Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер




НазваниеЛитература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер
страница1/6
Дата публикации28.06.2013
Размер0.77 Mb.
ТипЛитература
zadocs.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6
Теория литературы.


  1. Теория литературы как дисциплина литературоведения. Задачи, объем и предмет исследования.

Теория литературы изучает закономерности, которые управляют литературным творчеством.

Критика появилась раньше, чем литературоведение, еще в трудах Белинского, критика и была литературоведением.

Во второй половине 19 века и в 20-м веке возникали дискуссии о критике и ее назначении. Критика по-разному соотносилась с литературоведением. В наше время критика выводится за рамки литературоведения. Литературоведение – сложная наука, состоящая из множества дисциплин, которые взаимосвязаны и составляют систему.

Теория литературы – дисциплина, которая изучает закономерности литературного творчества, природу литературы, определяет методику и методологию литературы, ее общественную функцию, это теоретическая дисциплина, со своим особым предметом – литературой. Кроме познавательных функций. Теория литературы выполняет методологическую функцию. Это ее особенность. Она дает возможность рас сматривать любое явление литературы под углом различных литературных закономерностей.

Как наука теоретическая она определяет понятия, знания закономерностей как инструмент исследований. Теория литературы – это система закономерностей, в основании которой лежит логический принцип связи общего с частным.

Литература – это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер.

Литература – это вторичная эстетическая реальность, это сокращенная вселенная, по словам Салтыкова-Щедрина. Теория литературы изучают изменяющуюся сущность. Понятия теории литературы тоже изменяются, историко-логический принцип дожжен лечь в основу теории литературы.


  1. ^ Формирование принципа историзма в науке о литературе.

Было стремление рассматривать теорию литературы в историческом аспекте. Она возникает на базе исторического рассмотрения литературы. Основы ее закладываются в 18 веке, в эпоху просвещения.

    • Гердер главный теоретик «Бури и натиска»; он обратил литературу к национальной почве, он возражал против того, чтобы литература была подражательной.

    • Труды Лессинга и Дидро. Лессинг определяет самобытность и своеобразие литературы. Они выступали за ее самобытность

В 19 веке побеждает историзм теория литературы возникает как наука. Все явления стали рассматривать исторически. Создается жанр исторического романа. В литературоведении возникают историко-литературные концепции. В середине 19 века историзм выходит на первый план в трудах Гегеля. Художественные произведения должны рассматриваться по отношению к эпохе. Гегель рассматривал многие понятия литературы.

Во второй половине 19 века возникают академические школы литературоведения: культурно-историческая школа считала историзм главной основой изучения литературоведения.

Сравнительная историческая школа Веселовкого тоже рассматривает теорию литературы с точки зрения истории. Веселовский рассматривал литературные понятия, ведущие проблемы в историческом осмыслении. Исторический принцип сыграл огромную роль в развитии литературы.


  1. ^ Специфика методологии литературоведения (в отличие от методов точных наук).

Методы – определяются сущностью предмета, на который они направлены, стало быть особенности методов зависят от особенностей предмета. Литературоведческие методы направлены на изучение литературы, а это предмет очень своеобразный. Литература – это эстетическая реальность, мир неточностей, в центре которого человек в своем единстве. Человек – это сложный предмет исследования и такой же сложностью обладает предмет литературы. Точность методов заключается в их неточности… - так говорил Д.С.Лихачев.


  1. ^ Традиционные методы исследование.

Это методы связанные и академическими школами. Во второй половине 19 века складываются академические школы и методы разделяются по цели, по предмету и др.

Школы:

      1. Мифологическая.

В русской науке возглавлялась Буслаевым и Афанасьевым. Мифологи методы изучения фольклора переносили и на литературу. Они считали самым важным и самым творческим период создания мифов, т.к. основные формы искусства слова складывались именно тогда. Они занимались анализом форм и использовали формально-генетический метод.

      1. Культурно-историческая.

Возглавлялась Пыпиным. Отражение среды и быта в котором возникает произведение. Художественная сторона из не интересовала. Литературное произведение было для них памятником. Для них это было этнографией. Но сами они считали продолжателями Белинского. Считалось, что бытовая среда должна отражаться в литературном произведении.

      1. Психологическая.

Возглавлялась Потебней. Поэзию рассматривали как разные способы мышления.

      1. Срвнительно-историческая.

Возглавлялась Веселовским.

      1. Историческая.

  1. Структурализм и семиотика.

  2. Системный и целостный анализ.

  3. Понятие о литературной критике. Задачи современной литературной критики.

Читатели меняются не только от эпохи к эпохе, но и не равны между собой. Особенно резко отличаются читатели узкого образованного слоя и представители так называемых широких кругов общества, «массовых читателей». Литературные критики составляют авангард читающей публики. Их деятельность является весьма существенным компонентом функционирования литературы в ее современности. Задача критики – оценивать художественные произведения и при этом обосновывать свою точку зрения. Лит.Критика – это посредник между читателями и писателями. Она способна стимулировать и направлять писательскую деятельность. (пример: влияние Белинского на Тургенева, Достоевского и др.) Однако критика влияет и на мир читателей. Раньше, критика была по преимуществу нормативной. Произведения четко соотносились с жанровыми образцами. Новая критика исходит из прав автора на творчество по законам, им самим над собой признанным. Она интересуется неповторимо-индивидуальным обликом произведения, уясняет себе своеобразие его формы и содержания – т.е. является интерпретирующей. Оценивая конкретные произведения литературная критика рассматривает и литературный процесс современности, а так же формирует художественно-теоретические программ, направляя литературное развитие (Белинский о Тургеневе, Достоевском и др.). Бытует так же критика-эссеистика не претендующая на аналитичность и доказательность, но являющаяся опытом субъективного, эмоционального освоения произведений.


  1. ^ Поэтика: значение термина. Основные понятия и термины теоретической поэтики.

С древности до Буало поэтика означала учение о словесном искусстве, являясь по сути современным литературоведением. Сегодня, поэтикой называется раздел литературоведения, предмет которого состав, строение и функции произведений, а так же роды и жанры литературы. Различают поэтики нормативные (опирающиеся на одно направление) и общую поэтику, исследующую универсальные свойства произведений.

В ХХ века Поэтикой называется так же определенная грань литературного процесс, а именно – осуществляемые в произведениях установки и принципы отдельных писателей, а так же художественных направлений и целых эпох.

Историческая поэтика – это наука в составе литературоведения, предметом которой является развитие словесно-художественных форм и творческих принципов писателей в масштабе всемирной литературы.

В нашей стране теоретическая поэтика начала формироваться 1910-е гг. и упрочилась в 1920-е

В прошлом поэтика изучала не сами произведения, а то, что в них воплощалась и преломлялось, ученые смотрели как бы сквозь произведения. Однако сегодня ясно, что главный предмет современной науки о литературе – сами произведения, все же остальное вспомогательно и вторично.

Знаменательны суждения Переверзева в его книге «Творчество Гоголя» 1914 г. Он сетовал, что литературоведение и критика далеко уходят от художественных созданий и занимаются иными предметами…»

Теоретическое литературоведение 20-х неоднородно и разнонаправлено. Наиболее ярко проявляет себя формальный метод (ученые во главе со Шкловским) и социологический принцип, развивавшийся с опорой на Маркса, Плеханова (Переверзев и его школа) Но в это время существует и первый пласт науки о литературе. Он представлен работами Бахтина, Аскольдова, Смирнова. Эти ученые наследовали традицию герменевтики и в большей или меньшей степени опирались на опыт религиозной философии начала столетия. Обстановка 30-х и последующих десятилетий была крайне неблагоприятной для разработки теоретической поэтики. Наследие 10-20-х гг. начало осваиваться и обогащаться лишь с 60-х гг. Весьма значительной была тартуско-московская школа, возглавляемая Ю.Лотманом.


  1. ^ Виды искусства. Принципы их классификации.

Литература один из видов искусства, следовательно для того чтобы понять ее специфику, надо поговорить об искусстве. К этой проблеме есть разные подходы:

        1. Искусство – это одна из форм общественного сознания. Эта форма (ранняя) сознания возникла еще в то время, когда человечество находилось на первом этапе развития. Вторая форма знания: о природе, об обществе, + идеологич. знание. Когда человечество переходит от родоплеменного к государственному образу жизни, тогда появляются другие формы общественного сознания, т.е. искусство продолжает сосуществовать с формами общественного сознания. Но искусство не может заменить общественного сознания, т.к. определяет духовное самоопределение человека.

        2. Искусство – как эстетическое явление имеет разные значения.

          • В широком значении, искусство – это умельство, мастерство человека в осуществлении каких либо задач (искусство врача).

          • В узком значении – осуществление некоей деятельности, которая приводит к созданию неких предметов, имеющих эстетическое значение.

          • Самое узкое значение – художественная деятельность, которая приводит к созданию художественных произведений (эта деятельность осуществляется по законам красоты), художественная деятельность (искусство в собственном смысле) – духовная деятельность (произведения этого вида искусства обогащают жизнь), следовательно искусство можно поставить в один ряд с формами общественного сознания. А искусство, которое создают прикладные изделия – это изделия практические, следовательно они не являются общественным сознанием (ваза – прикладное изделие, а роспись на ней искусство в собственном смысле)

Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Границы между видами искусства определяются формами, способами художественного выражения (в слове, в видимых изображениях). Говоря иначе материальный носитель образности у каждого вида искусства свой.

Гегель выделил и охарактеризовал пять «великих искусств»: архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. На ряду с ними существует танец и пантомима, а так же активизировавшееся в ХХ веке постановочная режиссура.

Наряду с охарактеризованным выше представлением о видах искусства, существует т.н. «категориальная» их трактовка при которой различиям между материальными носителями образности значения не придается, на первый план выдвигаются такие общебытийные и общехудожественные категории, как поэтичность, музыкальность, живописность.

Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение. Литература принадлежит изобразительным искусствам, она подобна живописи и скульптуре и отличается от искусств неизобразительных. Последние называют экспрессивными…


  1. ^ История дифференциации и интеграции различных видов искусства.

Для ответа на вопрос Каково соотношение вида искусств?Для этого необходима систематизация видов искусств.

        1. Начальная стадия развития (первобытно-общинный строй).Первобытное искусство – синкретическое (искусство = человеческое сознанию),т.е.нет расчленения понятий (факт – реальность, общее – конкретное). Это проявляется в том, что:

          • а) искусство не отделено от человеческой деятельности (искусство вплеталось в жизнь: Пример: фольклор - обрядовые жанры, которые не были эстетическим явлением),

          • б) не было разделения на роды, виды, жанры (пример: словесное искусство не отделялось от музыки, лирическое от эпического)

Следовательно это двуплановый синкретизм первобытного искусства. Первобытное искусство было бифункционально, + нет деления на роды. Этот синкретизм был ограничен естественными средствами в создании искусства: были человеческие средства(голос, тело),природные средства (камень, глина), искусственные развивались двумя путями.

С одной стороны были искусства (мусические): искусства слова, музыки, пантомимы…т.е.с помощью человеческих средств. С другой стороны – прикладные искусства (с помощью природных средств): живопись, графика…Следовательно терминология:

  • мусические виды искусств(музы Аполлона);

  • технические (область ремесленной деятельности - Гефест).

Мусические искусства возникли раньше, т.к. человеческие средства осваивались раньше и не зависели от искусства. Природные средства осваивались труднее. Мусические искусства существовали во времени, а следовательно, им присущ динамический характер движения. Технические виды статичны (существование в пространстве).В дальнейшем искусство распадается на 2 русла:

  • народное творчество

  • профессиональное творчество

Фольклор продолжал оставаться синкретическим. В области профессионального искусства начался распад древнего синкретизма. Сначала распадается в мусическом искусстве, дифференциация постепенно. Сначала эти искусства распались на:

  • словесно-музыкальное

  • актерско-хореографическое

Это произошло, т.к. человеком начала осознаваться процессы внутри человека, а единство времени и пространства фактор физический, следовательно – это разные категории, которые становятся рамками связывающими эти виды искусств: пространственные – танец, пантомима; временные – словесные, музыкальные. Это подтверждается терминологией: в древней Греции музыкально-словесное искусство называется – лирикой, а танцевально-актерское – орхестикой. В дальнейшем каждое художественное образование распадается. причина распада словесно-музыкального вида в дальнейшем осознании человека как самого себя, отдельность духовной сферы от практической, эмоциональной и интеллектуальной сферы. Система интонирования музыки, звуки предназначены для того чтобы выражать эмоции, а слова для интеллекта. Но и в литературе есть чувства, а в музыке есть мысли, т.е. все дело в акцентах. Разделение мусических видов искусства шло и в других направлениях, в нутрии каждого вида шло разделение на исполнительские и собственно-творческие. Это расчленение отчетливо видно в области словесного искусства, появление письменно закрепленного текста (т.е. автор записывал его – это собственно-творческое), а остальные читают (это исполнительское).

В технических видах не могло быть деления на собственно-творческое и исполнительное, но здесь было деление на роды, виды и жанры (деление на изобразительные и неизобразительные). Но потом и они распадаются.

Другая тенденция в развитии искусства – это интеграция видов. Это происходит потому что утрата синкретизма имела положительные результаты (отделяясь виды искусств углублялись, развивались лучшие) и отрицательные результаты (когда искусство распадается, то утрачивается многомерность, всесторонний охват действий, т.е. разворачивается в одной плоскости).

В 18-19 веках сожалеют о распаде и начинаются попытки воссоздать синкретические виды, но этого не получается. Вместо этого создаются синкретические образования (Пример: балет = танец + пение, опера = музыка + слово)

Существует три способа объединения видов искусства:

  1. Конгламеративный (механическое сочетание искусства в каком-то отрезке пространства и времени. Примером может быть концертная программа, которая не ведет к созданию отдельно вида).

  2. Ансамблевый – более тесное соединение, т.к. виды объединяются общим художественным замыслом. Пример: архитектурно-скульптурное сооружение, тоже не ведет к созданию отдельного вида.

  3. Органический - ведет к появлению новых видов искусств, примером может быть опера и балет.

В 20 веке возникают новые возможности для соединения искусств на основе новых технических средств (TV, радио, фото…), но здесь т.зр. ученых разделяются. Одни считают, что это отдельное, новое искусство. Другие считают, что это только хранение, передача информации.

На новом технической базе возникает промышленное искусство – это тождество прикладного искусства, но отличается тем, что искусство создает произведение в одном экземпляре, а промышленность …

  1. принцип деления:

    • собственно-художественные

      1. односоставные

      2. синтетические

    • нехудожественные

Разделение происходит по различным признакам. По пространственно-временному:

  • временные искусства: литература, музыка.

  • пространственно-временные: танец, актерское иск-во.

  • пространственные: скульптура, живопись

  1. деление на:

  • изобразительные

  • выразительные

Литература делится на эпическую (изображение выражающее жизнь во внешних проявлениях) и лирическую (выражающую внутренний мир)

Драма и архитектура стоят особняком. К изобразительным относятся пантомима, живопись, скульптура.

К выразительным: танец, музыка. Изобразительные искусства тянутся друг к другу спектакль = актер + декорации, и выразительные тоже песня = музыка+поэзия.


  1. ^ Специфика литературы как вида искусства. Ее предмет и значение.

Предмет литературы человеческая жизнь. Цели: познавательная, воспитательная, эстетическая. Но это общие положения, которые ничего не говорят о специфике всех искусств по сравнению с другими видами человеческой деятельности. Для того что бы разобраться необходимо отличать предмет искусства от других предметов других общественных видов деятельности. (Пр. Наука)

Сначала о предмете, т.к. от него зависит цель. Античные мыслители впервые утверждали мысль о человеке как главном предмете поэтики. В сферу искусств входит все, что относится к духовной деятельности человека. Позже эту мысль развил Лессинг, он считал, что для поэзии необходимо воспроизведение которых важно для формирования человеческих характеров. Искусство отражает духовную деятельность человека и формирует. Гегель тоже определяет предмет поэзии, как то, что представляет духовный интерес. Белинский говорил то же самое. Чернышевский подытожил: «Сфера искусств обнимает все, что интересует человека – вот содержание искусства. Современные ученые развили это положение подчеркивая человеческий характер предмета искусства, но акцент делается диалектике субъективного и объективного в предмете искусства. В этом процессе (художественного познания мира) оттачиваются человеческие чувства и мысли, а от этого зависит глубина познания действительности.

Таким образом характеризуя предмет искусства можно сказать, что он имеет человеческий характер (то есть всегда при изображении действительности присутствует человеческий угол зрения на действительность.) Другое свойство предмета искусства – целостность изображения человеческой жизни. Вопрос об объеме изображения решается по-разному. Идеалисты считали, что сфера искусства исчерпывается идеальными, возвышенными сторонами жизни (Гегель). Примером может служить «Антигона» Софокла: противостояние Креона и Антигоны носит печать идеала, так как их цели носят возвышенный характер. Теория Гегеля не оправдана с исторической точки зрения, так как, например, борьба с фашизмом и другие конфликты разрушительные, а, следовательно, к искусству они не могут иметь отношения. Не оправдана и с теоретической точки зрения (идеалистическая точка зрения начинает преодолеваться Белинским. Революционеры-демократы так же критиковали эту точку зрения и говорили, что предмет искусства неограничен (Чернышевский).Т.е.:

1)предмет искусства отличается от науки человеческим характером;

2)искусство отражает жизнь целостно.

^ Литература. Отличие от других видов искусства.

1)Древнегреческие ученые (Аристотель), говорят о том, что фабула поэтического произведения связана с мыслями, поступками человека. Позже Лессинг сопоставил сферу изображения поэзии и изобразительных искусств в «Лакооне» он говорит о том, что искусству свойственно изображение: тело+статика, а поэзия связана с изображением внутренних, духовных процессов в жизни человека. Поэзия может отображать и внешние формы жизни, но не столь наглядно, как в живописи. Предмет литературы, по сравнению с другими видами искусства оказывается более полным, глубоким. Литература может изображать внешние формы жизни (пример: поступки), внутренние, духовные процессы и все это показано в движении. Все это благодаря искусству слова! Белинский: «Поэзия – высший род искусства. Поэзия заключает в себе элементы других искусств…»

2)Синтетичность. Благодаря этому, человек становится предметом изображения в литературе. Человеческий характер предмета надо понимать не только в широком смысле, но и в узком (показ человека в произведении).

ЦЕЛИ:

Для начала необходимо ограничить цели видов искусства, от целей других форм познания человеческой деятельности.

Все формы человеческой деятельности характеризуются тем, что они связаны с целью. Целеполагание свойственно всем формам человеческой деятельности. Аристотель говорит о том, что в искусстве происходит познание по средствам подражания ей в целях получения эстетического наслаждения, связанного с очищением человеческих чувств (пример: сострадание).+Аристотель подчеркивал познавательную, воспитательную, эстетическую роль искусства в формировании человеческих характеров. Эти мысли развивал Лессинг («Гамбургская драматургия»). Он говорит об очеловечивании идейно-нравственных запросов людей. Цели не понимались однозначно. Одни философы говорили, что искусство способствовало развитию различных способностей человека. Эта цель отрывается от других (т.е. воспитательные цели отрываются от эстетических). Немецкие философы-идеалисты (Кант, Гегель) понимали цели по-разному. Все они говорили о неразрывности воспитательных и эстетических целей. Они ставили вопрос о человеческом идеале, как о надежном критерии ценности искусства. Новый шаг в этом направлении сделали русские мыслители. Они отвергли понимание видеть цель искусства в нем самом (т.е. критика искусства для искусства). Лучше всего цели сформулировал Чернышевский. Он выделил 3 задачи искусства:

- воспроизведение интересных для человека явлений действительности;

- объяснение жизни с тем, чтобы лучше ее понять;

- произнесение слов приговора надо изображать явлением.

Искусство должно отражать жизнь, для постижения ее закономерностей + на основе этого преобразовать ее. Внимание акцентируется на диалектике. Отражение и широта художественного познания действительности. Отражение понимается как обратное влияние (влияние автора на сознание). Ширина (автор) с его сознанием и деятельностью зависим от действительности. С другой стороны цели, которые он ставит, зависят от действительности. К тому же цель связана с творческой способностью человека. Художник творит правдивые картины (правдиво отражающие жизнь), но не копирует, а оценивает эти картины с точки зрения идеала.


  1. ^ Понятие содержание и формы искусства и литературы.

Содержание и форма – широкие философские понятия, которые относятся ко всем областям жизни, предметам, явлениям.

Понятие форма в философии рассмотрено Гегелем в двух значениях:

        1. Форма существования и развития или форма внутренняя.

Это касается всех категорий действительности. Форма здесь тоже содержание, но взятая в определенном виде и на определенной стадии развития. Гегель: «Форма – это содержание, но взятое в какой-то разновидности. Это содержание, взятое в развитой определенности». Пример: жизнь – это некоторое содержание, которое свои формы: растительная, животная, эти формы то же имеют свою дифференциацию.

        1. Форма внешняя. (выражение)

По отношению к содержанию форма – это тоже содержание в одной своих разновидностей. Искусство является одной из форм общественного сознания. Искусство отличается художественным содержанием, которое имеет свои формы: живопись, литература, архитектура и т.д.

Форма существования и развития в отдельно взятом явлении выступает как внутренняя форма, как содержание, которое выражается во внешней форме (форме во втором значении)

Содержание в разных видах искусства получает разную форму выражения.

По Гегелю происходит удвоение формы (1-я форма – содержание 2-я форма вне содержания). Внутренняя форма помогает понять, как осуществляется взаимодействие формы и содержания. Через внутреннюю форму происходит взаимопроникновение формы и содержания.

^ Принципы соотношения содержания и формы.

  1. Принцип неразрывности содержания и формы в любом явлении действительности.

  2. Принцип перехода содержания и формы друг в друга, принцип взаимо перехода.

Формы общественного сознания не развиваются изолировано друг от друга. Поспелов рассматривал форму и содержание раздельно. Форма и содержание неразрывны. Эти понятия относительны. Все в художественном произведении и содержательно и формально. В произведении все компоненты находятся в связи, все элементы взаимопереходны. Замысел по отношению к художественной действительности – это форма. Художественные образы это форма по отношению к художественному замыслу. Сюжет – это форма по отношению к художественному образам. Язык художественного произведения тоже формален и содержателен. Все уровни произведения и формальные и содержательные престают то как содержание, то как форма.

3. Принцип единства (соответствие) содержания и формы.

Форма соответствует или не соответствует содержанию, возникает понятие меры, которое было разработано Гегелем + работы Чернышевского (понятие прекрасного в котором содержание соответствует форме).

Единство содержания и формы – критерий оценки художественного достоинства произведения. По законам меры живет сама природа. Этот принцип важен для искусства и литературы. Субъект и объект взаимопроникают друг в друга, во взаимодействии художника и действительности происходит рождение произведения.

Натурализм, формализм – нарушение в соответствии содержания и формы. Содержание не до конца может воплотиться в форму (музыка, живопись, литература).

Формализм отдает предпочтение форме (излишество форм при минимуме содержания) при этом образ разрушается.

Содержание и форма в узком понятии – это рассмотрение этих понятий конкретно в произведении (идейно-тематическое содержание, это понятие оценочное). В узком значении содержание сочетает изображение и оценку.

Форма – система выразительно-изобразительных средств (в узком смысле): речь, жанровая принадлежность, композиция и др. Форма сочетает субъективное и объективное, выразительное и изобразительное. Соотношение содержания и формы в узком смысле динамическое и диалектическое. Фома более устойчива, содержание обладает абсолютной активностью, а форма относительной. Форма почти не изменяется на протяжении многих веков, она повторяется.

Стиль – это характер связи элементов формы. Содержание различно, а стиль един. Содержание является движущей силой развития литературы. Форма отражает содержание, они взаимодействуют. Форма самостоятельна, у нее есть своя логика развития, она оказывает воздействие на содержание. Исторически форма – воплощенное содержание. Каждый элемент формы –это определенное содержание.

Конкретное содержание опредметилось в композиционном приеме( употребление числа 3 в тексте произведений).Соотношение содержания и формы на всех ее уровнях различно, но содержание и форма взаимопереходны во всех аспектах.


  1. ^ Два значения понятия формы в философии и в искусстве. Содержание и форма литературы в историко-литературном процессе.

  2. Понятие о художественном образе. Его структура.

Худ. образ-это всеобщая категория художественного творчества, основная художественная единица, в которой отражаются все единицы искусства. Худ. образ-это основной инструмент анализа. Это многозначное понятие. Широкое значение: мышление художественными образами(образ-это особая форма освоения действительности), уже отдельный языковой образ(пример :тропы). ОБРАЗ-это особая форма освоения действительности. В практической деятельности создаются новые вещи, которые существуют в жизни. Теоретическая деятельность не создает новое(т.к. это духовное производство) ,а следовательно, образ сливает в себе продукты 2-х деятельностей(как наука- духовное производство, как практическая деятельность- создаются новые явления, которых нет в действительности). Образ возникает в процессе особого подражания. Основное свойство образа- это особая жизненность(это отражено в языке). Художник проник в закономерности жизни, овладел ими, отразил в произведении : Но: творит новую реальность, эстетическую, следовательно, это отражения, но разные формы отражения(пример: механическая форма самая низшая, примитивная. Более сложные формы: химическая, биологическая( нервные узлы-ощущения), сознание(высшая форма между материей и жизнью нет разницы, а следовательно, 1-е: в основе жизни лежит отражение. 2-е: отражение не одностороннее влияние 1-го предмета на другой- это взаимоотражение. Сознание влияет на действительность и наоборот- это механизм жизни. Литературные образы создаются словом. Язык, в отличии от материала других видов искусства – продукт сознания, предстающий в формах сам. сознания. В основе создания слова, образа, лежат одни и те же закономерности. Это обнаружил Потебня и отразил в теории»Внутренняя форма слова»(слово создается на основе признака, который называется «внутренняя форма». Дальше слово живет, обрастая значениями- это 2-я сторона(внешняя)-семантическая. 3-я – звуки, обозначающие это содержание. Звучание слова- поэзия , содержание слова- проза. Образные слова – если сохранили этимологический признак. Если этот признак утрачивается, то комплекс звуков обозначает содержание и становится безобразным. В образном слове Потебня обнаружил взаимоотражение(фокус, в котором пересекается образная и логическая мысль). Это обнаруживается и за пределами слова. Например, в тропах (язык. образах).Пример: эпитет(художественное определение Томашевского):отличия художественного от логического, вскрывают механизм взаимоотображения: эпитет дает целостное представление о предмете, а логическое определение несет разделительное значение.(Пример : широкая степь- содержит в себе признак необъятности………… происходит взаимообмен). Настоящая модель худ. образа -это сравнение( выявляет действие аппарата сознания).Сознание дает представление о структуре худ. образа. Пример : глаза Кати Масловой были черные., как мокрая смородина.-1 предмет, постигается через другой. Этот способ отражения непрямой, непростой. Простой способ отражения: глаза Кати Масловой были черными). Эти понятия(глаза и черная смородина) не приравниваются.»как»-здесь важное слово. Это новый вид связи, который заставляет свести 2-ве мысленные картинки, а отсюда рождается узел противоречий, который лежит в основе худ. образа . Худ. образу свойственен ряд признаков, которые находятся в диалектическом сопряжении, взаимодействии.(Пример: глаза, черная смородина)-оба предмета конкретны. 1-ый признак, свойственный образу + в простом сравнении есть элементы обобщения. 2-ой признак- у нас возникает целостное представление о предмете. 3-ий признак- вымысел, фантазия, от которой зависит сравение(глаза не равно смородина, но как бы действительность т.е можно сравнить еще с чем-то). Но эта фантазия не уводит от действительности, а наоборот, приводит к ней, помогает представить эти глаза. 4-ый признак-сравнение выполняет познавательную функцию, которую выполняют все худ. образы. Это познание ведет к целостному представлению о предмете и его оценке. В результате перечисленных признаков худ. образ приобретает еще 1-н признак-неисчерпаемость впечатлений, интерпритаций. Образ, некая картина человеческой жизни, конкретная и обобщенная, субъективно и объективно созданная на основе художественного вымысла, и имеющая эстетическое значение. Высшая степень отражения- художественный образ, в котором сливаются 2 ступени взаимоотражения и образуется 3-я. В художественной реальности может наблюдаться рождение образа(пример: образ Кентавра в мифологии: слились человек и лошадь и появляется 3-е ). Мы можем назвать образом то, что находит в себе механизм взаимоотражения. Но, есть споры, (пример: Тимофеев говорит о том, что понятие» образ» можно отнести только к человеку). Язык же несет на себе печать образности.


  1. ^ Образ художественный и иллюстративный. Образ и знак. Виды художественного образа.

Художественный образ – это литературоведческое понятие, в нем проявляются все единицы искусства. Художественный образ – особый вид деятельности (образное мышление). Научно-иллюстративный образ – это в некотором смысле не образ вовсе, это то, что используют ученые, приводя пример. Главное отличие художественного образа от научно-иллюстративного – это вымысел – важнейшая составляющая художественного образа. Взаимоотражение – закон на основе которого рождается жизнь. Тропы – переносное значение это элементарный элемент художественного образа – сравнение с помощью одного предмета выясняется другой предмет (глаза как мокрая смородина)

элементы художественного образа во взаимосвязи.

Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др.греч. эйдос – облик, вид). В составе философии и психологии образы конкретно представляются, т.е. отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, факторов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличии. Они противостоят абстрактным «понятиям», которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее чувственно-идеальные черты. Следовательно существует чувственно-образная и понятийно-логическая форма освоения мира.

Далее различают образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений. Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривает образ как воспроизведенное представление – в качестве некоей чувственно воспринимаемой данности. Именно это значение слова «образ» является насущным для теории искусств, в составе которой различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о имевших место фактах) и художественные (создаются при активном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя оценивающего осмысления) в этом его специфика.

Ныне в литературоведении укоренились слова «знак» и «знаковость», они потеснили «образ» и «образность». Знак – это материальный предмет, выступающий как представитель и заместитель другого, «перднаходимого» предмета (либо свойства и отношения). Знаки составляют системы которые служат для получения, хранения и обогащения информации, т.е. имеют прежде всего познавательное назначение.


  1. ^ Эволюция образного сознания.

Мышление ч-ка развивается => меняется худ сознание, меняются типы худ образов. В основе худ образа лежит способность познания одного предме6та через другой, т е способность взаимоотражения. Выясняя, что вступало в отношения взаимоотражения, можно выявить осн вехи развития образного сознания.

1. ДРЕВНИЙ ПЕРИОД: основа обр сознания – природа и(=)человек. Человек еще не выделился из природы, сознание его не самостоятельно. Для ч-ка было естественно отражать др ч-ка ч-з природу и наоборот. Первым образом стал фетиш – неодушевленный предмет, наделенный человеческими свойствами, которых у него нет. Человек наделил его силой – обобщением. Сочетание общего и конкретного стало фантастикой, которая стала первичным способом познания мира.. на этом этапе еще не отличается разумное и эмоциональное, фантастическое и естественное.

^ 2. ДРЕВНИЙ ПЕРИОД: человек -> творец. Человек переходит к созданию вещей, что кардинально изменило сознание ч-ка, т к сначала появляется идея, а затем вещь. Чтобы создать вещь, ч-к должен ухватить сущность вещи. В сознании ч-ка понятие о вещи отделяется от самой вещи => формируется мифологическое сознание. В мифологич образе единичное и общественное тесно связаны. . природное и личное в мифологич образе связаны фантастически, через фантастически искаженный образ. На стадии производства вещей ч-к выделяет себя не только из природы, но и из общества

3. АНТИЧНОСТЬ: первая стадия, отразившая гармонию между людьми и обществом. В основе этой гармонии простота производственных отношений. В античном полисе еще не так много вещей второй природы, для того чтобы они довлели над людьми. Личное растворяется в общественном => абсолютная демократия. Гармония понимается как согласие всех вещей, понятий и представлений. В античном образе общее и отдельное совпадают. Антич образ обладает пластичностью, единством и проч. Но в Древнем Риме гармония уже разрушается: она не строится на рабстве и насилии.

4. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: происходит деление гармонии на идеал и действительность(реальность). Идеал – Бог, традиционная реальность.Античность идеала не знала, гармония мыслилась реальной. В это эпоху пришло сознание того, что раб – человек, а человек – раб Божий. Такое перевертывание было весьма существенобог не только на небе, но и в душе ч-ка – это совесть ч-ка. => сопоставление Юогочеловек и Бог в человеке. – система перевертываний, которая легла в основу христ образа. Общее и единичное здесь связаны способом логического подчинения, они сосуществуют, но различны.

5. ВОЗРОЖДЕНИЕ: переломная эха в развитии образного сознания. Формируется ренессанский реализм. В средневековье ч-к делится на тело и душу, в возрождении ч-к становится единым, целым, мерилом всех вещей, он в центре мирозданья, что формирует гуманистический принцип искусства. Ощущение безграничных возможностей человека. В античности личное растворялось в обществе, теперь объектив поворачивается к человеку от общества. Для античности гл идея – идея гармонии, для возрождения – стремление к гармонии человека с миром. Это определяет тип худ образа. Это всегда индивидуальная концепция мира, которая выражается в прохождении ч-ка через мир => энциклопедичность этого образа. Красота тперь не типическое соразмерение частей, а единство худ проблемы. Этого противоречия не знала античность. Противоречие внутри худ образа раздваивает его => создаются парные образы (Фауст – Мефистофель). Возникает самодвижение образа, детерминированность образа обстоятельствами и психологией. Но здесь еще нет детализации, социального детерминизма.

6. КЛАССИЦИЗМ: 17 век в Европе – 18 век в России. Возникает в эпоху абсолютизма. Складывается огромное государство. Объектив передвигается в сторону общества => гражданский пафос, искусство образцов, иерархичность. Характер образа обусловлен тем, что ч-к принимает т зр общества, смотрит на себя глазами общества. Начинается классификация людей – ч-к теряет единство и целостность. Он изображается не в динамике, а в статике. Это носитель 1-2х свойств, по которым его можно дифференцировать. Мир регламентирован = противоречия выливаются в внешнюю сюжетную симметрию.

7. РОМАНТИЗМ: произошло разрушение феодальной системы. На арену вышла буржуазия. Эпоха национальных потрясений, революций. => радостное ощущение возможностей ч-ка. Личность начинает ценить сама себя, на первый план выходят нравственные ценности ч-ка. => разрыв между обществом и личностью. Искусство становится бунтом ч-ка – образ исключительной личности, образ бунтаря-одиночки. С др стороны исключительная личность эгоцентрична и индивидуалистична. Другой образ – романтическая ирония. Это пародия на действительность и самопародия – фантастика (Гоголь). Это тоже протест: неразумная сущность мира выражается в фантастике, основа которой очень реальна. Важная черта романтич образа – многозначность

8. РЕАЛИЗМ: в буржуазном обществе ч-к превращается в обезличенного индивида, отчужденного от общества. Общественные интересы и интересы личности еще никогда так не отчуждались. Сущность мира и внешние проявления жизни не совпадают. В это время все человеческие отношения заменяются социальными, производственными, измеряются чистоганом. Реалистическое ис-во поворачивается к тому , что дает поверхность жизни – к факту. Фактография соединяется с научностью. Исследование не ведется художественным способом. Правда жизни выступает как некое отношение между образами. На поверхности образа – правда факта и детали, а подспудно – правда сущности, целого. Факт осваивается для отображения общечеловеческих идей

9. МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ: это отражение жизни целой эпохи, реакция на ужасы действительности 20 века. В сознании людей мер воспринимается как хаос, отсутствуют закономерности развития. Меняются акценты: диалектика случайного выходит на первое место. – кризис сознания, .подрывается вера в способность ч-ка, подрыв авторитетов, недоверие к самой действительности. Но модернизм еще не доходит до крайностей на этом пути: он пытается конструировать некую реальность, которая противостоит действительности => критический субъективизм в сознании.

Постмодернизм идет дальше: сознание сливается с письменным текстом.. человек необъясним, субъект растворен => отсутствие автора, текст автономен, растворение героя в тексте, исчезновение характера., цитатное мышление.


  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер iconВ каких сборниках находятся духовные стихи?
Тематические группы духовных стихов. Образы, сюжеты. Религиозно-мировоззренческий компромисс в духовных стихах и понятие «народное...

Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер iconЭволюция носит дивергентный характер, т е. один таксон (например,...
Микроэволюция часть современной синтетической теории эволюции (современный дарвинизм), согласно которой видообразование начинается...

Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер iconПриключенческий роман. Литература Приключенческая литература играет...
Неоднократно отмечая ее развлекательный характер, в сравнении с "серьезной", более низкий эстетический уровень, критика чаще всего...

Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер iconМетодика преподавания литературы как учебная
Скаткин: частная дидактика, теория обучения определенному предмету. В педагогическом словаре: отрасль педагогической науки, исследующая...

Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер iconТеория культуры и искусства Понятие культура, функции, структура,...
Всё то что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития

Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер iconБилет 14. Музыка как вид искусства. Древнерусская иконопись. 1 Музыка как вид искусства
Основные элементы и выразительные средства музыки лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония,...

Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер iconСписок рекомендованной литературы по истории зарубежной литературы. Античная литература
Шекспир. Ричард Третий. Ромео и Джульетта. Как вам это понравится. Гамлет. Король Лир. Макбет. Буря. Сонеты

Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер iconСтановление и развитие русской литературы
Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы

Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер iconКаждое искусство имеет свою специфику, ставит перед собой особые...
В вместе с ним искусствам свойственны некоторые общие черты, объединяющие определенные группы. Распределение искусства по этим общим...

Литература это идеологический, мировоззренческий вид искусства, и теория литературы имеет мировоззренческий характер iconКонспект лекций по общей педагогике студент гр фтбкиСИ
Дополнительная литература: педагогические сочинения выдающихся деятелей культуры и искусства, мемуарная литература

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов