Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012




Скачать 489.62 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012
страница1/4
Дата публикации28.06.2013
Размер489.62 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
zadocs.ru > Литература > Программа дисциплины
  1   2   3   4
ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Программа дисциплины

Екатеринбург

Издательство Уральского федерального университета

им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
2012


Программа курса «Литература Русского зарубежья» составлена в соответствии с требованиями регионального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 031001 «Филология», бакалавра, магистра по направлению 031000 «Филология» по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


Семестр – 7-й.

Общая трудоемкость дисциплины (ч) – 125.

В том числе:

лекций – 54;

самостоятельных работ – 71.

Контрольные мероприятия:

коллоквиумы – 3.

Разработчик Ю. В. Матвеева, доктор филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ и ХХI веков УрФУ.

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией филологического факультета. Протокол заседания №

^ ПРОГРАММА КУРСА

I ВВЕДЕНИЕ


Цель дисциплины - познакомить студентов с феноменом Русского зарубежья, важнейшими тенденциями развития русской литературы за рубежом, основными чертами литературного процесса трех «волн» эмиграции, дать представление о творчестве наиболее значительных писателей-эмигрантов.

Задачи изучения дисциплины:

- раскрыть идейную, эстетическую, философскую специфику русской эмигрантской литературы ХХ века;

- наметить типологические параллели между литературой зарубежья и литературой метрополии; между русской эмигрантской литературой и литературой европейской;

- ознакомить студентов с биографией и творчеством крупнейших представителей трех «волн» эмиграции: первой (рубеж 1910-х – 1920-х годов), второй (1940-е годы) и третьей (1970-х – начало 1980-х годов);

- сформировать представления о периодических изданиях, основных центрах и художественных тенденциях русской литературы за рубежом.

- выработать особый навык понимания сложного культурно-эстетического и политического контекста, столь необходимый для адекватного прочтения многих произведений Русского зарубежья.

Место дисциплины в системе высшего профессионального образования. Курс «Литература Русского зарубежья» входит в единую систему курсов по истории русской литературы, существенно дополняет и обогащает курс истории русской литературы ХХ века. Материал дисциплины заставляет активно обращаться к истории зарубежной литературы, к таким гуманитарным наукам, как философия, эстетика, история.
Требования к уровню освоения содержания курса.

В результате обучения студенты должны знать:

- основные периоды развития русской литературы зарубежья, характерологические признаки литературы первой, второй и третьей «волн» русской эмиграции;

- вехи творческой биографии и особенности художественного мышления крупнейших писателей Русского зарубежья;

- содержание художественных, публицистических, мемуарных, критических источников.

Студенты должны уметь:

- квалифицированно анализировать конкретные литературно-художественные тексты;

- давать развернутую оценку различным литературно-эстетическим явлениям, возникшим в пространстве русской эмигрантской культуры;

- использовать исторический, философский и общекультурный контекст при характеристике творчества русских эмигрантских писателей;

- апеллировать к научно-критическим источникам, сопоставлять разные точки зрения и разные концептуальные подходы.

Методическая новизна курса. Курс «Литература Русского зарубежья» предусматривает в качестве основной – форму традиционных лекций с монологической формой подачи материала. С целью наглядности и улучшения качества восприятия используются средства мультимедиа. Для проверки уровня подготовки студентов предусматривается проведение коллоквиумов, а также заключительная конференция, включающая выступления и доклады студентов на выбранную ими тему.
^ II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛЫ КУРСА, ТЕМЫ,

ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение. Феномен Русского зарубежья в ХХ веке. Расслоение русской литературы в послеоктябрьский период. Возникновение русской эмигрантской литературы, ее взаимоотношения с литературой метрополии. Периодизация литературы Русского зарубежья. Специфические черты трех «волн» эмиграции.

Динамика изучения эмигрантской литературы в России и за рубежом. Возникшая в конце ХХ века проблема воссоздания утраченного единства эмигрантской литературы и литературы, созданной в метрополии.
^ Раздел 1. Литература, созданная первой русской эмиграцией
Тема 2. Пути и судьбы русской литературной эмиграции первой трети ХХ века. Хронология и география русского «рассеяния» 1920-х годов. Социо-культурная уникальность этого явления. Основные периоды становления и развития эмигрантской литературы «первой волны», ключевые и символические вехи.

Организация литературной жизни: литературные центры (Берлин, Париж, Белград, Прага, София, Шанхай, Харбин); основные издания («Современные записки», «Воля России», «Последние новости», «Возрождение», «Числа»); литературные кружки и объединения («Зеленая лампа», «Перекресток», «Круг», «Скит поэтов», «Кочевье»).

Идейно-философские и эстетические тенденции, получившие развитие в литературной практике писателей-эмигрантов.

^ Тема 3. Прозаики старшего поколения: Д. Мережковский (1865-1941), З. Гиппиус (1869–1945), А.Куприн (1870-1938), А. Ремизов (1877-1957). Общественно-культурная деятельность в эмиграции. Отношение к революции и Советской России. Литературное творчество и его эволюция за рубежом.

Историко-философские и религиозные идеи Д. С. Мережковского, их литературное воплощение в трилогии о путях спасения человечества: «Тайна трех: Египет и Вавилон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный». Жанровое и стилевое своеобразие «позднего» Мережковского.

Литературная деятельность З.Н. Гиппиус: лирика («Сияния»), мемуары («Живые лица»), публицистика («Черная книжка», «Дело эмиграции – дело России», «Борьба за Россию»).

Художественное завещание А.И. Куприна – роман «Юнкера»: автобиографическое начало, идеализация русского прошлого в романе.

Творчество А.М. Ремизова: самобытность образов, языка, сюжетов. Книга «Взвихренная Русь» как «новая форма повести». Значение и влияние Ремизова в литературной эмигрантской среде.

^ Тема 4. Судьба и творчество И. Бунина в период эмиграции: 1920 – 1953 годы. Публицистика начала 1920-х годов. Книга «Окаянные дни» как итог восприятия революции и Гражданской войны. Вручение в 1933г. Нобелевской премии, идеологический и культурный резонанс этого события в эмиграции. Годы Второй мировой войны в жизни И.А. Бунина.

Этапы творческой эволюции писателя в их идейно-содержательном и эстетическом аспектах: рассказы начала 1920-х годов – «Митина любовь» – «Жизнь Арсеньева» – «Освобождение Толстого» – «Темные аллеи» – «О Чехове». Соотношение реализма и «модерности», художественной пластики и философичности. Становление феноменологической поэтики. Постоянные для Бунина темы (смерти, забвения, бренности, памяти, воскрешения, радости бытия, смысла жизни, любви) и их преломление в текстах с разными идейно-художественными установками.

Бунин и его литературные современники: взаимные оценки, влияния и отталкивания. Место и значение Бунина для развития русской литературы.

^ Тема 5. Историческая проза Русского зарубежья: М. Алданов (1886-1957), Ант. Ладинский (1895-1961). Специфика историософского мышления Русского зарубежья, его кардинальное отличие от марксистского понимания и осмысления истории.

Место М.А. Алданова в русской исторической романистике ХХ века. Становление исторического и художественного мышления писателя в повести «Святая Елена, маленький остров». Тетралогия «Мыслитель» как начало грандиозного замысла – охватить и осмыслить двести лет русской истории.

Динамика творческого развития писателя от повести «Святая Елена, маленький остров» к роману «Самоубийство». Эпоха русской революции 1917 года в трилогии «Ключ» - «Бегство» - «Пещера».

Философская концепция исторического развития европейской цивилизации (исторический пессимизм, мысль о фаталистической предрешенности бытия, роль случая в истории) и ее художественное воплощение (поэтика повторов, психологизм и типизация при создании исторических и вымышленных персонажей, ирония). Преломление традиции Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, влияние западного интеллектуального мышления (Декарт, Монтень, Вольтер, А. Франс). Жанр портретного очерка в творчестве М. Алданова.

Своеобразие исторической прозы А. Ладинского: «ХV легион» («В дни Каракаллы»), «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес»), «Анна Ярославна и ее мир» («Анна Ярославна – королева Франции»), «Последний путь Владимира Мономаха». Ладинский-поэт и Ладинский-прозаик – две ипостаси одного творца.

^ Тема 6. Религиозное начало в литературе Русского зарубежья. Проза И. Шмелева (1873-1950). Личность и творчество Е. Ю. Кузьминой-Караваевой (1891-1945). Роль православной церкви и религии в русской эмигрантской культуре. Духовно-религиозный подъем, свойственный философии и литературе Русского зарубежья.

Соотношение дореволюционного и эмигрантского периодов в творчестве И.С. Шмелева. «Прощальная» повесть «Неупиваемая чаша»: взгляд в русское прошлое; представление о жизни творца и смысле творчества; идея соединения любви земной и небесной; светского и христианского начала.

Эпопея «Солнце мертвых» как опыт художественной концептуализации русской революции. Нравственно-публицистический пафос книги и ее художественное своеобразие.

Становление и развитие религиозного сознания И. Шмелева, роль духовно-религиозного начала в его художественной прозе. Воссоздание образа патриархальной России и родной Москвы в книгах: «Лето Господне», «Богомолье» (композиция, образ рассказчика, стиль, художественная концепция). Попытка совместить личный духовный и жизненный опыт с беллетристической фабулой в романе «Пути небесные». «Национальная почвенность» (И.А. Ильин) как смысловая и эстетическая основа шмелевского творчества.

Жизненный путь Е.Ю. Кузьминой-Караваевой. Подвижническая социально-религиозная и просветительская деятельность матери Марии среди русских эмигрантов во Франции. Общественно-политическая деятельность в годы Второй мировой войны, мученическая смерть, канонизация.

Литературное творчество Кузьминой-Караваевой как способ выражения христианской этики (жанровое многообразие, основная проблематика художественного и публицистического наследия). Книга «Стихи»: исповедальный пафос, своеобразие композиции, сквозные образы. Мистерия «Анна» и ее значение для понимания религиозно-этических и художественных устремлений Кузьминой-Караваевой.

^ Тема 7. Жизненный и творческий путь Б. Зайцева (1881-1972). Влияние революционных преобразований на идейно-художественное развитие писателя. Пореволюционное творчество («Голубая звезда», «Улица Св. Николая») как итог первой половины творчества и начало его нового этапа.

Отечественная история и культура в осмыслении Б. Зайцева. Обращение к образам и идеям православия в поиске духовных оснований национального и человеческого бытия («Преподобный Сергий Радонежский», «Афон», «Валаам»).

Жанр жития как одна из форм литературного мышления писателя. Концепция жизни человеческой, проблема духовного становления художника в беллетризованных биографиях Тургенева, Жуковского, Чехова, в автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба».

Импрессионизм как форма мировосприятия и важнейшая стилевая доминанта «христианского реализма» Б. Зайцева.

^ Тема 8. Творческая судьба М. Осоргина (1878-1942). Общественная, культурная и литературная деятельность в эмиграции. Концепция революции и русской истории в романе «Сивцев Вражек». Художественное своеобразие романа, соединение русской классической формы со стилистикой модернизма.

Темы, проблемы, идеи других произведений писателя («Повесть о сестре», «Свидетель истории», рассказы из циклов и сборников: «Записки старого книгоеда», «Старинные рассказы», «Происшествия зеленого мира»).

Экспрессионизм как основа художественного мышления в романе «Вольный каменщик». Нравственно-философский пафос романа, изображение русского масонства за рубежом, образ главного героя – Егора Егоровича Тетехина.

Автобиография «Времена» – художественная исповедь писателя. Тема детства и юности, авторская философия времени.

^ Тема 9. В. Ропшин как литературный двойник Б. Савинкова (1879-1925). Легендарная жизнь Б.В. Савинкова в контексте эпохи. Литературное творчество В. Ропшина как форма духовной рефлексии Б. Савинкова.

Основные мотивы лирического наследия, образ лирического героя. Тема террора и ее развитие в повестях: «Конь бледный», «То, чего не было», «Конь вороной». Концепция Гражданской войны, спектр нравственно-философских проблем в повести «Конь вороной». Своеобразие поэтики. Место и значение повести в ряду других произведений о революции и Гражданской войне (советских и эмигрантских).

^ Тема 10. Сатира и юмор в эмиграции. Юмористика Русского зарубежья в сравнении с советской сатирой 1920-х годов: сатирическая направленность, авторский пафос, художественная специфика. Место сатиры и юмора в литературном и общекультурном контексте Зарубежья. Сатирические и юмористические издания, возрождение в 1931 году в Париже журнала «Сатирикон».

Творчество А.Т. Аверченко конца 1910-х – 1920-х годов: от злободневной политической сатиры («Нечистая сила», «Дюжина ножей в спину революции», «Кипящий котел», «Двенадцать портретов знаменитых людей в России»), к элегическому юмору («Шутка мецената»).

Зарубежный период творчества Саши Черного: детская тема («Дневник фокса Микки»), тема эмигрантского быта («Кому в эмиграции жить хорошо»).

Рассказы Н.А. Тэффи: общеэмигрантское, общерусское и общечеловеческое в их проблематике. Единство анекдота и трагедии, сатиры и лирики, составляющее художественную уникальность Н.Тэффи.

Литературная деятельность Дон-Аминадо (А.П. Шполянского). Предмет и специфика смеха. Жанровое многообразие творчества: фельетоны, рассказы, афоризмы. Лиро-сатиры Дон-Аминадо как «самосуд эмиграции над самой собой» (М. Цветаева).

^ Тема 11. Поэзия Русского зарубежья. Судьбы поэтов серебряного века в эмиграции. Творчество В. Ходасевича (1886-1939). Завершение интенций поэзии начала века в творчестве Вяч. Иванова, К. Бальмонта, И. Северянина, З. Гиппиус. «Превращение» и эволюция акмеизма: Г. Иванов, Г. Адамович, Н. Оцуп, И. Одоевцева. Поэзия первой русской эмиграции как особое качество русской поэзии ХХ столетия: продолжение классических традиций, альтернатива «советской» поэтике.

Творческий путь В.Ходасевича: лирика 1920-х годов («Путем зерна» (1920), «Тяжелая лира» (1922), «Европейская ночь» (1927)). Трагизм мироощущения поэта. Интеллектуальное начало в форме и содержании стихов. Литературно-критическое наследие В. Ходасевича. Книга мемуаров «Некрополь» – последняя дань символизму и «людям символизма».

^ Тема 12. Эмигрантский период творчества М. Цветаевой (1892-1941). Жизнь Цветаевой за рубежом (1922-й – 1939-й годы). Пражский и парижский периоды ее творчества. Преломление хронотопа личной жизни в хронотоп художественный: пражские и чешские мотивы в стихах и циклах разных лет; «Поэма Горы», «Поэма Конца»; посвящения «равносущим» («Провода», «Новогоднее», «Маяковскому» и др.); «Стихи к сыну»; «Надгробие»; «Стихи сироте».

Романтическое двоемирие, заявленное в форме смысловых оппозиций: бытие – быт, дух – плоть, вечное – временное, поэт – толпа. Формально-смысловая эволюция лирики М. Цветаевой: усложнение ритмико-мелодического строя и поэтического синтаксиса.

Автобиографическая, мемуарная и литературно-критическая эссеистика М. Цветаевой.

Цветаева в контексте литературной жизни эмиграции: человеческое и творческое одиночество. Возвращение в советскую Россию.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012 iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Открытие конференции состоится 30 ноября 2013 г на пленарном заседании, которое будет проходить в Актовом зале Уральского федерального...

Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012 iconВыступления
«Мир истории: Новые горизонты. От источника к исследованию», которая будет проводиться департаментом «Исторический факультет» Института...

Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012 iconПрактика: прохождение, подготовка, оформление и защита издательство...
Практика: прохождение, подготовка, оформление и защита: методическая разработка / сост. О. И. Аплеснина, А. А. Золотухина. – Екатеринбург:...

Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012 iconКафедра истории науки и техники история науки и техники и университетское образование
История науки и техники и университетское образование. Сборник материалов научно-практической конференции аспирантов, магистрантов...

Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012 iconФгаоу впо «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012 iconМинистерство образования и науки РФ фгаоу впо «Урфу имени первого...

Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012 iconКурс общей лингвистики Екатеринбург Издательство Уральского университета 1999 ббкш1г(0)5 с 66
Перевод «Примечаний» и «Биографических и критических заметок» Туллио де Мауро С. В. Чистяковой

Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012 iconФгаоу впо «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»
...

Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012 iconКруглые столы: Дискуссионная площадка «Формирование культуры здорового образа жизни»
Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина состоится всероссийская научно-практическая конференция...

Программа дисциплины Екатеринбург Издательство Уральского федерального университета им первого Президента России Б. Н. Ельцина 2012 iconКруглые столы: Дискуссионная площадка 1 «Формирование культуры здорового образа жизни»
Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина состоится всероссийская научно-практическая конференция...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов