эпическим размахом. Органически впитав богатства русской народной поэзии, автор «Слова о полку Игореве» создал непреходящие по своей художественной ценности образы верности патриотическому долгу и любовному чувству. В «Слове...» русский народ заявил о своих политических интересах, суть которых К. Маркс определил как «...призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,2 изд., т. 29, с. 16). Черты героического самосознания, патриотизма содержатся во многих памятниках древнерусской литературы, в том числе в ряде «поучений» и посланий, в апокрифах, агиографических сочинениях, летописях (например, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о погибели русской земли», «Житие Александра Невского», «Повесть временных лет» и др.). Литература периода Киевской Руси — общий источник русской, украинской, белорусской литератур.

         С 13 в. начался период разрушительных нашествий монголо-татарских полчищ, персидских, турецких, немецких завоевателей. Передовые писатели и мыслители, носители художественных традиций и культурного прогресса повсюду становились на защиту интересов своих народов. В 15 в. значительное воздействие на ход литературного процесса на Востоке оказало творчество узбекского поэта Алишера Навои. Его стихи (около 30 сборников), поэмы, из которых выделяются составляющие знаменитую «Пятерицу» (своеобразный «ответ» на аналогичное произведение Низами), прозаические сочинения и научные трактаты всесторонне раскрывали духовную жизнь современной поэту Средней Азии, утверждали ценность человеческой личности.

         В 16 в. развернулась просветит. деятельность основателя книгопечатания в России и на Украине Ивана Федорова и основоположника восточнославянского книгопечатания белорусского учёного-гуманиста Франциска Скорины. В середине 17 в. Украина воссоединилась с Россией; в думах и песнях украинский народ воспевал товарищество-побратимство, военную доблесть, презрение к личным страданиям, красоту родной земли. К 18 в. относится творчество выдающегося украинского философа-просветителя, человека энциклопедической культуры, писателя и педагога Г. Сковороды; его поэтические произведения, собранные в книге «Сад божественных песней», восхваляли свободу, силу человеческого духа, обличали крепостничество. Гуманистические традиции Руставели развивались в дидактическо-воспитательные произведении грузинского писателя и политического деятеля, одного из основателей новогрузинского литературного языка С. Орбелиани «О мудрости вымысла», в котором утверждалась мысль о том, что невежество — первопричина общественного зла. Традиции Руставели были продолжены и в творчестве последнего крупного грузинского поэта 18 в. Д. Гурамишвили. В поэме «Беды Грузии» (1787), повествующей о трагическом периоде истории страны, опустошаемой внешними врагами и внутренними междоусобицами, открыто проводилась мысль о разложении светской и духовной феодальной знати, на которую автор возлагает ответственность за судьбу родины. В поэме «Пастух Кацвия» (1787) Гурамишвили проявил себя как мастер народно-поэтической формы, тонкий знаток народного языка и специфики народного мышления. Глубоко народными по духу, содержанию и форме были лирические произведения азербайджанских лириков 18 в. Вагифа и Видади, однако общеполитическая ситуация в стране способствовала развитию в их творчестве мотивов пессимизма и религиозной мистики. Крупнейшим народным певцом-импровизатором, тонким лириком и мыслителем явился армянский поэт Саят-Нова, на армянском, грузинском, азербайджанском языках воспевавший любовь как вечный источник жизни мира и высшую ценность жизни — человека. Просветит. идеи оказали влияние на творчество литовского поэта 18 в. Кристионаса Донелайтиса, давшего в дидактической поэме «Времена года» (изд. 1818) яркое изображение картин народного быта, и на преобразователя туркменского поэтического языка Махтум-кули, утверждавшего в своих стихах принципы народной мудрости и морали.

         В России Просвещение как основное направление общественной мысли 18 в. возникло на благоприятной идеологической почве, подготовленной реформами Петра I. Культурно-политическая концепция русского Просвещения основывалась на идее гражданского долга и общего блага нации. Необходимость создания общенациональной литературы, литературных реформ утверждалась в теоретических выступлениях, творческой практике А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, торжеств, оды которого вместе с трагедиями А. П. Сумарокова сделались основными литературными жанрами времени, знаменовали начало новой русской литературы. Важным шагом в развитии поэтического искусства стало творчество Г. Р. Державина; его стихи, несмотря на типичную для Классицизма дидактику и аллегоризм, оживлялись введением личных биографических мотивов, конкретностью изображения, пластичностью образов, элементами живой разговорной речи. Этапное произведение русской литературы — первая социальная комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» (пост. 1782, опубл. 1783), сыгравшая важную роль в развитии русского национальный театрального искусства. В комедии с блестящим остроумием подвергались критике созданные крепостным правом общественные отношения. Сатирическое направление русской литературы получило яркое выражение в проникнутых подлинной народностью баснях И. А. Крылова. Широтой охвата русской действительности конца 18 в., глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи отличается революционная энциклопедия русского Просвещения — книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790). В произведениях Фонвизина, Радищева, а также в сатирах Кантемира зарождались элементы критического реализма. В прозе Н. М. Карамзина, признанного главы русского Сентиментализма, была создана новая для русской литературы эмоционально-психологическая структура повествования; предпринятые писателем попытки выражения личности в её многообразии и индивидуальной неповторимости оказали несомненное влияние на дальнейшее развитие русской прозы. В элегической поэзии В. А. Жуковского выявлялись тенденции своеобразного мистико-романтического тяготения к поэтической фантастике.

         Литературный процесс 16—18 вв. подготовил новый этап — этап становления национальных литератур и создания литературного языков. В 19 в. процессу взаимодействия и взаимовлияния литератур в немалой степени способствовало освободительному движение в России. На всех трёх этапах — дворянском, разночинном, пролетарском — оно формировало передовую общественную мысль, определяло содержание национальных литератур; в совместной борьбе с царизмом складывались и крепли их интернациональные связи. Это нашло выражение в развитии активного романтизма и критического реализма, в идеях свободолюбия, общественного долга, деятельного патриотизма, ненависти к любому проявлению зла и насилия, мракобесия и отсталости.

         Вершинные образцы русской классической литературы 19 — начала 20 вв. стали достоянием духовной культуры человечества. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1824) с позиции декабристской идеологии были раскрыты коренные социально-политические проблемы русской жизни, обострившиеся в период 1812—25. Осуществленное Грибоедовым соединение разговорной речи со стихом, ёмкость, афористичность выражения стали важным этапом в развитии русского реалистического языка. Всемирно-историческое значение приобрели завоевания Реализм, а в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, идейно-эстетической концепции революционных демократов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В Пушкине русский народ впервые со всей полнотой осознал себя художественно, в его творчестве выразился глубокий нравственный смысл народных идеалов. Достоевский указывал на «всемирность и всечеловечность» гения Пушкина, имея в виду не только место поэта в истории мировой культуры, но и органическое усвоение им духовного опыта человечества, заложенную в пушкинской концепции мира национальную русскую идею всечеловечески братского единения людей. Историзм мышления, попытки уяснить предпосылки общественной справедливости в самом ходе исторического процесса привели Пушкина к глубокому осмыслению «судьбы человеческой» и «судьбы народной». Исторически конкретно осознавая дисгармоничность мира, поэт противопоставлял ей идеал новой жизни. Светом этого идеала, опирающегося на сознание универсальности всемирной истории и культуры, на веру в безграничность духовных возможностей личности и заложенные в народном сознании нравственные ценности, освещен весь путь русскую литературы. В поэзии Ф. И. Тютчева была создана романтическая концепция личности; мир, природа и человек предстают в его стихах в постоянной борьбе, в столкновении противодействующих сил. Трагические мотивы сочетаются у него с прославлением сильных духом, с поэтизацией гроз и бурь в природе и душе человека. В безграничном максимализме лермонтовского мировосприятия, в сознании фатальной неосуществимости идеала и одновременно принципиальной невозможности отступиться от него возникла новая последекабристская романтическая революционность и гражданственность. Объективно-ист, предопределённость и плодотворность драмы лирического героя Лермонтова — в предощущении того необходимого духовного кризиса, в котором рождаются новая, нерационалистическая нравственность и новый, неметафизический гуманизм. Остросатирическое осмеяние противоестественности господствующих в крепостнической России общественных форм, пагубной необузданности царивших в ней социальных привилегий, власти денег, уродливых представлений о ценности и достоинстве человека сочеталось в творчестве Гоголя с утверждением всеобъемлющего идеала жизнеустройства, выдвигаемого как идеал национального возрождения. Перспективу духовного обновления русских людей Гоголь видел в самой природе русского национального характера.

         Особенности пушкинского и гоголевского направлений русской литературы синтезированы в реализме Тургенева, создавшего широкую картину умственных движений, борьбы идей, духовной жизни общества. Обнаружив трагический разлад между мыслью и действием лучших представителей передового дворянства, Тургенев создал образы, в которых воплотил свои представления о новом типе героя-деятеля. Новаторское творчество Некрасова, выступавшего как бы от имени униженного крепостничеством крестьянства, со всей полнотой выразило революционно-демократический взгляд на русскую действительность и тенденции её развития. В гротескных, фантастических формах Салтыков-Щедрин показал «призрачность» реальной жизни пореформенной России — мира реакции, эксплуатации, лицемерия и беспринципности. Видное место в утверждении русской реалистической драматургии принадлежит А. Н. Островскому, нравственно-обличительные, социально-бытовые пьесы которого Добролюбов называл «пьесами жизни». Широта эпического охвата действительности и беспримерное проникновение в психологию человека, отражение в частной жизни людей истории народа, небывалая интенсивность духовных исканий делают творчество Л. Н. Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы. Писатель вынес суровый приговор миру, погрязшему в пороках, лжи и преступлениях, и призвал к нравственному возрождению. «Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 19). Стремительный драматизм идеологических, социально-философских романов Достоевского выявлял через изображение «глубин души человеческой» узловые идейные и общественные конфликты истории и переходной эпохи в жизни России. Со всей бескомпромиссностью ставя вопрос о социальной несправедливости, писатель, при отрицании революционной способов воздействия на мир, вскрыл тем не менее неизбежность идеи бунта против мира страданий. Новым этапом в развитии критического реализма явилось творчество Чехова, предельно объективировавшего художественное изображение характеров и событий. Мысль о гибели человека, задавленного тусклой обыденщиной, ощущение неизбежности перемен в жизни русского общества определили особенности его новеллистики и драматургии.

         Русские писатели 19 в., от Грибоедова до Чехова, разоблачая страшный мир «мёртвых душ» царской России, всегда верили в её будущее; образ «птицы-тройки» стал глубоко символичным воплощением русского представления о высоком историческом предназначении России. Защита «маленького» человека, суверенных прав его личности, трагическая противоречивость «лишних людей» — «героев нашего времени», протест против устоев «тёмного царства», настойчивое стремление понять «кто виноват?» и «что делать?», пути восхождения человека по ступеням нравств. совершенства, жизнь русского общества в дни «войны и мира», поиски образа «положительно прекрасного человека», противостоящего всей силе и мерзости «карамазовщины», появление «новых людей», носителей революционного сознания, историко-социальный аспект конфликта «отцов и детей», защита человеческого достоинства и прав женщины, духовное умирание «людей в футлярах» — такова только малая часть той проблематики, которая была выдвинута русской литературой 19 в., ставшей для передовых писателей всех национальностей, входивших в состав Российской империи, неисчерпаемым источником идей и образов, школой реализма, примером высокого общественного служения.

         Творцы национальных литератур были убеждёнными пропагандистами передовой русской литературы и первыми её переводчиками на родные языки. А. Н. Толстой писал об этом: «Если обратиться к биографиям виднейших национальных деятелей середины и конца прошлого века, станет очевидно, что передовые идеи, понимание жизни и истории они черпали в нашей классической литературе...». Имена великих русских писателей и критиков «...мы найдем в записных книжках, письмах, в признаниях друзьям, наконец, в самих произведениях писателей: в Грузии — у Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, в Азербайджане — у Мирзы Фатали Ахундова, в Армении — у Налбандяна, Сундукяна, Ованеса Туманяна, на Украине — у Леси Украинки, Коцюбинского и, конечно, у Шевченко, в Белоруссии — у Купалы и Коласа, у узбеков — у Фурката, у казанских татар — у Шарифа Камала, у осетин — у Коста Хетагурова, у евреев — у Переца, Шолом-Алейхема и так далее» (Толстой А. Н., Четверть века советской литературы, 1943, с. 31—32). Благотворное влияние русской литературы испытали и другие выдающиеся представители украинской, грузинской, армянской, латышской, эстонской и других литератур, выступившие за дружбу народов России, за единство с русской демократией, за овладение достижениями передовой русской культуры: И. Франке, М. Богданович, Ю. Жемайте, Райнис, Э. Вейденбаум, Ф. Крейцвальд, Э. Вильде, В. Александри, М. Эминеску, А. Исаакян, Тукай, Г. Ибрагимов, Дж. Мамедкулизаде, М. А. Сабир, Менделе Мойхер-Сфорим и др. Их творчество было связано с национально-освободительными, демократическими, а порой и социалистическими тенденциями.

         Отстаивая права народов на развитие национальной литературы и языка, Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Писарев, их последователи в национальных литературах неоднократно указывали на подчинённость национального вопроса социальному, на возможность разрешения национальной проблемы лишь на почве социального освобождения. Раскрывая социальную противоречивость национальной культуры каждого народа в условиях классово антагонистической борьбы «двух культур» в каждой национальной культуре: демократической и социалистической, с одной стороны, и буржуазно-дворянской, клерикальной — с другой, В. И. Ленин доказал объективную необходимость появления новых закономерностей искусства на основе новых исторических закономерностей в целом. В 1905 в работе «Партийная организация и партийная литература» Ленин указывал на историческую обусловленность возникновения новой литературы, воодушевлённой идеей социализма, обращенной к «...миллионам и десяткам миллионов трудящихся...»; передовая революционная мысль будет оплодотворена в ней «...опытом и живой работой социалистического пролетариата... » (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 104).

         Ярким выражением общественного подъёма 1890-х гг., связанного с вступлением России в третий, пролетарский этап освободит. движения, явилось творчество М. Горького, который подверг точному и всестороннему художественному анализу российскую предреволюционную действительность, воспел безграничную талантливость народа, создал яркие образы глашатаев революции, доказал историческую закономерность и справедливость революционной ломки «свинцовых мерзостей» царского строя. Патриот и гуманист, Горький черпал в деятельности большевистской партии, в общественной практике русского пролетариата и рабочих других национальностей живые примеры героических подвигов и человеческой красоты. В романе «Мать» (1906) он создал классический образец литературы социалистического реализма (См.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, iconПредлагаемая читателю книга "Литература эпохи Возрождения. Идея универсального...
Средних веков и эпохи Возрождения, а также зарубежной литературы XVII и XVIII вв

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, iconЛитература о вов, вехи развития. 42. Роман Гроссмана «Жизнь и Судьба»
«Слово о полку Игореве» проблематика, художественное своеобразие, основные переводы

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, iconЛитература. Жанровая система древнерусской литературы
Литература Киевской Руси. «Повесть временных лет»: состав, жанр, композиция, проблемы времени и пространства, стиль монументального...

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, icon1. Формирование полисной системы в Афинах как основа для развития демократии и гражданственности
Античная литература, первая и древнейшая европейская литература, была создана греками и римлянами в условиях античного рабовладельческого...

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, iconЛитература для детей дошкольного возраста
Зарубежная детская литература. Специфика этапов литературного развития: Средневековье и эпоха Возрождения

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, iconЗарубежная литература
В 84 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и...

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, iconРадциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1969. Гиленсон...
Античная лирика. — М., 1968. (Каллин, Тиртей, Солон, Феогнид, Мимнерм, Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт, Симонид, Пиндар)

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, icon9. Литература 17
Финансовый план организации представляет собой баланс доходов и расходов, в котором в стоимостном выражении отражаются все стороны...

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, iconСписок рекомендованной литературы по истории зарубежной литературы. Античная литература
Шекспир. Ричард Третий. Ромео и Джульетта. Как вам это понравится. Гамлет. Король Лир. Макбет. Буря. Сонеты

Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической направленностью, iconПриключенческий роман. Литература Приключенческая литература играет...
Неоднократно отмечая ее развлекательный характер, в сравнении с "серьезной", более низкий эстетический уровень, критика чаще всего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов