Рабочая программа учебной дисциплины




Скачать 228.99 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации31.12.2013
Размер228.99 Kb.
ТипРабочая программа
zadocs.ru > Литература > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кубанский государственный университет


УТВЕРЖДАЮ
Ректор

Кубанского государственного университета

_______________________
"_____"__________________2010 г.

Рабочая программа учебной дисциплины
Педагогическая риторика

Направление подготовки

540600 – Педагогика

Профиль подготовки


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

Очная

2013

  1. Цели освоения учебной дисциплины:

Основные цели курса «Педагогическая риторика»: дать необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации и обучить технике грамотной устной и письменной речи, повысить уровень коммуникативной компетенции, что предполагает умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных речевых ситуациях.
^ 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 540600 – Педагогика

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения русскому языку в средней общеобразовательной школе и формируемые в процессе освоения дисциплины ООП подготовки бакалавра педагогики «Практикум по русскому правописанию».

Данная учебная дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучающих человека в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение коммуникативной составляющей педагогических наук и практики общения.
^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основы культуры речи, нормы и стили современного русского литературного языка.

Уметь: точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать правила речевого этикета, т.е. применять полученные знания в учебно-практической и других видах деятельности.

Владеть: культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего в речевых ситуациях, связанных с будущей профессией, а также владеть профессионально значимыми письменными жанрами.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 540600 – Педагогика:

    а) общекультурные (ОК):

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

    б) профессиональными (ПК)

  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на русском языке (ПК-4).

^ 4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет зачетные единицы,






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1.

Русский язык и языковая норма

1

1

Л :2

СР: 2




К: еженед.

Эссе – 1

2.

Речевое общение

1

2-7

Л: 6

СР: 12

ПР-6

К : еженед.

Тест / ПР / Собесед. - 2, 4, 6

Участие в практ. занятии – 3, 5, 7

3.

Аспекты культуры речи

1

8-17

Л:10

СР:20

Лаб:10

К: еженед.

ПрЗ-8, 10, 12, 14, 16

Эссе -16

Участие в лаборат. Занятии – 9, 11, 13, 15, 17.

Зачет – 18

4.

Функциональные стили современного русского языка

2













К: еженед.




5.

Совершенствование навыков речевой деятельности

2













К: еженед.



Экзамен – 37


^ Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.
^

Русский язык и языковая норма


Стили современного русского литературного

языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Устная и письменная разновидности литературного языка.

2.
^

Речевое общение


Речевое взаимодействие. Основные единицы общения

3.

Аспекты культуры речи


Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

4.
^

Функциональные стили современного русского языка


Функциональные стили современного русского литературного языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

5.
^

Совершенствование навыков речевой деятельности

Основные направления совершенствования

    навыков грамотного письма и говорения


^ 5. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, коммуникативного тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.
По разделу I. Русский язык и языковая норма
Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой язык как система и структура?

2. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка?

3. Что такое «литературный язык»? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает? Назовите признаки литературного языка.

4. Чем устная речь отличается от письменной?

5. Дайте определение понятия «языковая норма». Перечислите характерные особенности нормы. Расскажите о вариантах норм литературного языка.
Индивидуальные задания.

1. Определите принадлежность следующих слов разновидностям национального языка, приведите литературные варианты: оттудова, кочет, жмурик, шофера, общага, прикол.

2. Подумайте, какие нормы русского языка накладывают запрет на образование форм первого лица единственного числа от глаголов убедить и победить.

3. Подумайте, какие нормы русского языка заставили уйти из языка появившийся в 70-е гг. спортивный термин каноэист.
Эссе

1. Познакомьтесь с высказываниями Д.С. Лихачева о языке. Почему он называет язык самой большой ценностью народа? Что говорит автор о связи языка и мышления?

2. Прочтите отрывки из книги К.И. Чуковского «Живой как жизнь. Разговор о русском языке». О каких тенденциях развития языка говорится в нем?

3. О каких формах речи и их особенностях пишут в своих дневниках А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой?

4. Как вы полагаете, изменилось ли соотношение между устной и письменной речью с появлением компьютера, интернета, сотового телефона, видиотелефона, аудиокассет? Изложите свое мнение в форме письма к другу.
По разделу II. Речевое общение
Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой речевая деятельность?

2. Охарактеризуйте основные единицы речевого общения.

3. Что представляют собой «речевое событие» и «речевая ситуация»?

4. Какова организация вербального взаимодействия?

5. Что понимается под эффективностью речевой коммуникации и от чего она зависит?

6. Какие вы знаете виды речевой деятельности?

7. Что понимается под невербальными средствами общения?

8. Какие типы жестов бывают и чем они различаются?

Эссе

1. Охарактеризуйте состояние коммуникативной грамотности в России. Объясните, почему наблюдается такая ситуация.

2. Умение эффективно и бесконфликтно общаться с людьми – природный талант или результат обучения? Все ли могут научиться эффективно общаться?

3. Почему люди нередко как бы стесняются говорить и принимать комплименты?

4. Имидж – это попытка обмануть окружающих или коммуникативная необходимость для человека?
Тест

А. Какие утверждения правильны?

1. Коммуникативная позиция говорящего – это степень его влиятельности в общении.

2. Коммуникативная позиция говорящего – это место его расположения относительно собеседника в процессе общения.

3. Коммуникативная цель может быть не достигнута, но общение может быть эффективным.

4. Коммуникативная цель может быть не достигнута, но общение может быть результативным.

Б. У кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?

1. Сидящий и стоящий.

2. Говорящий громко – говорящий тихо.

3. Тот, кто на трибуне – тот, кто внизу.

4. Тот, кто наклоняется к собеседнику – тот, кто сидит прямо.
По разделу III. Аспекты культуры речи
Практическое занятие

Тема: Нормативный аспект устной и письменной речи

Цель занятия: рассмотреть основные орфоэпические, грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; овладеть практическими навыками применения данных норм в устной и письменной речи.

^ План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

– понятие языковой нормы и варианта;

– основные законы произношения гласных и согласных звуков русского языка;

– произношение заимствованных слов;

– правила использования морфологических форм разных частей речи;

– варианты синтаксических норм в простом и сложном предложениях;

– правильность и точность словоупотребления;

– основные правила и принципы русской орфографии и пунктуации.

2) Практические задания по отработке правильного произношения и словоупотребления, навыков грамотного письма.
Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «культура речи» и каковы её аспекты?

2. В чем сущность нормативного аспекта культуры речи? Почему языковые нормы – явление историческое?

3. Каковы основные особенности ударения в русском языке?

4. Охарактеризуйте орфоэпические, грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные нормы литературного языка.

5. Употребление каких морфологических форм и синтаксических конструкций вызывает у вас затруднения?

6. Приведите примеры нарушения грамматических и лексических норм.
Примерный комплекс заданий для закрепления морфологической нормы

Задание 1. От слов, обозначающих профессии, образуйте форму женского рода там, где это возможно.

Артист, врач, директор, инженер, корректор, летчик, парикмахер, певец, писатель, продавец, ткач, техник, тракторист, токарь, санитар, слесарь, секретарь,

Задание 2. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.

Боа, гороно, депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, кофе, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль МГУ, статус-кво, Сухуми, тюль, такси, цеце, шимпанзе, шампунь.

Задание 3. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа. Составьте с ними словосочетания.

Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, директор, договор, доктор, инспектор, инструктор, катер, конструктор, лектор, прожектор, трактор, торт, цех.

Задание 4. От приведенных ниже слов образуйте родительный падеж множественного числа.

Абрикосы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, башни, бланки, гектары, грузины, иглы, карты, килограммы, мандарины, носки, оладьи, осетины, погоны, полотенца, простыни, сапоги, туфли, чулки, чулочки, яблони, ясли.

Задание 5. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных

Корпус... (здания, войсковые соединения) – корпус... (туловища); образ... (иконы) – образ... (художественно-литературные); орден… (знаки отличия) – орден… (рыцарские и монашеские общества); повод… (поводья) – повод… (побуждения).
Тест

Задание 1. Грамматические нормы языка – это нормы: 1) произносительные; 2) обеспечивающие точность словоупотребления; 3) морфологические и синтаксические; 4) обеспечивающие уместность употребления эмоционально окрашенных языковых средств.

Задание 2. Неправильно поставлено ударение в слове: 1) катАлог; 2) премИровать; 3) стОляр; 4) диалОг; 5) отчАсти; 6) завИдно.

Задание 3. Отметьте слова, где на месте написанного сочетания чн в литературном языке произносится шн: 1) нарочно; 2) посадочный; 3) двоечник; 4) горчичник.

Задание 4. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании: 1) предостеречь об опасности; 2) взаимное уважение; 3) вера в будущее; 4) причинить укус.

Задание 5. В предложении допущена орфографическая ошибка. Выпишите слово с орфографической ошибкой, исправив ее написание.

Ипполит Матвеевич в нерешительности потрогал рукой не бритый подбородок, провел щеткой по коротко стриженным алюминиевым волосам и, учтиво улыбаясь, двинулся навстречу теще – Клавдии Ивановне.

Задание 6. В предложении допущена следующая ошибка.

На аллее я увидел двух маленьких гимназистов, детей помещицы Чижевской, только что приехавших, которые поровнявшись с Петром Дмитриевичем, остановились.

1) орфографическая; 2) пунктуационная; 3) речевая.
Вопросы для собеседования

1. Почему правильность считается важнейшим коммуникативным качеством речи?

2. Для чего нужна логика в речи? В чем её сила? Приведите примеры логических ошибок, связанных с нарушением законов логики.

3. Что делает речь яркой и выразительной? Охарактеризуйте изобразительно-выразительные средства языка.

4. Назовите факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование

5. На какие группы делятся формулы речевого этикета?

6. Какова история обращения людей друг к другу в России?
По разделу IV. Функциональные стили современного русского языка
Вопросы для самопроверки.

1. Что такое «стиль» и «функциональный стиль»? Назовите книжно-письменные и устный функциональные стили русского языка.

2. Каковы особенности лексики, морфологии и синтаксиса научного стиля?

3. Охарактеризуйте сферу применения, жанры и подстили официально-делового стиля.

4. Какие вы знаете жанры, функции и признаки публицистического стиля?

5. Назовите особенности разговорного стиля.

6. В чем специфика языка художественной литературы?

7. Что такое тропы и фигуры речи. Перечислите их, определите их функции.
Практическое занятие

Тема: Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

^ Цель занятия: рассмотреть стилевые черты научной речи; охарактеризовать структурные особенности научных произведений; овладеть навыками написания аннотаций и рефератов.

^ План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

– сфера применения и жанровое разнообразие научного стиля;

– особенности лексики, морфологии и синтаксиса научного стиля;

– логическая схема, композиция, рубрикация и объем научного произведения;

– аннотация, реферат, доклад, конспект: общая характеристика.

2) Практические задания по отработке правильного написания аннотации и реферата.
Практические задания к темам раздела

1. Определите, к какому стилю речи относится каждый из фрагментов текстов. Перечислите основные стилеобразующие факторы.

2. Прочитайте текст тезисов. Найдите языковые средства, характерные для научного стиля.

3. Прочитайте текст. Определите, какой важный принцип эффективности рекламного текста нарушен в описанном случае.

5. Найдите в прессе примеры наиболее удачных, на ваш взгляд, рекламных объявлений и слоганов. Объясните, почему вы их выбрали.

6. Прочитайте рассуждения о рекламе поэта Владимира Маяковского, написанные им ещё в 1923 году. Определите важнейшее свойство рекламы.

7. Составьте и напишите деловому партнеру: письмо-просьбу, письмо-ответ, письмо-приглашение, письмо-напоминание, письмо-благодарность.

8. Найдите 6 ошибок в данном заявлении. Отредактируйте текст.

9. Прочитайте образец доверенности. Определите, из каких элементов (реквизитов) состоит текст доверенности. Надпишите названия реквизитов.

10. Составьте текст заявления, доверенности, расписки и объяснительной записки в ситуациях, указанных ниже.
Эссе

1. Протокольно-этикетные выступления по своему содержанию неискренни. Почему тем не менее они очень распространены и во многих ситуациях необходимы?

2. Лекция, объяснение учителя на уроке – жанры информационные. Преподаватели вузов, учителя обычно хорошо владеют информацией, которую они сообщают. Почему же одних слушать легко, других – трудно, а третьих – невозможно? Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?

3. В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?

4. Существуют ли вопросы, на которые в принципе невозможно дать ответ, и вопросы, на которые лектор может не отвечать?
Ролевые игры

1. Игра «Ночное дежурство».

2. Игра «Финансирование идей».

3. Игра «Благотворительность».

Темы для дебатов

1. Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным

2. Реклама портит облик современного города

3. Эвтаназию можно оправдать.

4. Рекламу на телевидении следует запретить.

5. Использование животных в научных целях аморально.

6. Скрывать правду от смертельно больного неэтично.

7. Переговоры с террористами недопустимы.
По разделу V. Совершенствование навыков речевой деятельности


Практическое занятие

Тема: Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

^ Цель занятия: рассмотреть основные направления по совершенствованию навыков устной и письменной речи; охарактеризовать основные компоненты техники речи, научиться устанавливать и поддерживать деловые контакты, используя вербальные и невербальные средства общения; научить на практике применять полученные знания о компонентах техники речи.

План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

  • понятие о технике речи и устройстве речевого аппарата;

  • дыхание, его виды и его тренировка;

  • голос и процесс его воспитания;

  • дикция; интонация; пауза;

  • деловая беседа, её структурная организация;

  • деловое совещание; факторы успеха в проведении делового совещания;

  • деловой телефонный разговор; телефонный этикет.

2) Практические упражнения по отработке правильной дикции, речевого дыхания, интонации, навыков установления и поддержания деловых контактов.
Вопросы для собеседования:

1. Какие вы знаете направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения? Что такое «техника речи»?

2. С каких упражнений надо начинать формирование речевого дыхания?

3. Каков механизм голосообразования? Почему этот механизм требует игровой методики воспитания голоса?

4. Охарактеризуйте основные качества профессионального голоса.

5. Почему дикцию считают основой профессиональной речи?

6. Какова структурная организация деловой беседы?

7. Какие вы знаете факторы успеха в проведении делового совещания?

8. Что такое «телефонный этикет»?
Эссе

1. Почему все люди ругают рекламу, но при этом хорошо запоминают и часто цитируют.

2. Что лучше при устройстве на работу: сначала приукрасить себя, умолчать о своих слабых сторонах и проблемах, чтобы тебя взяли на работу, или сразу сказать о своих слабых сторонах, чтобы произвести впечатление самокритичного человека?

3. Что эффективнее, с вашей точки зрения: агитировать людей или убеждать их?

4. Могут ли дебаты, если они получат распространение у нас в стране, помочь нашему обществу в решении социальных проблем?

5. В чем польза для общества от риторической грамотности граждан?
Перечень вопросов к экзамену

1. Русский язык в современном мире. Структура и функции языка.

  1. Формы существования национального языка.

  2. Литературный язык как высшая форма национального языка: признаки, устная и письменная разновидности.

  3. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.

  4. Культура речи: нормативные, коммуникативные и этические аспекты.

  5. Орфоэпические и акцентологические нормы.

  6. Морфологические нормы.

  7. Синтаксические нормы.

9. Лексические и стилистические нормы.

10. Орфографические нормы. Принципы русской орфографии.

11. Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации.

12. Правильность как важнейшее коммуникативное качество речи.

  1. Точность высказывания.

  2. Логичность изложения.

  3. Лексико-фразеологическое и семантическое богатство русского языка.

  4. Чистота и уместность речи.

  5. Выразительность и изобразительность как достоинства речи.

  6. Использование в речи устойчивых оборотов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок.

  7. Функциональные стили современного русского литературного языка, их взаимодействие.

  8. Научный стиль и его особенности.

  9. Способы фиксации прочитанной информации (конспект, аннотация, реферат).

  10. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

  11. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

  12. Унификация языка служебных документов.

  13. Языковые формулы официальных документов.

  14. Типы документов.

  15. Правила оформления документов.

  16. Язык и стиль распорядительных документов.

  17. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

  18. Язык и стиль справочно-информационной документации.

  19. Речевой этикет в документе.

  20. Реклама в деловой речи.

  21. Деловая беседа: структурная организация, основные виды.

  22. Деловое совещание. Факторы успеха в проведении делового совещания.

  23. Деловой телефонный разговор. Телефонный этикет.

  24. Публицистический стиль, его основные признаки, функции, жанры.

  25. Понятие об ораторском искусстве, виды ораторского искусства.

  26. Подготовка речи: выбор темы, цель речи.

  27. Основные приёмы поиска материала.

  28. Начало, развёртывание и завершение речи.

  29. Словесное оформление публичного выступления.

  30. Основные виды аргументов.

  31. Специфика языка художественной литературы.

  32. Разговорная речь, её особенности.

  33. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).

  34. Основные единицы речевого общения.

  35. Организация вербального взаимодействия.

  36. Невербальные средства общения.

  37. Техника речи: дыхание и его тренировка, голос и его воспитание.

  38. Техника речи: дикция, интонация, пауза.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) Основная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. Пособие для вузов. Ростов н/Д, 2002.

2. Гойхман О.Л., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988.

4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. М., 2003.

5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2002.

б) Дополнительная литература:

6. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1978.

7. Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. М.. 1980.

8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

9. Десяева Н.Д. Культура речи педагога. М., 2003.

10. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. М., 2002.

11. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.. 1993.

12. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. М., 1988.

13. Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2002.

14. Марченко Е.П. Основы речевой культуры и стилистики. Краснодар, 2001.

15. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991.

16. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

17. Скворцов Л.П. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1983.

18. Сопер Поль Л. Основы искусства речи. Ростов н/Д, 2002.

19. Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.

20. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

в) Лингвистические словари и справочники:

1. Букчина В.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника): Ок. 82000 слов. М., 1988.

2. Горбачевич К.С. Словарь синонимов русского языка: Более 4000 синонимов. М., 2007.

3. Зарва М.В. Русское словесное ударение: Словарь. М., 2001.

4. Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. М., 2001.

5. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 2002

6. Михайлова О.А. Словарь антонимов русского языка: Свыше 2000 антонимических пар. М., 2007.

7. Новый орфографический словарь-справочник русского языка: Более 107 тысяч слов / Отв. ред. В.В. Бурцева. М.. 2001.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.

9. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М.. 1987.

10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2001.

11. Современный словарь иностранных слов: Ок. 20000 слов. СПб, 1994.

12. Толковый словарь русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия: Более 7000 слов и устойчивых сочетаний. М., 2005.

13. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / Сост. Л.А. Войнова и др. М., 1978.

14. Хлебцова О.А. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах. М., 1999.

г) Программное и коммуникационное обеспечение

Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для лабораторных занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на лабораторных занятиях).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 031000 – Филология.

Авторы:

Рецензент (ы) _________________________

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Информационные системы и технологии издательского дела»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной и заочной...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплекса знаний и практических навыков о принципах предпринимательской деятельности в России и других странах...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины / / рабочая программа учебной дисциплины
Формирование у студентов комплексного представление о профессиональной деятельности в сфере международные отношения, их истории,...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Практическая реализация учебной программы предусматривает проведение аудиторных занятий в виде лекций, семинаров, консультаций и...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины административное право

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины муниципальное право России

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «язык и технология программирования c++»
Изучение дисциплины базируется на освоении следующих дисциплин: математический анализ, дискретная математика, информатика, алгебра...

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины психология и педагогика psychology and pedagogy

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа Учебной дисциплины «Общий уход за больными»
Э. Н. Терегуловой на основании типовой учебной программы (М., 2000г), требований Государственного образовательного стандарта впо...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов