Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины




Скачать 381.13 Kb.
НазваниеРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
страница1/3
Дата публикации28.06.2013
Размер381.13 Kb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Факультет международных отношений

Регистрационный номер

Рабочей программы учебной дисциплины

/ /

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в международные отношения (Introduction to International Relations)

основной образовательной программы

высшего профессионального образования бакалавриата

подготовки по направлению 031900 “Международные отношения”

для получения квалификации (степени) бакалавра

код дисциплины: ГРП МО 269 по учебному плану: _________ форма обучения: очная

виды промежуточной аттестации: зачетов – нет, экзаменов – 1

Трудоемкость учебной дисциплины: ___зачетных единиц

Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий

    1. Цели и задачи курса


Формирование у студентов комплексного представление о профессиональной деятельности в сфере международные отношения, их истории, структуре, системах, понятийных и методологических рамках, источниках информации, основных участниках, существующих подходах их изучения и анализа, перспектив развития.
Задачи:

  • Определение профессиональных компетенций (специальность международные отношения)

  • Формирования междисциплинарного подхода к изучению международных отношений

  • Формирование базовых навыков сбора, анализа и интерпретации информационного контекста современных международных отношений



    1. Язык обучения: русский, английский




    1. ^ Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)


Предполагается, что студенты обладают базовым набором общегуманитарных знаний, владеют как минимум одним иностранным языком на уровне не ниже intermediate.



    1. ^ Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

ОКБ-6: владеет основами методологии научного исследования, готов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в процессе обучения и в профессиональной и социальной деятельности.

ПК-26: способность правильно использовать терминологический аппарат, принятый в среде специалистов по организации международной деятельности.


    1. ^ Знания, умения и навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины

Предполагается получение студентами знаний, связанных с основами теории и истории международных отношения, основными научными методами используемыми в изучении международных отношений, базовый понятийный аппарат, формирование навыков по чтению большого объема специальной и научной литературы, анализа и интерпретации источниковой базы, классификации источников.


    1. ^ Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Лекции – 32 часа

Семинары – 32 часа

Консультации – 2 часа

Промежуточный контроль – 2 часа


    1. ^ Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Трудоемкость, объемы и учебной работы и наполняемость групп

^ Код модуля в составе дисциплины

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

^ Объём активных и интер-активных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия


лабораторные
работы


контрольные
работы


коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация


под руководством
преподавателя


в присутствии
преподавателя


без участия
преподавателя


текущий контроль

промежуточная
аттестация


очная форма обучения

ПЦ

32

32

2

0

0

0

0

0

2

0

0

56

0

0

68

5

25

25

25

0

0

0

0

0

25

0

0

25

0

0

Итого:

32

32

2

0

0

0

0

0

2

0

0

56

0

0

68

5

Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

ПЦ

экзамен

с 1 сентября по 25 декабря

тест, блиц-опросы

с 12 февраля по 25 мая




    1. ^ Структура и содержание учебных занятий

      1. Распределение тем по часам и видам аудиторной и самотоятельной работы

№ п/п

Наименование тем и разделов

Аудиторные занятия

(час)

Самост. работа

Всего часов

в том числе

лекции

семинары

1.

Предмет и задачи курса. Структура курса. Основные понятия

2

2

4

6

2.

Введение в историю международных отношений

4

4

8

18

3.

Введение в теорию международных отношений

4

4

4

14

4.

Акторы международных отношений

4

4

4

8

5.

Дипломатия и внешняя политика России

2

2

2

4

6.

Введение в международные экономические отношения

2

2

6

12

7.

Эволюция научных подходов к изучению международных отношений

2

2

6

10

8.

Международная безопасность. Природа современных международных конфликтов.

4

4

6

14

9.

Глобализация. Роль региона в международных отношениях. Мировая политика.

4

4

6

6

10.

Практикум международника. Управление международными проектами.

2

2

-

14

11.

Геополитика и геоэкономика. Политическая карта мира. Будущее международных отношений.

2

2

6

14




ИТОГО

32

32

56

108


Для создания конкурентной среды в аудитории, а также создания эффективной системы контроля успеваемости студента и контроля результатов самостоятельной работы, вводится рейтинговая система оценки работы студентов. Перед каждым занятием рейтинг обновляется и размещается на интернет странице курса в социальной сети «Вконтакте» расположенной по адресу http://vk.com/club42142398.

В курсовом рейтинге оцениваются посещение лекций, работа на семинарах, ответы на контрольные предложенные вопросы, коллоквиумы по обязательной литературы, промежуточный тест. Ниже представлена таблица критериев присуждения баллов курсового рейтинга. Рейтинг имеет только положительные значения. Участие студентов в курсовом рейтинге обязательно, так как является инструментом промежуточной и итоговой аттестации.

Пример таблицы критериев присуждения баллов курсового рейтинга:

За сданный письменный ответ на лекционный вопрос

За сданный отчёт о коллоквиуме по литературе

За сданный промежуточный тест

За правильный ответ на устный вопрос

За неправильный ответ на устный вопрос

За особенно высокое качество письменной работы

+3

+3

+10

+1

-1

+3

Отчёт о коллоквиуме по литературе пишется к каждому семинарскому занятию и сдаётся на семинаре. Если к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать несколько источников. Отчёт составляется по каждому источнику отдельно. Отчет должен сдаваться по ниже приведённой форме:

Пример:

ФИО студента__________________________________________________________________

Название курса_________________________________________________________________

№ группы____________________№семинра________________дата семинара_____________

ФИО преподавателя ведущего семинар_____________________________________________




Название источника, монографии или статьи на русском языке.

^ Название источника, монографии или статьи на языке оригинала (если отличается)




ФИО автора или коллектива авторов







Объём прочитанного текста в страницах







Описание структуры

Если анализируемый источник состоит из глав, разделов или параграфов описывается каждый элемент из которого состоит источник. В описание должна быть выражена главная идея, сверхзадача данного элемента структуры источника. Объём описания не должен превышать одного абзаца (20-25 слов).




Три наиболее важных вывода по мнению студента, который делает автор (группа авторов) источника

1.

2.

3.

Каждый вывод должен быть сформулирован своими словами. Не допускается никаких видов заимствования или цитирования. Формулировка выводов должна быть лаконичной и сдержанной, не предполагающих общих и вводных фраз, повторений, саморазумеющихся общепринятых суждений. Объём не должен быть больше 50 слов.




Какие факты и аргументы, приведённые автором источника помогли вам в формулировании ответов на вопросы к семинару.

Перечисление фактов или аргументов должно иметь ссылку на конкретную главу, раздел или страницы источника. Приведённые данные должны совпадать с содержанием утверждённого списка вопросов для обсуждения на семинаре. Объём не должен быть больше 50 слов.




Дата и подпись студента

^ Общий объём работы не должен быть больше 300 слов.

Экзамен по курсу состоит из двух частей. Первая часть – тест из 50 вопросов, организованный по принципу multiple choice. Продолжительность первой части экзамена 60 минут. Тест считается пройденным в случае 50% правильных ответов данных студентом. Вторая часть – письменное эссе на одну из предложенных тем по содержанию курса. Продолжительность второй части экзамена 60 минут. Экзамен принимается в письменном виде.

Итоговая аттестация студента состоит на 70% из результатов курсового рейтинга и на 30% из результатов итогового экзамена.

Посещаемость студентами лекционных занятий контролируется при помощи оценки письменный ответов студентов на лекционный вопрос. Продолжительность подготовки ответа 5 минут. Пример курсового рейтинга представлен ниже.

      1. ^ Темы, краткое содержание, список обязательной литературы по каждой теме.

ТЕМА I. Предмет и задачи курса. Структура курса. Основные понятия

Место и роль курса в системе подготовки бакалавра международника. Содержание и структура курса. План семинарский занятий. Принципы организации курсового рейтинга. Промежуточная и итоговая аттестация. Ключевые категории и понятия: международные отношения; дипломатия и внешняя политика; мировая политика и мировой политический процесс; глобализация и глокализации; геополитика и геоэкономика; государство, власть и государственные институты; межднародная безопасность и международный конфликт; вызовы и угрозы; ОМУ и междунароный терроризм; ценности и национальные интересы; система международных отношений и т.д.
ТЕМА II. ^ Введение в историю международных отношений

Эволюция современной системы международных отношений. Зарождение международных отношений в древнем мире. «Номовые» и «полисные» государства. Образование и распад «мировых империй». Развитие международных отношений в средние века. Образование суверенных государств. Международные отношения нового времени. Образование национальных государств. Вестфальская система международных отношений. Венская система международных отношений («Европейский концерт»). Переход от коллективной дипломатии к блоковой дипломатии. Парижская и Франкфуртская системы. Версальско-Вашингтонская система. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. Распад колониальной системы. Система международных отношений периода «холодной войны». Складывание биполярного и многополярного мира.
Литература:

  • Валлерстайн, Иммануил. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ./ СПб.: Университетская книга, 2001. 416 с.

  • Дебидур А. Дипломатическая история Европы. Священный Союз от Венского до берлинского конгресса. 1814-1878 гг. В 2-х тт. Любое издание.

  • Цыганков П.А. Теория международных отношений. Москва: Гардарики, 2002.

  • Aron, Raymond. Peace and War. A Theory of International Relations.

  • Morgenthau, Hans J. Politics among Nations: The Struggle for Power and Peace. Любое издание.

  • Rosenau J. The Study of Global Interdependence. London. 1980.



ТЕМА III. Введение в теорию международных отношений

Влияние работ Фукидида, Платона, Аристотеля, Св.Томаса Аквинского, Томаса Гоббса, Никола Макиавелли, Жан-Жака Руссо, Иммануила Канта, Макс Вебера и Карла Маркса на формирование подходов к изучению международных отношений. Классические теории международных отношений: реализм и неореализм; либерализм и неолиберализм; марксизм, неомарксизм и его критика, конструктивизм, модернизм и постмодернизм, стуктурализм, функционализм и институционализм, феминизм. Г. Зиммель, О. Конт, Э. Дюркгейм, В. Парето. Г. Моргентау, Р. Арон, К. Уолц, Б. Бузан, Р. Греко, Дж. Миршаймер, Р. Кеохейн, Дж. Най, М. Николсон, М.-К. Смуте, Ч. Липсон, С. Стрендж, И. Валерстайн, С. Амин, Р. Кокс, М. Рогальски, Ф. Кардозо, Т. Фалето и др.
Литература:

  • Фукидид. История. НИЦ «Ладомир» - Наука. Москва. 1993.

  • Платон. Государство. – любое издание

  • Аристотель. Политика. М.: АСТ, 2010.

  • Кант И. К вечному миру. // И.Кант. Соч. М., 1966.Т. 6.

  • Макьявелли Н. Государь. Жизнь Никколо Макьявелли. СПб. Лениздат. 1993.

  • Гоббс, Томас. Сочинения в двух томах. Том 2. Левиафан, или материя, форма и власть государствацерковного и гражданского. Мысль. Москва 1991.

  • Вебер М. Избранные сочинения. – М., 1990.

  • Цыганков П.А. (отв. ред.). Международные отношения: теории, конфликты, организации. Москва: Альфа-М. 2004.

  • Конышев В.Н. Неореализм в современной политической мысли США. Учебное пособие. СПб: БАН, 2001.


ТЕМА IV. Акторы международных отношений

Понятие актор. Различные подходы к определению акторности в международных отношениях. Типы государств. Национальное государство. Государственные союзы и альянсы. Межгосударственное сотрудничество. Международные правительственные организации. ООН: структура, цели и задачи, история, основные направления деятельности. Международное право и урегулирование межгосударственных споров. G8 и G20. Международные неправительственные институты. Международные, национальные, региональные и локальные НПО. Транснациональные корпорации. Национальные и этнические группы. Средства массовой информации. Роль личности в формирование внешней политики.
Литература:

  • Баланс сил в мировой политике: теория и практика. Под ред. Э.А.Позднякова. М., 1993.

  • Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право. М. 1991.

  • Геллнер Э. Нация и национализм. – М., 1991.

  • Smith, Michael Joseph. Realist Thought from Weber to Kissinger. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1986.

  • State sovereignty in the XXIst century. Concept, Relevance and Limits. Proceedings of an International Seminar held at New Delhi, July 23-24, 2001.



ТЕМА V. Дипломатия и внешняя политика России

Дипломатия в современных международных отношениях. Дипломатия как средство регулирования международных отношений и инструмент внешней политики. Основные функции дипломатии: представительство, коммуникация в области международных отношений, информационно-аналитическая работа, разработка рекомендаций в области внешней политики. Консульская служба. Международные правила, регулирующие дипломатические и консульские отношения. Дипломатическая практика. Венские конвенции. Переговорный процесс, специфика двусторонней и многосторонней дипломатии. Принципы формирования и осуществления внешней политики Российской Федерации. Основные этапы развития внешней политики России. Преемственность и различия во внешней политики СССР и России. Распад СССР и формирование пост-советского пространства. Дискурс о национальных интересах России.
Литература:

  • История дипломатии. Издание второе. Т. 1-2. М. 1957-1964.

  • Киссинджер, Генри. Дипломатия. НИЦ «Ладомир». Москва. 1997.

  • Уткин А.И.. Дипломатия Вудро Вильсона. Москва. Международные отношения. 1989.


ТЕМА VI. Введение в международные экономические отношения

Международное разделение труда. Мировые рынки и цены: закономерности и современные тенденции. Понятия международной конкуренции и конкурентных преимуществ. Теории абсолютных и относительных преимуществ А. Смита и Д. Рикардо. Теория конкурентных преимуществ государств М. Портера. Международное движение капитала. Мировая валютная система и международный экономический кризис. Процессы транснационализации в мировой экономике. Международные валютно-финансовые организации. Международная региональная и экономическая интеграция. Инвестиции и инвестиционный имидж. ВТО: структура и основные принципы.
Литература:

  • Смит Адам. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. Наука. Т. 1. Книги 1-3. 1993.

  • Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Любое издание.

  • Ткаченко С.Л. Европейская валютная интеграция: теория и практика. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета. 2008.

  • Strange, Susan, The Retreat of the State: The Diffusion of Power in the World Economy (Cambridge: Cambridge University Press, 1996)

  • Globalization and the Internatioanl Financial System. Peter Isard. Cambridge University Press, 2004. pp 13-162.


ТЕМА VII. Эволюция научных подходов к изучению международных отношений.

Предметная область, уровни анализа международных исследований. Связь международных отношений с другими науками и научными дисциплинами. Особенности развития науки международных отношений в Западной Европе, США и СССР. Основные направления развития науки международных отношений в современной России. Парадигмы и теоретические школы в науке международных отношений. Санкт-Петербургская и московская школы международных отношений. ISA и APSIA. Академическая наука. Университетская наука. Информационное обеспечение исследований международных отношений. Основные научные журналы и газеты с информацией о внешней политики России, США, Великобритании, Франции, Италии, Германии, КНР. Наиболее важные интернет сайты по международной проблематике. Современные методы изучения международных отношений: общенаучные методы и специализированные методы. Способы построения матриц для анализа и принятия внешнеполитических решений.
Литература:

  • Rosenau, James N., The Scientific Study of Foreign Policy. Revised and Enlarged Edition. London: F. Pinter. 1980.


ТЕМА VIII. ^ Международная безопасность. Природа современных международных конфликтов.
Понятие международной безопасности. Безопасность и национальные интересы государств. Эволюция подходов государства к обеспечению своей безопасности и национального суверенитета. Ценности и национальные интересы. Коллективная безопасноть. НАТО, Варшавский договор, ОДКБ, региональные военные союзы. Введение в конфликтологию. Гонка вооружений и процессы разоружения. Стратегическая стабильность и баланс сил. Оружие массового уничтожения. Ядерное сдерживание. Концепция гарантированного уничтожения. Понятия театр военных действий, локальный конфликт, очаги международной напряжённости. Миротворческая деятельность ООН. Международный терроризм. Антитеррористическая коалиция.
Литература:

  • Барышников Д. Н. Конфликты и мировая политика. – М.: Восток-Запад, 2008.



ТЕМА IX. ^ Глобализация. Роль региона в международных отношениях. Мировая политика.

Современный дискурс о глобализации. Введение в глобалистику. Самюэль Хантигнтон «Столкновение цивилизаций» и Фрэнсис Фукуяма «Конец истории». Збигнев Бжезинский «Великая шахматная доска». Введение в лимологию. Понятие регион и субрегион. Основные тенденции регионализма. Принципы международного сотрудничества. Роль языка в международных отношениях. Глобальные информационные технологии и единое информационное пространство. Мировая культура и роль мировых религий в современных международных процессах. Исламский фактор в мировой политике. «Задачи тысячелетия». Проблемы экологии и сохранения естественной среды обитания человека. Демографический взрыв и проблемы перенаселённости. Глобальные климатические изменения и техногенные угрозы. Технологии и наука 2.0.
Литература:

  • Ф. Фукуяма. Конец истории и последний человек. – Москва, АСТ-Полиграфиздат, 2010. – 592 стр.

  • С.Хантингтон. Столкновение цивилизаций. – Москва, АСТ, 2003. – 603 стр.

  • З.Бжезинский. Великая шахматная доска. – Москва, Международные отношения, 2005.

  • У.Бек. Что такое глобализация? – М.: Наука, 2001.


ТЕМА Х. Практикум международника. Управление международными проектами.

Основные компетенции специалиста в области международных отношений. Синергетика фундаментальных знаний и специальных навыков. Деловая и профессиональная этика. Международный этикет и работа в мультикультурном сообществе. Основные направления строительства профессиональной карьеры специалиста в области международных отношений. Необходимость и способы повышения квалификации специалиста в области международных отношений. Понятие международный проект. Типология международных проектов и их конкурентная среда. Международные стандарты и сертификация в области управления проектами. Саммит АТЭС во Владивостоке, Саммит G20 в Санкт-Петерурге, Зимняя Олимпиада Сочи-2014, Чемпионат мира по футболу 2018.
Литература:

  • Управление проектами. Под. редакцией И.И.Мазура и В.Д.Шапиро. М.: Омега-Л., 2009. Главы 1-3, 6-8.

  • Кальвокоресси П. Мировая политика после 1945 г.: В 2 т. М., 1999 – 2000


Тема XI: Геополитика и геоэкономика. Политическая карта мира. Будущее международных отношений.

Введение в геополитику и геоэкономику. Современная политическая карта мира. Современные тенденции международных отношений. Новая архитектура международной финансовой системы. Актуальные проблемы внешней политики США, ЕС, КНР, Японии, России.
Литература:

  • Геополитка. К.С. Гаджиев. Издательство «Юрайт». 2012

  • Геополитика: теория и практика. Под ред. Э.А.Позднякова. М. 1993.

  • Дебидур А. Дипломатическая история Европы. Священный Союз от Венского до берлинского конгресса. 1814-1878 гг. В 2-х тт. Ростов-на-Дону. 1995 г.


1.8.3.План организации семинарских занятий по курсу
Семинар 1.

Вводное занятие. Знакомство со студентами и преподавателем. Разъяснение принципов построения курсового рейтинга, структуры курса, принципов работы с источниками и литературой, системы оценки работы студентов. Ответы на вопросы студентов.

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое политика и международные отношения?

  • Какова природа власти?

  • Человек и государство – единство или противоположности?

  • Война и мир. Что считать международным конфликтом? Почему количество конфликтов в мире не уменьшается а возрастает?

  • Как определить национальные интересы государства?



Семинар 2. Введение в историю международных отношений. Часть I.

Вопросы для обсуждения:

  • Как работать с источниками и документами?

  • Что такое система международных отношений?

  • Что такое баланс сил?

  • Как определить национальные интересы государства?

Литература:

  • Волков С.Ю. Развитие доктрины справедливой войны в эпоху раннего нового времени // Международные отношения. Политология. Регионоведение. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, №3

Документы:

  • Политическое завещание кардинала Ришелье (1642) // История международных отношений в документах и воспоминаниях современников. СПб 2003.сс.40-42.

  • Вестфальский мир (1648) // История международных отношений в документах и воспоминаниях современников. СПб 2003.сс.42-45.

  • Декрет Национального Собрания Франции об объявлении войны Австрии (1792) // История международных отношений в документах и воспоминаниях современников. СПб 2003.сс.139-140.

  • Акт Священного Союза // История международных отношений в документах и воспоминаниях современников. СПб 2003.сс.203-204.

  • Устав Лиги Наций.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплекса знаний и практических навыков о принципах предпринимательской деятельности в России и других странах...

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии издательского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной...

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и...

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными»
Э. Н. Терегуловой на основании типовой учебной программы (М., 2000г), требований Государственного образовательного стандарта впо...

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconБезопасность жизнедеятельности
...

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа Учебной дисциплины производственная практика «Помощник...
Г. Ф. Имельгузиной и Э. Н. Терегуловой на основании типовой учебной программы (М., 2000г), требований Государственного образовательного...

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины для студента ( Syllabus ) по дисциплине...
Силлабус по дисциплине «Основы экономической теории» составлен на основании рабочей учебной программы

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «язык и технология программирования c++»
Изучение дисциплины базируется на освоении следующих дисциплин: математический анализ, дискретная математика, информатика, алгебра...

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconУчебная программа дисциплины
...

Рабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины «Административное право»
Программа учебной дисциплины «Административное право» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов