Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык»




Скачать 430.22 Kb.
НазваниеРуководством преподавателя по дисциплине «Русский язык»
страница1/3
Дата публикации06.09.2013
Размер430.22 Kb.
ТипРуководство
zadocs.ru > Литература > Руководство
  1   2   3
Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет

Утверждено

Зав.кафедрой иностранной и

русской филологии

Гайнуллиной Ф.А.

«___» _____________2012

Методическое указание

для выполнения самостоятельной работы

студентов под руководством преподавателя

по дисциплине « Русский язык»

Семей, 2012

Методическое указание для выполнения самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя составлено для студентов 1 курса неязыковых специальностей

Составители: Шумбасова Е.В. – преподаватель кафедры иностранной и русской филологии; Шацкая Д.А. – преподаватель кафедры иностранной и русской филологии; Кныш И.С. – преподаватель кафедры иностранной и русской филологии

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры иностранной и русской филологии

Протокол № __________ от «__» _____________________2012 г.

Тема № 13: Морфология научного стиля речи.

Цели: ознакомить учащихся с особенностями морфологии научного стиля; научить использовать грамматические особенности при составлении текстов в данном стиле; показать использование синтаксических конструкций для выражения изменения состояния, качества, количества.

^ Форма контроля: письменный ответ

Срок предоставления: I неделя

Методические рекомендации:

Перед выполнением задание внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия, при необходимости обратитесь к дополнительной литературе.

СРСП № 1.

Задание 19. Прочитайте текст.

^ ЭНЦИКЛОПЕДИИ И ЛЕКСИКОНЫ.

Словари делятся на две большие группы: энциклопедические словари (энциклопедии) и лингвистические словари (лексиконы).

В энциклопедических словарях объясняются предметы, события, явления: описываются виды животных, растений, веществ, различных аппа­ратов и машин, рассказывается об исторических событиях и выдающихся людях. Поэтому в энциклопедиях много имен собственных: фамилий людей, географических названий и т.п. В них часто встречаются слова-термины.

Термин — это название какого-нибудь научного или технического понятия. Например, диагноз - определение болезни человека, артикуляция -работа органов речи при произнесении звуков.

Энциклопедические словари бывают двух типов: 1) общие, универ­сальные, дающие читателю сведения по всем областям знания, примером может служить Большая Советская Энциклопедия; 2) специальные, отраслевые, содержащие сведения только из одной области науки, техники, культуры. Это литературные, философские, музыкальные, исторические и другие энциклопедии.

Энциклопедические словари создаются разными учеными и специа­листами: физиками, химиками, историками, юристами, филологами и др.

В лингвистических словарях (лексиконах) слова объясняются как единицы языка. Это значит, приводится правильное написание слова и его грамматических форм, указывается ударение, часть речи, к которой слово относится. Затем раскрывается семантическая структура слова, т.е. его зна­чение. Обязательно даются примеры употребления слова в речи. Например: книга - и, ж., сущ. Переплетенные листы бумаги с каким-нибудь текстом. Писатель написал свою новую книгу. Книга — лучший подарок.

Лексиконы составляются лексикографами - специалистами по словарям.

Лексикография- раздел языкознания, изучающий теорию и практику составления словарей. (По Л.П.Ступину)

Задание 20. Ответьте на вопросы.

1. Чем отличаются энциклопедические словари от лингвистических?

2.Каковы различия между универсальными и специальными
энциклопедическими словарями?

  1. Кем создаются энциклопедические словари?

  2. В чем специфика лингвистических словарей?

  3. Кем составляются лексиконы?

  4. Что такое лексикография?

Задание 21. Выпишите из текста лингвистические термины и объясните их значение. В случае затруднения обращайтесь к Терминологическому минимуму и словарям лингвистических терминов.

Задание 22. На материале текста охарактеризуйте морфологические особенности научного стиля.

Литература: Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005, стр. 445-446

Тема № 14: Синтаксис научного стиля речи.

Цели: закрепить навык распознавания в тексте языковых особенностей характерных для синтаксиса научной речи (типы предложений, средства связи между абзацами в тексте и т.п.)

^ Форма контроля: письменный ответ

Срок предоставления: II – III неделя

Методические рекомендации:

Перед выполнением задание внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия, при необходимости обратитесь к дополнительной литературе.

РАССУЖДЕНИЕ - словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли; один из функционально-смысловых типов речи наряду с повествованием и описанием.

Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели: тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод. (СРСП № 1)

Викторина «Что я знаю о своей науке?» будет проходить в три тура, поэтому следует подбирать вопросы по следующему принципу: первые пять вопросов «лёгкие», последующие пять «сложные», и последние пять «супер сложные». (СРСП № 2)

СРСП № 1.

Составление собственных монологов-рассуждений на основе прочитанно­го с использованием синтаксических особенностей научной речи.

СРСП № 2.
Со­ставление вопросов викторины «Что я знаю о своей науке?».
Тема № 14: Подстили научного стиля речи.

Цели: систематизировать знания студентов о подстилях научного стиля речи; укрепить умение определять стилевую принадлежность научного текста, выявлять основные языковые средства каждого из подстилей.

^ Форма контроля: письменный ответ

Срок предоставления: IV – V неделя

Методические рекомендации:

Перед выполнением задание внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия, при необходимости обратитесь к дополнительной литературе.

Приступая к выполнению заданий, следует вспомнить особенности каждого из подстилей научного стиля.

Собственно-научный.

Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».

Научно-учебный.

Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Пример: «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».

Научно-популярный.

Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно», то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

СРСП № 1.
Подбор текстов по своей специальности различных подстилей.

Сопоставительный анализ текстов различных подстилей. Определение особенностей стиля изложения каждого из подстилей. Чтение и анализ собст­венно научных, научно-популярных и научно-учебных текстов, составление плана, воспроизведение анализируемого текста, составление текста по его введению.
СРСП № 2.

Преобразование текста собственно научного подстиля в научно-популярный.

Тема № 16: Компрессия как основной вид переработки научного текста.

Цели: научить студентов моделированию текста; совершенство­вать умения выделять микротемы, опреде­лять в них главное, существенное, отсе­кать второстепенное, отбирать лексиче­ские и грамматические средства для крат­кой передачи полученной информации.

^ Форма контроля: письменный ответ

Срок предоставления: VI неделя

Методические рекомендации:

Перед выполнением задание внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия, при необходимости обратитесь к дополнительной литературе.

При выполнении компрессии статьи выделите тематическое или центральное предложение в каждом абзаце.

Исключите из абзацев в целом все блоки обеспечения (примеры, детализацию, пояснения, отступления, ссылки, цитаты). Получите тезисы текста.

СРСП № 1.

  1. Подобрать научную статью по своей специальности и выполнить компрессию этой статьи.


Тема № 17: План и его составление в научной сфере.

Цели: научить студентов составлять к текстам планы различных типов; сформировать умение пересказывать, воспроизводить содержание текста по плану.

^ Форма контроля: письменный ответ

Срок предоставления: VI – VII неделя

Методические рекомендации:

Перед выполнением задание внимательно ознакомьтесь с теоретическим материалом занятия, при необходимости обратитесь к дополнительной литературе.

^ Как определить вид глагола?

У глагола в русском языке два вида: совершенный и несовершенный. Определить вид можно, задав к глаголу вопрос - что делать (делал, буду делать)? - несовершенный вид, - что сделать (сделал)? - совершенный вид.

Например: Я вчера учил-учил (что делал? – несовершенный вид) уроки, но не выучил (что не сделал? – совершенный вид) их. (СРСП № 1 задание 18)

Общие правила составления плана при работе с текстом.

  1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

  2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

  3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

  4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Как составлять сложный план.

  1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

  2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

  3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

  4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала. (СРСП № 2 )

СРСП № 1.

Задание 12. Прочитайте текст в рубрике «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?».

***

^ ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В мировой практике рыночной экономики выделяется, по крайней мере, четыре основных управленческих функции предпринимателя:

  1. Новаторство в технике и технологии, организации, коммерции, финансах и в других видах деятельности;

  2. Соединение ресурсов земли, труда и капитала в едином процессе хозяйственной деятельности;

  1. Принятие решений в предпринимательской деятельности;

  2. Риск своими и заемными средствами, временем, трудом, а в
    условиях современной России - нередко также здоровьем и даже жизнью.

( По А.К.Семенову).

Задание 13. Ответьте, по вашему мнению, каждый ли человек может стать предпринимателем? Мотивируйте свой ответ.

Задание 14. Пользуясь толковыми словами русского языка, объясните значение слов.

Цивилизация, рутина, формирование, потребность, удовлетворение, эффективность, востребованность, процедура.

Задание 15. От данных (в зад. 14) слов образуйте прилагательные.

Образец: хозяйство - хозяйственный.

Задание 16. Пользуясь словарями экономических терминов, объясните значение терминов.

Маркетинг, коммерция, рынок.

Задание 17. От слов (в зад. 16) образуйте прилагательные.

Задание 18. Определите вид глаголов и приведите к ним видовые пары.

Выбросить, побудить, позволять, сформулировать, вернуться.

Образец: рождаться (что делать? - несов.в.) - родиться (что сделать? - сов.в.).

Литература: Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005, стр. 444

СРСП № 2.

Задание 19. Прочитайте текст.

^ ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ.

Формирование предпринимательской идеи проходит два этапа. На первом рождается коммерческий, маркетинговый замысел. На втором этапе этот замысел получает реальное воплощение. Коммерческий, маркетинговый характер предпринимательских идей позволяет сформулировать основное правило, которым следует руководствоваться при их разработке. Это правило, состоящее из пяти слов, гласит: найдите потребность и удовлетворите ее!

Ценность цивилизованного предпринимательства состоит как раз в том, что оно нацеливает на достижение личного успеха путем удовлетворения общественных потребностей. Практика развития предпринимательства полностью подтверждает правильность данного правила.

Приведем примеры. Так, идея бритвы «Жиллетт» возникла из осознания потребности избавиться от неприятной рутинной процедуры заточки бритвы. Эта идея имела и другую ценную рыночную сторону: использованное лезвие бритвой «Жиллетт» выбрасывалось после употребления, и покупатель был вынужден покупать новое. Таким образом, идея производить нечто такое, то после использования нужно выбросить, и побудить покупателя вернуться за новой аналогичной покупкой, оказалось весьма плодотворной и эффективной...

К основному правилу разработки предпринимательских идей есть два существенных дополнения:

1. Потребность, составляющая первооснову предпринимательской идеи, должна быть достаточно большой.

2. Предпринимательская идея должна быть актуальной, т.е.
современной.

Из-за небольшой величины общественной потребности реализация предпринимательской идеи может оказаться экономически неэффективной, а из-за несвоевременности предпринимательской идеи она может оказаться невостребованной. Именно такая участь достигла идею электромобиля еще в 50-е годы.

(По А.К. Семенову).

Задание 20. Ответьте на вопросы:

  1. Чем отличается первый этап формирования предпринимательской идеи от второго?

  2. В чем заключается сущность основного правила?

  3. В чем заключается ценность цивилизованного предпринимательства?

  4. Как возникла идея бритвы «Жиллетт»?

Задание 21. Раскройте смысл двух существенных дополнений к основному правилу, данных в четвертом абзаце. В ответах используйте синтаксические конструкции для квалификации лица, предмета, явления.

Задание 23. Внимательно прочитав теоретический материал, составьте сложный план к тексту.

Задание 24. Пользуясь материалами периодики и прессы, приведите примеры разработки предпринимательских идей.

Литература: Жаналина, Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, 2005, стр. 445-446

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык» iconВопросы к зачёту для студентов фмит очной формы обучения
Русский язык: его история и развитие. Формирование современного русского литературного языка. Русский язык советского периода. Русский...

Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык» iconВопросы к экзамену по курсу «Современный русский язык»
Понятие о современном русском литературном языке. Русский литературный язык и русский национальный язык

Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык» icon2. 1 Русский язык язык русского народа. 2 Русский язык государственный...
Каждый день с утра до вечера я общаюсь с родителями, учи­телями, друзьями и незнакомыми людьми, используя язык. Когда я читаю книгу,...

Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык» iconЗаконы формальной логики
Русский национальный язык, русский литературный язык, современный русский литературный язык

Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык» iconВопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Язык и речь. Культура речи как наука. Нормативный, этический, коммуникативный аспекты к р. Литературный язык. Кодификация нормы....

Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык» iconЭкзаменационные вопросы и ответы по русскому языку
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения

Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык» iconПеревод на русский язык, фильмография, примечания, 1996. © М. Ямпольский
...

Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык» iconЯзыковая личность персонажа литературного произведения и психотип...
Д 212. 155. 02 по защите докторских и кандидатских диссертаций (специальности 10. 02. 01 – русский язык, 13. 00. 02 – теория и методика...

Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык» iconПоддержи «Марш за русский язык» в Казани 17 ноября!
России, и заставляют учить татарский, хотим мы этого или нет. Одновременно татарская этнократия, удерживающая власть в республике...

Руководством преподавателя по дисциплине «Русский язык» iconПримерные темы научно-исследовательских работ (нир) для студентов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов