Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах




НазваниеСодержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах
страница1/44
Дата публикации28.06.2013
Размер2.92 Mb.
ТипУрок
zadocs.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
Содержание.


Краткое предисловие автора 2

Урок 1. 7

Что есть Q в книгах Толкиена (см App. F LotR). 7

Урок 2. 10

Квенийское произношение (См. App E. LotR, R58-68) 10

Урок 3. 13

Ударение в Квеньи 13

Урок 4. 15

Имя существительное: склонение, множественное число. Артикль. Соединительный союз. 15

Урок 5. 17

Глагол. Настоящее время. Модальный глагол-связка в настоящее времени. 17

Урок 6. 18

Имя Прилагательное 18

Урок 7. 20

Имя существительное: именительный, винительный и дательный падежи 20

Урок 8. 25

Глагол. Наклонения Глагола. 25

Урок 9. 28

Местоимения. Приглагольные местоименные суффиксы. Эмфатические местоимения. 28

Урок 10. 33

Еще два числа: мультиплексное и двойственное 33

Урок 11. 35

Личные местоимения косвенного дополнения (Accusative Personal Pronouns) 35

Урок 12. 38

Имя существительное: Родительный падеж 38

Урок 13. 42

Безличные местоимения 42

Урок 14. 45

Имя существительное: Местные падежи 45

Урок 15. 49

Личные местоимения в дательном падеже 49

Урок 16. 50

Еще масса полезных сведений о местоимениях 50

Урок 17. 55

Глагол: спряжение. Инфинитив. Перцептативные глаголы 55

Урок 18. 57

Глагол: Времена. Фреквентив, или интенсификатив (en-) 57

Урок 19. 59

Имя существительное: остальные три падежа 59

Урок 20. 65

Инфинитив глагола, герундий и причастие настоящего времени 65

Урок 21. 69

Небольшое отступление: об эльфийских и некоторых других календарях 69

Урок 22. 74

Дополнительные сведения о некоторых грамматических формах Q 74

Урок 23. 77

Предложные формы. Наречие. Степени сравнения прилагательных 77

Урок 24. 78

Числительные 78

Урок 25. 81

Vardo eleni 81

Урок 27. 85

Фреквентив. Модальный глагол-связка 85

Урок 28. 87

Различные суффиксы, крайне полезные для образования гордых эльфийских имен 87

Урок 29. 89

Еще немного крайне полезных суффиксов 89

Урок 30. 91

Указания по словообразованию сложносоставных слов. 91

Урок 31. 93

Этимология: Фонетика. Согласные 93

Урок 32. 96

Этимология: Фонетика. Гласные и дифтонги 96

Урок 33. 98

Этимология: Фонетика. Лениция и мутация согласных в эльфийских языках 98

Урок 34. 103

Множественное число в синдарине 103

Урок 35. 106

Этимология: Словообразование. Еще кое-какой дополнительный материал 106

Урок 36. 110

Эльфийская письменность -- Тенгвар. Tengwar Quenyava. Tengwar Sindarinva. Tengwar Westroneva (Inglisseva) 110


^

Краткое предисловие автора


Перед тобою, читатель, лежит произведение не вполне обычное. Впрочем, нисколько не желая тебя обидеть, осмелюсь предположить, что вполне обычные произведения в этих твоих руках не залеживаются. Я, должен предупредить, вообще нередко беру на себя смелость предполагать, что знаю кое-что о тебе. Сам я имел в свое время некоторое касание к среде, в которой популярны те интересы и вопросы, которые рассматривает мое творение, и на основании этого делаю вид, что я в курсе. Так это или не так -- решать тебе, да, впрочем, это и не важно.

Произведение сие заявлено заглавием как "Начальный курс" языка квенья. Рассказ о том, что это за язык, откуда он взялся и зачем нужен, я позволяю себе опустить, исходя из сделанного на указанных выше основаниях предположения, что я имею дело с читателем, достаточно подготовленным в этой области, коль скоро он решился взять в руки сей опус.

Сей курс, строго говоря, не является целиком моим собственным аутентичным произведением. Я этого совершенно не стесняюсь и не скрываю. Это, в принципе, вполне понятно, если учесть, что Толкиен по досадному стечению обстоятельств (которое, впрочем, если вдуматься, вовсе не предстанет таким уж досадным) не жил и не работал в России, и основные его архивы находятся за рубежом, где и ведутся основные работы по освоению его наследия, и так же вполне естественно, что они нас в этом настолько обскакали, что, несмотря на ошеломляющее развитие средств телекоммуникаций в последнее время (то есть, время, прошедшее между второй и третьей редакцией этого произведения), для нас возможность родить что-либо самобытное и аутентичное просто падает до нуля, не поднимая уже вопрос о ценности и правомочности самобытности такого рода.

Однако и полностью просто переведенным с американского оригинала учебник мой считать нельзя -- это было бы печальной ошибкой. Такие учебники еще непременно появятся, в самом ближайшем времени, если еще не появились, и я не собираюсь заниматься тем, что у других получится лучше. Вместо этого я попытался максимально задействовать то, что никто, насколько мне известно, не сделал пока лучше меня. И я назвал бы свое творение -- да, собственно, и назвал -- курсом, написанным на основе.

Достоинствами его я считаю то, что он переосмыслен мною для нужд русскоговорящих учащихся, что в нем учтена наша сугубая специфика и освещены некоторые места, оставшиеся в курсе Нэнси Мартч темными, а также произведены некоторые дополнения на основе известных мне и не известных ей либо не учтенных ею работ. Грубо говоря, я добавил к ее курсу некоторое количество своего собственного материала, после чего собрал это все и изложил в присущей мне манере. Кроме того, в духе идей Э.Сепира и Б.Уорфа я решился дополнить чисто толкиенистические материалы кое-какими своими изысками из области психолингвистики и выделить какие-то свойства эльфийской психологии и культуры, обуславливаемые, по моему скромному мнению, особенностями эльфийских языков, исходя из тезиса о "связи между используемыми лингвистическими категориями, их отражением в поведении людей и теми разнообразными формами, которые принимает развитие культуры" (Б.Уорф, "Отношение норм поведения и мышления к языку"). Некоторые предварительные испытания и отзывы, собранные мною за те шесть-семь лет, что существует мой учебник, почему-то вселяют в меня надежду, что меня не убьют деревянным мечом сразу после выхода его в свет. Тем более, что, как учил нас светлой памяти сэр Исаак Ньютон, на всякое хитрое действие найдется свое противодействие.

Недостатки моего курса вы очень скоро найдете сами -- для этого вам достаточно перевернуть несколько страниц. Я был бы крайне признателен, если бы найденные недостатки не стали всего лишь притчей во языцех и предметом всеобщего веселья где-то там у вас, а были бы по мере возможности сразу доведены до меня, дабы следующее издание -- а оно непременно будет -- было бы уже свободно от них. Я верю в некий коллективный разум и готов согласиться с тем, что ему доступно гораздо большее, нежели мне одному.

Не стану обольщать вас по поводу достоверности всего, изложенного тут. Это, конечно, никакой не учебник, так как, если вдуматься, одуматься и встать все-таки на позиции грубого материализма (совершенно справедливо, по моему мнению, отвергаемого основной массой тех, кого сей труд мог заинтересовать), то написание такого учебника не представляется возможным. Так что для поклонников научной истины и традиционного толкования реализма мы назовем все это опытом конструирования языка по некоторым имеющимся у нас данным. С тем и предложим им это кушать и из этого попросим исходить.

Здесь и далее во всем учебнике мною вводятся следующие условные обозначения, сокращения и аббревиатуры:

Q

квенья (Quenya)

S

синдарин (Sindarin)

PE

протоэльфийский (proto-elvish)

W

Вестрон (Westron)

JRRT

Дж.Р.Р.Толкиен

LotR

The Lord of the Rings” (Ballantine, paperbound)

I

The Fellowship of the Ring”

II

The Two Towers”

III

The Return of the King”

S

The Silmarillion” (Houghton & Mifflin, hardbound)

UT

Unfinished Tales” (Houghton & Mifflin, hardbound)

LR

The Lost Road” (Houghton & Mifflin, hardbound)

R

The Road Goes Ever On”, Poems by JRRT, music by Donald Swann (Ballantine)

M

The Monsters and the Critics & Other Essays”, “A Secret Vice”, “The Last Ark” (Houghton & Mifflin, hardbound)

Plotz

Letters from JRRT to Dick Plotz

IE

An Introduction to Elvish” by Jim Allan (Bran's Head, Somerset)

TC

^ A Tolkien Compass” by Jared Lodbell (Open Court, LaValle, IL)

Как вы могли заметить, к сожалению, цитируется все по зарубежным изданиям, которые у нас широкого хождения, как мне представляется, не имеют, и посему воспринимать указания о цитировании как подтверждение истинности приводящихся сведений придется в основном на веру, без особой возможности это утверждение тотчас же проверить. Если найдется доброволец-трудолюбийца, который задастся целью установить соответствия между тем, что указано выше, и тем, что имеется у нас в широком распоряжении, я буду очень ему благодарен. Сам же я в работе пользовался всем нам хорошо знакомым материалом: “Северо-Западный Кирпич” в переводе Г&Г ("Северо-Запад", Л., 1991), “Сильмариллион в Яблочках” от Гиль-Эстель, ее же работы “Тощий Справочник” ("Гиль-Эстель", М., 1992), а также мои любимые “Радужные Хранители с Глазом” в переводе Кистямура. Экземпляр оригинала “Unfinished Tales” был мне любезно предоставлен для работы Кэролем и Тикки А. Шельен, за что им наше безусловное и сердечное мерси.

Среди тех, кого хотелось бы поблагодарить персонально еще -- такие просвещенные и высокомудрые толкиенисты и эльфисты, как ^ Андрей Ленский, Александр Эрлих, Кирилл Злобин, блистательнаяjavascript:Open('../../media/desktops/horses_800.jpg','800','600'); Кэти Дж. Тренд. Многие остальные останутся лично невспомненными, но вполне могут записать мою глубокую благодарность на свой счет.

В переводах имен собственных и некоторых других моментов здесь, как и в других своих переводах Толкиена, я руководствовался своими собственными соображениями о стиле и языке их. Интересующихся и возмущенных я отсылаю к предисловию к моему переводу “Неоконченных Сказаний”, выход которого в свет состоялся в конце 1997 года, а публикация в Интернете планируется на осень 2000 г., и готов защищать свою точку зрения -- до разумных пределов.

Работа над этим учебником начата мною где-то зимой 1993 года, закончена же весной 1995. К ней меня сподвигла не только сама интересность задачи, но и, на мой взгляд, существующая потребность в ней у широких толкиенистических и толкиенизирующих(ся) масс, а также необходимость единения, по поводу которой многократно выступал и буду продолжать выступать. Впрочем, навряд ли мотивы моих увлечений будут настолько интересны читателю, чтобы тратить на это место и время здесь. Я с удовольствием пообщаюсь на эту тему с заинтересовавшимися в более частном порядке.

Здесь необходимо изложить только ту гипотезу, в рамках которых вообще проводятся мною и моими коллегами по Херен Элендилион (Обществу Российско-Эльфийской Дружбы) все научные, метанаучные и околонаучные поиски. Гипотеза эта в кратком и грубом, профанном изложении заключается в том, что все, описанное у JRRT, является сущей истиной и картиной действительного мира ( Анвамбар, "Истинный Мир"), и что все именно так и было некогда, но потом наступили Скрытые Века (между началом Четвертой Эпохи и какими-то давними годами человеческой истории), в ходе которых поменялся не только внешний облик Земли, некогда называвшейся Ардой, но и представление человечества о своем происхождении и истории. Какая-то часть этой истории -- от ее начала и до какого-то момента -- является не более, чем коллективной галлюцинацией (Муйнамбар, "Скрытый Мир"), а о том, как было и есть на самом деле, можно узнать в Книгах Профессора. Поэтому сейчас, изучая и анализируя его Книги, мы проникаем в истинную сущность мироздания и проливаем свет на то, что волею Эру Илуватара скрыто от нас миражами.

Далее, мы считаем, что эльфы есть, и они где-то рядом, но не спешат выйти на контакт с нами. Изучение эльфийских языков мы полагаем одним из важнейших шагов к будущему сближению с эльфами, каковое сближение чрезвычайно необходимо обоим расам Эрухини. Эту задачу Херен Элендилион считает несравненно более важной и насущной, чем дознание истинной истории Мира и схоластические экзерциции на тему соответствия Земли и Средиземья.

Более подробно см. мой доклад на II Семинаре Санкт-Петербургского Толкиеновского общества в 1995 г., присовокупленный к сему произведению в качестве Приложения 1.

И наконец несколько слов вообще о предмете произведения.

По словам биографа Хемпфри Карпентера, юный Джон Толкиен впервые начал интересоваться языками и всякими такими делами еще в 1900 году, когда ему -- юному Джону Толкиену -- было семь лет. Натолкнул его на это увлечение его кузен Инклдон почти сразу после того, как Джон остался без матери. Среди работ раннего Джона в сфере неведомых языков наиболее известны биографам аномальский язык (Anomalic), язык невбош (Nevbosh); в возрасте пятнадцати лет Толкиен выучил язык наффарин (Naffarin) и язык New Gothic (не новой готики, как, может быть, подумали некоторые, а ново-готский).

Наконец, уже в юности, прочитав (в подлиннике) Калевалу, Джон начинает работать над языком под названием Quenya. В период с 1905 по 1935 год, от первого по-настоящему самобытного толкиеновского языка и до написания “Хоббита”, в котором уже присутствуют такие гордые имена как Elrond, Bladorthin, Roäc, Carc, Толкиен познал в совершенстве такие разнообразные языки, как немецкий, древнеисландский, финский, валлийский, датский, древненорвежский, русский и другие славянские языки, латынь, итальянский, греческий, авестийский, фарси, готский и древнеирландский. Ясное дело, что после этого с эльфийским было ему гораздо легче, чем, скажем, нам с вами. В общем, в результате во всем том, что мы здесь и далее станем называть Книгами (произведения Средиземского цикла: “Хоббит”, “Сильмариллион”, “Властелин Колец”, “Приключения Тома Бомбадилла”, “Неоконченные сказания”, “Книга утерянных сказаний”, “Предания Белерианда”, “Сотворение Средиземья”, “Затерянный путь” и др.) имеется масса вполне детально разработанных эльфийских языков (общее название их -- языки эльдарин): квенья, синдарин, сильванский (Silvan) (язык Лесных эльфов), тэлерин (Telerin), ваньярин (Vanyarin), лендарин (Lendarin), данийский язык (Danian). Существует также язык гномов, по идее не известный доподлинно никому, кроме самих гномов, и существует масса языков людей Средиземья, о которых мы здесь станем говорить лишь постольку, поскольку они будут соприкасаться с предметом нашего исследования, каковым являются квенья и синдарин, из него произрастающий.

Чтобы, однако, не складывалось впечатления, что JRRT -- один свет в окошке, скажу, что исскуственными языками -- идеальными языками, всемирными языками, просто самодельными языками -- занимались в былые времена куда как многие, и среди них крупнейшие мыслители XVII в. Ф.Бэкон, Р.Декарт, Я.А.Коменский, а чуть позже -- Г.В.Лейбниц. Сэр Исаак Ньютон в возрасте 18 лет (в 1661 г.) написал на эту тему трактат, впрочем, весьма малоизвестный, полный мистики и поисков мировой гармонии. На этой же стезе подвизался в свое время и Т.Кампанелла, автор "Города Солнца". Создавали свои языки также Дж.Свифт, Г.Дельгарно (1626-1687), Дж.Уилкинс, первый председатель Лондонского Королевского общества (1614-1672); миру совсем неплохо известны такие языки, как волапюки (1880), эсперанто (1887), язык сольресоль известен аж с XVIII века, а самым ранним опытом в области конструирования как-бы-естественного языка можно, видимо, считать формозанский язык Г.Псалманагара (1679-1763).

Но языки, которым учит нас JRRT -- они принципиально другого свойства. Сам Профессор писал об эсперанто (каковой язык, впрочем, он очень уважал и немало сделал для его развития) примерно следующее: этот язык не сможет никогда стать живым и неискусственным, пока на нем не сложено ни одного предания и не рассказано ни одной сказки. Эльдарин в этом смысле живее всех живых, или, говоря словами К.И.Чуковского, “живой, как жизнь”.

Желаю вам больших и все больших успехов в деле освоения его.

Всячески ваш

С.М.Печкин

31.03.95.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах iconЧто такое реферирование?
Реферирование – краткое изложение текста. Цель реферата – в наиболее краткой форме передать содержание подлинника, но выделить особо...

Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах iconУрок XXIII пол часть 2 Урок XXIV усиление элиминации физическими...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах iconСодержание предисловие об авторе от автора о книге
Это великая привилегия писать об этой книге, которая свидетельствует в ярких деталях

Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах iconУрок тринадцатый. Кооперация Урок четырнадцатый. Неудача Урок пятнадцатый....
Урок настойчивости ценой в пять­десят центов Необыкновенная власть ребенка Все, что нужно, — это одна глубокая идея «Не­возможный»...

Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах iconОтец Арсений Показать содержание Содержание Предисловие к четвертому...
Воспоминания об отце арсении и его духовных детях, беседы отца арсения, записанные кирой бахмат

Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах iconОборотень
Мне снова снились кошмары. Это переходит всякие разумные границы: в течение двух недель меня почти каждую ночь преследуют эти сны....

Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах iconРоберт Дж. Рингер «Миллионно-Долларовые привычки» Предисловие
Одним из наиболее часто задаваемых вопросов, адресованных мне на семинарах является следующий: «Зная то, что вы знаете сегодня, изменили...

Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах iconЗаписки о Бухарском ханстве Предисловие
В этих папках есть то, что мы помним и знаем, и есть то, что не помнит никто, ни один человек на свете. Во власти историка возвратить...

Содержание. Краткое предисловие автора 2 Урок 7 Что есть q в книгах iconУровень 1 урок 13
В предыдущих уроках мы изучили, как сказать, что что-то вкусное, а также, как поблагодарить за еду, которую вы собираетесь есть

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов