Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др




Скачать 57.74 Kb.
НазваниеМетодика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др
Дата публикации30.07.2013
Размер57.74 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Литература > Документы
Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики

Казакова Т.Г., Горунович Л.Б., Братская Т.Б. и др.

Ознакомление дошкольников с произведениями книжной графики начинается в младшем дошкольном возрасте.

Елена Лось иллюстрировала книги для самых маленьких: "ладушки- ладоши", сборник "Колыбельные", для более старших детей — это книги "Светлячок", и самых старших "Золотая яблонька", "Ох и золотая табакерка".

Владимир Басалыга создал иллюстрации к книге "ладушки - ладоши' для самых маленьких, а для старших дошкольников иллюстрировал книги известных белорусских поэтов Я.Коласа, С. Новика-басни.

^ Наталья Поплавская оформление не только белорусских народных и авторских сказок, но и произведений зарубежной литературы. Например: сказки Р.Киплинга "Почему у Слоненка долги нос?", Ш. Перро "Золушка", "Красная шапочка".

^ Николай Селещук Художественное оформление Николаем Селещук сборника белорусских народных фантастических и героических сказок "Отцов дар", иллюстрации к белорусской народной сказке "Жадный богач".

Золотой фонд советской русской книжной графики: Ю. Васнецов, Е. Чарушин,

Я. Рачов, В Лебедев, В Конашевич.

^ Младший дошкольный возраст.

Задачи: знакомить с доступным детскому восприятию видом изобразительного искусства – книжной графикой, содействовать развитию интереса малышей к иллюстрациям, желание рассматривать цветные иллюстрации совместно со взрослыми и самостоятельно; учить узнавать образы: кто, что изображено, что делают герои, цвета, основные и дополнительные детали, связь изображения с текстом.

^ Рекомендуемая тематика: иллюстрации к книге «Ладачки-ладки» В. Басалыги, Е Лось, Н. Поплавской; Е. Лось к книгам «Малышок», «Калыханки»; В. Сутеева к сказкам «Кто сказал «Мяу», «Цыпленок и утенок» и др.

Картинки для самых маленьких, как правило занимают в книге ведущее место, иллюстрации на целую страницу, образы хорошо прорисованы, не перегружены множеством деталей, акцент - на главного героя.

Происходит только процесс листания, отсутствует запоминание, дети не умеют видеть и замечать. Надо учить детей рассматривать иллюстрации. Процесс ознакомления с книжной графикой должен быть специально организован.

Условия и требования:

- иметь достаточное количество книжек;

- участие небольшого количества детей;

- приучать детей к культуре рассмотрения книги;

- создать удобную обстановку;

- учитывать особенности восприятия младшего дошкольника: предусмотреть повторный просмотр иллюстрации, небольшая продолжительность занятий во времени (5-7 минут).

^ Основные приемы работы: беседа, вопросы, обыгрывание, драматизация, использование музыкальных компонентов.

Первый просмотр иллюстраций начинается с узнавания объекта.

На следующем занятии, возвращаемся к знакомой детям иллюстрации. Дети уже знают кто это, необходимо больше внимания обратить на то, что делает персонаж, потом спеть, поиграть и так далее.

На третьем занятии обращаем внимание на внешний вид героя, как он

одет, грустный или веселый.

На четвертом этапе знакомства с иллюстрацией можно рассмотреть, что изображено рядом с главным героям.

В этом возрасте процесс ознакомления с книжной графикой хорошо сочетается с практическими занятиями по изобразительной деятельности: конструированием, аппликацией, рисованием и лепкой.

Работа осуществляется вне занятий.

^ Средний дошкольный возраст

Задачи: обращать внимание на взаимосвязь изображения с текстом, разнообразием отражения в иллюстрациях явлений, предметов, способы передачи движения, настроения, характера образа. Рассмотреть специфику оформления книги: обложка, титульный лист, заставки, концовки. "Почемучки" должны знать слово «иллюстрация», их знакомят с именами известных художников-иллюстраторов.

При ознакомлении с книжной графикой детей 3-4 лет можно за один раз рассматривать несколько иллюстраций, предусмотреть повторный просмотр иллюстраций. По времени нужно ориентироваться на заинтересованность детей.

Дети этой возрастной группы могут увидеть характер героев (добрый, злой, хитрый). Поэтому задаются вопросы не только на узнавание образа, но и определение характера героев. Воспитатель комментирует ответы детей и побуждает их фантазировать. Учить детей замечать характер героев через цвет, жесты, позу, выражение лица, глаз и т.д. В этом возрасте предлагается рассматривать следующие произведения: иллюстрации Елены Лось к сборнику "Колыбельные", иллюстрации Юрия Васнецова и Е. Рачова, рисунки В. Конашевич к сказкам К.Чуковского и др. Главное условие - конкретность, верность тексту.

"Почемучек" 5-го года жизни знакомим со средствами художественной выразительности в произведениях книжной графики (цветное пятно, линия, штрих, композиция), учим понимать связь между характером художественного образа и избранными художником средствами выразительности.

Дети среднего дошкольного возраста могут увидеть особенность изображения различных художников. Например, Е. Рачев и Е. Чарушин рисовали зверей, птиц, но у Е. Рачева они сказочные, а вот Е. Чарушин рисовал настоящий реальный животный мир. Закрепить знания детям помогут дидактические игры, например, "Книжный магазин", "Путешествие по книгам" и др.

Занятие по ознакомлению детей с книжной графикой целесообразно продолжить в практической деятельности, связать с графическими возможностями детей

^ Старший дошкольный возраст

Задачи: продолжать знакомить детей со средствами художественной выразительности, обращать их внимание на особенности изобразительных материалов, которыми работают художники-графики, стиль художника. Детям старшего дошкольного возраста уже понятны некоторые выразительные средства, с помощью которых художник создает образы в книжной графике. Приемы, которые способствуют восприятию детьми этих выразительных средств следующие:

- чтение художественных произведений, адекватных по содержанию иллюстрациям, которые дети рассматривают;

- объяснения, с помощью которых воспитатель учит понимать взаимоотношения героев, их настроение, язык жестов, мимики, движений;

- вопросы, направленные на выяснения взаимосвязи содержания и средств выразительности, которыми пользовался художник (например, можно было бы нарисовать эту иллюстрацию другими цветами? А что бы тогда произошло?).

- прием вхождения;

- игры-инсценировки, мини-представления по сюжету иллюстрации.

Дети старшего возраста могут увидеть разницу в стиле художников. Например, Ю.Васнецов и Е. Рачев делали иллюстрации к одним и тем же сказкам, а чем герои отличаются между собой. В сказках Ю. Васнецова зайчики, котики, петушки очень сказочные, декоративные, словно игрушки, а Е. Рачев изображал своих героев в реальной обстановке и они напоминают не столько животных, как похожи своим поведением на человека.

Только в группе "фантазеры" дети способны понимать содержание иллюстраций; осознавать средства художественной выразительности, понимать своеобразие манеры художника, весь этот опыт и знания проявляются в практической деятельности старшего дошкольника.

Перед тем как вводить детей в мир книжной графики, стоит рассказать о творчестве одного из художников графиков, затем продемонстрировать иллюстрации. Каждая новая книга рассматривается всесторонне: обложка, заставки, иллюстрации. Однако внимание детей сосредотачивается преимущественно на иллюстрациях: цветовом решении композиции, позах героев, динамике действий, стилевых особенностях, общем настроении изображения.

Содержание иллюстрации связывается с текстом. Книжная графика широко используется на занятиях по изобразительной деятельности. Например, перед рисованием на темы "Радуга", "Краски лета" полезным будет рассмотреть" разноцветную книгу" С. Маршака, иллюстрированную В. Лебедевым (каждая страница книги выполнена в каком-то одном цвете).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др iconПеречень вопросов, выносимых для проверки на государственном экзамене...
Виды компьютерной графики. Сферы применения компьютерной графики. Программные и аппаратные средства компьютерной графики. Современные...

Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др iconУпражнения по развитию речи Логопедия д ля дошкольников Альбом 2 • Звуки Ш, Ж, Ч, щ москва
Логопедия для дошкольников: Альбом — М.: Ооо «Изда­тельство Астрель», 000 «Издательство act», 2001. — 80 с: ил

Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др iconЗанятия для дошкольников
Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с онр 4—7 лет: Методическое...

Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др iconРассмотрены и утверждены на заседании кафедры
Перечень вопросов к государственному экзамену «Методики дошкольного образования» по дисциплине «теория и методика ознакомления детей...

Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др iconА. В. Казанцев Основы компьютерной графики
Они написаны на основе специального курса лекций, читаемых автором в течение четырех лет в Казанском государственном университете...

Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др iconГазетная, журнальная, книжная графика Графика
Графика не исключает и применения цвета. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к...

Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др iconДидактические игры в воспитании и обучении дошкольников
Источник: Е. И. Удальцова, "Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников", Минск, 1976 г

Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др iconКонспект лекций по курсу "Общая и книготорговая библиография" для...
...

Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др iconМетодика преподавания права как педагогическая наука. Методика обучения праву
«Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе»....

Методика ознакомления дошкольников с произведениями книжной графики Казакова Т. Г., Горунович Л. Б., Братская Т. Б. и др iconРубрика
Иванов П. А., Кочубеева Л. А., Малкова И. И., Мальская Е. Н., Миронов В. В., Овчинников Е. И., Стоялова М. Л.; Доспехов С. В., Егоров...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов